Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПОНЯТИЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ КАК ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ 6
1.1. Понятие прибыли, ее экономическое содержание, виды и функции 6
1.2. Понятие рентабельности, ее виды, показатели и методы расчета 12
1.3. Факторы и пути повышения рентабельности предприятия 16
1.4. Выводы по главе 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» 20
2.1. Организационная характеристика предприятия ЗАО «СПТБ Звездочка» 20
2.2. Анализ основных финансово-экономических показателей компании 25
2.3. Организация факторного анализа рентабельности продаж организации 29
2.4. Выводы по главе 35
Глава 3. РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» 38
3.1. План мероприятий, направленных на улучшение финансово-экономического положения предприятия 38
3.2. Повышение показателей прибыли и рентабельности предприятия 42
3.3. Рекомендации ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» 46
3.4. Выводы по главе 49
Заключение 52
Литература 56
Приложение 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 62
Ключевой целью деятельности любого хозяйствующего субъекта является получение прибыли. Однако, достижение данной цели, зачастую, связано с рядом объективных или же субъективных трудностей, среди которых можно выделить: специфику конъектуры рынка, уровень конкуренции в определенной нише, законодательные ограничения, недостаток капитала и т.д. В целом, получение прибыли предприятием обуславливает его возможность дальнейшего роста и развития.
Показатели прибыльности и рентабельности являются основными обобщающими показателями финансовых результатов деятельности любого предприятия. Однако, показатель рентабельности напрямую зависит от размера получаемой предприятием прибыли и является наиболее общим показателем его деятельности. В целом показатели рентабельности предприятия могут быть объединены в несколько ключевых групп: показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных процессов; показатели, характеризующие рентабельность продаж; показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Таким образом, актуальность исследования и его практическая значимость обуславливается тем, что на основе проведения анализа таких показателей и связанных с ними изменений предприятие получает возможность самостоятельно или с помощью специализированных посредников разработать мероприятия, направленные на стабилизацию благоприятных для компании тенденций или на их устранение. Так, целью настоящей выпускной квалификационной работы является предложение мероприятий по повышению прибыли и рентабельности ЗАО «СПТБ Звездочка». Для достижения поставленной цели сформулирован ряд задач:
√ Организовать теоретический обзор основ управления прибылью и рентабельностью предприятия.
√ Провести анализ основ финансово-экономических показателей ЗАО «СПТБ Звездочка».
√ Определить возможные пути повышения показателей прибыли и рентабельности ЗАО «СПТБ Звездочка».
√ Провести оценку возможных изменений показателей прибыли от продаж и рентабельности ЗАО «СПТБ Звездочка»
Объектом настоящего исследования является ЗАО «СПТБ Звездочка», предмет исследования - методы повышения прибыли и рентабельности ЗАО «СПТБ Звездочка». К основной методологии данной работы можно отнести: методы комплексного экономического анализа, факторный анализ, сравнительный анализ. В соответствии с поставленной целью и сформулированными задачами работа имеет следующую структуру.
Первая глава направлена на изучения особенностей понятий прибыли и рентабельности предприятия, а также на изучение методов повешения его рентабельности. Во второй главе приводится характеристика деятельности предприятия ЗАО «СПТБ Звездочка», анализируются показатели его финансово-экономической деятельности, а также выявляются ключевые сложности в совершенствовании таких показателей. Третья глава, в свою очередь, направлена на составление плана мероприятий по модернизации действующей системы функционирования ЗАО «СПТБ Звездочка» и повышению показателей его финансово-экономической деятельности.
Закрытое акционерное общество «Специальная производственно-техническая база ЗВЕЗДОЧКА» (ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА») образовано в 2003 году и представляет собой дочернее предприятие акционерного общества «Центр судоремонта «Звездочка», который, в свою очередь, входит в состав группы компаний АО «ОСК».
Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) компания ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» относится к группе 35.11.9 «Предоставление услуг по ремонту и техническому обслуживанию, переделка и разрезка на металлолом судов, плавучих платформ и конструкций». К ключевым направлениям деятельности компании можно отнести: сервисное обслуживание, ремонт, техническое обслуживание, монтаж и пусконаладка вооружения и военной техники следующих номенклатур: электромеханической, связи и автоматизированных систем управления, радиотехнической, разведки, навигационной, а также разработка, производство и реализация комплексов и техники связи.
Стоит отметить, что настоящая работа имеет практический характер, поскольку ее результатом является разработка практических рекомендаций по модернизации деятельности компании ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА», а также улучшение ее финансово-экономических показателей. В частности, речь идет о повышении уровня рентабельности и прибыльности компании.
Практическую ориентированность работы также подтверждает факт прохождения производственной практики в организации ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА», в рамках которых удалось познакомиться не только с особенностями организационной структуры и производственных процессов, но также и со спецификой управления финансовым положением компанией.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы являлось предложение мероприятий по повышению прибыли и рентабельности ЗАО «СПТБ Звездочка», можно сказать, что поставленная цель была достигнута. В рамках написания настоящей выпускной квалификационной работы удалось не только ознакомиться с теоретическими аспектами управления финансовыми показателями деятельности компании, но также и детально проанализировать специфику деятельности выбранной организации.
Как удалось выяснить, прибыль является одним из показателей эффективности деятельности предприятия, однако получения прибыли предприятием характеризует лишь абсолютный экономический эффект. Показатель рентабельности, в свою очередь, отражает доходность деятельности отдельного подразделения, актива или всего предприятия.
Несмотря на бесчисленное множество показателей рентабельности, они объединяются в несколько ключевых групп: показатели, характеризующие окупаемость издержек производства; показатели, характеризующие рентабельность продаж; показатели, характеризующие доходность капитала. Методы и способы повышения показателей рентабельности также принято подразделять на две группы: абсолютные и относительные. В целом, поиск резервов повышения рентабельности производства сводится к определению резервов увеличения денежной выручки от реализации, а также к поиску резервов снижения себестоимости готовой продукции.
Для анализа методов повышения уровня рентабельности, а также объема прибыли, в рамках написания работы было выбрано предприятие ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА», которое согласно ОКВЭД относится к группе 35.11.9, которая предполагает предоставление услуг по ремонту и техническому обслуживанию, переделка и разрезка на металлолом судов, плавучих платформ и конструкций.
К ключевым направлениям деятельности компании ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» можно отнести сервисное обслуживание, ремонт, техническое обслуживание, монтаж и пусконаладка вооружения и военной техники следующих номенклатур: электромеханической, связи и автоматизированных систем управления, радиотехнической, разведки, навигационной, разработка, производство и реализация комплексов и техники связи.
Организационная структура ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» представлена функциональным типом структуры, к основным преимуществам которой можно отнести высокую степень специализации, четкий порядок подчиненности, понимание ответственности, а также отсутствие дублирования обязанностей. Однако, существует риск осложнения коммуникаций между структурными подразделениями.
Численность сотрудников предприятия в среднем превышает двести человек, процент текучести кадров является относительно низким. Так, по предоставленным отделом персонала данным процент текучести кадров за 2016 г. составил лишь 2,55%. Любопытно, что согласно данным проведенного в рамках прохождения практики опроса, большая часть сотрудников довольны условиями труда и не желают менять место работы.
Для анализа показателей рентабельности и прибыльности предприятия ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» были рассмотрены данные, отражающие основные показатели финансово-экономической деятельности компании в период с 2014 по 2016 гг. Так, можно отметить некоторые наиболее значимые изменения в 2016 г. по сравнению с 2015 г.: увеличение себестоимости выпускаемой продукции, резкий рост объема производства, а также сокращение объема запасов годовой продукции, а также увеличение размера средней заработной платы работников предприятия.
В совокупности, отмеченные изменения в деятельности предприятия привели к тому, что 2016 г. рентабельность производства составила 19%, в то время как в 2015 г. - 30%. То есть произошло сокращение уровня рентабельности на 63% в сравнении с предшествующим периодом.
