Введение 6
Глава 1. Теоретические основы персонального брендинга 12
1.1. Репутация и имидж: соотношение понятий 12
1.2. Деловая репутация как нематериальный актив компании 17
1.3. Компоненты и технологии формирования персонального бренда 32
1.4. Репутационный менеджмент: стратегии и технологии 41
1.5. Управление репутационными рисками компании 52
Глава II. Влияние персонального бренда руководителя компании на ее репутацию 64
2.1. Персональный бренд О. Тинькова и репутация «Тинькофф Банка» в традиционных СМИ 70
2.2. Компоненты персонального бренда О. Тинькова в СМИ в условиях конфликтной ситуации 84
2.3. Персональный бренд П. Дурова в традиционных СМИ 95
2.4. Компоненты персонального бренда П. Дурова в СМИ в условиях конфликтной ситуации 104
Заключение 114
Список литературы 120
Приложение 1. Кейс: О. Тиньков против Немагии 134
Приложение 1. Кейс: П. Дуров против Роскомнадзора 142
Актуальность изучения репутации, репутационного менеджмента и персонального бренда обусловлена рядом факторов.
В условиях информационного общества важность аспекта репутации не подвергается сомнению. Вступая в социальные отношение, мы так или иначе формируем свое мнение об индивидах, группах индивидов, что непосредственно влияет на наше доверие и желание эти отношения всячески поддерживать. То, в каком ключе будет воспринята информация, источником которой является субъект коммуникации, напрямую зависит от складывающегося в процессе взаимодействия положительного или отрицательного опыта. Социальная оценка, формируясь за счет накопления мнений относительно того или иного объекта, является одной из ключевых составляющих репутации.
Современные реалии показывают, что в продвижении товаров и услуг немаловажную роль играет отношение потребителя к конкретной компании, то есть соотношение ожидания от опыта взаимодействия и уже сформировавшейся репутации субъекта бизнеса. Если рассматривать репутацию как нематериальный актив, то справедливым будет предположить, что он создается не только произвольно, но и зачастую благодаря целенаправленной деятельности. Для контроля столь важного нематериального актива компании существует репутационный менеджмент.
Понятие «бренд» долгое время ассоциировалось в основном с компаниями, однако сегодня почти каждый индивид является его носителем, причем вне зависимости от того, осознанно это происходит или нет. Во многом причиной тому послужило развитие телекоммуникационных технологий: пользуясь глобальной сетью Интернет, человек так или иначе оставляет в ней свой цифровой след посредством взаимодействия с коллегами, друзьями или же путем элементарного поиска информации. В данном случае деловая сфера не является исключением: зачастую широко известные среди общественных групп личности являются носителями сильного персонального бренда, создающего дополнительную ценность для компаний. Такие руководители оказываются в центре коммуникационных процессов предприятий, создают информационные поводы в СМИ. В то же время, несмотря на возможные потенциальную пользу, персональный бренд способен создавать репутационные риски, принося репутационный ущерб не только себе, но и компании, первым лицом которой он является.
Таким образом, изучение взаимосвязи репутации компании и деятельности ее первого лица, носителя персонального бренда, является актуальным и перспективным.
Объектом исследования является персональный бренд руководителя компании, предметом — влияние персонального бренда первого лица компании на ее репутацию.
Цель исследования заключается в выявлении влияния персонального бренда руководителя предприятия на репутацию компании Достижение обозначенной цели видится возможным за счет решения следующих задач:
1. Изучить категории «имидж», «репутация», «бренд», проанализировать существующие подходы к их пониманию.
2. Выявить специфику персонального бренда, его сущностные отличия от других смежных понятий;
3. Определить ключевые компоненты персонального бренда руководителя компании.
4. Провести контент-анализ федеральных средств массовой информации РФ за выбранный хронологический период для выявления основных компонентов персонального бренда О.Тинькова и П.Дурова в условиях конфликтных ситуаций.
5. Провести кейс-стади конфликтных ситуаций: О. Тиньков против Немагии, П. Дуров против Роскомнадзора.
6. Провести сравнительный анализ коммуникационных стратегий по защите персонального бренда О. Тинькова и П.Дурова в конфликтных ситуациях.
7. Выявить специфику влияния личного бренда первого лица компании на ее репутацию.
Гипотезы исследования:
1. В период конфликтной ситуации, освещаемой крупными федеральными СМИ, персональный бренд руководителя компании способен как минимизировать потенциальный репутационный ущерб, так и послужить причиной его возникновения.
2. Компонентами персонального бренда руководителя компании, подверженными наибольшему вниманию со стороны СМИ в период конфликта, являются манера поведения предпринимателя и его ценности. Причиной является наличие в любой конфликтной ситуации конкретных действий (или бездействия) противоборствующих сторон, с помощью которых акторы защищают собственные интересы. Для обоснования правильности собственных поступков публичные люди зачастую демонстрируют опору на общепринятые ценности. Несоответствие между заявленными ценностями и действиями провоцирует критику со стороны общественности.
3. Действия первого лица компании в период конфликта, вызванные эмоциональной реакцией, несут в себе репутационные риски для предпринимателя и компании. Рациональное и сдержанное публичное поведение в период конфликта способно снизить репутационный ущерб.
Теоретической базой исследования является научная литература отечественных и зарубежных исследователей, а также специализированные научные статьи на тему.
В рамках исследования понятий «репутация» и «имидж» особый интерес представляет фундаментальная работа Ф. Котлера, в которой автор приводит теоретические основы маркетинга, В.А. Федоровой, обозначившей соотношение рассматриваемых понятий, Важениной И.С.
