Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №124100

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы103
Год сдачи2017
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 3
Глава 1. Социальные медиа в мировой политике. 11
§1.1. История развития социальных медиа. 11
§1.2. Направления использования социальных медиа в мировой политике. 16
Глава 2. Роль социальных медиа во внешнеполитической коммуникации ведущих государств мира. 34
§2.1. Система использования социальных медиа во внешнеполитической коммуникации в Соединенных Штатах Америки. 34
§2.2. Система использования социальных медиа во внешнеполитической коммуникации в других государствах мира. 46
Глава 3. Роль социальных медиа во внешнеполитической коммуникации России. 58
§3.1. Формирование системы использования социальных медиа во внешнеполитической коммуникации России. 58
§3.2. Недостатки и направления развития инструмента социальных медиа во внешнеполитической коммуникации России. 72
Заключение. 87
Список источников и литературы. 91


Необходимой инфраструктурой для работы социальных медиа стали информационно-коммуникационные и вычислительные технологии – индивидуальные вычислительные устройства (компьютеры и мобильные телефоны), сеть Интернет, а также оборудование для хранения информации, доступной через социальные сервисы. Перечисленные технологии стали активно развиваться в годы Второй Мировой войны и после нее, произведя революцию в обеспечении связи между людьми и сформировав триллионную индустрию информационных технологий и связанных с ними услуг.
Основную роль в становлении мировой компьютерной сети сыграло подразделение Агентства перспективных исследовательских проектов Пентагона (ARPA, сегодня – DARPA) под руководством математика Джозефа Ликлайдера. Группа ученых пошла дальше предположения о компьютере как о вычислительной машине и предложила парадигму использования компьютера как посредника в общении между людьми. Так в 1969 году возникла сеть ARPANet, первоначально объединившая 4 университета в США, а в 1995 году конкурирующий проект NSFnet заключил контракт на передачу трех точек доступа в коммерческое пользование, что позволило превратить различные локальные сети в единую глобальную.
Согласно данным Международного союза электросвязи, интернетом пользуются 47% населения планеты. За небольшой промежуток времени интернет стал основой удаленной коммуникации для частных лиц, коммерческих и некоммерческих структур, «ключевым средством, благодаря которому люди могут осуществлять свое право на свободу мнений и их свободное выражение» . Также Организация признает право на доступ к глобальной сети одним из неотъемлемых прав человека.
Критически значимая инфраструктура связи и удаленных систем управления (в совокупности с их уязвимостью для атак извне) потребовали реакции вооруженных сил (ВС) ведущих государств мира. В 2016 году страны НАТО признали киберпространство зоной оперативной ответственности блока «наравне с сушей, морем и воздухом» (то есть, еще одним театром военных действий). ВС различных стран ответили созданием подразделений, действующих в киберпространстве – войска информационных операций в 2014 году созданы в России для защиты «российских военных систем управления и связи от кибертерроризма» . Позже, в 2017 году, министр обороны РФ Сергей Шойгу признал, что в составе войск информационных операций есть и подразделения, занимающиеся контрпропагандой. Аналогичные подразделения (пропаганды и защиты информационных систем) имеют в своем составе ВС США, Китая и других государств.
Решение проблем информационной безопасности (ИБ) и кибербезопасности осложняется отсутствием обязующих международных документов, которые регламентировали бы поведение вооруженных сил государств в киберпространстве. Разработка многосторонних документов осложняется разностью подходов государств к проблеме обеспечения МИБ. США и страны ЕС среди основных видят угрозы кибербезопасности (при таком подходе главными угрозами являются хакерские атаки, кибершпионаж и кибертерроризм). Российский подход основывается на другой терминологии – информационной безопасности, помимо упомянутых угроз обращая внимание на защищенность личности, общества и государства от информационно-психологического негативного воздействия, то есть, предполагает наличие суверенного информационного пространства и интересов государства в нем. Данный подход был закреплен на саммите ШОС в 2009 году, а также в российско-китайском соглашении о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (МИБ), где для двух государств общим моментом является «противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в нарушение общепризнанных принципов международного права, в том числе для вмешательства во внутренние дела государств, подрыва суверенитета».
Разность подходов сторон осложняется спором о применимости существующих правовых документов к интернет-пространству – понятия агрессии, в том виде, в котором оно прописано в Уставе ООН, определения государства-агрессора (или самого факта причастности государственных кибервойск), определения нанесенного ущерба. Фактически, сегодня за пределы обсуждения вынесено повреждение виртуальной инфраструктуры, а оценка ущерба базируется только на физическом повреждении: «ущерб здоровью / гибель людей и повреждение / разрешение инфраструктуры – и остаются почти единственными обсуждаемыми критериями для международно-правовой квалификации тех или иных действий в киберпространстве. Ключевые конкретные задачи в этом плане – отделение понятия использования силы (use of force) от вооруженного нападения (armed attack) по смыслу Устава ООН с использованием ИКТ» .
Два блока (условные «западный» и «восточный»), ведущие спор о подходах и применимых нормах, также не являются монолитными, разность позиций проявляется и внутри них: «Разногласия есть и внутри НАТО, распространившей на киберпространство принцип коллективной обороны (5-ю статью Вашингтонского договора). По идее это должно означать, что в случае кибератаки на одно из государств блока отвечать агрессору будут силы всего альянса. Но нигде не сказано, при каком ущербе вступает в силу этот принцип. Также нигде не оговаривается, как в НАТО намерены решать проблему атрибуции (а выявить киберагрессора со стопроцентной уверенностью очень сложно)» .
Еще больше ситуацию осложняют негосударственные акторы, на которых приходится большая часть краж и вторжений в киберпространстве. В конце 2010-х годов возникло движение хактивистов (от слов «хакер» и «активист»), которое использует хакерские методы работы для атак на инфраструктуру политических и международных акторов для защиты идей свободы слова, совести или информации.
Политическое измерение роли информационных технологий не заканчивается вопросом использования государствами и другими акторами киберпотенциалов в военных и экономических целях. Одновременно с ростом глобальной сети среди ученых приобретает популярность концепция нового этапа развития общества. Основные характеристики нового этапа – постиндустриального (информационного) общества, таковы:
• высокий уровень потребления;
• преобладание сферы услуг в структуре экономики;
• высокий уровень автоматизации производства;
• высокая ценность интеллектуального капитала .
Первый проект политического участия, основанный на достижениях ИКТ, был запущен в 1994 году волонтером Стивеном Клифтом при поддержке властей штата Миннесота. Предвыборный сайт «Minnesota E-Democracy» позволил политикам (кандидатам в губернаторы и сенаторы от штата) охватить значительное количество избирателей за счет участия в онлайн-дебатах с вопросами от населения штата, приходящими по электронной почте . Пример осуществления электронной демократии (использования удаленных технологий коммуникации для обеспечения участия граждан в процессе обсуждения и принятия решений на местном и более высоких уровнях) оказался успешным – сегодня во многих государствах мира с высокой долей пользователей интернета действуют онлайн-площадки для обсуждения низовых и властных инициатив (электронное участие), оказания госуслуг (электронное правительство) и даже для голосования (электронные выборы).
