Объект исследования - ООО «ПОЛЮС-СТ» (г. Москва).
Основной вид деятельности - производство радиолокационной, радионавигационной аппаратуры и радиоаппаратуры дистанционного управления.
Проведен анализ финансовых показателей за 2019-2021 годы.
Есть приложения.
Введение 3
1 Теоретические основы системы менеджмента качества 5
1.1 Понятие системы менеджмента качества и ее сущность 5
1.2 Подходы к управлению качеством продукции 10
1.3 Нормативно-правовое регулирование системы менеджмента качества 27
2 Анализ эффективности системы менеджмента качества продукции в ООО «ПОЛЮС-СТ» и направления ее улучшения 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ПОЛЮС-СТ» 31
2.2 Анализ системы менеджмента качества продукции ООО «ПОЛЮС-СТ»..35
2.3 Оценка эффективности системы менеджмента качества продукции
ООО «ПОЛЮС-СТ» 43
2.4 Направления повышения качества продукции и их экономическая эффективность 49
Заключение 65
Библиографический список 67
Приложения 73
На данный момент в качестве центрального фактора, посредством которого удается повысить производственную эффективность компании, выступает улучшение качества производимой продукции, а также оказываемых услуг. Что касается качества продукции, то это центральный параметр, который определяет выживаемость компании на рынке. Кроме прочего, это главный способ для достижения рыночного успеха в условиях ведения жесткой конкурентной борьбы. Тем самым обуславливается актуальность настоящего исследования.
Одно из действенных средств, позволяющих обеспечивать конкурентоспособность, устойчивость отечественных субъектов хозяйствования заключается в гибкости их систем производства, способности к адаптации к тем или иным изменениям условий функционирования с минимумом затрат. Поиск своей базы потребителей, создание различных новых видов продукции не могут в принципе обеспечить конкурентные преимущества, а также устойчивость субъекта хозяйствования при несоответствии качества производства международным стандартам.
Для поддержания постоянной удовлетворенности потребителя, организации должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы. Система менеджмента качества организации, как один из инструментов менеджмента, дает уверенность высшему руководству самой организации и её потребителям, что организация способна поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям необходимого качества, в необходимом количестве за установленный период времени, затратив на это установленные ресурсы.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по совершенствованию системы менеджмента качества продукции в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие системы менеджмента качества и ее сущность;
проанализировать подходы к управлению качеством продукции;
проанализировать нормативно-правовое регулирование системы менеджмента качества;
дать организационно – экономическую характеристику
ООО «ПОЛЮС – СТ»;
провести анализ системы менеджмента качества продукции
ООО «ПОЛЮС-СТ»;
дать оценку эффективности системы менеджмента качества продукции ООО «ПОЛЮС-СТ»;
разработать направления повышения качества продукции и их экономическая эффективность.
Объектом исследования является организационно-управленческая деятельность организации, на примере ООО «ПОЛЮС-СТ».
Предметом исследования является система менеджмента качества продукции.
Методом исследования являются анализ, синтез, обобщение, моделирование, классификация и сравнение.
Изучением системы менеджмента качества занимались О.В. Аристов, Л.Е. Басовский, С.Ю. Беляев, Б.И. Герасимов, А.В. Гличев, Е.А. Горбашко и др.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, два раздела, заключение и библиографический список.
В первом разделе рассмотрено понятие и элементы системы менеджмента качества; проведен анализ нормативно-правового регулирования СМК.
Во втором разделе дана общая характеристика ООО «ПОЛЮС-СТ», проведен анализ СМК продукции организации. Разработаны рекомендации по совершенствованию СМК продукции в организации; проведен анализ экономической эффективности повышения качества продукции.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. В первом разделе рассмотрено понятие системы менеджмента качества и ее сущность.
Были проанализированы подходы к управлению качеством продукции, а также нормативно-правовое регулирование системы менеджмента качества. Таким образом, правовая база в области обеспечения качества во внешней среде сформирована целым рядом законов, регулирующих формирование системы управления качеством продукции предприятия.
