РАЗВИТИЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ УКРАИНСКОГО КРИЗИСА
|
Введение 3
Глава 1. Историческое развитие российско-китайских отношений 7
1.1 Развитие взаимодействия между КНР и СССР в период с 1949 по 1991 год 7
1.2 Российско-китайские отношения в современный период: 1991 – 2013 10
Глава 2. Позиция КНР по Украинскому кризису 20
2.1 Китайско-украинские отношения 20
2.2 Контекст формирования позиции Китая в отношении политического кризиса на Украине
Глава 3. Отношения России и Китая после 2013 года 30
3.1 Основные мотивы сотрудничества двух государств с 2013 года по настоящее время
3.2 Нефтегазовая отрасль 36
3.3 Транспортная инфраструктура 39
3.4 Взаимодействие на политической арене 45
Заключение 49
Список литературы и источников 52
Приложение №1 63
Глава 1. Историческое развитие российско-китайских отношений 7
1.1 Развитие взаимодействия между КНР и СССР в период с 1949 по 1991 год 7
1.2 Российско-китайские отношения в современный период: 1991 – 2013 10
Глава 2. Позиция КНР по Украинскому кризису 20
2.1 Китайско-украинские отношения 20
2.2 Контекст формирования позиции Китая в отношении политического кризиса на Украине
Глава 3. Отношения России и Китая после 2013 года 30
3.1 Основные мотивы сотрудничества двух государств с 2013 года по настоящее время
3.2 Нефтегазовая отрасль 36
3.3 Транспортная инфраструктура 39
3.4 Взаимодействие на политической арене 45
Заключение 49
Список литературы и источников 52
Приложение №1 63
Актуальность темы исследования. Под украинским кризисом подразумеваются события, связанные со сменой власти и незамедлительно начавшимся процессом дезинтеграции на территории этого государства. Фактически, поводом для внутриполитического кризиса послужил отказ президента Виктора Януковича подписать соглашение об ассоциации с ЕС. В дальнейшем ситуация усугубилась вмешательством ЕС и США, которые открыто поддерживали оппозицию, а также рост националистических настроений среди оппозиции (например, движение «Правый сектор»).
После событий 2014 года на Украине и присоединения полуострова Крым к территории России, РФ оказалось в политической, а впоследствии и экономической изоляции со стороны западных стран и их союзников (Новая Зеландия, Австралия). В таких условиях необходимо было укреплять отношения с другими крупными региональными лидерами, такими как, например, КНР.
В последние годы российско-китайские отношения продолжают развиваться по широкому спектру областей сотрудничества. Взаимодействие в политической сфере отличается стабильностью и совпадением позиций Москвы и Пекина по основным вопросам международной повестки дня. Официальные оценки китайского руководства характеризуют двусторонние связи в настоящее время как «зрелые и устойчивые», прочную основу которых составляет «взаимное доверие и поддержка», отношения носят «долгосрочный и стратегический характер», «могут выдержать любые испытания» и «не будут меняться из-за каких-либо временных факторов».
Кроме того, На современном этапе развития отношений с Китаем и противоречиями с западными государствами существует мнение о том, что «разворот на Восток» является важнейшей чертой российской внешней политики. В связи с этим, представляется необходимым изучить и проанализировать двусторонние отношения.
Объектом исследования являются российско-китайские отношения.
Предмет исследования – отношения России и Китая в контексте украинского кризиса, под которым подразумеваются российско-украинские противоречия.
Цель исследования – определить влияние, которое политический кризис на Украине оказал на межгосударственные отношения Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Достижение этой цели обусловило постановку следующих задач:
• Рассмотреть эволюцию российско-китайских отношений в историческом контексте;
• Проанализировать основные критерии позиции Китая по данному вопросу;
• Оценить значение украинского кризиса на экономическую сферу российско-китайского сотрудничества;
• Выявить влияние кризиса на взаимоотношения РФ и КНР в рамках политического взаимодействия.
Для выполнения задач исследования были использованы следующие методологические подходы. Исторический подход позволил рассмотреть эволюцию развития российско-китайских отношений. С помощью сравнительного анализа были выявлены общие и различные черты в китайских и российских подходах, как к совместному взаимодействию, так и к отношениям с другими государствами мира. Метод синтеза позволил объединить в единую систему комплекс факторов, повлиявших на установление и развитие отношений СССР (затем РФ) и КНР. В свою очередь системный анализ позволил выделить основные критерии взаимодействия Пекина и Москвы.
