Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование свойств внимания дошкольников

Работа №124248

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы100
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение . Выборка: 18 дошкольников в возрасте от 5 до 6 лет.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Анализ проблемы формирования свойств внимания в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности свойств внимания дошкольников 16
1.3 Модель формирования свойств внимания дошкольников 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 38
2.1 Этапы, методы и методики исследования 38
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 45
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 50
3.1. Программа формирования свойств внимания дошкольников 50
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 52
3.3 Рекомендации родителям и воспитателям по работе с формированием свойств внимания дошкольников 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
Стимульный материал к методикам диагностики 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 80
Результаты исследования формирования свойств внимания дошкольников 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
Программа формирования свойств внимания дошкольников 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
Результаты исследования формирования свойств внимания дошкольников после реализации программы 90

За последние десятилетия возрос интерес к обследованию детей дошкольного возраста, испытывающих проблемы с развитием внимания. Внимание имеет особую роль в развитии ребенка дошкольного возраста, влияя на познавательную сферу. Внимание является основой познавательных процессов и обратной связи ребенка и окружающей среды. Внимание и связанные с ним познавательные выводы во многом влияют на поведение ребенка, развивают его логическую и познавательную сферу, которая также является важной составляющей в структуре становления личности.
Познание ребенком окружающего мира начинается с живого созерцания, ощущения и восприятия. Внимание в немалой степени обогащает когнитивную сферу. Поэтому значение формирования внимания ребенка дошкольного возраста имеет большое значение, поскольку формирует интеллектуальные качества, необходимое для успешной жизни ребенка.
Актуальность работы обусловлена тем, что внимание – это психологическое состояние человека, от характеристики которого зависит успешность учебной деятельности дошкольника. Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. К 4 годам у 40% детей возникают проблемы с вниманием, которые вызывают беспокойство родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Хотя невнимательность среди дошкольников является распространенным явлением, симптомы сами по себе не обязательно указывают на расстройство и чаще всего представляют собой нормальное отклонение в типичном развитии ребенка дошкольного возраста. Таким образом, точное выявление «неупорядоченного» внимания у дошкольников может быть сложной задачей, и разработка соответствующих тестов внимания для дошкольников, основанных на норме, также затруднена. Комплексная оценка внимания и связанных с ним функций у ребенка дошкольного возраста должна включать тщательный отбор и анализ.
Проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались и занимаются известные зарубежные психологи и педагоги: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо.
Вышеизложенное определило на выбор темы квалификационной работы «Формирование свойств внимания дошкольников».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы по формированию свойств внимания дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
Объект исследования: свойства внимания дошкольников.
Предмет исследования: формирование свойств внимания дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование свойств внимания у дошкольников представляет собой целенаправленный процесс, успешность которого повышается, если:
 разработать модель формирования свойств внимания у дошкольников в условиях дошкольного учреждения;
 составить и реализовать психолого-педагогическую программу формирования свойств внимания дошкольников.
Задачи исследования:
1) провести анализ проблемы формирования свойств внимания;
2) выявить особенности свойств внимания дошкольников;
3) разработать и реализовать модель формирования свойств внимания дошкольников;
4) описать этапы, методы, методики исследования.
5)охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования;
6)разработать и реализовать программу формирования свойств внимания;
7)проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования формирования свойств внимания;
8)разработать рекомендации родителям и воспитателям по формированию свойств внимания дошкольников.
Методы исследования:
1) Теоретические: анализ и обобщение литературы по теме исследования, целеполагание, моделирование;
2) Эмпирические: эксперимент (формирующий и констатирующий), тестирование по методике: «Запомни и расставь точки» (Макс Вертгеймер), «Проставь значки» (Методика Пьерона–Рузера), «Найди и вычеркни» (П.Я. Кеэса).
3) Математико-статистический: Т-критерий Вилконсона.
Выборка исследования: группа дошкольников в количестве 18 человек в возрасте от 5 до 6 лет.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кизильский детский сад № 2.
Научная новизна работы состоит в проектировании модели формирования свойств внимания, а также в разработке и реализации программы формирования свойств внимания дошкольников.
