Охрана природного наследия Арктики как направление гуманитарного развития региона (на примере России и Канады)
|
Введение 3
Глава 1 Нормативно-правовые основы контролирования Арктической Зоны 17
1.1. Международная нормативно-правовая база определения Арктической Зоны 17
1.2. Нормативно-правовая база Российской Федерации, посвященная вопросам Арктической гуманитарной политики 24
1.3. Нормативно-правовая база Канады, посвященная вопросам Арктической гуманитарной политики 38
Глава 2 Традиционные и новые угрозы природному наследию Арктической Зоны 43
2.1. Наращивание военного присутствия как угроза культурному и природному наследию региона 43
2.2. Климатическая обстановка в Арктике на современном этапе и ее влияние на природное наследие региона 51
Глава 3 Проблема охраны природного наследия в экологической повестке в Арктике 57
3.1. Объекты природного наследия ЮНЕСКО в Арктике 57
3.2. Гуманитарные проекты в Арктике, направленные на охрану природного наследия 73
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 85
Глава 1 Нормативно-правовые основы контролирования Арктической Зоны 17
1.1. Международная нормативно-правовая база определения Арктической Зоны 17
1.2. Нормативно-правовая база Российской Федерации, посвященная вопросам Арктической гуманитарной политики 24
1.3. Нормативно-правовая база Канады, посвященная вопросам Арктической гуманитарной политики 38
Глава 2 Традиционные и новые угрозы природному наследию Арктической Зоны 43
2.1. Наращивание военного присутствия как угроза культурному и природному наследию региона 43
2.2. Климатическая обстановка в Арктике на современном этапе и ее влияние на природное наследие региона 51
Глава 3 Проблема охраны природного наследия в экологической повестке в Арктике 57
3.1. Объекты природного наследия ЮНЕСКО в Арктике 57
3.2. Гуманитарные проекты в Арктике, направленные на охрану природного наследия 73
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 85
Арктика – это важный стратегический регион не только для арктических держав, но и для появляющихся приарктических стран. Место Арктики в международных отношениях определяется через сохранение коренных народов и их культур, через политическую стабильность региона, через развитие экономического потенциала арктической зоны, а также через вопросы заботы о природном наследии.
Арктическая природа уникальна, она соединяет в себе тундры, арктические пустыни, морские дали. Редкие виды животных, сосудистые растения, мхи и лишайники, многие из которых не были затронуты льдами, поэтому сохранились такими же, как и сотни тысяч лет назад. Хрупкая природа Арктики, ее бесценное природное наследие, требует особой защиты и охраны, потому что представляет интерес ученому сообществу как памятник развития планеты Земля.
Исходя из географических и климатических особенностей региона, экологические изменения происходят на порядок быстрее, чем в остальном мире. Тому есть ряд объяснений: Арктика – это зона экстремальных температур, именно поэтому изменения видны невооруженным взглядом через таяние льдов, повышение уровня Северного Ледовитого океана, а также нарушение озонового слоя в Арктической зоне.
Вышеуказанные последствия амбивалентны по своей сути, потому что, в первую очередь, представляют угрозу сохранения привычного образа жизни коренных народов, а также могут привести к гибели редких видов животных и растений, во-вторых, нарушение экологической стабильности региона ведет к изменению биосферы в особо охраняемых наземных, морских и подводных территориях, например, заповедниках и заказниках, но с другой стороны, приближаясь к двойственности, жонглирование экологическим дискурсом зачастую связано c нежеланием международных акторов допускать экономическое и политическое развитие некоторых арктических и приарктических держав, например, в новой стратегии ЕС в отношении Арктики прописано предложение о прекращении разведки новых месторождений нефти и газа, а также снижение добычи с дальнейшей заморозкой вышеуказанных месторождений.
Таким образом, международные отношения в Арктической зоне зачастую представляют обман зрения, политическая среда переплетается с социально-гуманитарной, экономическая с территориально-военной, происходит постоянное наращивание сил на арктических базах, а также ухудшение природоохранной обстановки.
Экологическая повестка в двадцатые годы двадцать первого века крайне актуальна, а также находится в постоянном количественном нарастании качественных упоминаний политическими лидерами, международными политическими и социально-гуманитарными организациями, а также, как следствие, упоминания, производимые постоянными вестниками новостей и мнений – средствами массовой информации.
Ключ к реальному пониманию экологического кризиса лежит в фактическом поле ежегодного роста температур, таянии ледников, а также экспоненциальном росте углеводородного следа . С другой стороны, важно отметить, что существуют и научные труды, которые подчеркивают характер климатического кризиса как аутогенный, то есть не зависящий от человека.
Следовательно, отрицать экологический кризис нельзя, так как это уже свершившийся факт, но можно спорить о его природе и причинах, потому что они не так очевидны, как принято считать. Также важно отметить явление «greenwashing» («зеленый камуфляж») – зеленый пиар, который крайне распространён в маркетинговой отрасли как способ привлечения клиентов, выдавая свою компанию приверженцем зеленых ценностей в силу их популярности на данном этапе развития, но таковым приверженцем не являющейся. Важно отметить расширение значения термина не только в экономической, в частности маркетинговой, стезе, но и в политической плоскости, то есть «зеленый камуфляж» как способ получения международного финансирования, а также признания крупных инфраструктурных проектов, которые преподносят себя в дискурсе ESG (EnvironmentalandSocialGovernance – пер. экологическое и социальное управление), но такими не являются, например, спорный китайский проект «Один Пояс и Один Путь».
