АННОТАЦИЯ…………………………………………………………………….…2
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ…………………………..……4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
ГЛАВА 1. Теоретические особенности формирования первого впечатления о человеке
1.1 Понятие и характеристика первого впечатления о человеке…………..10
1.2 Факторы, влияющие на формирование первого впечатления о человеке……………………………………………………………………………..12
1.3Теоретические аспекты формирования межличностных отношений у подростков
1.4 Возрастные особенности подросткового возраста……………………..19
1.5 Особенности формирования межличностных отношений у подростков………………………..………………………..……………………..…23
1.6 Характеристика особенностей восприятия человека через фотографию………………………..………………………….…………………….31
1.7 Особенности восприятия человека через интернет-коммуникации………………………..………………………..………………..….34
ГЛАВА 2. Исследование особенностей первого впечатления подростка о человеке по фотографии в интернет-коммуникации. Организация и методики исследования………………………..………..38
ГЛАВА 3. Анализ результатов исследования…………………………………………………………..……………41
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………...52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………..………………………..…………………….55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………..…………….59
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………..………………………..……………………….63
АННОТАЦИЯ
К ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ
Болдырева Полина Владимировна
Первое впечатление подростка о человеке по фотографии в интернет-коммуникации
Научный руководитель – Кузнецова Ирина Викторовна
Научная степень – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии
С целью исследования первого впечатления подростка о человеке по фотографии в интернет-коммуникации было обследовано 30 респондентов (13 мальчиков, 17 девочек) в возрасте от 15 до 16 лет (школьники). Все респонденты являются пользователями социальной сети «Вконтакте».
Первое впечатление подростков о человеке по фотографии в интернет-коммуникации измерялись с помощью подросткового варианта многофакторной методики Р.Б. Кеттелла и биографической анкеты.
На основании проведенного анализа данных мы показали, что существует зависимость между полом респондентов и способностью точно сопоставлять образ человека с его личностными характеристиками; между личностными качествами респондентов и точностью в определении качеств владельцев фотографий.
Подтверждена гипотеза исследования о том, что существуют определенные стереотипы, отвечающие за сопоставление внешности человека и его личностных характеристик.
Исследование отношений открывает значительные перспективы развития науки и заслуживает самого пристального внимания. Изучением категории «отношение» занимались многие отечественные ученые (Г.М. Гак, О.Г. Дробницкий, А.Г. Здравомыслов, Р.А. Зобов, В.Н. Сагатовский, В.И. Свидерский и др.).
Понятие «отношение» выступает базовой категорией педагогической науки. Среди педагогических публикаций последних лет немало таких, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на нее как на основу диалектического подхода к воспитанию (работы Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова, М.А. Данилова, Л.В. Занкова).
«Отношение» трактуется как выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира. Затрагивая сферу потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений личности, эти связи так или иначе сказываются на ее поведении или развитии [21]. Отношение личности к людям характеризуется и оценкой соответствия конкретных моральных проявлений окружающих людей общим нравственным нормам [15].
Актуальность темы данного исследования определяется все возрастающей популярностью Интернет коммуникации, в частности в социальных сетях. Очевидно, что с развитием технического прогресса общение людей становится всё более опосредованным техническими средствами, что предполагает появление новых моделей общения. За самопрезентацию пользователей в социальных сетях отвечает анкета, а ее немаловажной составляющей выступает фотография человека (аватар).
Объект исследования – пользователи социальной сети «В Контакте» в возрасте от 15 до 16 лет.
Предмет исследования – феномен первого впечатления об Интернет-пользователях по фотографии в социальной сети.
Цель исследования – изучение факторов, влияющих на формирование первого впечатления при просмотре аватара, как формы самопрезентации в сети Интернет (на примере социальной сети «ВКонтакте»).
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятие и характеристика первого впечатления о человеке;
2) Изучить факторы, влияющие на формирование первого впечатления о человеке;
3) Исследовать возрастные особенности подросткового возраста;
4) Проанализировать особенности формирования межличностных отношений у подростков;
5) Изучить характеристику особенностей восприятия человека через фотографию;
6) Исследовать особенности восприятия человека через интернет-коммуникации;
7) Провести исследование особенностей первого впечатления подростка о человеке по фотографии в интернет-коммуникации.