Хронологические рамки исследования охватывают временной период с ноября 2013 по апрель 2017 гг. Такой выбор обусловлен тем, что именно в это время начался политический кризис на Украине. Однако, несмотря на обозначенный период, необходимо было выйти за выбранные временные рамки в связи с освещением исторического контекста российско-китайский отношений.
Степень разработанности проблемы. Вопросу российско-китайских отношений ввиду его многогранности, уделяется достаточно внимания представителями различных направлений теории международных отношений, а также политологов, юристов и экономистов. Значительное число работ посвящено отдельным аспектам российско-китайских отношений, как, например, развитие инфраструктур, приграничное сотрудничество и так далее. Однако ввиду выбранных хронологических рамок, которые определяют нижнюю границу исследования апрелем 2017 года, аналитических материалов пока не было издано. В связи с чем, в работе представлено достаточно большое количество ссылок на информационные агентства.
Использованные источники можно разделить на несколько групп. Во-первых, были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, Китайской Народной Республики, например, Договор о дружбе и сотрудничестве 2001 года. Во-вторых, ненормативные документы, среди которых можно выделить Белые книги, а также целевые стратегии. В-третьих, публичные заявления официальных лиц, например, президента РФ Владимира Путина, представителей МИД КНР . Кроме того, была использована статистическая база данных Министерства экономического развития для иллюстрации и сравнительного анализа товарооборота РФ и КНР. Особое внимание было уделено источниковой базе с официальных сайтов различных ведомств Украины, России и Китая. Это позволило рассмотреть официальные позиции государств, а также ознакомиться с достоверными текстами договоров и соглашений. Также, ввиду того, что последние события еще не были проанализированы исследователями, а также для иллюстрации некоторых событий были использованы материалы СМИ, среди которых был сделан выбор в пользу известных информационных агентств.
Теоретической и аналитической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных исследователей российско-китайских отношений, а также отношений Китая с Украиной и США. Участие России и Китая в международных организациях рассмотрели Воронин А. С., Козлов А.А, Pomfret R. Basu Das S.. Лузянин С.Г., Титаренко М.Л., Портяков В.Я., Исаев А.С., Лукин А.В. рассматривают в своих трудах различные аспекты как китайского развития, так и эволюцию российско-китайских отношений, что позволяет комплексно рассмотреть данный вопрос. Из зарубежных исследователей особенно выделяются работы Бжезинского З.К, Westad, О.А., Blank S., Cf. Shu Guang Zhang и другие.
Методологической основой исследования выступил комплекс общих и специальных методов познания, используемых в общественных науках. Поставленные в исследовании задачи обусловили выбор конкретных методов. Использование метода сравнения и дискурсивного анализа позволило установить основные признаки и особенности толкования понятий, связанных с проблемой энергетической безопасности ЕС. Сравнительно-исторический метод позволил изучить причины и развитие энергетической защищенности, а применение системного анализа позволило определить факторы, оказывающие влияние на энергетическую безопасность.
Научная новизна работы определяется недавним появлением предмета исследования и, соответственно, его недостаточной изученностью.
Структура работы отвечает поставленным задачам и включает: три основные главы, заключение, список использованной литературы и источников, приложение. Введение представляет собой раздел, состоящий из обоснования актуальности исследования, определения его цели и задач, анализа источниковой базы, а также методов изучения российско-китайских отношений в условиях украинского кризиса. Основная часть работы является последовательным и в свою очередь также структурированным разделом, состоящим из трех глав с несколькими подразделами каждая, в которых последовательно разрешаются поставленные во введении задачи с опорой на труды предшественников, а также материалы международных новостных агентств. Заключение есть некое резюме проделанной работы, в котором подробно описаны основные выводы выполненного исследования.
После событий 2014 года на Украине и присоединения полуострова Крым к территории России, РФ оказалось в политической, а впоследствии и экономической изоляции со стороны западных стран и их союзников (Новая Зеландия, Австралия). В таких условиях необходимо было укреплять отношения с другими крупными региональными лидерами, такими как, например, КНР.