Сегодня участие граждан в обсуждении и принятии решений на разных уровнях не требует регистрации на множестве интернет-сайтов, создаваемых для различных мероприятий. Участие можно организовать с помощью аккаунтов (профилей) в компьютерных социальных сетях. Формат современных социальных сетей позволяет, не выходя за пределы одного интернет-сайта, осуществлять удаленную коммуникацию, размещать информацию и сопровождать ее мультимедийным контентом, состоять в сообществах и организовывать их, устраивать конференции (привлекать к диалогу более одного лица). Возрастающее влияние информационно-коммуникационных технологий на масштаб и скорость получения и распространения информации, на процесс принятия решений людьми, организациями и государствами, а также влияние нового инструмента социальных медиа на политический процесс определяет актуальность данного исследования.
Объектом исследования выступают социальные медиа.
Предметом исследования является роль, которая отводится социальным медиа среди других информационно-коммуникационных платформ в процессе реализации целей и задач внешней политики Российской Федерации.
Цель данной диссертации: исследовать существующую систему использования социальных медиа в процессе коммуникации субъектов, решающих внешнеполитические задачи России.
Исходя из сформулированной цели, автор исследования обозначил и решил следующие задачи:
• рассмотреть историю становления социальных медиа как платформы для политической коммуникации;
• выявить механизмы влияния социальных медиа на международный политический процесс;
• исследовать систему использования социальных медиа ведущими государствами мира в процессах коммуникации с внешней аудиторией;
• изучить этапы развития системы использования социальных медиа в процессе коммуникации с внешней аудиторией внешнеполитическими акторами Российской Федерации;
• исследовать систему использования социальных медиа внешнеполитическими акторами России на предмет сильных и слабых сторон существующего подхода.
Методологическая основа данной магистерской диссертации представляет собой совокупность исторических, социологических и общенаучных методов исследования. Основу исследования составляет принцип историзма, который предполагает изучение контекстуальной составляющей явления (исследование роли социальных медиа во внешнеполитической коммуникации с учетом ряда факторов, оказывающих влияние на проводимую Россией и другими государствами внешнюю политику) и следование принципу научной объективности. Последний включает в себя рассмотрение роли социальных медиа во внешнеполитическом процессе с учетом многогранности и противоречивости как самого инструмента, так и вектора внешней политики представленных в исследовании государств.
При написании данной диссертации автор использовал следующие методы исследования: метод анализа, метод классификации, историко-генетический метод, сравнительно-исторический метод, элементы метода дискурс-анализа.
Метод анализа применяется для изучения систем использования социальных медиа во внешней коммуникации различных государств мира через выделение основных деталей систем представленных в работе государств, частью данного метода является метод источниковедческого анализа, который предполагает изучение содержания опубликованных внешнеполитическими ведомствами документов, выделение и истолкование деталей, дающих наиболее четкую характеристику направлению использования инструмента социальных медиа.
Метод классификации применяется для обозначения нескольких групп государств согласно основным целям и существующей стратегии использования инструмента социальных медиа в главе II.
Историко-генетический метод позволяет исследовать происхождение (генезис) представленных в работе явлений (использование инструмента социальных медиа во внешнеполитической коммуникации России) и дальнейшее развитие (эволюцию) системы – изучение причин изменения стратегии использования социальных медиа в процессе модификации вектора внешней политики РФ.
Сравнительно-исторический метод применяется в целях выявления направленности изменений в использовании социальных медиа внешнеполитическими акторами Российской Федерации через сравнение формы и содержания стратегии работы в социальных сервисах на различных этапах развития системы.
Элементы дискурс-анализа, применяемые в данной работе, позволяют рассматривать политические тексты (документы и речи официальных лиц) и выделять основные детали с учетом политических и личностных характеристик автора рассматриваемого текста, с учетом контекста создания политического текста и его соотношения с остальными политическими текстами данной тематики.
Степень научной разработанности темы: тема использования социальных медиа во внешней политике России была поднята рядом исследователей в 2012-2013 годах после данного президента В.В.Путина сотрудникам МИД в 2012 года указания необходимости использования новых коммуникационных инструментов. Это работы таких исследователей как Н.Цветкова, Е.Черненко, О.Демидов, А.Долинский, С.Кулик, О.Шакиров. Далее научное обсуждение использования социальных сервисов во внешнеполитической коммуникации было фактически сведено к нулю, однако к данному моменту история с российским участием в предвыборных кампаниях нескольких государств, а также ведущийся поиск выхода из ситуации информационного и политического противостояния России со многими государствами западного мира, привело к популяризации близкой исследованию темы коммуникации российских внешнеполитических акторов с иностранной аудиторией. Данную тему сегодня поднимают, в основном, исследователи, не аффилированные с официальными или прокремлевскими акторами: исследователи Московского центра Карнеги, колумнисты российских СМИ, а также западные исследователи.
Новизна исследования: в данной магистерской диссертации приводится полноценный анализ становления и развития российской системы использования инструмента социальных медиа в процессе внешнеполитической коммуникации, выявляются основные компоненты существующей системы, а также сильные и слабые стороны реализуемой стратегии касаемо нового инструмента.
Исследование выполнено на основе обширной источниковой базы, включающей в себя несколько групп источников:
• документы международных организаций (ООН и МСЭ), документы и программы развития зарубежных дипломатических ведомств и правительств (документы Госдепартамента США и Белого дома, Форин офиса Великобритании, МИД Франции), а также российские источники: документы МИД РФ, указы и распоряжения Президента России, «Концепцию государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию»;
• аналитические материалы отечественных и западных исследовательских центров (ИНСОР, РСМД, ПИР-Центра, Фонда Карнеги за международный мир);
• информационные и аналитические материалы российских и зарубежных СМИ.
Структура работы обусловлена поставленными целью и задачами. Исследование состоит из введения, трех глав (разделенных на два тематических параграфа каждая), заключения, списка источников и литературы. Введение обосновывает актуальность темы исследования, определяет объект и предмет диссертации, ее цель и задачи, методологическую основу, степень научной разработанности темы, научную новизну и источниковую базу исследования. В первой главе рассматривается история становления социальных медиа как инструмента внутренней и международной политической коммуникации. Во второй главе анализируется опыт применения социальных медиа во внешнеполитической коммуникации ведущих государств мира. Во третьей главе исследуется становление и развитие российской системы использования социальных медиа во внешнеполитической коммуникации, рассматриваются ее недостатки и варианты развития. В заключении приводятся выводы, сформулированные автором в ходе исследования. В списке источников и литературы отображается базис, на основе которого выстроены теоретическая и прикладная части исследования.
Апробация основных положений исследования была проведена в ходе Первой международной конференции «Digital Transformations & Global Society» (DGTS-2016, «Цифровые трансформации и глобальное общество»). Часть положений и выводов диссертации изложены в научной статье «How to Measure the Digital Diplomacy Efficiency: Problems and Constraints» («Как измерить эффективность цифровой дипломатии: проблемы и ограничения»), написанной в соавторстве с Р.В. Болговым, В.С. Ягьей и М.А. Ярмолиной (статья индексируется в базе данных Scopus).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальные сервисы сегодня являются неотъемлемой частью информационного ландшафта общества, являясь основным источником трафика для СМИ, важным каналом коммуникации для общества, коммерческих и правительственных структур.
Исследователи роли интернета и социальных медиа в политических процессах выделяют положительную и отрицательную стороны средств коммуникации. Существенное снижение издержек коммуникации является главной положительной стороной социальных медиа и основой для многих проектов электронного участия граждан. Вместе с этим новые инструменты коммуникации открывают новый фронт борьбы для вооруженных сил государств, террористических организаций, киберпреступников и других акторов, пытающихся получить выгоду, нанести урон или воспользоваться информационно-психологической стороной влияния социальных сервисов.
