Аннотация 3
Введение 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА 9
1.1 Сущность задачи и виды планирования производства 9
1.2 Инструменты обеспечения эффективного планирования производства 18
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО “САНТИОН” И ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА 32
2.1 Краткая характеристика объекта исследования 32
2.2 Анализ производства и реализации продукции 35
2.3 Анализ методики текущего планирования производства на предприятии и выявление основных проблем при планировании 45
ГЛАВА 3 ОПИСАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ООО «САНТИОН» 56
3.1 Описание проектного предложения по оптимизации сроков и экономии времени в процессе переналадки оборудования и его экономическая целесообразность 56
3.2 Описание проектного предложения по совершенствованию методики контроля остатков продукции на складе и его экономическая целесообразность 60
3.3 Описание проектного предложения по автоматизации процесса планирования производства на предприятии и его экономическая целесообразность 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Цель данной работы состоит в формировании предложения путей совершенствования планирования деятельности конкретного предприятия. Для решения этой задачи необходимо изучить данные о работе предприятия, оценить эффективность применения методик получения расчетных данных и показателей экономической деятельности. На основании полученных в ходе результатов и оценки возможностей предприятия следует сформировать представление о методах, позволяющих улучшить экономическое планирование.
Предмет выпускной квалификационной работы — методы планирования производства, применяемые на предприятии ООО «Сантион», влияние несовершенства планирования на результаты деятельности предприятиями.
Объект выпускной квалификационной работы — предприятие ООО «Сантион», текущие и календарные планы производства и реализации продукции.
Методы, применяемые при выполнении ВКР — сбор данных о предприятии, изучение и анализ производства, изучение и анализ текущего и календарного планирования, разработка проектных предложений по улучшению планирования с учетом специфики деятельности предприятия.
Необходимым этапом проведения исследования является обзор современных методов планирования производства и их теоретического обоснования. Далее предстоит изучить и представить деятельность предприятия с точки зрения основных показателей, соотнести теоретические основания с реальностью и изыскать методы повышения эффективности планирования, максимально соответствующие специфике производства и деятельности ООО «Сантион» на рынке.
Анализ текущей ситуации на производстве, экономического положения и системы планирования позволит автору настоящей работы выявить наиболее уязвимые места, ограничивающие возможности получения прибыли в условиях конкуренции из-за недостаточной эффективности использования ресурсов. Для формирования представления о ситуации на предприятии необходимо провести работу по изучению документов и отчетности, построить картину планирования производства с учетом уникальности и специфики работы. На основании этих исследований автор работы намерен выявить негативные и сдерживающие развитие факторы, чтобы предложить пути улучшения и оптимизации планирования.
Рынок и конкуренция — это две основы, на которых строится работа предприятия, а это означает, что производство и планирование связаны на функциональном уровне. Там, где учтены реалии и перспективы рынка, производство адаптируется к реальности. Планы деятельности, основанные на изучении рыночной среды и существующего портфеля заказов характеризуются как исполнимые, не оторванные от реальности.
Планы производства и продажи должны быть синхронизированы, связи между ними обоснованы и выстроены на логике рынка в своем сегменте и виде деятельности. Отрыв производственной сферы от продажной становится причиной снижения рентабельности из-за неспособности удовлетворить спрос, а это грозит потерей рынка, утратой стабильности и постепенным ухудшением экономического положения предприятия.
Планы производства и реализации продукции — это взаимосвязанные программы, подразумевающие использование производственных мощностей, трудового ресурса, активов для получения прибыли. Эффективное управление подразумевает работу с разделением на перспективные периоды с учетом изменений рыночной ситуации и доступности ресурсов. Управление без планирования переводит предприятие в режим нестабильности, что в итоге приводит к потерям и угрозе существования фирмы. Тема эффективного планирования с учетом специфики деятельность сохраняет актуальность для любого предприятия в любой период его деятельности.
Задача планирования в рыночной экономике — создание условий для получения ресурсов, организации производства и продаж в условиях конкуренции, когда решающее значение имеет возможность снижения себестоимости продукции и получения рыночного преимущества в продажах. Это достигается за счет оптимизации использования оборотных средств, снижения непроизводительных расходов, отказа от создания излишнего запаса материалов и накопления нереализованной продукции. Автор настоящей работы видит перед собой цель — определить наиболее эффективные методы планирования для конкретного предприятия.