В последние годы российско-китайские отношения продолжают развиваться по широкому спектру областей сотрудничества. Взаимодействие в политической сфере отличается стабильностью и совпадением позиций Москвы и Пекина по основным вопросам международной повестки дня. Официальные оценки китайского руководства характеризуют двусторонние связи в настоящее время как «зрелые и устойчивые», прочную основу которых составляет «взаимное доверие и поддержка», отношения носят «долгосрочный и стратегический характер», «могут выдержать любые испытания» и «не будут меняться из-за каких-либо временных факторов».
Кроме того, На современном этапе развития отношений с Китаем и противоречиями с западными государствами существует мнение о том, что «разворот на Восток» является важнейшей чертой российской внешней политики. В связи с этим, представляется необходимым изучить и проанализировать двусторонние отношения.
Объектом исследования являются российско-китайские отношения.
Предмет исследования – отношения России и Китая в контексте украинского кризиса, под которым подразумеваются российско-украинские противоречия.
Цель исследования – определить влияние, которое политический кризис на Украине оказал на межгосударственные отношения Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Достижение этой цели обусловило постановку следующих задач:
• Рассмотреть эволюцию российско-китайских отношений в историческом контексте;
• Проанализировать основные критерии позиции Китая по данному вопросу;
• Оценить значение украинского кризиса на экономическую сферу российско-китайского сотрудничества;
• Выявить влияние кризиса на взаимоотношения РФ и КНР в рамках политического взаимодействия.
Для выполнения задач исследования были использованы следующие методологические подходы. Исторический подход позволил рассмотреть эволюцию развития российско-китайских отношений. С помощью сравнительного анализа были выявлены общие и различные черты в китайских и российских подходах, как к совместному взаимодействию, так и к отношениям с другими государствами мира. Метод синтеза позволил объединить в единую систему комплекс факторов, повлиявших на установление и развитие отношений СССР (затем РФ) и КНР. В свою очередь системный анализ позволил выделить основные критерии взаимодействия Пекина и Москвы.
Хронологические рамки исследования охватывают временной период с ноября 2013 по апрель 2017 гг. Такой выбор обусловлен тем, что именно в это время начался политический кризис на Украине. Однако, несмотря на обозначенный период, необходимо было выйти за выбранные временные рамки в связи с освещением исторического контекста российско-китайский отношений.
Степень разработанности проблемы. Вопросу российско-китайских отношений ввиду его многогранности, уделяется достаточно внимания представителями различных направлений теории международных отношений, а также политологов, юристов и экономистов. Значительное число работ посвящено отдельным аспектам российско-китайских отношений, как, например, развитие инфраструктур, приграничное сотрудничество и так далее. Однако ввиду выбранных хронологических рамок, которые определяют нижнюю границу исследования апрелем 2017 года, аналитических материалов пока не было издано. В связи с чем, в работе представлено достаточно большое количество ссылок на информационные агентства.
Использованные источники можно разделить на несколько групп. Во-первых, были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, Китайской Народной Республики, например, Договор о дружбе и сотрудничестве 2001 года. Во-вторых, ненормативные документы, среди которых можно выделить Белые книги, а также целевые стратегии. В-третьих, публичные заявления официальных лиц, например, президента РФ Владимира Путина, представителей МИД КНР . Кроме того, была использована статистическая база данных Министерства экономического развития для иллюстрации и сравнительного анализа товарооборота РФ и КНР. Особое внимание было уделено источниковой базе с официальных сайтов различных ведомств Украины, России и Китая. Это позволило рассмотреть официальные позиции государств, а также ознакомиться с достоверными текстами договоров и соглашений. Также, ввиду того, что последние события еще не были проанализированы исследователями, а также для иллюстрации некоторых событий были использованы материалы СМИ, среди которых был сделан выбор в пользу известных информационных агентств.
Теоретической и аналитической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных исследователей российско-китайских отношений, а также отношений Китая с Украиной и США. Участие России и Китая в международных организациях рассмотрели Воронин А. С., Козлов А.А, Pomfret R. Basu Das S.. Лузянин С.Г., Титаренко М.Л., Портяков В.Я., Исаев А.С., Лукин А.В. рассматривают в своих трудах различные аспекты как китайского развития, так и эволюцию российско-китайских отношений, что позволяет комплексно рассмотреть данный вопрос. Из зарубежных исследователей особенно выделяются работы Бжезинского З.К, Westad, О.А., Blank S., Cf. Shu Guang Zhang и другие.
