Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ

Работа №124185

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы98
Год сдачи2016
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение . 3
Глава 1. Концепция правовой монархии Б.Н. Чичерина. 19
Глава 2. Концепции конституционной монархии в русской 35
философии политики и права начала XX века.
2.1. Концепция конституционно-правового государства В.М. Гессена. 35
2.2. Концепция конституционного государства С.А. Котляревского. 46
2.3. Концепция конституционной монархии М.М. Ковалевского. 52
Глава 3. Концепции социально-правового государства русских мыслителей на рубеже XIX–XX вв.
3.1. Критерии социально-правового государства Б.А. Кистяковского. 60
3.2. Общественный идеал и право на достойное существование человека
в философии П.И. Новгородцева.
3.3. Идея христианской политики В.С. Соловьева. 81
Заключение.
Список источников и литературы.

В диссертации исследуются процессы теоретического обоснования, формирования и развития идей и различных концепций правовой государственности России, которые были выдвинуты видными отечественными мыслителями, философами, правоведами во второй половине XIX – начале XX вв. С целью выявления философского, исторического и правового содержания сложного исторического процесса в работе рассматриваются теоретические труды, наиболее полно выражающие взгляды российских ученых по указанной проблематике. В последнее время концептуальные подходы к изучению вопросов правового государства рассматривались большей частью с формально-юридических позиций.
Тем более важным представляется комплексное философское исследование понятий, концепций, взглядов, позволяющее установить и проанализировать междисциплинарные научные связи, проследить развитие идей правовой и социально-правовой государственности. Изучение формирования и развития концепций правового государства в России во второй половине XIX – начале XX вв. представляет собой неразрывную в единстве связь социально-философского и сравнительно-исторического методов. Социально-философский метод позволяет исследовать специфические аспекты формирования и развития концептуальных идей, понятий, категорий, показывает их взаимную связь в процессе осуществления и развития политической жизни российского государства. Сравнительно-исторический метод показывает, что российские идеи становления правового государства является частью мировых исторический знаний, что позволяет учитывать специфику их развития и проследить логическую связь с идеями западноевропейских мыслителей. Совокупность указанных методов позволяет выявить в исследовании внутреннюю логику понимания, развития и преемственности в становлении отечественной философско-правовой мысли. Спецификой российского политического процесса является невозможность прямого следования западноевропейским классическим идеям политического и конституционного устройства общества, и, следовательно, копирования европейских концепций правового государства без учета российских политических и национальных традиций. Так, исследователь Рац М.В., занимающийся вопросами политической философии, отмечал: «Что бы мы не делали, а от своей истории и культуры нам не уйти, «путь» все равно будет «особым», хотим мы этого или нет». В широком смысле понятие «концепции правового государства» может рассматриваться как определенный феномен в сфере развития философско-правовых, политических идей общества и государства, его политической системы и институтов власти, в признании и закреплении прав и свобод человека и гражданина, верховенством права и морали. Такое понимание генезиса концепций правового государства связано с принципом разделения властей, принципами конституционализма и парламентаризма, а также признанием со стороны государства субъективных и объективных гражданских прав. Сюда же следует отнести формирование принципов, определяющих меру свободы индивидов, благодаря которой сохраняется необходимый в государстве уровень общественного порядка. Все это позволяет в рамках закона и всеобщего диалога сформировать в обществе гражданский консенсус без которого невозможно стабильное развитие. Идея права и справедливости теперь обретают реальные очертания, утверждая тем самым в государстве свободу личности и идею государственного порядка, которые приобретают правовой смысл. В России, по замечанию некоторых исследователей, специфическая особенность понимания свободы заключалась в «конкретном сочетании социальной правды и социальной воли у разных общественных групп и слоев». Философско-политические концепции формирования и развития правового государства выходят далеко за пределы исключительно правовой идеологии либерализма XIX – XX вв, и при этом они представляют собой сложный комплекс философских, правовых и социальных идей, которые являются отражением конкретно-исторической политической реальности, ценностных ориентиров общества, выражают социально-политические взгляды и нравственные устои общества.
Рассматривая вклад отечественных мыслителей, идеи которых рассматриваются в данном исследовании, следует отметить, что формирование концепций правового государства тесно связано, прежде всего, с процессами реформирования российского общества, его модернизацией, временные рамки которых предшествуют исследуемому периоду. Например, в начале XIX в. философско-правовые идеи преобразования общества были выдвинуты М.М. Сперанским в концепции «Истинной монархии». Политическая философия Сперанского представляет собой «самодержавный либерализм, гибко сочетающий характерные особенности политического менталитета эпохи феодализма и специфические черты политической культуры периода буржуазной модернизации. Важнейшая проблема развития личности и общественного управления решалась Сперанским как проблема активации личной самодеятельности под началом верховной власти, а создание правового государства мыслилось как следствие просвещения народа». По своему содержании концепция истинной монархии Сперанского фактически была первым грандиозным планом реформирования и модернизации политического устройства России. Концепцию Сперанского можно смело назвать проектом правового государства, в котором рационально сочетались принципы конституционализма, разделения властей и демократии. Мыслитель полагал вполне возможным соединение гражданского общества и абсолютизма, самодержавия и закона, правового регулирования общественных отношений, сочетание свободы личности и сословной иерархии.
