ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ГЕНДЕРНОМ ИЗМЕРЕНИИ
1.1. Теоретические аспекты изучения гендерной проблематики
1.2. Влияние православия на процесс формирования гендерных стереотипов...15
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДИСКУССИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
2.1. Официальная позиция Русской Православной Церкви в современной России
2.2. Полемика в православных СМИ о вопросах гендера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. В настоящее время гендерная проблематика становится значимым объектом исследования не только в России, но и в мире. Это связано с тем, что рассмотрение гендерных проблем отличается относительной новизной в системе гуманитарных наук. Более того, гендерный феномен имеет особую значимость, как для отдельной личности, так и для государства и общества в целом. Необходимо иметь в виду, что представления о гендерном развитии закладываются еще в совсем юном возрасте. Гендер укрепляется в сознании ребенка в виде гендерных стереотипов и представлений.
В современном мире в условиях глобализации происходит очень бурное развитие общества, индивиду все чаще приходится сталкиваться с проблемами выбора, в том числе и с определением собственной гендерной идентичности и гендерной роли в обществе. Особенностью современного этапа развития российского общества является очевидный рост влияния Русской православной церкви (РПЦ) на политические процессы, а также увеличение интереса граждан к религиозным институтам. В связи с этим, значимость РПЦ в формировании представлений о гендерных ролях и гендерной идентичности становится очевидной. Однако позиция РПЦ в отношении гендерной проблематики – понятие условное. Существует позиция внутрицерковных групп, сообществ, полемика между ними, но нет единого консолидированного мнения. В этом заключается сложность рассмотрения влияния Церкви на гендерные представления. Необходимость проведения исследования обусловлена трудностями, возникающими при анализе гендерных проблем в рамках современного русского православия.
Степень научной разработанности проблемы достаточно невысока. С одной стороны, положение РПЦ в современной государственной и общественной жизни, ее внутренняя и внешняя полемика рассматриваются во множестве теоретических и историко-философских работ. С другой стороны, влияние православия на такие жизненно важные аспекты индивида, как осмысление половой и гендерной идентичности, его гендерной роли, отношению к собственному телу, а также роль семьи в жизни верующего до настоящего момента затрагивалась лишь в немногочисленных статьях, прежде всего культурологического направления. Еще одной проблемой, возникающей в процессе исследования данной темы, является устаревание научных работ: большинство из них написаны в период патриархата Алексия II, и они соответственно фиксируют актуальную позицию Церкви, скорее описывая ее состояние в первое десятилетие после распада СССР. Однако нельзя не отметить авторов, которые занимаются исследованиями именно современного православия, пусть число их не велико: А.С. Агаджанян, Д.Е. Фурман, К. Каариайнен, А.М. Верховский, О.А. Сибирева, О.Е. Казьмина, Р.Н. Лункин, С.Б Филатов, Е.Б. Мезенцева, К.Н. Михайлова, Н.А. Митрохина . Ряд авторов могут дополнить Е.В. Белякова и Н.А Белякова, труды которых посвящены современности и раскрывают гендерную проблематику в рамках современного русского православия. Статьи В.В. Созаева несомненно хотя и рассматривают скорее гендерные проблемы в рамках социологии, но затрагивают соответствующие темы в современном православии. В данной работе также использованы доклады служителей Церкви, таких как: председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, В.Р. Легойда, диакон А.В. Кураев, игумен Филипп (Рябых), митрополит Иларион, священник К. Пархоменко, патриарх Кирилл и др. К числу используемых авторов можно отнести французского православного богослова Э. Бер – Сижель.
Объектом исследования является проблема гендера в современном православном дискурсе.
Предмет исследования – влияние РПЦ на формирование гендера и гендерной идентичности в современной России.
Целью данного исследования является конструирование гендерной проблематики современного русского православия, а также определение влияния РПЦ на формирование гендера и гендерной идентичности в современной России.
