ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ПРАВОСЛАВИИ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ГЕНДЕРНОМ ИЗМЕРЕНИИ
1.1. Теоретические аспекты изучения гендерной проблематики
1.2. Влияние православия на процесс формирования гендерных стереотипов...15
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДИСКУССИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
2.1. Официальная позиция Русской Православной Церкви в современной России
2.2. Полемика в православных СМИ о вопросах гендера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ГЕНДЕРНОМ ИЗМЕРЕНИИ
1.1. Теоретические аспекты изучения гендерной проблематики
1.2. Влияние православия на процесс формирования гендерных стереотипов...15
ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДИСКУССИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
2.1. Официальная позиция Русской Православной Церкви в современной России
2.2. Полемика в православных СМИ о вопросах гендера
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования. В настоящее время гендерная проблематика становится значимым объектом исследования не только в России, но и в мире. Это связано с тем, что рассмотрение гендерных проблем отличается относительной новизной в системе гуманитарных наук. Более того, гендерный феномен имеет особую значимость, как для отдельной личности, так и для государства и общества в целом. Необходимо иметь в виду, что представления о гендерном развитии закладываются еще в совсем юном возрасте. Гендер укрепляется в сознании ребенка в виде гендерных стереотипов и представлений.
В современном мире в условиях глобализации происходит очень бурное развитие общества, индивиду все чаще приходится сталкиваться с проблемами выбора, в том числе и с определением собственной гендерной идентичности и гендерной роли в обществе. Особенностью современного этапа развития российского общества является очевидный рост влияния Русской православной церкви (РПЦ) на политические процессы, а также увеличение интереса граждан к религиозным институтам. В связи с этим, значимость РПЦ в формировании представлений о гендерных ролях и гендерной идентичности становится очевидной. Однако позиция РПЦ в отношении гендерной проблематики – понятие условное. Существует позиция внутрицерковных групп, сообществ, полемика между ними, но нет единого консолидированного мнения. В этом заключается сложность рассмотрения влияния Церкви на гендерные представления. Необходимость проведения исследования обусловлена трудностями, возникающими при анализе гендерных проблем в рамках современного русского православия.
Степень научной разработанности проблемы достаточно невысока. С одной стороны, положение РПЦ в современной государственной и общественной жизни, ее внутренняя и внешняя полемика рассматриваются во множестве теоретических и историко-философских работ. С другой стороны, влияние православия на такие жизненно важные аспекты индивида, как осмысление половой и гендерной идентичности, его гендерной роли, отношению к собственному телу, а также роль семьи в жизни верующего до настоящего момента затрагивалась лишь в немногочисленных статьях, прежде всего культурологического направления. Еще одной проблемой, возникающей в процессе исследования данной темы, является устаревание научных работ: большинство из них написаны в период патриархата Алексия II, и они соответственно фиксируют актуальную позицию Церкви, скорее описывая ее состояние в первое десятилетие после распада СССР. Однако нельзя не отметить авторов, которые занимаются исследованиями именно современного православия, пусть число их не велико: А.С. Агаджанян, Д.Е. Фурман, К. Каариайнен, А.М. Верховский, О.А. Сибирева, О.Е. Казьмина, Р.Н. Лункин, С.Б Филатов, Е.Б. Мезенцева, К.Н. Михайлова, Н.А. Митрохина . Ряд авторов могут дополнить Е.В. Белякова и Н.А Белякова, труды которых посвящены современности и раскрывают гендерную проблематику в рамках современного русского православия. Статьи В.В. Созаева несомненно хотя и рассматривают скорее гендерные проблемы в рамках социологии, но затрагивают соответствующие темы в современном православии. В данной работе также использованы доклады служителей Церкви, таких как: председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, В.Р. Легойда, диакон А.В. Кураев, игумен Филипп (Рябых), митрополит Иларион, священник К. Пархоменко, патриарх Кирилл и др. К числу используемых авторов можно отнести французского православного богослова Э. Бер – Сижель.
Объектом исследования является проблема гендера в современном православном дискурсе.
Предмет исследования – влияние РПЦ на формирование гендера и гендерной идентичности в современной России.
Целью данного исследования является конструирование гендерной проблематики современного русского православия, а также определение влияния РПЦ на формирование гендера и гендерной идентичности в современной России.
В связи с этим, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты формирования гендера и гендерной идентичности;
2) Определить степень влияния РПЦ на процесс становления гендерной идентичности, гендерной роли, формирование гендерных стереотипов;
3) Исследовать источники, отражающие официальную позицию РПЦ по вопросам гендерной проблематики;
4) Раскрыть основные векторы внутрицерковной дискуссии по вопросам гендера;
5) Выявить и проанализировать наиболее спорные аспекты современной внутрицерковной полемики по вопросам гендера.
