Интерактивность и литературный прием: к проблеме взаимодействия
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОСТМОДЕРНИЗМ И ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОСТИ 9
1.1. Обзор постмодернистской теории 9
1.2. Важность читателя и применение интерактивности 15
ГЛАВА 2. К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ 21
2.1. Интерактивность и ее выражение в постмодернистской литературе: интертекстуальность как литературный приём 21
2.1.1. Особенности анализа постмодернистской литературы в аспекте интерактивности 21
2.1.2. Интерактивные элементы в пьесе О. Богаева «Вишневый ад Станиславского» 25
Выводы 35
2.2. Геймификация литературы на основе интерактивности: интерактивная литература как жанр на границе между литературой и видеоигрой 37
2.2.1. Определение и характеристики интерактивной литературы 37
2.2.2. Интерактивные элементы в визуальной новелле «Бобок» 41
Выводы 50
2.3. Углубленное развитие интерактивных приложений: видеоигры и революция повествования 52
2.3.1. Манипулирование игроками и интерактивное повествование 52
2.3.2. Практики интерактивного повествования в видеоигре «Atomic Heart» 57
Выводы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ГЛАВА 1. ПОСТМОДЕРНИЗМ И ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОСТИ 9
1.1. Обзор постмодернистской теории 9
1.2. Важность читателя и применение интерактивности 15
ГЛАВА 2. К ПРОБЛЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОСТМОДЕРНИСТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ 21
2.1. Интерактивность и ее выражение в постмодернистской литературе: интертекстуальность как литературный приём 21
2.1.1. Особенности анализа постмодернистской литературы в аспекте интерактивности 21
2.1.2. Интерактивные элементы в пьесе О. Богаева «Вишневый ад Станиславского» 25
Выводы 35
2.2. Геймификация литературы на основе интерактивности: интерактивная литература как жанр на границе между литературой и видеоигрой 37
2.2.1. Определение и характеристики интерактивной литературы 37
2.2.2. Интерактивные элементы в визуальной новелле «Бобок» 41
Выводы 50
2.3. Углубленное развитие интерактивных приложений: видеоигры и революция повествования 52
2.3.1. Манипулирование игроками и интерактивное повествование 52
2.3.2. Практики интерактивного повествования в видеоигре «Atomic Heart» 57
Выводы 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
В 60-70-х годах прошлого века возник постмодернизм как социальное и культурное направление, характеризующееся антитрадиционной философией. Постмодернизм выступает за критику и деконструкцию современных культурных философий и духовных ценностей, за изменение образа мышления, которое устраняет диаметральное противопоставление субъекта и объекта, мысли и бытия, личности и мира. Постмодернистское художественное творчество представляет собой полный переворот традиционного взгляда на искусство в эстетическом смысле, где принципы формальной квалификации и пристрастности модернизма отвергаются полностью, основное внимание уделяется стилистической гибридности и разнообразию взглядов и ценностей. В своей статье американский критик Брайан Макхейл суммирует три общих понимания постмодернизма: во-первых, постмодернизм рассматривается как разрыв с прошлыми представлениями (революционный); во-вторых, постмодернизм рассматривается как продолжение и трансформация прошлых форм (противоречиво-смешанный); в-третьих, постмодернизм рассматривается как чередование прошлых способов изложения вещей (трансформационный). В этом смысле нарратив постмодернистского творчества также является антитрадиционными по своей сути.
Э. Гидденс предполагает, что «согласно точке зрения социального эволюционизма, «историю» можно объяснить с помощью конструирования единой «сюжетной линии», которая дает упорядоченное изображение беспорядочного множества человеческих действий». В постмодернистском контексте такой «сюжетной линии» больше не существует. Невозможно больше следовать такой проработанной и сложной сюжетной линии, в которой есть свои взлеты и падения. По словам Лиотара, «постмодерн как недоверчивость к метанарративам» (Перевод мой – Я. Ч.). В этом контексте термин «Метанарратив» был заменен на «малые повествования» (little narratives), которые, хотя и менее влиятельны, чем «Метанарратив», подрывают все определенности, на которых основано традиционное представление о повествовании и истории.