Вклад в расширение границ понимания персонального бренда внесли следующие авторы: П. Дойль выделил характеристики успешного бренда, Т. Питерс один из первых ввел в социальные науки понятие «персональный бренд », Ф. Котлер сформулировал определение рассматриваемой категории и внес существенный вклад в исследование персонального бренда , В. Рудяков определил основные этапы его формирования, Е. Киселица выделила внешние атрибуты, характеризующие персональный бренд, Н.Рябых и В.Кириллова в своей работе классифицировали сферы его построения .
Что касается стратегий и тактик репутационного менеджмента и анализа основных нематериальных активов компании, то в отечественной научной литературе наиболее примечательны работы Ф.И. Шаркова, сформулировавшего определение данного понятия, а также выделившего его ключевые стратегии, Н.П. Козловой, рассматривающей роль корпоративной культуры, имиджа и деловой репутации в формировании репутации компании. Л.С. Сальникова акцентировала внимание на роли репутационного менеджмента в современной деловой среде, П. Аргенти и Дж. Лайтон-Хитчинз привели наиболее актуальные стратегии репутационного менеджмента. Г.Даулинг в своей фундаментальной работе рассмотрел базовые понятия репутации и репутационного менеджмента компании .
Методы исследования. Для изучения влияния персонального бренда предпринимателя на репутацию его компании в работе были использованы следующие методы: метод количественного и качественного контент-анализа, метод кейс-стади, а также метод сравнительного анализа.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы федеральных СМИ РФ, касающиеся анализируемых кейсов, среди которых Life.ru, Tjournal, Meduza.io, РБК, РИА Новости, Ведомости и другие. Данные материалы были получены посредством аналитического ресурса «Медиалогия».
Поиск материалов осуществлялся по следующему принципу: в рамках анализа конфликта О. Тинькова и Немагии главная роль в публикациях отводилась О. Тинькову и «Тинькофф Банку», контекст — конфликт с Немагией, уголовное дело, блогеры, защита чести, репутация. Всего было найдено 2163 сообщения, из которых 623 оригинальные, а остальные — перепечатки. Хронологические рамки исследования — с 8.08.17 по 2.11.17, что обусловлено временными координатами развития конфликта.
Отбор материалов, касающихся конфликта П. Дурова и Роскомнадзора, осуществлялся по следующему принципу: главная роль в публикациях отводилась П. Дурову и Telegram, контекст — блокировка мессенджера на территории РФ, требование выдать ключи доступа, анонимность, ФСБ, Роскомнадзор. Всего было найдено 1831 сообщений, из которых 383 оригинальных, а остальные — перепечатки. Хронологические рамки исследования — с 15.05.17 по 8.12.17, что обусловлено временными координатами основополагающего этапа развития конфликта.
Научная новизна исследования заключается в систематизации знаний о ключевых нематериальных активах компании, а также выявлении наиболее значимых компонентов персонального бренда руководителя компании и анализе эффективности его коммуникационных тактик в период конфликта.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы, материалы и рекомендации, содержащиеся в данной работе, будут полезны при формировании коммуникационных стратегий первых лиц компаний в период конфликтных ситуаций, освещаемых в СМИ. Результаты анализа кейсов позволят выделить наиболее уязвимые стороны персонального бренда в период конфликта, что позволит в дальнейшем минимизировать репутационный ущерб как предпринимателей, так и их компаний.
Структура работы соответствует задачам, поставленным автором, и отражена во введении, двух главах, разбитых на параграфы, заключении, списке литературы.
Во введении обосновывается актуальность исследования, приводятся его объект и предмет, определяются цели и задачи исследования, выдвигаются гипотезы, описывается теоретическая и эмпирическая база исследования, обосновывается его научная новизна и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются основные нематериальные активы компании: имидж, репутация, гудвилл, бренд, персональный бренд. Выявляются различия между категориями имидж и репутация, выделяются основные этапы становления персонального бренда, его ключевые компоненты. Рассматриваются современные тактики и стратегии репутационного менеджмента, приемы сокращения репутационных рисков компании.
Во второй главе исследуется влияние персонального бренда руководителя компании на ее репутацию. Проводится количественный и качественных контент-анализ текстов федеральных СМИ, посвященных упомянутым ранее конфликтным ситуациям, сравнительный анализ коммуникационных тактик предпринимателей в период конфликтов.
В заключении приводятся теоретические и практические выводы о теоретических основах персонального брендинга и влиянии персонального бренда первого лица компании на ее репутацию.
В первой главе работы были изучены категории «репутация», «имидж», «бренд» и «персональный бренд»: были выявлены основные различия и особенности рассмотренных категорий, проанализированы нематериальные активы организаций, выделена специфика формирования персонального бренда и определены его основные категории, а также стратегии и технологии управления репутационными рисками компании.
Мы выяснили, что понятия репутация и имидж схожи по целям, задачам и объекту воздействия, однако имеют ряд принципиальных различий: источник, направленность, объективность, способ и длительность формирования, рациональность, отражаемые аспекты. В то же время понятия тесно связано друг с другом, так как являются неотъемлемыми компонентами товара или услуги: формирование имиджа позволяет создать в сознании потребителя наиболее привлекательный образ продукта, репутация же отражает опыт аудитории от взаимодействия с продуктом.
