ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Сущность, цели и задачи планирования в организации 9
1.2. Формы и методы планирования в организации 18
1.3. Факторы, оказывающие влияние на развитие системы планирования в
организации 25
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В
ОРГАНИЗАЦИИ ООО «АКСЕСС-ХОНДА» 31
2.1. Характеристика организации ООО «Аксесс-хонда» и ее структура 31
2.2. Финансово-экономический анализ деятельности организации ООО
«Аксесс-хонда» 38
2.3. Проблемы и недостатки системы планирования в организации ООО
«Аксесс-хонда» 45
Глава 3. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В
ОРГАНИЗАЦИИ ООО «АКСЕСС-ХОНДА» 49
3.1. Зарубежный и отечественный опыт усовершенствования системы
планирование в организации 49
3.2. Мероприятия по повышению эффективности системы планирование в
организации ООО «Аксесс-хонда» 54
3.3. Оценка экономической эффективности предложенной системы
планирования ООО «Аксесс-хонда» 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
Особенностью регулирования социально-экономической системы в условиях современного кризиса можно назвать то, что все изменения мировой экономики должны учитываться еще на том этапе, когда они еще выступают в образе потенциальных. Модернизация элементов экономической системы России не может быть построена только на основе отечественного опыта регулирования отношений и должна включать в себя зарубежные модели, которые были более успешны на практике и которые применяются развитыми, с экономической точки зрения, странами. Оценивая экономическое развитие России и становление определенной экономической системы, нами был сделан вывод, что наиболее сильное влияние на нее оказывает сектор комплектующих и материалов, в частности, автомобильных аксессуаров и запчастей, который зависим от кризисных явлений, а внутри него - стратегия планирования как движущая сила эффективного прогресса борьбы с кризисом. Она, в свою очередь, вынуждает современные предприятия переходить от традиционного ведения деятельности к стратегическому, как это требуют запросы меняющегося рынка.
В современном мире, в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющихся обстоятельствах все большую значимость приобретает роль технологий планирования, поскольку именно они являются основной движущей силой успешного существования и развития любой организации. От применяемых технологий организации зависят реализация поставленных задач, разработка новых решений, активность в решении возникающих проблем, качество выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Однако для успешной антикризисной деятельности организации недостаточно будет внедрить новую технологию, направленную на повышение планирования как процесса, необходимо еще и организовать их работу так, чтобы в целом оно было максимально эффективным.
В связи с этим к разработке стратегии планирования предприятия необходимо подойти очень основательно, поскольку именно эта стратегия является инструментом достижения глобальных корпоративных целей организации, позволяющих получить максимальную прибыль и минимизировать последствия кризиса. Исходя из всего вышеуказанного, можно с уверенностью заявить, что разработка и реализация стратегии планирования является одним из самых значимых аспектов в успешном функционировании современного предприятия, а также основным антикризисным мероприятием, что свидетельствует об актуальности темы настоящей работы.
Актуальность исследования состоит в том, что совокупность императивов планирования не только формируется под влиянием эволюционного развития факторов экономики и предпринимательских отношений, но также является движущей силой «глобальной отрасли» . Отмечая современных изменения мировой экономики (научно-технический прогресс , виртуализация, «смерть» расстояний, тотальная урбанизация, геополитические трансформации , кластерное развитие и т.п.) , можно сказать, что планирование теперь - важнейший инструмент финансовой оптимизации, особенно в таких структурах как предприятие, потому как они наиболее сильно зависят от внешних элементов и страдают от несовершенства правовой системы.
Целью исследования является анализ и совершенствование планирования на предприятиях.
Исходя из поставленной цели исследования, мы поставили перед собой следующие задачи:
1) Выявили экономически значимые аспекты планирования на предприятии;
2) Рассмотрели теоретические основы деятельности предприятий;
3) Определили проблемы планирования на предприятиях;
4) Оценили особенности планирования на предприятии ООО «Аксесс-Хонда»;
5) Разработали инновационную методику планирования на примере деятельности ООО «Аксесс-хонда»;
6) Рассчитали экономическую эффективность методики
планирования на примере деятельности ООО «Аксесс-хонда».
Объектом исследования является текущая и прогнозная деятельность предприятия ООО «Аксесс-хонда».
Предметом исследования можно определить планирование на предприятих в архитектуре современной финансовой эволюции отечественного бизнеса.