К отличительным чертам формирования и развития концепций правового государства следует отнести сочетание различных передовых политических и правовых идей с традиционной христианской религиозной культурой, нравственностью и народным сознанием. Также следует отметить, что концептуальное развитие идей правового государства проходило в условиях превалирующего влияния самодержавной государственной власти, отсутствия практического опыта парламентаризма, в результате чего и была сформирована сильная государственность, идея которой основывалась на силе самодержавия.
Источниками исследования являются теоретические труды философов, юристов, мыслителей Б.Н. Чичерина, Б.А. Кистяковского, В.М. Гессена, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, И.А. Покровского, М.М. Ковалевского и других русских исследователей. Особого внимания заслуживают оригинальные религиозно-нравственные идеи В.С. Соловьева, социальная христианская политика которого исследована в отдельной главе.
Идеи правовой государственности ведут свою историю со времен античной философии. Аристотель говорил, что «человек, по природе своей, - существо политическое», и по смыслу его правового учения о полисе, государстве, законах это означает, что человек по своей природе существо правовое. В отношении государственного строя, по мысли Аристотеля, лучшее его устройство зависит от надлежащего сочетания трех основных элементов, составляющих основу любого государства: законосовещательного органа, магистратуры и судебных органов. Философские идеи и правовые концепции мыслителей античности Гераклита, Сократа, Платона, Аристотеля, Полибия, Цицерона были развиты в трудах европейских мыслителей Средневековья и Нового времени.
В европейской философии политики и права Нового времени значительный интерес вызывает теория общественного договора, теоретиками которой являлись Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо. Рассматривая естественное, догосударственное состояние человеческого общества Т. Гоббс (1588–1679) показал в своем фундаментальном труде «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского», что постоянная «война всех против всех», отсутствие каких-либо гарантий личной безопасности и сохранения своего имущества вынуждают людей искать выход из этого сложного положения. Лучшим решением являлось заключение людьми между собой общественного договора, согласно которому часть своей свободы они передавали вождю, либо лучшему воину, группе лиц, которые, получив власть от людей, стали управлять ими. Так происходило первоначальное учреждение государства, в котором было необходимо обязательное подчинение индивидов, обладавших множеством различных воль, общей воле государства для того, чтобы исключить возможность возникновения вновь состояния общей войны. В обмен на передачу полномочий по управлению люди получали от созданного государства защиту и гарантии личной безопасности. Развивая свою теорию, Гоббс рассматривал монархию в качестве лучшей формы государственного правления.
В противоположность этатистским взглядам Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) придерживался демократических взглядов на формирование государства. Развивая свою теорию общественного договора, он рассматривал концепцию народного самодержавия, которая была изложена в трактате «Об общественном договоре или принципы политического права». По мнению Руссо, народ является сувереном – носителем верховной власти, и находится выше государства, созданного в результате общественного договора. Народ может своей волей изменить и сам общественный договор. Государство же, в соответствии с теорией Руссо, в лице своего правительства – исполнительного органа, не является носителем суверенитета. В случае узурпации власти правительством граждане вольны лишить его своей поддержки и расторгнуть общественный договор, что неминуемо приведет общество к анархии и неповиновению граждан. Изменить такое положение в обществе насильственными мерами невозможно, выход из кризиса, устранение анархии, сохранение гражданского правопорядка можно найти исключительно путем поиска согласия среди людей и заключения нового общественного договора, который восстанавливает нарушенный народный суверенитет.
Дальнейшее развитие европейской политической философии приводит в Новое время к появлению теории разделения властей. Прежде всего, значительный вклад в ее развитие внесли английский философ Джон Локк (1632–1704) и французский мыслитель Шарль-Луи Монтескье (1689–1755).Теория разделения властей получила значительное развитие в период европейских буржуазных революций, в сложную эпоху борьбы буржуазии с феодальным абсолютизмом. И не случайно, что именно во время английской буржуазной революции концепция разделения властей в понимании английского философа Джона Локка явилась реальным выражением идей нарождающейся буржуазии, стала популярной политической доктриной, которая позволила буржуазии обосновать свои претензии на власть. Локковская концепция разделения властей позволила рациональным образом организовать систему государственной власти, сделать эту власть более действенной, отвечающей новым вызовам времени, актуальным потребностям изменяющегося общества. Политические идеи Джона Локка были изложены в ряде его работ, в частности, в труде «Два трактата о правлении» – знаменитом исследовании по политической философии, который был издан в 1690 году. В этой работе Локк теоретически обосновал общеклассовые интересы буржуазии, выразившиеся в борьбе с феодальным абсолютизмом. Локк считал необходимым ограничить произвол абсолютистский политической власти, для чего, необходимо появление гражданского правления. «Ведь цель гражданского общества состоит в том, чтобы избегать и возмещать те неудобства естественного состояния, которые неизбежно возникают из того, что каждый человек является судьей в своем собственном деле». Здесь важно не допустить сосредоточения всей власти в руках одних и тех же людей, которые обладают возможностью создавать законы и, как часто бывает, используют их для своей выгоды, что противоречит интересам всего общества. Основополагающая идея концепции разделения властей Локка заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления власти со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделение государственной власти на независимые ветви. Причем каждая из этих властей, является самостоятельной, независимой и взаимно сдерживающей друг друга. Реализация своих функций осуществляется властью посредством особой системы государственных учреждений в рамках правовых установлений. Классификация Локка различает три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и федеративная (союзная). Такой способ разделения властей отражает специфику осуществляемых властью задач – принятие законов для общего блага всех граждан, исполнение законов и осуществление международных отношений с иностранными государствами.