В связи с этим, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты формирования гендера и гендерной идентичности;
2) Определить степень влияния РПЦ на процесс становления гендерной идентичности, гендерной роли, формирование гендерных стереотипов;
3) Исследовать источники, отражающие официальную позицию РПЦ по вопросам гендерной проблематики;
4) Раскрыть основные векторы внутрицерковной дискуссии по вопросам гендера;
5) Выявить и проанализировать наиболее спорные аспекты современной внутрицерковной полемики по вопросам гендера.
Методологическая основа исследования. Исследование гендреной проблематики современного русского православия не может быть проведено в рамках одной методологии и неизбежно приобретает междисциплинарный характер. В данной работе были использованы методы религиоведения, культурологии и гендерных исследований. Прежде всего, были использованы методы анализа отечественной и зарубежной литературы, официальных документов РПЦ. Не менее значимую роль играет в исследовательской работе историко-ретроспективный метод в изучении позиции РПЦ по вопросам гендерной проблематики. Также были использованы элементы контент – анализа (в частности, контент – анализ был примерен информативному и столь же мало изученному материалу православных интернет – ресурсов в социальных сетях), дискурс – анализа, методы сравнения в изучении как внутрицерковной полемики, так и дискуссий между мирянами и Церковью.
Научная новизна исследования. Несмотря на то, что гендерная проблематика современного русского православия имеет актуальность и научную значимость, на сегодняшний период гендерные аспекты внутрицерковной полемики и их влияние на гендерное сознание индивида освещались исключительно в научных статьях и докладах, затрагивающие довольно узкий круг проблем. Таким образом, настоящая работа обладает научной новизной в вопросах гендерной проблематики РПЦ.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в возможности использования данной работы в качестве вспомогательного материала при написании более обширных работ по гендерной проблематике в современном русском православии, а также при составлении общих и специальных педагогических курсов.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются основные теоретические аспекты формирования гендера, гендерной идентичности, стереотипов и ролей.
Во второй главе раскрывается основная позиция РПЦ по вопросам гендера, а также исследуется внутрицерковная полемика по заданной проблематике.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по теме дипломной работы.
Необходимо отметить, что все дефиниции основных понятий, используемых в данной работе, представлены в первом параграфе первой главы.
На основе проделанного исследования гендерной проблематики в современном православном дискурсе, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, относительно теоретического аспекта осмысления гендерной проблематики, была выявлена историческая обусловленность возникновения гендерной теории и сопряженных с ней понятий, таких как: «гендерная идентичность», «гендерная роль» и «гендерные стереотипы». Также была определена зависимость научных исследований в рамках гендерной проблематики в современной России от Запада.
Во-вторых, степень влияния РПЦ на процесс формирования гендерных стереотипов определена как достаточно высокая. Прежде всего, это связано с определенной «закрытостью» РПЦ и её консервативным настроем, что не дает возможности открытого обсуждения назревающих проблем современного общества. Это касается и гендерных ролей в семье и обществе. Отказываясь признавать существование данных проблем, РПЦ дает возможность недостаточно просвещённым в этой области людям создавать множество домыслов, тем самым формируя большое количество стереотипов. Ко всему прочему, священнослужители также бывают недостаточно образованными, для того чтобы разъяснять прихожанам возникающие по гендерной проблематике вопросы. Здесь уже встает вопрос об уровне религиозного образования в России. Более того, невысокой оказывается и религиозная просвещенность верующих. Это все создает благоприятные условия для развития устойчивых гендерных стереотипов.
В-третьих, просматривается очевидная консервативность официальной позиции РПЦ по вопросам гендерной проблематики. Представители РПЦ всерьез обеспокоены развитием гендерной теории в современной России, а также влиянием западных либеральных ценностей. Также прослеживается отсутствие слаженной профессиональной работы деятелей Церкви в рамках предотвращения развития гендерной теории путём предоставления четких вразумительных представлений о традиционных моральных ценностях православия в рамках гендерной проблематики. Ко всему прочему, расплывчатость церковной организации мешает определению «православной нормы».
