Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации как субъекты административного права (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники)
Введение 3
1. Понятие, признаки органов исполнительной власти в РФ, их система и виды 6
2. Особенности исполнительных органов субъектов РФ, нормативно-правовая основа их деятельности 12
3. Система и структура региональных органов исполнительной власти в РФ (на примере Самарской области) 14
3.1. Система органов исполнительной власти Самарской области 14
3.2. Структура органов исполнительной власти Самарской области 18
Заключение 26
Список использованных источников 30
Органы исполнительной власти, включая Правительство РФ, имеют важное значение в жизни государства и решают различные задачи. В настоящее время происходят изменения в системе исполнительной власти, нацеленные на согласованное функционирование и взаимодействие с другими органами государственной власти на разных уровнях. Однако, вопросы административно-правового регулирования деятельности органов исполнительной власти России до сих пор остаются недостаточно изученными, также необходимо проверить соответствие действующих правовых норм в отношении деятельности органов исполнительной власти. В этом и заключается актуальность данного исследования.
Цель исследования заключается в комплексном анализе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации как субъектов административного права.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
– изучить понятие, признаки органов исполнительной власти в РФ, их систему и виды;
– исследовать особенности исполнительных органов субъектов РФ, нормативно-правовую основа их деятельности;
– провести анализ системы органов исполнительной власти Самарской области;
– рассмотреть структуру органов исполнительной власти Самарской области.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации как субъектов административного права.
Предметом работы являются нормы законодательства, регулирующие деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ – в первую очередь, Конституция Российской Федерации и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации»; нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, такие как постановления, указы.
Степень разработанности проблемы. Наиболее глубоко основы исполнительной власти субъектов Российской Федерации исследовались в трудах таких авторов как Агапов А.Б., Алехин А.П., Конин Н.М., Манохин В.М., Попов Л.Л., и др. Отдельные вопросы были рассмотрены такими авторами как Смоленский М.Б., Стахов А.И., Тихомиров Ю.А., Четвериков В.С., Кубанкина Е.И. и др.
Нормативную основу исследования составляют законодательные и нормативные акты Российской Федерации, такие как Конституция Российской Федерации.
Информационная база исследования включает публикации в периодической печати, данные сети Internet, и статистическую отчётность органов исполнительной власти субъектов РФ.
Теоретической основой исследования являются труды таких авторов как:
1) Макаренко И.Л.
2) Меркулов Е.С.
3) Орлова Э.А.
4) Романовский Г.Б.
5) Чепрасов К.В.
6) Шестакова О.В. и др.
Методы исследования. Методологическую основу работы составляет совокупность методов и приёмов научного познания:
– формально-логический;
– системный;
– анализ и синтез;
– индукция и дедукция;
– сравнительно-правовой;
– формально-юридический.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в процессе рассмотрения данной темы с различных позиций используются взгляды и мнения различных авторов, таких как Попов Л.Л., и др. Отдельные вопросы были рассмотрены такими авторами как Смоленский М. Б., Стахов А. И., др.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные рекомендации позволят совершенствовать работу органов исполнительной власти субъектов РФ. Вместе с тем, данный материал послужит отличной основой для наглядного изучения темы.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Высшим органом исполнительной власти в любой области является правительство, осуществляющее свои полномочия в целях развития региона.
Правительство области выполняет функции по разработке и реализации мероприятий, которые способствуют комплексному социально-экономическому прогрессу. Эти меры направлены на улучшение ситуации в области и обеспечение благосостояния всей страны в целом.
В современном обществе важной функцией правительства любой области является координация и реализация единой государственной политики. Эта политика охватывает множество сфер, включая, но не ограничиваясь финансами и наукой, здравоохранением и образованием, социальным обеспечением и экологией. Такой широкий спектр деятельности требует всестороннего анализа и системного подхода со стороны государства.
Финансовая политика является одним из важнейших инструментов правительства для регулирования экономики области. Она включает в себя меры по сбору налогов, распределению государственных средств и контролю за их использованием. Финансовая политика направлена на поддержание экономической стабильности и обеспечение социально-экономического развития в регионе.
Научная политика является неотъемлемой частью деятельности правительства в области развития науки и технологий. Она включает в себя финансирование научных исследований, разработку инновационных программ и поддержку научных учреждений. Цель научной политики – создание благоприятных условий для развития науки, стимулирование инноваций и повышение научного потенциала области.