Дипломатическая работа с социальными медиа основывается на концепции мягкой силы и является онлайновым продолжением публичной дипломатии, основанным на присутствии дипломатов в интернете и социальных сервисах, а также их взаимодействии с обществом, минуя государственные структуры. Новая публичная дипломатия позволяет более динамично и доверительно взаимодействовать с иностранной аудиторией на двусторонней основе, формировать представление об интересах иностранного общества и доносить до аудитории идейные и практические основы политики своего государства.
Самой продвинутой стратегией работы с социальными медиа и другими ресурсами интернета располагают Соединенные Штаты Америки. Государственный департамент активно развивает методы и инструменты работы в социальных медиа, имея аккаунты ведомств и их представителей, ведущиеся на многих языках мира. Основой взаимодействия является контент, произведенный в удобной форме (видео, аудио, графические материалы) для различных целевых аудиторий.
Внутриведомственная и межведомственная коммуникация Госдепартамента налажены за счет созданных платформ обмена знаниями, к участию в осуществлении политики взаимодействия через социальные сервисы активно привлекается американский бизнес, а многие сотрудники центрального аппарата и региональных представительств ведомства проходят курсы обучения работе в социальных медиа и участвуют в мероприятиях по обмену опытом.
Большинство государств мира также активно используют социальные медиа в дипломатической и внутриполитической работе. По критерию присутствия политиков и дипломатических представительств государств в мировых социальных сервисах можно разделить стратегии внешнеполитической коммуникации на четыре категории:
• государства, использующие стратегию вовлечения внутренней и внешней аудитории. Это цифровые дипломатии мира с самой открытой стратегией, использующие социальные сервисы с учетом двусторонней связи с обществом. Такие государства поощряют инициативу своих сотрудников в работе с социальными сервисами (при соблюдении некоторых правил), разрабатывают контентные стратегии и собственные платформы для безопасного мобильного доступа и обмена знаниями;
• государства, использующие социальные медиа преимущественно для коммуникации с внутренней аудиторией. В таких государствах стратегия внешнеполитической коммуникации отталкивается от предоставляемых сервисов (то есть, является продолжением электронного правительства), контентная стратегия неважна, однако полноценную внутриполитическую коммуникацию способны реализовать только демократические государства с конкурентными выборами, которые чаще выбирают двустороннее взаимодействие;
• государства, использующие стратегию информирования, они ограничиваются формальным доведением своей позиции. В такой стратегии не поощряется частная инициатива сотрудников дипмиссий, эти государства не нуждаются в разработке дополнительных платформ для работы в сети;
• государства, не заинтересованные в неформальной коммуникации через социальные медиа. Они делают ставку на другие компоненты публичной дипломатии.
Российская система использования социальных медиа во внешнеполитической коммуникации начала развиваться с вместе с началом украинского конфликта. Влияние социальных сервисов и их пользователей на политику государств изначально (еще во времена “арабской весны” и российских протестов 2011-2012 годов) воспринималось российской элитой в контексте угрозы государственному суверенитету. Однако растущая роль социальных медиа и их преимущества перед традиционными СМИ не остались без внимания - сегодня МИД России располагает одной из самых обширных сетей представительств в Twitter и Facebook, проводит мониторинг информации, предоставляемой ведомствами других стран, а также предоставляет ответы как в формате сообщений в социальных сервисах, так и на других площадках. Активны в ведении аккаунтов социальных сетей и другие акторы – фонд «Русский мир», Фонд Горчакова, Россотрудничество, СМИ.
Сильные стороны цифровой дипломатии МИД РФ:
• представители МИД чередуют официальный и «разговорный» стили ведения страниц;
• МИД России не ограничивается самыми популярными сервисами, имея представительства в Instagram, Storify, Flickr;
• МИД разрабатывает платформы для выхода за рамки стандартной модели информирования – приложение «Мобильный помощник», обучающие курсы, стандарты действий в чрезвычайных ситуациях.
Многие акторы внешней политики страны не имеют аккаунтов в социальных сервисах. Неучастие президента и министра иностранных дел в цифровой коммуникации не способствует привлечению большего внимания к деятельности внешнеполитических акторов в социальных сетях.
Главный недостаток в работе с аудиторией социальных сервисов является следствием восприятия негативных качеств нового политического явления. Российская система внешнеполитической коммуникации по примеру коммуникации с внутренней аудиторией является односторонней коммуникацией от власти к обществу с редкими обратными примерами. Такая закрытая система схожа с информационным компонентом публичной дипломатии, не является источником мягкой силы для России и отражает советскую систему иностранного вещания, опираясь на аккаунты иноязычных правительственных СМИ (RT и Sputnik). Действующая стратегия односторонней коммуникации, работающая внутри России за счет количественного превосходства аудитории телевизионных новостей над интернет-СМИ при переносе на международный уровень сталкивается с проблемой многоакторности, когда пророссийские источники и участники коммуникации со схожей позицией сталкиваются с конкуренцией среди большого числа СМИ, экспертов и других людей.
Оба недостатка являются превосходящими рамки возможностей новостных СМИ и относятся к общему восприятию социальных медиа российской политической элитой. Несмотря на то, что многие российские акторы реализуют стратегию, основанную на взаимодействии с другими аккаунтами и сопровождающуюся сильной мультимедийной стороной, самые популярные российские аккаунты на иностранных языках остаются нишевыми и привлекают лишь часть иностранной аудитории (чаще всего, ситуативно недовольной собственной политической элитой или стабильно придерживающейся крайних взглядов). Это создает проблему зависимости от популярности крайних (крайне левых и крайне правых) политиков, а также проблему потолка роста, связанную с восприятием поддерживаемой повести лишь частью общества.
В условиях существующей стратегии (при отсутствии изменения отношения российской политической элиты к новым площадкам коммуникации) улучшение работы всех акторов возможно за счет:
• наращивания взаимодействия с местными близкими по политической позиции аккаунтами,
• расширения односторонних форм взаимодействия (или проведения эксперимента, учитывающего двустороннее взаимодействие с анализом сильных и слабых сторон),
• создания совместных проектов с местными информационными акторами,
• за счет выхода из цепочек создания непроверенной информации.



1. Аккаунты в соцсетях / URL: http://www.mid.ru/press_service/social_accounts (дата обращения: 20.05.2017).
2. Баунов, А. Тумакова, И. Это уже не изоляция. Это ссора / Баунов, А. Тумакова, И. URL: http://carnegie.ru/2016/10/19/ru-pub-64909 (дата обращения: 20.05.2017).
3. Витте, С. Воспоминания. В 3 т. Т. 1. / С. Витте. – Ленинград: Государственное издательство, 1924. – 510 с.
4. Дмитрий Медведев провёл во Владикавказе заседание Национального антитеррористического комитета / URL: http://kremlin.ru/events/president/news/10408 (дата обращения: 20.05.2017).
5. Кобзев, А. «Коллеги не понимали, чем мы занимаемся» / Кобзев, А. 27.02.2015. URL: http://lenta.ru/articles/2015/02/26/zaharova/ (дата обращения: 20.05.2017).
6. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.) / URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 20.05.2017).
7. Концепция внешней политики Российской Федерации(утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 12 февраля 2013 г.) (утратила силу) / URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186 (дата обращения: 20.05.2017).
8. Концепция стратегии кибербезопасности Российской Федерации. Проект / URL: http://council.gov.ru/media/files/41d4b3dfbdb25cea8a73.pdf (дата обращения: 20.05.2017).
