Разработка рекреационной программы для детей 3-5 лет с использованием элементов художественной гимнастики (Теория и методика избранного вида спорта, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта)
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ В РЕКРЕАЦИОННЫХ ПРОГРАММАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ 6
1.1. Возрастные особенности детей 3-5 лет 6
1.2. Характеристика художественной гимнастики, как вида рекреации 9
1.3. Методическое обеспечение программ дополнительного образования для детей дошкольного возраста 12
Глава 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА РЕКРЕАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ 17
2.1 Содержание рекреационно программы 17
2.2. Методические рекомендации для тренеров по реализации рекреационной программы для детей 3-5 лет с элементами художественной гимнастики. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А 33
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 46
ПРИЛОЖЕНИЕ З 48
Актуальность исследования. Рекреационная деятельность направлена на расширенное восстановление и укрепление здоровья, физических и духовных сил, трудоспособности человека[14]. Современный спорт выступает: и как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд [5]. Первые представления о здоровом образе жизни формируется уже в дошкольном возрасте. Если учесть, что это период является основополагающим в становлении личности человека, то становится очевидной актуальность формирования у дошкольников, хотя бы элементарных представлений о здоровом образе жизни. В понятие «здоровый образ жизни» входит воспитание у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональному питанию, соблюдение гигиенических норм и выработка потребности получения положительных эмоций [6] .
Спорт в детском возрасте – это залог будущего здоровья, именно поэтому он является очень важной составляющей процесса всестороннего воспитания ребенка. В процессе занятий основная нагрузка идет на мышцы, кости , суставы , что положительно сказывается на опорно-двигательном аппарате ребенка, а регулярные тренировки улучшают работу сердечно-сосудистой системы. Так как занятия проходят в группе, то у детей начинается формирование первичной социализации . Спортивный коллектив является важным фактором нравственного формирования личности спортсмена. В коллективе спортсмен развивается всесторонне – в нравственном, умственном и физическом отношении Важной особенностью подготовки детей к спорту является постепенное развитие физических качеств (сила, выносливость, быстрота, гибкость и ловкость) [10]. Если спорт направлен на показание наивысших результатов, то в рекреационной программе с элементами художественной гимнастики главной задачей является укрепление физических и психологических свойств, а также приобретение навыков художественной гимнастики, что позволит детям быстро влиться в профессиональный спорт [18].
В таких существующих программах физической подготовки для дошкольников, как «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Радуга», «Истоки» и «Развитие» , в которых нашли свое воплощение современные передовые взгляды на содержание и организацию дошкольного воспитания, в том числе на место и роль физкультурно-оздоровительной работы. В основном содержание этих программ направлено на развитие общих физических, умственных и психологических качеств, что способствует подготовке детей к общеобразовательной школе. Также мы изучили программу групп начальной подготовки по художественной гимнастики, что помогло мне более грамотно составить программу для детей.
Поэтому разработанная программа направлена не только на развитие выше сказанных качеств, но также будет уклон на развитие эмоциональности, музыкальности и ритмичности, что позволит детям с легкостью поступить в спортивную школу художественной гимнастики.
Объект исследования – процесс разработки рекреационной программы для детей дошкольного возраста с элементами художественной гимнастики.
Предмет исследования – содержание рекреационной программы для детей 3 – 5 лет с использованием элементов художественной гимнастики.
Цель исследования – обосновать рекреационную программу для детей 3 – 5 лет с элементами художественной гимнастики.
Гипотеза исследования – мы предположили, что анализ возрастных особенностей детей, анализ существующих программ дополнительного образования для дошкольников , а также программа группы начальной подготовки по художественной гимнастики поможет нам разработать рекреационную программу для детей 3-5 лет с элементами художественной гимнастики.
Задачи исследования:
1. Выявить возрастные особенности для детей 3 – 5 лет.
2. Рассмотреть существующие программы дополнительной подготовки детей дошкольного возраста.
3. Разработать содержание рекреационной программы для детей
3 – 5 лет с элементами художественной гимнастики.
Методы исследования : анализ научной и методической литературы; интернет-ресурсов; проектирование, математическая обработка.
Структура курсовой работы. Работа изложена на 50 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Характеристика иллюстративного материала. В работе имеются 3 таблицы, 8 приложений.
Рекреационные и оздоровительные мероприятия развивают двигательные способности детей, способствуют улучшению здоровья, формируют нравственное поведение и облегчают их активное участие в общественной жизни. Физические упражнения являются основными средствами формирования рекреационной физической культуры у детей. Они формируют двигательные умения и навыки, способствуют развитию двигательного аппарата, улучшают кровообращение и обмен веществ, благотворно влияют на дыхание.