Общая гипотеза исследования – существуют определенные стереотипы, отвечающие за сопоставление внешности человека и его личностных характеристик.
Частные гипотезы:
1. Существует взаимосвязь между полом респондентов и способностью точно сопоставлять образ человека с его личностными характеристиками.
2. Существует взаимосвязь между личностными качествами респондентов и точностью в определении качеств владельцев фотографий.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические (опрос, анкетирование);
3. Качественные и количественные методы обработки данных.
Методики исследования:
1. Подростковый вариант многофакторной методики Р.Б. Кеттелла (Кеттела)
2. Анкета
Выборка исследования – В исследовании приняли участие 30 респондентов (13 мальчиков, 17 девочек), являющихся пользователями социальной сети «В Контакте». У всех неоконченное среднее образование (школьники). Возраст от 15 до 16 лет. Средний возраст выборки – 15,5 года. Стаж участия респондентов в социальной сети «В Контакте» в среднем составляет 4 года
Структура исследования – исследование включает в себя введение, 4 главы, заключение и список литературы.
Формирование первого впечатления происходит в течение первых 2-3 минут и затем на подсознательном уровне влияет на человека, так как имеет определенную устойчивость. Влияние на восприятие человека человеком феномена первого впечатления может оказывать воздействие на наши суждения достаточно длительное время. Зачастую люди судят о прочих именно в соответствии с первым впечатлением. Хоть часто первое впечатление обманчиво.
Люди зачастую видят то, что хотят увидеть, слышат то, что хотят услышать, т.е. вся информация, поступающая из окружающего мира, проходит через своеобразные «фильтры» восприятия, обусловленные образом жизни, системами ценностей человека и другими факторами. Таким образом, реальность и восприятие реальности зачастую достаточно сильно отличаются друг от друга. В зависимости от особенностей человека по-разному интерпретируются слова, понятия, тексты, действия другого человека.
С психологической точки зрения, можно выделить три главных свойства подросткового возраста: кризисность, переломность и реконструкция. В этом возрасте ребенок переживает сильный стресс, потому что он находится под воздействием взрослых, которые относятся к нему не так, как он хочет.
Развитие у подростка отношения к другим людям опережает формирование других отношений, например отношения к труду и к себе самому. Следствием этих отношений является развитие в личности человека чувства защищенности, создание благоприятной психологической атмосферы для его становления. Подобное социально-психологическое воздействие на человека могут оказывать люди, если они становятся авторитетными, уважаемыми и эмоционально притягательными для человека.
Представляется возможным выделить единые характерные особенности восприятия человека по фотографии. На основе просмотра одной или нескольких фотографий люди одинаково воспринимают такую характеристику человека, как его национальная принадлежность;
При просмотре нескольких фотографий у людей формируется более полное мнение о человеке, в то время как при просмотре одной фотографии впечатление человека ориентировано, прежде всего, на анализ индивидных, внешних особенностей, характеризуется положительной оценкой воспринимаемого человека. При этом при просмотре нескольких фотографий восприятие ориентировано на анализ свойств личности, специфики деятельности, психологических характеристик.
В результате проведения исследования нами выяснено, что на формирование восприятия человека через интернет-коммуникации огромное влияние оказывает специфика межличностного общения в интернете.
В исследовании приняли участие 30 респондентов (мальчиков, девочек), являющихся пользователями социальной сети «В Контакте». У всех неоконченное среднее образование (школьники). Возраст от 15 до 16 лет. Средний возраст выборки – 15,5 года. Стаж участия респондентов в социальной сети «В Контакте» в среднем составляет 5,5 года.
