Работа сделана на примере школы гимнастики AVANTI (Московская область, г. Мытищи).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛЬНОГО СПОРТИВНОГО ЛАГЕРЯ 6
1.1. Особенности организации профильного спортивного лагеря 6
1.2. Виды спортивных лагерей 8
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 12
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 13
2.1. Методы исследования 13
2.2. Организация исследования 14
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО СПОРТИВНОГО ЛАГЕРЯ НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ ГИМНАСТИКИ AVANTI (МОСКВА) 16
3.1. Структура и содержание деятельности профильного спортивного лагеря по гимнастике 16
3.2. Особенности построения программы профильного спортивного лагеря по гимнастике 18
ВВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 21
ВЫВОДЫ 22
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Актуальность темы курсовой работы. Художественная гимнастика – это вид спорта, в котором развиваются утонченность движений, грация и эстетика. С каждым годом правила техники выступления усложняются, на данный момент от девушек требуется демонстрация высокого мастерства с предметом, сложность акробатических элементов и элементов гимнастики, танцевальность, музыкальность и эмоциональность исполнения упражнения.
Для того, чтобы добиться лучшего результата в том или ином спортивном направлении, необходимо прилагать большие усилия. В то же время в летний период зачастую спортсмены расслабляются, пропускают тренировки, нарушают учебно-тренировочный процесс. Вследствие этого снижается их уровень подготовки. Чтобы этого не допустить и организовать спортивные занятия в каникулярное время, организуются спортивные профильные лагеря и сборы, чтобы в неформальной обстановке спортсмены могли больше самосовершенствоваться и прогрессировать.
Спортивные профильные лагеря могут развивать определенный физиологический параметр или ценный навык, увеличить коммуникабельные свойства, а также создать дух конкурентности между участниками сборов. Спортивный лагерь – это период интенсивных тренировок, как для опытных спортсменов, так и для начинающих. Это неотъемлемая часть тренировочного процесса, отвечающая, за повышение уровня физической, тактико-технической, психологической подготовки, способствующая восстановлению спортсменов, поддержанию оптимального уровня тренированности.
Разработанность исследуемой проблемы. При этом необходимо отметить, что методика подготовки и проведения спортивных профильных лагерей по художественной гимнастике на сегодняшний день недостаточно разработана. Среди имеющихся исследований можно отметить работы, посвященные организации тренировочных сборов в каникулярный период (Н.Н. Алексеенко, Г.Н. Колосов, А.Б. Лопатина, Е.М. Солодовник, И.И. Стрельцова, Г.Л. Черневич), теории и методике организации летнего отдыха детей и подростков (А.В. Бажин, М.Е. Погадаев, Е.О. Дрягина, Г.Г. Кругликова, Г.Р. Линкер), теории и методике преподавания гимнастики (В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов, Т.М. Лебедихина), возможностям совершенствования процесса организации учебно-тренировочных сборов по художественной гимнастике (Н.В. Федорченко, А.И. Крюковских, А.В. Титова, Т.И. Субботина, А.А. Яшин).
Проблема исследования заключается в несоответствии между важностью и практической пользой организации спортивного профильного лагеря по художественной гимнастике и недостаточной изученностью данного вопроса в научной литературе.
Цель исследования – изучить особенности подготовки и проведения профильного спортивного лагеря на примере Школы гимнастики AVANTI (Москва).
Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования являются особенности подготовки и проведения профильного спортивного лагеря, предметом – школа гимнастики AVANTI (Москва).
Гипотеза исследования: организация профильного спортивного лагеря по художественной гимнастике будет эффективной и поможет улучшить спортивные показатели, если учитывать уровень подготовленности спортсменок, пожелания родителей, а также вносить в программу творческие мероприятия и встречи с успешными спортсменами.
Основные задачи:
1. На основе анализа научно-методической литературы выявить теоретические аспекты подготовки и проведения профильного спортивного лагеря.
2. Проанализировать особенности организации тренировочного процесса в школе гимнастики AVANTI (Москва) на основе опроса педагогов-тренеров и родителей.
3. Разработать структуру, содержание и программу деятельности профильного спортивного лагеря по гимнастике.
Методы исследования. В данной работе были задействованы такие методы как теоретические (анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, обобщение, синтез, систематизация, сравнение), эмпирические (изучение документальных материалов, опрос, наблюдение), обобщение опыта деятельности).
Итак, изучив теоретические и практические аспекты подготовки и проведения профильного спортивного лагеря по художественной гимнастике, мы можем выделить седеющие ключевые особенности его организации:
1. Уникальная «спортивная» атмосфера. Гимнастки общаются с другими спортсменками, вместе занимаются и проводят свободное время. Это помогает им развиваться не только в спорте, но и развивать другие умения (коммуникабельность, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность и др.).
2. Интенсивность занятий. Тренировки проходят несколько раз в день и направлены на разные цели (например, на развитие пластичности и гибкости, на отработку отдельных гимнастических приемов и др.).