В Арктической зоне зарождается и, вероятно, процветает реальная угроза климатического кризиса, а также разворачиваются многополярные политические игры заинтересованных сторон относительно ресурсов и территориальных диспутов. Эти обстоятельства представляют серьезную угрозу природному наследию Арктики, требуют коллективных усилий от всех заинтересованных держав по предотвращению или минимизации этих угроз, что актуализирует тему охраны природного наследия Арктики.
Очевидно, что климатические изменения в первую очередь будут фатальны для беззащитной природы. Государства как главные действующие и ответственные стороны обязаны, невзирая на распри и споры, заботится о сохранении коренных народов и природы, чтобы избежать невосполнимую утрату, которая может привести к гибели пластов информации, нашей истории, которая является основой и сердцем развития Земли и человечества.
Именно поэтому исследование истоков арктической экологической повестки крайне актуально на данный период времени для понимания различий между формулируемой и реальной политикой арктических и приарктических стран.
Данный вектор и актуальность исследования подтверждается словами видных политических деятелей, например, еще в 2010 году Владимир Владимирович Путин, на тот момент Председатель Правительства РФ, заявлял: «По прогнозам экспертов, уже через 50 лет Арктика может стать одним из основных источников энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты. Но цена арктического вопроса много выше, чем, например, те миллиарды баррелей нефти или газа, которые мы можем добывать и о которых так много сегодня говорится в разных странах. При безответственном отношении к Арктике сегодня-завтра мы можем получить не глобальные преимущества, а глобальные проблемы. Поэтому сейчас базовой задачей всех арктических государств становится широкое внедрение ресурсосберегающих, умных, прорывных технологий, способных работать в гармонии с природой» .
Исходя из вышесказанного, цель исследования заключается в выявлении особенностей политики ведущих Арктических держав, Российской Федерации и Канады, в области охраны природного наследия за полярным кругом, а также их сопоставлении для определения наиболее удачных комбинаций решения перечисленных экологических проблем и гуманитарного развития региона.
Для достижения обозначенной цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать документы международных организаций в области охраны природного наследия для выявления международных основ и постулатов в вышеупомянутой области, а также для использования международных нормативно-правовых актов как основного вектора для анализа отклонений в национальных нормативно-правовых актах РФ и Канады;
2. Проанализировать документы РФ и Канады в области охраны природного наследия;
3. Выявить основные угрозы Арктического пространства, влияющие на природное наследие региона;
4. Изучить природное наследие ЮНЕСКО на территории российской и канадской Арктики;
5. Исследовать опыт Российской Федерации и Канады в проведении гуманитарной политики в Арктическом регионе, нацеленной на сохранение природного наследия;
6. Выявить основные направления для реализации устойчивой гуманитарной политики в Арктике.
Выбор РФ и Канады обоснован ведущей ролью данных держав в Арктическом пространстве: во-первых, это самые крупные по территории Арктической зоны страны, что исходит непосредственно из их главенствующих позиций касательно государственной площади; во-вторых, это страны, в которых проживают десятки коренных народов Арктики, что формирует их национальную политику; в-третьих, это страны, на территории которых имеется значительное число объектов природного наследия Арктики, нуждающегося в охране.
Хронологические рамки исследования – 2015–2023 гг. Выбор данного периода обусловлен появлением Парижского климатического соглашения от 2015 года, которое усилило дискуссии касательно глобального климатического дискурса, а также пониманием того, что в период с 2021по 2023 годы во время председательства Российской Федерации в Арктическом Совете будут появляться различные нормативно-правовые акты касательно дальнейшего политического регулирования Арктической зоны.
Объект исследования –экологическая повестка в Арктических широтах в 2015–2023 гг.
Предмет исследования – это природное наследие Арктики по классификации ЮНЕСКО.
Данное исследование строится на основе использования качественных методов.
Системный подход позволил рассмотреть Арктическое взаимодействие как феномен со схожими социокультурными, политическими и экономическими парадигмами для восьми Арктических держав.
Специальные исторические методы были представлены функциональным институциональным анализом, который был направлен на разбор нормативно-правовых актов, а также для понимания роли Арктических институций на мировой арене.
Метод изучения документов, который был полезен при изучении новостных лент посольств, министерств иностранных дел, а также для анализа речей видных политических деятелей и представителей, для анализа дискурса, сформированного СМИ.
Помимо этого, были использованы ивент-анализ при разборе событий, напрямую связанных с экологическим развитием Арктики и взаимодействием между Россией и Канадой, а также интент-анализ, использованный при анализе дискуссий для выявления намерений и нахождения расхождений заявлений политических акторов и непосредственных политических действий.
Источниковая база исследования состоит из нескольких групп. В основе анализа лежат международные и национальные документы.
Важные для исследования международные документы – это Всемирная хартия природы (1982), Конвенция о Биологическом Разнообразии (1992 г.), Конвенция ООН по морскому праву(UNCLOS - The United Nations Convention on the Law of the Sea) (1982 г.), Рамочная Конвенция ООН об Изменении Климата (1992 г.), Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.), а также Конвенция по защите культурного и природного наследия ЮНЕСКО (1972 г.). Данные документы помогают выстроить иерархию изучаемого вопроса на международном уровне, то есть определить Арктическое правовое поле, а также дать определение природному наследию по классификации ЮНЕСКО.
При исследовании национальной документальной базы в Российской Федерации следует обратиться к Конституции РФ (2020 г.), Земельному Кодексу РФ (2001 г.), Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности до 2035 года (2020 г.), обновленная Морская доктрина РФ (2022 г.), Концепция гуманитарной политики РФ (2022 г.) и обновленная Концепция внешней политики РФ (2023 г.). Важно отметить, что вышеупомянутые рамочные законы и концепции формируют политику Российской Федерации в Арктическом регионе, а изучение их в процессе новых редакций позволяет увидеть изменение политического курса.
