ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБОГО ПЕРИОДА В РАЗВИТИИ КИТАЯ
1.1 Современные оценки «культурной революции» в КНР 5
1.2 Культ личности Мао Цзэдуна 14
1.3 Советское государство в период развития авторитарного режима 1930-1939 гг 23
ГЛАВА 2. СХОДНОСТЬ ИСТОРИИ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ РОССИИ И КИТАЯ В ОСОБЫЙ ПЕРИОД
2.1 Интеллигентность России 47
2.2 Сходства интеллигенции Китая и России 62
ГЛАВА 3. РАЗЛИЧИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КИТАЯ И РОССИИ……74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 97
Актуальность темы исследования. Исторические изменения в мире, усиливающееся взаимовлияние национальных культур сделали актуальным процесс поиска общих и отличительных черт культур различных народов, тем более, когда речь идет о двух соседствующих державах - России и Китае, имеющих общие границы на Северо-Востоке.
Интерес к культуре Китая давно уже стал характерной чертой российского общества. Причем уже в петровскую эпоху, когда впервые установились прямые и постоянные торгово-дипломатические и культурные связи между двумя странами, он диктовался не только геополитическими реалиями: непосредственным соседством России с могущественным дальневосточным государством. Как и Европа, Россия попала под обаяние богатства и экзотического своеобразия китайской культуры, представленной на тот момент преимущественно изделиями декоративно-прикладного искусства.
С 30-40-х годов XIX века в России вступил в силу процесс подлинного знакомства с культурными традициями и наследием Китая.
Начавшийся в узких академических кругах, этот процесс постепенно и неуклонно стал вовлекать в себя все более широкие слои отечественной интеллигенции. Лучшим подтверждением сказанному служит популярность ориентальных мотивов в российской литературе и изобразительном искусстве конца XIX - начала XX века, а также влияние дальневосточных идеологических систем па отечественные религиозно-философские искания того времени.
История культурного взаимодействия между Россией и Китаем в XX веке интересна своей непредсказуемостью и недосказанностью. За относительно короткий промежуток времени на смену периоду "Великой дружбы" пришло десятилетие идеологической конфронтации. В этот период военно-стратегические факторы стали определяющими в советско-китайских отношениях.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема взаимодействия национальных культур России и Китая в XX веке, при большом массиве работ рассматривающих отдельные аспекты взаимодействия в разные периоды XX века, до сих пор не получила всестороннего освещения. Лишь некоторые уровни этой проблемы затрагивались в работах китайских и российских ученых.
Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы и результаты, полученные в данной работе, могут использоваться в теоретической и практической разработке проблем национальной политики и межнационального общения, а также в преподавании теории и истории культуры.
Цель работы заключается в анализе сходств и различий интеллигенции России и Китая в особый период.
Задачи:
- Рассмотреть становление интеллигенции в России и Китае
- Изучить культ личности главных вождей
- Проанализировать сходства интеллигенции России и Китая
- Дать оценку различия интеллигенции в Китае и России
Объект исследования: Россия и Китай
Предмет исследования: Интеллигенция стран в особый период
В работе использовались теоретические и эмпирические методы исследования.
Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников.
Можно сделать вывод, что Великая китайская нация создала блестящую, яркую культуру. В процессе длительного формирования и развития китайской культуры происходило не только непрерывное смешение и слияние ханьской культуры с традиционными культурами других национальностей, проживавших в пределах границ Китая, но и процесс многократных контактов и обменов между китайской традиционной культурой, стержнем которой является ханьская культура, и культурами иностранных государств. В том числе обмен с русской культурой представлял собой одну из важнейших частей обмена Китая с внешней культурой.
Даже поверхностный взгляд выделяет сходные проблемы в развитии обеих стран в XX веке и параллельность путей их решения. Вдохновившись учением марксизма, Китай и Россия прошли через свои гражданские войны и социалистические революции, осуществляли интенсивное строительство социализма и встали впоследствии перед необходимостью реформ. При таком положении вещей нельзя не заинтересоваться сопоставлением духовно-мировоззренческих предпосылок столь бурных и сходных социально-политических процессов.