9. Ла Рю, Ф. Доклад Специального докладчика по вопросу о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение Франка ля Рю / Ф. Ла Рю. – Geneva: UN, 2011. – 27 p.
10. Миссия и задачи / URL: http://gorchakovfund.ru/about/mission/ (дата обращения: 20.05.2017).
11. Мовчан, А, Точилин, К. Сегодня уже все понимают, что невозможно атаковать даже малую страну без серьезного ущерба своей / Мовчан, А. Точилин, К. URL: http://carnegie.ru/2016/03/14/ru-63063/ivgm (дата обращения: 20.05.2017).
12. О компании / URL: https://about.twitter.com/ru/company (дата обращения: 20.05.2017).
13. О Россотрудничестве / URL: http://rs.gov.ru/ru/about (дата обращения: 20.05.2017).
14. Оф. Facebook-аккаунт RT на английском языке / URL: https://www.facebook.com/RTnews/ (дата обращения: 20.05.2017).
15. Оф. Facebook-аккаунт RT на арабском языке / URL: https://www.facebook.com/rtarabic.ru (дата обращения: 20.05.2017).
16. Оф. Facebook-аккаунт RT на испанском языке / URL: https://www.facebook.com/ActualidadRT (дата обращения: 20.05.2017).
17. Оф. Facebook-аккаунт RT на немецком языке / URL: https://www.facebook.com/rtdeutsch (дата обращения: 20.05.2017).
18. Оф. Facebook-аккаунт RT на русском языке / URL: https://www.facebook.com/RTRussian (дата обращения: 20.05.2017).
19. Оф. Facebook-аккаунт RT на французском языке / URL: https://www.facebook.com/RTFrance/ (дата обращения: 20.05.2017).
20. Оф. Facebook-аккаунт Sputnik на английском языке / URL: https://www.facebook.com/SputnikNews (дата обращения: 20.05.2017).
21. Оф. Facebook-аккаунт Sputnik на арабском языке / URL: https://www.facebook.com/sputnik.arabic (дата обращения: 20.05.2017).
22. Оф. Twitter-аккаунт «Russians at NATO» / URL: https://twitter.com/natomission_ru (дата обращения: 20.05.2017).
23. Оф. Twitter-аккаунт RT на английском языке / URL: https://twitter.com/rt_com (дата обращения: 20.05.2017).
24. Оф. Twitter-аккаунт RT на арабском языке / URL: https://twitter.com/RTarabic (дата обращения: 20.05.2017).
25. Оф. Twitter-аккаунт RT на испанском языке / URL: https://twitter.com/actualidadrt (дата обращения: 20.05.2017).
26. Оф. Twitter-аккаунт RT на немецком языке / URL: https://twitter.com/rt_deutsch (дата обращения: 20.05.2017).
27. Оф. Twitter-аккаунт RT на русском языке / URL: https://twitter.com/rt_russian (дата обращения: 20.05.2017).
28. Оф. Twitter-аккаунт RT на французском языке / URL: https://twitter.com/RTenfrancais (дата обращения: 20.05.2017).
29. Оф. Twitter-аккаунт Sputnik на английском языке / URL: https://twitter.com/SputnikInt (дата обращения: 20.05.2017).
30. Оф. Twitter-аккаунт Sputnik на арабском языке / URL: https://twitter.com/sputnik_ar (дата обращения: 20.05.2017).
31. Оф. Twitter-аккаунт Sputnik на турецком языке / URL: https://twitter.com/sputnik_TR (дата обращения: 20.05.2017).
32. Оф. Twitter-аккаунт Д.А.Медведева / URL: https://twitter.com/MedvedevRussia (дата обращения: 20.05.2017).
33. Оф. Twitter-аккаунт Д.А.Медведева на английском языке / URL: https://twitter.com/MedvedevRussiaE (дата обращения: 20.05.2017).
34. Оф. Twitter-аккаунт Майкла Макфола / URL: https://twitter.com/mcfaul (дата обращения: 20.05.2017).
35. Путин, В. Россия и меняющийся мир / Путин, В. URL: http://www.mn.ru/politics/20120227/312306749.html (дата обращения: 20.05.2017).
36. Распоряжение Президента Российской Федерации от 02.02.2010 года № 60-рп. «О создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова».
37. Русский центр – это: / URL: http://russkiymir.ru/rucenter/ (дата обращения: 20.05.2017).
38. Самые упоминаемые персоны в СМИ в 2016 году URL: http://www.kommersant.ru/doc/3170654 (дата обращения: 20.05.2017).
39. Смекалова, М. Мария Захарова: Нельзя искусственно формировать образ МИДа / Смекалова, М.. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/mariya-zakharova-nelzya-iskusstvenno-formirovat-obraz-mida/?sphrase_id=69718 (дата обращения: 20.05.2017).
40. Социальные сети в России, зима 2015-2016. Цифры, тренды, прогнозы / URL: http://blog.br-analytics.ru/socialnye-seti-v-rossii-zima-2015-2016-cifry-trendy-prognozy/ (дата обращения: 20.05.2017).
41. Тарасенко, П. «Делегаты из 75 стран оказались в Грозном без смотрящего» / Тарасенко, П. URL: http://kommersant.ru/doc/2997208 (дата обращения: 20.05.2017).
42. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации».
43. Указ Президента Российской Федерации от 20.04.2014 г. N 259 «Об утверждении Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию».
44. Указ Президента Российской Федерации от 21.06.2007 № 796 «О создании фонда «Русский мир»..
45. Фонд «Русский мир» / URL: http://russkiymir.ru/fund/ (дата обращения: 20.05.2017).
46. Черненко, Е. «Веду аккаунт принципиально сам» / Черненко, Е. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2139926 (дата обращения: 20.05.2017).
47. Черненко, Е. «Поддержка США онлайн-демократии — худшее, что когда-либо случалось с интернетом» / Черненко, Е. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1773261 (дата обращения: 20.05.2017).
48. Черненко, Е. «Я стараюсь игнорировать троллей» / Черненко, Е. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2139924 (дата обращения: 20.05.2017).
49. Черненко. Е. «Никто не признается, что за донорством стоят национальные интересы» / Черненко. Е. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2459978 (дата обращения: 20.05.2017).
50. 2017 World Press Freedom Index / URL: https://rsf.org/en/ranking (дата обращения: 20.05.2017).
51. 600 Million and Counting / URL: http://blog.instagram.com/post/154506585127/161215-600million (дата обращения: 20.05.2017).
52. Bureau of Public Affairs: Office of Digital Engagement / URL: http://www.state.gov/r/pa/ode/ (дата обращения: 20.05.2017).
53. Digital diplomacy and knowledge management / URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/en/french-foreign-policy/digital-diplomacy/digital-diplomacy-and-knowledge/ (дата обращения: 20.05.2017).
54. Digital soft diplomacy / URL: http://www.diplomatie.gouv.fr/en/french-foreign-policy/digital-diplomacy/digital-soft-diplomacy/ (дата обращения: 20.05.2017).
55. Facebook Q4 2016 results / URL: https://investor.fb.com/investor-news/press-release-details/2017/facebook-Reports-Fourth-Quarter-and-Full-Year-2016-Results/default.aspx (дата обращения: 20.05.2017).
56. FCO Social Media Guidance. London: Foreign and Commonwealth Office 2015. – 4 p.
57. Fitzpatrick, A. The Future of Digital Diplomacy: An Interview With Alec Ross / Fitzpatrick, A. URL: http://mashable.com/2013/03/12/digital-diplomacy-alec-ross/ (дата обращения: 20.05.2017).