Методологическая основа исследования. Исследование гендреной проблематики современного русского православия не может быть проведено в рамках одной методологии и неизбежно приобретает междисциплинарный характер. В данной работе были использованы методы религиоведения, культурологии и гендерных исследований. Прежде всего, были использованы методы анализа отечественной и зарубежной литературы, официальных документов РПЦ. Не менее значимую роль играет в исследовательской работе историко-ретроспективный метод в изучении позиции РПЦ по вопросам гендерной проблематики. Также были использованы элементы контент – анализа (в частности, контент – анализ был примерен информативному и столь же мало изученному материалу православных интернет – ресурсов в социальных сетях), дискурс – анализа, методы сравнения в изучении как внутрицерковной полемики, так и дискуссий между мирянами и Церковью.
Научная новизна исследования. Несмотря на то, что гендерная проблематика современного русского православия имеет актуальность и научную значимость, на сегодняшний период гендерные аспекты внутрицерковной полемики и их влияние на гендерное сознание индивида освещались исключительно в научных статьях и докладах, затрагивающие довольно узкий круг проблем. Таким образом, настоящая работа обладает научной новизной в вопросах гендерной проблематики РПЦ.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в возможности использования данной работы в качестве вспомогательного материала при написании более обширных работ по гендерной проблематике в современном русском православии, а также при составлении общих и специальных педагогических курсов.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются основные теоретические аспекты формирования гендера, гендерной идентичности, стереотипов и ролей.
Во второй главе раскрывается основная позиция РПЦ по вопросам гендера, а также исследуется внутрицерковная полемика по заданной проблематике.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по теме дипломной работы.
Необходимо отметить, что все дефиниции основных понятий, используемых в данной работе, представлены в первом параграфе первой главы.
В современном мире в условиях глобализации происходит очень бурное развитие общества, индивиду все чаще приходится сталкиваться с проблемами выбора, в том числе и с определением собственной гендерной идентичности и гендерной роли в обществе. Особенностью современного этапа развития российского общества является очевидный рост влияния Русской православной церкви (РПЦ) на политические процессы, а также увеличение интереса граждан к религиозным институтам. В связи с этим, значимость РПЦ в формировании представлений о гендерных ролях и гендерной идентичности становится очевидной. Однако позиция РПЦ в отношении гендерной проблематики – понятие условное. Существует позиция внутрицерковных групп, сообществ, полемика между ними, но нет единого консолидированного мнения. В этом заключается сложность рассмотрения влияния Церкви на гендерные представления. Необходимость проведения исследования обусловлена трудностями, возникающими при анализе гендерных проблем в рамках современного русского православия.
Степень научной разработанности проблемы достаточно невысока. С одной стороны, положение РПЦ в современной государственной и общественной жизни, ее внутренняя и внешняя полемика рассматриваются во множестве теоретических и историко-философских работ. С другой стороны, влияние православия на такие жизненно важные аспекты индивида, как осмысление половой и гендерной идентичности, его гендерной роли, отношению к собственному телу, а также роль семьи в жизни верующего до настоящего момента затрагивалась лишь в немногочисленных статьях, прежде всего культурологического направления. Еще одной проблемой, возникающей в процессе исследования данной темы, является устаревание научных работ: большинство из них написаны в период патриархата Алексия II, и они соответственно фиксируют актуальную позицию Церкви, скорее описывая ее состояние в первое десятилетие после распада СССР. Однако нельзя не отметить авторов, которые занимаются исследованиями именно современного православия, пусть число их не велико: А.С. Агаджанян, Д.Е. Фурман, К. Каариайнен, А.М. Верховский, О.А. Сибирева, О.Е. Казьмина, Р.Н. Лункин, С.Б Филатов, Е.Б. Мезенцева, К.Н. Михайлова, Н.А. Митрохина . Ряд авторов могут дополнить Е.В. Белякова и Н.А Белякова, труды которых посвящены современности и раскрывают гендерную проблематику в рамках современного русского православия. Статьи В.В. Созаева несомненно хотя и рассматривают скорее гендерные проблемы в рамках социологии, но затрагивают соответствующие темы в современном православии. В данной работе также использованы доклады служителей Церкви, таких как: председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, В.Р. Легойда, диакон А.В. Кураев, игумен Филипп (Рябых), митрополит Иларион, священник К. Пархоменко, патриарх Кирилл и др. К числу используемых авторов можно отнести французского православного богослова Э. Бер – Сижель.
Объектом исследования является проблема гендера в современном православном дискурсе.
Предмет исследования – влияние РПЦ на формирование гендера и гендерной идентичности в современной России.
Целью данного исследования является конструирование гендерной проблематики современного русского православия, а также определение влияния РПЦ на формирование гендера и гендерной идентичности в современной России.
