Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Конкурентоспособность предприятия и факторы на нее влияющие 7
1.2. Показатели и методы оценки конкурентоспособности предприятия 15
1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 24
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «РЕГИОН» 33
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Регион» 33
2.2. Анализ финансового состояния и эффективности деятельности предприятия 37
2.3. Оценка конкурентоспособности предприятия 52
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «РЕГИОН» 63
3.1. Разработка направлений повышения конкурентоспособности предприятия 63
3.2. Оценка эффективности предложенных мероприятий 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена, прежде всего, тем, что рост конкурентоспособности национальной экономики, субъектов ее хозяйствования - это важная стратегическая задача. Особенно актуально решение этой задачи строительным предприятиям, которые работают на рынках гражданского, промышленного строительства. Здоровая конкуренция на строительном рынке может положительно воздействовать на уровень качества ПГС посредством повышения качества строительных проектов, производства строительной продукции.
Постоянно изменяющиеся условия экономического, политического и социального состояния страны и мира в целом определяют необходимость использования новых технологий ведения бизнеса, обеспечения эффективности, конкурентоспособности и рентабельности деятельности компаний, оптимизации бизнес-процессов, умении профессионально участвовать и выигрывать тендерные торги. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы оценки и обеспечения конкурентоспособности компаний, совершенствования и оптимизации их финансово-хозяйственной деятельности.
Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблеме конкурентоспособности предприятия, и признаваемую значимость данной проблемы, в настоящее время не существует единой теории конкурентоспособности предприятий. В частности нет общепринятого определения понятия «конкурентоспособность предприятия». Отсутствие общепринятого определения конкурентоспособности предприятия затрудняет формирование адекватного подхода к ее оценке, которая крайне необходима при анализе возможностей ее повышения. Данные проблемы и противоречия в современных научно-практических подходах создают предпосылки для дополнительных изысканий в пространстве процессов формирования конкурентоспособности предприятий, что и обусловило выбор темы, цели и задач выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ оценки и повышения конкурентоспособности предприятия на примере строительной компании ООО «Регион».
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы оценки и повышения конкурентоспособности предприятия;
2. Проанализировать конкурентоспособность предприятия ООО «Регион»;
3. Разработать направления повышения конкурентоспособности ООО «Регион».
Объектом исследования в данной работе выступает ООО «Регион».
Предмет исследования: конкурентоспособность предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам управления конкурентоспособностью предприятий.
В процессе исследования были использованы общенаучные и системные методы познания. В частности: синтез, анализ, логический метод, метод сравнения, моделирование, экономико-статистические методы обработки данных, метод экспертной оценки.
Информационной базой выпускной квалификационной работы послужили информационные и отчетные материалы ООО «Регион», монографии отечественных ученых, публикации периодической печати по вопросам управления конкурентоспособностью.
Целью выпускной квалификационной работы являлось исследование теоретических и практических основ оценки и повышения конкурентоспособности предприятия на примере строительной компании ООО «Регион».
В первой главе выпускной квалификационной работы по результатам анализа теоретических основ оценки и повышения конкурентоспособности предприятия были сделаны следующие выводы.
Считается, что наиболее обоснованным определением конкурентоспособности в теоретическом плане - как многомерной, многогранной экономической категории считается определение А.Ш. Хасановой. Она утверждает, что конкурентоспособность - это некий элемент системы конкурентных отношений. Конкурентоспособность - многогранная категория, которая включает в себя определенные элементы монополизма, конкуренции, определенные государственные механизмы регулирования рыночных отношений.
Факторы конкурентоспособности предприятий - это те явления и процессы во внутренней и внешней среде предприятия, оказывающие непосредственное влияние и вызывающие изменения экономических, финансовых и производственных показателей предприятия. Отметим, что все факторы, которые были рассмотрены, могут влиять на компанию - не только в сторону повышения конкурентоспособности, но и могут снижать ее. Чтобы достичь увеличения конкурентных преимуществ, нужно осуществлять детальный, полный анализ всех внутренних и внешних факторов конкурентоспособности компании, эффективно их применять.
На современном этапе развития как отечественной, так и зарубежной наукой не разработан универсальный метод оценки конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности, что обусловлено сложностью выявления и оценки влияния разнообразных факторов внешней и внутренней среды предприятия. Говоря о существующих методах, необходимо отметить, что экономистами предложено огромное множество различных методик, основными из которых являются:
• методы, основанные на теории эффективной конкуренции;
• методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия;
• матричные методы;
• комплексные методы.