С постмодернистской деконструкцией «Метанарратив» почти каждая область социальных наук попыталась провести собственное исследование, используя бессубъектный подход к исследованию . Неопределенность стала фундаментальной чертой постмодернизма, а неопределенность самой литературы неизбежно приводит к вовлеченности читателя. Статус читателей поднялся как никогда ранее. Они больше не являются теми, кого В. Х. Уэнделл называет «читателями в цепях» (Перевод мой – Я. Ч.), которые могут только пассивно принимать и наслаждаться, но вместо этого им явно дана самая большая власть создавать смысл текста и становиться главными героями литературной игры. Постмодернистские тексты представляют себя в процессе переписывания, переработки и ответа, так что постмодернистское искусство претендует на то, чтобы быть искусством в действии, а реальным субъектом действия является реципиент—читатель. Таким образом, смещение центра литературных исследований было естественным, и возникла ориентированная на читателя природа постмодернистского творчества.
Форма творчества, ориентированная на читателя, отказывается от «эго» писателя или в какой-то степени уступает ему, разрушая абсолютную писательскую субъективность, заключающуюся в изоляции от читателя при создании произведения, и вместо этого активно смещает фокус на потребности читателя. Творчество, мотивированное и нацеленное на читательскую рецепцию, делает читателя особым адресатом духовного взаимодействия с произведением. В то же время, благодаря развитию электронных информационных технологий, форма творчества, ориентированная на читателя, характеризуется «цифровым взаимодействием», именно так «своевременная обратная связь» представляется на уровне читателя в постмодернистском контексте, чему способствует интерактивность компьютеров. Как подчеркивает Н. Б. Маньковская в своей монографии «Эстетика постмодернизма», постмодернизм, возникший во многом благодаря развитию новейших технических средств массовых коммуникаций, утверждает ряд новых художественно-эстетических кодов (интерактивность), и создает принципиально новую художественную среду. В этом контексте читатель больше не является обычным реципиентом, но читателем с определенным духом сотворчества . Кроме того, под воздействием эффекта «цифрового медиа» читатель формирует более полно интерактивные субъективные отношения с произведением. И когда нынешнее глубокое развитие онлайн-медиа больше поддерживает функцию аудиовизуального символического представления, эта тенденция полного использования и активного творческого освоения потенциала цифровой эстетики превращает читателя в элитарного читателя, обладающего способностью активно творить, что также дает новое направление для развития литературы в эпоху новых медиа. В современной культуре активно размывается граница между литературой и другими видами искусства, схожие принципы работают в нарративах, казалось бы, совсем разного вида, и остро встает вопрос о том, что такое литературность. Поэтому особенно важно анализировать периферию литературы, явления на границе литературы и других искусств.
Объектом исследования является взаимодействие собственно литературного и игрового начала в современном культурном поле, в частности, в аудиовизуальном искусстве.
Предметом исследования является проявление постмодернистской интерактивности как особенности современной литературы и видеоигр.
В рамках данной диссертации материалом служат пьеса Олег Богаева «Вишневый ад Станиславского», визуальная новелла «Бобок» и видеоигра «Atomic Heart».
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время читатель-центрированность является актуальной темой в теории литературы в контексте постмодерна, и что творческие произведения, мотивированные и созданные с учетом читателя, делают читателя особым реципиентом взаимодействия с произведением. Поэтому необходимо с точки зрения интерактивности проиллюстрировать характеристики интерактивности в структуре, способах взаимодействия и повествовании рассматриваемых произведений и уникальный психологический опыт, который он приносит зрителям, принимая во внимание типичные примеры постмодернистского творчества.
Цель диссертации – определение роли и описание особенностей интерактивности художественного произведения в ситуации сближения и взаимовлияния литературы и видеоигр в постмодернистской культуре. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть и разграничить различные концепции интерактивности художественного произведения в контексте постмодернистской культуры, отличающейся особым вниманием к фигуре читателя;
2. Рассмотреть особенности взаимодействия литературы и видеоигр как разных видов искусства, связанных друг с другом и существующих в общем культурном поле;
3. Проанализировать произведения, основанные на интерактивности.
