Внешняя политика Франции в регионе южного и восточного Средиземноморья в контексте «арабской весны»
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ И НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
1.1. Арабская политика («politiquearabe») Франции: от де Голля до Ширака.......5
1.2 . Барселонский процесс как важнейший этап на пути развития средиземноморской политики Франции
ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В ЮЖНОМ И ВОСТОЧНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ В ПРЕЗИДЕНТСТВО НИКОЛЯ САРКОЗИ.
2.1. Союз для Средиземноморья как важнейший внешнеполитический проект Франции
2.2. Смена вектора внешней политики Франции в южном и восточном Средиземноморье в контексте «Арабской весны»
ГЛАВА 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В ЮЖНОМ И ВОСТОЧНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ В ПРЕЗИДЕНТСТВО ФРАНСУА ОЛЛАНДА
3.1. Внешняя политика Франции в странах южного и восточного Средиземноморья после арабских революций 2011-2013 гг.
3.2. Сирия: эволюция внешнеполитического курса Франции
3.3. Внешняя политика Франции в Ливии в условиях властного кризиса............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..
ГЛАВА 1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В СЕВЕРНОЙ АФРИКЕ И НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
1.1. Арабская политика («politiquearabe») Франции: от де Голля до Ширака.......5
1.2 . Барселонский процесс как важнейший этап на пути развития средиземноморской политики Франции
ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В ЮЖНОМ И ВОСТОЧНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ В ПРЕЗИДЕНТСТВО НИКОЛЯ САРКОЗИ.
2.1. Союз для Средиземноморья как важнейший внешнеполитический проект Франции
2.2. Смена вектора внешней политики Франции в южном и восточном Средиземноморье в контексте «Арабской весны»
ГЛАВА 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ В ЮЖНОМ И ВОСТОЧНОМ СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ В ПРЕЗИДЕНТСТВО ФРАНСУА ОЛЛАНДА
3.1. Внешняя политика Франции в странах южного и восточного Средиземноморья после арабских революций 2011-2013 гг.
3.2. Сирия: эволюция внешнеполитического курса Франции
3.3. Внешняя политика Франции в Ливии в условиях властного кризиса............51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..
Франция, будучи средиземноморской державой и исторически имея тесные взаимоотношения со странами южного и восточного Средиземноморья, традиционно рассматривает регион в качестве важнейшей сферы своего влияния. Так, подчеркивается, что особое внимание Франции к Средиземноморью – «одна из важнейших черт внешнеполитической идентичности страны». C крушением французской колониальной империи Париж берет курс на выстраивание дружественных двусторонних связей со странами региона, что в целом должно было обеспечить сохранение здесь французского влияния, а также независимость внешнеполитического курса Франции в условиях «холодной войны». Данная политика, провозглашенная Шарлем де Голлем, получила название « politiquearabe».
С завершением формирования единой Европы, которое ознаменовалось подписанием в 1992 г. Маастрихтского договора, появилась институциональная база для формирования общей европейской политики. В этом контексте Франция, желая привлечь внимание Европы к стратегически важному для нее региону, инициирует в 1995 г. первый проект евро-средиземноморского сотрудничества, получивший название «Барселонский процесс» и впервые объединивший на своей площадке страны северного и южного берегов Средиземного моря. Таким образом, на смену двустороннего формата сотрудничества Франции с арабскими странами пришел многосторонний - уже в рамках единой Европы, который в качестве главной своей цели преследовал создание из региона Средиземноморья зоны стабильности, безопасности и процветания и в целом стал важнейшим дипломатическим успехом Франции.