Нормативно-правовая база Канады включает Закон о предотвращении загрязнения арктических вод (ArcticWatersPollutionPreventionAct) (1985 г.), первая оборонная стратегия Канады (CanadaFirstDefenceStrategy) (2019 г.), Заявление о северной стратегии Канады за рубежом (StatementonCanada’sNorthernStrategyAbroad) (2017 г.).
Данная нормативно-правовая база призвана объединить не только мировые наработки касательно экологических вопросов Арктической зоны, но и проанализировать национальный опыт Российской Федерации и Канады в вопросах охраны природного наследия, а также оценить будущие векторы политического развития в Арктической зоне, как национальной ее части, так и в международном секторе.
Серьезная часть исследования основана на информации с официальных сайтов: это стенограммы выступлений лидеров государств на программных мероприятиях, справочные материалы о природном наследии, новости, расположенные в глобальной информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», международных организаций, официальных ведомств.
Теоретическую базу работы составили монографии и статьи российских и зарубежных исследователей.
Для изучения Арктического вопроса в работе была использована книга метеоролога-полярника А. Обоимова, в которой автор через художественный жанр рассказа повествует о жизни в Арктике, данное знание является критически важным для общего расширения мировоззрения при написании работы про Арктику. Следующий труд – это книга автора О. В. Шумихиной, в которой определена терминология по теме памятников и объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Большая часть литературы – это статьи кандидатов исторических, политических наук в таких областях, как политика России, взгляды на Арктический вопрос РФ и держав-членов Арктического Совета, экологическая сфера, а также по вопросам сохранения природного наследия посредством туризма. Многие из тем плотно переплетены в научных статьях и работах, потому что Арктическое пространство одновременно сочетает в себе вопросы об экологии с акцентом на ее улучшение и порой не самые экологичные решения, но столь необходимые для развития — этоморские торговые пути, плавучие станции по добыче полезных ресурсов. Также к этому и без того амбивалентному миксу добавляется вся сложность международных отношений стран и организаций. Именно поэтому литературный обзор представлен посредством краткого описания содержания статей и опирается на следующую логику повествования: экологические вопросы в синтезе с политическими аспектами.
Ранее в 2006 году группа ученых (к. г-м. н. Е. А. Гусев, Э. М. Бугрова, М. А. Каминский, З. И. Глезер, д. п. н. А. А. Крылов) из Московского государственного университета работали над вопросом определения возраста палеогеновых отложений хребта Ломоносова, данная работа позволяет считать хребет Ломоносова продолжением плиты, на которой располагается российская Арктика, что потенциально может помочь в признании этого хребта российским.
Доцент и заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук РГГМУ к. и. н. А. А. Алимов и к. и. н. А. П. Терехова исследовали перспективы российско-американского сотрудничества в Артике в области защиты окружающей среды в 2016 году и выражали надежду на увеличение рабочих контактов по вопросу, но уже в 2019 году д. э. н. Б. Н. Порфирьев описывает парадигму низкоуглеродного развития и стратегию снижения рисков климатических изменений для экономики, обращая внимание на низкую включенность США в эти вопросы.
Немаловажным является гуманитарный аспект в Арктическом вопросе, так к.и.н. Ю. В. Николаева и к.и.н. Н. М. Боголюбова исследовали международное сотрудничество в области сохранения природного и культурного наследия в Арктической зоне, а к. б. н. Е. В. Сорокина - социально-экономические аспекты гуманитарного развития Арктической зоны РФ.
Профессор Дж. Бума и другие рассматривает эко-региональные подходы к Арктической зоне как способ деления и заботы о территориях по экосистемному принципу.
Экологическая защита региона была рассмотрена к. ю. н. Е. Гладун через вопросы окружающей среды Арктического региона, а именно, посредством внедрения эффективных механизмов нормативно-правового урегулирования российской Арктики.
Можно заметить, что в течение десятилетий гуманитарные вопросы тесно переплетены с вопросами политики сохранения окружающей среды в Арктике, поэтому в моей работе предложено продолжение рассмотрения проблем по данной тематике.
Кроме перечисленных, в исследовании были использованы материалы новостных агентств РФ, статья от 2021 года новостного агентства Медуза (материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ «Медуза») о природе климатических изменений в Арктике, Канады и других стран, открытые данные негосударственных структур и независимых объединений.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в расширении проанализированной и концептуализированной научно-теоретической базы эколого-климатической документации Арктического региона.
Практическая ценность данного исследования заключается в формировании анализа применяемых практических мер Российской Федерации и Канады, а также анализа их эффективности для сохранения природного наследия в Арктике.
Научная новизна исследования состоит в консолидации документации двух ведущих Арктических держав, Российской Федерации и Канады, а также анализе их практического опыта по сохранению природного наследия региона, с целью выявления наиболее эффективного метода по защите окружающей среды и объектов культурного наследия в Арктическом регионе. Также исследование рассматривает климатические изменения как влияние антропогенного фактора,где экспансивная повестка ряда стран Арктического региона губительна для экологического фона региона, а также является подтверждением зарождения нового военного-политического кризиса в полярных широтах с участием не только арктических держав, но и приарктических.
Работа разделена на 3 главы, каждая из которых посвящена исследованию изменения Арктического пространства на военно-политическом, экономическом, социально-культурном и экологическом уровне.
В первой главе «Нормативно-правовые основы Арктической зоны» рассматриваются международные и национальные, российские и канадские, документы, формирующее Арктическую зону.