В результате проведения эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:
- между группами мальчиков и девочек наблюдаются небольшие различия: девочки оказались более точными в оценке времени выкладки аватара при просмотре фотографий других людей. Данное предположение было подтверждено при помощи U-критерия Манна-Уитни, уровень значимости различий оказался на уровне <0,05. При этом по мотивам участия в социальной сети девочки также показали более точные предположения, однако, данное предположение не было подтверждено статистически. По восприятиям качеств личности большую точность показали мальчики, однако, данное также не было подтверждено статистически;
- более высокий уровень точности по параметру «время выкладки аватара» показали те подростки, которые более легки в общении подростки, более доброжелательны, более склонны к сотрудничеству, более гибкие и мягкосердечные; более возбудимы, требовательны, несдержанны, которые очень самоуверенны, эгоцентричны; демократичны, упорны, склонны к самоутверждению, очень властны, авторитарны; более авантюристичны, социально смелы, не заторможены, непосредственны в эмоциональных реакциях;
- более высокий уровень точности по параметру «мотив участия в социальной сети» показали те подростки, которые более эмоционально устойчивы, которые имеют более реалистичное отношение к жизни, имеют развитую способность к соблюдению групповых нравственно-моральных норм; более авантюристичны, социально смелы, не заторможены, непосредственны в эмоциональных реакциях; которые имеют более высокую эмоциональную чувствительность, имеют низкий уровень альтруизма, избегают ответственности в личных отношениях; которые более индивидуальны, внутренне сдержаны, холодны, социально не активны, не умеют забывать несправедливость;
- более высокий уровень точности по параметру «качества личности» показали те подростки, которые более легки в общении подростки, более доброжелательны, более склонны к сотрудничеству, более гибкие и мягкосердечные; более безалаберны, импульсивны, живы, веселы, полны энтузиазма, активны, разговорчивы; более авантюристичны, социально смелы, не заторможены, непосредственны в эмоциональных реакциях; безмятежны, доверчивы, преобладает спокойное настроение, невозмутимы;
- наиболее часто описания школьниками людей в зависимости от формата фотографии совпадает в следующих случаях: когда на фотографии присутствует богатый фон, человек смотрит в кадр, насыщенные цвета, концентрация при этом должна быть на человеке. Наименее часто описания школьниками людей в зависимости от формата фотографии совпадает в следующих случаях: черно-белая фотография, человек не смотрит в кадр, случайный ракурс, отсутствие концентрации на человеке;
- у девочек на статистически значимом уровне отмечается лучшее описания школьниками людей в зависимости от формата фотографии, когда на фотографии наблюдается концентрация на человека.
Таким образом, в результате проведения исследования нами доказано, что существует зависимость между полом респондентов и способностью точно сопоставлять образ человека с его личностными характеристиками; существует зависимость между личностными качествами респондентов и точностью в определении качеств владельцев фотографий. Следовательно, подтверждена гипотеза исследования о том, что существуют определенные стереотипы, отвечающие за сопоставление внешности человека и его личностных характеристик.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. – М.: НПО «МОДЭК», 2010. – 416 с
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б.Г. Ананьев, под ред. А.А. Бодалева. – М.: Педагогика, 2000. – 496 с
3. Андреева Г.М. Социальная психология : Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 363 c
4. Барабанщиков В.А. Оценка «глубинных» индивидуально-психологических особенностей человека по фотоизображению его лица / В.А. Барабанщикова, И.Н. Майнина // Экспериментальная психология. – 2010. – №4. – С. 50-71
5. Барабанщиков В. А. Системность. Восприятие. Общение / В.А. Барабанщиков, В.Н. Носуленко. – М.: Институт психологии РАН, 2004
6. Белинская Е. П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2002.
7. Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребенка? / А.С. Белкин. – М.: Знание, 1986. – 76 с
8. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение / Н.Н. Богомолова. – М.: Знание, 1988
9. Бодалев А. А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М., 1995.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 2008. – 400с
11. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. – М.: Юрайт, 2013. – 463 с
12. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 2004. – 448с
13. Войскунский А. Е. Интернет – новая область исследований в психологической науке / А. Войскунский// Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. – Вып. 1. – М.: Смысл, 2002. – С. 82–101
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М., 2013. – Т. 3. – 889 с
15. Данилов М.А. Педагогический процесс и его диалектика / М.А. Данилов // Педагогика. – 2010. – № 7. – С. 99 – 107
16. Демарэ Э. Первое впечатление. Знаете ли вы, как воспринимают вас окружающие? / Э. Демарэ, В. Уайт. – М.: Вильямс, 2006. – 320 с
17. Демидов А.А. Оценка индивидуально-психологических особенностей человека по выражению его лица в различных ситуациях восприятия: диссертация кандидата психологических наук: 19.00.01 / Демидов Александр Александрович; [Место защиты: Ин-т психологии РАН].-Москва, 2009. – 135 с
... Всего источников – 45.