Факторный анализ рентабельности предприятия ЗАО СПТБ «ЗВЕЗДОЧКА» показал, что наиболее существенное отрицательное влияние на рентабельность предприятия оказывают такие факторы как прибыль на одного работника и фондовооруженность труда. Негативное влияние показателя прибыли предприятия на одного работника, по нашему мнению, обусловлено значительным увеличением размера заработной платы в 2016 г.
Проведя анализ деятельности предприятия ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА», а также принимая во внимание специфику исследуемой отрасли, удалось разработать несколько ключевых мероприятий по повышению показателей рентабельности и прибыльности организации:
1. Выявить пути сокращения себестоимости готовой продукции посредством применения и развития инноваций.
2. Определить ассортиментную матрицу с целью поиска нерентабельных продуктов и отказа от их производства в случае невозможности их поддержки и развития.
3. Определить перспективы развития предприятия в условиях действующей нормативной базы и предстоящими ее изменениями.
4. Повысить скорость оборота активов за счет поиска новых заказчиков, составления долгосрочных договоров на поставку.
5. Определить возможность диверсификации производства с целью выхода на новые рынки сбыта готовой продукции.
6. Отказ от назначения на управленческие вакансии сторонних работников с целью развития мотивационной системы предприятия.
7. Сократить долю заемного капитала с целью минимизации рисков.
Указанные мероприятия характеризуются практической направленностью, поскольку их разработка основывается на результатах проведения факторного анализа показателей рентабельности, результатах финансово - экономической деятельности предприятия за последние три отчетных периода, а также на результатах прохождения производственной практики в рассматриваемом предприятии ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА».
В связи с чем, можно заключить, что проделанная работа является практически значимой, а результаты исследования - актуальными. Актуальность проведенной работы также обуславливается тем, что на сегодняшний день отсутствует исчерпывающий перечень мероприятий и действий, направленных на повышения показателей рентабельности и прибыльности предприятий, действующих сфере государственных заказов.
Кроме того, как удалось выяснить, предприятие ЗАО «СПТБ ЗВЕЗДОЧКА» в настоящее время находится на этапе последовательного развития, что также обуславливает необходимость реализации указанных ранее мероприятий с целью освоения новых рынков, повышения качества производимой продукции, а также улучшения результатов финансово-экономической деятельности компании в отчетном периоде.
1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Дело и сервис; Издание 3-е, перераб. и доп., 2016. - 272 с.
2. Бабич А.М. Финансы. - М.: ЮНИТИ, 2010 г.
3. Бакаев М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1999.
4. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. -М.: Финансы и статистика, 2010г. -248с.
5. Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта: учебник /И.Т. Балабанов. — М.: Финансы и статистика, 2009. - 340 с.
6. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / Т.Б. Бердникова. — М.: Инфра-М, 2009. — 215 с.
7. Богатин Ю.В. Производство прибыли. - М.: «Финансы», 2010 г.
8. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: «Проспект», 2009 г.
9. Брусов, П. Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2013. - 232 с.
10. Бургонова, Г.Н. Бухгалтерский учет на предприятиях различных организационно-правовых форм: моногр. / Г.Н. Бургонова. - М.: СПб:; Издание 2-е, перераб. и доп., 2015. - 102 с.
11. Васильева Н.А. Учетная политика организации // Бухгалтерский учет. - 2003. - № 24. - С. 31-35.
12. Виноградская, Н.А. Диагностика и оптимизация финансово-экономического состояния предприятия: финансовый анализ: Практикум / Н.А. Виноградская. - М.: МИСиС, 2011. - 118 с.
13. Габидинова Г.С., Хайруллин Б.А. Формирование источников финансирования компании // Финансовый менеджмент. - 2011. - №3. - с. 21 - 23.
14. Галенко В.П. Бизнес-планирование в условиях открытой экономики. - М.: «Academia» , 2010 г.
15. Гальперин В.М. Микроэкономика. - СПб.: «Экономическая школа», 2011 г.
...