CредиземноморскаяполитикаФранции – это государственная политика, которую Париж проводит в отношении арабских стран южного и восточного берегов Средиземного моря самостоятельно, а также с помощью средств и институтов ЕС в рамках евро-средиземноморского партнерства. В развитии евро-средиземноморских отношений Франция зачастую выступает как главный инициатор новых проектов и стремится задавать направление этой политике. Однако с увеличением численности членов ЕС у руководства V Республики остается все меньше пространства для маневра, учитывая незаинтересованность ряда европейских стран в развитии средиземноморских программ. Логическим продолжением Барселонского процесса стал инициированный Саркози в 2007 г. Союз для Средиземноморья, призванный оживить евро-средиземноморское сотрудничество. Уже в рамках СдС было проведено множество специализированных конференций, запущено несколько крупных проектов, однако, события конца 2010 – начала 2011 гг., охватившие практически все страны Северной Африки и Ближнего Востока и приведшие к смене политических режимов, с которыми Франция долгое время поддерживала тесное сотрудничество, в том числе в рамках СдС, вынудили Париж изменить методы реализации своей средиземноморской политики. Французское руководство в условиях стремительно разворачивающихся в регионе процессов вынуждено было адаптироваться к новой политической реальности и выстраивать взаимоотношения уже с новыми политическими силами, утвердившимися в странах региона.
Цель работы - проанализировать эволюцию внешней политики Франции в регионе южного и восточного Средиземноморья в контексте «арабской весны».
Достижению этой цели будет способствовать последовательное решение следующих задач:
- Рассмотреть проблему взаимоотношений Франции с регионом в историческом контексте (в рамках деголлевской «politiquearabe»);
- Определить значение проектов Средиземноморского сотрудничества, инициированных Францией в рамках ЕС (Барселонский процесс и СдС);
- Проанализировать политику Франции в началом революционных протестов в арабских странах; дать оценку действиям, предпринятым в этом направлении в президентство Николя Саркози;
- охарактеризовать политику Франции в странах южного и восточного Средиземноморья с приходом к власти Франсуа Олланда;
- проанализировать последствия «арабского пробуждения» для Франции, в этом контексте определить главные вызовы и угрозы, стоящие перед Францией на сегодняшний день.
В процессе исследования будет проанализирован широкий ряд источников: материалы заявлений министров иностранных дел (заявления национальному собранию бывших МИД Мишель Альо-Мари, Алена Жюппе; Лорана Фабиуса); резолюции СБ ООН (по Ливии №1970, №1973 и др.) и др. Представляют важный интерес интервью бывших официальных лиц Франции, опубликованных в прессе: премьер-министра Фийона, министра по европейским делам Вокьеза, посла Франции в Ливии Франсуа Гуйетта, министра обороны Жерара Лонге и т.д. Работа опирается на многочисленные статьи французских СМИ: Lemonde, LaLiberation, L’Express, LeParisien и др.
В исследовании широко задействованы статьи, опубликованные как отечественными, так и зарубежными научно-исследовательскими институтами. Среди российских – Институт Востоковедения РАН, Институт Африки РАН, Институт Ближнего Востока. Французские: Институт международных и стратегических исследований (IRIS), Французский Институт международных отношений (ИФРИ), материалы, опубликованные Институтом политических исследований (SciencePo). А также EuropeaninstituteoftheMediterranean (Европейский институт Средиземноморья), Институт Томаса Мора. Работа во многом опирается на экспертные мнения французских исследователей, специалистов по Ближнему Востоку и Африке, таких как Жиль Кепель, Паскаль Бонифас, Денис Бошар.
Среди монографий, опубликованных по данной тематике, хотелось бы отметить работу отечественного специалиста Обичкиной Е.О. «Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940-2012)». Среди зарубежных – работу французского государственного и политического деятеля ЮбераВедрина «Политика Франции в Северной Африке», монографию Жиля Кепеля «TerreurdansL’Hexagone 2005-2015» и др.
С завершением формирования единой Европы, которое ознаменовалось подписанием в 1992 г. Маастрихтского договора, появилась институциональная база для формирования общей европейской политики. В этом контексте Франция, желая привлечь внимание Европы к стратегически важному для нее региону, инициирует в 1995 г. первый проект евро-средиземноморского сотрудничества, получивший название «Барселонский процесс» и впервые объединивший на своей площадке страны северного и южного берегов Средиземного моря. Таким образом, на смену двустороннего формата сотрудничества Франции с арабскими странами пришел многосторонний - уже в рамках единой Европы, который в качестве главной своей цели преследовал создание из региона Средиземноморья зоны стабильности, безопасности и процветания и в целом стал важнейшим дипломатическим успехом Франции.
