Аннотация 4
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ 8
1.1 Роль и значение малого бизнеса 8
1.2 Методы и особенности управления малым бизнесом 13
1.3 Основные направления развития малого бизнеса и нормативно-правовое регулирование деятельности 21
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ИП КОБЕЛЕВ М. Г 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 28
2.2 Анализ финансовых показателей деятельности предприятия 33
2.3 Оценка эффективности управления малым предприятием 42
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИП КОБЕЛЕВ М. Г 55
3.1 Совершенствование системы маркетинга на предприятии 55
3.2 Совершенствование системы управления трудовыми ресурсами 62
3.3 Эффективность предложенных мероприятий 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Малое предпринимательство в экономике любой страны имеет большое значение. Оно является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему, путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства. Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», рассматривая «большой бизнес» как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.
Сектор малого предпринимательства наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одна характерная черта этого сектора - активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.
Этим обоснована актуальность исследования вопросов развития малого бизнеса и проблем управления на малом предприятии. Также следует отметить, что достаточно значимым является исследование вопросов применения зарубежного опыта в управлении малым бизнесом на примере российских предприятий. Зачастую опыт развитых стран способствует повышению конкурентоспособности отечественных предприятий, росту их финансовых результатов и устойчивости на рынке в целом.
Целью выпускной квалификационной работы стало изучение особенностей управления малым предприятием и разработка рекомендаций по повышению эффективности его деятельности.
Задачами работы стали:
1. изучить основные понятия «малый бизнес» и оценить его роль в экономике страны;
2. представить организационно-управленческую характеристику предприятия и проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
3. дать оценку эффективности системы менеджмента на предприятии;
4. выявление проблем в развитии предприятия;
5. разработать рекомендации по повышению эффективности работы малого предприятия и оценить эффективность предложенных мер.
Объектом исследования в работе является малое предприятие ИП Кобелев Михаил Геннадьевич.
Предмет исследования - система менеджмента на малом предприятии. Период исследования - 2014 - 2016 годы.
Теоретико-методологической основой работы стали труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, экономики, налогообложения, менеджмента, маркетинга, ценообразования, финансового менеджмента, бухгалтерского учета.
В зависимости от задач в ходе исследования были применены такие общенаучные подходы и методы, как анализ, синтез, системность, комплексность, кроме того, статистические, экономико-математические и другие методы исследования.
Выполнение выпускной квалификационной работы была представлено на примере предприятия ИП Кобелев Михаил Геннадьевич (ИП Кобелев М.Г.).Организационно-правовая форма предприятия - индивидуальный предприниматель.
По результатам исследования системы управления малым предприятием можно сделать ряд выводов. На предприятии применяется линейно- функциональная структура управления, что вполне оптимально для данного предприятия. Управление осуществляется преимущественно директором и главным бухгалтером.
ИП Кобелев М. Г. относится к малым предприятиям. В связи с чем управленческий учет в ИП Кобелев М. Г. не осуществляется. Значительное внимание в ходе практики было уделено кадровому делопроизводству. Результаты изученной информации можно охарактеризовать следующим образом.
Индивидуальный предприниматель Кобелев М.Г. осуществляет собственную трудовую деятельность наравне с остальными организациями в вопросах, касающихся оплаты труда работников, предоставлении им гарантий ежегодного отпуска и в сфере обеспечения охраны труда.
Кадровое делопроизводство на предприятии организовано оптимально. Кроме того для предприятия характерна динамика увеличения численности персонала. Так численность персонала в 2014 году составила 12 человека, а в 2016 году возросла на 4 человек по сравнению с 2014 году и равна 16 человекам. Большая часть персонала приходится на рабочих, его величина стремительно растет по сравнению с 2014 годом в связи с увеличением объемов реализации и расширением рынка. Однако в связи с кризисным 2015 годом объемы реализации на предприятии увеличились крайне незначительно и дополнительный персонал не потребовался. Для ИП Кобелев М. Г. характерно увеличение фонда оплаты труда и среднемесячной заработной платы. Существенную долю в структуре оплаты труда занимают оклады. Среднемесячная оплата труда стабильно увеличивается на предприятии. Сегодня широкий круг социальных гарантий ИП Кобелев М. Г. предоставить не может по причине небольших размеров деятельности ИП, а также ограниченности финансовых ресурсов. Руководитель преимущественно применяет не затратные методы стимулирования персонала.
