Практическая работа сделана на Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Проведен анализ данных о персонале за 2019-2021 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1 Понятие цифровизации государственного управления и особенности функционирования «электронного правительства» 6
1.2 Нормативно-правовые основы внедрения информационных технологий в государственном управлении 14
1.3 Зарубежный опыт внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной управления 19
Вывод по главе 1 24
2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 25
2.1 Организационно-экономическая характеристика Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы 25
2.2 Оценка уровня цифровизации деятельности Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы 32
2.3 Проблемы внедрения и использования современных информационных технологий в деятельности Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы 49
Вывод по главе 2 54
3 ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ 56
3.1 Направления совершенствования процессов информатизации Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы 56
3.2 Организационно-экономическое обоснование внедрения информационной технологии в деятельность Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы 60
3.3 Оценка эффективности внедрения процессов информатизации 63
Выводы по главе 3 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Актуальность темы работы. В современных условиях каждый современный человек отмечает высокий темп развития информационных технологий во всех сферах жизни. Также темпы привели к кардинальным изменениям в деятельности органов государственной власти, так как развитие цифровой экономики является одной из важнейших задач государства. Основным программным документом в этой сфере является для органов власти — «Цифровая экономика Российской Федерации», в Правительстве в настоящее время ведется работа по совершенствованию внедрения этого проекта на практике, в том числе работа над орг. структурой и нормативным обеспечением. Внедрение современных информационных технологий в деятельность органов государственной власти на региональном и муниципальном уровнях стало необходимостью, в управление прочно вошло такое понятие как «электронное правительство», которое являет собой процесс внедрения информационно-коммуникативных технологий в органы государственного управления. Реализация такого масштабного проекта, несомненно, имеет своп проблемы, среди которых можно выделить необходимость значительных объемов инвестирования в сфере информатизации государственных структур, а бюджетных средств на это не всегда хватает, проблемы повышения уровня образования государственных служащих на местах, особенно в отдаленных регионах п многие другие.
Объект исследования - Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.
Предмет исследования - совершенствование деятельности органов государственного учреждении на основе внедрения современных информационных технологий.
Цель работы заключается в теоретическом обобщении, анализе и внедрении инновационных технологий в совершенствовании деятельности государственного учреждения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- дать понятие информационных технологии и рассмотреть теоретические аспекты создания «электронного правительства»;
- охарактеризовать современную нормативно-правовую основу внедрения информационных технологии;
- рассмотреть зарубежный опыт внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти;
- проанализировать особенности деятельности Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы;
- оценить уровень развития информационных технологий в деятельности Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы;
- разработать направления совершенствования процессов информатизации;
- оценить эффективность предлагаемых мероприятий.
Методологическую основу исследования составили научные приемы и методы исследования явлений и процессов, Использованы сравнительный, аналитический методы исследования, метод анкетирования, статистический метод исследования.
Теоретическую базу для исследования сформировали: нормативно-правовые акты в сфере государственного управления, данные Федеральной службы государственной статистики, программные документы на федеральном и региональном уровне и прочее.
Практическая значимость результатов исследования отражается в возможности применения предложенных инструментов в деятельности органов государственного управления на региональном уровне.
Теоретическая значимость определяется в возможном использовании в системе повышения квалификации и переподготовки управленческих кадров.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Итак, резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что глобальная информатизация как в Российской Федерации, так и за рубежом, гарантирует, прежде всего, наличие качественно новых возможностей для каждого человека и общества в целом, получать и распространять необходимую информацию в любой сфере знания, повышая тем самым уровень своей профессиональной и общекультурной компетентности. Надлежащее состояние политики в сфере информационных технологий, обеспечивает достаточно высокий уровень правовой защищенности и безопасности человека. Первоочередной задачей является распространение информации о способах и формах защиты прав и свобод. В данном случае имеется в виду информация подобного характера: судебная защита граждан, обеспечение равного доступа каждого гражданина к суду, знание человеком процессуальных правил, наличие возможности использования услугами адвокатов. Инновационные технологии предполагают расширение прямых и обратных связей между государством и обществом.
