Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Функции, задачи, принципы управления персоналом организации 8
1.2 Характеристика службы по управлению персоналом организации 14
1.3 Основные аспекты деятельности службы по управлению персоналом на предприятии 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ В АО ЦС «ЗВЕЗДОЧКА» 26
2.1. Общая характеристика предприятия 26
2.2. Характеристика персонала предприятия 33
2.3 Характеристика и анализ эффективности службы по управлению персоналом предприятия 41
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ АО ЦС «ЗВЕЗДОЧКА» 49
3.1. Разработка предложений по улучшению работы службы по управлению персоналом предприятия 49
3.2. Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
В современном мире, разработка эффективных методов управления организациями, обеспечение их устойчивого развития в сложной динамической и неустойчивой среде становится одной из важнейших проблем современной экономики. Управление персоналом организации, прежде всего, направлено на решение управленческих проблем различной сложности и важности. Отсюда становится понятным, насколько важно уметь принимать верные обоснованные управленческие решения.
Эффективное управление - это прежде всего профессиональное управление, осуществляемое специально подготовленными для этого людьми - менеджерами различного уровня1.
Методы управления универсальны, т.е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом - официальным или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым). Особо сложным объектом управления является коллектив организации, т.е. группа людей, объединенная на основе общих задач, принципов, совместных действий, постоянных контактов. Интеллектуальный, культурный и моральный потенциал членов коллектива настолько разный, что трудно предсказать реакцию каждой личности на управляющее воздействие.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации2.
Состав персонала организации имеет неоднородную структуру. Наиболее распространенным является деление персонала в зависимости от участия в управлении организацией и характеристик труда: на рабочих (производственный персонал) и служащих (управленческий персонал).
Оптимальная структура персонала организации позволяет работникам наиболее эффективно реализовывать свой трудовой потенциал. Трудовым потенциалом работника является совокупность его физических и культурных качеств. Основными составляющими элементами трудового потенциала работника являются: психофизический фактор; социально-демографический фактор; квалификационный фактор; личностный фактор. Реализация трудового потенциала сотрудников также во многом зависит от тех способов и методов воздействия на работников, которые применяет руководитель.
Целью данной работы является анализ работы существующей службы по управлению персоналом на предприятии, а также разработка предложений по улучшению работы службы по управлению персоналом АО ЦС «Звездочка». Для достижения данной цели было сформулировано несколько задач:
1. Охарактеризовать службу по управлению персоналом организации;
2. Определить основные аспекты деятельности службы по управлению персоналом на предприятии;
3. Провести анализ работы существующей службы по управлению персоналом АО ЦС «Звездочка»;
4. Разработать предложения по улучшению работы службы по управлению персоналом АО ЦС «Звездочка».
Объектом исследования данной работы является служба управления персоналом АО ЦС «Звездочка».
Предметом исследования данной работы является организация и функционирование службы управления персоналом предприятия АО ЦС «Звездочка».
Вопросы анализа и оценки, диагностики, кадрового аудита, путей совершенствования системы управления персоналом широко освещаются в управлении, кадровом менеджменте, теории организации, экономике организаций учеными как А.Р. Алавердовым, Н.И. Архиповой, Т.Ю. Базаровым, О.В.Валиевой, В.Р.Весниным, Т.В.Зайцевой, Л.В.Ивановской, А.Я. Кибановым, Е.В.Каштановой, Н.И.Лахметкиной, В.М,Масловой, АЮ.Г.Одеговой, А.Г.Семеновым, Е.С.Яхонтовой и др.
Информационной базой исследования послужили действующие законы и законодательные акты Российской Федерации, касающиеся вопросов труда, материалы отечественной и зарубежной литературы, статистические данные рассматриваемого предприятия в области управления персоналом, практические материалы и первичные документы исследуемого предприятия.
Методологической основой при написании данной работы послужили такие методы, как теоретический анализ, изучение материалов научных и периодических изданий по данной тематике, наблюдение.
В соответствии с поставленной целью и задачами, структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемых источников.
Как известно, кадровая политика является одним из основных средств повышения эффективности функционала предприятия. Её самыми приоритетными направлениями является создание действенного механизма формирования высокопрофессиональных кадров предприятия. Современная кадровая политика предприятия должна быть научно обоснованной, конкретной. Она должна учитывать насущные потребности предприятия в кадрах, планировать кадровую политику.