Теоретическая значимость:
- сделаны теоретические обобщения и выводы, которые расширяют общепсихологические и психолого-педагогические представления о формировании свойств внимания дошкольников;
- разработана модель формирования свойств внимания дошкольников.
Практическая значимость: разработанная программа формирования свойств внимания дошкольников может быть использована специалистами психологических служб дошкольных образовательных учреждений при построении развивающей и консультативной работы с родителями, воспитателями; разработаны практические рекомендации по формирования свойств внимания дошкольников.
Апробация работы: по теме работы был подготовлен доклад на кафедре.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (78 источников).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внимание - это очень важный процесс, который помогает детям успешно выполнять различные задачи, будь то внешние или внутренние. Качественное выполнение деятельности зависит от того, насколько хорошо ребенок справляется с управлением своим вниманием. Изучение внимания является одной из главных задач зарубежных психологов и педагогов, таких как Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт и Т. Рибо. В дошкольном и младшем школьном возрасте дети начинают осознавать свои возможности управления вниманием, выбирая, на что они хотят сосредоточиться и как долго оставаться в этом состоянии.
В дошкольном возрасте дети проявляют два вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание проявляется, когда ребенок реагирует на сильные раздражители и сосредотачивается на необычном, значимом для него объекте. Произвольное внимание появляется, когда взрослый помогает ребенку регулировать свои действия и самоконтролировать их в соответствии с целью и принятыми способами действия. Оба вида внимания формируются в дошкольном возрасте и являются основой для развития внимания в школьном возрасте. В дошкольном возрасте непроизвольное внимание достигает высокого уровня развития. Появление новых интересов и участие в новых видах деятельности побуждают ребенка обращать внимание на ранее незамеченные стороны действительности.
Для организации формирующей программы был использован метод построения «дерева целей». Это метод, который помогает структурировать иерархические цели системы, программы или плана, выделяя генеральную цель и подчиненные ей подцели на разных уровнях. Также была разработана модель формирования свойств внимания старших дошкольников, которая состоит из четырех блоков: теоретического, диагностического, развивающего и аналитического.
Исследование формирования свойств внимания дошкольников проходило в три этапа: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий.
Эмпирической базой исследования было Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кизильский детский сад № 2. Выборка исследования охватывала группу дошкольников в количестве 18 человек в возрасте от 5 до 6 лет.
Полученные результаты показывают, что на начальном этапе исследования у дошкольников с преобладает средний уровень сформированности таких свойств внимания, как объем (38,89%, 7 детей), продуктивность (66,67%, 12 детей), устойчивость (50%, 9 детей). В концентрации преобладал высокий уровень устойчивости (77,78%, 14 детей).
Очень низкие показатели не выявлены.
Очень высокие показатели выявлены только по параметру «объем внимания» - 5,56%, 1 ребенок.
После проведенной программы по формированию свойств внимания была выявлена значительная положительная динамика результатов, а именно произошел существенный качественный сдвиг по параметру объема, продуктивности и устойчивости внимания.
С целью проверки достоверности различий до и после проведенной программы нами была проведена статистическая обработка полученных результатов с использованием T-критерия Вилконсона. Между показателями до и после эксперимента обнаружены достоверные различия на уровне 0,99% значимости, что свидетельствует об эффективности разработанной и проведенной программы.
В основе программы лежали коллективные дидактические игры и структурирование программы по направлениям развития отдельных свойств внимания. Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования, согласно которой развитие свойств внимания у дошкольников представляет собой целенаправленный процесс, успешность которого повышается, если:
 разработать модель формирования свойств внимания у дошкольников в условиях дошкольного учреждения;
 составить и реализовать психолого-педагогическую программу формирования свойств внимания дошкольников.
Эффективное формирование свойств внимания у дошкольников достигает полноценного результата только при комплексной работе воспитателей и родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения.



1) Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников / И. Л. Баскакова; Моск. психол.-соц. ин-т. – Москва: Ин-т практ. психологии, 1995. - 64 с. - ISBN 5-87224-093-7.
2) Безбородова Н.Я., Шмаков С. А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций / Н.Я. Безбородова, С. А, Шмаков. - Москва: Новая школа, 2005. - 76 с. - ISBN 5-7301-0015-9
3) Белых В.А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление / В.А. Белых. Москва: Феникс-Премьер, 2015. - 64 с. - ISBN: 978-5-222-25637-4.