В связи с этим, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить теоретические аспекты формирования гендера и гендерной идентичности;
2) Определить степень влияния РПЦ на процесс становления гендерной идентичности, гендерной роли, формирование гендерных стереотипов;
3) Исследовать источники, отражающие официальную позицию РПЦ по вопросам гендерной проблематики;
4) Раскрыть основные векторы внутрицерковной дискуссии по вопросам гендера;
5) Выявить и проанализировать наиболее спорные аспекты современной внутрицерковной полемики по вопросам гендера.
Методологическая основа исследования. Исследование гендреной проблематики современного русского православия не может быть проведено в рамках одной методологии и неизбежно приобретает междисциплинарный характер. В данной работе были использованы методы религиоведения, культурологии и гендерных исследований. Прежде всего, были использованы методы анализа отечественной и зарубежной литературы, официальных документов РПЦ. Не менее значимую роль играет в исследовательской работе историко-ретроспективный метод в изучении позиции РПЦ по вопросам гендерной проблематики. Также были использованы элементы контент – анализа (в частности, контент – анализ был примерен информативному и столь же мало изученному материалу православных интернет – ресурсов в социальных сетях), дискурс – анализа, методы сравнения в изучении как внутрицерковной полемики, так и дискуссий между мирянами и Церковью.
Научная новизна исследования. Несмотря на то, что гендерная проблематика современного русского православия имеет актуальность и научную значимость, на сегодняшний период гендерные аспекты внутрицерковной полемики и их влияние на гендерное сознание индивида освещались исключительно в научных статьях и докладах, затрагивающие довольно узкий круг проблем. Таким образом, настоящая работа обладает научной новизной в вопросах гендерной проблематики РПЦ.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в возможности использования данной работы в качестве вспомогательного материала при написании более обширных работ по гендерной проблематике в современном русском православии, а также при составлении общих и специальных педагогических курсов.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматриваются основные теоретические аспекты формирования гендера, гендерной идентичности, стереотипов и ролей.
Во второй главе раскрывается основная позиция РПЦ по вопросам гендера, а также исследуется внутрицерковная полемика по заданной проблематике.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по теме дипломной работы.
Необходимо отметить, что все дефиниции основных понятий, используемых в данной работе, представлены в первом параграфе первой главы.
На основе проделанного исследования гендерной проблематики в современном православном дискурсе, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, относительно теоретического аспекта осмысления гендерной проблематики, была выявлена историческая обусловленность возникновения гендерной теории и сопряженных с ней понятий, таких как: «гендерная идентичность», «гендерная роль» и «гендерные стереотипы». Также была определена зависимость научных исследований в рамках гендерной проблематики в современной России от Запада.
Во-вторых, степень влияния РПЦ на процесс формирования гендерных стереотипов определена как достаточно высокая. Прежде всего, это связано с определенной «закрытостью» РПЦ и её консервативным настроем, что не дает возможности открытого обсуждения назревающих проблем современного общества. Это касается и гендерных ролей в семье и обществе. Отказываясь признавать существование данных проблем, РПЦ дает возможность недостаточно просвещённым в этой области людям создавать множество домыслов, тем самым формируя большое количество стереотипов. Ко всему прочему, священнослужители также бывают недостаточно образованными, для того чтобы разъяснять прихожанам возникающие по гендерной проблематике вопросы. Здесь уже встает вопрос об уровне религиозного образования в России. Более того, невысокой оказывается и религиозная просвещенность верующих. Это все создает благоприятные условия для развития устойчивых гендерных стереотипов.
В-третьих, просматривается очевидная консервативность официальной позиции РПЦ по вопросам гендерной проблематики. Представители РПЦ всерьез обеспокоены развитием гендерной теории в современной России, а также влиянием западных либеральных ценностей. Также прослеживается отсутствие слаженной профессиональной работы деятелей Церкви в рамках предотвращения развития гендерной теории путём предоставления четких вразумительных представлений о традиционных моральных ценностях православия в рамках гендерной проблематики. Ко всему прочему, расплывчатость церковной организации мешает определению «православной нормы».
В-четвертых, анализируя полемику в православных СМИ, можно утверждать, что в ней не существует категорично разнящихся подходов и мнений к рассмотрению вопросов гендерной проблематики. Весь спектр, состоящий из левых, правых и центристов так или иначе придерживается официальной позиции РПЦ. Однако выявленная тенденция распространения взглядов консервативных радикалов способствует активизации РПЦ в разрешении насущных проблем как среди мирян, так и во внутрицерковной среде.