Грамотное использование производственных активов говорит о способности руководителя предприятия реагировать на вызовы рынка и адаптировать работу к изменяющимся внешним условиям. Производственное планирование должно соответствовать времени оптимальной реакции на изменения ситуации, формировать набор методов, позволяющих принимать обоснованные и своевременные решения, опираясь на достоверную информацию и заранее подготовленные алгоритмы решения наиболее вероятных задач. Утрата оперативности и адекватного восприятия рыночной ситуации приводит к быстро нарастающему отставанию от конкурентов.
При этом следует учитывать, что рынки устоявшиеся и развивающиеся имеют существенно различную динамику процессов, которая требует умения быстро реагировать на запросы потребителя в части изменения продукции и условий ее продаж. Для этого необходимо использовать методики планирования, позволяющие принимать решения на основе прогнозов в трех перспективных периодах — ближайшем, среднем и длительном.
Производственные и коммерческие планы можно условно разделить на фундаментальные, отражающие принципиальные цели деятельности предприятия, стратегические, представляющие собой обзор путей достижения фундаментальных целей, оперативные и тактические — по сути, это заготовки для принятия адекватных решений в зависимости от текущей ситуации. Планирование учитывает перспективы и возможности технологического развития предприятия, вероятные потребности в переформатировании структуры, поиск и внедрение новых ресурсных баз. Задача автора этой работы — изыскать пути улучшения работы в области планирования с учетом имеющихся проблем и типичных для предприятия особенностей.
Автор использует в качестве источников материалов учебники, публикации в сети Интернет, научные статьи.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы было изучено предприятие ООО «Сантион».
Предприятие выпускает алкогольную продукцию в виде водок и настоек, входя в холдинг «Синергия», один лидеров российского рынка алкогольных напитков. Продукция предприятия реализуется через дистрибьюторов, собственную торговую сеть, экспортный канал ХоРеКа и, при наличии заказов, локальным клиентам. Основная масса продукции приобретается головной компанией ПАО «Синергия».
В ходе исследования было получено разрешение на доступ к информации о предприятии. Организационная структура предприятия имеет линейно-функциональный вид, на постоянной основе занято примерно 450 работников.
Исследование финансовых результатов деятельности предприятия показало, что в течение трехлетнего периода финансовые показатели демонстрируют падение, однако выявляется тенденция к снижению интенсивности спада. Статистических данных за период исследования недостаточно для утверждения о сохранении негативной тенденции в развитии. Одним из факторов внешнего давления обстоятельств остается усиление государственного контроля за акцизами на алкоголь и рост ставок акцизов. Это приводит к росту цены продукции и снижению спроса. Однако, следует отметить, что предприятие ориентировано на выпуск алкогольных напитков высокого качества, а в этом ценовом сегменте влияние роста цен на продажи не рассматривается как критическое. Компания принимает меры к снижению величины оборотных средств, что вызывает замедление темпов падения прибыли.
В ходе подготовки настоящей работы был проведен анализ планирования производства, который показал, что существует ряд проблем, существенно осложняющих организацию ритмичной работы и снижающих возможности оперативного реагирования на изменения спроса и ритм поставок материалов и сырья. Предприятие не может реализовать весь производственный потенциал в силу ограниченной гибкости организации производственного процесса, недостаточно эффективного контроля складских запасов, ограниченной оптимизации производства.
По результатам проведенного анализа было предложено усовершенствовать процесс планирования и обмена информацией с головной компанией с целью достижения прозрачности и синхронизации обмена данными для принятия оперативных решений об изменениях в календарных планах производства и единого видения картины загруженности производственных мощностей и складов. При налаживании автоматизированного обмена информацией управляющая компания получит возможность реально оценивать ситуацию с наличием и выпуском продукции, что будет способствовать более адекватному планированию и достижению гибкости в организации производства и управлении складскими запасами.
Использование современных программных средств позволит наладить систему управления складскими запасами материалов, комплектующих и продукции. Контроль производственной программы даст возможность прогнозировать результаты работы производственных линий, формировать календарные планы с учетом реального положения дел с запасами, оперативно информировать подразделения и специалистов об изменении ситуации.