В настоящее время в обеих странах поиск путей обновления общества и его духовных ценностей, стимулирует все большее внимание к альтернативным "буржуазно-феодальным" теориям, выдвигавшимся в развернувшихся в Китае и России с первой половины XIX века дискуссиях о национальных путях модернизации и судьбах традиционной культуры.
Интеллигенция Китая и России старалась дать ответы на вопросы о пределах "вестерн изации" своих национальных культур, двигалась через осознание "инаковости" Запада к формированию самосознания своих культур, пыталась решать вопросы глобального духовного развития.
В мечтах китайских и русских философов, пытавшихся создавать обновленные системы ценностей на основе национальных духовных традиций (конфуцианства и православия соответственно) и хотевших предложить их в качестве решения общечеловеческих проблем, рисовался новый облик всей мировой культуры.
Казалось, что через полное раскрытие своего отличия от Запада, национальная традиционная культура сможет показать свое совершенство и непременно окажется духовно необходимой для западной культуры. Русские мыслители, начиная с Киреевского и Хомякова, опирались на позитивное отличие Православия от ушедшей с истинного пути Западной церкви. В свою очередь, современные конфуцианцы искали в традиционных ценностях Древнего Китая путь спасения мира от поразившего его духовного кризиса.
Дух российского славянофильства и почвенничества соответствует устремлениям китайских традиционалистских мыслителей раннего этапа, таких как Чжаи Чжидун, Ляп Цичао, Кан Ювэй и Ляп Шумин.
Обе духовные традиции обратились со временем к поиску путей выхода за пределы противопоставления своей культуры Западу, порождая новые творческие идеи синтеза. В России эта ступень была достигнута в творчестве русского мыслителя B.C. Соловьева. Стремление Соловьева создать синтез, преодолевающий кризис в западной философии, критически воспринималось многими русскими религиозными философами как заблуждение и почти что "отпадение".
Современные советские авторы, писавшие о китайской духовной традиции Л. Мень, Д. Фурман, указывают лишь на различия двух религиозных основ. Нам же представляется что есть и много общего.
Для начального рассмотрения обратимся к такой категории моральной нормы как идеал справедливости. До появления западного либерального общества известны были два тина морального установления: освященный религией и авторитарный. Христианская (вплоть до наступления Нового времени) цивилизация характеризуется признанием морали как системы нравственных норм, предписываемых соответствующими вероучениями.
Современная китайская интеллигенция (если мы можем так ее назвать) зародилась из горьких и мучительных размышлений о провале буржуазной революции 1911 года, когда интеллектуалы, разочаровавшись в возможности спасения страны при помощи технологических, экономических и бюрократических реформ обратились к спасению страны путем осмысления характера нации.
Европейские просветительские идеи пришли в Китай из России. Русская интеллигенция – это предок интеллигенции китайской. Истоки китайской интеллигенции – в декабристах, Герцене, Толстом, большевиках. Наша интеллигенция унаследовала и все внутренние противоречия русской интеллигенции, описанные в том числе в Вехах. Мои американские и европейские коллеги не могли поверить в то, что Китай всегда смотрит на Россию как на пример.
В китайском языке нет различия между интеллигенцией и интеллектуалами. Это все «образованный класс». До революции люди с высшим образованием могли считать себя интеллектуалами. Но интеллигенция – это более глубокое и сугубо политическое понятие.
Китайская интеллигенция всегда была оппозиционна и яростно политична. Свою миссию она видит в борьбе за трансформацию общества, за свободу и эмансипацию. Руководствуясь целесообразностью, чувством долга, утопическими страстями и высокими идеалами, она может ратовать и за установление тоталитарного режима. Без разницы как его называть: диктатурой пролетариата или народной демократией. Если потребуется насилие – да будет так. Культурная революция, от которой пострадали интеллектуалы, но не интеллигенты – из этой серии.
Реформаторские традиции либеральной интеллигенции идут вразрез со всех историей китайской интеллигенции, идеал которой – это Ленин с его верой в то, что именно мы выстрелим в Европе правдой просвещения и гуманизма.