Во второй главе «Традиционные и новые угрозы Арктической зоне» проводится исследование угроз экологии и природного наследия Арктики через изучение политической и экономической активности арктических и приарктических государств.
Третья глава «Экологическая повестка в Арктике» представляет из себя итоговый результат размышлений о природе и экологии Арктики, а также постепенно приближает к ответу на вопрос чья деятельность, Российской Федерации или Канады, является наиболее благоприятной для пространства за полярным кругом.
В 2022 году части работы прошла апробацию на X Конференции с международным участием «Межкультурный диалог в современном мире» и на международном Круглом Столе Совета молодых ученых в секции «Азиатско-Тихоокеанский регион в новом мировом (бес)порядке». По итогам обоих мероприятий работы были опубликованы в сборниках с индексированием в РИНЦ.
Арктическая природа уникальна, она соединяет в себе тундры, арктические пустыни, морские дали. Редкие виды животных, сосудистые растения, мхи и лишайники, многие из которых не были затронуты льдами, поэтому сохранились такими же, как и сотни тысяч лет назад. Хрупкая природа Арктики, ее бесценное природное наследие, требует особой защиты и охраны, потому что представляет интерес ученому сообществу как памятник развития планеты Земля.
Исходя из географических и климатических особенностей региона, экологические изменения происходят на порядок быстрее, чем в остальном мире. Тому есть ряд объяснений: Арктика – это зона экстремальных температур, именно поэтому изменения видны невооруженным взглядом через таяние льдов, повышение уровня Северного Ледовитого океана, а также нарушение озонового слоя в Арктической зоне.
Вышеуказанные последствия амбивалентны по своей сути, потому что, в первую очередь, представляют угрозу сохранения привычного образа жизни коренных народов, а также могут привести к гибели редких видов животных и растений, во-вторых, нарушение экологической стабильности региона ведет к изменению биосферы в особо охраняемых наземных, морских и подводных территориях, например, заповедниках и заказниках, но с другой стороны, приближаясь к двойственности, жонглирование экологическим дискурсом зачастую связано c нежеланием международных акторов допускать экономическое и политическое развитие некоторых арктических и приарктических держав, например, в новой стратегии ЕС в отношении Арктики прописано предложение о прекращении разведки новых месторождений нефти и газа, а также снижение добычи с дальнейшей заморозкой вышеуказанных месторождений.
Таким образом, международные отношения в Арктической зоне зачастую представляют обман зрения, политическая среда переплетается с социально-гуманитарной, экономическая с территориально-военной, происходит постоянное наращивание сил на арктических базах, а также ухудшение природоохранной обстановки.
Экологическая повестка в двадцатые годы двадцать первого века крайне актуальна, а также находится в постоянном количественном нарастании качественных упоминаний политическими лидерами, международными политическими и социально-гуманитарными организациями, а также, как следствие, упоминания, производимые постоянными вестниками новостей и мнений – средствами массовой информации.
Ключ к реальному пониманию экологического кризиса лежит в фактическом поле ежегодного роста температур, таянии ледников, а также экспоненциальном росте углеводородного следа . С другой стороны, важно отметить, что существуют и научные труды, которые подчеркивают характер климатического кризиса как аутогенный, то есть не зависящий от человека.
Следовательно, отрицать экологический кризис нельзя, так как это уже свершившийся факт, но можно спорить о его природе и причинах, потому что они не так очевидны, как принято считать. Также важно отметить явление «greenwashing» («зеленый камуфляж») – зеленый пиар, который крайне распространён в маркетинговой отрасли как способ привлечения клиентов, выдавая свою компанию приверженцем зеленых ценностей в силу их популярности на данном этапе развития, но таковым приверженцем не являющейся. Важно отметить расширение значения термина не только в экономической, в частности маркетинговой, стезе, но и в политической плоскости, то есть «зеленый камуфляж» как способ получения международного финансирования, а также признания крупных инфраструктурных проектов, которые преподносят себя в дискурсе ESG (EnvironmentalandSocialGovernance – пер. экологическое и социальное управление), но такими не являются, например, спорный китайский проект «Один Пояс и Один Путь».
В Арктической зоне зарождается и, вероятно, процветает реальная угроза климатического кризиса, а также разворачиваются многополярные политические игры заинтересованных сторон относительно ресурсов и территориальных диспутов. Эти обстоятельства представляют серьезную угрозу природному наследию Арктики, требуют коллективных усилий от всех заинтересованных держав по предотвращению или минимизации этих угроз, что актуализирует тему охраны природного наследия Арктики.
Очевидно, что климатические изменения в первую очередь будут фатальны для беззащитной природы. Государства как главные действующие и ответственные стороны обязаны, невзирая на распри и споры, заботится о сохранении коренных народов и природы, чтобы избежать невосполнимую утрату, которая может привести к гибели пластов информации, нашей истории, которая является основой и сердцем развития Земли и человечества.
Именно поэтому исследование истоков арктической экологической повестки крайне актуально на данный период времени для понимания различий между формулируемой и реальной политикой арктических и приарктических стран.
Данный вектор и актуальность исследования подтверждается словами видных политических деятелей, например, еще в 2010 году Владимир Владимирович Путин, на тот момент Председатель Правительства РФ, заявлял: «По прогнозам экспертов, уже через 50 лет Арктика может стать одним из основных источников энергоресурсов и ключевым транспортным узлом планеты. Но цена арктического вопроса много выше, чем, например, те миллиарды баррелей нефти или газа, которые мы можем добывать и о которых так много сегодня говорится в разных странах. При безответственном отношении к Арктике сегодня-завтра мы можем получить не глобальные преимущества, а глобальные проблемы. Поэтому сейчас базовой задачей всех арктических государств становится широкое внедрение ресурсосберегающих, умных, прорывных технологий, способных работать в гармонии с природой» .