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы и приемы исследования:
1. Метод систематизации и классификации материала;
2. Описательный;
3. Сопоставительный;
4. Метод компонентного анализа.
Новизна данной работы заключается в следующих аспектах:
1. Исследование представляет собой инновационное сочетание выбранных теоретических инструментов (постмодернистская теория, рецептивная эстетика, игрология и др.);
2. Анализируемые произведения еще не становились материалом научного рассмотрения;
3. Тема взаимодействия поэтики литературных произведений и видеоигр еще слабо изучена гуманитарной наукой;
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации подходов к изучению интерактивных художественных текстов, которая позволяет лучше понять устройство современной культуры, в которой границы между разными видами искусства оказываются очень подвижны.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что в исследовании предлагается прикладной анализ концепции интерактивности в отношении репрезентативных работ, который может быть интересен обучающимся в данной области. Таким образом, Практическая значимость определена возможностью использования результатов исследования при подготовке общих и специальных курсов по современной культуре и по междисциплинарным подходам в изучении художественных произведений.
Данная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка литературы.
Э. Гидденс предполагает, что «согласно точке зрения социального эволюционизма, «историю» можно объяснить с помощью конструирования единой «сюжетной линии», которая дает упорядоченное изображение беспорядочного множества человеческих действий». В постмодернистском контексте такой «сюжетной линии» больше не существует. Невозможно больше следовать такой проработанной и сложной сюжетной линии, в которой есть свои взлеты и падения. По словам Лиотара, «постмодерн как недоверчивость к метанарративам» (Перевод мой – Я. Ч.). В этом контексте термин «Метанарратив» был заменен на «малые повествования» (little narratives), которые, хотя и менее влиятельны, чем «Метанарратив», подрывают все определенности, на которых основано традиционное представление о повествовании и истории.
С постмодернистской деконструкцией «Метанарратив» почти каждая область социальных наук попыталась провести собственное исследование, используя бессубъектный подход к исследованию . Неопределенность стала фундаментальной чертой постмодернизма, а неопределенность самой литературы неизбежно приводит к вовлеченности читателя. Статус читателей поднялся как никогда ранее. Они больше не являются теми, кого В. Х. Уэнделл называет «читателями в цепях» (Перевод мой – Я. Ч.), которые могут только пассивно принимать и наслаждаться, но вместо этого им явно дана самая большая власть создавать смысл текста и становиться главными героями литературной игры. Постмодернистские тексты представляют себя в процессе переписывания, переработки и ответа, так что постмодернистское искусство претендует на то, чтобы быть искусством в действии, а реальным субъектом действия является реципиент—читатель. Таким образом, смещение центра литературных исследований было естественным, и возникла ориентированная на читателя природа постмодернистского творчества.
Форма творчества, ориентированная на читателя, отказывается от «эго» писателя или в какой-то степени уступает ему, разрушая абсолютную писательскую субъективность, заключающуюся в изоляции от читателя при создании произведения, и вместо этого активно смещает фокус на потребности читателя. Творчество, мотивированное и нацеленное на читательскую рецепцию, делает читателя особым адресатом духовного взаимодействия с произведением. В то же время, благодаря развитию электронных информационных технологий, форма творчества, ориентированная на читателя, характеризуется «цифровым взаимодействием», именно так «своевременная обратная связь» представляется на уровне читателя в постмодернистском контексте, чему способствует интерактивность компьютеров. Как подчеркивает Н. Б. Маньковская в своей монографии «Эстетика постмодернизма», постмодернизм, возникший во многом благодаря развитию новейших технических средств массовых коммуникаций, утверждает ряд новых художественно-эстетических кодов (интерактивность), и создает принципиально новую художественную среду. В этом контексте читатель больше не является обычным реципиентом, но читателем с определенным духом сотворчества . Кроме того, под воздействием эффекта «цифрового медиа» читатель формирует более полно интерактивные субъективные отношения с произведением. И когда нынешнее глубокое развитие онлайн-медиа больше поддерживает функцию аудиовизуального символического представления, эта тенденция полного использования и активного творческого освоения потенциала цифровой эстетики превращает читателя в элитарного читателя, обладающего способностью активно творить, что также дает новое направление для развития литературы в эпоху новых медиа. В современной культуре активно размывается граница между литературой и другими видами искусства, схожие принципы работают в нарративах, казалось бы, совсем разного вида, и остро встает вопрос о том, что такое литературность. Поэтому особенно важно анализировать периферию литературы, явления на границе литературы и других искусств.