Методологической основой исследования выступил комплекс общих и специальных методов познания, используемых в общественных науках. Поставленные в исследовании задачи обусловили выбор конкретных методов. Использование метода сравнения и дискурсивного анализа позволило установить основные признаки и особенности толкования понятий, связанных с проблемой энергетической безопасности ЕС. Сравнительно-исторический метод позволил изучить причины и развитие энергетической защищенности, а применение системного анализа позволило определить факторы, оказывающие влияние на энергетическую безопасность.
Научная новизна работы определяется недавним появлением предмета исследования и, соответственно, его недостаточной изученностью.
Структура работы отвечает поставленным задачам и включает: три основные главы, заключение, список использованной литературы и источников, приложение. Введение представляет собой раздел, состоящий из обоснования актуальности исследования, определения его цели и задач, анализа источниковой базы, а также методов изучения российско-китайских отношений в условиях украинского кризиса. Основная часть работы является последовательным и в свою очередь также структурированным разделом, состоящим из трех глав с несколькими подразделами каждая, в которых последовательно разрешаются поставленные во введении задачи с опорой на труды предшественников, а также материалы международных новостных агентств. Заключение есть некое резюме проделанной работы, в котором подробно описаны основные выводы выполненного исследования.
Сотрудничество России и Китая, является для первой, одним из наиболее важных вопросов, поскольку на карту поставлены отношения с очень близким соседом, население которого составляет более 1,2 миллиарда человек, с быстро растущим военным и экономическим потенциалом. Кроме того, Китай и Россия продуктивно сотрудничают и в решении крупных региональных проблем. Обе страны открыты для широких перспектив в Азиатско-Тихоокеанском регионе и по оценкам специалистов имеют крайне внушительный потенциал в торгово-экономическом сотрудничестве. Несмотря на изменчивую и нестабильную политическую ситуацию в мире обе страны тесно координировали свои позиции по целому ряду региональных и межгосударственных вопросов, планомерно разрабатывая и эффективно внедряя новые взаимные инициативы. В контексте тенденций глобального и регионального позиционирования, перспективы российско-китайских отношений выглядят на данный момент следующим образом: укрепление глобальных и региональных позиций Китая на основе экономического роста, укрепление внутренней правовой и финансовой базы для развития частного капитала, сотрудничество Китая с глобальными институтами (ВТО, G-7/8, НАТО, АТЭС, АСЕАН и др.), углубление китайско-американского экономического партнерства и партнерства в борьбе с терроризмом и распространением ядерного оружия. В этих условиях безусловно необходимо реагировать на новые вызовы глобализирующегося Китая, но ни в коем случае не выступая против него, а взаимодействуя в духе сдержанной, но дружественной дипломатии.
Кроме того, крепкие политические контакты между странами длятся уже на протяжении практически 30 лет, а случившийся на Украине политический кризис можно рассматривать лишь как дополнительный стимул для расширения уже имеющихся экономических отношений, а не как основополагающий фактор.
Кроме того, между странами крепкие политические контакты уже на протяжении практически 30 лет, а политический кризис на Украине можно рассматривать лишь как дополнительный стимул для расширения экономических отношений, а не как основополагающий фактор.
Китай действительно видит важную роль в поддержании тесных и плодотворных отношений с Россией, особенно что касается его последней глобальной стратегии по оспариванию американской гегемонии. Однако правящая элита Китая, вероятно, будет крайне осторожно проявлять себя при тесных контактах на политическом уровне с теми из государств, с которыми не согласны ее основные торговые партнеры, опасаясь потенциального ущерба ее глобальной репутации, а также важных экономических отношений с США и ЕС. Первостепенная задача Китая – это несомненно укрепление позиций в сфере экономики, а также распространение и развитие торговых отношений с разными регионами мира (Африка, Европа и проч.).