58. Freedom of the Press 2012 / Washington: Freedom House, 2012. – 381 p.
59. Freedom of the Press 2017 / Washington: Freedom House, 2017. – 32 p.
60. Global Social Media Presence / URL: https://www.state.gov/r/pa/ode/socialmedia/index.htm (дата обращения: 20.05.2017).
61. Google To Acquire YouTube for $1.65 Billion in Stock / URL: http://googlepress.blogspot.ru/2006/10/google-to-acquire-youtube-for-165_09.html (дата обращения: 20.05.2017).
62. How Groups Voted in 2008 / URL: https://ropercenter.cornell.edu/polls/us-elections/how-groups-voted/how-groups-voted-2008/ (дата обращения: 20.05.2017).
63. ICT Facts and Figures 2016 / Geneva: International Telecommunication Union, 2016. – 8 p.
64. International Strategy for Cyberspace. Prosperity, Security, and Openness in a Networked World / Washington: hite House, 2010. – 30 P.
65. IRM’s Office of eDiplomacy / URL: http://www.state.gov/m/irm/ediplomacy/ (дата обращения: 20.05.2017).
66. Mickoleit, A. Social Media Use by Governments: A Policy Primer to Discuss Trends, Identify Policy Opportunities and Guide Decision Makers / А. Mickoleit – Paris: OECD Publishing, 2014. – 70 P.
67. Public Diplomacy: Strengthening U. S. Engagement with the World. A Strategic Approach for the 21st Century / Washington: U.S. Department of State, 2010. - 33 p.
68. Russian Diplomatic Online Club / URL: http://rusemb.org.uk/dc (дата обращения: 20.05.2017).
69. Schulman, K. The Digital Transition: How the Presidential Transition Works in the Social Media Age / Schulman, K. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/blog/2016/10/31/digital-transition-how-presidential-transition-works-social-media-age (дата обращения: 20.05.2017).
70. Simo, F. Introducing: The Facebook Journalism Project / Simo, F. URL: https://media.fb.com/2017/01/11/facebook-journalism-project/ (дата обращения: 20.05.2017).
71. Spirit of Gandhi in Tahrir Square / URL: http://www.mea.gov.in/photo-features.htm?788/Spirit+of+Gandhi+in+Tahrir+Square (дата обращения: 20.05.2017).
72. The Foreign and Commonwealth Office Digital Strategy / London: Foreign and Commonwealth Office, 2012. – 36 p.
73. The Soft Power 30. Overall Ranking 2016 / URL: http://softpower30.portland-communications.com/ranking/ (дата обращения: 20.05.2017).
74. The United States of America Department of State IT Strategic Plan. Fiscal Years 2011-2013 / Washington: U.S. Department of State, 2010. – 20 p.
75. The United States of America Department of State IT Strategic Plan. Fiscal Years 2014-2016 / Washington: U.S. Department of State, 2013. – 28 p.
76. The United States of America Department of State IT Strategic Plan. Fiscal Years 2017-2019 / Washington: U.S. Department of State, 2016. – 24 p.
77. Twiplomacy Study 2016. / URL: http://twiplomacy.com/blog/twiplomacy-study-2016/ (дата обращения: 20.05.2017).
78. US Public Diplomacy. Action Needed to Improve Strategic Use and Coordination of Research / Washington: United States Government Accountability Office, 2007. – 56 P.

Литература:

1. Агаев, В. Жена джихадиста / Агаев, В. URL: http://kommersant.ru/doc/2927616 (дата обращения: 20.05.2017).
2. Байдакова, А. Вовращение советологии / Байдакова, А. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/11/02/70386-vozvraschenie-sovetologii (дата обращения: 20.05.2017).
3. Барак Обама побил рекорд по сборам на президентскую кампанию / URL: http://izvestia.ru/news/437352 (дата обращения: 20.05.2017).
4. Бартницкий, М. Мягкая сила Владимира Путина / Бартницкий, М. URL: http://inosmi.ru/russia/20130415/208102426.html (дата обращения: 20.05.2017).
5. Барышников, Д. Публичная дипломатия и многостороннее сотрудничество в альянсе цивилизаций ООН / Д. Барышников // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2013. Том 9. № 2. - С. 14-23.
6. Баунов, А. Чем Путину страшен Иван Грозный. Россия и всемирный бунт против элит / Баунов, А. URL: http://carnegie.ru/commentary/?fa=64868 (дата обращения: 20.05.2017).
7. Благовещенский, А. ООН признала право на доступ в Интернет неотъемлемым / Благовещенский, А. URL: http://www.rg.ru/2011/06/07/oon-site-anons.html (дата обращения: 20.05.2017).
8. Борох, О. Ломанов, А. Скромное обаяние Китая / О. Борох. А. Ломанов // Pro et Contra. - 2007. № 6. - С. 41-60.
9. Британские власти вынесли предупреждение RT за сюжеты об Украине / URL: http://lenta.ru/news/2014/11/10/rt/ (дата обращения: 20.05.2017).
10. Будаев, А. «Мягкая сила» во внешней политике России: истоки, особенности, перспективы / А. Будаев // Государственное управление. Электронный вестник. – 2015. № 28. – С. 189-205.
11. Будущее анонимности: Какое оно? // URL: http://habrahabr.ru/post/180949/ (дата обращения: 20.05.2017).
12. Бунин, И. Марин Ле Пен: может ли она победить? // Бунин, И. URL: http://carnegie.ru/commentary/?fa=68271 (дата обращения: 20.05.2017).
13. Бывшие сотрудники Facebook обвинили компанию в политической предвзятости / URL: https://republic.ru/posts/67791 (дата обращения: 20.05.2017).
14. В Минобороны РФ создали войска информационных операций / URL: http://www.interfax.ru/russia/551054 (дата обращения: 20.05.2017).
15. В Турции заблокировали Facebook, Twitter и WhatsApp / URL: https://meduza.io/news/2016/11/04/v-turtsii-zablokirovali-facebook-twitter-i-whatsapp (дата обращения: 20.05.2017).
16. Вестфрид, М. Итоги «арабской весны»: анализ причин и событий / М. Вестфрид // Право и управление. XXI век. - 2014. № 1 (30). – С. 61-67.
17. Виртуальная дипломатия Израиля – власти страны платят молодёжи за позитивные комментарии в интернете / URL: http://russian.rt.com/article/16421 (дата обращения: 20.05.2017).
18. Волков, Д. В чем особенности новой волны протестов в России / Волков, Д. URL: http://carnegie.ru/commentary/?fa=68576 (дата обращения: 20.05.2017).
19. «Вчера вечером в Швеции»: Трамп рассказал сторонникам о катастрофе, которой не было / URL: https://meduza.io/shapito/2017/02/19/vchera-vecherom-v-shvetsii-tramp-rasskazal-storonnikam-o-katastrofe-kotoroy-ne-bylo (дата обращения: 20.05.2017).
20. Гатов, В. Канарейка в шахте. РБК и общественный интерес в «государстве контрразведки» / Гатов, В. URL: http://carnegie.ru/2016/05/14/ru-63588/iya8 (дата обращения: 20.05.2017).
21. Демидов, О. Критерии для квалификации действий в киберпространстве: работа на местах / Демидов, О. URL: http://pircenter.org/blog/view/id/257 (дата обращения: 20.05.2017).
