Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1. Понятие и цели управления персоналом в системе управления организацией 8
1.2. Персонал как конкурентное преимущество организации 13
1.3. Методика оценки эффективности системы управления персоналом 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ООО «СИГМЕНТ» 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 30
2.2. Показатели оценки кадрового потенциала организации 36
2.3. Оценка системы развития персонала в организации 47
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ООО «СИГМЕНТ» 55
3.1. Рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в целях повышения конкурентоспособности 55
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
Развитие рыночных отношений дало толчок к пересмотру концепции управления предприятиями всех сфер деятельности, и привело к радикальным трансформациям направлений и механизмов структурных преобразований в современных организациях. Оперативное действие предприятий в современных условиях, наиболее зависит от целесообразного использования всех имеющихся ресурсов, в том числе и трудовых. Современная предпринимательская структура представляет собой единый механизм, каждое «слабое звено» которого неизбежно влияет на продуктивность работы других звеньев (производство, сбыт, финансовый блок и др.). Поэтому когда другие резервы ограничены, не доступны или неэффективно используются, руководители все чаще прибегают к выстраиванию эффективных систем управления персоналом.
Человеческие ресурсы создают неповторимый климат в компании (командный, инновационный, предпринимательский), который способствует непрерывному совершенствованию продуктов и бизнес-процессов, что в свою очередь, определяет устойчивость и долгосрочность конкурентных преимуществ компании. Именно этим обусловлена потребность в изменении отношения к управлению персоналом как исключительно оперативной деятельности. Оценка персонала, как ключевого ресурса, в реализации бизнес-стратегии, предполагает управление ими и на стратегическом уровне. Для решения этой задачи управления человеческие ресурсы необходимо интегрировать в бизнес- стратегию. Интегрированное управление человеческими ресурсами предполагает анализ ситуаций на рынке труда и оценку конкурентоспособности компании за квалифицированный персонал с целью разработки и реализации долгосрочных программ развития привлекательности компании для человеческого ресурса. Поэтому необходимо переходить к новой концепции управления персоналом на уровне хозяйствующей структуры. Ее сущность - в рассмотрении Человека в качестве главного объекта интересов менеджмента. Задача руководства при этом заключается в проведении такой кадровой политики, когда целью всей деятельности по управлению персоналом, становится наилучшее удовлетворение растущих запросов и потребностей каждого члена организации.
На сегодняшний день немногие собственники и руководство смотрят на персонал как на конкурентное преимущество организации. Конкурентное преимущество с позиции субъекта рынка - это его активы и различные свойства, дающие ему преимущества над соперниками и конкурентами. В идеале конкурентное преимущество предполагает, что у него нет конкурентов. Традиционно конкурентные преимущества объединяют в две группы - высокого и низкого ранга. Каждая из этих групп дает общую характеристику персонала: так, преимущества высокого ранга предполагают наличие квалифицированного персонала, длительный период его активного использования с целью увеличения доходов и максимизации прибыли, а преимущества низкого ранга связаны с наличием дешевой рабочей силы, ее доступностью.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем фактом, что геополитическую и экономическую ситуации в России сегодня сложно назвать благоприятной, а также многие другие причины и внешние факторы, влияют на развитие предприятия, поэтому управление персоналом имеет огромное значение. Любая кризисная ситуация грозит компании не только финансовыми проблемами и утратой своих позиций на рынке, но и потерей квалифицированных кадров, без которых преодолеть кризис невозможно. В этой связи особую актуальность для предприятий приобретает совершенствование системы управление персоналом, организованное таким образом, чтобы с минимально возможными затратами обеспечить эффективность протекающих процессов на предприятии. Недостаточная разработанность и необходимость создания эффективной системы управления персоналом, поиск организационных резервов роста эффективности предприятий в конкурентной среде, определяют актуальность и значимость данного исследования.
Основная цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом в целях повышения ее конкурентоспособности.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие задачи:
• выявить теоретические основы управления системы управления персоналом в современных условиях;
• провести анализ системы управления персоналом в организации;
• разработать пути совершенствования системы управления персоналом в компании.
Предметом исследования является система управления персоналом на современном предприятии.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является коммерческое предприятие ООО «Сигмент».
Методологическую базу исследования составил системный и структурный анализ управления персоналом. Широко использовались метод опроса, экспертных оценок, анализа и синтеза, статистической обработки первичных данных и их графический метод.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработку рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом в ООО «Сигмент», имеющее огромное значение для дальнейшей деятельности предприятия в целях повышения конкурентоспособности компании.
Проведенное в работе исследование, позволило сформулировать личные выводы и предложения по ее совершенствованию.
Главная цель системы управления персоналом: обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие. Эффективная система управления персоналом - залог успешного существования и финансовой стабильности любой фирмы.
ООО «Сигмент» - молодая, динамично развивающаяся компания, и специализируется на производстве и монтаже светопрозрачных ограждающих конструкций из алюминия и пластика: окна, двери, входные группы, витражи, зенитные фонари. Существующая в ООО «Сигмент» система управления персоналом, характерная для предприятий малого бизнеса, достаточна для решения задач функционирования на существующем рынке.