Китай всегда выступает за дипломатическое разрешение вопроса без применения военных интервенций и каких-либо санкций. Можно предположить, что причина кроется в исторической памяти народа Китая (Опиумные войны, эмбарго на поставку вооружений из западных стран после 1989 года). Таким образом, КНР проявляют исключительно прагматичную позицию – сегодня мы присоединяемся к санкциям и вводим войска против третьей стороны, а завтра эти же действия применят по отношению к нам.
Важной вехой в развитии российско-китайских отношений должен стать период 2021 – 2022 годов, когда истечет срок действия Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР.
Необходимо понимать, что современная расстановка сил на международной арене в корне отличается от существовавшей ситуации во второй половине XX века. Если изначально СССР воспринимал Китай как «младшего брата», которому он помогает в развитии, то на сегодняшний день можно говорить о том, что уже Россия в большей степени заинтересована в такой дружбе и взаимодействии с Китаем. Это связано преимущественно с экономическим фактором.
Следует отметить, что по причине возникновения кризиса на Украине и непосредственном участии в нем России (например, присоединение полуострова Крым к территории российского государства), принесло немало проблем, среди которых конфронтационный характер отношений со странами Запада, что повлекло за собой ослабление переговорных позиций с Китаем.
По сути можно сделать вывод о том, что Китай занял двойственную позицию по отношению к России в контексте конфликта на Украине. Это объясняется тем, что Пекин не заинтересован в конфронтации с западными странами, в первую очередь с США, по экономическим причинам. В то же время, не делая никаких определенных заявлений, кроме как отсылки к нормам международного права и дипломатическим методам решения споров, Китай косвенно выражает поддержку РФ тем, что не выступает в адрес Москвы с критикой.
Что касается создания военного альянса, то в этом вопросе на данном этапе развития отношений нельзя прийти к однозначному выводу, нужно или нет. Во-первых, у России вполне могут появиться сложности в формировании отношений с азиатскими странами в АТР и СВА, так как Китай имеет весьма непростые и напряженные отношения с ними. Во-вторых, на сегодняшний день с трудом можно представить ситуацию, где Китай станет выстраивать открытую конфронтацию по отношению к США.
Безусловно, существует и ряд нерешенных проблем в отношениях России и Китая. На данный момент отсутствует совместное долгосрочное видение мира и места в нем двусторонних отношений, в каких-то вопросах не хватает «стратегической глубины», а также сохраняется некоторая неуверенность в необратимости сближения. Не в последнюю очередь эта неуверенность берет начало в экономической слабости России, из которой как следствие рождаются сомнения в состоятельности ее курса. И из-за возможности стратегического сближения между КНР и США. Вероятно, также присутствует нежелание омрачать «сложными вопросами» практически пока безоблачные политические отношения. Но отказ обсуждать серьезные проблемы и отсутствие конкретной стратегической перспективы уже привели однажды к провалу проекта системы евробезопасности. Кроме того, не стоит забывать и то, что надежды на серьезный приток инвестиций из Китая пока не оправдались, что в свою очередь укрепило в России позиции тех, кто противился этому повороту на Восток, априори не доверял Пекину и/или лично завязан на экономические связи с Западом. Но, может быть, не меньшая проблема — отсутствие долгосрочной и ясной цели со-развития.
Кроме того, крепкие политические контакты между странами длятся уже на протяжении практически 30 лет, а случившийся на Украине политический кризис можно рассматривать лишь как дополнительный стимул для расширения уже имеющихся экономических отношений, а не как основополагающий фактор.
Кроме того, между странами крепкие политические контакты уже на протяжении практически 30 лет, а политический кризис на Украине можно рассматривать лишь как дополнительный стимул для расширения экономических отношений, а не как основополагающий фактор.
Китай действительно видит важную роль в поддержании тесных и плодотворных отношений с Россией, особенно что касается его последней глобальной стратегии по оспариванию американской гегемонии. Однако правящая элита Китая, вероятно, будет крайне осторожно проявлять себя при тесных контактах на политическом уровне с теми из государств, с которыми не согласны ее основные торговые партнеры, опасаясь потенциального ущерба ее глобальной репутации, а также важных экономических отношений с США и ЕС. Первостепенная задача Китая – это несомненно укрепление позиций в сфере экономики, а также распространение и развитие торговых отношений с разными регионами мира (Африка, Европа и проч.).