22. Демидов, О. Социальные сетевые сервисы в контексте международной и национальной безопасности / О. Демидов // Индекс безопасности. - 2013. № 1 (104). Том 19. – С. 65-86.
23. Долинский, А. Эволюция теоретических оснований публичной дипломатии / А. Долинский // Вестник МГИМО Университета. - 2011. № 2. - С. 275-280.
24. Европол: терроризм в Европе нарастает через социальные сети / URL: http://rus.postimees.ee/1214882/evropol-terrorizm-v-evrope-narastaet-cherez-socialnye-seti (дата обращения: 20.05.2017).
25. Зиновьева, Е. Россия во всемирной паутине: цифровая дипломатия и новые возможности в науке и образовании / Зиновьева, Е. URL: http://old.russiancouncil.ru/inner/?id_4=121#top-content (дата обращения: 20.05.2017).
26. Зиновьева, Е. Цифровая дипломатия, международная безопасность и возможности для России / Е. Зиновьева // Индекс безопасности. - 2013. № 1 (104). Том 19. – С. 213-228.
27. Зырянова, А. «Кошки-мышки» окончены. Как Китай запретил независимую журналистику / Зырянова, А. URL: https://republic.ru/posts/71313 (дата обращения: 20.05.2017).
28. Зырянова, А. 488 млн постов в год. Как работает гигантская машина интернет-пропаганды Китая / Зырянова, А. URL: https://republic.ru/posts/68283 (дата обращения: 20.05.2017).
29. Зырянова, А. Доцент Стэнфорда Михал Косински: «Что бы вы ни делали, это записывается» / Зырянова, А. URL: https://republic.ru/posts/77143 (дата обращения: 20.05.2017).
30. Из прокремлевских блогов — в уважаемые СМИ / URL: https://meduza.io/feature/2016/08/29/iz-prokremlevskih-blogov-v-uvazhaemye-smi (дата обращения: 20.05.2017).
31. Кибератаки из КНР на США продолжились после договора о борьбе с хакерами / URL: http://www.rbc.ru/technology_and_media/19/10/2015/56247db39a7947e335254625 (дата обращения: 20.05.2017).
32. Клишин, И. Частный авторитаризм. Как Facebook и Google угрожают демократии / Клишин, И. URL: http://carnegie.ru/commentary/2016/09/09/ru-64518/j54x (дата обращения: 20.05.2017).
33. Коломыченко, М. Рожков, Р. Новый, В. Tor в законе / Коломыченко, М. Рожков, Р. Новый, В. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2661288 (дата обращения: 20.05.2017).
34. Крашенников, Ф. Невозможность дискуссий / Крашенников, Ф. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2016/12/28/671520-nevozmozhnost (дата обращения: 20.05.2017).
35. Кривохиж, С. «Мягкая сила» и публичная дипломатия в теории и внешнеполитической практике Китая / С. Кривохиж // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13: Востоковедение, Африканистика. - 2012. № 3. – С. 103-112.
36. Крутских, А. К политико-правовым основаниям глобальной информационной безопасности / Крутских, А. URL: http://www.intertrends.ru/thirteen/003.htm (дата обращения: 20.05.2017).
37. Кузнецов, Д. «Диванные войска» признали важной частью протестов / Кузнецов, Д. URL: https://nplus1.ru/news/2015/12/08/slackers-strike-back (дата обращения: 20.05.2017).
38. Кузнецова, О. Россия вошла в топ-30 самых влиятельных стран по критерию «мягкой силы» / Кузнецова, О. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3012786 (дата обращения: 20.05.2017).
39. Лейва, М. Twitter закрыл разведке США доступ к анализу информации пользователей / Лейва, М. URL: http://www.rbc.ru/technology_and_media/09/05/2016/573017599a7947ba6913254a (дата обращения: 20.05.2017).
40. Литовские спецслужбы назвали промыванием мозгов деятельность Фонда имени А.М. Горчакова / URL: http://www.russkiymir.ru/news/186424/ (дата обращения: 20.05.2017).
41. Лукичева, Т. Лезина, Т. Эволюция интернет-маркетинга: от публикации сайта до маркетинга социальных сетей / Т. Лукичева. Т. Лезина // Экономика и управление. - 2011. №11. – С. 87-92.
42. Лукьянов, Ф. Не самая обаятельная и привлекательная / Лукьянов, Ф. URL: http://www.globalaffairs.ru/redcol/Ne-samaya-obayatelnaya-i-privlekatelnaya-18213 (дата обращения: 20.05.2017).
43. Люди знакомы между собой в среднем через 4,74 рукопожатия – ученые / URL: http://ria.ru/science/20111122/495222495.html (дата обращения: 20.05.2017).
44. Малашонок, С. Мамедов, А. Социальные медиа в Китае: переструктурирование пространства / С. Малашонок. А. Мамедов // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции 30 сентября 2014 г.: в 5 ч. / Под общ. ред. М.Г. Петровой. – Белгород: ИП Петрова М.Г., 2014. Часть III. – 160 с.
45. Мамаев, Ш. Израиль без оглядки / Мамаев, Ш. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2693695 (дата обращения: 20.05.2017).
46. Маркова, В. Поможет ли опыт Трампа Путину управлять миром через Twitter / Маркова, В. URL: http://www.mk.ru/politics/2017/03/16/pomozhet-li-opyt-trampa-putinu-upravlyat-mirom-cherez-twitter.html (дата обращения: 20.05.2017).
47. Марчуков, А. «Публичная дипломатия 2.0» как инструмент внешнеполитической деятельности / А. Маркуков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. - 2014. №4. – С. 104-113.
48. МИД Дании создаст должность «диджитал-посла» / URL: https://republic.ru/posts/79010 (дата обращения: 20.05.2017).
49. Миклашевская, А. Американцы следили за президентскими выборами по ТВ и в Facebook / Миклашевская, А. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3196050 (дата обращения: 20.05.2017).
50. Миклашевская, А. Онлайн-армия Марин Ле Пен готовит почву для ее победы на выборах / Миклашевская, А. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3227809 (дата обращения: 20.05.2017).
51. Минобороны РФ заведет аккаунты в соцсетях для доведения информации до Пентагона / URL: http://tass.ru/politika/1364231 (дата обращения: 20.05.2017).
52. «Мы перевариваем все меньше информации» / URL: https://republic.ru/posts/68273 (дата обращения: 20.05.2017).
53. Нагорных, И. "Цветным революциям" ответят по законам гибридных войн / Нагорных, И. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2927168 (дата обращения: 20.05.2017).
54. Най, Д. Будущее власти / Най, Д. – М.: АСТ, 2014. – 444 с.
55. Наим, М. Конец власти / Наим, М. – М.: АСТ, 2016. - 512 с.
56. НАТО признала киберпространство новой зоной оперативной ответственности / URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3441261 (дата обращения: 20.05.2017).
57. О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности / URL: http://www.mid.ru/ru/maps/cn/-/asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/1257295 (дата обращения: 20.05.2017).
58. О'Рейли, Т. Что такое Веб 2.0 / О'Рейли, Т. URL: http://old.computerra.ru/think/234100/ (дата обращения: 20.05.2017).
59. Пермякова, Л. Цифровая дипломатия: направления работы, риски и инструменты / Пермякова, Л. URL: http://old.russiancouncil.ru/inner/?id_4=862#top-content (дата обращения: 20.05.2017).
60. Пономарев, А., Бенюмов, К. Тролль уполномочен заявить / Пономарев, А., Бенюмов, К. URL: http://lenta.ru/articles/2013/04/19/mid/ (дата обращения: 20.05.2017).