По мнению Локка, законодательная власть, выражающая волю народа (сословий), должна быть отделена от других ветвей власти и отдана в руки многих лиц, надлежащим образом соединенных в собраниях – представительному органу (парламенту). Локк отмечал, что исполнительную и союзную власть очень трудно разделить, несмотря на различия в их содержании, так как такое разделение может привести к беспорядкам. И лучший выход, по мнению Локка, – вверить обе эти власти монарху, который должен обладать так называемой «прерогативой», которая определяет полномочия монарха по охране общего блага в исключительных случаях, не требующих отлагательства. Подчеркивает английский философ и то, что монарх не может злоупотреблять своей прерогативой, которая сохраняется за ним и является правомерной только тогда, когда используется в интересах общего блага.
Третья власть – судебная – не выделяется Локком отдельно. Судебная власть является, по его мнению, составным элементом власти исполнительной. При этом в отправлении правосудия народ должен принимать самое активное участие.
Путем рациональной организации государственной власти, что выражается в разделении властей, Локк стремится сформировать сложную политическую систему, сбалансированный механизм государственного устройства, который способен уравновесить власть правительства, вложив отдельные части её в различные руки, разделяя эту власть между королем и парламентом, иными словами – между старым дворянством и новой буржуазией. Исследуя принципы разделения государственной власти и механизмы взаимодействия различных её ветвей, Джон Локк рассматривает формы и способы их взаимодействия в сфере осуществления государственной власти и указывает на необходимость их взаимного сдерживания и уравновешивания.
Государство, в котором провозглашаются постоянные законы, власть разделяется на независимые ветви и признаются неотчуждаемые права личности противопоставлено Локком деспотическому государству. Для борьбы с деспотизмом Локк выдвинул «доктрину законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти», обоснование которой он выводил из идеи общественного договора и народного суверенитета, которые являются основой правовой государственности.
И. Кантом впервые в новоевропейской философии сформулирован категорический императив, в котором были развиты идеи европейского гуманизма, человеческой ценности и достоинства. Мыслитель показал неразрывную связь права и нравственности. В соответствии с максимой: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству», - определяется достойное отношение к другому, что накладывает глубокие личные обязательства на человека. Кантовская идея формального правового государства, которое создавалось во имя права и при верховенстве права, противопоставлялась идее государства всеобщего блага, которое основывалось на принципе патернализма, где подданные, находясь под отеческой властью государя, сами ничего не могли решать и должны были ожидать благоволения со стороны власти. Из рассуждений Канта следовало, в качестве принципа, что свободная личность должна самостоятельно стремиться к достойному существованию благодаря своим собственным активным действиям, следуя установленным в государстве законам и не нарушая их. Правовое государство не должно заботиться о благосостоянии своих граждан и опекать их, лишая собственной инициативы, напротив, создавая условия для достойного существования своих граждан, оно способствует тому, что люди сами смогут обеспечить себя самыми необходимыми жизненными потребностями. Но при этом государство, по мнению Канта, не только может, но и должно заниматься благотворительностью в отношении нуждающихся граждан.
«Государство – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам» - отмечал немецкий философ. По его мнению, благо государства заключается в согласованности его устройства с правовыми принципами - к этому людей подводит разум посредством категорического императива. В сфере государственности требования категорического императива реализуются у Канта в виде правового государства, в котором власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Правовое государство в учении Канта представляет собой идеальную модель, которая является ценностным ориентиром в практической реализации правового устройства государства.
История развития идей и концепций правового государства представляет собой огромный опыт теоретических исследований и традиций в сфере правовой государственности и права. Исследование концептуальных подходов в изучении вопросов устройства правового государства невозможно без определения его сущностных признаков и понятий.
Известный российский правовед, академик В. С. Нерсесянц в своих теоретических разработках проблематики правовой государственности выделял три важных взаимосвязанных компонента, определяющих понятие правового государства. К ним относятся гуманитарно-правовой, нормативно-правовой и институционально-правовой (организационно-властный) компоненты.
Гуманитарно-правовой компонент представляет собой признание и соблюдение со стороны государства неотчуждаемых прав человека.
Нормативно-правовой компонент определяется верховенством права и правовых законов.
Третий компонент, институционально-правовой, заключается в наличии надлежащей правовой организации системы государственной власти, включающей принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Для правового государства необходима надлежащая организация государственной власти, соответствующей требованиям правового закона, которая включает в себя разграничение функций и полномочий органов власти, определение порядка их взаимодействия. Принимаемые законы должны быть правовыми, должны соответствовать требованиям права, представляющего собой всеобщую форму, равную меру свободы граждан. Достижение этих целей возможно только в том случае, когда при создании, принятии и применении своих законов государство исходит из принципов права. Следовательно, в правовом государстве предполагается наличие взаимосвязи правовой формы организации политической власти, и верховенства права, безусловно признаются и защищаются права и свободы человека и гражданина.
В. С. Нерсесянц отмечает: «Правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина».
Заслуживают внимания взгляды В. Д. Зорькина на проблематику правового государства в постсоветской российской правовой науке.
В Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г. был впервые провозглашен тезис о создании правового государства в России, получивший нормативно-правовое закрепление в Конституции РФ, принятой в 1993г. «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
В Конституции РФ принцип правового государства имеет фундаментальное значение в системе принципов конституционного строя нашего государства. В нем соединены институциональные и нормативно-правовые начала существующего конституционного порядка. По мнению В.Д. Зорькина: «Суть правового государства состоит в таком соединении силы с правом, которое обеспечивает власть права и право власти на всем пространстве действия Конституции РФ. Именно этот принцип лежит в основе и обуславливает правовое содержание каждой конституционно-правовой нормы, которая в той или иной мере является конкретизацией данного принципа применительно к соответствующей сфере государственной и общественной жизни».
Тем не менее, по мнению В.Д. Зорькина, в российской науке до сих пор не сложилось единство взглядов на принципиальные аспекты формирования правового государства и его сущностных признаков. Соответственно, нельзя говорить о существовании общепринятой научной доктрины правового государства.
«К числу таких сущностных признаков правового государства относятся следующие: 1) верховенство права (включая приоритет прав человека и верховенство правового закона); 2) народовластие и 3) разделение властей» - заключает ученый.
В наше время в постиндустриальном обществе появляется в реальности социальное правовое государство, идеи которого нашли свои истоки еще в конце XIX – начале XX вв., когда русскими мыслителями В.С. Соловьевым и П.И. Новгородцевым была впервые выдвинута идея права человека на достойное существование. Реализация этого права была непосредственно связана с проведением социально-экономических реформ в государстве. Для разграничения понятий социального правового и правового государства следует рассматривать их в единстве. После второй мировой войны в развитых странах под влиянием социал-демократических идей складывалась политика, которая не только гарантировала своим гражданам различные права, включая свободу, безопасность и неприкосновенность собственности, но и обеспечивала социальные гарантии в сфере занятости, здравоохранения, образования. Все это способствовало повышению уровня благосостояния большинства граждан за счет собственной активной деятельности. Формальное признание государством экономических, социальных и культурных прав человека и гражданина получило название «прав второго поколения», складывающихся в социально-правовом государстве. В перечень таких прав включались, как правило, право на охрану труда, защиту от безработицы, на отдых, на минимальную заработную плату, защиту семьи, на жилище, право на бесплатное (или доступное) образование и здравоохранение, право на социальное обеспечение по старости или инвалидности. Следует отметить, что многие социальные права человека начали признаваться в некоторых наиболее развитых странах уже в первой половине XX в. Существенное отличие «прав человека второго поколения» от «прав человека первого поколения», которые признаются в гражданском (индустриальном) обществе и представляют собой естественные и неотчуждаемые права и свободы гражданина и человека, состоит в том, что новое поколение прав обеспечивается реальной социальной политикой постиндустриального государства в результате перераспределения национального дохода.
Новое поколение прав человека, или социально-экономические права включаются в систему приоритетов правового государства наряду с его сущностными признаками, такими как создание государства на принципах верховенства права и разделения властей, формирование взаимной ответственности государства и личности. Для решения социальных функций государству необходимо упорядочить свои экономические отношения с целью преодоления резкого неравенства в обществе путем перераспределения национального дохода в интересах всего общества. Социальное реформирование является важным этапом развития правового государства, на котором возможно преодоление социальной дифференциации различных общественных слоев. Сегодня вопрос о социальных задачах государства сводится не только к политической, но и нравственной ответственности общества. Вполне обоснованно можно утверждать, что правовое государство в своем развитии неизбежно становится социальным.
«Поэтому правовое и социальное государство – это не антитезы, а диалектика развития государства, признающего приоритет прав человека и определяющего в соответствии с этим направлением формы и методы деятельности. Становление социального государства – длительный процесс, очень сложный и противоречивый. Удерживать его в определенных правовых границах, не ущемляя свободы одних и не снимая ответственности за свою судьбу с других, помогают уже сформировавшиеся и вошедшие в реальную практику принципы правового государства. На их основе возможна дальнейшая гуманизация государства и общества»
В обобщенном виде, универсальное понятие правового государства соответствует следующим сущностными критериями:
1 Законодательно закреплено верховенство права, государство учреждено в соответствии с принципами конституционализма.
2. Государством признаются и соблюдаются неотъемлемые публичные и субъективные права и свободы личности, такие как неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, свобода вероисповедания, право свободного выбора места жительства, свобода передвижения и другие.
3. В сфере государственного управления установлена взаимная ответственность личности и государства.
4. Государственная власть должна быть разделена на три независимые ветви: законодательную, исполнительную и судебную.
5. Сформировано и реально существует гражданское общество, в котором реализуется право граждан на свободное участие в различных союзах и ассоциациях.
6. Законом закреплено участие граждан в управлении государством. Граждане наделены правом избирать и быть избранными посредством их участия в независимых прямых выборах в органы государственной власти при тайном голосовании.
7. Участие граждан в местном самоуправлении на основании закона.
8. Социальная ответственность государства перед обществом и гражданином реализуется посредством социальной политики государства.
9. Все правовые акты государства, включая конституцию, законы и подзаконные акты, по своему содержанию, процедуре принятия и порядку действия являются правовыми.