Не менее важным является то, что положительные имидж и репутация играют ключевую роль в создании персонального бренда. Их фундаментальная значимость в данном процессе подтверждается этапами его формирования: разрабатывается имидж специалиста, затем происходит переход от имиджа к репутации, формируется репутация и, наконец, формируется персональный бренд.
Что касается самого персонального бренда, то результаты нашего анализа показали, что данная категория слабо изучена. Среди прочего это выражается в отсутствии общепринятого термина, обозначающего понятие: «персональный бренд», «личный бренд», «бренд личности». В рамках работы мы придерживались формулировки Ф. Котлера, так как она, на наш взгляд, наиболее полно характеризует как сущность категории, так и особенности ее формирования. Построение персонального бренда — комплексный процесс, который включает в себя множество маркетинговых приемов, используемых для продвижения и повышения популярности индивида среди целевых групп общественности путем информирования аудитории о личных и профессиональных качествах Также в ходе анализа были выделены его компоненты: деловые характеристики, компетентность, харизма, манера поведения, ценности, характер, отношение к окружающим.
Также мы определили, что репутационный менеджмент — стратегически значимый процесс работы с репутационными рисками компании. Качественная репутационная стратегия предполагает анализ целевой аудитории и ключевых характеристик компании, составление прогнозов, работу над имиджем и непрерывный мониторинг репутации по всем коммуникационным каналам. В зависимости от выбранной стратегии управления репутацией в центре коммуникаций может оказаться как первое лицо компании, так и отдельные сотрудники или производимый продукт. Стоит отметить что отсутствие универсальных стратегий и технологий репутационного менеджмента создает необходимость постоянного отслеживания тенденций в данной сфере: использование комбинации из наработок и новых веяний позволяет минимизировать ущерб компании от источников репутационных рисков.
Особый интерес представляют результаты исследования, приведенные в эмпирической части работы. Во второй главе мы проанализировали влияние персонального бренда первого лица компании на ее репутацию в период конфликтной ситуации на примере конфликта между О. Тиньковым и Немагией и между П. Дуровым и Роскомнадзором. При анализе были использованы следующие методы: качественный и количественный контент-анализ, сравнительный анализ, а также кейс-стади. Рассмотрев хронологию конфликтов, мы выделили основные события, определившие направленность и характер сообщений в СМИ. В ходе анализа была определена тональность сообщений в период конфликта, проведен анализ динамики МедиаИндекса О.Тинькова и «Тинькофф Банка» и П. Дурова и мессенджера Telegram в рамках обозначенных временных промежутков, а также анализ текстов федеральных СМИ на предмет наличия в них лексических конструкций, характеризующих персональный бренд предпринимателей.
В ходе исследования выдвинутые ранее гипотезы были подтверждены.
Конфликтная ситуация вокруг О. Тинькова показала, что персональный бренд руководителя компании обладает серьезным потенциалом причинить репутационный ущерб. Ответные действия предпринимателя на критику со стороны блогеров, носившие агрессивный и эмоциональный характер, вызвали широкий резонанс в федеральных СМИ, выражавшийся преимущественно в порицании способов воздействия Тинькова на своих обидчиков: об этом можно судить по количеству найденных негативных лексических конструкций, характеризующих его персональный бренд в период конфликта (193), значительному падению МедиаИндекса на 3737 единиц и его пребыванию в области отрицательных значений на протяжении всего хода событий, а также общей негативной тональности текстов с главной ролью Тинькова. Что касается влияния ситуации на банк, конфликт, безусловно, нанес ему определенный репутационный, имиджевый и финансовый ущерб: об этом свидетельствует рост количества статей, в центре внимания которых критика операционной деятельности «Тинькофф Банка», падение МедиаИндекса банка, а также потеря нескольких крупных рекламных площадок. Несмотря на отсутствие существенного и долгосрочного влияния конфликта на банк, мы, тем не менее, можем утверждать о том, что спровоцировано оно было именно реакцией предпринимателя: в случае выбора Тиньковым тактики, исключающей эмоциональные карательные действия в отношении блогеров, ущерб был бы минимальным или вовсе отсутствовал.
Если говорить более подробно об О. Тинькове в период конфликта, то контент-анализ текстов на предмет тональности компонентов его персонального бренда показал несоответствие между самопозиционированием Тинькова и тем, каким предпринимателя описывали федеральные СМИ: основатель банка характеризовал себя как самостоятельного, миролюбивого, ответственного, самодостаточного и толерантного к критике индивида, в то время как СМИ показывали Тинькова лицемером, льстецом, нарушающим закон и не терпящим критики.
Конфликт между П. Дуровым и Роскомнадзором имеет истоки, отличные от кейса «Тиньков против Немагии»: в его основе лежит не желание защитить честь и достоинство, а стремление отстоять собственные убеждения и ценности (в данном случае через созданный продукт, мессенджер Telegram). Также в данном случае конфликт происходил на ином уровне: предприниматель противостоял государственному органу, а также законодательству страны. Указанные факты обеспечили широкую огласку инфоповода в федеральных СМИ, а также создали волны обсуждений со стороны общественности. Стоит также отметить поддержку Роскомнадзора со стороны федеральных СМИ: специальные репортажи на ТВ неоднократно подчеркивали «анархичность» Дурова, а также всячески стремились сформировать у аудитории представление о мессенджере как о продукте, которым пользуются преимущественно нарушители закона. Таким образом, персональный бренд предпринимателя, равно как и репутация Telegram, регулярно подвергался атакам. Об этом также свидетельствуют существенные падения МедиаИндекса Дурова и мессенджера, а также общая негативная тональность текстов о Telegram.