Китай всегда выступает за дипломатическое разрешение вопроса без применения военных интервенций и каких-либо санкций. Можно предположить, что причина кроется в исторической памяти народа Китая (Опиумные войны, эмбарго на поставку вооружений из западных стран после 1989 года). Таким образом, КНР проявляют исключительно прагматичную позицию – сегодня мы присоединяемся к санкциям и вводим войска против третьей стороны, а завтра эти же действия применят по отношению к нам.
Важной вехой в развитии российско-китайских отношений должен стать период 2021 – 2022 годов, когда истечет срок действия Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между РФ и КНР.
Необходимо понимать, что современная расстановка сил на международной арене в корне отличается от существовавшей ситуации во второй половине XX века. Если изначально СССР воспринимал Китай как «младшего брата», которому он помогает в развитии, то на сегодняшний день можно говорить о том, что уже Россия в большей степени заинтересована в такой дружбе и взаимодействии с Китаем. Это связано преимущественно с экономическим фактором.
Следует отметить, что по причине возникновения кризиса на Украине и непосредственном участии в нем России (например, присоединение полуострова Крым к территории российского государства), принесло немало проблем, среди которых конфронтационный характер отношений со странами Запада, что повлекло за собой ослабление переговорных позиций с Китаем.
По сути можно сделать вывод о том, что Китай занял двойственную позицию по отношению к России в контексте конфликта на Украине. Это объясняется тем, что Пекин не заинтересован в конфронтации с западными странами, в первую очередь с США, по экономическим причинам. В то же время, не делая никаких определенных заявлений, кроме как отсылки к нормам международного права и дипломатическим методам решения споров, Китай косвенно выражает поддержку РФ тем, что не выступает в адрес Москвы с критикой.
Что касается создания военного альянса, то в этом вопросе на данном этапе развития отношений нельзя прийти к однозначному выводу, нужно или нет. Во-первых, у России вполне могут появиться сложности в формировании отношений с азиатскими странами в АТР и СВА, так как Китай имеет весьма непростые и напряженные отношения с ними. Во-вторых, на сегодняшний день с трудом можно представить ситуацию, где Китай станет выстраивать открытую конфронтацию по отношению к США.
Безусловно, существует и ряд нерешенных проблем в отношениях России и Китая. На данный момент отсутствует совместное долгосрочное видение мира и места в нем двусторонних отношений, в каких-то вопросах не хватает «стратегической глубины», а также сохраняется некоторая неуверенность в необратимости сближения. Не в последнюю очередь эта неуверенность берет начало в экономической слабости России, из которой как следствие рождаются сомнения в состоятельности ее курса. И из-за возможности стратегического сближения между КНР и США. Вероятно, также присутствует нежелание омрачать «сложными вопросами» практически пока безоблачные политические отношения. Но отказ обсуждать серьезные проблемы и отсутствие конкретной стратегической перспективы уже привели однажды к провалу проекта системы евробезопасности. Кроме того, не стоит забывать и то, что надежды на серьезный приток инвестиций из Китая пока не оправдались, что в свою очередь укрепило в России позиции тех, кто противился этому повороту на Восток, априори не доверял Пекину и/или лично завязан на экономические связи с Западом. Но, может быть, не меньшая проблема — отсутствие долгосрочной и ясной цели со-развития.
Подобные работы
- Факторы, способствовавшие и препятствовавшие развитию Российско-Китайских отношений в 1991- 2023 гг
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2024 - Российско-китайские отношения в конце XX начале XXI века
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Изменение российско-китайских отношений после 2014 года
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2020 - ПОЗИЦИЯ КИТАЯ В ОТНОШЕНИИ УКРАИНСКОГО КРИЗИСА И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И КНР
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - ПОЗИЦИЯ КИТАЯ В ОТНОШЕНИИ УКРАИНСКОГО КРИЗИСА И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И КНР
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы и перспективы экономического сотрудничества между Россией и Китаем
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2024 - Российско-китайское сотрудничество по проблемам безопасности в ХХI веке
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Внешнеторговое сотрудничество России и Китая
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Основные направления международного сотрудничества России и Китая в
конце XX - начале XXI вв.
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2020