Исходя из вышесказанного, цель исследования заключается в выявлении особенностей политики ведущих Арктических держав, Российской Федерации и Канады, в области охраны природного наследия за полярным кругом, а также их сопоставлении для определения наиболее удачных комбинаций решения перечисленных экологических проблем и гуманитарного развития региона.
Для достижения обозначенной цели определены следующие задачи:
1. Проанализировать документы международных организаций в области охраны природного наследия для выявления международных основ и постулатов в вышеупомянутой области, а также для использования международных нормативно-правовых актов как основного вектора для анализа отклонений в национальных нормативно-правовых актах РФ и Канады;
2. Проанализировать документы РФ и Канады в области охраны природного наследия;
3. Выявить основные угрозы Арктического пространства, влияющие на природное наследие региона;
4. Изучить природное наследие ЮНЕСКО на территории российской и канадской Арктики;
5. Исследовать опыт Российской Федерации и Канады в проведении гуманитарной политики в Арктическом регионе, нацеленной на сохранение природного наследия;
6. Выявить основные направления для реализации устойчивой гуманитарной политики в Арктике.
Выбор РФ и Канады обоснован ведущей ролью данных держав в Арктическом пространстве: во-первых, это самые крупные по территории Арктической зоны страны, что исходит непосредственно из их главенствующих позиций касательно государственной площади; во-вторых, это страны, в которых проживают десятки коренных народов Арктики, что формирует их национальную политику; в-третьих, это страны, на территории которых имеется значительное число объектов природного наследия Арктики, нуждающегося в охране.
Хронологические рамки исследования – 2015–2023 гг. Выбор данного периода обусловлен появлением Парижского климатического соглашения от 2015 года, которое усилило дискуссии касательно глобального климатического дискурса, а также пониманием того, что в период с 2021по 2023 годы во время председательства Российской Федерации в Арктическом Совете будут появляться различные нормативно-правовые акты касательно дальнейшего политического регулирования Арктической зоны.
Объект исследования –экологическая повестка в Арктических широтах в 2015–2023 гг.
Предмет исследования – это природное наследие Арктики по классификации ЮНЕСКО.
Данное исследование строится на основе использования качественных методов.
Системный подход позволил рассмотреть Арктическое взаимодействие как феномен со схожими социокультурными, политическими и экономическими парадигмами для восьми Арктических держав.
Специальные исторические методы были представлены функциональным институциональным анализом, который был направлен на разбор нормативно-правовых актов, а также для понимания роли Арктических институций на мировой арене.
Метод изучения документов, который был полезен при изучении новостных лент посольств, министерств иностранных дел, а также для анализа речей видных политических деятелей и представителей, для анализа дискурса, сформированного СМИ.
Помимо этого, были использованы ивент-анализ при разборе событий, напрямую связанных с экологическим развитием Арктики и взаимодействием между Россией и Канадой, а также интент-анализ, использованный при анализе дискуссий для выявления намерений и нахождения расхождений заявлений политических акторов и непосредственных политических действий.
Источниковая база исследования состоит из нескольких групп. В основе анализа лежат международные и национальные документы.
Важные для исследования международные документы – это Всемирная хартия природы (1982), Конвенция о Биологическом Разнообразии (1992 г.), Конвенция ООН по морскому праву(UNCLOS - The United Nations Convention on the Law of the Sea) (1982 г.), Рамочная Конвенция ООН об Изменении Климата (1992 г.), Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.), а также Конвенция по защите культурного и природного наследия ЮНЕСКО (1972 г.). Данные документы помогают выстроить иерархию изучаемого вопроса на международном уровне, то есть определить Арктическое правовое поле, а также дать определение природному наследию по классификации ЮНЕСКО.
При исследовании национальной документальной базы в Российской Федерации следует обратиться к Конституции РФ (2020 г.), Земельному Кодексу РФ (2001 г.), Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности до 2035 года (2020 г.), обновленная Морская доктрина РФ (2022 г.), Концепция гуманитарной политики РФ (2022 г.) и обновленная Концепция внешней политики РФ (2023 г.). Важно отметить, что вышеупомянутые рамочные законы и концепции формируют политику Российской Федерации в Арктическом регионе, а изучение их в процессе новых редакций позволяет увидеть изменение политического курса.
Нормативно-правовая база Канады включает Закон о предотвращении загрязнения арктических вод (ArcticWatersPollutionPreventionAct) (1985 г.), первая оборонная стратегия Канады (CanadaFirstDefenceStrategy) (2019 г.), Заявление о северной стратегии Канады за рубежом (StatementonCanada’sNorthernStrategyAbroad) (2017 г.).
Данная нормативно-правовая база призвана объединить не только мировые наработки касательно экологических вопросов Арктической зоны, но и проанализировать национальный опыт Российской Федерации и Канады в вопросах охраны природного наследия, а также оценить будущие векторы политического развития в Арктической зоне, как национальной ее части, так и в международном секторе.
Серьезная часть исследования основана на информации с официальных сайтов: это стенограммы выступлений лидеров государств на программных мероприятиях, справочные материалы о природном наследии, новости, расположенные в глобальной информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», международных организаций, официальных ведомств.
Теоретическую базу работы составили монографии и статьи российских и зарубежных исследователей.
