Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы 7
1.1. Особенности объекта изучения 7
1.2. Этнографические концепции дара и обмена 10
1.3. Структуралистская антропология К. Леви-Стросса 20
1.4. Радиальные концепции потлача Ж. Батая 22
1.5. Ситуационистский подход к феноменам дара и обмена 27
1.6. Концепция «символического обмена» Ж. Бодрийяра 29
1.7. Феноменологические концепции дара 32
1.8. Экономическая антропология П. Бурдье 33
Глава 2. Эмпирический материал 44
2.1. Политическая позиция 44
2.2. Практики дара и обмена 44
2.3. Фримаркеты 45
2.3. «Свопы» 45
2.4. Открытые образовательные мероприятия 46
2.5. Организация открытых библиотек и буккроссингов 47
2.7. Благотворительные мероприятия 47
2.8. Открытые концертно-развлекательные мероприятия 48
2.9. Практики солидарности и взаимопомощи 48
2.10. Способ получения информации о практиках дара и обмена 49
2.11. Внутренняя мотивация к участию в практиках дара и обмена 49
2.12. Актуализируемые ценности 50
2.13. Свойства предмета дарения 50
2.14. Ответные обязательства и формирование социальности 50
2.15 Результат участия в актах дара и обмена 51
2.16. Революционный потенциал практик дара и обмена 51
Заключение 53
Список литературы 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 57
В данной работе на основании идей М. Мосса, их интерпретаций различными авторами формируется концептуальное пространство таких явлений, как «дар» и «потлач». Основной теоретический фокус в данной работе направлен на вопрос о статусе практик дара и обмена как альтернативной форме экономической коммуникации: рассматривается возможность утверждения практик дара и обмена в качестве революционной практики.
Актуальность исследования связана с возрастающей необходимостью осмысления получаемых экономической антропологией сведений и выводов о практиках дара и обмена в рамках политической теории. Также особым образом практики дара и обмена как деятельность, формирующая социальность как таковую, наращивающая плотность связей внутри сообщества единомышленников, заслуживает отдельного исследовательского интереса.
Степень научной разработанности темы исследования: проблематикой дара и обмена в зарубежной науке занимались такие авторы, как Ж. Батай, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, Р. Ванейгем, Д. Гребер, Г. Дебор, Ж. Деррида,К. Леви-Стросс, Ж.-Л. Марион,М. Мосс. В отечественной науке проблемой дара и обмена занимались С. Ю. Барсукова, В. И. Ильин, И.А. Оглоблина.
Научная новизна исследования состоит в аналитическом обзоре вариативных концепций дара и обмена с целью формирования представлений о сущности данных практик; исследование раскрывает место дара и обмена в деятельности левых активистов.
Объектом исследования являются социально-экономические взаимоотношения левых активистов.
Предметом исследования является практики дара и обмена среди левых активистов.
Цель работы: анализ практик дара и обмена в качестве формы экономических отношений в среде левых активистов.
Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:
• изучить концептуальные стратегии осмысления феномена дара;
• выявить революционный потенциал практик дара и обмена;
• обнаружить конкретные практики дара и обмена в среде левых активистов;
• осуществить социологический анализ реализации изученных практик.
В ходе исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
1) Современные практики дара и обмена в среде левых активистов дифференцированы, не ограничены обменом объектов и вещей;
2) Основной результат участия в практиках дара и обмена или их организации заключается в увеличении преимущественно социального капитала;
3) Утверждаемый в теории революционный потенциал актов дарения и обмена на практике не подтверждается.
Методы исследования
Эмпирические данные были получены в ходе глубинного интервью с жителями г. Екатеринбурга. При поиске информантов использовался метод снежного кома. В исследовании приняло участие 10 человек в возрасте от 19 до 29 лет.
Сроки проведения интервью – 1.03.2022-30.04.2022.
Дополнительно в качестве эмпирического материала был использован автобиографический (автоэтнографический) метод.
В первой главе (теоретическая часть) говорится об уже существующих концепциях и теориях осмысления дара. Были рассмотрены этнографические концепции Б. Малиновского, М. Мосса; структуралистская антропология К. Леви-Стросса; радикальные концепции потлача Ж. Батая; ситуационистский подход Г. Дебора, Р. Ванейгема; концепция «символического обмена» Ж. Бодрийяра; феноменологические теории дара Ж. Деррида и Ж.-Л. Мариона; экономическая антропология П. Бурдье.
Во второй главе (эмпирическая часть) проведен анализ интервью по тематическим блокам и сформулированы выводы о том, в каких практиках дара и обмена участвуют левые активисты. Также проведен анализ автоэтнографического материала.
Основные понятия: дар, обмен, потлач, жертва, левая идеология, анархизм.
В данном исследовании были проанализированы ответы 10 левых активистов, а также собственный опыт участия и организации практик дара и обмена. В ходе исследования были верифицированы следующие гипотезы:
Гипотеза о том, что Современные практики дара и обмена в среде левых активистов дифференцированы, не ограничены обменом вещей, была подтверждена. К современным практикам дара и обмена относятся не только фримаркеты и «свопы», на которых предметом обмена или дарения являются различного рода объекты, но и открытые образовательные мероприятия (лекции, семинары, ридинг-сессии), организация открытых библиотек и буккроссингов, благотворительные мероприятия, открытые концертно-развлекательные мероприятия (концерты, кинопоказы, DJ-сеты), а также практики солидарности и взаимопомощи.