Выше отмечалось, что в разные исторические периоды времени институт прав человека в зависимости от развития и философского содержания идеи права воплощал в себе различные представления, которые выражались в юридически закрепленных правилах поведения и свободах.
Философское обоснование концепций правового государства представляет одну из актуальных научных проблем в русской философии права. Отечественные мыслители показали взаимосвязь права и нравственности, утверждали идею нравственной обусловленности права.
Цель исследования состоит в проведении историко-философского анализа становления и развития концептуальных идей правовой государственности в отечественной философии права второй половины XIX – начала XX вв., выявление их теоретического содержания и структуры.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понимание идеи права в трудах русских мыслителей
- выявить теоретическое содержание различных концепций правовой государственности, их генезис и эволюцию.
- показать специфический характер обоснования различных концепций правового государства в русской философии права.
- раскрыть философские и ценностные основания отечественной философско-правовой мысли.
Методологическая основа исследования диссертационной работы опирается на комплексный философско-исторический анализ источников и литературы, позволяющий выявить становление и развитие концепций правового государства в отечественной философско-правовой мысли рубежа XIX-XX вв.
В качестве предмета исследования в диссертационной работе рассматриваются вопросы и проблемы философии политики и права.
Объектом научного исследования является становление и развитие различных концепций правового государства в России во второй половине XIX – начале XX века.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.
В введении прослеживается генезис развития идей правовой государственности в европейской и русской философии права второй половины XIX – начала XX вв., дается определение правового государства и указываются его сущностные признаки, показана его связь с социальным государством, ставятся цели и задачи настоящего исследования.
В каждой из глав исследования логически последовательно рассмотрены проблемы формирования и развития концепций российского правового государства в трудах видных отечественных мыслителей, философов, правоведов Б. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева, В.М. Гессена, М.М. Ковалевского, Б.А. Кистяковского, С.А. Котляревского и В. С. Соловьева. Здесь же исследуются проблемы соотношения государства и личности, прав и свобод человека и гражданина, право на достойное существование; также рассматриваются вопросы конституционной государственности и парламентаризма, ограничения пределов вмешательства государства в жизнь гражданского общества, поиска общественного идеала и путей ненасильственного преобразования российского общества на основании справедливых и нравственных законов.
В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, выводы которого позволяют понять проблематику становления и развития концепций правового государства в России, переосмыслить и оценить уникальный исторический опыт реформирования политической системы российского государства на рубеже XIX – XX века.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Концепции правового государства выдвигались западноевропейскими мыслителями Нового времени в качестве альтернативы существовавшим абсолютистским или полицейским государствам Европы, в которых значительно ограничивались права и свободы подданных, вводился жесткий административный контроль и регламентировались все сферы социальной жизни людей. Теоретическое обоснование и целостность принципы правового государства получили в философии права ряда европейских мыслителей, в частности в работах немецких юристов XIX века. Теоретический вклад русских мыслителей рубежа XIX – XIX веков в исследование различных концептуальных подходов обоснования, становления и развития правового государства можно рассматривать как создание ярких идей, представляющих собой модель гражданского общества, в котором появляется возможность реализации прав личности. В их концепциях нашли свое место закономерности формирования идей справедливого общества, понимание высокого значения индивидуальных и социально-экономических прав и свобод личности. Рассмотренные в данном исследовании концепции, с точки зрения типологии форм правового государства, различают:
1. либеральное правовое государство, в котором провозглашается верховенство права, вводится парламентское правление и принцип разделения властей, реализуются личные права и свободы граждан.
2. демократическое правовое государство, в котором указанные выше принципы дополняются правом широкого участия народных масс в политическом процессе.
3. Социальное правовое государство, которое в дополнение к конституционному, закрепляет принципы социальных гарантий и формирует правовые механизмы их реализации.
Между теоретическим обоснованием концепций правового государства в русской либеральной мысли конца XIX - начала XX веков и практическим воплощением его принципов прошли многие десятилетия трудной истории нашей страны, включавшие сложные этапы развития молодого советского государства и тяжелейшие последствия двух мировых войн. Следует отметить, что «общий анализ конституционных проектов начала XX века свидетельствует о том, что в них с разной степенью полноты была отражена либеральная модель преобразования страны путем мирного изменения политического строя, развития институтов представительной власти, где в качестве главного средства ограничения государственного произвола выступал институт прав человека». Идеи русских философов повлияли на политическую историю России XX века. Так, Б. А. Кистяковский исследовал и разработал теоретические основы социалистического общества, считая его формой развития правового государства, которое допуская некоторое ограничение свободы личности, взамен предоставляет широкие социальные гарантии своим гражданам. Мыслитель указывал на необходимость включения права на достойное существование в систему субъективных публичных прав личности, а правовые притязания личности (в частности признание права граждан на труд) как основание права на достойное существование личности в социалистическом государстве будущего. В целом, несмотря на критику Кистяковским религиозно-нравственного подхода, эти взгляды были близки В.С. Соловьеву, утверждавшему, что именно государство должно обеспечить право на достойное человеческое существование. В дальнейшем право на достойное существование получило развитие как комплекс прав второго поколения, включавших право на уважение личного достоинства человека, право на образование, право на чистую окружающую среду и другие права. В советское время в Конституции 1936 года социально-экономические права граждан получили формально-юридическое закрепление, в ней предусматривалось право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости и в случае болезни или потери трудоспособности, право на получение образования. Заметим, что формальное закрепление социальных прав в советском обществе произошло раньше, чем во многих государствах западных демократий. В Конституции СССР 1977 года социально-политические права граждан получили дальнейшее развитие. Значимость советских конституций состояла в том, что социальные принципы, положенные в их основу, оказали влияние на развитие и признание социально-экономических прав народов во всем мире. Подтверждением тому является принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека, в статьях которой установлен высокий стандарт прав человека первого и второго поколения, в 1968 году Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
Рассматривая различные концепции развития правового государства в исследованиях русских мыслителей рубежа XIX-XX веков нетрудно заметить, что между рассматриваемыми концепциями и развитием прав человека прослеживается отчетливая связь. Так, либеральное правовое государство провозглашает личные права и свободы личности – права человека первого поколения. Социальные права, законодательно закрепленные сегодня в большинстве стран в мире, отличаются от многих прав первого поколения тем, что государство обязано не только их защищать, но и обеспечивать. Уровень экономического развития государства определяет объем реализации социальных прав, связывая их выполнение с принятыми государством социальными обязательствами. Посредством принятой и законодательно закрепленной социальной политики государство принимает меры по социально-экономической поддержке своих граждан. Такие меры могут включать издание законов, направленных на стимулирование трудовой деятельности и социальной активности граждан; создание систем социального страхования с участием государства, предприятий и граждан; формирование рациональной налоговой политики и так далее.
