Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 7
1.1. Конкурентоспособность как условие повышения эффективности работы организации 7
1.2. Пути повышения конкурентоспособности организации 13
1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность организации 20
Глава 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «КОРОДОН» 27
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 27
2.2. Финансово-экономическая характеристика предприятия 34
2.3. Анализ конкурентоспособности предприятия 41
Глава 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ООО «КОРОДОН» 56
3.1. Анализ путей повышения конкурентноспособности ООО «Кородон» 56
3.2. Разработка мероприятий по повышению конкурентноспособности ООО «Кородон» 61
3.3. Оценка экономической эффективности проведенных мероприятий 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
Проблема повышения конкурентоспособности и эффективности предприятий в обстоятельствах дальнейшего развития экономики связана, в первую очередь, с разработкой структуры управления конкурентоспособностью и эффективностью. Завоевание и удержание конкурентных преимуществ - ключевые факторы успеха предприятия в конкурентной борьбе. Особой остроты эта проблема достигает в обстоятельствах усиления интенсивности конкуренции на отдельных рынках, где от производителей продукции и услуг нужно постоянно отслеживать изменения спроса, стоимости сырьевых источников, а вопрос рентабельности активов прямо зависит от степени применения новейших подходов в сфере стратегического маркетинга.
Формирование конкурентных взаимоотношений помогает созданию развитого, цивилизованного рынка, что объединяет сферу производства и товарообмена.
Особенности конкуренции на различных рынках диктуют специфические подходы к изучению конкуренции в отрасли. Реализация данного подхода возможна путем разработки маркетинговой стратегии с учетом результатов конкурентного анализа, а так же, результатов оценки сильных и слабых сторон предприятия, последовательного мониторинга деятельности ключевых конкурентных игроков в рамках конкурентной отрасли. В данной работе, описан структурный подход к решению вопроса разработки стратегии увеличения конкурентоспособности предприятия с учетом его конкурентной среды, а еще способ увеличения эффективности предприятия, описана актуальность поставленной проблемы, ее теоретическая значимость и практическая ценность.
Важными мероприятиями, обеспечивающими конкурентоспособность, выступают разработка конкурентной стратегии и формирование структуры предоставления услуг в целях того, чтобы обеспечить долгосрочный успех в целях компании и ее инвестиционную привлекательность.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что функционирование любого предприятия в современных условиях рынка возможно только при условии конкурентноспособности его по всем направлениям.
Целью ВКР является разработка мероприятий по повышению конкурентноспособности организации ООО «Кородон» в условиях рыночной экономики. Достижение данной цели определяет решение следующих задач:
• исследование теоретических вопросов деятельности в конкурентных условиях;
• проведение анализа конкурентоспособности ООО «Кородон»;
• разработка мероприятий по повышению конкурентноспособности ООО «Кородон» и осуществление оценки экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования выступает организация ООО «Кородон».
Предметом исследования выступают характерные особенности конкурентоспособности компании, как важного элемента и основы обеспечения эффективности компании на рынке фарминдустрии.
В ходе написания ВКР были применены следующие научные методы: аналитический, табличный, графический, дедуктивный, индуктивный, синтетический, сравнительный.
Тема ВКР широко освещается в научной литературе. Источниками написания работы выступили монографии и учебные пособия различных зарубежных и русских авторов, статьи периодических изданий, материалы Интернет, а еще внутренние документы ООО «Кородон», на основе которых проводилось исследование.
Объектом исследования является ООО «Кородон», специализирующееся на дистрибуции лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинского оборудования. Сфера деятельности в основном бюджетный рынок.
Организационная структура ООО «Кородон» линейно-функциональная.
Партнеры предприятия - это являются известные производители медицинских препаратов и оборудования: «Амджен», «Bayer», Johnson & Johnson и др.
Основные конкуренты компании представлены компаниями: «Протек», «Катрен», «РОСТА» и др.
Анализ основных результатов финансово-экономической деятельности ООО «Кородон» показал, что ыручка за реализацию демонстрирует сильный рост в 2015 году - 14405134 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом - 9177078 тыс. руб. и снижение в 2016 году - 13551712 . руб. по сравнению с 2015 годом. При этом себестоимость продаж в 2014 г. составила 9328471 тыс. руб., в 2015 г. - 14876496 тыс. руб. и в 2016 г. - 14754113 тыс. руб. Практически каждый отчетный год себестоимость продаж превышала выручку от продаж, а положительная прибыль получалась за счет прочих доходов, которые показывали рост от года к году. Так, в 2014 г. доход от прочих доходов составил 1594014 тыс. руб., в 2015 г. - 2555542 тыс. руб. и в 2016 г. - 4319382 тыс. руб. Основная причина в более низкой выручки по сравнению с себестоимостью продаж в том, что предприятие работает в бюджетном секторе, а это исключает возможность рыночного формирования цены на отпускаемые товары. В то же время прочие доходы, получаемые за счет сдачи в аренду имущества, реализацией основных средств, штрафы и пени, и прочите доходы позволяют скомпенсировать потери связанные с реализацией медикаментов, оборудования, других товаров и оказания услуг.