Объектом исследования является взаимодействие собственно литературного и игрового начала в современном культурном поле, в частности, в аудиовизуальном искусстве.
Предметом исследования является проявление постмодернистской интерактивности как особенности современной литературы и видеоигр.
В рамках данной диссертации материалом служат пьеса Олег Богаева «Вишневый ад Станиславского», визуальная новелла «Бобок» и видеоигра «Atomic Heart».
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время читатель-центрированность является актуальной темой в теории литературы в контексте постмодерна, и что творческие произведения, мотивированные и созданные с учетом читателя, делают читателя особым реципиентом взаимодействия с произведением. Поэтому необходимо с точки зрения интерактивности проиллюстрировать характеристики интерактивности в структуре, способах взаимодействия и повествовании рассматриваемых произведений и уникальный психологический опыт, который он приносит зрителям, принимая во внимание типичные примеры постмодернистского творчества.
Цель диссертации – определение роли и описание особенностей интерактивности художественного произведения в ситуации сближения и взаимовлияния литературы и видеоигр в постмодернистской культуре. Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Рассмотреть и разграничить различные концепции интерактивности художественного произведения в контексте постмодернистской культуры, отличающейся особым вниманием к фигуре читателя;
2. Рассмотреть особенности взаимодействия литературы и видеоигр как разных видов искусства, связанных друг с другом и существующих в общем культурном поле;
3. Проанализировать произведения, основанные на интерактивности.
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы и приемы исследования:
1. Метод систематизации и классификации материала;
2. Описательный;
3. Сопоставительный;
4. Метод компонентного анализа.
Новизна данной работы заключается в следующих аспектах:
1. Исследование представляет собой инновационное сочетание выбранных теоретических инструментов (постмодернистская теория, рецептивная эстетика, игрология и др.);
2. Анализируемые произведения еще не становились материалом научного рассмотрения;
3. Тема взаимодействия поэтики литературных произведений и видеоигр еще слабо изучена гуманитарной наукой;
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации подходов к изучению интерактивных художественных текстов, которая позволяет лучше понять устройство современной культуры, в которой границы между разными видами искусства оказываются очень подвижны.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что в исследовании предлагается прикладной анализ концепции интерактивности в отношении репрезентативных работ, который может быть интересен обучающимся в данной области. Таким образом, Практическая значимость определена возможностью использования результатов исследования при подготовке общих и специальных курсов по современной культуре и по междисциплинарным подходам в изучении художественных произведений.
Данная работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка литературы.
Интерактивность является атрибутом, отличающим старую и новую культуры, и принципиально отличается по структуре повествования от классического повествования, которое является односторонним повествованием, сосредоточенным на рассказчике, тогда как повествование с интерактивностью требует участия в нем читателя. В контексте постмодернистской культуры концепция и роль интерактивности в произведениях искусства варьируется, исходя из особой заботы об образе читателя. В пьесе «Вишневый ад Станиславского» интерактивность представлена как духовное проявление, т.е. когда под воздействием произведения реципиент взаимодействует с текстом и автором в духовном измерении посредством мысли и чувства. В то же время новое содержание размышлений реципиента на основе этой интерактивности формирует новые отношения с исходным текстом, которые носят пародийный характер и позволяют глубже понять общую тему литературного произведения. В интерактивной новелле «Бобок» интерактивность выражается как реалистическое действие, то есть возможность и необходимость реалистического взаимодействия читателя с системой, которая зависит от системы, заданной автором. Это означает, что процесс, посредством которого аудитория получает произведение, играет решающую роль в его целостности, что позволяет получить действительно интерактивный опыт и новый вид расширения интерактивности. В то же время, опираясь на необходимость действия реципиента в этой интерактивности, представление персонажей и сюжет произведения носит незавершенный и развитый характер. В видеоигре «Atomic Heart» интерактивность выражена на самом высоком уровне взаимодействия, то есть непрерывная обратная связь в обоих направлениях. Это интерактивное представление приводит к прорыву в повествовании, в котором содержание работы рождается со случайностью и множеством возможностей. В работах с такой интерактивностью игрок переживает «реальность» произведения особым образом.
