АННОТАЦИЯ ……………………………………………… 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. Роль социально-психологических факторов в поведении водителей 10
1.1 Проблема психологического фактора в системе «водитель – автомобиль – дорога - среда» в контексте безопасности дорожного движения 10
1.2 Влияние ценностных ориентаций на поведение человека……………………17
1.3 Стилевые характеристики поведения водителей 21
1.4 Особенности проявления агрессии на дороге 29
ВЫВОДЫ ПО АНАЛИТИЧЕСКОМУ ОБЗОРУ
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 36
2.1 Организация исследования 36
2.2 Процедура исследования 37
2.3 Методы исследования 38
2.4 Математико-статистические методы обработки данных
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 51
3.1 Проверка гипотезы 1: Мужчины и женщины различаются по стилевым характеристикам вождения
3.2 Проверка гипотезы 2: Стилевые характеристики вождения связаны с ведущими ценностями водителей
3.3 Проверка гипотезы 3: Водители с разным уровнем агрессивности различаются по стилевым характеристикам вождения. 56
3.4 Проверка гипотезы 4: Между представлениями водителей о своем поведении и реально проявляемым ими в эксперименте поведением существуют различия…………61
3.5 Проверка гипотезы 5: Большинство водителей характеризуются стремлением изменить характеристики стиля вождения в сторону более безопасных
3.6 Обсуждение результатов
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ A
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Безопасность дорожного движения – первоочередная задача, которую решают специалисты разных областей, в том числе и психологи. Решение этой задачи должно происходить комплексно, учитывая все звенья системы: водитель – автомобиль – дорога – среда. Большая доля дорожно-транспортных происшествий приходится на роль «человеческого фактора». По статистическим данным, 70-80% ДТП происходит из-за ошибок водителя 40.
Водитель является связующим звеном всех элементов системы, и именно от него зависит, насколько безопасным будет дорожное движение. Цена ошибки в данных обстоятельствах слишком высока. Именно поэтому проблема надежности водителя – наиболее актуальная в транспортной сфере и повышение надежности – первоочередная задача специалистов из разных отраслей, и не в последнюю очередь – актуальная задача социальной психологии.
Проблема безопасности дорожного движения актуальна для всего мира, особенно учитывая страны с высоким показателем автомобилизации, который увеличивается с каждым днем. Статистика продаж автомобилей и получения прав показывает, насколько стремительно происходит этот рост.
Согласно данным аналитического агентства "АВТОСТАТ", на 1 января 2016 года в российском парке насчитывалось почти 41 миллион легковых автомобилей. По данным сайта http://www.gibdd.ru , количество лиц, получивших право на управление транспортным средством в 2015 году (учитывая все категории) составляет 1871928, из них – 1457677 – категория В.
Уровень аварийности в мире является достаточно высоким. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире в результате ДТП ежедневно погибают более 3 тысячи человек и около 100 тысяч получают серьезные травмы. Ежегодно в ДТП от 20 до 50 миллионов человек получают различного рода травмы, а жертвами становятся более 1,25 миллиона человек (186 тысяч из них дети). Этот показатель остается практически неизменным с 2007 г.
Роль автомобиля в нашей жизни сложно переоценить. С его помощью поддерживаются различные системы жизнеобеспечения, удовлетворяются социально-экономические потребности населения. Личный автомобиль стал необходимым атрибутом большинства людей, а в некоторых семьях имеется больше одного автомобиля. Особенно это касается высокого ритма больших городов, где экономия времени является важным фактором. Автомобиль упрощает передвижение и добавляет комфорта поездке.
Как в любой сфере человеческой жизни, на безопасность дорожного движения влияет множество факторов, в том числе и психологических. Изучением взаимодействия оператора и техники начали заниматься специалисты инженерной психологии. Исследованиями в данной сфере занимались такие крупные советские ученые, как Б.Ф. Ломов, В.П. Зинченко, Г.М. Зараковский, В.Ф. Бенда, Д.Ю. Панов, В.П. Мунипов, В.Ф. Рубахин, В.Н. Пушкин, Л.С. Нерсесян и другие. Главным принципом их работы являлось описание машины через призму человеческой деятельности 40, 34.