Управление финансами позволяет сделать следующие выводы. Валюта баланса за анализируемый период увеличилась на 21 % и составила в 2016 году 29474 тыс. рублей против 24348 тыс. рублей в 2015 году. На предприятии имеются внеоборотные и оборотные активы. Внеоборотные активы представлены основными средствами, новые основные средства в 2016 году не вводились. Анализ оборотных активов позволяет сделать следующие выводы.
1. Для ИП Кобелев М. Г. характерно увеличение запасов, такая динамика связано с недостаточным исследованием спроса и рентабельности отдельных товарных групп.
2. В 2016 году дебиторская задолженность составила 6963 тыс. рублей. Наличие дебиторской задолженности обосновано тем, что предприятие сотрудничает с рядом государственных учреждений и учреждений общественного питания на поставку товаров.
3. В 2016 году существенно увеличился размер денежных средств, величина денежных средств в 2016 году составила 3159 тыс. рублей против 367 тыс. рублей в 2015 году.
Анализ системы маркетинга свидетельствует, что на предприятии не достаточно эффективно организована система продаж, а также бонусная программа.
Итак, в целом работу предприятия следует оценить как удовлетворительную. В качестве негативных тенденций следует отметить рост товарных запасов, в качестве положительных - наличие свободных денежных средств.
В целях улучшения системы управления предприятием в работе была рассмотрена рекламная стратегия и стратегия управления трудовыми ресурсами. Рекламная стратегия включает в себя работу со спящими клиентами, так как в базе ИП Кобелев М. Г. есть достаточно большое количество клиентов, которые и не отказались сотрудничать, но и не осуществляют заказы. Чтобы привлечь к работе спящих клиентов также будет предусмотрена система бонусов.
Кроме того рекомендуется пересмотреть систему учета возвратов. Для новых клиентов данная система будет более лояльна, также для новых клиентов будет предусмотрена система дегустаций.
В части управления трудовыми ресурсами рассмотрен проект внедрения корпоративной культуры и программы нематериальной мотивации сотрудников. Сумма затрат составит 62400 рублей.
Эффективность предложенных мер составит 665305 рублей.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.07.2017)
4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017)
5. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О бухгалтерском учете»
6. Агафонов А.Ю. Тенденции развития финансовой поддержки малого бизнеса // ЭПОС. - 2016. - №4. - С. 59-63.
7. Андруник А.П. Менеджмент и маркетинг : учебное пособие / А. П. Андруник. - Пермь : 2015 -352 с.
8. Баранов Д. О., Строганова М. Д. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России // Молодой ученый. - 2016. - № 8 - с. 1-3.
9. Голова А. Н. Управление продажами : <учебник>* / А. Н. Голова. - Москва : Дашков и К', 2015. - 278с.
10. Дробышева Л. А. Экономика, маркетинг, менеджмент : <учебное пособие> / Л. А. Дробышева. - Москва : Дашков и К', 2017. - 149с.
11. Есенин М.А. Статистический анализ состояния и особенностей развития малых предприятий в России // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2016 - № 2 - с. 157 - 162.
12. Ерохина Е.А. Развитие малого предпринимательства в кризисных условиях // Экономические науки - 2014 - № 12. - с. 226—234.
13. Иванов А.К. Современные механизмы поддержки малого предпринимательства // Экономика и управление - 2016 - № 3 - с. 92-95
14. Косарлукова Н.А. Менеджмент в малом бизнесе как вариант искусства управления//перспективы развития строительного комплекса. - 2014. Т. с. 144 - 149
15. Краузе Е. В., Троцкая А. В. Значение малого бизнеса в России [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2017 г.). — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017.
...