На основании теоретических данных, было сформулировано несколько выводов:
1. Служба по управлению персоналом занимает важное место в структуре организации, т.к. персонал является главной ценностью и важнейшим ресурсом компании, поэтому необходимо вести четкую, планомерную работу по профессиональному развитию и карьерному продвижению сотрудников;
2. Определение и четкое исполнение функций и задач, возложенных на службу по управлению персоналом, а также применение в работе принципов и методов управления, будет являться гарантом развития персонала в частности, а также развития предприятия в целом;
3. Служба по управлению персоналом представляет собой сложную специфичную систему. К таким особенностям относятся: универсализация работников, отсутствие многоуровневой организационной структуры, высокая степень информированности работников, низкая степень бюрократизации на предприятиях, отсутствие системы обучения сотрудников, низкая социальная защищенность работников;
4. На предприятиях большое значение имеет уровень приверженности персонала, т.к. он напрямую влияет на производительность труда работников, и, как следствие на динамику развития предприятия;
5. Методы подбора персонала чрезвычайно обширны, но для достижения высокой эффективности процедуры подбора персонала, необходимо применять комплекс методов.
На основании проведённого анализа эффективности функционирования службы по управлению персоналом в АО «ЦС «Звездочка», сделаем выводы:
1. Проведение исследования основных характеристик персонала предприятия позволило сформулировать данные о половозрастной, квалификационной структуре персонала, об уровне образования работников, о наличии у работников особых характеристик, необходимых для работы в данной сфере бизнеса;
2. Анализ основных функций и задач службы по управлению персоналом, позволяют сделать вывод о степени загруженности службы персонала трудовыми обязанностями и уровень лояльности работников по отношению к компании;
3. Служба по управлению персоналом выполняет множество важных функций и задач, в работе использует преимущественно внешние методы подбора персонала;
4. Недостаточное количество сотрудников в службе по управлению персоналом организации является важной проблемой, т.к. да данную службу возложено большое количество задач, данная служба выполняет множество важных функций в организации, и шесть сотрудников не могут справляться со всеми функциями полноценно.
В качестве мероприятий по совершенствованию работы службы по управлению персоналом АО ЦС «Звездочка», были проработаны следующие мероприятия:
1. Совершенствование управления отдела кадров
2. Совершенствование ротации кадров
Оценка эффективности разработанных мероприятий была проведена двумя методами:
- экстраполяция по среднему абсолютному и среднему приросту
- экспертный метод.
Согласно проведённым расчетам, от реализации предложенных мероприятий прибыль АО «ЦС «Звездочка» в наибольшей степени увеличится к концу 2018 года согласно прогнозным расчетам экспертов - на 52,13%. А согласно методам экстраполяции прибыль АО «ЦС «Звездочка» увеличится всего на 1,99%.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что мероприятия по совершенствованию кадровой стратегии будут проведены успешно, и все затраченные на это денежные средства оправдают себя, о чем свидетельствует увеличение прибыли и рентабельности АО «ЦС «Звездочка».
Анализ практики реализации кадровой работы показал, что кадровая работа ведётся. Недостатком является не достаточная работа по формированию подлинно профессионального кадрового состава предприятия.
Для преодоления указанных выше негативных тенденций были выдвинуты и обоснованы предложения и рекомендации по управлению кадровым составом предприятия АО «ЦС «Звездочка».
1. Аверченко Л.К. Управление персоналом в организации: учеб. пособие для всех форм обучения / Л.К. Аверченко ; РАНХиГС, Сиб ин-т упр. - Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2015. - 203 с.
2. Базаров Т., Технология центров оценки персонала: процессы и результаты. - М.: Кнорус, 2016. - 205 с.
3. Веснин В.Р, Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 2015. - 216 с.
4. Волгин А.П., Матирко В.И. и др., Управление персоналом в условиях рыночной экономики. - М.: Дело, 2015. - 118 с.
5. Дуракова И.Б., Управление персоналом: отбор и наем. Исследование зарубежного опыта. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2014. - 102 с.
6. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т., Управление персоналом. - М.: Академия, 2015. - 302 с.
7. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г., Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. - М.: Экзамен, 2016. - 215 с.
8. Иванов М. Концепции непрерывного корпоративного обучения и развития персонала. //Социологический журнал. - 2016. - №2. - С. 32-43.
9. Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А., Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. - М.: Дело, 2015. -134 с.
10. Кибанов А.Я., Основы управления персоналом. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 447 с.
11. Кибанов А.Я. Служба по управлению персоналом : учебное пособие / А.Я. Кибанов, В.Г. Коновалова, М.В. Ушакова ; под ред. А.Я. Кибанова. — М. : КНОРУС, 2013. — 416 с.
12. Киселева М.Н., Оценка персонала. - Спб: Питер, 2015. - 256 с.
13. Королевский М.И., Поиск и отбор персонала. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2014. - 105 с.
14. Мазманова Б.Г., Управление оплатой труда: Учеб.пособие. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 188 с.
15. Маслов Е.В., Управление персоналом предприятия: Учеб.пособие / под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 211 с.
...