Конкурентоспособность строительной фирмы в основном определяется конкурентоспособностью выпускаемой ею строительной продукцией, квалификацией ее работников и эффективностью развития и использования производственного потенциала, позволяющего производить эту продукцию, а, следовательно, и квалификацией менеджеров, от которой зависит эффективность использования ее производственного потенциала.
Во второй главе выпускной квалификационной работы была проведена оценка конкурентоспособности строительного предприятия ООО «Регион» в результате чего были сделаны следующие выводы.
Структура ООО «Регион» не включает в себя элементов процессного и проектного управления, таких как система сопровождения (обслуживания) бизнес-процессов, временные целевые и проектные группы.
Ценовая политика ООО «Регион» основывается на спросе со стороны потребителей. При установлении цены руководство предприятия ориентируется на среднюю цену по рынку, а цена формируется путем применения метода «на основе издержек» плюс рентабельность.
ООО «Регион» придерживается стратегии дифференциации, что дает возможность покрывать возникающие убытки по отдельным товарам и работам за счет более успешной продажи других товаров и услуг.
Анализ финансового состояния и эффективности деятельности предприятии показал что во-первых, предприятие практически не имеет финансовых ресурсов, поскольку денежные средства составляют на конец 2016 года всего лишь 1,02% в общей структуре валюты баланса, а краткосрочные финансовые вложения и того меньше — 0,34%. Дебиторская задолженность увеличивается в течение 2015-2016 гг. практически в 4 раза. Также предприятие имеет неудовлетворительную структуру пассивной части бухгалтерского баланса, поскольку более 93% источников формирования финансовых ресурсов состоят из заемного капитала, причем как было выявлено в ходе проведенного анализа доля заемного капитала постоянно увеличивается.
Во-вторых, коэффициентный финансовый анализ показал, что предприятие находится в критическом финансовом положении, так как практически все показатели финансовой устойчивости и платежеспособности не соответствуют нормативным значениям, что указывает на невозможность предприятия рассчитываться в срок по своим как долгосрочным, так и краткосрочным обязательствам.
Согласно показателей оборачиваемости все составляющие капитала предприятия используются неэффективно. Даже несмотря на то, что коэффициент оборачиваемости денежных средств показывает неплохие результаты, при рассмотрении его совместно с показателями финансовой устойчивости и платежеспособности можно сделать вывод, что высокие показатели оборачиваемости обусловлены скорее всего недостатком денежных средств на предприятии, а не их эффективным использованием.
Экономический эффект от изменения оборачиваемости оборотных активов составил 3 379,75 тыс. р., что свидетельствует о том, что предприятию пришлось дополнительно вовлечь данную сумму в оборот для обеспечения своей деятельности.
В течение 2015-2016 гг. все показатели рентабельности снижаются, что свидетельствует о том, что эффективность деятельности предприятия и использования оборотных активов и капитала находится на критическом уровне.
SWOT- анализ ООО «Регион» показал, что предприятие имеет свою постоянную долю рынка на строительном рынке города Москва, однако слабое финансовое управление, что не позволяет ей в полной мере воспользоваться своими сильными сторонами и выйти на дальние рынки области.
Конкурентный анализ отрасли по М.Портеру показал, что конкуренция в строительной отрасли довольно высокая, однако вероятность появления новых конкурентов невысокая, из-за высоких барьеров входа в отрасль.
Для предприятия ООО «Регион» влияние поставщиков не является высоко важным фактором, поскольку на рынке поставщиков строительной продукции имеется достаточное количество. Однако иногда качество поставляемой продукции оставляет желать лучшего.
Конкуренция в отрасли очень высокая. Внутриотраслевая конкуренция среди существующих игроков сводиться к стремлению улучшить свое положение на рынке, повысить качество товара, увеличить инвестиции в новые технологии.
Покупатели и есть потребители готового товара, обеспечивающие существование рынка за счет удовлетворения своих потребностей. Покупатели оказывают сильное влияние на конкурентоспособность товара предприятия, ужесточая ее за счет предъявления более высоких требований к качеству товара. Для анализируемого предприятия она предоставляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучших качествах или сервисе.
Появление новых товаров-заменителей ограничивает потенциал рынка с точки зрения цен. Отрасль не будет привлекательной с точки зрения высокой прибыли, пока игроки рынка не смогут повысить качество продукции и дифференцировать свой товар от товаров -заменителей. Для анализируемого предприятия угроза товаров-заменителей выше среднего.