В-четвертых, анализируя полемику в православных СМИ, можно утверждать, что в ней не существует категорично разнящихся подходов и мнений к рассмотрению вопросов гендерной проблематики. Весь спектр, состоящий из левых, правых и центристов так или иначе придерживается официальной позиции РПЦ. Однако выявленная тенденция распространения взглядов консервативных радикалов способствует активизации РПЦ в разрешении насущных проблем как среди мирян, так и во внутрицерковной среде.
В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день Русская Православная Церковь стоит на пороге осознания того, что так или иначе ей необходимо отвечать на вызовы современной жизни. Эти ответы должны быть структурированными и профессиональными. Русской Православной Церкви необходимо способствовать развитию религиозного образования, для того чтобы священнослужители могли оказать поддержку своим прихожанам не только в области гендерной проблематики, но и во всех остальных, при этом основываясь на евангельскую традицию. Более того, заметна тенденция неразвитости православных СМИ, отсутствие их достаточного финансирования. Вследствие чего, низкий спрос у православных граждан современной России. Однако все чаще сегодня появляется конструктивная критика РПЦ, что способствует более продуктивной социальной работе, обсуждения до сегодняшнего момента «запретных» и «неугодных» тем.
1. Агаджанян А. С. Приход и община в русском православии. Современные процессы в ретроспективе последнего столетия”. // Приход и община в современном православии: Корневая система российской религиозности. / Под ред. А. С. Агаджанян, К. Русселе. — М.: Весь мир, 2011. — С. 15-36
2. Аристотель. Политика. М.: – М.: ИНФА-М, 2004. – 287 с.
3. Бер-Сижель, Э. Служение женщины в церкви. Издательство ББИ, 2002. – 220 с.
4. Блаженный Августин. О граде Божием. – Изд-во: АСТ, Харвест, - 2000.
5. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие для студентов вузов / Костикова И. В. и др.: Под общ. Ред. И. В. Костиковой. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 235 с.
6. Ведение в гендерные исследования: Учебное пособие. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. – 708 с.: под общ. Редакцией Жеребкиной И.А.
7. Верховский А. М. Политическое православие: Русские православные националисты и фундаменталисты, 1995–2001 гг. / Александр Верховский. — М.: Центр «Сова», 2003. – 316 с. (Научное издание)
8. Воронина О.А. (ред.). Теория и методология гендерных исследований, Курс лекций. — М.: МЦГИ - МВШСЭН - МФФ, 2001. — 416 с.
9. Всемирная энциклопедия: философия ХХ век, под редакцией Грицанова А.А., М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002-976 с.
10. Гендерология и феминология: Учебное пособие / Л.Д. Ерохина и др.; Под общ. ред. С.В. Коваленко. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. – 152 с.
11. Государство и церковь в XX веке. Эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы. – М.: Либроком, 2013. – 464 с.
12. Ковальская К. Русская православная церковь и гендер: дифференциализм или равенство полов? // Социология религии в обществе Позднего Модерна: материалы Четвертой Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 г. / отв. ред. С.Д. Лебедев. – Белгород: ИД «Белгород», 2014. – с.51-57.
13. Казьмина О.Е. Русская Православная Церковь и проблемы идентичности, религиозного законодательства и прав человека в современной России" // Этнографическое обозрение. — 2009. — № 3
14. Ковальская К. Русская православная церковь и гендер: дифференциализм или равенство полов? // Социология религии в обществе Позднего Модерна: материалы Четвертой Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 г. / отв. ред. С.Д. Лебедев. – Белгород: ИД «Белгород», 2014. – с.51-57.
15. Кон И.С. Пол и гендер: заметки о терминах // Андрология и генитальная хирургия, 2004, №1-2, С. 31-35
16. Королева Л.А. Русская Православная церковь в России в конце ХХ века: монография / Л.А. Королева, А.А. Королев, О.В. Мельниченко. — М.: ИНФРА-М, 2017. – 224 с. — (Научная мысль).
17. Костюк К. Антизападничество и антимодернизм в восточном православии // Континент, №4 (110), 2001, С. 347-356
18. Лункин Р. Образ РПЦ в светских массмедиа // Православная церковь при новом патриархе / под ред. А. Малашенко и С. Филатова; Моск. Центр Карнеги. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.