4) Ближенская Н.В. Кузнецова А.А. Психолого-педагогическое воздействие в развитии свойств внимания детей дошкольного возраста / Н.В. Ближенская, А.А. Кузнецова // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. -2017. - №6 (9). - С. 56-66.
5) Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры / З.М.Богуславская // Психология и педагогика игры дошкольника. - М.: Просвещение, - С.254-268.
6) Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психол. исслед. / Л.И. Божович. - Москва: Просвещение, 2008. - 464 с.
7) Бондарев И.П., Вылежагин О.И. Новая методика оценки свойств внимания / И.П. Бондарев, О.И. Вылежагин // Вопросы психологии, 2000. - №5. - С. 127-131.
8) Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – Москва: Инфра-М, 2000. - 157 с. - ISBN 5-09-001629-1.
9) Бортникова Е. А. Развиваем память, внимание, воображение / Е. А. Бортникова - Екатеринбург : Литур, 2016. - 46 с. - ISBN 5-89648-180-2.
10) Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников / Н.Ю. Борякова, А.В, Соболева, В.В. Ткачева. - Москва: Гном-Пресс, 2000. - 64 с. - ISBN 5-89334-097-3.
11) Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / М.А. Васильева. - Москва: Просвещение, 2006. - 109 с.
12) Вейн А.М. Внимание человека / А.М. Вейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. - 209 с.
13) Волокитина М.Н., Маркова, Т.Н. Пособие для воспитателя дет. сада / М.Н. Волокитина, Т.А. Маркова. - Москва: Просвещение, 2002. – 108 с. - ISBN 5-09-001637-2.
14) Вундт В. Память и внимание / В. Вундт - Москва: Просвещение, 2004. - 300 с.
15) Выготский Л.С. История развития высших психических функций (Собрание сочинений в 6 томах) /Л.С. Выготский. – Москва: Просвещение, 1983. - Т. 3. - С. 205 – 238.- ISBN 5-699-13728-9
16) Гальперин П.Я., Ляпидевский С. С. Расстройства внимания и методы их устранения. - Москва: Просвещение, 2005. - 196 с.
17) Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 99 с.
18) Гонобилин Ф.Н. Внимание и его воспитание / Ф.Н. Гонобилин – Москва: ЧеРо, 2002. - 160 с.
19) Давидчук, А. Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3–7 лет / А. Н. Давидчук, Н. Г. Селихова - Москва: Сфера, 2017. - 176 с. - ISBN: 978-5-9949-1314-7.
20) Джемс У. Внимание: хрестоматия по вниманию / У. Джемс. Москва: ЧеРо, 2009. - 295 с.
21) Диагностика познавательных процессов школьников [Электронный ресурс]: Сборник тестовых методик для дошкольников. – Режим доступа: http://rods6.ucoz.ru/2017/Psixolog/diagnostika_shkolnikov-sbornik_testov.pdf - Загл. с экрана.
22) Добрынин Н. Ф. Внимание и его воспитание / Н. Ф. Добрынин. – Москва: Правда, 1951. - 31 с.
23) Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания /. Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. - М: Правда, 2001. – 371с.- ISBN 978-5-89502-309-9.
24) Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушений внимания у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Литут, 2003. - 320 с. - ISBN 978-5-9780-0422-9.
25) Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре / под ред. Р.И. Жуковской. - Москва: Изд-во Академии педагогических наук, 2003. - 320 с.
26) Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика игры дошкольника / А.В. Запорожец, А.П. Усова. - Москва: Сфера, 2006. - 180 с.
27) Зданевич Л., Чаговец А., Гонтар З., Онищук И., Ланецкая Ю. Роль дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии дошкольников / Л. Зданевич, А. Чаговец, З. Гонтар, И. Онищук, Ю. Ланецкая // International Journal of Computer Science and Network Security. - 2022. – Вып.22. -№ 5 – С. 64-69.
28) Зевенберген А. А. Райан М.М. Гендерные различия во взаимосвязи между проблемами внимания, выразительной речью и формирующимися академическими навыками у детей дошкольного возраста / А.А. Зевенберген, М.М. Райан // Early Child Development and Care. - 2010. - № 180 (10). – С. 1337-1348.