Здравоохранение и образование – это ключевые области, которые подлежат регулированию и координации со стороны правительства.
Правительство осуществляет финансирование и контроль за функционированием медицинских и образовательных учреждений, разрабатывает и внедряет стратегии развития этих сфер. Основная цель – обеспечение доступности и качества медицинских услуг и образования для всех жителей области.
Социальное обеспечение также является важным аспектом деятельности правительства области. В рамках государственной политики осуществляется надлежащая поддержка населения, включая меры по социальной защите, социальной помощи и социальному обеспечению.
Правительство разрабатывает и реализует программы для улучшения условий жизни населения и борьбы с социальным неравенством.
Экологическая политика является ответственным направлением государственной деятельности, так как современная общественность все больше обращает внимание на проблемы экологии и сохранение окружающей среды. Правительство области осуществляет контроль за соблюдением экологических норм и стандартов, участвует в разработке и реализации программ по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Таким образом, правительство области играет важнейшую роль в проведении единой государственной политики в различных сферах. Его задача – координация социально-экономического развития области, обеспечение благоприятных условий для науки и инноваций, поддержание качества здравоохранения и образования, социального обеспечения населения, а также защита окружающей среды и природных ресурсов.
Орган государственной власти, возглавляющий систему органов исполнительной власти Самарской области, называется Правительством Самарской области. В его состав входят как отраслевые, так и функциональные органы исполнительной власти, такие как департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции. Они осуществляют исполнительно-распорядительные функции в различных отраслях и сферах управления городом. Кроме того, для управления на местах существуют территориальные органы исполнительной власти, а именно префектуры административных округов и районные управы. Эти органы обеспечивают эффективное управление и реализацию государственной политики на местном уровне.
В соответствии с установленными нормативными актами, управлением Самарской области руководит губернатор, осуществляющий полномочия главы правительства. Самарское правительство, помимо мэра, включает в свой состав заместителей мэра, руководителя Аппарата мэра и Правительства Самарской области, а также министров и префектов административных округов Самарской области, которые имеют статус министров Правительства Самарской области.
В Российской Федерации, в соответствии с принятой Конституцией, выполнение исполнительной власти полностью лежит на правительстве, которое действует совместно с президентом и Советом Федерации. Однако, именно глава государства назначает руководителя кабинета министров и имеет право на его роспуск. В рамках своей деятельности правительство обязано придерживаться Конституции строго, однако, в остальных аспектах оно обладает полной исполнительной властью в стране. Каждое распоряжение правительства должно быть чётко и тщательно выполнено.
Комиссия по оперативным вопросам имеет полномочия выносить решения, которые должны быть выполнены федеральными органами.
Президиум правительства РФ является одной из структурных единиц занимающихся руководством государственными вопросами. Он состоит из ведущих представителей государства, таких как премьер-министр, заместители премьера, председатель Центробанка, министр обороны и другие. Помимо этого, в министерствах организованы коллегии, которые служат для решения разнообразных задач. Таким образом, система руководства в правительстве РФ включает несколько уровней и органов, которые согласованно осуществляют управление.
В рамках структуры исполнительной власти Самарской области подчиняются Губернатору Самарской области различные организации и департаменты, осуществляющие управление финансами, контроль за деятельностью органов власти, информационную поддержку, а также обеспечивающие техническую поддержку и инспекционный контроль.
Существует также комплексы городского управления, объединяющие органы исполнительной власти с целью координации и улучшения их деятельности и структуры.
Как можно видеть, структура исполнительной власти РФ достаточно сложна. При этом непосредственно в правительство не включён огромный вспомогательный аппарат. Кроме того, нельзя забывать о региональных правительствах, при каждом из которых существуют свои министерства.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, № 144, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 2021. № 52 (часть I). Ст. 8973
3. Закон Самарской области от 30 сентября 2011 года № 80-ГД «О Правительстве Самарской области» // Волжская коммуна. № 366(27801), 01.10.2011.
4. Постановление Губернатора Самарской области от 06.06.2023 № 85 «О системе и структуре органов исполнительной власти Самарской области» // Волжская коммуна. № 104(31315), 08.07.2022.