Таким образом, исследования в сфере автотранспортной психологии велись в аспекте взаимодействия водителя и автомобиля, и процесс вождения рассматривался как деятельность. Современные исследователи предлагают расширить зону исследования и изучать процесс вождения как более сложную систему, в которую также входит процесс общения между водителями и является частью дорожного поведения 19,21.
На данном этапе имеется направление исследований, посвященных социально-психологическим факторам поведения водителей. Также имеются предпосылки создания системы отбора кандидатов в водители и прогнозирования аварийности, основанного на комплексной диагностике психофизиологических факторов и индивидуального стиля вождения 1, 25.
Несмотря на то, что данная тема активно разрабатывается, все ещё остаются сферы, требующие исследований. На данный момент активно ведутся поиски способов, которые будут предупреждать опасное поведение, а также критериев, на основании которых можно будет привлекать к ответственности недобросовестных водителей. Изучение социально-психологических факторов является одним из направлений решения данной проблемы.
Цель исследования: установить связь между личностными особенностями водителей и стилем вождения.
Объект: жители Санкт-Петербурга разного пола и возраста, являющиеся водителями автомобилей.
Предмет: личностные особенности водителей, стиль вождения автомобиля.
Выборка: 76 человек (45 мужчин, 31 женщина) в возрасте от 19 до 53 лет
Гипотезы исследования:
1. Мужчины и женщины различаются по стилевым характеристикам вождения.
2. Стилевые характеристики вождения связаны с ведущими ценностями водителей.
3. Водители с разным уровнем агрессивности различаются по стилевым характеристикам вождения.
4. Между представлениями водителей о своем поведении и реально проявляемым ими в эксперименте поведением существуют различия.
5. Большинство водителей характеризуются стремлением изменить характеристики стиля вождения в сторону более безопасных.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к исследованию социально-психологических факторов поведения водителей на дороге.
2. Создать схему эксперимента, соответствующую стилевым характеристикам вождения.
3. Создать систему наблюдений во время эксперимента, разработать критерии оценки поведения в дорожных ситуациях.
4. Исследовать уровень агрессивности у водителей.
5. Выявить стилевые характеристики водителей.
6. Исследовать связь между теоретически предполагаемым и реально проявляемым в эксперименте поведением.
7. Исследовать связь между ведущими ценностями водителей и стилевыми характеристиками вождения.
8. Проанализировать стремления водителей в совершенствовании индивидуального стиля вождения.
Методы исследования:
1. Эксперимент, в котором респонденту предлагалось действовать, управляя моделью автомобиля, в смоделированных дорожных ситуациях
2. Ценностный опросник Ш.Шварца
3. Тест руки в адаптации Т.Н. Курбатовой.
4. Опросник «Стиль вождения» Ю.И. Лобановой
5. Метод самооценки и постановки индивидуальных целей в совершенствовании своего стиля вождения «Автомобиль» Е.В. Сидоренко
Как видно из аналитического обзора, психологами недостаточно исследованы детерминанты поведения водителей на дороге, а также нет единого представления о способах повышения безопасности дорожного движения. Дорожное движение – это сложная и динамическая система, с множеством переменных, которые требуют изучения. Вместе с тем, анализ литературы по данной проблематике показал, что, несомненно, требуется более глубокое изучение психологических аспектов поведения водителей на дороге, так как человеческий фактор играет первостепенную роль.
Анализ данных экспериментального исследования позволил выявить ряд достоверных различий и взаимосвязей, частично подтверждающих гипотезы, выдвинутые в начале исследования.