Гипотеза о том, что основной результат участия в практиках дара и обмена или их организации заключается в увеличении преимущественно социального капитала, была подтверждена. Большинство информантов отмечают превалирующее значение обретенных или укрепленных социальных связей над другими типами получаемых благ в процессе дарения и обмена. Ряд практик имеет своей прямой целью увеличение круга единомышленников, расширение социального круга.
Гипотеза о том, что утверждаемый в теории революционный потенциал актов дарения и обмена на практике не подтверждается, оказалась частично верной. Практики дара и обмена оказывают слабое воздействиена общественную ситуацию, эффект от участия в исследуемых практиках или их организации носит местный и локальный характер, однако участие вописываемых практиках прямо способствует индивидуальной эмансипации, что позволяет говорить о сохранении революционного потенциала внутри этих практик не на глобальном уровне, но на уровне индивидов и малых социальных групп.
1. Батай Ж. Проклятая часть. Опыт общей экономики // «Проклятая часть»: Сакральная социология: Пер. с фр. / Сост. С. И. Зенкин. — М. :Ладомир, 2006. — С. 109-233.
2. Барсукова С. Ю. Структура и институты неформальной экономики // Социологический журнал. 2005. № 3. С. 118—134.
3. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр; [пер. с фр. С. Н. Зенкина]. — М. : РИПОЛ классик, 2021. — 512 с.
4. Болтански, Л., Тевено, Л. Критика и обоснование справедливости: Очерки социологии градов / Люк Болтански, Лоран Тевено; пер. с фр. О.В. Ковеневой; науч. ред. перевода Н.Е. Колосов. — М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 576 с.
5. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.: А. Т. Бикбов, К. Д. Вознесенская, С. Н. Зенкин, Н. А. Шматко; Отв. ред. пер. и Послесл. Н. А. Шматко. — СПб.: Алетейя, 2001 — 562 с.
6. Бурдье П. Формы капитала // Классика новой экономической социологии [Текст] / сост. В. В. Радаев, Г. Б. Юдин; пер. с англ. и с фр.; под науч. ред. В. В. Радаева, Г. Б. Юдина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — С. 293-315.
7. Бурдье П. Экономическая антропология: курс лекций в Коллеж де Франс (1992 – 1993) / Пьер Бурдье; [под ред. П.Шампаня, Ж.Дюваля при участии Ф. Пупо, М.-К.Ривьер; послесл. Р.Буайе]; пер. с фр. Д. Кралечкина. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019 — 416 с.
8. Ванейгем Р. Воззвание к жизни: против тирании рынка и государства / Пер. с фр. П. Грунтовой. — Гилея (In girumimusnocte et consumimurigni), 2021 — 154 с.
9. Ванейгем Р. Революция повседневной жизни: Трактат об умении жить для молодых поколений / Пер. с франц. Э. Саттарова. —Гилея (Час Ч), 2005— 288 с.
10. Годелье М. Загадка дара / Морис Годелье; пер. с франц., примеч., указ. А.Б. Щербаковой; статья и коммент. A.A. Белика. — М. : Вост. лит., 2007. — 295 с
11. Дебор Г. Упадок и разрушение товарно-зрительной экономики // Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве: Статьи и декларации 1952–1985 / Сост., коммент. и примеч. С. Михайленко; пер. с фр. С. Михайленко и Т. Петухова. — Гилея, 2018, — С. 197-209
12. Дебор Г. «Potlach» (1954-57) // Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве: Статьи и декларации 1952–1985 / Сост., коммент. и примеч. С. Михайленко; пер. с фр. С. Михайленко и Т. Петухова. — Гилея, 2018, — С. 310-312
13. Деррида Ж., Марион Ж.-Л. О Даре: дискуссия между Жаком Деррида и Жан-Люком Марионом // Логос. 2011. № 3 (82)
14. Ильин В. И. Социология потребления. М.: Юрайт, 2019. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 433 с
15. Леви-Стросс К. Предисловие к трудам Марселя Мосса // Мосс М. Социальные функции священного / Избранные произведения. Перевод с французского под общей редакцией Утехина И. В. Научная редактура Утехин И. В. и Геренко Н. М. Составление Трофимов В. Ю. —СПб.: Евразия, 2000 г. — С. 409-434
16. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 512 с.
17. Малиновский Б. Избранное: Аргонавты западной части Тихого океана / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.— 552 с.
18. Мосс М. Опыт о даре. Форма и обоснование обмена в архаических обществах // Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / М. Мосс; Сост., пер. с фр., предисловие, вступит, статья, комментарии А. Б. Гофмана. — М.: КДУ, 2011. — С.134-285
19. Мосс. М. Социологическая оценка большевизма // Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / М. Мосс; Сост., пер. с фр., предисловие, вступит, статья, комментарии А. Б. Гофмана. — М.: КДУ, 2011. — С. 353-383
20. Оглоблина И. А. Проблематизация стоимости в онтологической перспективе дара / И. А. Оглоблина // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. — 2017. — Т. 12, № 1 (161). — С. 5-17.
21. Оглоблина И. А. Дар как этика существования на грани светского и конфессионального / И. А. Оглоблина — Текст : непосредственный // Пивоваровские чтения. Синтетическая парадигма: наука, философия, религиоведение : сборник материалов конференции. — Екатеринбург : Деловая книга, 2019. — С. 87-90.
22. Салинз М. Экономика каменного века. — М.: ОГИ, 1999. — 296 с.
23. Энафф М. Маркиз де Сад: Изобретение тела либертена / Пер. с франц. Н. С. Мовниной; отв. ред. Д. Я. Калугин. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2005. — 448 с.