Для усовершенствования системы контроля складских запасов предложено ввести приоритетность выпуска продукции в зависимости от ее наличия, отсутствия или ограниченности запасов на складах. При этом будет достигнута важная цель — установление ритмичности выпуска продукции и получения материалов в зависимости от реальной потребности. Для этого предложено ввести маркировку уровней складского запаса «сигнальным» цветом для наглядного отображения достаточности или недостаточности запаса продукции по видам на складе. Таким образом будет достигнута доступность продукции для оперативной загрузки и возможность планировать изменения профиля работы поточных линий по реальной ситуации. Это позволит снизить риски вымывания продукции и затоваривания складов, что крайне важно для сокращения расходов предприятия и поддержания эффективности производства и продаж.
В настоящей работе предложено оптимизировать производство, основанное на использовании поточных линий, за счет внедрения методов организации бережливого обслуживания, ускорения и повышения эффективности переналадки линий. Повышение коэффициента общей эффективности оборудования может быть достигнуто за счет применения методики быстрой переналадки, принципы которой частично применимы к производству алкогольной продукции. Это даст эффект сокращения времени простоя оборудования, снижения величины постоянных расходов, роста культуры производства и повышения качества продукции.
Следование рекомендациям в части совершенствования планирования позволит добиться увеличения оборачиваемости оборотных средств при снижении их размеров, что положительно скажется на общем экономическом положении предприятия. Использование эффективных методик планирования производства позволит снизить риски и расходы, частично компенсировать потери, связанные с постоянно растущим внешним давлением, которое выражается в ужесточении акцизной политики государства в отношении алкогольной продукции. На жестком конкурентном рынке системное устранение кажущихся незначительными недостатков может и должно дать эффект роста конкурентоспособности и связанного с ним роста прибылей.
Учитывая, что законодательное установление минимальной цены на алкогольную продукцию приводить к снижению доли нелегального алкоголя на рынке, можно рассчитывать на стабильность и рост спроса, удовлетворение которого дает результат — рост прибыли и устойчивое развитие предприятия в стратегическом масштабе.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
2. Агарков, А.П. Теория организации. Организация производства: Интегрированное: Учебное пособие для бакалавров / А.П. Агарков, Р.С. Голов. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 с.
3. К. Бакшт Продажи и производство: враги или партнеры? / СПб.: Питер, 2013. - 240 с.;
4. Васюкова, А.Т. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: Учебник для бакалавров / А.Т. Васюкова, Т.Р. Любецкая. - М.: Дашков и К, 2015. - 416 с.
5. Вумек, Джеймс Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек , Дэниел Джонс. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 472 с.
6. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: учеб. пособие / В.А. Горемыкин. - М.: Юрайт, 2012. - 704 с.
7. Жиганова, Е.А. Сборник задач по курсу Организация производства на машиностроительном предприятии / Е.А. Жиганова. - М.: КноРус, 2012. - 264 с.
8. Зимин Н.Е. Диагностика финансового состояния предприятия - М.: ООО"УМЦ" "Триада" 2010, - 302с., Учебное пособие (издание второе переработанное и дополненное);
9. Иванов, И.Н. Организация производства на промышленных предприятиях: Учебник / И.Н. Иванов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с.
10. Кузнецова, Л.С. Технология и организация производства кондитерских изделий: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Л.С. Кузнецова, М.Ю. Сиданова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 480 с.
11. Малян, М.Н. Экономика и организация современного льнопроизводства: Учебное пособие / М.Н. Малян. - СПб.: Проспект Науки, 2014. - 128 с.
12. Организация, планирование и управление производством. Практикум (курсовое проектирование): учебное пособие / Н.И. Новицкий, Л.Ч. Горностай, А.А. Горюшкин - 3-е издание / М.: Кнорус, 2017. 320 с.;
13. Планирование продаж и операций: Практическое руководство Томас Уоллас, Роберт Сталь; - СПб.: Питер, 2010. - 456 с.
14. Сачко Н.С. Планирование и организация машиностроительного производства. Курсовое проектирование - М.: ИЦ Инфра 2017. - 240 с.;
15. Экономика организации (предприятия) : учебник и практикум для прикладного бакалавриата - И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова. / М. : Издательство Юрайт, 2014. - 667с.;
...