ОЦЕНКА ТРАНСФОРМАЦИИ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДО 2030 Г
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования 5
1.1. Понятия городского пространства и его форм в географической науке. 5
1.1.1. Подходы к определениям в различных научных школах. 5
1.1.2. Цикличность развития городского пространства. 7
1.2. Методы развития пространственных структур 9
1.2.1. Стратегическое планирование 9
1.2.2. Территориальное планирование 12
1.2.3. Программный метод 16
1.2.4. Метод прогнозирования. 18
1.3. Зарубежный опыт системного анализа развития городских территорий. 18
1.4. Региональный аспект в программных документах федерального уровня (роль Санкт-Петербурга). 22
Глава 2. Предпосылки и результаты разработок программных документов в сфере пространственного управления Санкт-Петербургом 27
2.1. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года 27
2.2. Генеральный план Санкт-Петербурга как основа процесса территориального планирования 44
2.3. Комплексные программы развития территорий Ленинградской области, прилегающих к границам Санкт-Петербурга 47
Глава 3. Пространственная трансформация Санкт-Петербурга 55
3.1. Социально-экономические показатели преобразований городского пространства 55
3.2. Основные зоны трансформации пространственной структуры 60
3.3. Оценка возможных изменений и путей развития пространственной структуры территории до 2030 г. 68
Заключение 79
Литература 81
Приложения 85
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования 5
1.1. Понятия городского пространства и его форм в географической науке. 5
1.1.1. Подходы к определениям в различных научных школах. 5
1.1.2. Цикличность развития городского пространства. 7
1.2. Методы развития пространственных структур 9
1.2.1. Стратегическое планирование 9
1.2.2. Территориальное планирование 12
1.2.3. Программный метод 16
1.2.4. Метод прогнозирования. 18
1.3. Зарубежный опыт системного анализа развития городских территорий. 18
1.4. Региональный аспект в программных документах федерального уровня (роль Санкт-Петербурга). 22
Глава 2. Предпосылки и результаты разработок программных документов в сфере пространственного управления Санкт-Петербургом 27
2.1. Стратегия экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года 27
2.2. Генеральный план Санкт-Петербурга как основа процесса территориального планирования 44
2.3. Комплексные программы развития территорий Ленинградской области, прилегающих к границам Санкт-Петербурга 47
Глава 3. Пространственная трансформация Санкт-Петербурга 55
3.1. Социально-экономические показатели преобразований городского пространства 55
3.2. Основные зоны трансформации пространственной структуры 60
3.3. Оценка возможных изменений и путей развития пространственной структуры территории до 2030 г. 68
Заключение 79
Литература 81
Приложения 85
Предложенная дипломная работа посвящена теме – «Оценка трансформации городского пространства Санкт-Петербурга до 2030 г.».
Актуальность выбранной темы обусловлена:
• Размерами территории г. Санкт-Петербурга;
• Растущей численностью населения;
• Растущей инвестиционной привлекательностью территорий города: трудовые миграции; высокая активность иммигрантов (из России, ближнего зарубежья);
• Возрастающими проблемами благоустроенности и транспортной обеспеченности в активно развивающихся районах города;
• Необходимостью мониторинга реализации основных направлений, заложенных в стратегиях развития г. Санкт-Петербурга.
Объект исследования ‒ городское пространство Санкт-Петербурга.
Предмет исследования ‒ трансформация городского пространства Санкт-Петербурга.
Цель исследования ‒ оценка возможных направлений и результатов трансформации городского пространства в Санкт-Петербурге за период 2017 – 2030 гг.
Задачи исследования:
• Изучить и обобщить отечественную теоретическую базу в области территориального и стратегического планирования;
• Выявить в зарубежном опыте инструменты пространственного анализа, актуальные для российского практики (Япония, Германия, Китай);
• Провести анализ основных официальных документов пространственного развития Санкт-Петербурга;
• Выявить перечень социально-экономических показателей развития городского пространства Санкт-Петербурга;
• Провести сбор социально-экономических показателей развития городского пространства Санкт-Петербурга с использованием источников официальной статистической информации;
• Рассмотреть результаты аналитических отчётов пространственного развития Санкт-Петербурга за последние годы (по основным показателям, выбранным для исследования);
• Обозначить наиболее «проблемные» районы с точки зрения трансформации городского пространства Санкт-Петербурга (с использованием программы QGIS);
• Выявить факторы развития для наиболее активно развивающихся пространственных структур;
• Провести анализ точек зрения отдельных элементов, вовлечённых в трансформацию городского пространства: население, бизнес-структуры и государственные структуры;
• Оценить изменения пространственной структуры территории до 2030 г. (с использованием программы QGIS);
• Выявить возможные пути развития наиболее активных элементов пространственного развития Санкт-Петербурга.