Проведенное исследование в полной мере позволило выполнить поставленные задачи, а также наметить план дальнейшей работы по изучению социально – психологических факторов поведения водителей. Требуется более глубокий анализ особенностей дорожного поведения водителей с высоким уровнем агрессивности, изучение внешних факторов, влияющих на проявление агрессии и способов ее предотвращения. Также мы видим необходимость усовершенствовать эксперимент путем увеличения предъявляемых дорожных ситуаций и увеличить объем выборки для обеспечения высокой достоверности результатов.
Полученные результаты можно использовать для диагностики кандидатов в водители и разработки и внедрения программ информационного и воспитательного характера, с целью коррекции стиля вождения и повышения культуры дорожного движения.
1. Бебинов С.Е., Сальников В.А., Динамика формирования основных водительских навыков как элементов структуры функциональной системы // Омский научный вестник №2 (116) 2013
2. Богданов М. В. Автомобильный спорт и безопасность дорожного движения / М. В. Богданов, В. И. Романенко // Тезисы международной научно-практической конференции «Спорт и занятость». – СПб. : СПбГУФК, 2008. – С. 18–20.
3. Богданов М. В. Развитие профессионально-важных качеств водителей автотранспорта средствами и методами подготовки спортсменов-автогонщиков : автореф. дис. … канд. пед. наук / М. В. Богданов. – СПб., 2010. – 16 с.
4. Глухов А. Психологические аспекты безопасности дорожного движения в России / А. Глухов. – М.: Логос, 2013 . – 64 с.
5. Горбачев М. Г. Безопасное вождение современного автомобиля /М. Г. Горбачев. – М. : Рипол Классик, 2007. – 356 с.
6. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. - 2001. - № 1. - С. 60-71.
7. Ермолаев Виктор Владимирович, Четверикова Алена Ивановна // К вопросу о критериях профессионально-психологического отбора водителей // Педагогика и психология образования. 2014.
8. Ермолаев В.В., Макушина О.П., Четверикова А.И. Социально-психологические детерминанты проявления агрессии водителями пассажирского транспорта на российских дорогах // Социальная психология и общество. 2013. № 2. С. 108–118.
9. Ефремов Б. Д., Метод инструментальной оценки квалификации водителей / Б. Д. Ефремов, Ю. В. Оверин // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2012. – Вып. 3. – Т. 2. – С. 51–55.
10. Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения / Е. П. Ильин. –Киев : Вища школа, 1998. – 292 с.
11. Ильин Е. П. Психология риска / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012. –288 с. : ил.
12. Ильин Е. П. Стиль деятельности: Новые подходы и аспекты /Е. П. Ильин // Вопросы психологии. – 1988. – № 6. – С. 85–93.
13. Кабалевская А.И., Донцов А.И. Особенности гендерного поведения водителей // Вопр. психологии. – июль-август, 2013. – С. 69–87.
14. Казачонок В.В., Агрессивное вождение как фактор, влияющий на безопасность дорожного движения// Вестник НЦБЖД. – 2016, № 1(27)
15. Казачонок В.В. Повышение уровня культуры водителей как фактор безопасности дорожного движения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. №2 (36) С.33-40.
16. Карандашев В. Н. К 21 Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004 - 70 с
17. Карпушина Л. В., Психология ценностей российской молодежи: монография / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов. — Самара: Изд-во СНЦ РАН, 2009. — 252 с.
18. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е. А. Климов. – Казань, 1969.
19. Козлов Е. В. Психофизиологическое обоснование необходимости совершенствования системы подготовки водителей : автореф. дис. канд. мед. наук / Е. В. Козлов. – М., 2012.
20. Коноплянко В. И., Рыжков С. В., Воробьев Ю. В. Основы управления автомобилем и безопасность движения,— М.: ДОСААФ, 1989,—224
21. Котик М. А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. М.: 1. Транспорт, 1990.
22. Кочетова Т.В. // Современная зарубежная психология = Journal of modern foreign psychology // ред. Т.В. Ермолова. – 2012. – №2 2012. – С. 39-48
23. Курбатова Т.Н., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности «Hand-тест» Методическое руководство СПб, ГМНППП «ИМАТОН», 2001 - 64 стр
24. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской пси¬хологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - С.256-176.