Заслуживает внимания подход Джона Ролза к решению социально-экономических проблем общества. В своей работе «Теория справедливости», изданной в США в 1971 году, он обосновывает схему взаимодействия в обществе богатых и наименее имущих индивидов через перераспределение благ, в результате которого посредством налогообложения достигается компенсация доходов для малоимущих граждан. Единственным и независимым судьей здесь выступает государство. Противопоставляя утилитаризму свой подход, названный «справедливость как честность» Ролз убедительно доказывает, что либеральные свободы и социальные ценности вполне совместимы, а справедливость достигается путем перераспределения богатств.
В исследуемых концепциях русских философов, мыслителей, правоведов были поставлены проблемы создания и развития правового государства в условиях российской действительности конца XIX начала XX веков. Тем не менее, исследуемые вопросы не утратили своей актуальности и в наше время. В последние десятилетия некоторые идеи классической либеральной теории становятся менее актуальными, а порой и совсем теряют свою значимость. Крайняя степень индивидуализации жизни человека в нашем обществе приводит к появлению моральных и психологических проблем. Приходит понимание, что без совершенного гармоничного социума невозможно полноценное развитие личности. В современном обществе вновь возникает необходимость возрождения консервативных ценностей, которые связаны с национальными традициями, верой, классическими семейными отношениями, идеей порядка и безопасности. Обращение к философскому наследию русских мыслителей позволяет вновь вернуться к идее справедливости и общего блага, обрести гармонию в отношениях личности и государства.



1. Аристотель. Сочинения : В 4-х т. М. «Мысль», 1983.
2. Гессен, В. М. Основы конституционного права / В. М. Гессен. — Петроград : юрид. кн. скл. «Право», 1917. — 439, [5] с.
3. Гессен, В. М. Основы конституционного права / Владимир Матвеевич Гессен; сост., авт. вступит. ст. и коммент. А. Н. Медушевский ; — Москва : РОССПЭН, 2010. — 494, [1] с. — (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века).
4. Гессен, В. М. Правовое государство. — Санкт-Петербург : Н. Глаголев, 1906. — 352 с. — (К реформе государственного строя России ; Вып. 2).
5. Кант, И. Метафизика нравов // Соч. в 4-х т. Т. 4 (2) М., Мысль, 1965.
6. Кант, И. Метафизика нравов в двух частях // Кант И. Критика практического разума. СПб., 1995.
7. Кант, И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 4 (1). Москва, 1965.
8. Ковалевский, М. М. Общее конституционное право. — Санкт- Петербург : Север,1908.
9. Ковалевский, М. М. От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму: Рост государства и его отражение в истории политических учений. Т. 1-3 / Максим Ковалевский. — Москва : тип. т-ва И. Д. Сытина, 1906. — 3 т.
10. Ковалевский, М. М. Труды по политической социологии и политологии / Отв. ред. А. О. Бороноев; сост. Д. В.Миронов, С. Д. Савин. — Санкт- Петербург: Центр содействия образованию, 2012. — 696 с.
11. Конституция Российской Федерации, 1993г.
12. Котляревский, С. А. Избранные труды / Сергей Андреевич Котляревский; сост., авт. вступит. ст. и коммент. К. А. Соловьев, Ин-т общественной мысли. — Москва: РОССПЭН, 2010. — 702, [1] с.
13. Локк, Дж. Избранные философские произведения. Москва, Мысль.,1960. Т. II.
14. Монтескье, Ш. Л. Избранные произведения. Москва, 1955.
15. Монтескье, Ш. Л. О духе законов // Избранные произведения. Москва, 1995.
16. Новгородцев П. И. Об общественном идеале., сост.,подг. текста, вст. ст. А.В. Соболева. - Москва, Изд-во Пресса, 1991.
17. Платон. Собрание сочинений в 3-х тт., М., 1974
18. Соловьев, В. С. Оправдание добра. Нравственная философия: в 2-х т. Москва : Мысль, 1990.
