Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования корпоративной культуры компании 6
1.1 Эволюция понятия корпоративная культура 6
1.2 Экономическо-социологические подходы к исследованию корпоративной культуры 17
1.3 Реализация корпоративной культуры в компании в условиях цифровизации 22
Глава 2. Соотношение трудовых ценностей и корпоративной культуры 28
2.1 Развитие понятия трудовых ценностей 28
2.2 Влияние трудовых ценностей на корпоративную культуру 33
2.3 Трансляция трудовых ценностей через корпоративную культуру 38
Глава 3. Трудовые ценности и корпоративная культура в компании: проблемы в реализации 46
3.1 Описание деятельности компании 46
3.2 Корпоративная культура и трудовые ценности компании 51
3.3 Восприятие корпоративной культуры сотрудниками: на базе социологического исследования 55
3.4 Анализ и рекомендации по улучшению корпоративной культуры в структуре трудовых ценностей 59
Заключение 66
Список литературы: 68
Приложение 1 71
Приложение 2 72
Значимость развитой корпоративной культуры в эффективном функционировании предприятия является общепризнанной во всем мире. Современные исследователи считают, что корпоративная культура является мощным стратегическим инструментом управления и развития, позволяющим ориентировать сотрудников на общие цели, проявление инициативы, личную эффективность и продуктивное взаимодействие. Оказывая влияние на все значимые сферы деятельности компании, корпоративная культура регулирует деятельность сотрудников, формирует чувство приверженности компании и в результате повышает качество производимой продукции и конкурентоспособность предприятия.
Рассматривая корпоративную культуру как стратегически значимый нематериальный ресурс организаций, современные ученые отмечают необходимость идентификации и изучения данного феномена. Разработка комплексных подходов к исследованию корпоративной культуры, применение новых методик сбора и анализа информации, позволяющих измерять влияние корпоративной культуры на мотивацию сотрудников, эффективность бизнес-процессов результаты экономической деятельности компании, набирают всю большую актуальность и задают направление развития данной научной области. Подобные трансформации касаются и ценностей как смыслообразующей основы человеческого поведения. Ценности представляют собой основу человеческого бытия, а их содержание определяет структуру и мотивы поведения, в том числе и в трудовой деятельности. Изменения, связанные с переходом к цифровизации и четвертой промышленной революцией, создают условия, в которых трудовые ценности переживают серьезные изменения. С одной стороны, технологические изменения создают условия для высвобождения человека из системы производственных отношений, а с другой – усиливают социальное и культурное неравенство. При этом отношение к труду как сфере приложения человеческого потенциала и способа самореализации, а также возможности удовлетворить важнейшие потребности видоизменяются. В этой ситуации необходимо изучать не просто тенденции и результаты технологических изменений, но и ценностный аспект этих процессов, потому что именно ценности представляют собой основу человеческого бытия, а их содержание определяет структуру и мотивы поведения, в том числе, и в трудовой деятельности. Понимание структуры и содержания трудовых ценностей не просто отражает место и роль труда в жизни человека, а также показывает не только качество социально-экономических отношений, формирующихся на современном этапе развития общественно-экономических отношений, но и возможности работодателя по формированию адекватных условий труда и инструментов управления организационным поведением.
Целью написания ВКР является определение значения трудовых ценностей на корпоративную культуру и пути ее улучшения в компании.
Для достижения целей был разработан ряд задач:
• Определить понятие «корпоративная культура», в том числе через социально-экономические подходы.
• Определить понятие «трудовые ценности», оценить влияние трудовых ценностей на корпоративную культуру и выявить способы реализации корпоративной культуры в рамках трудовых ценностей.
• Определить проблемы, связанные с корпоративной культурой и трудовыми ценностями, существующие в компании.
• Проанализировать и дать рекомендации по способам улучшения существующей корпоративной культуры в компании через структуру трудовых ценностей.
Теоретическая значимость работы заключается в проведенном анализе феномена корпоративной культуры, а также в рассмотрении современных ценностей граждан и путях адаптации личных и трудовых ценностей.