Информационная база исследования включает в себя: монографии, учебники отечественных и зарубежных авторов, статьи, статистические материалы и материалы рейтинговых агентств, данные опросов и интервью, нормативно-правовые документы. Теория и методология влияния современных изменений на планирование в предпринимательской деятельности глубоко исследована в национальной и зарубежной школах. Наиболее интересные результаты представлены в работах российских и зарубежных ученых: А.А. Березовская, Айхбергер С., Ахунов Р.Я., Бабич, Т.Н., Белотелова, Н., Боди З., Б.Брусов, В.А. Тарандушка, Бусов, В., Ван Хорн Д., Гохан П.А., Дамодаран, А., Депамфилис Д., Динз Г., Крюгер Ф., Зайзель С. К., Долан, Э. Дж, Линдсей Д., Карасев В.В., Ковалев В.В., Коваленко О. Г., Котлер Ф., Келлер К.Л., Кумпилова Б. А., Ли Юн Ган, Логунова Д. В., Лукасевич И. Я., Иванова Г.О., А. А. Галкина, Рид С., Лажу А., Романова, М.В., Савчук В. П., Спиридонова А.В., Бузгалина А.В., Харитонов, В. В., Храпова Е. В., Ф., Бишоп, Д., В. А. Левенцов, Д. Хабачев, Finke, Michael S., Sandra J. Huston, and Danielle D. Winchester, Hilgert, Marianne A., Jeanne M. Hogarth, and Sondra Beverly, Richard Smirke и другие.
Вместе с тем, мы видим, что недостаточно обоснованы и применимы как зарубежные, так и отечественные методики финансового планирования на предприятиях. Особенностью существующих методик также можно назвать то, что они направлены на конкретный вид деятельности и
используются как стандартный элемент менеджмента, без включения специфики рынка, определенного жизненного цикла экономики и
направленности инвестиционных проектов.
Основные методы исследования, используемые в данной работе: обобщение, анализ, дедукция, аналогия, системные методы, гипотетический и логический методы, наблюдение, сравнение, системный анализ, синтез, индукция, SWOT-анализ, экспертная оценка, факторный анализ, корреляционно-регрессионный анализ, эксперимент, опрос и другие.
Структура данного исследования определена целями и задачами и состоит из введения, трех глав, которые, в свою очередь, состоят из трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Проанализировав особенности развития современных предприятий, нами было выявлено, что деятельность не хаотична и в большей мере зависит от развития рыночной экономики. В частности, деятельности предприятий России зависит от изменчивой структуры социально-экономических отношений.
Объективной необходимостью обеспечения потребностей
расширенного воспроизводства предприятия является наличие налаженной системы планирования. Планирование как сфера деятельности объединяет все предприятия холдинга общей целью, дает всем процессам одной направленности и координации, помогает наиболее вероятно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Финансовое планирование предприятий имеет свои определенные особенности, которые заключаются в централизованном планировании компанией объема финансовых ресурсов для всех предприятий, учете интересов акционеров, инвесторов, дочерних предприятий при утверждении финансового плана, обеспечении снижения себестоимости продукции через эффективное нормирование затрат и определение нормативной себестоимости на подчиненных предприятиях и тому подобное.
Существует довольно высокая сложность планирования финансовых потоков на предприятия, т.к. они являются участниками международных взаимоотношений. Отмечая структуру и специфику современного финансового планирования, мы видим, что она значительно отличается в России и за рубежом. Это связано с различиями в политической и экономической системе, а также степень государственного регулирования.
На примере проанализированного предприятия ООО «Аксесс-Хонда» и выявленных проблем в области финансового планирования, нами была разработана методика его оптимизации. К основным проблемам, которые существуют на предприятии, нами были отнесены: низкий уровень эффективности системы оценки эффективности слияний и поглощений, отсутствие слаженной системы управленческого учета, низкая рентабельность, не совместимая с сектором экономики, в котором ведет работу предприятия. Наиболее весомой причиной этих проблем является низкоэффективный уровень финансового планирования.
Основным отличием предложенной нами методики можно определить ее целенаправленную применимость к слияниям и поглощениям в секторе автомобильных комплектующих и аксессуаров, в котором, как известно, показатели достаточно сильно отличаются от других секторов. Также особенность данной методики заключается в использовании в расчетах совокупные показатели эффективности, в т.ч. экспертные оценки партнеров и конкурентов. Это позволяет сформировать реальную оценку деятельности предприятия, что станет преимуществом в построении прогноза.
Методика, разработанная нами с целью повышения эффективности бизнеса способна помочь достичь значительных изменений, при условии ее применения для всех проектов ООО «Аксесс-Хонда».
Внедрив предложенные нами направления, предприятие ООО «Аксесс- Хонда» сможет повысить уровень эффективности деятельности на предприятии, и, соответственно, и социально-экономической деятельности на российском и зарубежных рынках, а также интегрировать продукцию в мировую экономическую систему, что стабилизует рост и позволит достичь показателей устойчивого развития.