29) Иванова В.А., Лебедева М.А. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста / В.А. Иванова, М.А. Лебедева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. - № 12. - С. 1704-1708.
30) Козлова С. А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т.А. Куликова. - Москва: Детство-пресс, 2008.- 414 с. - ISBN 5-7695-0188-X.
31) Коломенский Я.Л. Детская психология /Я.Л. Коломенский - Минск.: Университетское, 2008. - 399 с. - ISBN 5-7855-0052-3.
32) Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком / Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко. - Москва: Просвещение, 2010. - 211 с. - ISBN 978-5-904347-00-0.
33) Крамаренко А.С., Клименко М.Е., Кураева Д.А. Специфика развития внимания у старших дошкольников / А.С. Крамаренко, М.Е. Клименко, Д.А. Кураева // Вопросы науки и образования.- 2018. - №29 (41). – С. 141 – 142.
34) Лебедева С. А. Игра и её развитие у детей / С. А. Лебедева - Шуя.: изд-во «Весть», 2007. - 44 с.
35) Леонтьев А.Н. Развитие внимания / А.Н. Леонтьев. - Москва: Владос, 2008. - 233 с. - ISBN 978-5-89357-278-0.
36) Лурия А.Р. Хрестоматия по вниманию / А.Р. Лурия. - Москва: Академия, 2006. - 261 с.
37) Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология /Т.Д. Марцинковская - М: Гардарики, 2000. - 255 с. - ISBN 5-8297-0038-7.
38) Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марцинковская. - Москва: Наука, 2007. - 176 с. - ISBN 5-7193-0080-5.
39) Мельник А. О., Бухалина Н. М., Тетеркина С. П., Журавлева Е.А. Сущность понятия «дидактических игры» и роль дидактических игр в процессе обучения / А.О. Мельник, Н.М. Бухалина, С. П. Тетеркина, Е.А. Журавлева // Интерактивная наука. -2022. - №6 (71). – С. 47-48.
40) Мухина С. В. Возрастная психология / С. В. Мухина - Москва: Изд-во «Академия», 2000. - 205 с. - ISBN 5-7695-0408-0.
41) Мухина С. В. Детская психология / С. В. Мухина - Москва: Просвещение, 2012. - 389 с. - ISBN 5-04-003884-4.
42) Наумова О. Логика, память, внимание. Развивающие задания для детей дошкольного возраста / О. Наумова - Москва: Доброе слово, 2011. - 64 с. - ISBN 978-5-904623-32-6.
43) Неймер Ю.Л. Психологический словарь / Ю.Л. Неймер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 352 с. - ISBN 5222030261.
44) Немов Р.С Психология. В 3-х кн. Кн.3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. - Москва: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2007. - 631 с. - ISBN 5-691-00233-3.
45) Никитин Б.Н. Как развивать внимание и память вашего ребенка / Б.Н. Никитин - Москва: Просвещение, 2002. - 199 с. - ISBN 5-87921-004-9.
46) Обухова Л.Ф. Детская психология / под ред. Л.Ф. Обуховой. Москва: Тривола, 2006. - 372 с. - ISBN 5-86825-014-1.
47) Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская - Москва: ТЦ Сфера, 2004. - 104 с. - ISBN 5-89144-220-5.
48) Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.Н. Палагина - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 234 с. - ISBN 5-89502-651-6.
49) Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание / А.В, Петраков, И.А. Демина - Москва: Издательство Ось-89, 2001. - 189 с. - ISBN 5-86894-288-4.
50) Петровский А.В, Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 345 с. - ISBN 978-5-7695-5149-9.
51) Психологический словарь / В. Н. Копорулина и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 637с. - ISBN 5222030261.
52) Рибо Т. Психология внимания. / Т. Рибо. - СПб: Ф. Павленков, 1890. - 126 с.
53) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва: Питер, 2012. – 705 с. - ISBN 978-5-459-01141-8.
54) Смирнов А.А. Проблемы психологии внимания / А.А. Смирнов - Москва: Просвещение, 2008. - 168 с.
55) Смирнова Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - Питер, 2016. - 368 с. - ISBN 5-691-00893-5.