И Китай, и Россия начали как относительно отсталые общества, но благодаря воле интеллектуалов они стали позиционировать себя как общества, определяющие горизонты человеческой истории. Внутреннее напряжение, свойственное российской и китайской интеллигенции – это преодоление ортодоксальности западного мышления.
1. Гельбрас В., Кузнецова В. Китайский сценарий для России. / в кн. «Россия между вчера и завтра. Книга первая. Экспертные разработки.» под ред. В.Преображенского и Д.Драгунского, М., 2013, с.213-233.
2. Ершова Н.С. Трансформация правящей элиты России в условиях социального перелома / в кн. «Куда идет Россия?» под ред. Т.И.Заславской и Л.А.Аратюняна - М.: Интерпракс, 2014, с.151-155
3. Заславская Т. (1988) О стратегии социального управления перестройкой / в кн. Иного не дано. Под ред. Ю.Афанасьева - М.: Прогресс, 2012. С.9-50.
4. Капелюшников Р. Где начало того конца?.. // Вопросы экономики, 2011, №1.
5. Кордонский С. Рынки власти: административные рынки СССР и России. - М.: ОГИ, 2010.
6. Крыштановская О.В. (2012а) Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия // Мир России, том XI, №4, 2012, с.3-60.
7. Кузьминов Я., Яковлев А., Гохберг Л., Ларионова М., Кузнецов Б. Россия: формирование институтов новой экономики. - М.: ГУ-ВШЭ, 2013.
8. Лэйн Д. Преобразование государственного социализма в России: от «хаотической» экономики к кооперативному капитализму, координируемому государством? // Мир России, том IX, №1, 2010, с. 3-22.
9. Мигранян А. (2011) Механизмы тороможения в политической системе и пути его преодоления / в кн. Иного не дано. Под ред. Ю.Афанасьева - М.: Прогресс, 2011. С.97-121.
10. Нольте Х.-Х., Полян П. (2013) Гитлер и Сталин: с кем же жить лучше, с кем веселей? // Неприкосновенный запас. №2 (28). 2013. С.105-111.
11. Ершова Н.С. Трансформация правящей элиты России в условиях социального перелома / в кн. «Куда идет Россия?» под ред. Т.И.Заславской и Л.А.Аратюняна - М.: Интерпракс, 2014, с.151-155
12. Крыштановская О.В. (2012а) Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия // Мир России, том XI, №4, 2012, с.3-60.
13. Крыштановская О.В. (2012а) Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия // Мир России, том XI, №4, 2012, с.6.
14. Ершова Н.С. Трансформация правящей элиты России в условиях социального перелома / в кн. «Куда идет Россия?» под ред. Т.И.Заславской и Л.А.Аратюняна - М.: Интерпракс, 2014, с.151-155
15. Лэйн Д. Преобразование государственного социализма в России: от «хаотической» экономики к кооперативному капитализму, координируемому государством? // Мир России, том IX, №1, 2010, с. 3-22.
16. Лэйн Д. Преобразование государственного социализма в России: от «хаотической» экономики к кооперативному капитализму, координируемому государством? // Мир России, том IX, №1, 2010, с. 3-22.
17. Мигранян А. Механизмы тороможения в политической системе и пути его преодоления / в кн. Иного не дано. Под ред. Ю.Афанасьева - М.: Прогресс, 2011. С.97-121.
18. Мигранян А. (2011) Механизмы тороможения в политической системе и пути его преодоления / в кн. Иного не дано. Под ред. Ю.Афанасьева - М.: Прогресс, 2011. С.97-121.
19. Кузьминов Я., Яковлев А., Гохберг Л., Ларионова М., Кузнецов Б. Россия: формирование институтов новой экономики. - М.: ГУ-ВШЭ, 2013.
20. Гельбрас В., Кузнецова В. Китайский сценарий для России. / в кн. «Россия между вчера и завтра. Книга первая. Экспертные разработки.» под ред. В.Преображенского и Д.Драгунского, М., 2013, с.213-233.
21. Гельбрас В., Кузнецова В. Китайский сценарий для России. / в кн. «Россия между вчера и завтра. Книга первая. Экспертные разработки.» под ред. В.Преображенского и Д.Драгунского, М., 2013, с.213-233.