Гимнастика, как вид рекреации поможет детям укрепить осанку, развивать музыкальный слух, координацию и двигательный аппарат. Здесь дети учатся чувствовать музыку и правильно показывать настроение в движениях. Кроме того, тренируются мышцы, воспитывается стойкость и формируется точность движений. Занятия отлично развивают гибкость, ловкость, учат ориентации в пространстве : тренируется как тело, так и мозг. Непростые последовательности элементов, которые нужно запомнить, превосходно тренируют память. Этот вид спорта прививает эстетическое воспитание. Систематические занятия гимнастикой отлично организуют, дисциплинируют, приучают ценить время, придают необыкновенное удовольствие управления своим телом.
Изучив возрастные особенности детей, были подобраны такие формы проведения организационной образовательной деятельности, как традиционный тип, занятие тренировочного типа, игровое занятие, занятие на развитие артистизма и т.д. В возрасте 3-5 лет большой уклон идет на развитие гибкости, так как мышцы более эластичны. Рассмотрев существующие программы для дошкольников, нам удалось разработать свою отличающуюся программу. Её отличие в том, что она направлена не на профессиональный спорт, а на укрепление физических качеств детей при помощи спорта художественной гимнастики. Дети , которые пройдут программу, смогут с легкостью поступить в любую спортивную школу уже с базовой подготовкой. При составление программы отдельным пунктом были разработаны методические рекомендации для тренеров, которые составлялись с учетом возрастных особенностей детей, а также по требованиям к занятиям, которые уже проводятся в спортивных школах.
1. Приказ Министерства спорта РФ от 20 августа 2019 г. N 675 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "художественная гимнастика".
2. "Правила вида спорта "художественная гимнастика" (утв. приказом Минспорта России от 21.12.2018 N 1068) (ред. от 22.12.2020).
3. Балабанова Е.В., Балабанов С.Н..Обучение школьниц художественной гимнастике / Реферат по физической культуре. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/referat-po-fizicheskoy-kulture-obuchenie-shkolnic-hudozhestvennoy-gimnastike-3276383.html
4. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни./Виноградов П.А.- / г. Москва, М:Мысль.2009. С. 112.
5. Грачев, О.К. Физическая культура студента / О.К. Грачев. – Ростов-на-Дону: Март, 2005. – 464 с.
6. Жаркова Е.С., Баринова С.В. Исследовательская работа. Роль гимнастики в формировании здорового образа жизни . «Здоровый образ жизни и его составляющие» [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/files/issledovatelskaia-rabota-na-temu-rol-gimnastiki-v.html
7. Иванова Р.Р. Психологические особенности 4-5 лет. г.Ульяновск [Электронный ресурс] URL : https://infourok.ru/psihologicheskie-osobennosti-detey-let-4019183.html.
8. Ковалева М.А. Психологические особенности детей 3-4 лет. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/06/25/psihologicheskie-osobennosti-detey-3-4-let.
9. Коновалова Л.А., Муртищева С.М. Теоретическое обоснование средств развития прыгучести в художественной / Коновалова Л.А., Муртищева С.М.-/г.Казань.2018.
10. Лисицына Е.А. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ШКОЛЕ ТРЕБУЕТ ОБНОВЛЕНИЯ//IV Всероссийский фестиваль науки. XVIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» . 2014 . С.247.
11. Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / В. И. Лях – М.: Просвещение, 2013. – 190 с. Единое окно доступа к информационным ресурсам [Электронный ресурс]. М. 2005 – 2018. URL: http://window.edu.ru/ (дата обращения: 01.06.2018).
12. Новицкая Е.Г. «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через создание в группе «Уголков здоровья» . [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/formirovanie-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-doshkolnikov-cherez-sozdanie-v-gruppe-ugolkov-zdorovya-2114635.html
13. Пелихова А.В. Особенности формирования физических качеств у детей дошкольного возраста//Реферат.2016. С.15.
14. Седоченко С.В. Учебное пособие для студентов институтов физической культуры / 10. Седоченко С.В. - /Физическая рекреация. 2019. С.70.
15. Соколов Н.Г., Овчинников В.П. Рекреация и двигательная реабилитация при занятиях физической культурой и спортом: учебное пособие./ 4. Соколов Н.Г., Овчинников В.П./ — СПб.:РГГМУ, 2016. — 44 с.
16. Тонкачева О. Чему учат детей в Московской школе «Динамо».//Спортивная гимнастика №1.2009.С.27.
17. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей. СПб/ 13. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.- «Детство-ПРЕСС.2000. С.2-3.
18. Хатунцева Э.М. Методика занятий художественной гимнастикой оздоровительной направленности для детей дошкольного возраста / Хатунцева Э.М. / г.Воронеж. 2018.С.175-178.
19. Шабалина Д.А., Блинова М.Л. Развитие координационных способностей и гибкости детей 5-7 лет средствами художественной гимнастики / Шабалина Д.А., Блинова М.Л./ г. Йошкар-Ола.2019. С.63.
20. Шлыков В.П. Программы оздоровления // Учебное пособие для студентов вуза, обучающихся по всем направлениям подготовки и специальностям / Под общей редакцией Спирина М.П. 2018.