Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте

Работа №124506

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы36
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: КГУ «Средняя школа имени Н. Островского с дошкольным МЦ».
Выборка: 30 учащихся 10 классов (16-17 лет).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретическое исследование акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте 6
1.1. Характер. Акцентуации характера 6
1.2. Конфликт. Стратегии поведения в конфликте 14
Вывод по первой главе 21
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте 22
2.1. Программа исследования 22
2.2. Обоснование методик исследования 23
2.3. Анализ и интерпретация эмпирического исследования 24
Вывод по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Каждый человек имеет свои особенности. Когда нам кажется, что мы знаем характер человека – мы ошибаемся. На планете живет огромное количество людей, и каждый индивидуален. Даже близнецы, казалось бы, развивающиеся в одной утробе матери, должны родиться абсолютно идентичными, но это не так. Характеры людей так же разнятся, как и отпечатки пальцев. Бывают похожие, но не бывает одинаковых.
Из-за различий в характере и постоянно развивающегося мира в обществе очень часто возникают конфликты. И на протяжении всей своей жизни человек постоянно с ними сталкивается. Иногда мы сознательно идем на столкновение, иногда нас втягивают в конфликт против нашей воли, но оказавшись в подобной ситуации, всегда стараемся завершить ее как можно скорее и наилучшим для себя образом. Каждый решает эту проблему исходя из собственного жизненного опыта, целей и средств.
Актуальность работы. Так как говорилось выше, что каждый человек – индивидуальность, тема конфликтов была, есть и будет актуальной, потому что каждый решает данную проблему по-своему. В данной курсовой работе будет рассмотрена взаимосвязь особенностей характера и стратегий поведения в конфликте. Характер это важная составляющая личности. А личность не может рассматриваться в отрыве от общества, с которым она взаимодействует. Межличностные отношения очень сложны. В них проявляются индивидуальные качества каждого человека: начиная с эмоций и воли, интеллектуальных способностей, заканчивая ценностями и нормами. В системе межличностных отношений человеку дается возможность реализовать себя. Именно активность и деятельность личности являются важнейшим компонентом отношений между людьми. Следовательно, личностные особенности оказывают большое влияние на развитие межличностных отношений. Наша задача: проверить – так ли это?
Так как сбалансированным характером (гибким, стрессоустойчивым, средней тревожности) обладает даже не каждый взрослый, у подростков этот тип встречается еще реже. Так как проявление некоторых черт характера в подростковом возрасте довольно-таки усиленно, возникает большой риск уязвимости в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, людям с определенными акцентуациями характера бывает трудно адаптироваться в окружающей среде. Именно по этой причине мною для изучения взаимосвязи особенностей характера и стратегий поведения в конфликте были выбраны подростки старшего подросткового возраста.
Цель: Изучить взаимосвязь акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте.
Задачи:
1. Сделать теоретический анализ исследований особенностей характера и стратегий поведения в конфликте в работах зарубежных и отечественных психологов;
2. Выявить особенности характера у подростков 16-17 лет;
3. Определить стратегии поведения в конфликте у подростков 16-17 лет;
4. Провести эмпирическое исследование особенностей характера и стратегии поведения в конфликте;
5. Обработать и интерпретировать полученные результаты исследования.
Объект исследования: подростки 16-17 лет.
Предмет исследования: взаимосвязь акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте.
Гипотеза: Следует ожидать, что существует взаимосвязь особенностей характера и стратегий поведения в конфликте у подростков 16-17 лет.
Научная новизна исследования. Данное исследование нацелено на выявление взаимосвязи акцентуаций характера и стратегии поведения в конфликте у подростков 16-17 лет.
База исследования: КГУ «Средняя школа имени Н. Островского с дошкольным МЦ»
Характеристика выборки исследования: учащиеся 10 классов (16-17 лет).
Всего испытуемых: 30 человек.
Теоретико-методологическая база исследования: К. Леонгард, Т. Килманн, Э. Фромм, К. Юнг, А.Е. Личко, Э. Кречмер, С.Л. Рубенштейн, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А. Адлер, З. Фрейд, О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Локк, Р. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, А. Смит.
Исследование проводилось с использованием следующих методик:
1. Методика Т. Килманна «Стратегии поведения в конфликте»;
2. Опросник К. Леонгарда «Определение личностно-характерологических акцентуаций»;
Критерий математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Итак, целью данного исследования было изучить взаимосвязь акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликте.
Тема курсовой работы является очень актуальной, так как конфликты являются неотъемлимой частью нашей жизни, а то, как мы ведем себя в конфликтных ситуациях, во многом зависит от нашего характера.
В теоретической части курсовой были расмотрены такие понятия как: характер, акцентуации характера, конфликт, стратегии поведения в конфликте.
Из этого можно сделать вывод:
1. Характер – это важный параметр личности, в который входят устойчивые психологические особенности человека, которые определяют его поведение в жизненных ситуациях.
2. Акцентуации характера – очень ярко выраженные черты характера личности. По мнению Личко и Леонгарда, явные акцентуации характера можно наблюдать в подростковом возрасте. Именно по этой причине для исследования мною были выбраны подростки 16-17 лет.
3. Что касается конфликтов: не существует универсальной теории конфликта, так как каждый ученый рассматривал данное понятие со своей точки зрения. У некоторых конфликт – это позитивное явление, другие советуют не допускать его возникновение, а если это и произошло, то нужно незамедлительно его (конфликт) ликвидировать.
4. Все, происходящее в дискуссии, имеет влияние на конечный исход: либо он будет конструктивный, либо деструктивный. А для того, чтобы все закончилось хорошо и не повлекло за собой никакие плохие последствия, нужно сделать правильный выбор стратегии поведения, которые подробно были выделены психологом К. Томасом.
Эмпирическое исследование проводилось в два этапа. На первом этапе испытуемые были подвержены изучению акцентуаций характера по методике «Определение личностно-характерологических акцентуаций» К. Леонгарда. На втором этапе тестируемым было предложено пройти методику Т. Килманна «Стратегии поведения в конфликте.
По результатам методик было выявлено: по методике К. Леонгарда: три человека имеют от 1 до 3 акцентуаций характера, 10 человек от 4 до 6 акцентуаций, 16 человек от 7 до 9 и только один человек из 30 имеет высокий балл по всем 10 шкалам. Также было выявлено, что 89% имеют гипертимную акцентуацию, 80% – возбудимую, 70% – эмотивную. Педантичные люди составили 60%, тревожные – 33%, циклоидные – 60%, демонстративные – 70%, неуравновешенные – 46%, дистимные – 49%, экзальтированные – 76%. По методике Т. Килманна: пять человек прибегают к стратегии соперничества, четыре к сотрудничеству, пятеро способны пойти на компромисс, шесть человек не любят вступать в конфликты, трое жертвуют собой и приспосабливаются к ситуации. Было замечано, что семь человек из тридцати пользуются не одной стратегией поведения в конфликте, а двумя и более.
Математический анализ показал, что существует слабая корреляционная связь (на уровне р≤0,01) между акцентуациями характера и стратегиями поведения в конфликте. Сделаны следующие выводы:
1. Людям с демонстративной акцентуацией соответствует стратегия поведения соперничества.
2. Стратегия компромисса характерна циклоидному типу.
3. Таким акцентуациям как: демонстративные, циклоидные, педантичные, неуравновешенные – не характерна стратегия поведения «приспособление».
Таким образом, можно сказать, что гипотеза данного исследования подтверждается. Но для более точных результатов нужно повысить число выборки, включить дополнительные методики для исследования (к примеру, для изучения скрытых акцентуаций).