CредиземноморскаяполитикаФранции – это государственная политика, которую Париж проводит в отношении арабских стран южного и восточного берегов Средиземного моря самостоятельно, а также с помощью средств и институтов ЕС в рамках евро-средиземноморского партнерства. В развитии евро-средиземноморских отношений Франция зачастую выступает как главный инициатор новых проектов и стремится задавать направление этой политике. Однако с увеличением численности членов ЕС у руководства V Республики остается все меньше пространства для маневра, учитывая незаинтересованность ряда европейских стран в развитии средиземноморских программ. Логическим продолжением Барселонского процесса стал инициированный Саркози в 2007 г. Союз для Средиземноморья, призванный оживить евро-средиземноморское сотрудничество. Уже в рамках СдС было проведено множество специализированных конференций, запущено несколько крупных проектов, однако, события конца 2010 – начала 2011 гг., охватившие практически все страны Северной Африки и Ближнего Востока и приведшие к смене политических режимов, с которыми Франция долгое время поддерживала тесное сотрудничество, в том числе в рамках СдС, вынудили Париж изменить методы реализации своей средиземноморской политики. Французское руководство в условиях стремительно разворачивающихся в регионе процессов вынуждено было адаптироваться к новой политической реальности и выстраивать взаимоотношения уже с новыми политическими силами, утвердившимися в странах региона.
Цель работы - проанализировать эволюцию внешней политики Франции в регионе южного и восточного Средиземноморья в контексте «арабской весны».
Достижению этой цели будет способствовать последовательное решение следующих задач:
- Рассмотреть проблему взаимоотношений Франции с регионом в историческом контексте (в рамках деголлевской «politiquearabe»);
- Определить значение проектов Средиземноморского сотрудничества, инициированных Францией в рамках ЕС (Барселонский процесс и СдС);
- Проанализировать политику Франции в началом революционных протестов в арабских странах; дать оценку действиям, предпринятым в этом направлении в президентство Николя Саркози;
- охарактеризовать политику Франции в странах южного и восточного Средиземноморья с приходом к власти Франсуа Олланда;
- проанализировать последствия «арабского пробуждения» для Франции, в этом контексте определить главные вызовы и угрозы, стоящие перед Францией на сегодняшний день.
В процессе исследования будет проанализирован широкий ряд источников: материалы заявлений министров иностранных дел (заявления национальному собранию бывших МИД Мишель Альо-Мари, Алена Жюппе; Лорана Фабиуса); резолюции СБ ООН (по Ливии №1970, №1973 и др.) и др. Представляют важный интерес интервью бывших официальных лиц Франции, опубликованных в прессе: премьер-министра Фийона, министра по европейским делам Вокьеза, посла Франции в Ливии Франсуа Гуйетта, министра обороны Жерара Лонге и т.д. Работа опирается на многочисленные статьи французских СМИ: Lemonde, LaLiberation, L’Express, LeParisien и др.
В исследовании широко задействованы статьи, опубликованные как отечественными, так и зарубежными научно-исследовательскими институтами. Среди российских – Институт Востоковедения РАН, Институт Африки РАН, Институт Ближнего Востока. Французские: Институт международных и стратегических исследований (IRIS), Французский Институт международных отношений (ИФРИ), материалы, опубликованные Институтом политических исследований (SciencePo). А также EuropeaninstituteoftheMediterranean (Европейский институт Средиземноморья), Институт Томаса Мора. Работа во многом опирается на экспертные мнения французских исследователей, специалистов по Ближнему Востоку и Африке, таких как Жиль Кепель, Паскаль Бонифас, Денис Бошар.
Среди монографий, опубликованных по данной тематике, хотелось бы отметить работу отечественного специалиста Обичкиной Е.О. «Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940-2012)». Среди зарубежных – работу французского государственного и политического деятеля ЮбераВедрина «Политика Франции в Северной Африке», монографию Жиля Кепеля «TerreurdansL’Hexagone 2005-2015» и др.