Основная теоретико-методологическая база опирается на труды советских и российских ученых И.М. Маергойза, Ю.Н. Гладкого, Н.Н. Колосовского, М.К. Бандмана, Э.Б. Алаева, П.Я. Бакланова, Н.М. Межевича, И.В. Пилипенко, А.Н. Пилясова, Л. Э. Лимонова, А. Р. Батчаева, В.Л. Бабурина, Земцова, Б.С. Жихаревича а также некоторых зарубежных: В. Лаунгарта, А. Маршалла, В. Кристаллера, А. Лёша, П. Кругмана, У. Изарда, М.Портера.
В работе использованы следующие методы исследования:
1) сравнительный теоретический анализ зарубежных и отечественных наработок в сфере пространственного и территориального развития;
2) математический метод при расчете распределения статистических показателей по муниципальным районам города в перспективе до 2030 года;
3) статистического анализа, при обработке показателей развития территории;
4) метод картографирования в программе QGIS 2.0.1;
5) метод типологий;
6) SWOT-анализ отдельных районов Санкт-Петербурга.
Актуальность выбранной темы обусловлена:
• Размерами территории г. Санкт-Петербурга;
• Растущей численностью населения;
• Растущей инвестиционной привлекательностью территорий города: трудовые миграции; высокая активность иммигрантов (из России, ближнего зарубежья);
• Возрастающими проблемами благоустроенности и транспортной обеспеченности в активно развивающихся районах города;
• Необходимостью мониторинга реализации основных направлений, заложенных в стратегиях развития г. Санкт-Петербурга.
Объект исследования ‒ городское пространство Санкт-Петербурга.
Предмет исследования ‒ трансформация городского пространства Санкт-Петербурга.
Цель исследования ‒ оценка возможных направлений и результатов трансформации городского пространства в Санкт-Петербурге за период 2017 – 2030 гг.
Задачи исследования:
• Изучить и обобщить отечественную теоретическую базу в области территориального и стратегического планирования;
• Выявить в зарубежном опыте инструменты пространственного анализа, актуальные для российского практики (Япония, Германия, Китай);
• Провести анализ основных официальных документов пространственного развития Санкт-Петербурга;
• Выявить перечень социально-экономических показателей развития городского пространства Санкт-Петербурга;
• Провести сбор социально-экономических показателей развития городского пространства Санкт-Петербурга с использованием источников официальной статистической информации;
• Рассмотреть результаты аналитических отчётов пространственного развития Санкт-Петербурга за последние годы (по основным показателям, выбранным для исследования);
• Обозначить наиболее «проблемные» районы с точки зрения трансформации городского пространства Санкт-Петербурга (с использованием программы QGIS);
• Выявить факторы развития для наиболее активно развивающихся пространственных структур;
• Провести анализ точек зрения отдельных элементов, вовлечённых в трансформацию городского пространства: население, бизнес-структуры и государственные структуры;
• Оценить изменения пространственной структуры территории до 2030 г. (с использованием программы QGIS);
• Выявить возможные пути развития наиболее активных элементов пространственного развития Санкт-Петербурга.
Основная теоретико-методологическая база опирается на труды советских и российских ученых И.М. Маергойза, Ю.Н. Гладкого, Н.Н. Колосовского, М.К. Бандмана, Э.Б. Алаева, П.Я. Бакланова, Н.М. Межевича, И.В. Пилипенко, А.Н. Пилясова, Л. Э. Лимонова, А. Р. Батчаева, В.Л. Бабурина, Земцова, Б.С. Жихаревича а также некоторых зарубежных: В. Лаунгарта, А. Маршалла, В. Кристаллера, А. Лёша, П. Кругмана, У. Изарда, М.Портера.