61. Почему социальные сети не могут быть беспристрастными / URL: http://ibusiness.ru/blog/future/41835 (дата обращения: 20.05.2017).
62. Протесты и революции года / URL: http://www.ntv.ru/novosti/255992/ (дата обращения: 20.05.2017).
63. Путин: надо усилить наказание для тех, кто вмешивается в политику РФ / URL: http://ria.ru/politics/20111208/510232898.html (дата обращения: 20.05.2017).
64. Росс, А. Индустрии будущего / Росс, А. – М.: АСТ, 207. – 287 с.
65. Рувинский, В. Чем грозит информационное ожирение / Рувинский, В. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3106629 (дата обращения: 20.05.2017).
66. Рукина, Н. Информационно-коммуникационные технологии: история вопроса и современные проблемы / Н. Рукина // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. - 2013. № 4. – С. 187-194.
67. Салтыков, Е. В России созданы кибервойска / Салтыков, Е. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1573024 (дата обращения: 20.05.2017).
68. Сацук, С. Минск обвинил Москву в попытке дестабилизации ситуации в Беларуси через социальные сети / Сацук, С. URL: http://ej.by/news/politics/2011/06/26/minsk_obvinil_moskvu_v_popytke_destabilizatsii_situatsii_v_belarusi_cherez_sotsial_nye_seti.html (дата обращения: 20.05.2017).
69. СБУ обвинила в "антигосударственной пропаганде" фонд Горчакова в Киеве / URL: http://ria.ru/world/20150202/1045518144.html (дата обращения: 20.05.2017).
70. Селимова, Ф. Европарламент обвиняет Москву во «враждебной пропаганде» / Селимова, Ф. URL: https://kommersant.ru/doc/3149273 (дата обращения: 20.05.2017).
71. Скрытый потенциал соцсетей: эксперты об онлайн-социологии / URL: http://digit.ru/internet/20140217/412320565.html (дата обращения: 20.05.2017).
72. СМИ: МИД Британии потратил 100 тыс фунтов на обучение работе с Twitter / URL: http://ria.ru/world/20140826/1021533393.html (дата обращения: 20.05.2017).
73. Соломонова, И. Wired: Как выиграть войну в соцмедиа и победить ИГИЛ / Соломонова, И. URL: https://republic.ru/posts/66014 (дата обращения: 20.05.2017).
74. Социальное давление / URL: http://www.kommersant.ru/doc/3267577 (дата обращения: 20.05.2017).
75. Стригун, Д. Активность в соцсетях связали с чувством изоляции / Стригун, Д. URL: https://naked-science.ru/article/psy/aktivnost-v-socsetyah-svyazali-s (дата обращения: 20.05.2017).
76. Сулейманов, С. Я построю свой Google, с полумесяцем и паранджой / Сулейманов, С. URL: https://lenta.ru/articles/2013/07/09/iranservices/ (дата обращения: 20.05.2017).
77. Сурма, И. Цифровая дипломатия в дискурсе глобальной политики / И. Сурма // Вестник МГИМО Университета. - 2014. № 6 (39). - С. 53-60.
78. Террористы перебираются в социальные сети / URL: http://9tv.co.il/news/2012/01/03/117492.html (дата обращения: 20.05.2017).
79. Тренин, Д. Сухова, С. Трамп разрушил хрупкий баланс / Тренин, Д. Сухова, С. URL: http://carnegie.ru/2017/02/13/ru-pub-67978 (дата обращения: 20.05.2017).
80. Туровский, Д. Интифада социальных сетей / Туровский, Д. URL: https://meduza.io/feature/2015/12/07/intifada-sotsialnyh-setey (дата обращения: 20.05.2017).
81. У Лондона не оказалось доказательств ударов ВКС РФ по гражданским лицам в Алеппо / URL: http://www.interfax.ru/world/532794 (дата обращения: 20.05.2017).
82. ФБР заподозрило "Россотрудничество" в шпионаже / URL: http://www.interfax.ru/world/336789 (дата обращения: 20.05.2017).
83. Фонд Горчакова стал мобильнее / URL: http://russkiymir.ru/news/186942/ (дата обращения: 20.05.2017).
84. Халаф, Р. Школы должны учить детей отличать фейк от правды / Халаф, Р. URL: http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/03/30/683335-otlichat-feik (дата обращения: 20.05.2017).
85. Хвостик, Е. Американские выборы вызвали «войну ботов» / Хвостик, Е. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3134888 (дата обращения: 20.05.2017).
86. Химшиашвили, П. Европарламент принял резолюцию о противодействии российской пропаганде / Химшиашвили, П. URL: http://www.rbc.ru/politics/23/11/2016/583588809a79473fba71cf7a (дата обращения: 20.05.2017).
87. Цветкова, Н. Программы Web 2.0 публичной дипломатии США / Н. Цветкова. // США и Канада: Экономика, политика, культура. - 2011. № 3. – С. 109-122.
88. Цветкова, Н. Ярыгин, Г. Политизация «цифровой дипломатии»: публичная дипломатия Германии, Ирана, США И России в социальных сетях / Н. Цветкова. Г. Ярыгин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. - 2013. № 1. - С. 119-124.
89. Цифровая дипломатия США / URL: http://riss.ru/analitika/3988-tsifrovaya-diplomatiya-ssha (дата обращения: 20.05.2017).
90. Черненко, Е. «Мягкую силу» снабжают средствами / Черненко, Е. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2204815 (дата обращения: 20.05.2017).
91. Черненко, Е. Государствам загрузили мирную программу / Черненко, Е. URL: http://kommersant.ru/doc/2790215 (дата обращения: 20.05.2017).
92. Черненко, Е. Интернет-протокольная служба Госдепа / Черненко, Е. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1773567 (дата обращения: 20.05.2017).
93. Черненко, Е. Политическая кибервойна началась. / Черненко, Е. URL: http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Politicheskaya-kibervoina-nachalas-18415 (дата обращения: 20.05.2017).
94. Черненко, Е. Происхождение твитов / Черненко, Е. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2139925 (дата обращения: 20.05.2017).
95. Черненко, Е. Россия направляет посольства в Twitter / Черненко, Е. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1981536 (дата обращения: 20.05.2017).
96. Черных, А. Киселева, Е. Россия наращивает импорт студентов / Черных, А. Киселева, Е. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2715149 (дата обращения: 20.05.2017).
97. Что финансирует в Латвии фонд Путина «Русский мир» / URL: http://rus.tvnet.lv/novosti/kommjentariy/195556-chto_finansirujet_v_latvii_fond_putina_russkiy_mir (дата обращения: 20.05.2017).
98. Чэнь, Д. Социальные сетевые медиа и социальные сети в концепциях американских и российских исследований / Д. Чэнь // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2012. № 3. – С. 223-230.
99. Шакиров, О. Российская цифровая дипломатия: 7 событий прошедшего года / Шакиров, О. URL: http://old.russiancouncil.ru/blogs/shakirov/?id_4=1661 (дата обращения: 20.05.2017).
100. Шестёркина, Л. Борченко, И. Основные характеристики новых социальных медиа / Л. Шерстеркина, И. Борченко // Ученые записки Забайкальского Государственного Университета. Серия: Филология, история, востоковедение. - 2014. № 2. – С. 107-111.