«Арабская весна» стала поворотным пунктом во внешней политике Франции в Средиземноморье. Долгое время Париж выстраивал тесные взаимоотношения с авторитарными режимами стран арабского Магриба и Ближнего Востока, руководствуясь своими политическими и экономическими интересами, а также соображениями безопасности. Однако, со стремительным развитием антирежимных протестов, захлестнувших практически все страны Северной Африки и Ближнего Востока, Франция вынуждена подстраиваться под меняющуюся реальность.
«Арабская весна», начавшаяся в Тунисе и впоследствии прокатившаяся практически по всем странам Северной Африки и Ближнего Востока, оказалась неожиданностью для Франции, несмотря на то, что Париж на протяжении десятилетий выстраивал тесные взаимоотношения со странами региона на всех уровнях. Явным свидетельством того, что события «Арабской весны» в определенной степени застали врасплох политическое руководство Франции, стали серьезные дипломатические просчеты, допущенные Парижем с началом протестов в Тунисе.
Если делать выводы касаемо французской внешней политики с начала «арабской весны», нужно сказать, что она по мере развития событий в регионе прошла несколько фаз: колебание, риторическая поддержка революционных движений, а местами весьма конкретная (в случае с Ливией), далее, осторожность, преследуемая новым политическим руководством в лице Олланда, и, наконец, стремление положить конец режиму Башара Асада в Сирии.
Первоначальная неоднозначная и скомканная позиция официального руководства по поводу событий в Тунисе впоследствии была пересмотрена: взят курс на «сопровождение» демократических процессов, которые теперь расцениваются Францией, как в целом положительные и конструктивные. Изменение политического курса было связано со здоровой общественной критикой, направленной в сторону Саркози из-за его союза с Бен Али, тогда как нужно было поддерживать демонстрантов. Так, к тому моменту, как в Тунисе уже развернулись широкие антирежимные выступления, Саркози совершил разворот на 180 градусов и поддержал «арабскую весну».
Во время революционных событий в Ливии все опасения были отброшены, а Саркози узрел в текущей ситуации возможность вновь подтвердить свою приверженность демократии, желая также роста величия и роли Франции в региональной политике. Хотя это и не было отмечено ранее, можно сказать, что ливийский конфликт обеспечивал определенные экономические возможности для Франции в регионе. В сентябре 2011 г. некоторые СМИ сообщали, что повстанцы пообещали 35% сырой нефти за военную поддержку. Эта точка зрения, безусловно, нуждается в более тщательном рассмотрении. Также нужно вспомнить, что региональная политика Франции в регионе с 2010 г. была непоследовательна: наибольшее внимание было сосредоточено на Ливии, Тунисе, Египте и Сирии, в то время как другие эпизоды политического насилия, например, в Бахрейне, в Йемене были проигнорированы.
Интервенция в Ливии, возглавленная Францией, вызвала многочисленные споры и противоречия. Во-первых, Париж поддерживал мятежников исключительно в их стремлении свергнуть диктатора Каддафи. Это, в свою очередь, противоречило содержанию (и духу) Резолюции 1973 по Ливии, которая обязывала международное сообщество использовать все необходимые средства, чтобы склонить обе стороны к прекращению огня. Однако, эти попытки никогда не применялись во время интервенции. Операция в Ливии вызвала сомнения у руководства России и Китая. Так, российский министр иностранных дел С. Лавров отметил, что «члены международного сообщества, прежде всего, наши западные партнеры, поддержали одну из сторон гражданской войны – возможно, сторону, которая представляла законные интересы ливийского народа, но это все же увеличило число жертв среди гражданского населения». Много других проблем, таких как обстоятельства смерти Каддафи, французская нефтяная сделка, проникновение Аль-Каиды бросили тень на реальные причины и исход ливийской кампании. Не будет преувеличением сказать, что демократия и права человека, занимавшие центральную нишу в декларируемой Францией внешнеполитической линии, были скорее инструментам и играли незначительную роль в процессе принятия решений.