Практическая значимость работы заключается в приведенных рекомендациях для менеджмента компании по улучшению корпоративной культуры с учетом трудовых ценностей сотрудников.
Теоретическая база работы включила в себя труды классиков социологии, касающиеся исследований труда и трудовых отношений, таких как: Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Толкотт Парсонс. Были рассмотрены труды американских исследователей корпоративной культуры и ее типологий К.Камерона и Р.Куинна, а также подходы Э.Шейна и Ф.Тейлора.
Структура работы включает в себя введение, три главы и заключение, список литературы и 2 приложения.
Корпоративная культура — важнейший инструмент менеджмента. В настоящее время корпоративная культура выступает как самоценность. Она нужна именно потому, что без сформированной культуры начинают тормозиться бизнес-процессы и коммуникации любого уровня. Многие руководители вообще не задумываются о культуре, пока не встанет вопрос о репутации компании, в которой корпоративная культура сегодня играет далеко не последнюю роль. Для того чтобы компания была единым организмом, работала как часы и обрела лицо, отличное от других, необходимо приложить максимум усилий.
Важным условием эффективной деятельности организации является конкурентоспособный трудовой потенциал, способный поддерживать реализацию выбранной стратегии. Однако важно учитывать трудовые ценности таких конкурентоспособных работников. С одной стороны, именно конкурентоспособные сотрудники способны создавать конкурентные преимущества. С другой стороны, если основными трудовыми ценностями сотрудника являются материальные блага (высокая заработная плата, наличие социальных и материальных выплат и т.п.), то такие сотрудники с легкостью покидают организацию в поисках более выгодных условий. Целью управления поведением сотрудников является развитие трудовых ценностей, которые способствовали бы повышению лояльности и развитию вовлеченности персонала.
Первая глава посвящена теоретическому аспекту появления корпоративной культуры и экономическо-социологическим подходам к ее изучению. Также был рассмотрен вопрос изменений и реализации корпоративной культуры в условиях цифровизации общества. Основываясь на упомянутых концепциях и подхода ученых, можно сказать, что корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
Вторая глава посвящена теоретическому аспекту появления трудовых ценностей, их влиянию на корпоративную культуры, а также рассмотрены пути реализации корпоративной культуры в рамках трудовых ценностей. Рассмотрены четыре основных тренда: цифровизация, индивидуализация, гендерное равенство и экологическая и социальная ответственность организаций. В частности, подчеркнуто, что сотрудники все более ориентируются на компании, которые следуют высоким стандартам экологической и социальной ответственности, что может стать важным фактором в формировании корпоративной культуры. Были представлены теоретические аспекты, включая взаимосвязь трудовых ценностей с мотивацией и производительностью сотрудников, а также рассмотрены примеры Японии и Германии. Примеры японских компаний, таких как Toyota, Sony и Honda, показали, что высокие трудовые ценности, такие как уважение к сотрудникам и принцип "всеобщего участия", играют важную роль в формировании корпоративной культуры и успехе компаний. В свою очередь, примеры немецких компаний, таких как Volkswagen, Siemens и BMW, показали, что фокус на качестве и ответственность перед обществом также являются ключевыми трудовыми ценностями, влияющими на корпоративную культуру. В целом, трудовые ценности играют важную роль в формировании корпоративной культуры и могут повлиять на успех организации в долгосрочной перспективе.
В третьей главе представлено проведение и результаты эмпирического исследования, посвященного корпоративной культуре компании в структуре трудовых ценностей и выявлению проблем ее реализации, а так же анализ и рекомендации по улучшению корпоративной культуры в структуре трудовых ценностей.
1. Андреева И. В., Бетина О. Б., Кощелева С. В. Социокультурный подход к анализу системы ценностей компании//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия «Менеджмент». – СПбГУ, 2008. - №1. С. 77-95.
2. Асеева М. А. и др. Роль корпоративной культуры в повышении эффективности деятельности организации//Управленческий учет. – 2021. – №. 3-1. – С. 224-229.