19. Мезенцева Е.Б. Гендерные стереотипы в представлениях православных верующих // Гендерные представления в современной России. М.: МАКС Пресс, 2007. С. 187–219
20. Митрохин Н.А. Гендерные отношения и Русская православная церковь в современной России: «Домострой», благочестивый гламур и биоэтика. // Гендер для чайников-2. – М., «Звенья», 2009. – с. 189-214.
21. Митрохин Н.А., Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. Изд. 2-е, испр., доп. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 656 с.
22. Михайлов К.Н., Конструирование образа Новых религиозных движений в федеральных печатных СМИ // "Социальные коммуникации", №1 за 2013 год, Москва, с.58-70.
23. Михайлов К.Н., Православная церковь и ЛГБТК-сообщество: современное состояние и вероятные перспективы // ЛГБТК исследования: актуальные проблемы и перспективы, СПб, 2011 — с. 58-59.
24. Православная церковь при новом патриархе / под ред. А. Малашенко и С. Филатова; Моск. Центр Карнеги. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. — 415 с.
25. Пьяных Е.П. Русская Православная Церковь сегодня: вызовы и ответы. Изд-во: Вестник Уральского государственного университета путей сообщения (Екатеринбург) - №4 (16), 2012.
26. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты". М.: Информация XXI век, 2002. 256 с.
27. Станкевич Г.В. Религиозный фактор современного политического процесса. – Ставрополь, 2012. – 268 с.
28. Тукачева Ю.С. Социально-философская сущность гендера. Ист.: Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 7 (13): в 3-х ч. Ч. I. C. 157.
29. Философия: Учебник.2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.
30. Фома Аквинский. Сумма теологии. Том 3. – М.: Signum Veritatis, 2008. – 750 с.
Диссертации
31. Михайлов К.Н. Образ верующего в современной церковной полемике: гендерные и национальные аспекты: дис. канд. культоролог. наук: 24.00.01 / Михайлов Константин Николаевич - М., 2009. – 297 с.
Электронные ресурсы
32. Баумонов А. Откуда берутся геи в церковном сане? [Электронный ресурс] // Rpublic. – 2014. – Режим доступа: https://republic.ru/world/otkuda_berutsya_gei_v_tserkvi_i_v_tserkovnom_sane-1042180.xhtml
33. Белановский Ю. Женщина в православии. Что можно, а что нельзя? [Электронный ресурс] // Аргументы и факты. – 2012. – Режим доступа: http://www.aif.ru/society/38309
34. Белякова Е.В., Белякова Н.А. Обсуждение положения женщин в Православной Церкви ХХ в. [Электронный ресурс] // ЛГБТ – служение «Nuntiare et recreare». – 2016. – Режим доступа: http://www.nuntiare.org/?p=5414
35. Белякова Н., Белякова Т. Нормативно-правовой статус женщин в Православной Церкви в конце ХХ- начале ХХI вв. [Электронный ресурс]//Религия и право. - 2011. – Режим доступа: http://www.keston.org.uk/_russianreview/edition50/02-belyakova.htm
36. Блохина Н.А. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления. [Электронный ресурс] // Общество и гендер. Режим доступа: http://www.gender-cent.ryazan.ru/blohina.htm
37. В РПЦ одобрили решение ПАСЕ расследовать разгон мирной демонстрации против однополых браков в Париже. [Электронный ресурс] // NEWSru. – 2013. – Режим доступа: http://www.newsru.com/religy/02jul2013/pase.html
38. Верховский А.М., Сибирева О.А. Проблемы реализации свободы совести в России. [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический центр Сова. Режим достпуа: http://www.sova-center.ru/religion/publications/2007/03/d10439/
39. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии I Форума православных женщин. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. – 2009. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/956636.html
40. Десницкий А. Союз нерушимый? [Электронный ресурс] // Московские новости. Режим доступа: http://www.mn.ru/friday/86481
41. Закон об однополых браках во Франции вступил в силу. [Электронный ресурс] // Русская служба BBC. – 2013. – Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/international/2013/05/130517_france_gay_marriages.shtml