К началу президентского срока Франсуа Олланда повестка дня в регионе южного и восточного Средиземноморья существенно меняется. Так, эйфория по поводу происходящих здесь демократических изменений, которая охватила широкие общественно-политические круги Франции, в скором времени сменилась серьезными опасениями. События приняли непредсказуемый характер: вопреки ожиданиям Парижа, в Тунисе и Египте на смену старым авторитарным режимам пришли исламисты, оттеснив тем самым силы, которые играли главную роль в антирежимных протестах и выступали за продвижение демократии.
В условиях появления мощной силы, бросившей летом 2014 г. серьезный вызов региональной стабильности и безопасности всего мирового сообщества – самопровозглашенного на обширных территориях Сирии и Ирака Исламского государства (ИГ) - приоритеты Франции в регионе меняется. С сентября 2015 г., в условиях возросшей угрозы терроризма, Париж постепенно отходит от антиасадовской риторики. Франция, последовательно придерживаясь курса по «нейтрализации» Асада, делает в итоге выбор в пользу «нейтрализации» ИГ, угрожающего напрямую внутренней стабильности Франции. Этот курс был еще более усилен после трагических событий в Париже – террористических атак ноября 2015 г. Отказ от столь очевидной антиасадовской риторики ознаменовал собой переход к более прагматичному внутриполитическому курсу. Как подчеркивает ЮберВедрин, бывший глава французской дипломатии, сейчас, в определении внешнеполитической стратегии нужно руководствоваться исключительно жизненно важными интересами Франции. Для французского народа – это, очевидно, возможность жить в мире. Для Франции и всех вовлеченных стран – это нейтрализация угрозы терроризма, даже отдаленной. В современных условиях также важно также выстраивать двусторонние связи со всеми арабскими странами, исключая любой крайний изоляционизм в отношениях с какой-либо из стран региона.
«Арабская весна», начавшаяся в Тунисе и впоследствии прокатившаяся практически по всем странам Северной Африки и Ближнего Востока, оказалась неожиданностью для Франции, несмотря на то, что Париж на протяжении десятилетий выстраивал тесные взаимоотношения со странами региона на всех уровнях. Явным свидетельством того, что события «Арабской весны» в определенной степени застали врасплох политическое руководство Франции, стали серьезные дипломатические просчеты, допущенные Парижем с началом протестов в Тунисе.
Если делать выводы касаемо французской внешней политики с начала «арабской весны», нужно сказать, что она по мере развития событий в регионе прошла несколько фаз: колебание, риторическая поддержка революционных движений, а местами весьма конкретная (в случае с Ливией), далее, осторожность, преследуемая новым политическим руководством в лице Олланда, и, наконец, стремление положить конец режиму Башара Асада в Сирии.
Первоначальная неоднозначная и скомканная позиция официального руководства по поводу событий в Тунисе впоследствии была пересмотрена: взят курс на «сопровождение» демократических процессов, которые теперь расцениваются Францией, как в целом положительные и конструктивные. Изменение политического курса было связано со здоровой общественной критикой, направленной в сторону Саркози из-за его союза с Бен Али, тогда как нужно было поддерживать демонстрантов. Так, к тому моменту, как в Тунисе уже развернулись широкие антирежимные выступления, Саркози совершил разворот на 180 градусов и поддержал «арабскую весну».
Во время революционных событий в Ливии все опасения были отброшены, а Саркози узрел в текущей ситуации возможность вновь подтвердить свою приверженность демократии, желая также роста величия и роли Франции в региональной политике. Хотя это и не было отмечено ранее, можно сказать, что ливийский конфликт обеспечивал определенные экономические возможности для Франции в регионе. В сентябре 2011 г. некоторые СМИ сообщали, что повстанцы пообещали 35% сырой нефти за военную поддержку. Эта точка зрения, безусловно, нуждается в более тщательном рассмотрении. Также нужно вспомнить, что региональная политика Франции в регионе с 2010 г. была непоследовательна: наибольшее внимание было сосредоточено на Ливии, Тунисе, Египте и Сирии, в то время как другие эпизоды политического насилия, например, в Бахрейне, в Йемене были проигнорированы.