101. Юрченко, В. Справедливо управлять всем интернетом нельзя, только Рунетом / Юрченко, В. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/12/06/70791-spravedlivo-upravlyat-mozhno-ne-internetom-a-tolko-runetom (дата обращения: 20.05.2017).
102. A Brief History of NSF and the Internet / URL: http://www.nsf.gov/news/news_summ.jsp?cntn_id=103050 (дата обращения: 20.05.2017).
103. Auer, C. Srugies, A. Public Diplomacy in Germany / C. Auer. A. Srugies. – LA: Figueroa Press, 2013. - 57 p.
104. Booth, R. Facebook reveals news feed experiment to control emotions / Booth, R. URL: http://www.theguardian.com/technology/2014/jun/29/facebook-users-emotions-news-feeds (дата обращения: 20.05.2017).
105. Branovsky, Y. Israeli students to train as 'online ambassadors' / Branovsky, Y. URL: http://www.israelhayom.com/site/newsletter_article.php?id=31273 (дата обращения: 20.05.2017).
106. Burke, H. Argentines take to streets to protest government policies / Burke, H. URL: http://www.reuters.com/article/2012/09/14/us-argentina-protest-idUSBRE88D02G20120914 (дата обращения: 20.05.2017).
107. Clift, S. Democracy is Online / URL: http://www.publicus.net/articles/democracyisonline.html (дата обращения: 20.05.2017).
108. Corbyn, Z. Facebook experiment boosts US voter turnout / Corbyn, Z. URL: http://www.nature.com/news/facebook-experiment-boosts-us-voter-turnout-1.11401 (дата обращения: 20.05.2017).
109. Cull, N. WikiLeaks, public diplomacy 2.0 and the state of digital public diplomacy / N. Cull // Place Branding and Public diplomacy. - 2011. № 7. - P. 1-8.
110. Digital Public Diplomacy: How Chinese Social Media Is Changing the Way Diplomatic Missions in China Engage with Local Audiences / URL: http://daoinsights.com/digital-public-diplomacy-how-chinese-social-media-is-changing-the-way-diplomatic-missions-in-china-engage-with-local-audiences/ (дата обращения: 20.05.2017).
111. Facebook запустил на Android функцию просмотра контента СМИ прямо в соцсети / URL: https://lenta.ru/news/2015/12/17/facebook1/ (дата обращения: 20.05.2017).
112. Facebook и Twitter пообещали Еврокомиссии оперативно удалять ксенофобский контент / URL: https://republic.ru/posts/68798 (дата обращения: 20.05.2017).
113. Facebook изменил алгоритм отбора новостей из-за обвинений в предвзятости / URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/57c0d0aa9a794753ee63f15f (дата обращения: 20.05.2017).
114. Facebook опубликовал инструкцию по выявлению фейковых новостей / URL: http://kommersant.ru/doc/3292701 (дата обращения: 20.05.2017).
115. Facebook стала лидирующим источником трафика для СМИ / URL: http://www.kommersant.ru/doc/2791906 (дата обращения: 20.05.2017).
116. Gong, C. Social Media and China’s Public Diplomacy: A Path to the Future / Gong C. URL: http://www.ecpr.eu/Filestore/PaperProposal/e6161fb6-420e-437c-9e8c-e4868d5b66c6.pdf (дата обращения: 20.05.2017).
117. Green, J. The Amazing Money Machine / Green, J. URL: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2008/06/the-amazing-money-machine/306809 (дата обращения: 20.05.2017).
118. Hauben, M. Hauben, R. Netizens: On the History and Impact of Usenet and the Internet / M. Hauben, R. Hauben – Los Alamitos: Wiley-IEEE Computer Society Press, 1997. – 381 p.
119. Israel’s Digital Diplomacy in the GCC / URL: http://muftah.org/israels-digital-diplomacy-in-the-gcc/ (дата обращения: 20.05.2017).
120. Karimi, N. Murphy, B. Iran's Cabinet Signs Up For Banned Facebook / Karimi, N. Murphy, B. URL: http://www.huffingtonpost.com/2013/09/09/iran-cabinet-facebook_n_3893642.html (дата обращения: 20.05.2017).
121. Kotoky, M. Digital Diplomacy in Asia: A Review of 2013 / Kotoky, M. URL: http://www.yenidiplomasi.com/2014/01/digital-diplomacy-in-asia-review-of-2013.html (дата обращения: 20.05.2017).
122. Lonkila, M. Russian protest on- and offline. The role of social media in the Moscow opposition demonstrations in December 2011 / M. Lonkila // FIIA briefing paper 98. Helsinki:The Finnish Institute of International Affairs, 2012. – P. 2.
123. MEA’s app tops Apple Store / URL: http://www.thehindu.com/sci-tech/technology/meas-app-tops-apple-store/article4970639.ece (дата обращения: 20.05.2017).
124. Paraszczuk, J. Barred from social media, Iranians demand access to Twitter / Paraszczuk, J. URL: http://www.jpost.com/Middle-East/Iranians-launch-Add-Iran-To-Twitter-campaign-376499 (дата обращения: 20.05.2017).
125. Phillips, J. Iran Replaces Banned YouTube With its Own Site / Phillips, J. URL: http://www.theepochtimes.com/n2/world/iran-replaces-banned-youtube-with-its-own-site-323163.html (дата обращения: 20.05.2017).
126. Renken, W. Social Media Use in Public Diplomacy: A case study of the German mission’s Facebook use / W. Renken – Lund: Lund University, 2014. – 56 p.
127. Salehi, Y. Iranian leaders defy Twitter, Facebook ban #contradiction / Salehi, Y. URL: http://www.thenational.ae/world/middle-east/iranian-leaders-defy-twitter-facebook-ban-contradiction (дата обращения: 20.05.2017).
128. Slaughter, A-M. America’s Edge / Slaughter, A-M. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2009-01-01/americas-edge (дата обращения: 20.05.2017).
129. Solitander, A. Benchmarking Swedish government agencies on social media / Solitanden A. URL: https://www.linkedin.com/pulse/benchmarking-swedish-government-agencies-social-media-solitander (дата обращения: 20.05.2017).
130. Tota, E. Foreign Ministry of Kosovo and Turkey cooperate in e-government and digital diplomacy / Tota, E. URL: http://www.balkaneu.com/foreign-ministry-kosovo-turkey-cooperate-e-government-digital-diplomacy/ (дата обращения: 20.05.2017).
131. Turkey PM Erdogan threatens to ban Facebook and YouTube / URL: http://www.bbc.com/news/world-europe-26480982 (дата обращения: 20.05.2017).
132. US secretly created 'Cuban Twitter' to stir unrest and undermine government / URL: http://www.theguardian.com/world/2014/apr/03/us-cuban-twitter-zunzuneo-stir-unrest (дата обращения: 20.05.2017).
133. Vatu, G. Instagram Hits 400 Million Daily Active Users, 600 Million Monthly Users / Vatu G. URL: http://news.softpedia.com/news/instagram-hits-400-million-daily-active-users-600-million-monthly-users-512529.shtml (дата обращения: 20.05.2017).
134. Yu, S. Renedo, A. Turkey’s Public Diplomacy. Media Diplomacy / Yu, S. Renedo, A. URL: http://blog.sina.com.cn/s/blog_5bbd3cf30101kbsp.html (дата обращения: 20.05.2017).
135. Zittrain, J. Facebook Could Decide an Election Without Anyone Ever Finding Out / Zittrain, J. URL: http://www.newrepublic.com/article/117878/information-fiduciary-solution-facebook-digital-gerrymandering (дата обращения: 20.05.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