56) Смирнова Т.С. Психология внимания / Т.С. Смирнова - Москва: Просвещение, 2007. - 376 с. - ISBN 5-98119-387-5.
57) Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду /. А.И. Сорокина - Москва: Сфера, 2002. - 187 с.
58) Тамбиев А.Э., Медведев С. Д. Исследование обобщенной оценки внимания: вопросы психологии / А.Э. Тамбиев, С. Д. Медведев. Москва: Владос, 2007. - 85 с. - ISBN 978-5-9275-0923-2.
59) Титченер Э. Б. Внимание: психология внимания / Э.Б. Титченер - Москва: ЧеРо, 2001.- 246 с.
60) Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова - Ярославль: Академия развития, 2000. - 98 с. - ISBN 5-8133-0052-X.
61) Тупикина Д. В., Мартынова Н. В., Гурьянова И. В. Дидактические игры как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста / Д.В. Тупикина, Н.В. Мартынова, И.В. Гурьянова // Современное педагогическое образование. - 2018. - №3. – С. 98-102.
62) Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева - Москва: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с. - ISBN 5-7695-0149-9.
63) Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника / под ред. Г.А. Урунтаевой. - Москва: «Академия», 2008. - 368 с. - ISBN 978-5-7695-9063-4.
64) Ухтомский А.А. Развитие внимания детей / А.А. Ухтомский - Москва: Сфера, 2007. - 122 с.
65) Фишер А. Тиссен Э. Годвин К., Клуз Х., Дикерсон Д. Оценка избирательного устойчивого внимания у детей 3-5 лет: данные новой парадигмы / А. Фишер, Э. Тиссен, К. Годвин, Х. Клуз, Д. Дикерсон // The Journal of Experimental Child Psychology, 2013. - № 114(2). – С. 275–294.
66) Флинкман М. В. Положительная настроенность на взаимодействие воспитателя с воспитанниками и расширение круга интересов детей как условие развития памяти и внимания детей старшего дошкольного возраста / М. В. Флинкман // Молодой ученый. - 2022. - № 52 (447). - С. 211-213.
67) Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева и др. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 295 с.
68) Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: пособие для родителей и педагогов / под ред. Л.В. Черемошкиной. - Ярославль, 2001. - 176 с. - ISBN 5-7797-0033-8.
69) Черкашина Н. А. Особенности развития свойств произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста / Г.А. Черкашина // Вестник магистратуры. - 2019. - №6-4 (93). – С. 90-91.
70) Чупров Л.Ф. Исследования особенностей внимания / Л.Ф. Чупров - Москва: АРТ-ПРЕСС, 2003. - 87 с.
71) Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / И.В. Шаповаленко. - Москва: Гардарики, 2007. - 267 с. - ISBN 5-8297-0176-6.
72) Шашина В.П. Методика игрового общения / В.П. Шашина - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 104 с. - ISBN 5-222-05790-9.
73) Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин - Москва: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с. - ISBN 978-5-7695-8389-6.
74) Янус М. Дуку И. Разрыв в поступлении в школу: социально-экономические, семейные и медицинские факторы, связанные с подготовкой детей к обучению в школе /М. Янус, И. Дуку//Early Education and Development. - 2007. - № 18(3). - С. 375-403.
75) Annett RD, Bender DG, Gordon M. Relating children’s attentional capabilities to intelligence, memory, and academic achievement: a test of construct specificity in children with asthma // Child Neuropsychology.-2007. - № 13. - рр.64–85.
76) Budnyk O., Konovalchuk I., Konovalchuk I., Onyschuk, I., Domanyuk O. Development of media culture of preschoolers and primary school children // Revista Tempos E Espaços Em Educação. -2022 - № 15(34), рр. 171-172.
77) Kayili G. Kuşcu Ö. Studying Attention Skills of Pre-School Children in Turkey Acording to Different Variants // Journal of Teaching and Education. - 2012. - № 1. – рр.79-85.
78) Yushchenko N. S., Pokivaylova E. B., Cheshenko L. I., Ershova O. V., Manuilov V. Forming a culture of interpersonal relationships of senior preschoolers by means of art and play activities //Revista Tempos E Espaço em Educação. -2021. - № 14(33). – р. 1-11.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