19. Соловьев, В. С. Сочинения: в 2-х т., Мысль, 1988.
20. Чичерин, Б. Н. Избранные труды / Б. Н. Чичерин; подгот.: А. В. Поляков, Е. В. Тимошина. — Санкт-Петербург: Изд-во СПбГУ, 1997. — 555 с.

Использованная литература

1. Алексеева, Т. А. Политическая философия. От концепции к теории. Москва : РОССПЭН, 2007.
2. Барнашов, А. М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. Томск, 1988. — 102 с.
3. Бентам, И. Принципы законодательства; О влиянии условий времени и места на законодательство; Руководство по политической экономии / Иеремия Бентам; пер. на рус. яз. М. О. Гершензона. — Изд. 2-е. — Москва : URSS ЛИБРОКОМ, 2012. — 136, [1] с. — (Классика политэкономической мысли).
4. Бёрк, Э. Правление, политика и общество / Эдмунд Берк; Ин-т социологии РАН, Моск. высш. шк. социал. и экон. наук, Центр фундам. социологии. — Москва : Канон-пресс-Ц Кучково поле, 2001. — 478, [1] с. — (Civitas terrena: социальная теория, политика и право). — (Серия «Публикации ЦФС»). — (Университетская библиотека).
5. Бёрк, Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию : [Сокр. пер. с англ / Предисл. К. К. О'Брайена, с. 3-40]. — Москва : Рудомино, 1993. — 143, [1] с.
6. Бурдукова, И. И. Становление и развитие конституционных идей в России / И. И. Бурдукова; М-во культуры Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. — Санкт-Петербург : С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 1999. — 253, [2] с.
7. Васильев Б. В. Философия права русского неолиберализма конца XIX – начала XX века. : автореф. дис. …докт. фил. наук, СПб., 2005.
8. Гегель, Г. В. Ф. Политические произведения. Москва : Наука, 1978.
9. Гоббс, Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Соч. в 2-х томах. Москва : Мысль, 1991.
10. Дугин, А. Г. Философия политики. Москва : Арктогея, 2004.
11. Дудник, С. И. Маркс против СССР : критические интерпретации советского исторического опыта в неомарксизме / С. И. Дудник. — Санкт-Петербург : Наука, 2013. — 301, [2] с.
12. Евлампиев, И. И. Политическая философия Б. Н. Чичерина : [монография] / И. И. Евлампиев; Санкт-Петербургский гос. ун-т. — Санкт-Петербург : Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2013. — 225 с. — (История политической мысли).
13. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. В. С. Нерсесянца. — Москва : НОРМА-ИНФРА, 1999. — 736 с.
14. Козловский В.В., Уткин А.М., Федотова В.Г. Модернизация от равенства к свободе. СПб, изд-во СПбГУ, 1995.
15. Конституционно-правовое развитие России / В.Д. Зорькин. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2011. – 720 с.
16. Кислов, А. Г. Идея права на достойное человеческое существование: социально-философский анализ : монография / А. Г. Кислов, Е. М. Кропанева, М. Р. Москаленко; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». — Екатеринбург : РГППУ, 2013. — 166 с.
17. Кистяковский, Б. А. Избранное : [в 2 ч.] / Богдан Александрович Кистяковский; сост., авт. вступ. ст. и коммент.: А. Н. Медушевский ; ред. совет: Л. А. Опенкин, (пред.) [и др]. — Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века).
18. Классический французский либерализм / Пер. с фр. М. М. Федоровой. — Москва : РОССПЭН, 2000. — 591 с. — (Университетская библиотека. Политология). — (Российская политическая энциклопедия).
19. Книга Государя : антология политической мысли / [сост., подгот. текста и коммент. Р. В. Светлова и И. А. Гончарова]. — Санкт-Петербург : Амфора, 2009. — 508, [1] с. : ил. — (Александрийская библиотека).
20. Ковалевский, М. М. Избранные труды: [в 2 ч.] / Максим Максимович Ковалевский; [сост., авт. вступ. ст. и коммент.: Н. Б. Хайлова]. – Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века / ред. совет.: Л. А. Опенкин, (пред.) [и др.]). — (Библиотека отечественной общественной мысли).
21. Ковалевский, М. М. Очерки по истории политических учреждений России / Максим Ковалевский. — Москва : Территория будущего, 2007. — 238, [1] c. — (Университетская библиотека Александра Погорельского / сост.: В. В. Анашвили, А. Л. Погорельский . Серия: История. Культурология).
22. Козлихин, И. Ю. История политических и правовых учений : учебник для студентов юридических вузов и факультетов / И. Ю. Козлихин, А. В. Поляков, Е. В. Тимошина ; Санкт-Петербургский гос. ун-т. — Санкт-Петербург : Изд. дом Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2007. — 854 с.
23. Козырева, Л. Д. Философия народовластия в России (вторая половина XIX – первая половина XX в.) / Л. Д. Козырева; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. техн. ун-т. — Санкт-Петербург : Изд-во СПбГТУ, 1998. — 191 с.
24. Констан, Б. О свободе у древних в сравнении со свободой у современных людей // Полис. — 1993. — № 2.
25. Коркунов, Н. М. История философии права : Пособие к лекциям / [Соч.] Н. М. Коркунова, проф. С.-Петерб. ун-та. — 6-е изд. (без перемен). — Санкт-Петербург : тип. М. М. Стасюлевича, 1915. — VI, 502 с.