В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день Русская Православная Церковь стоит на пороге осознания того, что так или иначе ей необходимо отвечать на вызовы современной жизни. Эти ответы должны быть структурированными и профессиональными. Русской Православной Церкви необходимо способствовать развитию религиозного образования, для того чтобы священнослужители могли оказать поддержку своим прихожанам не только в области гендерной проблематики, но и во всех остальных, при этом основываясь на евангельскую традицию. Более того, заметна тенденция неразвитости православных СМИ, отсутствие их достаточного финансирования. Вследствие чего, низкий спрос у православных граждан современной России. Однако все чаще сегодня появляется конструктивная критика РПЦ, что способствует более продуктивной социальной работе, обсуждения до сегодняшнего момента «запретных» и «неугодных» тем.
Во-первых, относительно теоретического аспекта осмысления гендерной проблематики, была выявлена историческая обусловленность возникновения гендерной теории и сопряженных с ней понятий, таких как: «гендерная идентичность», «гендерная роль» и «гендерные стереотипы». Также была определена зависимость научных исследований в рамках гендерной проблематики в современной России от Запада.
Во-вторых, степень влияния РПЦ на процесс формирования гендерных стереотипов определена как достаточно высокая. Прежде всего, это связано с определенной «закрытостью» РПЦ и её консервативным настроем, что не дает возможности открытого обсуждения назревающих проблем современного общества. Это касается и гендерных ролей в семье и обществе. Отказываясь признавать существование данных проблем, РПЦ дает возможность недостаточно просвещённым в этой области людям создавать множество домыслов, тем самым формируя большое количество стереотипов. Ко всему прочему, священнослужители также бывают недостаточно образованными, для того чтобы разъяснять прихожанам возникающие по гендерной проблематике вопросы. Здесь уже встает вопрос об уровне религиозного образования в России. Более того, невысокой оказывается и религиозная просвещенность верующих. Это все создает благоприятные условия для развития устойчивых гендерных стереотипов.
В-третьих, просматривается очевидная консервативность официальной позиции РПЦ по вопросам гендерной проблематики. Представители РПЦ всерьез обеспокоены развитием гендерной теории в современной России, а также влиянием западных либеральных ценностей. Также прослеживается отсутствие слаженной профессиональной работы деятелей Церкви в рамках предотвращения развития гендерной теории путём предоставления четких вразумительных представлений о традиционных моральных ценностях православия в рамках гендерной проблематики. Ко всему прочему, расплывчатость церковной организации мешает определению «православной нормы».
В-четвертых, анализируя полемику в православных СМИ, можно утверждать, что в ней не существует категорично разнящихся подходов и мнений к рассмотрению вопросов гендерной проблематики. Весь спектр, состоящий из левых, правых и центристов так или иначе придерживается официальной позиции РПЦ. Однако выявленная тенденция распространения взглядов консервативных радикалов способствует активизации РПЦ в разрешении насущных проблем как среди мирян, так и во внутрицерковной среде.
В заключении хотелось бы отметить, что на сегодняшний день Русская Православная Церковь стоит на пороге осознания того, что так или иначе ей необходимо отвечать на вызовы современной жизни. Эти ответы должны быть структурированными и профессиональными. Русской Православной Церкви необходимо способствовать развитию религиозного образования, для того чтобы священнослужители могли оказать поддержку своим прихожанам не только в области гендерной проблематики, но и во всех остальных, при этом основываясь на евангельскую традицию. Более того, заметна тенденция неразвитости православных СМИ, отсутствие их достаточного финансирования. Вследствие чего, низкий спрос у православных граждан современной России. Однако все чаще сегодня появляется конструктивная критика РПЦ, что способствует более продуктивной социальной работе, обсуждения до сегодняшнего момента «запретных» и «неугодных» тем.
Подобные работы
- Языковая репрезентация гендерных ценностей в современном русском языке
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ЭВОЛЮЦИЯ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК РУССКИХ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: 2014-2019 гг
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - МЕСТО КУЛЬТОВОЙ ПРАКТИКИ В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ПРАВОСЛАВИИ (ПРИКАМЬЕ В XX - XXI ВВ.)
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕСТО КУЛЬТОВОЙ ПРАКТИКИ В ПРОВИНЦИАЛЬНОМ ПРАВОСЛАВИИ (ПРИКАМЬЕ В XX - XXI ВВ.)
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ЭКУМЕНИЗМА С ПОЗИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОЛОГИИ
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - Христианский брак в контексте вызовов современности
Дипломные работы, ВКР, теология. Язык работы: Русский. Цена: 4580 р. Год сдачи: 2023 - НАРОДНЫЕ КУЛЬТЫ СВЯТЫХ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: КОМПАРАТИВНЫЙ
АНАЛИЗ ПРАВОСЛАВНОЙ И МУСУЛЬМАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Роль женщины в социальной, политической и культурной жизни современной России
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2023 - КАЗУС PUSSY RIOT КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: РЕЛИГИОЗНЫЙ, ГЕНДЕРНЫЙ, ПОЛИТИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТЫ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016