Оценка значений репутационного риска ООО «Регион» показала, что средний балл оценок колеблется на уровне 0,5-0,7. Можно отметить, что наиболее незащищенными риск-процессами на предприятии являются процессы внутрикорпоративных коммуникаций и финансового управления.
Таким образом, подводя итог анализа конкурентоспособности ООО «Регион» были сделаны следующие выводы:
• предприятие ООО «Регион» не имеет абсолютного конкурентного преимущества ни по каким показателям;
• стратегия деятельности предприятия также недостаточно проработана, особенно заметны проблемы в стратегии развития производственного процесса и предприятия в целом;
• принцип конкурентного статуса не определен и не является ключевым для предприятия, так как не выстроена стратегия деятельности.
В условиях рыночной конкуренции ООО «Регион» имеет определенные трудности.
Основными факторами риска, связанными с деятельностью общества, являются:
• высокая конкуренция на рынке строительных услуг;
• недостаток оборотных денежных средств для финансирования текущей деятельности предприятия;
• недостаток денежных средств для финансирования инвестиций;
• высокая стоимость строительных материалов;
• несвоевременные расчеты за выполненные работы и услуги.
Серьезными конкурентами по строительно-монтажным работам и услугам являются повсеместно открывающиеся малые частные предприятия.
Таким образом, анализ особенностей деятельности ООО «Регион» показал его невысокую экономическую эффективность использования производственных, коммерческих и сервисных возможностей.
Для решения выявленных проблем на предприятии ООО «Регион» предлагается использовать факторинг при расчетах с дебиторами и кредиторами, что позволит увеличить оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности, а соответственно также позволит увеличить выручку предприятия.
Проведенный анализ результативности предлагаемых мероприятий показал что:
• дополнительная выручка за счет внедрения предлагаемых мероприятий составит 82354 тыс.руб.:
• затраты на внедрение предлагаемых мероприятий составят 27784 тыс.руб.
Рассчитанные показатели экономической эффективности соответствуют установленным нормам, поэтому предлагаемые мероприятия эффективны и могут быть предложены к внедрению на предприятии ООО «Регион».
1. Асаул А.Н. Управление затратами в строительстве. - СПб: ИПЭВ, 2017. - 392 с.
2. Бирюков А.Н. Основы организации, экономики и управления в строительстве: Учебное пособие : авторский коллектив: А.Н. Бирюков , А.И. Буланов, В.С. Ивановский, С.Г. Рихель, Н.М. Куделко, О.Е. Лапшин. - М.: Спецстрой России, 2016. - 432 с.
3. Бузырев В.В. Экономика строительства. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 336 с.
4. Болотин, С. А. Организация строительного производства : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по спец. «Экономика и управление на предприятии стр-ва» / С. А. Болотин, А. Н. Вихров. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2015. - 203 с.
5. Гребнев Г.Н. Маркетинговый инструментарий формирования конкурентоспособности строительных предприятий // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. 2017. № 3-4. - С. 50-58.
6. Гусев Е.В., Угрюмов Е.А., Шепелев И.Г. Организационно-экономические основы конкурентоспособности строительных предприятий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2017. Т. 7. № 1. - С. 107-110.
7. Голубова О.С. и др. Экономика строительства. Учебно-методический комплекс: Учебное издание/ - Минск: БНТУ, 2016. - 349с.
8. Гумба Х.М. Теоретические основы инновационного развития предприятий строительной отрасли. - Москва: МГСУ, 2016. - 200 с.
9. Головачев А.С. Конкурентоспособность организации: Учебное пособие. - Минск: Выш. шк., 2016. - 319 с.
10. Груничев А.С. Теория конкуренции и конкурентное позиционирование современных компаний. - Казань: КГТУ, 2017. - 88 с.
11. Девяткин Е.А. Теория и практика конкуренции: Учебно-методический комплекс. - М.: ЕАОИ, 2015. - 232 с.
12. Дюков И.И. Управление конкурентоспособностью компании. - Санкт-Петербург: Ниу итмо, 2017. - 100 с.
13. Дудник А.Е., Осадчая Н.А., Шека С.И. Разработка мероприятий по улучшению конкурентоспособности строительного предприятия // Новые технологии. 2017. № 4. - С. 48-51.
14. Забаева М.Н. Оценка конкурентоспособности ресурсного потенциала строительного предприятия // Российское предпринимательство. 2017. № 19. - С. 67-71.
15. Кутлыева Г.М., Кузнецов Ф.Н., Киреев А.И. Резервы повышения конкурентоспособности предприятий строительного комплекса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Инженерные исследования. 2017. № 3. - С. 5-10.
...