В работе использованы следующие методы исследования:
1) сравнительный теоретический анализ зарубежных и отечественных наработок в сфере пространственного и территориального развития;
2) математический метод при расчете распределения статистических показателей по муниципальным районам города в перспективе до 2030 года;
3) статистического анализа, при обработке показателей развития территории;
4) метод картографирования в программе QGIS 2.0.1;
5) метод типологий;
6) SWOT-анализ отдельных районов Санкт-Петербурга.
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
• В связи с выявленными диспропорциями пространственного развития территорий Санкт-Петербурга и дисбалансами, препятствующими равномерному устойчивому развитию территорий города, ключевым элементом пространственного развития Санкт-Петербурга должен стать переход к развитию города по полицентрической модели;
• Влияние фактора транспортной инфраструктуры на пространственное развитие Санкт-Петербургской агломерации было проверено путем сбора и анализа информации о размещении торговли, услуг и иных объектов в зоне кольцевой автодороги (КАД);
• Было выявлено, что наибольшей привлекательностью для инвесторов обладают участки, расположенные на пересечении КАД с основными «вылетными» магистралями и автодорогами федерального и регионального значения. При этом северо-восточное направление оказалось более востребованным, чем юго-западное. Среди приоритетных направлений освоения территорий необходимо отметить строительство торговых центров, складских комплексов и логистических терминалов, промышленных предприятий. Среди специализированных торговых сегментов наиболее активно развивались сектора продовольственных, промышленных и строительных товаров, а также автодилерские центры;
• Транспортная система города к 2030 г. должна в значительной степени увеличить эффективность и комфортность функционирования для жителей за счёт строительства развязок и новых участков дорожной сети: например, между Центральной (современной) и Южной зонами (направления на г.Пушкин, г. Колпино), между Центральной (исторической) и Восточной зонами (с Заневского пр.на КАД и далее трассу Кола), Северной зоной и Ленинградской областью (выезд с Пискарёвского пр.в д. Новое Девяткино через д. Мурино); строительства перехватывающих парковочных пространств;
• Снижение уровня использования личного автотранспорта в Центральных зонах планируется за счёт увеличения к 2038 г. в 2 раза числа станций метрополитена, создания равномерной сети линий метрополитена (распределение по основным транспортным магистралям в направлениях север-юг и запад-восток до КАД), строительства кольцевой линии и обеспечения всех районов города практически равным числом станций;
• В программных документах ключевыми факторами комплексного развития территорий являются смешанное землепользование, равномерное распределение жилья и мест приложения труда. Рассматриваются модели нового строительства инфраструктуры и объектов недвижимости на незастроенных территориях (возможно как в периферийных районах Санкт-Петербурга, так и при создании искусственных земельных участков) и реконструкции объектов капитального строительства со сменой видов использования;
• В историческом центре Санкт-Петербурга необходимо осуществлять градостроительную деятельность с безусловным сохранением объектов культурного наследия, перераспределением видов использования объектов недвижимости, комплексным благоустройством территорий общего пользования. Примерами территорий приоритетного развития в историческом центре Санкт-Петербурга могут служить такие комплексы, как "Апраксин двор" и "Новая Голландия";
• Комплексная реновация жилых кварталов постройки периода 1960-1970-х годов должна планироваться посредством частичного сноса жилых зданий, размещения новых центров деловой активности и мест приложения труда, комплексного благоустройства территорий общего пользования с наполнением объектами социальной инфраструктуры и сферы обслуживания, формированием общественно-деловой застройки, созданием локальных рекреационных зон и парковочных пространств;
• Продолжение планомерной реновации ранее освоенных старопромышленных территорий в пределах «Серого пояса» города позволит создавать новые общественно-деловые зоны, высвобождать пространство для новых точек озеленения, планировать строительство среднеэтажного и малоэтажного жилья в Центральных, Восточной и Северной зонах;
• Активное взаимодействие государственных и общественных структур Санкт-Петербурга и Ленинградской области позволяет создавать новые зоны инновационных производств в пределах приграничных муниципальных районов, обеспечивать население на новоосвоенных территориях рабочими местами, а также осуществлять плавный переход к функционированию экономики города в рамках проекта «Умный Петербург»;
• Проводится активная работа по модернизации существующих и созданию новых мощностей инженерных сетей в Северной, Восточной и Южной зонах для обеспечения зон новой жилой застройки необходимой инфраструктурой;
• На ближайшие годы запланировано и реализуется увеличение числа зелёных зон в Восточной, Центральной (современной), Петродворцовой и Южной зонах города для организации рекреации и отдыха населения в растущих и формирующихся зонах массовой жилой застройки.