2. Во втором разделе дана организационно-экономическая характеристика ООО «ПОЛЮС-СТ». Данное предприятие является одним из лидеров рынка технических средств охраны в России. Компания успешно воплощает в жизнь собственные разработки и реализовывает, как на российском, так и на зарубежном рынках систем безопасности.
Был проведен анализ системы менеджмента качества продукции
ООО «ПОЛЮС-СТ». Анализ истории внедрения СМК на ООО «ПОЛЮС-СТ», показал, что разработка и внедрение системы менеджмента качества на предприятии было осуществлено в несколько этапов. Сначала проводился анализ действующих государственных и международных стандартов, которые не противоречат, а только улучшают политику ведения хозяйственной деятельности предприятием. Анализ стандартов качества показал, что наиболее подходящим для ООО «ПОЛЮС-СТ», является ГОСТ ISO 9001-2015.
Была дана оценка эффективности системы менеджмента качества продукции ООО «ПОЛЮС-СТ». В ходе анализа распределения функций соблюдения требований СМК, было выявлено, что на фирме хорошо налажен процесс делегирования функций выполнения требований СМК.
Затраты на предупредительные мероприятия увеличились за 2021 год на 15,4 тыс. руб. и достигли 196400 руб. в год. Затраты на калибровку и поверку измерительного оборудования увеличились по сравнению с 2020 годом на
3 тыс. руб. и составили в 2021 году 21 тыс. руб. Затраты на внешние несоответствия увеличились за указанный период на 18,4 тыс. руб. Затраты на внутренние несоответствия увеличились на 3,5 тыс. руб.
В рамках рассмотренных этапов стратегии управления качеством продукции на ООО «ПОЛЮС-СТ» целесообразно применить такие меры по совершенствованию стратегического управления качеством продукции:
1. 1. Значительно увеличивается уровень технической, материальной производственной базы. Итоги прошлых исследований позволяют утверждать о том, что по причине наличия устаревшего оборудования возникают периодические простои в рамках технологического процесса.
2. Нужно использовать квалификационный анализ причин, по которым возникает брак. Примечательно, что между качеством продукции и размером брака имеются сложные, достаточно противоречивые связи.
3. Увеличивается качество сырья. Если опираться на принцип взаимовыгодного сотрудничества с поставщиками, то для устранения имеющихся недостатков предстоит предложить использование методики комплексного оценивания поставщиков сырья. Это даст возможность выбрать самых надежных поставщиков для налаживания долгосрочных связей.
4. Важно регулярно совершенствовать производственную, трудовую организацию. Уровень организации производства в компании – высокий. Нужно предложить – введение жесткой ответственности для контролеров при выявлении брака на подконтрольном месте. В таком случае будет обеспечено ответственное отношение к выполнению обязанностей, повысится эффективность мер, которые направлен на повышение работоспособности системы менеджмента качеством.
Таким образом, затраты на мероприятия составят 980 тыс. руб., а положительный эффект от их применения составит 4140 тыс. руб.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // Собрание законодательства РФ.2014. № 15. Ст. 1691.
2. Гражданский кодекс РФ (Часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. 05.05.2014г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32 Ст. 3301.
3. Федеральный закон РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О техническом регулировании» [Электронный ресурс] // Режим доступа: Консультант Плюс,
4. ГОСТ Р 56407-2015 «Бережливое производство. Основные методы и инструменты», утвержденный приказом Росстандарта от 27 мая 2015 г. № 448-ст.,
5. ГОСТ Р 56406-2015 «Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента», утвержденный приказом Росстандарта от 27 мая 2015 г. № 447-ст.,
6. ГОСТ Р 56405-2015 «Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки», утвержденный приказом Росстандарта от 27 мая 2015 г. № 446-ст.
7. Устав «ПОЛЮС-СТ» редакция № 8.
8. СТО СМК.007.20 Анализ со стороны руководства. Корректирующие и предупреждающие действия.
Учебники, монографии, диссертации, статьи
9. Антонина, Л. В. Метрология, стандартизация, подтверждение соответствия в общей системе управления качеством : учебное пособие / Л. С. Панченкова, Л. В. Антонина, Е. Ю. Долгова, И. Г. Леонтьева. — Омск : Омский государственный технический университет, 2019. — 110 c. — ISBN 978-5-8149-2797-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/115429.html (дата обращения: 30.11.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
10. Аристов, О.В. Управление качеством [Текст]: Учебник / О.В. Аристов. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2022. - 224 c.