Анализ динамики изменения чистой прибыли показал, что в она составила в 2014 годом - 153267 тыс. руб., в 2015 году 109903 тыс. руб. и в 2016 году - 97131 тыс. руб. Снижение прибыли связано с простом расходов на реализацию оборудования, оплатой труда и других показателей. Например, выручка от продаж оборудования в 2015 году составила 84470 тыс. руб. а в 2016 году - 107950 тыс. руб., оплата труда в 2015 году составила 397489 тыс. руб, а в 2016 году уже 747983 тыс. руб. При этом расходы выросли. Так в 2015 году себестоимость продаж оборудования составила 64617 тыс. руб., а в 2016 году 83112 тыс. руб.
Анализ показателей использования фондов предприятия показал, что фондоемкость предприятия растет, но при этом фондоотдача снижается, что свидетельствуют о нерациональном использовании производственных мощностей или они недогружены.
Анализ динамики изменения производительности труда показывает снижение. Так в в 2014 г. составила 42883,54 тыс. руб./чел., в 2015 г. 40923,68 тыс. руб./чел. и в 2016 г. - 40332,48 тыс. руб./чел.
Снижение производительности труда произошло в результате изменения двух показателей: выручки и количества работников. Несмотря на снижение показателей выручки и прибыли на предприятии происходит увеличение численности работников.
Анализ рентабельности продаж показывает положительную динамику. Так в 2014 году рентабельность была на уровне 7,86%, в 2015 году - 11,44% и в 2016 году 20,07%.
Сравнительный анализ динамики изменения всех показателей в процентном отношении за сравниваемые периоды примерно одинаково. Это свидетельствует о том, что на предприятии оперативно реагируют на изменения показателей и держат ситуацию под контролем.
SWOT-анализа позволил оценить стратегические возможности развития предприятия с учетом возможных угроз.
СТЭП - анализа показал, что реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды находится на среднем уровне.
Анализ конкурентной среды позволил определит долю рынка, занимаемого ООО «Кородон» (0,92) и выявить наиболее сильных конкурентов (80% рынка занимают 5 дистрибьюторов).
Учитывая, что основная деятельность ООО «Кородон» приходится на бюджетную сферу, были выделены конкуренты именно в этой нише: ООО «Ланцет», ООО «Годовалов», ООО «Биотэк», ООО «Евросервис». Слабые стороны ООО «Кородон» перед конкурентами: доля рынка, занимаемая организацией, цены и человеческие ресурсы. Дополнительные услуги, месторасположение, технологический уровень и качество услуг - не на много отличается от конкурентов.
Для усиления конкурентных преимуществ были разработаны следующие мероприятия.
Мероприятие 1. Увеличение конкурентноспособности в результате расширения ассортимента. Предлагается заключение договоров дополнительно с двумя иностранными поставщиками. Это позволит расширить ассортимент, даст возможность удовлетворить спрос заказчиков на необходимые им лекарственные средства и избавит их от необходимости покупать данные средства у других дистрибьюторов.
Мероприятие 2. Расширение рынка сбыта, что предполагает открытие 2-х аптек в г. Москва.
Мероприятие 3. Повышение эффективности использования трудового ресурса. Планируется провести промежуточную аттестацию. Менеджеров, не прошедших проверку предлагается сократить и набрать, новых, которые будут подходить на указанные должности по всем параметрам и иметь фарм.образование.
В результате реализации мероприятия 1 ожидается увеличение объема чистой прибыли до 103930 тыс. руб.
В результате реализации мероприятия 2 ожидается увеличение выручку на 11,6%, а годовой чистой прибыли в 2017 году на 10%. Срок окупаемости проекта составляет ~ 10 месяцев.
От реализации мероприятия 3 ожидается рост выручки на 10,2% а эффект от внедрения составит 7518,5 тыс. руб.
Таким образом, поставленные в начале разработки ВКР задачи решены, а цель достигнута.
I. Законодательные и нормативные документы:
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (Редакция от 30.12.2015). Консультант-плюс, 2016.
2. Закон Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (Редакция от 13.07.2015). Консультант-плюс, 2016.
3. Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей» (Редакция от 01. 05. 2017). Консультант- плюс, 2017.
4. Закон Российской Федерации от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Редакция от 29.12. 2015). Консультант-плюс, 2016.
5. Закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 N 184- ФЗ «О техническом регулировании» (Редакция от 29.07.2017) Консультант-плюс, 2017.
6. Конституция Российской Федерации. — М.: Эксмо, 2014. — 80 с.
II. Научная литература и периодические издания:
7. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика: учебное пособие. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2015. - 266 с.
8. Антонов Г. Д., Иванова В. М., Тумин О. П. Управление конкурентоспособностью организации. - М.: Инфра - М, 2014. - 304 с.
9. Афонин А. М., Ицаков Е. Д. Пути повышения конкурентоспособности фирмы в условиях кризиса: учебное пособие. - М.: Проспект, 2015. - 198 с.
10. Бондаренко В. А., Кундрюков С. С. Аналитическое рассмотрение объектов инновационной инфраструктуры в РФ в аспекте международной конкурентоспособности //Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - №1 (ч.2). - С. 16 - 20.
11. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. - М.: Социум, 2014. - 288 с.
12. Конина Н. Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире: учебное пособие. - М.: Проспект, 2015. - 368 с.
13. Конкурентоспособность организации (фирмы): учебное пособие /под ред. А. Александрова, А. Неделькина и др. - М.: Инфра- М, Новое знание, 2014. - 288 с.
14. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс: учебное пособие. - М.: Вильямс, 2015. - 656 с.: ил.
15. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2014. - 438 с.
...