Анализ текстов показал, что рациональность, сдержанность и оперативность комментариев предпринимателя в ключевые моменты конфликта, а также соответствие действий заявленным ценностям в период конфликта позволили Дурову укрепить свой персональный бренд и защитить Telegram от репутационного и имиджевого ущерба. Выбранная тактика также предоставила Дурову и мессенджеру общественную поддержку, рост популярности и увеличение аудитории приложения. Рассмотрев компоненты персонального бренда основателя Telegram в период конфликта, мы также выяснили, что в текстах федеральных СМИ в выбранный период времени присутствовало лишь незначительное количество негативных маркеров, характеризующих Дурова, что также указывает на правильность выбранной коммуникационной тактики.
Исследуя то, какие компоненты персонального бренда подвержены вниманию СМИ в период конфликта, мы выяснили следующее: оба предпринимателя в процессе коммуникации акцентировали основное внимание на собственных «ценностях». В случае с характеристиками федеральных СМИ, наибольшей атаке подвергся компонент «манера поведения»: 68 лексических конструкций в случае с Тиньковым и 10 в случае с Дуровым. Таким образом, в ходе исследования мы установили, что наиболее важными и уязвимыми компонентами персонального бренда предпринимателя в период конфликта являются «ценности» и «манера поведения». Отсюда возникает необходимость более тщательной проработки коммуникационных тактик публичных лиц в период конфликтов.
Так, эмоциональные и необдуманные поступки с большей долей вероятности приведут к репутационному ущербу предпринимателя и его компании и отторжению со стороны общественности. Рациональный и сдержанный подход позволит укрепить общественные представления о профессионализме индивида, его авторитетности и надежности. Более того, проанализированные конфликты показали, что разрыв между ценностями и манерой поведения предпринимателя несет в себе дополнительные репутационные риски: сопоставляя поступки и высказывания, аудитория зачастую распознает фальшь там, где присутствует несоответствие и желание искусственно понравиться общественности. При проработке и поддержании взаимодополняющих по содержанию и убедительности компонентов персонального бренда в период конфликта возможно создание дополнительной ценности для предпринимателя и его компании.
В заключение стоит отметить, что, медиапространство предоставляет широкий выбор возможностей для разработки и развития персонального бренда: с продуманной стратегией и высоким уровнем личного вовлечения предприниматели способны создавать дополнительную ценность не только для себя, но и для своих компаний. Стоит отметить, что в эпоху информационных технологий сделать достаточно трудно: для того, чтобы собрать вокруг себя лояльную аудиторию, топ-менеджеры и должны серьезно обдумывать свой каждый поступок и высказывание, проявлять заинтересованность в решении определенных социально значимых проблем. Репутация является достаточно хрупкой категорией, так как любая необдуманная фраза, попавшая в информационное поле, способно погубить не только индивида, ее употребившего, но и организацию, к которой он причастен.
Управление персональным брендом и репутацией — непрерывный процесс: существующие практики репутационного менеджмента и приемы продвижения личного бренда зачастую не соответствуют рыночной конъюнктуре, оказываются устаревшими и неэффективными. Отсюда появляется необходимость систематизации существующей информации, анализа актуальных примеров и разработки более релевантных практик.
1. Белякова Н.Ю. Личный бренд и корпоративная репутация: потенциал интеграционного взаимодействия// Российская школа связей с общественностью, №9, 2017, 9 c.
2. Болодурина В.А., Тумилевич Е.Н. Корпоративная репутация: её эффективность в российском предпринимательстве//Студенческая наука XXI века, № 2 , 2015, 3 с.
3. Важенина И.С. Важенин С.Г. Имидж и репутация как стратегические составляющие нематериальных активов территории//Экономика региона, №3, 2010, 8 c.
4. Важенина И.С. Имидж и репутация как стратегические составляющие нематериальных активов территории//Экономика региона, №3, 2010, 8 c.
5. Важенина И.С. Риски деловой репутации: идентификация и оценка//Экономический анализ: теория и практика, №17, 2011, 9 с.
6. Вартанова, Е. Медиаэкономика зарубежных стран: глоссарий, М, 2003 г. 336 c.
7. Голованова Д.П.Деловая репутация и социальные медиа: разработка маркетинговой стратегии с учетом угроз для предприятия//Маркетинг и логистика, № 3, 2016 , 23 с.
8. Грекова Г. И., Савина Т. Деловая репутация компании: экономическое содержание и оценка// Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, №69, 2012, 3 с.
9. Грекова Г. И., Савина Т. Оценка влияния социальной ответственности компании на ее деловую репутацию// Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, №82, 2014, 4 с.
10. Грекова Г.И., Савина Т.С. Деловая репутация компании: экономическое содержание и оценка//Вестник ВГУ, №69, 2012, 4 c.
11. Даулинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности, М.,2003. 368 с.
12. Домнин, В. Брендинг: новые технологии в России. М, 2002 г., 381 с.
13. Задорожко Д. С. Современные подходы к оценке деловой репутации и репутационного риска// Управление экономическими системами: электроннный научный журнал, №8, 2013, 12 с.
14. Иванов А. Е.Деловая репутация компании (гудвил) как проекция синергетического эффекта ее деятельности на финансовую отчетность// Международный бухгалтерский учет, №34, 2013, 9 с.
15. Иванов А.Е. Деловая репутация компании как проекция синергетического эффекта ее деятельности на финансовую отчетность//Проблемы учета, №34, 2013, 8 c.