42. Збигнев Станкевич, Янис Ванагс. Латвийские религиозные деятели встают на защиту традиционных семейных ценностей. [Электронный ресурс] //Русская Православная Церковь. Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Режим доступа: http://pk-semya.ru/main-news/item/101-latvijskie-religioznye-deyateli-vstayut-na-zashchitu-traditsionnykh-semejnykh-tsennostej.html
43. Игумен Филипп (Рябых). Легализация нетрадиционных семей-модная утопия. Электронный ресурс] //Официальный сайт Московского Патриархата. – 2013. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3082331.html
44. Каариайнен К., Фурман Д.Е. Религиозность в России рубеже XX–XXI столетий (Окончание) // Общественные науки и современность. 2007. № 2. С. 78-95; Каариайнен К., Фурман Д.Е. Религиозность в России рубеже XX–XXI столетий (часть 1) // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 103-119
45. Комов А. Гендерная идеология и новая роль России. [Электронный ресурс] //Русская Православная Церковь. Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. – 2014. – Режим доступа: http://pk-semya.ru/novosti/item/252-gendernaya-ideologiya-i-novaya-rol-rossii.html
46. Кураев А. Женщина в Церкви. [Электронный ресурс] // Предание. Режим доступа: http://ilynka.prihod.ru/zhurnal/view/id/1121957
47. Легойда В. Женщина и мужчина: отношения сквозь века [Электронный ресурс] // Азбука веры. – 2010. – Режим доступа: https://azbyka.ru/zhenshhina-i-muzhchina-otnosheniya-skvoz-veka
48. Легойда В. Мешают ли джинсы спасению? [Электронный ресурс] // Фома. – 2011. – Режим доступа: http://foma.ru/meshayut-li-spaseniyu-dzhinsyi.html
49. Митрополит Волоколамский Иларион. Семья, христанство, общество: православный взгляд. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. – 2013. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/3365819.html
50. Митрополит Кирилл призывает верующих не создавать небрежным видом образ «убогого» православия. [Электронный ресурс] // Интерфакс. Религия. – 2006. – Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=15342
51. Михайлов К.Н. Русская Православная Церковь в эпоху гендерного беспокойства. [Электронный ресурс] // Полит. ру. – 2015. – Режим доступа: http://polit.ru/article/2015/12/27/gender/
52. Основы социальной концепции РПЦ. [Электронный ресурс] //Официальный сайт Московского Патриархата. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/419128
53. Парфентьев П. Протест против гендерной теории-движение за право оставаться человеком. [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь. Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Режим доступа: http://pk-semya.ru/analitika/item/1262-pavel-parfentev-protest-protiv-gendernoy-teorii-dvizhenie-za-pravo-ostavatsya-chelovekom.html
54. Пархоменко К. О так называемой женской нечистоте. [Электронный ресурс]//Православная жизнь. Режим доступа: http://pravlife.org/content/o-tak-nazyvaemoy-zhenskoy-nechistote
55. Полный текст декларации Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска. [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. – 2016. – Режим доступа: http://www.spb.kp.ru/daily/26493.5/3361794/
56. Свешников С. О роли женщины в Церкви. [Электронный ресурс] // Православие и мир. – 2009. – Режим доступа: http://www.pravmir.ru/o-roli-zhenshhiny-v-cerkvi/
57. Смирнов Д. О гендерном беззаконии. [Электронный ресурс] // Православие и мир. – 2012. – Режим доступа: http://www.pravmir.ru/protoierej-dmitrij-smirnoj-o-gendernom-bezzakonii/
58. Филатов Н. Беседа с политологом Натальей Нарочницкой о событиях уходящего года и консервативном движении Запада. [Электронный ресурс] // Православие. Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/89227.html
59. Четверикова О. «Новый мир» извращенцев как вселенская содомская церковь [Электронный ресурс] // Храм Тихвинской иконы Божией Матери. Официальный сайт. Режим доступа: http://hram.duchonovo.ru/?46