Для изучения Арктического вопроса в работе была использована книга метеоролога-полярника А. Обоимова, в которой автор через художественный жанр рассказа повествует о жизни в Арктике, данное знание является критически важным для общего расширения мировоззрения при написании работы про Арктику. Следующий труд – это книга автора О. В. Шумихиной, в которой определена терминология по теме памятников и объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Большая часть литературы – это статьи кандидатов исторических, политических наук в таких областях, как политика России, взгляды на Арктический вопрос РФ и держав-членов Арктического Совета, экологическая сфера, а также по вопросам сохранения природного наследия посредством туризма. Многие из тем плотно переплетены в научных статьях и работах, потому что Арктическое пространство одновременно сочетает в себе вопросы об экологии с акцентом на ее улучшение и порой не самые экологичные решения, но столь необходимые для развития — этоморские торговые пути, плавучие станции по добыче полезных ресурсов. Также к этому и без того амбивалентному миксу добавляется вся сложность международных отношений стран и организаций. Именно поэтому литературный обзор представлен посредством краткого описания содержания статей и опирается на следующую логику повествования: экологические вопросы в синтезе с политическими аспектами.
Ранее в 2006 году группа ученых (к. г-м. н. Е. А. Гусев, Э. М. Бугрова, М. А. Каминский, З. И. Глезер, д. п. н. А. А. Крылов) из Московского государственного университета работали над вопросом определения возраста палеогеновых отложений хребта Ломоносова, данная работа позволяет считать хребет Ломоносова продолжением плиты, на которой располагается российская Арктика, что потенциально может помочь в признании этого хребта российским.
Доцент и заведующий кафедрой социально-гуманитарных наук РГГМУ к. и. н. А. А. Алимов и к. и. н. А. П. Терехова исследовали перспективы российско-американского сотрудничества в Артике в области защиты окружающей среды в 2016 году и выражали надежду на увеличение рабочих контактов по вопросу, но уже в 2019 году д. э. н. Б. Н. Порфирьев описывает парадигму низкоуглеродного развития и стратегию снижения рисков климатических изменений для экономики, обращая внимание на низкую включенность США в эти вопросы.
Немаловажным является гуманитарный аспект в Арктическом вопросе, так к.и.н. Ю. В. Николаева и к.и.н. Н. М. Боголюбова исследовали международное сотрудничество в области сохранения природного и культурного наследия в Арктической зоне, а к. б. н. Е. В. Сорокина - социально-экономические аспекты гуманитарного развития Арктической зоны РФ.
Профессор Дж. Бума и другие рассматривает эко-региональные подходы к Арктической зоне как способ деления и заботы о территориях по экосистемному принципу.
Экологическая защита региона была рассмотрена к. ю. н. Е. Гладун через вопросы окружающей среды Арктического региона, а именно, посредством внедрения эффективных механизмов нормативно-правового урегулирования российской Арктики.
Можно заметить, что в течение десятилетий гуманитарные вопросы тесно переплетены с вопросами политики сохранения окружающей среды в Арктике, поэтому в моей работе предложено продолжение рассмотрения проблем по данной тематике.
Кроме перечисленных, в исследовании были использованы материалы новостных агентств РФ, статья от 2021 года новостного агентства Медуза (материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РФ «Медуза») о природе климатических изменений в Арктике, Канады и других стран, открытые данные негосударственных структур и независимых объединений.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в расширении проанализированной и концептуализированной научно-теоретической базы эколого-климатической документации Арктического региона.
Практическая ценность данного исследования заключается в формировании анализа применяемых практических мер Российской Федерации и Канады, а также анализа их эффективности для сохранения природного наследия в Арктике.
Научная новизна исследования состоит в консолидации документации двух ведущих Арктических держав, Российской Федерации и Канады, а также анализе их практического опыта по сохранению природного наследия региона, с целью выявления наиболее эффективного метода по защите окружающей среды и объектов культурного наследия в Арктическом регионе. Также исследование рассматривает климатические изменения как влияние антропогенного фактора,где экспансивная повестка ряда стран Арктического региона губительна для экологического фона региона, а также является подтверждением зарождения нового военного-политического кризиса в полярных широтах с участием не только арктических держав, но и приарктических.
Работа разделена на 3 главы, каждая из которых посвящена исследованию изменения Арктического пространства на военно-политическом, экономическом, социально-культурном и экологическом уровне.
В первой главе «Нормативно-правовые основы Арктической зоны» рассматриваются международные и национальные, российские и канадские, документы, формирующее Арктическую зону.
Во второй главе «Традиционные и новые угрозы Арктической зоне» проводится исследование угроз экологии и природного наследия Арктики через изучение политической и экономической активности арктических и приарктических государств.
Третья глава «Экологическая повестка в Арктике» представляет из себя итоговый результат размышлений о природе и экологии Арктики, а также постепенно приближает к ответу на вопрос чья деятельность, Российской Федерации или Канады, является наиболее благоприятной для пространства за полярным кругом.
В 2022 году части работы прошла апробацию на X Конференции с международным участием «Межкультурный диалог в современном мире» и на международном Круглом Столе Совета молодых ученых в секции «Азиатско-Тихоокеанский регион в новом мировом (бес)порядке». По итогам обоих мероприятий работы были опубликованы в сборниках с индексированием в РИНЦ.
Арктика – это территория прошлого, настоящего и будущего. Природа – это потенциальное благосостояние не только арктических держав, но и всего мира, благодаря запасам пресной воды, минеральным ресурсам и территориям, которые с климатическими изменениями могут стать пригодными для сельскохозяйственной деятельности. При этом природное наследие уже сейчас является богатством планеты и человечества, требующее особого отношения и защиты. В условиях политической нестабильности вопросы охраны природного наследия, а также поиски по интеграции человеческой деятельности в соответствии с конвенциями и правилами могут стать мостом для диалога, точкой соприкосновения для гуманитарного развития региона.