Несмотря на то, что с уверенностью можно констатировать факт положительной тенденции в переводе большинства услуг в электронный вид, обеспечивающей упрощение процедуры получения социальной поддержки, исключать вариативный процесс подачи заявлений не стоит. Так как такое обстоятельство может лишать возможности получать некоторые меры социальной помощи в силу отсутствия у многодетной семьи, например, доступа к компьютерной технике или Интернету; индивидуальных причин, влияющих на нежелание регистрироваться на Портале государственных услуг или, возможно, их вероисповедания, которое запрещает пользоваться сетью Интернет. Поэтому целесообразно будет ввести наравне с электронным обращением - личное, чтобы многодетные семьи могли самостоятельно выбирать наиболее удобную для себя форму подачи заявлений.
Однако именно введение информационно-коммуникативных технологий и новых схем оказания через многофункциональные центры способствует расширению доступности государственных услуг, а в соответствии с этим актуальному развитию системой предоставления социальной поддержки.
Таким образом, можно выделить следующие преимущества перевода государственных услуг по социальной поддержке в электронный вид:
- значительное сокращение времени, так как подача заявления осуществляется без личного посещения соответствующего органа, а значит сокращение числа посещений органов власти;
- получение услуг без ограничения по времени и местонахождения;
- сокращение количества документов, требующихся для оформления услуг, ввиду отсутствия необходимости самостоятельного сбора справок.
- информирование о статусе готовности услуги через личный кабинет Портала государственных услуг.
Ключевыми трудностями, препятствующими внедрению современных информационно-коммуникационных технологий, оказались:
- недостаточное развитие нормативных правовых основ внедрения цифровых технологий;
- недостаточный уровень квалификации муниципальных государственных служащих для управления «электронным правительством»;
- низкая мотивация сотрудников муниципальных органов власти к переходу на технологии информатизации;
- сжатые сроки реализации проектов в сфере информатизации и ограниченный бюджет;
Процессы внедрения новых информационных технологии требуют совершенствования и развития, в связи с чем, в работе предложен мероприятия по:
Обучению и переобучению муниципальных государственных служащих для управления «электронным правительством».
Повышению мотивации государственных служащих для управления «электронным правительством».
Внедрению механизмов частно-государственного партнерства в сфере информатизации.
Произведена стоимостная оценка экономических результатов от реализации мероприятий по совершенствованию системы мотивации персонала и расстановки кадров в государственных учреждениях с учетом внедрения «электронного правительства» в деятельность органов государственной власти региона, экономический эффект составил 79291,16 рублей.
1. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2004, N 31, ст. 3215.
2. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // «Собрание законодательства РФ», 16.02.2009, N 7, ст. 776.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О противодействии коррупции» // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228,
4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О персональных данных» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451,
5. Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об электронной подписи» // «Собрание законодательства РФ», 11.04.2011, N 15, ст. 2036.
6. Алдошенко, E. В. Электронное правительство как этап становления электронной демократии / Е.В. Алдошенко // Социум и власть. -2018. -№ 2. - С. 57-61.
7. Бестолкова Г.В. Государственные электронные услуги: виды и особенности // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №65. С. 23-44.
8. Булгатова Ю.С., Дырхеев А.В. Информационные технологии как средство модернизации государственного управления в современном обществе // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2018. №1. С. 8-15.
9. Быкова Н. Н. Электронный документооборот в финансовой сфере / Н. Н Быкова // Молодой ученый. - 2018. - № 7. - С. 355-357.
10. Быкова, Н.Н. Электронная отчетность в контролирующие органы Российской Федерации / Н. Н. Быкова // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар, науч. конф. Пермь, 2019. - С. 73-76.
11. Восколович Н.А., Василькевич Т.Ю. Особенности развития электронных услуг в цифровом обществе // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 68. С. 410-425.
12. Занина О.В. Современные принципы социальной защиты населения // Научный результат. Экономические исследования. 2019. №2. C. 54-61.
13. Зараменских, Е.П. Основы бизнес-информатикп : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.П. Зараменских. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - С.61-65.