16. Иванова Д. И. Роль связей с общественностью и массовых коммуникаций в формировании имиджа и репутации компании//Вестник университета, № 3,2014, 3 с.
17. Исаков Н.В., Переверзев А.С. Эволюция категории «деловая репутация» в России//Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права, № 10, 2015, 4 с.
18. Казанцев К.Ю. Место бренда в структуре нематериальных активов предприятия//Интерэкспо Гео-Сибирь, №2, том 3, 2013, 5 с.
19. Ким Ю.К Принципы и методы управления деловой репутацией и оценка репутационных рисков//Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление, № 2, 2012, 4 с.
20. Киселица Е.П. Личность и...бренд: формирование бренда личности как средства продвижения бизнес-проектов//Российское предпринимательство, №2, 2013, 12 с.
21. Кичаев А., Козлова, А. Ваш персональный коучинг успеха. Как управлять репутацией, М., 2012 г. 512 с.
22. Козлова Н. П. Основные компоненты и критерии оценки деловой репутации современной компании// Российское предпринимательство, №22, 2014, 9 с.
23. Козлова Н. П. Роль корпоративной культуры в формировании деловой репутации компании // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского,№24, 2011, 4 с.
24. Козлова Н. П. Формирование положительного имиджа и деловой репутации компании // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика, №1, 2011, 5 с.
25. Козлова Н.П. Роль корпоративной культуры в формировании деловой репутации компании//Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, №24, 4 с.
26. Козлова Н.П. Формирование положительного имиджа и деловой репутации компании//Вестник АГТУ, Серия: Экономика, №1, 2011, 5 с.
27. Комоликова С.С. Понятие репутации в культурологическом аспекте//Вестник Челябинского государственного университета, №33, 2013, 5 с.
28. Комоликова С.С. Понятие репутации в культурологическом аспекте//Вестник Челябинского государственного университета, №33, 2013, 5 с.
29. Король А.Н Деловая репутация и имидж компании//Вестник Тихоокеанского государственного университета, № 2, 2015, 9 с.
30. Косых В.Н. Управление репутацией: зачем и когда репутация нужна в бизнесе//PR и реклама в изменяющемся мире: Региональный аспект, 2012, 11 с.
31. Котлер, Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. М, 2014 г. 211 с.
32. Котлер Ф. Основы маркетинга, М, 1996, 496 с.
33. Котлер, Ф. Персональный брендинг. Технологии достижения личной популярности, М, 2008. г., 400 с.
34. Крымов С.М. Аникина Н.А. Гудвилл как инструмент управления стоимостью компании//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, №26, 2010, 5 с.
35. Крымов С.М. Аникина Н.А. Гудвилл как инструмент управления стоимостью компании//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, №26, 2010, 5 с.
36. Курилова А.А.Гудвилл и его оценка в российской и международной практике// Вектор науки Тольяттинского государственного университета, №4, 2014, 4 с.
37. Леонтьев Б.Б. Оценка нематериальных активов высокотехнологических предприятий, М, 2012, 305 с.
38. Лесина Т. В., Фатеева Т. Н. Расчет и оценка деловой репутации компании//Интернет-журнал Науковедение, №5, том 7, 2015, 10 с.
39. Михельсон А.Д. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней, М, 1865, 718 с.
40. Морозова И.А. Создание положительной деловой репутации российских компаний в рамках социально-ориентированной экономики// Государственный советник, №1, 2014, 8 с.
41. Парамонова О. С. Как оценить репутацию компании // Руководитель строительной организации, № 9, 2010, 6 с.
42. Плещенко В.И. Формирование деловой репутации производственных компаний как важная составляющая инновационного процесса // Региональная экономика: теория и практика, №12, 2014, 8 с.
43. Решетникова И.И Основы формирования репутационной стратегии компании// Экономический анализ: теория и практика, №22, 2010, 4 с.
44. Роздольская И.В., Ледовская М.Е. Концептуальный контур инновационных направлений формирования репутационного менеджмента хозяйствующих субъектов//Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права, № 1, 2012, 5 с.
45. Рудяков В.А. Адаптивная эффективность фирмы в условиях современной экономики, М., 2009, 196 с.
46. Рябых А., Кириллова В.. Персональный бренд. Создание и продвижение, М., 2015 г., 304 с.
47. Сальникова Л. С. Позитивная деловая репутация как главное конкурентное преимущество компании// ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика,№1, 2016, 11 с.
48. Сальникова Л.С. Репутационный менеджмент — важная часть управленческой стратегии успешной организации// Управленческие науки, №3, 2012, 10 с.
49. Соколов Я.В. Бухгалтерский учет для руководителя, М, 2007, С.320
50. Солоненко А.А., Петровская Г.А. Понятие, виды, методы оценки и учет деловой репутации // Вестник Астраханского технического университета. Серия: Экономика, №2, 2014, С.110
51. Спивак В.А. Организационная культура, М., 2004, 224 с.
52. Сульповар Л.Б. Репутационные риски в предпринимательской деятельности//Сервис plus,№3, 2013, 6 с.
53. Тендит К.Н. Основы репутационного менеджмента, М., 2013, 85 с.
54. Фахрутдинова Е.В., Колесникова Ю.С. Hr-бренд, бренд и репутация компании как объекты нематериальной собственности//Креативная экономика. № 2, 2013, 7 с.
55. Федорова В.А. Соотношение понятий имидж и репутация предприятия//Экономика транспортного комплекса, №23, 2014, 11 с.
