Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности совместимости спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой

Работа №124286

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2023
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание 2
Аннотация 4
Abstract 5
Введение 6
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки исследования совместимости в эстетической гимнастике 10
§ 1 Эстетическая гимнастика как вид спорта 10
1.1 Специфика сложнокоординационных видов спорта 10
1.2 Эстетическая гимнастика в России и зарубежом 12
1.3 Особенности спортивного отбора в эстетической гимнастике 14
§ 2 Исследование психологической совместимости в коллективах 17
2.1 Операционализация понятий: сплоченность, совместимость, срабатываемость 17
2.2 Подходы к исследованию понятия совместимости 19
2.3 Структура и уровни совместимости 22
2.4 Специфика проявления совместимости в коллективной деятельности 24
§ 3 Психологическая совместимость в спорте 27
3.1 Проявление совместимости в контексте специфики спортивной деятельности 27
3.2 Особенности проявления разных типов совместимости в спорте 30
3.3 Проявления совместимости в сложнокоординационных видах спорта 32
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования совместимости в эстетической гимнастике 37
2.1. Программа исследования 37
2.2 Описание выборки 38
2.3 Методы и процедура исследования 39
2.4 Используемые методы математической статистики 43
ГЛАВА 3. Результаты исследования совместимости спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой 44
Выводы: 65
Заключение 68
Приложение А 70
Приложение Б 75
Приложение В 78
Литература 80


Совместимость в командном спорте является неотъемлемым условием достижения высоких спортивных результатов. Особенно важен этот параметр в сложно координационных видах спорта, каким безусловно является и эстетическая гимнастика. Успешное выступление команды зависит от слаженной деятельности каждого из ее участников.
В этом ключе, учет совместимости при комплектовании команды, формировании соревновательной программы имеет довольно большое значение. Вероятно, что в возрасте от 6 до 12 лет учет физиологических, психологических и социальных характеристик спортсменок еще не играет высокой роли, поскольку сама соревновательная программа еще не так развернута по части контактных взаимодействий, парных взаимодействий или реализации двигательных задач в тройке. Однако начиная с категории 12-14 лет программа усложняется: начинаются сложные перестроения, контактные композиции - соответственно учет фактора совместимости довольно важен (Прописнова Е.П., Дегтярева Д.И., Терехова М.А.,2018).
В научной литературе по спортивной психологии имеется ярко выраженный дефицит информации относительно исследования совместимости в таком виде спорта, как эстетическая гимнастика. В основном, эти исследования касаются команд по художественной гимнастике в силу большей популярности данного спорта, и его более высокой технической и физической сложности. Представлено крайне мало информации относительно психологических особенностей спортсменок, психофизиологических аспектов спортивной деятельности, которые могут быть важны при формировании совместимости (Бабушкин Г.Д., 2006).
Таким образом, обозначенная выше проблема недостатка качественных данных относительно исследования совместимости в эстетической гимнастике и формирует актуальность данного исследования. Также актуальность данного исследования обусловлена еще и тем, что эстетическая гимнастика активно развивается сейчас: она не требует таких высоких физических данных как художественная, а также многие “художницы” переходят в “эстетику” в юниорском возрасте результате завершения карьеры в художественной гимнастике. Так или иначе, спрос на данный вид спорта, с одной стороны, и малая его изученность, с другой, рождают интерес к данному исследованию и делают его актуальным.
Цель исследования: изучить особенности совместимости у спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой
В связи с поставленной целью были сформированы следующие задачи исследования:
1) Проанализировать понятие совместимости и ее составляющих в эстетической гимнастике
2) Изучить личностные особенности спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой
3) Выявить психофизиологические особенности совместимости в эстетической гимнастике в команде спортсменок 14-16 лет
4) Выявить социально-психологические особенности совместимости в эстетической гимнастике в команде спортсменок 14-16 лет
Гипотеза исследования: психофизиологический уровень совместимости в эстетической гимнастике выражен через параметры реагирования и темповых характеристик
Объект исследования: совместимость с спорте как психологический феномен
Предмет исследования: особенности совместимости спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой
Описание выборки: спортсменки, занимающиеся эстетической гимнастикой в категории юниорки (14-16 лет).