26. Лобеева, В. М. Социальная философия Б. Н. Чичерина: системный анализ / В. М. Лобеева. — Москва : Канон+, 2012. – 303 с. : портр.
27. Малькова, Е. Г. Понятие государства в трудах Б. А. Кистяковского / Е. Г. Малькова // Юридическая мысль. — 2006. — № 4. — С. 44—46.
28. Маритен, Ж. Человек и государство : [Пер. с англ.] / Жак Маритен. — М : Идея-пресс Дом интеллектуал. кн., 2000. — 195, [1] с. : портр.
29. Марков, Б. В. Понятие политического / Борис Марков. — Москва : РОССПЭН, 2007. — 141, [1] с. — (Россия. В поисках себя...).
30. Нация и империя в русской мысли начала ХХ века / [Сост., вступ. ст. и прим. С. М. Сергеева]. — Москва : СКИМЕНЪ ПРЕНСА, 2004. – 351 с. — (Русские думы).
31. Новгородцев, П. И. Историческая школа юристов / П. И. Новгородцев ; МВД России, С.-Петерб. ун-т. — Санкт-Петербург : Лань, 1999. — 189 с. — (Классики истории и философии права / Редкол. : Сальников В. П. (предс.) [и др.]).
32. Осипов, И. Д. Философия политики и права в России / И. Д. Осипов; Санкт-Петербургский гос. ун-т. — Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2014. — 259 с.
33. Погодин, С. Н. Максим Максимович Ковалевский / С. Н. Погодин; С.-Петерб. гос. политехн. ун-т. — Санкт-Петербург : Нестор, 2005. — 155, [2] с. — (История в политехническом университете).
34. Покровский, И. А. Право на существование // Свобода и культура. — СПб. —1906. —№ 4.
35. Политический строй современных государств Т. 1 : Сборник статей П. Г. Виноградова, В. М. Гессена, М. М. Ковалевского, Н. Е. Кудрина, П. Н. Милюкова и М. А. Рейснера, 1905. — XII, 653 с.
36. Политология : энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. П. Аверьянов. — Москва, 1993. — 329 с.
37. Правовое государство и ответственность личности : коллективная монография / Под. ред. С.И. Дудника, И.Д. Осипова. – СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2011. – 211 с.
38. Проблемы общей теории права и государства : учебник для вузов / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2008. – 832 с.
39. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / [М. Н. Марченко, О. Э. Нейст, В. Д. Попков, [и др.] ; под ред. М. Н. Марченко. — Москва : Проспект, 1999. — 502 с.
40. Рассолов, М. М. История политических и правовых учений / М. М. Рассолов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 271 с.
41. Рац, М. В. Концепции открытого общества в современной России // Вопросы философии. 1999., № 22, С.24.
42. Ролз, Д. Теория справедливости : [Пер. с англ.] / Джон Ролз; Науч. ред. [и авт. предисл.] проф. В. В. Целищев. — Новосибирск. Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. — 535 с.
43. Русская правовая и политическая мысль: Антология / Ред.-сост. С. Л. Чижов. — Москва. Летний сад, 2013.
44. Руссо, Ж. Ж. Об общественном договоре. Москва : Канон-Пресс. 1998.
45. Соловьев, Э. Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. — Москва. Наука, 1992. — 210, [2] с. — (Немецкая классическая философия. Новые исследования).
46. Теория государства и права Учебник / Под ред. Кулакова В. П. — Москва: Норма, 2008. — 603 с.
47. Токарева Д.В. Конституционные проекты и концепции в русской либеральной мысли второй половины ХIХ – первой четверти ХХ в.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Орел, 2010.
48. Токвиль, А. Демократия в Америке. Москва. Прогресс, 1994.
49. Философия Российской государственности: история и современность. К 1150-летию Российской государственности : коллективная монография : в 2 т. / под общ. ред. проф. С. И. Дудника, проф. А. Х. Даудова, проф. И. Д. Осипова. — СПб, 2013. — 374 с.
50. Фуко, М. Безопасность, территория, население : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1977-1978 учебном году / Мишель Фуко; пер. с фр. Н. В. Суслова [и др.]. — Санкт-Петербург : Наука, 2011. — 543, [1] c. — (Programme A. Pouchkine).
51. Хайек, Ф. Индивидуализм – истинный и ложный // О свободе.
52. Антология мировой либеральной мысли (I-я половина ХХ века). Москва: Прогресс. 2000.
53. Цицерон, М. Т. О государстве. О законах. Москва, 1994.
54. Челлен, Р. Государство как форма жизни / Рудольф Челлен; [пер. с швед. и примеч. М. А. Исаева предисл. и примеч. М. В. Ильина]. — Москва: РОССПЭН, 2008. — 319 с. — (Российская политическая энциклопедия). — (Серия «История политической мысли»).
55. Шмитт, К. Государство и политическая форма: [сборник работ] / Карл Шмитт; пер. с нем. О. Кильдюшова. — Москва : издательский дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2010. — 270, [1] с. — (Серия Политическая теория).
56. Штраус Л. Естественное право и история / Лео Штраус; [пер. Е. Адлер, Б. Путько]. — Москва : Водолей Publishers, 2007. — 311 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