Очевидно, что с развитием литературной теории переход контроля над произведением к читателю в максимально возможной степени стал явной тенденцией времени, причем акцент на читателе достиг беспрецедентного уровня, особенно в контексте постмодернизма. В этом контексте творчество переворачивает традицию, согласно которой повествование является полностью ответственностью автора, а повествование - исключительно дискурсивным актом автора, так что позиция читателя и автора сильно меняется. Можно сказать, что ориентация на читателя, отстаиваемая постмодернистским творчеством, в некотором смысле является предвестником рождения интерактивного творчества и чтения. В каком-то смысле в зачаточном состоянии «интерактивность» присутствует даже в наиболее классической литературе, принципиальная разница между высочайшим уровнем интерактивности, воплощенным в видеоиграх, и интерактивностью, которую мы видим, например, в интерактивных книгах 1930-х годов, заключается лишь в том, что развитие информационных технологий позволило расширить саму интерактивность вглубь, и основа заботы о роли читателя остается неизменной. Именно на этом основании литературно-художественное творчество в конкретном культурном контексте опирается на концепцию интерактивности, чтобы реализовать культурную связь и в то же время воплотить в жизнь новые культурные тенденции.
Очевидно, что с развитием литературной теории переход контроля над произведением к читателю в максимально возможной степени стал явной тенденцией времени, причем акцент на читателе достиг беспрецедентного уровня, особенно в контексте постмодернизма. В этом контексте творчество переворачивает традицию, согласно которой повествование является полностью ответственностью автора, а повествование - исключительно дискурсивным актом автора, так что позиция читателя и автора сильно меняется. Можно сказать, что ориентация на читателя, отстаиваемая постмодернистским творчеством, в некотором смысле является предвестником рождения интерактивного творчества и чтения. В каком-то смысле в зачаточном состоянии «интерактивность» присутствует даже в наиболее классической литературе, принципиальная разница между высочайшим уровнем интерактивности, воплощенным в видеоиграх, и интерактивностью, которую мы видим, например, в интерактивных книгах 1930-х годов, заключается лишь в том, что развитие информационных технологий позволило расширить саму интерактивность вглубь, и основа заботы о роли читателя остается неизменной. Именно на этом основании литературно-художественное творчество в конкретном культурном контексте опирается на концепцию интерактивности, чтобы реализовать культурную связь и в то же время воплотить в жизнь новые культурные тенденции.
Подобные работы
- Применение интерактивных методов обучения при изучении темы «Техногенные опасности» у обучающихся средних классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - МУЗЕИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА (КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА 1985-2003 ГГ.)
Диссертации (РГБ), культурология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Управление сетевым взаимодействием организации дополнительного образования туристско-краеведческой направленности с использованием ресурсов информационно-методических порталов (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 1400 р. Год сдачи: 2018 - Электронные образовательные ресурсы как компонент и условия взаимодействия субъектов образовательного процесса дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Языковые средства создания литературного типажа как проблема перевода
Магистерская диссертация, теория перевода. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2018 - МОНИТОРИНГ ПОНИМАНИЯ ПИКТОГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В
ИНТЕРАКТИВННОЙ СРЕДЕ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ИНТЕРАКТИВНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ДИСТРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2021 - Организация сетевого взаимодействия «Школа-Колледж» (на примере
Государственного автономного профессионального образовательного
учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «РАСТВОРЫ» СТУДЕНТАМИ НЕХИМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Магистерская диссертация, химия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2018