56. Харчилава Х.П. Методы формирования и управления репутацией компании// Вестник университета, № 3, 2013, 7 с.
57. Хрусталева Ю.В. Интерпретация бренда личности в социальной психологии: сущностно-содержательные элементы и модели формирования//Акмеология, № 4, 2015, 6 с.
58. Чудинов А.Н.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. М, 1894, 654 с.
59. Шарков Ф.И. Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы, М., 2010, 271 с.
60. Шарков Ф.И. Репутационный менеджмент как средство формирования человеческого капитала//Человеческий капитал, № 9, 2016, 4 с.
61. Шварц П. Оценка степени удовлетворенности потребителя: как узнать, что на самом деле думают люди, М., 2007, 352 с.
62. Шейман С. Измерение деловой репутации крупнейших российских компаний и их первых лиц // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, №3, 2007, 11 с.
63. Argenti P., Lytton-Hitchins J. The good, the bad and the trustworthy//Business Roundtable Institute for Corporate Ethics, №61, 2010, 5 p.
64. Boulding К. The Image. Knowledge in Life and Society, M., 1956. 184 p.
65. Derevianko O.H. System of enterprise reputation management//Business inform,№ 3,2014, 5 p.
66. Fombrun C. Ponzi L. Stakeholder Tracking and Analysis: The RepTrak® System for Measuring Corporate Reputation// Corporate Reputation Review, vol. 18, 2015, 6 p.
67. Boulding К. The Image. Knowledge in Life and Society, M., 1956. P.175.
68. Doyle P. Value-based Marketing: Marketing Strategies for Corporate Growth and Shareholder Value, 2nd Edition, M., 2008,. 382 p.
69. Chen, H.M. ,Chung, H.M. How to Measure Personal Brand of a Business CEO// Journal of Human Resource and Sustainability Studies, № 4,2016, 20 p.
70. Chritton S. Personal branding for dummies, М., 2012, 360 p.
71. Peters T.The Brand You 50: Reinventing Work Hardcover/ M, 1999, 228 p.
Электронные ресурсы
1. «Немагия» записала «разоблачающий» обзор про Олега Тинькова. Теперь на блогеров грозятся подать в суд// Афиша Daily [Электронный ресурс], URL: https://daily.afisha.ru/news/10319-nemagiya-zapisala-razoblachayuschiy-obzor-pro-olega-tinkova-teper-na-blogerov-grozyatsya-podat-v-sud/ (дата обращения 19.01.18)
2. «Павел Дуров — анархист»: как федеральные телеканалы готовят россиян к блокировке Telegram// [Электронный ресурс], URL: https://meduza.io/feature/2017/06/26/pavel-durov-anarhist-kak-federalnye-telekanaly-gotovyat-rossiyan-k-blokirovke-telegram (дата обращения 28.04.18)
3. «Павел Дуров — анархист»: как федеральные телеканалы готовят россиян к блокировке Telegram// [Электронный ресурс], URL: https://meduza.io/feature/2017/06/26/pavel-durov-anarhist-kak-federalnye-telekanaly-gotovyat-rossiyan-k-blokirovke-telegram (дата обращения 28.04.18)
4. «Смотри, как летит!» Россияне флешмобом поддержали Telegram и свободу в интернете// Новая газета [Электронный ресурс], URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/04/22/76282-smotri-kak-letit (дата обращения 28.04.18)
5. «Смотри, как летит!» Россияне флешмобом поддержали Telegram и свободу в интернете// Новая газета [Электронный ресурс], URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/04/22/76282-smotri-kak-letit (дата обращения 28.04.18)
6. «Телеграф» заключил мировое соглашение с Розенбергом// Ведомости [Электронный ресурс], URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/10/24/739217-telegraf-zaklyuchil-mirovoe (дата обращения 28.04.18)
7. «Тинькофф банк» подал в суд на «поливающих грязью» Тинькова блогеров// Ведомости [Электронный ресурс], URL:https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/08/24/730924-tinkoff-isk (дата обращения 19.01.18)
8. Forbes [Электронный ресурс] , URL: http://www.forbes.ru/profile/237245-tinkov (дата обращения: 10.03.18)
9. Forbes [Электронный ресурс] , URL: http://www.forbes.ru/profile/315197-durov (дата обращения: 10.03.18)
10. Telegram отказался предоставлять информацию российским властям // Коммерсант [Электронный ресурс], URL: https://www.kommersant.ru/doc/3298147 (дата обращения 28.04.18)
11. Telegram предложил ФСБ разобраться в суде// Znak.ru [Электронный ресурс], URL: https://www.znak.com/2017-12-08/telegram_predlozhil_fsb_razobratsya_v_sude (дата обращения 28.04.18)
12. Арбитраж прекратил дело по иску "Тинькофф банка" к блогерам Nemagia// РИА Новости [Электронный ресурс], URL: https://ria.ru/incidents/20171102/1508062164.html (дата обращения 21.01.18)
13. Блогеры Nemagia заявили об угрозах от топ-менеджера «Тинькофф банка»// Ведомости [Электронный ресурс], URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/09/23/735059-nemagia-ugrozah-tinkoff-banka (дата обращения 21.01.18)