Оценивая потенциал персонала ООО «Сигмент», можно утверждать, что образовательный и профессиональный уровень работников компании, в целом, достаточен для реализации инновационной стратегии активного развития. Для руководства ООО «Сигмент» важным в современных условиях становится требование к образованию работников, т.к. применение новейших компьютерных технологий, внедрение сложного высокоэффективного производственно-технологического оборудования и установок, предъявляют повышенные требования к подготовке персонала. При этом политика ООО «Сиг- мент» в области развития персонала нацелена на обеспечение эффективно работающими кадрами на основе выявления, развития и максимальной реализации трудового и творческого потенциала каждого работника, формирование у него чувства корпоративной солидарности и приверженности интересам Компании.
В целом рассматривать данную сложившуюся систему управления в организации, как положительную, реализация разработанных мероприятий по совершенствованию системы и механизма управления персоналом позволит в будущем руководству ООО «Сигмент» создать более эффективную систему развития и корпоративного обучения, что, несомненно, улучшит экономическую деятельность предприятия и систему управления персоналом в целом, и включает следующее.
1. Важнейшим элементом стратегического и оперативного планирования является вовлечение персонала компании в непрерывную и эффективную работу. Это позволяет осуществить широко известная концепция «Хосин Канри». Хосин Канри способствует вовлечению каждого руководителя и сотрудника в процессы выработки, всеобщего разделения и эффективной реализации политики предприятия, организации и иных сообществ. Подход «Хосин Канри» направлен на достижение прорывных результатов за счет настройки системы эффективности организации на достижение стратегических целей, а также создании эффективного механизма мониторинга и контроля хода их достижения.
2. Для повышения эффективности работы персонала предлагается использование технологии и системы геймификации. Уникальность игры, как инструмента обучения в том, что благодаря ей воспроизводится ситуация, максимально приближенная к реальности. Геймификация - это умение конкурировать, быть наиболее эффективным и интересным, путем приданию рутинной работе дополнительный смысл. Опыт показывает, что использование данного инструмента, позволяет значительно увеличить эффективность образовательного процесса.
3. Применение современных методов управления персоналом, в частности, система грейдов и KPI, влечет за собой некоторые системные изменения в общих принципах управления, корректирует корпоративную культуру организации. При этом, важным является не просто внедрение управленческих новшеств, но и грамотное прохождение процесса параллельных изменений. Ответственность за выполнение этих мероприятий можно возложить на HR- специалиста - в его обязанности будет входить подготовка персонала к нововведениям, привлечение их на свою сторону и получение максимального эффекта от разработки и внедрения новшеств в управлении и работе организации.
4. Облачное решение SuccessFactors поможет решить три главные задачи бизнеса:
• установить соответствие между целями компании и целями всех сотрудников;
• повысить эффективность работы персонала и ускорить их взаимодействие на уровне компании;
• обеспечить руководителей информацией, необходимой для принятия быстрых и взвешенных управленческих решений.
После всех предложенных мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в целях повышения конкурентоспособности в ООО «Сигмент», выручка от увеличится по прогнозным данным на 17,3%, прибыль на 25%, экономический эффект составит - 1113 тыс. руб., окупаемость инвестиций в человеческий капитал, составит приблизительно - 1,5 года, и позволит при постоянно меняющихся потребностях и возможностях, достигать наилучших результатов деятельности.
Все рекомендации взаимосвязаны между собой и фактически представляют собой систему, направленную именно на совершенствование и создание эффективной системы управления персоналом. Результатом будет понимание, как совершенствовать свою работу на разных участках, начиная с руководства ООО «Сигмент», и заканчивая эффективным общением с заказчиками и клиентами, что в значительной мере, повышает конкурентоспособность компании.
I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. 03.07.2016 № 272-ФЗ) // Российская газета. - 2001. - 31 декабря.
3. Об обществах с ограниченной ответственностью: федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. 03.07.2016 № 272-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №7. - Ст.785.
II. Специальная литература:
4. Аглицкий И. Управление персоналом коммерческой организации в условиях нестационарной экономики / И.Аглицкий, Е.Сирота, С.Щепетова // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - №10. - С.62-66.
5. Архипова Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016. - 224 с.
6. Бадальянц С.В. Современные подходы к управлению персоналом на предприятиях сервиса / С.В. Бадальянц // Экономика и социум. - 2016. - № 8. • С. 38-41.
7. Борщева Ю.А. О профессии «менеджер по персоналу» / Ю.А. Борщева // Теория и практика современной науки. - 2016. - № 9. - С. 60-63.
8. Боровских Н. В. Обеспечение конкурентоспособности предприятия / Н.В. Боровких, Е.В Паскевич // Молодой ученый. - 2017. - №3. - С. 299-302.
9. Булатов А. Методика расчета и оценки профессиональной готовности кадрового резерва / А. Булатов // Справочник по управлению персоналом. • 2015. - № 1. - С. 78-84.
10. Велиханова А.Р. Основные принципы и задачи эффективного управления предприятием в проблемной среде / А.Р. Велиханова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №7. - С. 14-20.
11. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник для студ. Вузов / И.Н. Герчикова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 500 с.
12. Гнеденко М.В. Организация управления персоналом / Гнеденко М.В., Живаева В.В., Гнеденко В.В. // Успехи современного естествознания. - 2014. - №7. - С.54-56.
13. Гущина Ю.И. Система управления персоналом: содержание, цели, функции и методы / Ю.И. Гущина, О.А.Гаврилова, Т.В. Нестеренко // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 7. - С. 1205-1213.
14. Дюжева М.Б. Особенности формирования кадрового резерва / М.Б. Д.жева, Н.И. Роговская // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 1. - С. 220-225.
15. Егошин А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие / А.П. Егоршин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352 с.
...