Основа международной нормативно-правовой базы – это Конвенция ООН по морскому праву, которая определяет границы государств в морском пространстве, тем самым диктуя секторальный принцип Арктики, а также Конвенция об охране культурного и природного наследия ЮНЕСКО, в которой определяется принцип отбора культурного и природного наследия, столь необходимый для дальнейшей работы. Таким образом, международные конвенции создают базис и дают дефиниции природного наследия в Арктическом регионе.
На национальном уровне для Российской Федерации важными становятся Концепция внешней политики Российской Федерации, которая определяет основы внешнеполитического курса России, в которой Арктика занимает место одного из основных регионов для мирного и гуманитарного развития, а также Концепция гуманитарной политики Российской Федерации, в которой определен курс и специфика проведения гуманитарной политики с акцентов на образование, экологию, туризм, а также на интеграцию взаимодействия с дружественными странами. В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года даны инструкции для ведущих ведомств и научных институций, в рамках которых следует строить свою работу, а именно работа с коренных и малочисленными народами Севера по сохранению культуры и языка, работа над климатическими и экологическими изменениями в регионе, а также работа по увеличению грузоперевозок по Северному морскому пути, а также использование его в туристических целях.
Канадская сторона вопроса представлена в Заявлении о внешней политике Канады в Арктике, где основные идеи – это работа над арктической экосистемной, увеличение военного потенциала арктической зоны, а также работа с коренными народами Арктики по сохранению культуры, что является важным для Канады после века притеснений по насильственному приучению детей европейской культуре в специальных школах-интернатах.
Нормативно-правовая база Российской Федерации и Канады схожа в пунктах о взаимодействии с коренными и малочисленными народами, об изучении и контроле климатических изменений, о сохранении природного наследия, а также в пунктах по укреплению военного потенциала Арктического региона. Последний пункт, несмотря на его важность, подрывает равновесие арктических государств в их направленности на гуманитарное развитие региона, но при это баланс еще существует.
Анализ развития региона не может быть проведен без анализа угроз. Таким образом в работе были рассмотрены основные опасности для Арктического пространства, которые можно разделить на традиционные и новые.
Традиционные угрозы для Арктического пространства – это наращивание военного присутствия в Арктике как угроза культурному и природному наследию региона. Стремительно происходящие мировые геополитические изменения повлияли до этого последние десятилетия мирный регион. Так, в следствие специальной военной операции на Украине меняется баланс сил: Финляндия становится шестой из восьми Арктических держав членом НАТО, также в НАТО стремится Швеция. Несмотря на председательство России в 2021–2023 годах в Арктическом Совете с момента начала специальной военной операции в Совете начинается раскол и часть протокольных и программных мероприятий начинается бойкотироваться другими странами-участницами, отличными от России. Также опасение вызывает увеличение военных учений в акватории Северного ледовитого океана, что негативно влияет на общий политический фон, а также на климатическую обстановку и природное наследие Арктики.
Следующий блок угроз – это угрозы, напрямую связанные с изменением климата, который происходит под воздействием антропогенного фактора. Вышеупомянутые военные учения или же добыча полезных ископаемых небезопасным и неэкологичным методом - гидроразрывом.
Арктика богата природными красотами, но для исследования были взяты признанное природное наследие ЮНЕСКО. Были изучены такие памятники природы, как Плато Путорана, Девственные леса Коми, Природный заповедник «Остров Врангеля» – на территории Российской Федерации, и Национальный парк «Наханни», Национальный парк «Вуд-Баффало», Парки и резерваты «Клуэйн», «Врангеля-Св. Ильи», «Глейшер-Бей», «Татшеншини-Алсек» - на территории Канады. Основные выводы по изученному материалу – это что на территории природного наследия ЮНЕСКО развивается экологический туризм, виден постоянный рост заинтересованности в посещении заповедников и национальных парков, несмотря на суровые условия Арктической зоны. При этом зачастую угроза для заповедников – это их приграничное расположение, а вследствие этого расположение военных баз, как например, на Острове Врангеля (Российская Федерация).
Также правительства государств и заинтересованные движения работают над Арктическими проектами, которые можно также разделить на несколько категорий: туризм, экология и культура. Самые яркие проекты – это проект российской студии дизайна Артемия Лебедева – Полярный паспорт, в котором можно отмечать посвящённые территории в Российской Арктике, а также это новый вид Канадского паспорта, в дизайне которого используется Арктическая тематика – это народы крайнего Севера и белые медведи. В России ведется работа по развитию инвестиционного климата в Артике через реализацию государственной программы, например, «Гектар Арктики». В Канаде ведется работа по популяризации творчества народов Севера, выдаются гранты, открывается многочисленные выставки.
Таким образом, гуманитарное развитие Арктического региона в период политической нестабильности в основе своей лежит на устойчивом развитии территорий, а также разумном подходе к выбору их назначения.
Естественным образом Арктика для всех Арктических держав является приграничной зоной, требующей контроля и защиты, но ее природные богатства, а именно природное наследие может стать мощным мирным магнитом и толчком для привлечения туристов, которые при вовлечении в изучение территорий станут заинтересованы в ведении предпринимательской деятельности, на которую предоставляются льготы, а в дальнейшем стать подпорой для заселения заполярья.
Культурные и гуманитарные проекты призваны повысить осознанность и знание населения о проблемах крайнего Севера, например, экологических, климатических, ресурсных. Через массовое познание вопросов Севера территории малоизученные и пугающие станут родными и знакомыми, что повлечет за собой гуманитарные миссии не только в Российскую Артику, но и мировую Арктику как отдельную цельную мирную территорию взаимодействия и поддержки.