• В связи с выявленными диспропорциями пространственного развития территорий Санкт-Петербурга и дисбалансами, препятствующими равномерному устойчивому развитию территорий города, ключевым элементом пространственного развития Санкт-Петербурга должен стать переход к развитию города по полицентрической модели;
• Влияние фактора транспортной инфраструктуры на пространственное развитие Санкт-Петербургской агломерации было проверено путем сбора и анализа информации о размещении торговли, услуг и иных объектов в зоне кольцевой автодороги (КАД);
• Было выявлено, что наибольшей привлекательностью для инвесторов обладают участки, расположенные на пересечении КАД с основными «вылетными» магистралями и автодорогами федерального и регионального значения. При этом северо-восточное направление оказалось более востребованным, чем юго-западное. Среди приоритетных направлений освоения территорий необходимо отметить строительство торговых центров, складских комплексов и логистических терминалов, промышленных предприятий. Среди специализированных торговых сегментов наиболее активно развивались сектора продовольственных, промышленных и строительных товаров, а также автодилерские центры;
• Транспортная система города к 2030 г. должна в значительной степени увеличить эффективность и комфортность функционирования для жителей за счёт строительства развязок и новых участков дорожной сети: например, между Центральной (современной) и Южной зонами (направления на г.Пушкин, г. Колпино), между Центральной (исторической) и Восточной зонами (с Заневского пр.на КАД и далее трассу Кола), Северной зоной и Ленинградской областью (выезд с Пискарёвского пр.в д. Новое Девяткино через д. Мурино); строительства перехватывающих парковочных пространств;
• Снижение уровня использования личного автотранспорта в Центральных зонах планируется за счёт увеличения к 2038 г. в 2 раза числа станций метрополитена, создания равномерной сети линий метрополитена (распределение по основным транспортным магистралям в направлениях север-юг и запад-восток до КАД), строительства кольцевой линии и обеспечения всех районов города практически равным числом станций;
• В программных документах ключевыми факторами комплексного развития территорий являются смешанное землепользование, равномерное распределение жилья и мест приложения труда. Рассматриваются модели нового строительства инфраструктуры и объектов недвижимости на незастроенных территориях (возможно как в периферийных районах Санкт-Петербурга, так и при создании искусственных земельных участков) и реконструкции объектов капитального строительства со сменой видов использования;
• В историческом центре Санкт-Петербурга необходимо осуществлять градостроительную деятельность с безусловным сохранением объектов культурного наследия, перераспределением видов использования объектов недвижимости, комплексным благоустройством территорий общего пользования. Примерами территорий приоритетного развития в историческом центре Санкт-Петербурга могут служить такие комплексы, как "Апраксин двор" и "Новая Голландия";
• Комплексная реновация жилых кварталов постройки периода 1960-1970-х годов должна планироваться посредством частичного сноса жилых зданий, размещения новых центров деловой активности и мест приложения труда, комплексного благоустройства территорий общего пользования с наполнением объектами социальной инфраструктуры и сферы обслуживания, формированием общественно-деловой застройки, созданием локальных рекреационных зон и парковочных пространств;
• Продолжение планомерной реновации ранее освоенных старопромышленных территорий в пределах «Серого пояса» города позволит создавать новые общественно-деловые зоны, высвобождать пространство для новых точек озеленения, планировать строительство среднеэтажного и малоэтажного жилья в Центральных, Восточной и Северной зонах;
• Активное взаимодействие государственных и общественных структур Санкт-Петербурга и Ленинградской области позволяет создавать новые зоны инновационных производств в пределах приграничных муниципальных районов, обеспечивать население на новоосвоенных территориях рабочими местами, а также осуществлять плавный переход к функционированию экономики города в рамках проекта «Умный Петербург»;
• Проводится активная работа по модернизации существующих и созданию новых мощностей инженерных сетей в Северной, Восточной и Южной зонах для обеспечения зон новой жилой застройки необходимой инфраструктурой;
• На ближайшие годы запланировано и реализуется увеличение числа зелёных зон в Восточной, Центральной (современной), Петродворцовой и Южной зонах города для организации рекреации и отдыха населения в растущих и формирующихся зонах массовой жилой застройки.