14. В сети появилась петиция против блокировки Telegram в России//Lenta.ru [Электронный ресурс], URL: https://lenta.ru/news/2017/05/16/telegramuda/ (дата обращения 28.04.18)
15. Верховный суд отклонил иск Telegram к ФСБ// РБК [Электронный ресурс], URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/20/03/2018/5ab0d4919a7947680284cf30?from=main (дата обращения 28.04.18)
16. Все еще дорогая редакция// Информационный портал Tjournal.ru [Электронный ремурс], URL: https://tjournal.ru/p/lenta-medusa-anniversary (дата обращения 20.01.17)
17. ГК РФ Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации// Консультант Плюс [Электронный ресурс],URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/1de6cd3cbb386056a2ecd2c64ff087b13c8de585/ (дата обращения 05.02.18)
18. Документы, разоблачающие заявление А. Розенберга// Вконтакте [Электронный ресурс], URL: https://vk.com/id1?w=wall1_2004359 (дата обращения 28.04.18)
19. Дуров прокомментировал заявление ФСБ об использовании Telegram террористами// РБК [Электронный ресурс], URL: https://www.spb.kp.ru/online/news/2788174/ (дата обращения 28.04.18)
20. Канал Nemagia// Youtube [Электронный ресурс], URL: https://www.youtube.com/user/NEMAGIA, (дата обращения 18.01.18)
21. Кот Дурова или история о том, как Павел Дуров требует от меня 100 000 000 в суде // Medium [Электронный ресурс], URL: https://medium.com/@anton.rozenberg/friendship-betrayal-claims-3f395bcc95fa (дата обращения 28.04.18)
22. Кто есть кто: Тиньков Олег Юрьевич// Деловой Петербург [Электронный ресурс], URL: http://whoiswho.dp.ru/cart/person/136894/, (дата обращения 18.01.18)
23. Кто такие блогеры "Немагия" и почему на них подал в суд банкир Тиньков?// Amic [Электронный ресурс], URL: http://www.amic.ru/voprosdnya/396627/ (дата обращения 18.01.18)
24. Любители дешевого хайпа: блогеров преследуют за клевету// Лента [Электронный ресурс], URL: https://lenta.ru/articles/2017/09/13/nemagia_tinkov/ (дата обращения 19.01.18)
25. Объяснено: почему блогеры объявили войну Олегу Тинькову и его банку// Канобу [Электронный ресурс], URL: https://kanobu.ru/news/obyasneno-pochemu-blogeryi-obyavili-vojnu-olegu-tinkovu-iego-banku-395399/ (дата обращения 18.01.18)
26. Олег Тиньков против видеоблогеров: банкир, похоже, побеждает, но в интернете его больше не любят// Медуза [Электронный ресурс], URL: https://meduza.io/feature/2017/09/19/oleg-tinkov-protiv-videoblogerov-bankir-pohozhe-pobezhdaet-no-v-internete-ego-bolshe-ne-lyubyat (дата обращения 19.01.18)
27. Олег Тиньков// Forbes [Электронный ресурс], URL: http://www.forbes.ru/profile/237245-tinkov, (дата обращения 18.01.18)
28. Олег Тиньков// Вконтакте [Электронный ресурс], URL: https://vk.com/olegtinkov (дата обращения 19.01.18)
29. Оскорбивший Тинькова блогер из Nemagia вызван на допрос в Москву// Ведомости [Электронный ресурс], URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/09/18/734300-bloger-iz-nemagia-dopros (дата обращения 19.01.18)
30. Павел Дуров согласился на внесение Telegram в реестр Роскомнадзора// РБК [Электронный ресурс], URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/28/06/2017/5953a8419a7947282cacd076 (дата обращения 28.04.18)
31. Павел Дуров// Вконтакте [Электронный ресурс], URL: https://vk.com/durov (дата обращения 19.01.18)
32. Представитель «Немагии»: Алексей Псковитин стал подозреваемым по делу о клевете // Медиазона [Электронный ресурс], URL https://zona.media/news/2017/09/20/nemagia (дата обращения 21.01.18)
33. Продажи Watch dogs 2 значительно ниже оригинала//Новостной портал Shazoo, [Электронный ресурс], URL: https://shazoo.ru/2016/11/21/46129/startovye-prodazhi-watch-dogs-2-znachitelno-nizhe-originala, (дата обращения 05.02.17)
34. Прокуратура проверит рекламу Тинькофф Банка в стиле А.У.Е.// РБК [Электронный ресурс], URL:https://www.rbc.ru/business/08/12/2017/5a2a89109a79471e581fc701 (дата обращения 05.04.18)
35. Репутация Samsung "сгорела" из-за проблем с Galaxy Note 7// Euronews [Электронный ресурс], URL: http://ru.euronews.com/2016/10/19/samsung-s-reputation-burned-by-galaxy-note-7-disaster (дата обращения 20.01.07)
36. Роскомнадзор внес Telegram в реестр запрещенных сайтов// Медуза [Электронный ресурс], URL: https://meduza.io/news/2018/04/13/roskomnadzor-vnes-telegram-v-reestr-zapreschennyh-saytov (дата обращения 28.04.18)
37. Роскомнадзор внес Telegram в реестр распространителей информации// Медуза [Электронный ресурс], URL: https://meduza.io/news/2017/06/28/roskomnadzor-vneset-telegram-v-reestr-rasprostraniteley-informatsii / (дата обращения 28.04.18)
38. Роскомнадзор заблокирует ролик «Немагии» о «Тинькофф банке» по жалобе Олега Тинькова// Vc.ru [Электронный ресурс], URL: https://vc.ru/26241-tinkov-nemagia-personal / (дата обращения 19.01.18)