14. Зотов В. Б. Информационно-коммуникационные технологии - лейтмотив городского управления В.Б. Зотов, И.А. Бронников // Власть. - 2019. -№ 11. - С. 94-100 .
15. Зуденкова, С. А. Современные технологии организации предоставления государственных (муниципальных) услуг / С.А. Зуденкова // Научный журнал Дискурс. - 2018. - № 1 (1). - С. 249-252.
16. Какадий И.И., Просвирина А.И. Управление социальной поддержкой населения как фактор реализации социальной политики государства // Экономика и менеджмент систем управления. 2018. № 3.2 (29). С. 269-275.
17. Клёвина М. В. Сравнительный анализ электронного правительства России и Великобритании / М. В. Клёвина, С.А. Морозова // Научный форум: Экономика и менеджмент: сб. ст. по материалам XII междунар, науч.-практ. конф. - № 10(12). - М., Изд. «МЦНО», 2017. - С. 93- 98.
18. Красюкова, Т. П. «Электронное правительство» как способ легитимизации власти в информационном обществе / Т. П. Красюкова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Ощественные науки: сб. ст. по мат. XXX междунар, студ. науч.-практ. конф. № 30.
19. Логуа Р. А. Электронное правительство в цифровую эпоху: концепция, практика и развитие / Р. А. Логуа, А.С. Балюков // Основы экономики, управления и права. - 2017. - № 5. - С. 12-19.
20. Мустя, В. В. Государственная политика в сфере информационных технологий / В. В Мустя И Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVII междунар, студ. науч.-практ. конф. № 2(37).
21. Новикова Е. А. Современные модели взаимодействия государства, бизнеса и науки в зарубежных странах / Е. А. Новикова, Д. Д. Санжеева // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2018. - № 3. - С. 44-54
22. Павлютенкова М. Ю. Социально-политические аспекты концепции «Электронное правительство» / М. Ю. Павлютенкова, А. А. Сваруп И Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 10-12 ноября 2004 г.). - Санкт- Петербург Изд-во филол. ф-та СПбГУ, 2004. - С. 193-195.
23. Радута, В. П. Тенденции развития информационных технологий в государственном муниципальном управлении / В. П. Радута // Инновации в науке: научный журнал. Новосибирск, 2018. - № 9. - С. 4-7.
24. Савченко И.А., Холикова Г.М. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде: проблемы и управленческие меры по их решению // Экономика и менеджмент систем управления. 2019. № 4.1 (34). С. 170-177.
25. Сидорова, А.А. Электронное правительство: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.А. Сидорова. - М.: Издательство Юрапт, 2017. - С.11-17.
26. Трощенко, О. Н. Роль использования информационных технологии в физическом развитии человека / Трощенко О. Н. // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. V междунар, студ. науч.-практ. конф. № 5..
27. Тюшняков В.Н. Анализ практики применения технологий электронного правительства в системе предоставления государственных и муниципальных услуг // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. №4 (230) С. 194-200.
28. Хубулури Е.И. Роль информационно-коммуникационных технологий в системе государственной политики и управления социальной защитой населения России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2021. №2. C. 47-56.
29. Шаповалова Г.М. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме на этапе формирования информационного общества // Административное и муниципальное право. 2019. № 1. С. 99-106.
30. Юнпсова, Ю. Р. Использование пнтернет-технологпй в управлении: проблемы и пути решения / Ю. Р. Юнпсова // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXVIII междунар, студ. науч.-практ. конф. № 17(28)
31. Юсупова М.И. Использование информационных технологий в сфере управления / М. И. Юсупова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. LVI междунар, студ. науч.- практ. конф. № 8(55).
32. Ярков, С.А. Управление документооборотом с использованием инфо-коммуникационных технологий в государственном управлении / С. А. Ярков // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLV междунар, студ. науч.-практ. конф. № 10(45).
33. Dunets A., Penkova A., Potekhina E., Gribkova O., Nikolaeva A., Smirnov D. Cluster as a form of resort development: organizational and managerial structure // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 9. № 1. С. 3662-3668.