1. Бабич, Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
2. Бузин, В.Н. Медиапланирование. Теория и практика. Учебное пособие. Гриф АКАР. Гриф IAA. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". / В.Н. Бузин, Т.С. Бузина. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 495 с.
3. В.А. Тарандушка, Моделирование инвестиционных рисков как основа прогрессивного развития мировой экономики, Germany: LAB International, 2015 г., 138 с.
4. Дроздова Г.М. Менеджмент деятельности предприятия : учеб. пособ. / Г.М. Дроздова. - К. : Изд-во ЦУЛ, 2013. - 172 с.
5. Ковалев В.В. Основы теории финансового менеджмента: учеб.практ. пособие.- М.:Проспект, 2013. - 544 с.;
6. Краснокутская Н. В. Инновационный менеджмент : учеб. пособ. / Н. В. Краснокутская. - К. : КНЭУ, 2013. - 504 с.
7. Лукасевич И. Я., «Финансовый менеджмент»: учебник, — 3-е изд., испр. — М.: Эксмо, 2013 (768 стр.).
Минцберг Г. Взлет и падение стратегического планирования / Г. Минцберг. - К. : Изд-во Алексея Капусты. - 2015г., с. 264.
8. Мокир Д. Технологическая креативность и экономический прогресс. [Текст]: монография. Изд-во: Институт Гайдара, 2014 г, 504 с.
9. Романова, М.В. Бизнес-планирование: Учебное пособие / М.В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2013. - 240 с.
10. Управление организацией : учебник / под ред. А. Поршнева, З. Румянцевой, Н. Саломатина. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 735 с.
11. А.А. Березовская, Дискуссионная сущность и эволюционное развитие креативной экономики Китая и России в разрезе музыкального бизнеса. Ощущение и восприятие Китая: путешествие по России. □ Текст □: Сборник научных трудов по итогам конференции молодых ученых Академии общественных наук КНР и Санкт-Петербургского государственного экономического университета/под ред. Проректора по научной работе СПбГЭУ, д-ра экон. наук проф. А.Е. Карлика. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016.
- 249 с., с.120-130.
12. А.К. Бондарев, Актуальный фактор инклюзивного развития, «Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке». □ ТекстШ: сборник докладов. - СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2014, с. 141-144.
13. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент: 12-е изд. - СПб.: Питер, 2016, - 816с.
14. Кудрявцева И. И. Интеграция системы финансового планирования, ориентированной на повышение рентабельности собственного капитала, с системой сбалансированных показателей BSC на предприятии // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 467-472.
15. Маргасова В.Г. Анализ финансовых результатов деятельности субъектов хозяйствования / В.Г. Маргасова, А.В. Роговой, В.В. Выговская // Актуальные проблемы экономики : наук. эконом. журнал. - 2017. - № 3 (93).
- С. 207-213.
16. Фатенок-Ткачук А.А. Анализ факторов влияния на развитие планирования деятельности машиностроительных предприятий / А.А. Фатенюк-Ткачук // Научные работы КНТУ. - Сер.: Экономические науки. - 2014. - Вып. 17. - С. 23-29.
17. Батченко Л.В. Управления развитием планирования деятельности предприятия как средством обеспечения экономической эффективности / Л.В. Батченко, А.Г. Ткаченко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hozpravo.com.ua/conferences/uchastnik/index.php?ELEMENT_ID=45 0.
18. Данные официального сайта PriceWaterhouseСoopers . Режим
доступа: [Электронный ресурс] //http://www.pwc.ru/ru/oil-and-
gas/publications.html. (дата обращения: 17.04.2016г.).
19. Ковтун Е.А. Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия / Е.А. Ковтун, В.М. Швец. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/ 15_APSN_2010/Economics/67915.doc.htm
20. Официальный статистический сайт Tranding economics. Режим
доступа: [Электронный ресурс] // http://ru.tradingeconomics.com/ (дата
обращения: 15.06.2016 г.)
21. Finke, Michael S., Sandra J. Huston, and Danielle D. Winchester. 2013. “Financial Advice: Who Pays.” Journal of Financial Counseling and Planning 22 (1): 18-26.
22. Hilgert, Marianne A., Jeanne M. Hogarth, and Sondra Beverly, 2014. “Household Financial Management: The Connection between Knowledge and Behavior.” Federal Reserve Bulletin, 89 (7), 309-322.
23. Richard Smirke "Global Record Business Dips Slightly, [Текст]: U.S. Ticks Upwards In IFPI's 2015 Report". (April 14, 2015).
37 Составлено автором.
39 Составлено автором.
40 Составлено автором.