1. Агеева Л. Г. Конфликтология. Ульяновск: УлГТУ, 2010. 200 с.
2. Айсмонтас Б. Б. Общая психология: схемы. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 290 с.
3. Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2009. 304 с.
4. Белинская А. Б. Конфликтология в социальной работе. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 190 с.
5. Векилова С. А. История психологии. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 324 с.
6. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2008. 544 с.
7. Донцов Д. А. Общая психология. Введение в общую психологию. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 178 с.
8. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии. СПб: Питер. 263 с.
9. Иванова О. А. Конфликтология в социальной работе. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 282 с.
10. Каменская В. Г. Психология конфликта. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 150 с.
11. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. Издательство: Эксмо, 2007 г. 416 стр.
12. Кашапов М. М. Психология конфликта. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 206 с.
13. Лазурский А. Ф. Психология общая и экспериментальная. М.: Юрайт, 2016 г. 245 с.
14. Леонов Н. И. Конфликтология. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 395 с.
15. Леонтьева В. Л. Психология. М.: Юрайт, 2020 г. 151 с.
16. Макарова И. В. Общая психология. М.: Юрайт, 2021 г. 182 с.
17. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2014.
18. Меткин М. В. Конфликтология. СПб.: СПбГУТ, 2010. 87 с.
19. Мириманова М. С. Конфликтология. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 320 с
20. Морозюк С. Н. Психология личности. Психология характера. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 217 с.
21. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005. 416 с.
22. Нуркова В. В. Общая психология. М.: Юрайт, 2020 г. 524 с.
23. Райгородский Д. Я. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Самара: БАХРАХ, 1997.
24. Робинсон Дейв 101 ключевая идея. М.: ФАИРПРЕСС, 2001. 224 с.
25. Русланов Д. В. Психология: базовая теория и практика. Х.: Полиграф-М. 2016. 464 с.
26. Сорокун П. А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005. 312 с.
27. Сосновский Б. А. Общая психология. Москва: Издательство Юрайт, 2022. 342 с.
28. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 672 с.
29. Цыбульская М.В. Конфликтология. М., 2007. 150 с.
30. Черепанова Е. С. Философия конфликта. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 196 с.
31. Шапарь В. Б. Практическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 432 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