3. АлиевскаяН.В. Развитие организационной культуры в условиях цифровизации организации //Социальные и экономические системы. – 2022. – № 3(27). – c. 316-324.
4. Бакурадзе Д. А. Корпоративная культура современного предприятия//Аллея науки. – 2021. – Т. 1. – №. 6. – С. 489-494.
5. Богуславская Е. В. Корпоративная культура и ее роль в развитии организации//теория и практика экономики и предпринимательства. – 2020. – С. 139-142.
6. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
7. Виртуальные русские и их экономические реалии: коллективная монография // под ред. С.А. Баркова, В.И. Зубкова, А.В. Маркеевой – М: Издательство у Никитских ворот, 2019
8. Демина А. В. Организационная культура: процесс формирования и влияние на эффективность организации//Экономика и государство: эффективное управление и взаимодействие. – 2019. – С. 84-89.
9. Дил Т., Кеннеди А. Корпоративные клики: определение культур // Эффективный менеджер: взгляды и иллюстрации / под общ. ред. Д. Биллсберри. М., 1999. С. 98–112.
10. Ермишина Е. Б. Влияние корпоративной культуры на сотрудников и эффективность труда в аудиторской фирме //Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – №. 41 (3). – С. 140-147.
11. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности //Социология в СССР. М.: Мысль, 1965 Т. 2 С. 187–207.
12. Измайлова М. А. Значимость корпоративной культуры для устойчивости компаний в условиях кризисных явлений//МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2022. – Т. 13. – №. 1. – С. 8-26.
13. КазоринаЖ.А. Корпоративная культура: отражение статусных ценностей персонала организации //Экономика. Социология. Право. – 2022. – №. 2 (26). – С. 46-50.
14. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Под науч.ред. И.В. Андреевой – СПб.: Питер, 2002.
15. Карпенко А. В. Роль корпоративной культуры в развитии человеческого капитала. – 2020.
16. Кодекс корпоративной этики ПАО «Газпром». [Электронный ресурс].
Режим доступа:https://www.gazprom.ru/f/posts/60/091228/2014-02-25-
codex-of-corporate-ethics-2019-08-20-edit.pdf.
17. Колесников А. Корпоративная культура. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – Litres, 2022.
18. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 4 М.: Государственное
издательство политической литературы, 1955.
19. Мид М. Культура и мир детства. - М. 1988 - 323 с.
20. Миронова Н. А. Формирование корпоративной культуры и ее элементы //Московский экономический журнал. – 2019. – №. 8. – С. 491-498.
21. Назарова М. Г., Некишев В. Л. Патриотизм как ценностно-правовая ориентация личности и фактор формирования организационной культуры учреждений УИС //Вестник Владимирского юридического института. – 2019. – №. 4. – С. 160-166.
22. Новиков А. С. Эмоционально-эффективные параметры идентификации членов организации как факторы формирования корпоративной культуры //Экономика. Социология. Право. – 2020. – №. 1 (17). – С. 88-96.
23. ПАО «Газпром нефть» в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://www.gazprom-neft.ru/.
24. Сокиркин Д. Н. Значение и функции корпоративной культуры в системе управления экономической организацией: социологическое исследование //история, политология, социология, философия: теоретические и практические аспекты. – 2020. – С. 56-60.
25. Стадник А. М. Корпоративная культура в системе управления персоналом на предприятии //Сборник научных работ серии" Государственное управление". – 2021. – №. 22. – С. 149-157.
26. Тоффлер Э. Третья волна. // М.: ООО "Фирма "Издатетьство ACT", 2004. 6-261с.
27. Шваб К. Четвертая промышленная революция / К.Шваб. М.: ЭКСМО, 2016.
28. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008.
29. Шейн Э.Г. Организационная культура и лидерство. СПб: Питер, 2002. С.31-32.
30. Investing.com. Электронный ресурс. URL: https://ru.investing.com/equities/gazprom_rts-income-statement