Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 8
1.1 Особенности процесса стратегического управления 8
1.2 Стратегическое планирование как инструмент формирования стратегии предприятия 18
1.3 SWOT-анализ как метод стратегического управления 23
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЮМЕКС» 30
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Люмекс» 30
2.2 Анализ экономических показателей ООО «Люмекс» 35
2.3 Стратегический анализ ООО «Люмекс» 48
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЛЮМЕКС» 56
3.1 Разработка рекомендаций и мероприятий по формированию стратегии развития предприятия 56
3.2 Экономическая эффективность предложенных мероприятий 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
В современных условиях усиливающейся конкуренции, меняющейся внешней среды наличие продуманной бизнес-стратегии становится необходимым условием для повышения конкурентоспособности предприятия. Преимущество получает компания, обладающая долгосрочным видением и умеющая оперативно реагировать на изменения требований рынка.
Стабилизация процессов в экономике РФ, формирование конкурентной среды меняют характер функционирования бизнеса и расставляют другие приоритеты в принятии управленческих решений. Изменение приоритетов требует усиления внимания вопросам повышения конкурентоспособности предприятия путем разработки и внедрения продуманной стратегии развития.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств:
Во-первых, на современном этапе развития интеграционных процессов мировой и российской экономики вопросы возрастающей конкуренции приобретают важнейшее значение для деятельности хозяйствующих субъектов.
Во-вторых, одним из важных направлений повышения конкурентоспособности предприятий в процессе развития рыночных взаимоотношений становится эффективное использование стратегических достижений в маркетинге. Механизмы стратегического развития применяются для обеспечения перехода от ресурсной и инвестиционной стадий технологического развития к стадии, основанной на нововведениях.
В-третьих, для повышения конкурентоспособности и выживаемости хозяйствующих субъектов на всех уровнях управления становится эффективное использование возможностей современного стратегического маркетинга, который является мощным средством развития современных методов управления.
В этой связи, разработка научно-обоснованных положений теории, методологии и практики формирования стратегии развития предприятия как эффективного инструмента управления является важнейшей научной задачей, что и определяет актуальность темы работы.
В данной работе рассматривается основной круг вопросов, позволяющих комплексно представить содержание процесса разработки стратегии предприятия в современных условиях.
Объектом исследования является компания ООО «Люмекс», занимающаяся оптовой торговлей электрической бытовой техникой.
Целью выпускной квалификационной работы разработка стратегии развития производственного предприятия (на примере ООО «Люмекс»).
Для реализации поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
• изучены теоретические вопросы в области разработки стратегий развития предприятия;
• определены стратегические позиции ООО «Люмекс» на конкурентном рынке;
• даны предложения по основным направлениям формирования стратегии развития ООО «Люмекс».
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы, определившей направления и цель исследования, послужили работы отечественных и зарубежных специалистов по проблемам анализа и финансового состояния коммерческих организаций, таких как Аверина О. И., Акулич И. Л., Богданов В. С., Виханский О. С, Наумов А. И., Герчикова И. Н., Голубков, Е. П., Горобец А. В., Демьянова О. В., Зуб, А. Т., Ковальчук Ю.А., Котлер Ф., Кузнецов, Б.Т., Крылов С.И., Литвак, Б. Г., Мескон М.Х., Молчанова, О. П., Сидоров, Томпсон А.А., Шевченко С. Ю., Фомичев, А. Н., Юсим В. Н.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в разработке рекомендаций и мероприятий по формированию стратегии развития конкретного предприятия и обоснование экономической эффективности предложенных мероприятий.
Информационной базой послужили законодательные и нормативные акты РФ, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность ООО «Люмекс».
Поставленная цель выпускной квалификационной работы и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, трех основных глав, поделенных на параграфы, заключения, списка используемых источников и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы стратегического управления, особенности процесса стратегического управления, раскрываются вопросы стратегическое планирование как инструмента формирования стратегии предприятия, дается понятие SWOT- анализа как метода стратегического управления.
Во второй главе мы анализируем стратегию развития предприятия ООО «Люмекс», для этого рассматриваем общую характеристику деятельности ООО «Люмекс», делаем анализ экономических показателей и стратегический анализ ООО «Люмекс».
В третьей главе мы осуществляем формирование стратегии развития предприятия ООО «Люмекс», для этого разрабатываем рекомендаций и мероприятий по формированию стратегии развития предприятия и обосновываем экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Разработка стратегии развития фирмы осуществляется в условиях неопределенности. Причем неопределенность порождают как процессы вне организации, так и внутри нее. Внешняя среда характеризуется неустойчивостью действия факторов, вынуждающих организацию изменяться. Неопределенность внутренних факторов обусловливается взаимосвязью и взаимозависимостью компонентов и подсистем организации как сложной системы.