Программа исследования
Исследование предполагается проводить на базе спортивной школы с разрешения тренера и родителей. Проводится диагностическая работа со спортсменками, по завершении которой им и тренеру дается обратная связь. Тренер также проходит авторскую анкету, направленную на выяснение его представлений о синхронности и совместимости спортсменок в команде, а также выясняются критерии комплектования составов.
Полученные данные обрабатываются. Результаты предлагаются к ознакомлению тренеру и описываются в НИР.
Описание выборки исследования
Выборку исследования составят девушки, выступающие в категории 14-16 лет, занимающихся эстетической гимнастикой. Данная возрастная специфика обусловлена тем, что в этот период часто происходит реформирование команды, связанное с тем, что происходит повышение сложности гимнастических упражнений в соответствии с разрядом, включаются элементы поддержек, сложных парных взаимодействий, а также композиций в тройках.
Методы исследования
Предполагаемый методический комплекс отвечает основной цели данного исследования - изучение особенностей совместимости спортсменок в команде по эстетической гимнастике. В связи с этим, этот комплекс нацелен на исследование особенностей совместимости спортсменок на 3-х основных уровнях: психофизиологическом, психологическом и социальном. Сообразно этим трем уровням, методический комплекс направлен на следующие параметры: 1) исследование психомоторных особенностей и свойств нервной системы спортсменок, 2) личностных характеристик, 3) особенностей межличностного взаимодействия (социометрические показатели).
Для исследования биографической информации формируется анкета, в которой представлены вопросы относительно фактической информации, весо-ростовых характеристик, продолжительности занятий спортом. Также анкета содержит вопросы, которые касаются исследуемой темы совместимости: синхронность исполнения, темповые показатели.
Также анкета составлялась и для тренеров, чтобы выявить их точку зрения на исследуемые компоненты совместимости, а также особенности комплектования составов.
Методический комплекс строится следующим образом:
● исследование психофизиологической совместимости с помощью пакета методик “Спорткомплекс” в программном обеспечении для психолога “Лонгитюд”, куда входят: реакция на движущийся объект, простая сенсомоторная реакция, реакция на время, пакет, кинематометрия
● исследование психологической совместимости - 14 факторный личностный опросник Р.Кеттелла (адаптация для подростков)
● исследование социальной совместимости - спортивная модификация социометрии Я.Морено


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами было проведено исследование, основной целью которого являлось выявление особенностей совместимости спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой. Основная гипотеза исследования заключалась в том, чтобы определить выраженность таких психофизиологических параметров , как время реакции и темповые характеристики.
В исследовании приняли участие 20 спортсменок. Средний возраст спортсменок - 14,5 лет. Средний стаж занятий гимнастикой - 7 лет. Уровень спортивного мастерства распределяется в выборке следующим образом: 40% - 3 спортивный разряд, 40% - 2 спортивный разряд и 20% - 1 спортивный разряд.
Основные результаты исследования иллюстрируют следующие особенности совместимости спортсменок, занимающихся эстетической гимнастикой: психофизиологическими параметрами совместимости являются преобладание процессов торможения, инертность нервных процессов, высокое время реакции по латентному компоненту, а также сенсорное возбуждение, что свидетельствует о наличии средне-слабой нервной системы.
Следовательно наша гипотеза о выраженности параметров времени реакции и темповых характеристик подтверждается.



1. Бабушкин Г.Д. Психология физической культуры и спорта: учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. – Омск : СибГУФК, 2007. – 270 с.
2. Бабушкин Г. Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортома: учеб. пособие / Г. Д. Бабушкин. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2012. – 328 с.
3. Бабушкин Г. Д. Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности: монография / Г. Д. Бабушкин, Е. В. Кулагина. - Омск : Изд-во СибГАФК, 2001. – 109 с.
4. Бочавер К.А. К вопросу о феномене групповой сплоченности в спорте: анализ методологических подходов / К.А. Бочавер, А.О. Савинкина // Социология власти. – 2018. – Т. 30 – № 2. – С. 55-82.