11. Барменков Е.Ю. Требования ГОСТ Р ИСО 9001–2015 с комментариями. (Часть 2) : учебное пособие / Е. Ю. Барменков, В. А. Новиков, Е. Б. Бобрышев, А. И. Гришин ; под редакцией И. И. Иванов. — Моска : Академия стандартизации, метрологии и сертификации, 2017. — 126 c. — ISBN 978-5-98604-190-5. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/78187.html (дата обращения: 13.12.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
12. Басовский, Л.Е. Управление качеством [Текст]: Учебник / Л.Е. Басовский, В.Б. Протасьев. - Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2022. - 253 c.
13. Беляев, С.Ю. Управление качеством [Текст]: Учебник для бакалавриата / С.Ю. Беляев, Ю.Н. Забродин, В.Д. Шапиро. - Москва: Омега-Л, 2022. - 381 c.
14. Воробьёв, А. А. Системы менеджмента качества : учебное пособие / А. А. Воробьёв, Н. Ю. Шадрина, А. М. Будюкин. — Санкт-Петербург : ПГУПС, 2022. — 63 с. — ISBN 978-5-7641-1770-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/264698 (дата обращения: 30.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
15. Гембрис, С. Управление качеством [Текст] / С. Гембрис, Й. Геррманн; Пер. с нем. М.Н. Терехина. - Москва: СмартБук, 2022. - 128 c.
16. Герасимов, Б.И. Управление качеством: проектирование [Текст]: Учебник / Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин, Е.Б. Герасимова. - Москва: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2022. - 176 c.
17. Герасимов, Б.И. Управление качеством: проектирование [Текст]: Учебное пособие / Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин, Е.Б. Герасимова. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2022. - 176 c.
18. Герасимов, Б.И. Управление качеством: самооценка [Текст]: Учебник / Б.И. Герасимов, А.Ю. Сизикин, Е.Б. Герасимова, Г.А. Соседов. - Москва: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2022. - 176 c.
19. Герасимов, Б.Н. Управление качеством. Практикум [Текст]: Учебное пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков. - Москва: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2022. - 208 c.
20. Герасимова, Г.Е. Ещё один взгляд на терминологию по качеству [Текст] / Г.Е. Герасимова // Стандарты и качество. - 2022. - № 7. - С. 44-46.
21. Гличев, А.В. Основы управления качеством продукции [Текст] / А.В. Гличев. - Москва: АМИ, 2022. – 287 с.
22. Горбашко, Е.А. Управление качеством [Текст]: Учебник для бакалавров / Е.А. Горбашко. - Люберцы: Юрайт, 2020. - 450 c.
23. Дебердиева, О.В. Бережливое производство как инструментарий совершенствования производственной стратегии на отраслевых предприятиях : монография / Е. М. Дебердиева, О. В. Ленкова, С. В. Фролова [и др.]. — Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2020. — 169 c. — ISBN 978-5-9961-2116-8. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/115039.html (дата обращения: 20.12.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
24. Дресвянников, А.Ф. Контроль и управление качеством материалов [Текст] / А.Ф. Дресвянников, М.Е. Колпаков. - М.: Ленанд, 2022. - 440 c.
25. Дунченко, Н.И. Управление качеством в отраслях пищевой промышленности [Текст]: Учебное пособие / Н.И. Дунченко, М.Д. Магомедов, А.В. Рыбин.. - М.: Дашков и К, 2022. - 212 c.
26. Елисеева, Е. Н. Менеджмент качества : учебное пособие / Е. Н. Елисеева, А. В. Жагловская. — Москва : Издательский Дом МИСиС, 2018. — 108 c. — ISBN 978-5-906953-57-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/84410.html (дата обращения: 11.12.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
27. Загидуллин, Р.Р. Оптимальное управление качеством [Текст]: Монография / Р.Р. Загидуллин. - Ст. Оскол: ТНТ, 2022. - 124 c.