Интервенция в Ливии, возглавленная Францией, вызвала многочисленные споры и противоречия. Во-первых, Париж поддерживал мятежников исключительно в их стремлении свергнуть диктатора Каддафи. Это, в свою очередь, противоречило содержанию (и духу) Резолюции 1973 по Ливии, которая обязывала международное сообщество использовать все необходимые средства, чтобы склонить обе стороны к прекращению огня. Однако, эти попытки никогда не применялись во время интервенции. Операция в Ливии вызвала сомнения у руководства России и Китая. Так, российский министр иностранных дел С. Лавров отметил, что «члены международного сообщества, прежде всего, наши западные партнеры, поддержали одну из сторон гражданской войны – возможно, сторону, которая представляла законные интересы ливийского народа, но это все же увеличило число жертв среди гражданского населения». Много других проблем, таких как обстоятельства смерти Каддафи, французская нефтяная сделка, проникновение Аль-Каиды бросили тень на реальные причины и исход ливийской кампании. Не будет преувеличением сказать, что демократия и права человека, занимавшие центральную нишу в декларируемой Францией внешнеполитической линии, были скорее инструментам и играли незначительную роль в процессе принятия решений.
К началу президентского срока Франсуа Олланда повестка дня в регионе южного и восточного Средиземноморья существенно меняется. Так, эйфория по поводу происходящих здесь демократических изменений, которая охватила широкие общественно-политические круги Франции, в скором времени сменилась серьезными опасениями. События приняли непредсказуемый характер: вопреки ожиданиям Парижа, в Тунисе и Египте на смену старым авторитарным режимам пришли исламисты, оттеснив тем самым силы, которые играли главную роль в антирежимных протестах и выступали за продвижение демократии.
В условиях появления мощной силы, бросившей летом 2014 г. серьезный вызов региональной стабильности и безопасности всего мирового сообщества – самопровозглашенного на обширных территориях Сирии и Ирака Исламского государства (ИГ) - приоритеты Франции в регионе меняется. С сентября 2015 г., в условиях возросшей угрозы терроризма, Париж постепенно отходит от антиасадовской риторики. Франция, последовательно придерживаясь курса по «нейтрализации» Асада, делает в итоге выбор в пользу «нейтрализации» ИГ, угрожающего напрямую внутренней стабильности Франции. Этот курс был еще более усилен после трагических событий в Париже – террористических атак ноября 2015 г. Отказ от столь очевидной антиасадовской риторики ознаменовал собой переход к более прагматичному внутриполитическому курсу. Как подчеркивает ЮберВедрин, бывший глава французской дипломатии, сейчас, в определении внешнеполитической стратегии нужно руководствоваться исключительно жизненно важными интересами Франции. Для французского народа – это, очевидно, возможность жить в мире. Для Франции и всех вовлеченных стран – это нейтрализация угрозы терроризма, даже отдаленной. В современных условиях также важно также выстраивать двусторонние связи со всеми арабскими странами, исключая любой крайний изоляционизм в отношениях с какой-либо из стран региона.
Подобные работы
- Эволюция внешней политики Франции в регионе южного и восточного Средиземноморья
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - СРЕДИЗЕМНОМОРСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ ФРАНЦИИ В ПЕРИОД ПРЕЗИДЕНТСТВА НИКОЛЯ САРКОЗИ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Политика Франции в отношении Магриба в 1958 - 2016 г.г.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
САУДОВСКОЙ АРАВИИ И ИРАНА
В КОНТЕКСТЕ БОРЬБЫ ЗА ЛИДЕРСТВО НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
(КОНЕЦ 1970-Х - НАЧАЛО XXI ВЕКА)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Миграционная политика Италии в контексте обеспечения демографической безопасности в Европейском союзе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