5. Брынзак С. С. Оценка психологической совместимости в спортивных командах на основе анализа разных типов диадных отношений // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. – 2007. – №11. – С.11-14
6. Горбанева Е.П. Физиологические основы сложнокоординационных видов спорта: учебно-методическое пособие / Горбанева Е.П., М.В. Лагутина. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. – 76 с.
7. Гринь А.Р. Комплектования составов на основе психологической совместимости в парно-групповой акробатике (женские тройки) / А.Р.Гринь, М.Ю.Тихоплав, Д.П.Запольский // Материалы ХХVІI Всеукраинской научно-практической конференции «Вітчизняна наука назламі епох: проблеми та перспективи розвитку» 17 ноября 2017 года: сборник научных трудов. – Переяслав-Хмельницький, 2016. – №27. С. 346-350.
8. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. - 2-е изд., доп. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 454 с.
9. Ильин Е. П. Психология спорта: учебник / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 351 с.
10. Исаева А.И. Методика занятий эстетической гимнастикой с девочками 6-9 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / И.А. Ивановна.– Волгоград, 2007. – 22 с.
11. Карпенко Л.А. Эстетическая гимнастика: история, сущность, современное состояние // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2009. – №5(3). – С.199-203
12. Карпенко Л.А. Композиционная подготовка в технико-эстетических видах спорта / Л.А. Карпенко, Л.А. Савельева, О.Г. Румба // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. – №9 (55). – С. 57-61.
13. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю. А. Коломейцев. - Москва : Физкультура и спорт, 1984. - 128 с.
14. Коломейцев Ю.А. Детерминация спортивной деятельности социально-психологической совместимостью / Ю.А. Коломейцев, Н.В. Поздняк // Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы: материалы X Международной конференции. 6–7 апреля 2012, Минск, – С. 54–56.
15. Корх А.Я. Книга спортсмена, тренера и команды единомышленников / А. Я. Корх, В. А. Корх, Н. Л. Корх ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. – Москва: Флинта: Наука, 2004. – 367 с.
16. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте: [Пер. с англ.]. - Москва : Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.
17. Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы : учебное пособие для студентов вузов / Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. – Москва: Аспект Пресс, 2009. – 318 с.
18. Максимова Е. В. Антропометрические параметры как критерий отбора гимнасток, выступающих по 1 разряду, в команды по групповым упражнениям художественной гимнастики / Е. В. Максимова, И.А. Степанова / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2016. – №3 (133). – С.150-153.
19. Мартенс Р. Социальная психология и спорт: [Пер. с англ.]. – Москва: Физкультура и спорт, 1979. – 176 с.
20. Медведева Е.Н. Моделирование процесса спортивной ориентации и отбора в гимнастических дисциплинах на основе современных тенденций их развития / Медведева Е.Н., Гаибов Ф.Ф. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2013. – №12 (106). – С.104-107.
21. Морозова Л.П. Методика проведения занятий по эстетической гимнастике: учеб.-методич. пособ. / Л.П. Морозова, Ночевнова П.В.: Москва, 2006. – 114 с.
22. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива / Р.С. Немов. – Москва : Педагогика, 1984. – 200 с.
23. Нестерова, Т.В. Фактор совместимости при комплектовании команд в групповых упражнениях художественной гимнастики // Физическое воспитание студентов: сб. науч. трудов. / Т.В.Нестерова, О.С. Кожанова. – Харьков, 2009. – № 1. – С. 32 – 34.
24. Никифоров Г.С. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учебное пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Речь, 2003. – 448 с.
25. Павлова Е.В. Совершенствование системы спортивного отбора в художественной гимнастике на основе показателей развития координационных способностей: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. – Сургут, 2008. – 145 с.
26. Пантелеева Е.А. Формирование команды для групповых упражнений в художественной гимнастике, с учетом психологических особенностей спортсменок: диссертация ... кандидата Педагогических наук: 13.00.04 – Москва, 2018. – 170 с
27. Петровский А.В. Психологическая теория коллектива : монография / А.В. Петровский. – Москва : Педагогика, 1979. – 240 с
28. Прописнова Е.П. Исследование уровня групповой сплоченности девушек 12-14 лет, выступающих в команде по эстетической гимнастике / Е.П. Прописнова, Д.И. Дегтярева, М.А. Терехова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 8 (162). – С. 153-156.
29. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. – Москва: Физкультура и спорт, 1983. – 112 с.
30. Родионов В.А. Психологическое сопровождение детско-юношеского спорта: учебное пособие для вузов / В.А.Родионов; под общей редакцией В. А. Родионова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 211 с.
31. Сафонов В.К., Суворов Г. Б., Чесноков В. Б. Диагностика нейродина-мических особенностей: Учебн. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. 68 с
32. Третьяков Н.В. Психологическая совместимость членов малых групп и коллективов / В сб.: Психофизиологические исследования – Москва: Полет, 2005. – С.149–64.
33. Уэйнберг Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры: пер. с англ. / Р.С. Уэйнберг, Д. Гоулд ; пер. Г. Гончаренко . – Киев : Олимпийская литература, 2001 . – 335 с.
34. Филин В.П. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. – Москва: Физкультура и спорт, 1980. - 255 с.
35. Шакамалов Г.М. Сложнокоординационные виды спорта: учебно-методическое пособие. / Г.М. Шакамалов. – Челябинск: Издательский центр «Уральская академия», 2020. 91 с
36. Шлемова М.В. Совместимость игроков в баскетболе как один из решающих факторов успешной игры команды / М.В. Шлемова, И.В. Чернышева, М.К. Татарников, С.П. Липовцев // Международный журнал экспериментального образования. – 2011. – № 3. – С. 178-179
37. Шутова С.В. Сенсомоторные реакции как характеристика функционального состояния ЦНС / С.В. Шутова, И.В. Муравьева // Вестник ТГУ. – 2013. – № 5. – С. 2831-2840
38. Aldamd A. (2003). Sport psychology, Amman, Jordan.
39. Bruggemann G.P. Biomechanics of gymnastic techniques / G.P. Bruggemann, R. Nelson, V. Zatsiorsky // Sport Science Review. – 1994. – Vol. 3. – pp. 79–120.
40. Carron A.V. Cohesion: Conceptual and Measurement Issues / A.V. Carron, L.R. Brawley // Small Group Research. – 2000. – Vol.31, No.1, pp. 89-106.
41. Crum B.J. Changes in modern societies – consequences for PE and school sport / B.J. Crum. – Editions ASEP/SVSS Verlag, 1999. – 200 p.
42. Dababseh Al M.F. The relationship between psychological compatibility and academic achievement in swimming / M.F. Dababseh Al, K.M. Ay, M.H. Abu Al-taieb, W.Y. Hammouri, F.S. Abu Areeda // Journal of Human Sport and Exercise. – 2017. – Vol.12, No.2, рр. 396-404.
43. Hearn G. Evolution of Body Rhythm & Dynamic Shaping : Including Competitive Standard Ballroom Figures / G. Hearn, D. Hearn // Geoffrey & Diana Hearn. – UK, London. – 2014. – 314 p.
44. Jaques-Dalcroze E. Rhythm, Music & Education: translated from the french by H.F. Rubinstein / E. Jaques-Dalcroze. – London: G. P. Putnam's Sons, 1921. – 409 p.
45. Martens R. Coaches Guide to Sport Psychology: A publication for the American Coaching Effectiveness Program, level 2 sport science curriculum.. Champaign, Illinois: Human Kinetics Publishers, 1987. – 195 р.
46. Moritz S.E. The Relation of Self-Efficacy Measures to Sport Performance: А Meta-Analytic Review / S.E. Moritz, D.L. Feltz, K.R. Fahrbach, D.E. Mack // Research Quarterly for Exercise and Sport. – 2000. – Vol. 71, No.3, pp. 280-294
47. Mora X. Understanding and measuring rhythmic quality in dance. What is a movement accent? / X. Mora, M. Pellicer // Proceedings of Bridges. – 2013: Mathematics, Music, Art, Architecture, Culture, 2013. – No.3, pp. 111–118.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