28. Зворыкина, Т.И. Управление качеством и инфраструктура предприятий сервиса бытовой и офисной техники [Текст]: Учебное пособие / Н.М. Комаров, Т.И. Зворыкина, А.В. Максимов. - М.: Солон-пресс, 2022. -128 c.
29. Ильин, В.В. Управлением качеством информационных систем в экономике [Текст]: Учебное пособие / Б.В. Черников, В.В. Ильин; Под ред. Б.В. Черников. - М.: ИД ФОРУМ, 2022. - 240 c.
30. Коноплев, С.П. Управление качеством [Текст]: Учебное пособие / С.П. Коноплев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2022. - 252 c.
31. Лапидус, В.А. Статистические методы, тотальное управление качеством, сертификация и кое-что ещё [Текст] / В.А. Лапидус // Стандарты и качество. - 2022. - № 4. - С. 68-71.
32. Окрепилов, В.В. Всеобщее управление качеством [Текст]: В 4-х кн. / В. В. Окрепилов. – Санкт-Петербург.: Изд-во СПб УЭФ, 2021. – 539 с.
33. Окрепилов, В.В. Роль качества в решении проблем научно-технологического развития РФ [Текст] / В.В. Окрепилов // Инновации. - 2021. - N 6. - С.40-43.
34. Окрепилов, В.В. Управление качеством [Текст] / В.В. Окрепилов. - Москва: Экономика, 2022. - 295 c.
35. Окумов А.А. Основы управления качеством товаров [Текст]. – Москва: Изд-во стандартов, 2021. - 278 с.
36. Почицкая, И. Контроль безопасности и качества продуктов питания [Текст] / И. Почицкая, Е. Александровская, Н. Комарова // Наука и инновации. - 2021. - № 5. - C.40-41.
37. Разумов, В.А. Управление качеством [Текст]: Учебник / В.А. Разумов. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 208 c.
38. Рождественский, В.В. TQM - 21 век : проблемы, опыт, перспективы [Текст] / В. В. Рождественский. - Москва: ТКБ интерсертпфика, 2021. – 173 с.
39. Рожков, В.Н. Управление качеством [Текст]: Учебник / В.Н. Рожков. - Москва: Форум, 2021. - 336 c.
40. Салимова, Т.А. Управление качеством [Текст]: Учебник / Т.А.. Салимова. - Москва: Омега-Л, 2021. - 376 c.
41. Сергеев, И. В. Экономика организации [Текст] / И. В. Сергеев. - М. : Дело и Сервис. - 2021. - 204 с.
42. Серегин, И. Г. Основы продовольственной безопасности России и системы менеджмента качества в соответствии с требованиями национальных и международных стандартов : учебное пособие / И. Г. Серегин, Б. В. Уша. — Санкт-Петербург : Квадро, 2021. — 412 c. — ISBN 978-5-906371-10-3. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/117660.html (дата обращения: 13.12.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей.
43. Смирнов, Э.А. Управление качеством рекламы [Текст]: Учебное пособие / Э.А. Смирнов. - Москва: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 170 c.
44. Тавер, Е.И. Введение в управление качеством [Текст]: Учебник / Е.И. Тавер. - Москва: Машиностроение, 2021. - 368 c.
45. Тебекин, А.В. Управление качеством: Краткий лекционный курс [Текст] / А.В. Тебекин. - Москва: Юрайт, 2021. - 223 c.
46. Тюшкевич А.А. Управление качеством продукции: вопросы теории и практики [Текст]. – Москва: Мысль, 2021. – 428 с.
47. Фейгенбаум, А. Контроль качества продукции [Текст] / А. Фейгенбаум. – Москва: Экономика, 2022. – 329 с.
48. Хачатуров, А.Е., Куликов, Ю.А. Основы менеджмента качества [Текст]. – Москва: Дело и сервис, 2022. - 303 с.
49. Шевченко, В.Г. Организация системы управления качеством продукции [Текст] / В.Г. Шевченко. - Владивосток: 2021.-163 с.
50. Ятерихина, Т.В. ИСО 9000 [Текст] / Т.В. Ятерихина // Стандарты и качество. - 2021. - № 8.