Основа международной нормативно-правовой базы – это Конвенция ООН по морскому праву, которая определяет границы государств в морском пространстве, тем самым диктуя секторальный принцип Арктики, а также Конвенция об охране культурного и природного наследия ЮНЕСКО, в которой определяется принцип отбора культурного и природного наследия, столь необходимый для дальнейшей работы. Таким образом, международные конвенции создают базис и дают дефиниции природного наследия в Арктическом регионе.
На национальном уровне для Российской Федерации важными становятся Концепция внешней политики Российской Федерации, которая определяет основы внешнеполитического курса России, в которой Арктика занимает место одного из основных регионов для мирного и гуманитарного развития, а также Концепция гуманитарной политики Российской Федерации, в которой определен курс и специфика проведения гуманитарной политики с акцентов на образование, экологию, туризм, а также на интеграцию взаимодействия с дружественными странами. В Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года даны инструкции для ведущих ведомств и научных институций, в рамках которых следует строить свою работу, а именно работа с коренных и малочисленными народами Севера по сохранению культуры и языка, работа над климатическими и экологическими изменениями в регионе, а также работа по увеличению грузоперевозок по Северному морскому пути, а также использование его в туристических целях.
Канадская сторона вопроса представлена в Заявлении о внешней политике Канады в Арктике, где основные идеи – это работа над арктической экосистемной, увеличение военного потенциала арктической зоны, а также работа с коренными народами Арктики по сохранению культуры, что является важным для Канады после века притеснений по насильственному приучению детей европейской культуре в специальных школах-интернатах.
Нормативно-правовая база Российской Федерации и Канады схожа в пунктах о взаимодействии с коренными и малочисленными народами, об изучении и контроле климатических изменений, о сохранении природного наследия, а также в пунктах по укреплению военного потенциала Арктического региона. Последний пункт, несмотря на его важность, подрывает равновесие арктических государств в их направленности на гуманитарное развитие региона, но при это баланс еще существует.
Анализ развития региона не может быть проведен без анализа угроз. Таким образом в работе были рассмотрены основные опасности для Арктического пространства, которые можно разделить на традиционные и новые.
Традиционные угрозы для Арктического пространства – это наращивание военного присутствия в Арктике как угроза культурному и природному наследию региона. Стремительно происходящие мировые геополитические изменения повлияли до этого последние десятилетия мирный регион. Так, в следствие специальной военной операции на Украине меняется баланс сил: Финляндия становится шестой из восьми Арктических держав членом НАТО, также в НАТО стремится Швеция. Несмотря на председательство России в 2021–2023 годах в Арктическом Совете с момента начала специальной военной операции в Совете начинается раскол и часть протокольных и программных мероприятий начинается бойкотироваться другими странами-участницами, отличными от России. Также опасение вызывает увеличение военных учений в акватории Северного ледовитого океана, что негативно влияет на общий политический фон, а также на климатическую обстановку и природное наследие Арктики.
Следующий блок угроз – это угрозы, напрямую связанные с изменением климата, который происходит под воздействием антропогенного фактора. Вышеупомянутые военные учения или же добыча полезных ископаемых небезопасным и неэкологичным методом - гидроразрывом.
Арктика богата природными красотами, но для исследования были взяты признанное природное наследие ЮНЕСКО. Были изучены такие памятники природы, как Плато Путорана, Девственные леса Коми, Природный заповедник «Остров Врангеля» – на территории Российской Федерации, и Национальный парк «Наханни», Национальный парк «Вуд-Баффало», Парки и резерваты «Клуэйн», «Врангеля-Св. Ильи», «Глейшер-Бей», «Татшеншини-Алсек» - на территории Канады. Основные выводы по изученному материалу – это что на территории природного наследия ЮНЕСКО развивается экологический туризм, виден постоянный рост заинтересованности в посещении заповедников и национальных парков, несмотря на суровые условия Арктической зоны. При этом зачастую угроза для заповедников – это их приграничное расположение, а вследствие этого расположение военных баз, как например, на Острове Врангеля (Российская Федерация).
Также правительства государств и заинтересованные движения работают над Арктическими проектами, которые можно также разделить на несколько категорий: туризм, экология и культура. Самые яркие проекты – это проект российской студии дизайна Артемия Лебедева – Полярный паспорт, в котором можно отмечать посвящённые территории в Российской Арктике, а также это новый вид Канадского паспорта, в дизайне которого используется Арктическая тематика – это народы крайнего Севера и белые медведи. В России ведется работа по развитию инвестиционного климата в Артике через реализацию государственной программы, например, «Гектар Арктики». В Канаде ведется работа по популяризации творчества народов Севера, выдаются гранты, открывается многочисленные выставки.
Таким образом, гуманитарное развитие Арктического региона в период политической нестабильности в основе своей лежит на устойчивом развитии территорий, а также разумном подходе к выбору их назначения.
Естественным образом Арктика для всех Арктических держав является приграничной зоной, требующей контроля и защиты, но ее природные богатства, а именно природное наследие может стать мощным мирным магнитом и толчком для привлечения туристов, которые при вовлечении в изучение территорий станут заинтересованы в ведении предпринимательской деятельности, на которую предоставляются льготы, а в дальнейшем стать подпорой для заселения заполярья.
Культурные и гуманитарные проекты призваны повысить осознанность и знание населения о проблемах крайнего Севера, например, экологических, климатических, ресурсных. Через массовое познание вопросов Севера территории малоизученные и пугающие станут родными и знакомыми, что повлечет за собой гуманитарные миссии не только в Российскую Артику, но и мировую Арктику как отдельную цельную мирную территорию взаимодействия и поддержки.