22. Ершова Н.С. Трансформация правящей элиты России в условиях социального перелома / в кн. «Куда идет Россия?» под ред. Т.И.Заславской и Л.А.Аратюняна - М.: Интерпракс, 2014, с.151-155
23. Крыштановская О.В. (2012а) Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия // Мир России, том XI, №4, 2012, с.3-60.
24. Крыштановская О.В. (2002а) Бизнес-элита и олигархи: итоги десятилетия // Мир России, том XI, №4, 2012, с.3-60.
25. Кордонский С. Рынки власти: административные рынки СССР и России. - М.: ОГИ, 2010
26. Интервью В.С. Мясникова об образе Китая // Магазете (интернет-издание о Китае) 16.06.2015.
27. Кобзев А.И. Уроки китайского. Стоит ли нам бояться Китая // FINAM.FM. Программа Археология. 26.11.2015.
28. Русская интеллигенция : история и судьба: [сб. науч. ст.] / РАН, Науч. совет по истории мировой культуры ; [сост. Т. Б. Князевская; редкол.: Д. С. Лихачев (отв. ред.) и др.]. - М. : Наука, 1999. - 423 с. - Библиогр. в конце ст. - ISBN 5-02-011723-4
29. Ценностный мир русской культуры : Материалы вторых чтений фак. истории русской культуры, сост. 15 декабря 1993 года : [сб. ст.] / Гос. н.-и. прогр. "Народы России: возрождение и развитие", С.-Петерб. гос. Акад. культуры, Фак. истории рус. культуры ; науч. ред. В. А. Щученко. - СПб. : СПбГАК, 1995. - 128 с. - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 05-7443-0017-1
30. Судьба российской интеллигенции : материалы науч. дискуссии, 23 мая 1996 г. / [сост. и отв. ред. В. Е. Триодин] ; С.-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов. - СПб. : [б. и.], 1996. - 80 с. : 2 л. ил. - Библиогр.: с. 205-220. - ISBN 5-7621-0026-Х
31. Интеллигенция в условиях общественной нестабильности : [Сб.ст.] / Межрегион.центр фундамент.исследований;[Сост.и гл.ред.А.Студеникин]. - М. : УРСС, 1996. - 303 с. - Библиогр.в подстроч.примеч. - ISBN 5-901006-11-9
32. О святости, интеллигенции и большевизме : избр. ст. / Г. П. Федотов; [сост., авт. вступ. ст. А. Ф. Замалеев; коммент. О. А. Печуриной, Е. А. Шмелевой]. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1994. - 151 с. : портр. - (Литературное наследие русских мыслителей). - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 5-288-01186-9
33. Судьба российской интеллигенции [Текст] : [Сборник материалов науч. дискуссий] / С.-Петерб.гуманит.ун-т профсоюзов;[Сост.и отв.ред.В.Е.Триодин]. - СПб. : СПбГУП, 1999. - 379 с. - ISBN 5-7621-0112-6
34. Духовный кризис интеллигенции / Н. А. Бердяев; [сост. и коммент. В. В. Сапова]. - М. : Канон+, 2009. - 398 с. - (История философии в памятниках). - Имен. указ.: с. 389-396. - ISBN 978-5-88373-082-4
35. Интеллигенция : заметки о литературно-политических иллюзиях / Л. Д. Гудков, Б. В. Дубин. - М. : ЭПИцентр ; Харьков : Фолио, 1995. - 188 с. - (Между прошлым и будущим: политика, экономика, социология). - Библиогр. в подстроч. примеч. - ISBN 5-7150-0305-9
36. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // 0 России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. /Бердяев H.A.
37. Записки советского интеллектуала : художественная лит-ра / М. Г. Рабинович; [публикация и коммент. О. В. Будницкого; вступ. ст. Л. А. Беляева и др.]. - М. : Новое литературное обозрение : Международный исслед. центр рос. и восточноевроп. еврейства, 2005. - 391 с. - (Россия в мемуарах). - Имен. указ.: с. 350-389. - ISBN 5-86793-054-8