3. Правильный распорядок дня, свежий воздух. При этом отсутствуют внешние факторы, которые часто мешают юным гимнасткам полностью сконцентрироваться на спорте и своем развитии (телевидение, школьные занятия и др.).
4. Программа спортивного лагеря включает не только спортивные тренировки, но и игры и прогулки на свежем воздухе, встречи с профессиональными спортсменами.
Чтобы добиться результатов в художественной гимнастике, нужно много тренироваться, совершенствовать технику и оттачивать каждое движение. И один из лучших способов это сделать – принять участие в спортивном лагере. Они не только дают большой толчок в художественной гимнастике, но и приучают ребенка к самостоятельности.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 июля 2017 г. № 656 «Об утверждении примерных положений об организациях отдыха детей и их оздоровления» [Электронный ресурс]. – URL: https://base.garant.ru/71735436/ (дата обращения: 31.08.2023).
2. Алексеенко, Н.Н. Организация тренировочных сборов в каникулярный период: методические указания / Н.Н. Алексеенко. – Красноярск, 2014. – 25 с.
3. Ананьева, Е.А. Организация спортивных мероприятий в профильном лагере / Е.А. Ананьева // Учитель и время. – 2018. – № 13. – С. 22-29.
4. Бажин, А.В. Особенности физического воспитания в условиях детского оздоровительного лагеря / А.В. Бажин, М.Е. Погадаев, Е.О. Дрягина // Инновационные компетенции и креативность в психологии и педагогике: мат. Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. – 2017. – С. 24-29.
5. Баршай, М.В. Гимнастика: учебник / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2013. – 312 с.
6. Болл, А. Основы управления лагерем / А. Болл, Б. Болл. – М.: НОУД «Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ», 2013. – 446 с.
7. Колосов, Г.Н. Значимость спортивно-оздоровительных лагерей и учебно-тренировочных сборов в тренерской деятельности / Г.Н. Колосов // Вопросы педагогики. – 2021. – № 9-1. – С. 69-73.
8. Кругликова, Г.Г. Теория и методика организации летнего отдыха детей и подростков: учебное пособие / Г.Г. Кругликова, Г.Р. Линкер. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. – 236 с.
9. Лебедихина, Т.М. Гимнастика: теория и методика преподавания: учебное пособие / Т.М. Лебедихина. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 112 с.
10. Лопатина, А.Б. План проведения учебно-тренировочных сборов и адаптационные процессы / А. Б. Лопатина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2013. – № 2. – С. 102-107.
11. Плакушкин, С.С. Особенности организации планирования и прогнозирования физкультурно-спортивной работы спортивной организации / С.С. Плакушкин // Студенческий. – 2023. – № 4-3 (216). – С. 65-68.
12. Попов, Р.Ю. Валеологическое сопровождение тренировочного процесса юных гимнастов в летний период / Р.Ю. Попов, О.С. Терентьева // Медицина и физическая культура: наука и практика. – 2020. – Т. 2. – № 4 (8). – С. 69-76.
13. Солодовник, Е.М. Спортивные лагеря и учебно-тренировочные сборы как основной фактор спортивного совершенствования спортсменов / Е.М. Солодовник // Перспективы науки. – 2021. – № 10 (145). – С. 137-140.
14. Стрельцова, И.И. Программно-целевой подход при организации профильных спортивных лагерей как условие создания оздоровительно-образовательной среды / И.И. Стрельцова // Вестн. науч. конф. – 2016. – № 10-1 (14). – С. 94-95.
15. Суховей, Е.А. Особенности организации работы вожатого в детском оздоровительном лагере во время спортивной смены (в спортивном отряде) [Электронный ресурс]/ Е.А. Суховей // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-raboty-vozhatogo-v-detskom-ozdorovitelnom-lagere-vo-vremya-sportivnoy-smeny-v-sportivnom-otryade (дата обращения: 31.08.2023).
16. Титова, А.В. Сочетание различных видов подготовки юных гимнасток-художниц в период летнего лагерного сбора / А.В. Титова, Т.И. Субботина, А.А. Яшин // Изв. Тульс. гос. ун-та. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3-2. – С. 310-314.
17. Управление гимнастики. Об организации и методах проведения учебно-тренировочных сборов гимнастов высокой квалификации. – М., 1981. – 38 с.
18. Федорченко, Н.В. Возможности совершенствования процесса организации учебно-тренировочных сборов по художественной гимнастике / Н.В. Федорченко, А.И. Крюковских // Физическая культура и спорт – основы здоровой нации: мат. VI Междунар. науч.-практ. конф., посв. 100-летию высшего образования в Забайкальском крае. – Чита, 2021. – С. 194-203.
19. Черневич, Г.Л. Организация учебно-тренировочных сборов / Г.Л. Черневич. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 32 с.
20. Школа гимнастики AVANTI [Электронный ресурс]. – URL: https://rg-avanti.ru/#rec123675929 (дата обращения: 31.08.2023).