Стратегическое управление направлено на обеспечение развития потенциала организации, в то время как оперативное управление направлено на повышение эффективности текущей деятельности компании.
Осуществление стратегического планирования - важный шаг в управлении предприятием. Стратегическое планирование решает множество различных проблем, позволяет комплексно спланировать многие аспекты деятельности предприятия, определить структуру предприятия, спланировать в целом выпуск продукции на основе анализа внешней и внутренней среды организации.
В целом, стратегическое планирование в подавляющем большинстве случаев является необходимым для достижения успеха.
ООО «Люмекс» является крупным, стабильным предприятием, специализирующимся на оптовой поставке и продаже электрической бытовой техники. Исходя, из расчета экономических и финансовых показателей следует, что деятельность организации экономически выгодна, а финансовое положение стабильно.
Проведя оценку стратегической привлекательности отрасли, был сделан вывод, что такие товары как электрической бытовой техникой более привлекательны и превосходит свои показатели по сравнению с лакокрасочными материалами.
По результатам SWOT-анализа были выявлены сильные и слабые стороны деятельности компании ООО «Люмекс», которые делают ее конкурентоспособной и позволяют занимать лидирующие места среди предприятий реализующих аналогичные товары.
SWOT-анализ ООО «Люмекс» показал, что у организации больше сильных сторон, чем слабых, но, проанализировав внешнюю среду, компании необходимо обратить более тщательное внимание на использование своих преимуществ во внешней среде и использовать свои конкурентные преимущества на рынке.
Таким образом, цели, поставленные во введение, такие как, определение стратегических позиций предприятия на конкурентном рынке и анализ внутренней и внешней среды компании были выполнены.
Разработка стратегии развития ООО «Люмекс» осуществлялась через разработку мероприятий, направленных на выход на новые рынки, повышения качества продукции и снижение затрат предприятия.
Использование каналов различных уровней, позволит увеличить рост продаж, снизить зависимость от государственного заказа. Можно сделать выводы, что подобные мероприятия будут способствовать привлечению зарубежных партнеров.
Согласно проведенному стратегическому анализу выявлены резервы роста прибыли ООО «Люмекс» за счет нескольких факторов:
• за счет увеличения объема реализации продукции;
• за счет снижения себестоимости товарной продукции;
• за счет повышения среднереализационных цен вследствие оптимизации структуры реализации продукции;
• оптимизация объемов и сроков реализации;
• открытия торгового представительства в г.Москва.
В рамках расширения рынка сбыта продукции ООО «Люмекс» планируется открыть дочернее предприятие в г.Москва - торговое представительство ООО «Люмекс» по оптовой продаже.
Проект позволит создать 9 новых рабочих места и уже через три года посредством налоговых выплат компании получить положительный чистый дисконтированный доход, достигающий к концу третьего года 76850,65 тыс.руб. Чистый денежный поток от деятельности предприятия в бюджет за эти три года составит 104696,031 тыс.руб.
В результате, все перечисленные выше показатели эффективности проекта указывают на эффективность и целесообразность инвестиций в него. Значит, принятие проекта будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия.
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СПС Консультант Бизнес: Версия Проф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // СПС Консультант Бизнес: Версия Проф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть прервая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // СПС Консультант Бизнес: Версия Проф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31.07.1998 № 147-ФЗ; Часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [утв. расп. Прав. от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 08.08.2009)] // СПС Консультант Бизнес: Версия Проф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. Абаева Н.П. Место и роль финансовой стратегии в системе стратегического управления организацией // Финансовая аналитика: проблемы и решения». - №9(157). - 2016.
7. Аверина О.И., Давыдова В.В., Лушенкова Н.И., Москалева Е.Г. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. - М.: КноРус, 2012.
8. Акулич И.Л. Маркетинг. - М.: Школа, 2016. -415с.
9. Богданов В. Стратегия развития фирмы // Управление персоналом.- 2016.- № 6. - С. 29-31.
10. Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М: «Фирма Гардарика», 2013. - 312с.
11. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2013. - 272с.
12. Голубков, Е.П. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.П. Голубков. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 290 с.
13. Горобец А.В. Стратегическое планирование инноваций в зарубежных компаниях // Вестник университета. - 2015. - №2. - С.26-29.
14. Демьянова О.В. Стратегическое позиционирование в исследовании современных макроэкономических систем // Экономический анализ: теория и практика. - №34. - 2016. - 35с.
15. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум / А.Т. Зуб. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 375 с.
...