39. Роскомнадзор подал иск об ограничении доступа к Telegram// Ведомости [Электронный ресурс], URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2018/04/06/756040-roskomnadzor-podal-isk-ob-ogranichenii-dostupa-k-telegram (дата обращения 28.04.18)
40. Роскомнадзор снова любит Telegram//Ведомости [Электронный ресурс], URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2018/04/30/768316-ubitki-tesla (дата обращения 28.04.18)
41. Роскомнадзор: Дуров абсолютно игнорирует безопасность простых пользователей Telegram// Медуза [Электронный ресурс], URL: https://meduza.io/news/2017/06/23/roskomnadzor-durov-absolyutno-ignoriruet-bezopasnost-prostyh-polzovateley-telegram (дата обращения 28.04.18)
42. Суд оштрафовал Telegram за отказ сотрудничать с ФСБ //Ведомости [Электронный ресурс], URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2017/10/16/737973-sud-oshtrafoval-telegram (дата обращения 28.04.18)
43. Суд оштрафовал Telegram за отказ сотрудничать с ФСБ// BBC [Электронный ресурс], URL: https://www.bbc.com/russian/news-41633967 (дата обращения 28.04.18)
44. Технологии: МедиаИндекс// Медиалогия [Электронный ресурс], URL: http://www.mlg.ru/about/technologies/ (дата обращения 28.04.18)
45. Тиньков продаст акции своего банка на $236 млн// РБК [Электронный ресурс], URL:www.rbc.ru/finances/20/11/2017/5a13090a9a7947fbe9433f78 (дата обращения 05.04.18)
46. Тиньков пытается удалить ролик Nemagia. И даже наш материал о нем// // Канобу [Электронный ресурс], URL: https://kanobu.ru/news/tinkov-pyitaetsya-udalit-rolik-nemagia-idazhe-nash-material-onem-395449/ (дата обращения 18.01.18)
47. Тиньков разбогател на $400 млн с момента начала конфликта с Nemagia// РБК [Электронный ресурс], URL: https://www.rbc.ru/business/28/09/2017/59ccaa409a794730d9e01c8d (дата обращения 21.01.18)
48. Топ-200 богатейших бизнесменов России// Forbes [Электронный ресурс], URL: http://www.forbes.ru/profile/315197-durov?from_rating=360355 (дата обращения 28.04.18)
49. Ультиматум Дурову: заблокируют ли в России Telegram// ТАСС [Электронный ресурс], URL: http://tass.ru/obschestvo/4360504 (дата обращения 28.04.18)
50. Участники митинга в защиту Telegram потребовали отправить в отставку главу Роскомнадзора// Медуза [Электронный ресурс], URL: https://meduza.io/news/2018/04/30/uchastniki-mitinga-v-zaschitu-telegram-potrebovali-otpravit-v-otstavku-glavu-roskomnadzora (дата обращения 28.04.18)
51. Участники митинга в защиту Telegram потребовали отправить в отставку главу Роскомнадзора// Медуза [Электронный ресурс], URL: https://meduza.io/news/2018/04/30/uchastniki-mitinga-v-zaschitu-telegram-potrebovali-otpravit-v-otstavku-glavu-roskomnadzora (дата обращения 28.04.18)
52. ФСБ: теракт в метро Петербурга подготовили с помощью Telegram// Медуза [Электронный ресурс], URL: https://meduza.io/news/2017/06/26/fsb-terakt-v-metro-peterburga-podgotovili-s-pomoschyu-telegram (дата обращения 28.04.18)
53. Эксперты зафиксировали рост использования Telegram после блокировки// РБК [Электронный ресурс], URL:https://www.rbc.ru/technology_and_media/19/04/2018/5ad73de09a7947ef845fa03d (дата обращения 28.04.18)
54. Яковлев А.В. Бойцова А.А. Методология управления российскими предприятиями: 9 ключей бизнеса, [Электронный ресурс], URL: http://www.ismss.ru/ (дата обращения 15.12.16)
55. Яковлев А.В. Бойцова А.А. Методология управления российскими предприятиями: 9 ключей бизнеса, [Электронный ресурс], URL: http://www.ismss.ru/ (дата обращения 15.12.16)
56. Apple's lead over rivals could narrow without Jobs//Агентство новостей Reuters, [Электронный ресурс], URL: http://www.reuters.com/article/us-apple-asia-idUSTRE7951CI20111006, (дата обращения 20.01.17)
57. BP America Refinery Explosion// CBS [Электронный ресурс], URL: http://www.csb.gov/bp-america-refinery-explosion (дата обращения 25.01.17)
58. Eccles R.G. Reputation and its risks//Harward business review [Электронный ресурс], URL: https://hbr.org/2007/02/reputation-and-its-risks (дата обращения 25.01.17)
59. Ecomagination//General Electric [Электронный ресурс] URL: http://www.ge.com/about-us/ecomagination (дата обращения 26.01.17)
60. General Business Principals and the One Philips Ethics Line// Philips [Электронный ресурс] URL:http://www.sustentabilidade.philips.com.br/english/responsabilidade-individual/principios-gerais-de-negocio-e-one-philips-ethics-line.htm ()дата обращения 27.01.17)
61. Holmes P. Merck's Vioxx Scandal Highlights Pharma Ethics Issues// The Holmes report [Электронный ресурс], URL: http://www.holmesreport.com/latest/article/merck's-vioxx-scandal-highlights-pharma-ethics-issues (дата обращения 26.01.17
62. The Brand Called You// Fastcompany [Электронный ресурс], URL: http://www.fastcompany.com/28905/brandcalled-you (дата обращения: 12.05.17)