25. Лобанова Ю.И. Планирующий стиль деятельности водителя: описание, диагностика, компенсационные возможности //Вестник гражданских инженеров. 2014. №4 (45). С. 140-147
26. Лобанова, Ю. И. Психология безопасного автовождения: моногр. / Ю. И. Лобанова; СПбГАСУ. – СПб., 2016. – 326 с.
27. Лобанова, Ю. И. Элементы профессиональной психологии: учеб. пособие / Ю. И. Лобанова [и др.]; СПбГАСУ. – СПб., 2014. – 171 с.
28. Лобанова Ю. И. Вождение как деятельность, поведение и стилевая характеристика // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2014. № 4.
29. Лобанова Ю. И. Стиль вождения: определяющие факторы, характеристики, направления оптимизации // Российский гуманитарный журнал. 2015. №1
30. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1998. - С.483-531.
31. Майоров Владимир Иванович // Содержание понятия «Безопасность дорожного движения»: теоретические основы // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2012. №7 (266).
32. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
33. Миронов Денис Дмитриевич, Ляпкина Татьяна Федоровна // Кино как средство выражения культурных смыслов // Труды СПбГУКИ. 2015. № С.255-262.
34. Нарицын Н. Психология безопасности вождения. М.: Рипол классик, 2006.
35. Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 604 с.
36. Олещенко Е. М. О мировом опыте для программ обеспечения безопасности дорожного движения – малозатратные и быстрореализуемые мероприятия / Е. М. Олещенко, Е. А. Сваткова // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах: материалы 11-й междунар. конф. СПб., 18-20 сентября 2014 г. – СПб. : СПбГАСУ, 2014.
37. Полянова Т. А. Стратегия деятельности водителей автомобилей в связи с индивидуальными особенностями: автореф. дис. канд. психол. наук. М.: МГУ. 1989. – 22 с.
38. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология, СПб.: Питер, 2010. — 672 с. — (Мастера психологии).
39. Правила дорожного движения Российской Федерации 2017 по состоянию на 01.04.2017 г. : сост. Р.Ю. Запрудская. — Москва: Издательство АСТ, 2017. — 64 с.
40. Романов А.Н. Автотранспортная психологи: учеб. пособие. – М.: Академия, 2002. – 224 с.
41. Сидоренко Е.В., Технологии создания тренинга. От замысла к результату, издательство: Речь, Сидоренко и Ко, 2007 г, 336 с.
42. Соловьёва Е. А. Об опыте работы лаборатории психологических исследований при СПбГАСУ в сфере безопасности дорожного движения / Е. А. Соловьёва, Ю. Ю. Голубихина // Человек и транспорт. Психология. Экономика. Техника : материалы I Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. 14-16 сентября 2010 г. – СПб.: Петербургский ун-т путей сообщения, 2010. – С. 302–306.
43. Тихомандрицкая О. А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно- потребностной сферы. (Методические аспекты) // Мир психологии. 1999. Т. 3. С. 80–90.
44. Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. С англ. И нем. - М.: Про-гресс, 1990. -368 с.
45. Фурманов И.А., Астрейко Н.С. – Адаптация многофакторного опросника стиля вождения. Философия и социальные науки - 2016г. №2
46. Чикалина С.Л., Чикалин Е.Н., Прокофьева О.С. Влияние дорожных условий на психофизиологическое состояние водителей // Вестник ИрГТУ. 2014. №8 (91) С.126-129.
47. Щербаха С.А. Влияние агрессивности личности на ее отношение к правонарушениям: Дис. канд. психол. наук. - Сочи, 2003. - 150 c.
48. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 203 с.
49. Glendon L., Dorn D. R., Matthews D. G., Taylor R. G. Age and gender differences in perceived accident likelihood and driver competences // Risk Analysis. 1996. V. 16.