5. Устав Самарской области от 18.12.2006 N 179-ГД (принят Самарской Губернской Думой 05.12.2006) // Волжская коммуна. № 237 (25790), 20.12.2006.
6. Административное право: учебник / под общ. ред. А. С. Телегина; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2020. – 340 с.
7. Бачило, И. Л. Информационное право: учебник для академического бакалавриата / И. Л. Бачило. – М.: Юрайт, 2017. – 419 с.
8. Быкова, А. Г. Органы законодательной и исполнительной власти: учебное пособие / А. Г. Быкова, А. В. Быков, А. В. Дорофеев; под редакцией А. Г. Быкова. – Омск: Омская юридическая академия, 2017. – 515 с.
9. Ветитнев А.М., Волощук П.В. Внедрение объектно-ориентированной системы оценки деятельности исполнительных органов государственной власти // Sochi Journal of Economy. 2019. Т. 2. № 13. С. 225-232.
10. Голованов М.О., Баландина Е.А. К вопросу о системах и структурах органов исполнительной власти субъектов Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ // Мир науки и образования, № 2 (14), 2018, С. 50-54.
11. Демидов М.В. Законодательная и исполнительная власть субъекта Российской Федерации // Конституция как нормативно-правовая основа конституционной законности в Российской Федерации: тематическая энциклопедия. Сер. «Academia» Университет прокуратуры Российской Федерации. Москва. 2019. С. 136-138.
12. Ермаков Антон Олегович Некоторые аспекты эффективности полномочий органов исполнительной власти // Административное и муниципальное право. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-effektivnosti-polnomochiy-organov-ispolnitelnoy-vlasti.
13. Занко Т.А. Особенности построения систем и структур органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Государственная служба. 2021. №4 (132). С. 14-19.
14. Зарубицкая, Т.К. Административное право в определениях и схемах: учебное пособие / Т.К. Зарубицкая. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2019. – 128 с.
15. Капранов А.В., Капранова Ю.В. Сущностные и содержательные характеристики исполнительного производства как составной части административного процесса // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnostnye-i-soderzhatelnye-harakteristiki-ispolnitelnogo-proizvodstva-kak-sostavnoy-chasti-administrativnogo-protsessa.
16. Коноваленков С. В. Экспресс-оценка устойчивого развития региона как эффективный инструмент органов исполнительной власти // Вестник ГУУ. 2021. №3. С. 66-73.
17. Курятников Виталий Владимирович К вопросу о допустимой и необходимой компетенции конституционных (уставных) советов субъектов российской федерации // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-dopustimoy-i-neobhodimoy-kompetentsii-konstitutsionnyh-ustavnyh-sovetov-subektov-rossiyskoy-federatsii.
18. Макарейко, Н. В. Административное право: учебное пособие / Н. В. Макарейко. – 11-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2020. – 280 с.
19. Медведев Б.А. К вопросу о понятии правовых принципов оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти // Правовая политика и правовая жизнь. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-pravovyh-printsipov-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoy-vlasti.
20. Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов / Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров; под редакцией Л. Л. Попова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 456 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08218-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510449 (дата обращения: 11.07.2023).
21. Мищериков А.А. Деятельность исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в системе государственной власти Российской Федерации // Социально-гуманитарное знание как катализатор общественного развития. Сборник научных трудов по материалам МНПК. 2019. С. 61-65.
22. Панова И.В. Административная юстиция // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativnaya-yustitsiya.
23. Першина, Е. А. Особенности функционирования исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации / Е. А. Першина // Закон и право. – 2018. – № 6. – С. 35-37.
24. Попов П.Д. Система и структура исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации (на примере Самарской области) // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №12(39) 2019. С. 1-11.
25. Соловьева Светлана Владимировна Государственные корпорации в системе органов публичной власти // Право и практика. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-korporatsii-v-sisteme-organov-publichnoy-vlasti.
26. Сухарев О.С. Пространственное развитие России и эффективность работы региональных органов власти // Экономика. Налоги. Право. 2021. №6. С. 6-19.
27. Фирова И.П. Основные показатели эффективности деятельности исполнительного органа государственной власти в современных условиях // Глобальный научный потенциал. 2019. № 6 (99). С. 181-184.