Введение 3
Глава I. Этностереотипы 12
как составляющая этнического экстремизма 12
1.1 Этнические стереотипы в медиапространстве 14
1.2 Роль журналиста в формировании этностереотипов 23
Глава II. Террористический акт 28
как крайняя форма проявления экстремизма 28
2.1 Этнорелигиозные корни терроризма 29
2.2 Смещение акцентов при освещении террористического акта 36
(на примере теракта на Дубровке в октябре 2002 г. 36
и атаки на редакцию журнала «Шарли Эбдо» в январе 2015 г.). 36
2.3 Правила освещения экстремистской, 42
террористической, религиозной тематики в СМИ 42
Заключение 51
Литература 55
Актуальность исследования. Экстремизм продолжает быть угрозой для современного общества, его развитие подрывает основополагающие основы существования государства. Журналистские материалы влияют на общественное сознание и могут повысить или понизить градус социальной напряженности. Этим обусловлена актуальность данной исследовательской работы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114 «О противодействии экстремистской деятельности» экстремистская деятельность (экстремизм) – это деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию. В связи с чем деяние, ответственность за которое предусмотрено ст. 282 УК РФ, относится к экстремизму.
По данным МВД России в период за январь-декабрь 2015 г. статистика преступлений экстремистской направленности выросла на 27,7% по сравнению с предыдущим годом. Требования к освещению экстремизма ужесточились. Широта определения понятия «экстремизм» накладывает ограничения на такие права, как свобода слова и мысли, право на объединение, проведение митингов, пикетирования. Поэтому актуальной научной задачей становится «необходимость раскрытия сущности экстремизма, разработки понятийно-терминологического ряда, который позволил бы определить исторические, социологические, политические, психологические, информационные, силовые и другие аспекты борьбы с данным опасным явлением».
Выросло количество террористических актов в мире. Теракты в Париже, Брюсселе, Стамбуле, военные действия в Сирии, огромные потоки беженцев в Европе накаляют социальную обстановку в обществе. Кроме того, влияние таких террористических организаций, как Исламское государство, оказывает деструктивное влияние на социум. Законодательство в вопросах экстремизма становится все более жестким. Только за 2015 г. в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» Роскомнадзор заблокировал почти 900 сайтов, занимающихся вербовкой добровольцев в ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории России). Редакции СМИ также столкнулись с блокированием Роскомнадзором экстремистских материалов. Таким образом, актуальность исследования становится очевидна: экстремизм по-прежнему угроза для общества, а журналистам нужно уметь правильно эту тему освещать.
Степень изученности темы. Научные работы посвящены анализу разных форм экстремизма – политическому, националистическому, религиозному, подростково-молодежному, экологическому, антиглобалистскому, моральному. Проблема религиозного экстремизма на примере региона Северного Кавказа изучена в монографии Х.В. Дзуцева. Оценка степени проявления экстремизма в Восточной Евразии и способы борьбы с ним, а также защита национальных интересов России рассмотрены в работе Л.В. Васильева. Молодежный экстремизм, его связь с нарко- и алкозависимостью проанализированы в монографии авторов Кубанского государственного университета. Признаки, факторы и виды политического экстремизма осмыслены в монографии М.К. Арчакова.
Этнической и кросс-культурной психологии посвящен ряд работ отечественных и зарубежных исследователей (Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, З.В. Сикевич, Л.Г. Почебут, Ю.П. Платонов, А.А. Налчаджян, А.О. Бороноев, Д. Мацумото, J.W. Berry, F. Trompenaars, C.Hampden-Turner, H.C. Triandis, Y. Tanaka, и др.); концепции этнического самосознания (В.Ю. Бромлей, В.Ю. Хотинец, Б.Ф. Поршнев, И.С.Кон D.Levinson, U. Schnpflug, Y.Y.Kim, А.К.Ojha, S.J.Schwartz и др.). Приняты во внимание работы исследователя межэтнических конфликтов С.Д. Гуриевой .
Ряд материалов размещен на информационно-коммуникационной платформе «Экстремальная журналистика», в частности, книга «Журналисты и терроризм». Исследователь А.В. Бочиев исследует политические аспекты освещения проблем внутреннего терроризма в наиболее влиятельных и популярных американских изданиях с различной политической направленностью (газеты «Вашингтон Пост», «Вашингтон Таймс» и «Нью-Йорк Таймс»), исследует особенности освещения терактов с участием так называемых «одиноких волков» на территории США, о нападениях на политиков, о насилии на почве расизма и выявляются различные позиции ведущих американских газет в понимании вопросов о причинах и методах борьбы с терроризмом.
Исследователь С.А. Воронцов в статье «Понятие экстремизма и его сущностные признаки» просматривает эволюцию зарождения понятия и оценивает состояние проблемы в XXI в., подчеркивает, что «экстремизм, переживающий эволюционный подъем, стал оказывать все большее влияние на многие сферы жизни человеческого сообщества, подрывая стабильность существования в настоящем и уверенность в завтрашнем дне».
В статье В. Петухова «Освещение терроризма печатными СМИ Северного Кавказа» дан сравнительный анализ 29 печатных и интернет-изданий (Дагестана, Ингушетии, Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставрополья и Ростова-на-Дону), важнейших информационных каналов протеррористического влияния на общественные массы (сайты Kavkaz.org., Chechen.press, Kvestnik.org и др.), функционирующих в 2000-х гг. Автор приходит к выводу о необходимости анализа внутренних причин и источников терроризма и формирования эффективной государственной антитеррористической политики.
Медийный дискурс терроризма рассмотрен в научных работах С.Е. Гладковской.
Приняты во внимание работы, рассматривающие деятельность журналистов по отражению экстремальных, чрезвычайных ситуаций. В ряде статей изучаются многочисленные попытки журналистского сообщества регламентировать деятельность журналиста при освещении чрезвычайных ситуаций в части социальной ответственности перед телезрителями. Однако на практике телевидение в погоне за рейтингом далеко не всегда соблюдает эти нормы, выпуская в эфир непроверенную, шокирующую и даже опасную информацию.
В данном исследовании вопрос экстремизма рассмотрен в тесной взаимосвязи с этническими стереотипами. Дан сравнительный анализ в подходах к освещению темы терроризма в освещении трагедии на Дубровке и теракта в редакции сатирического журнала «Шарли Эбдо». Вышеизложенные аспекты определяют научную новизну исследования.
Объектом исследования стали публикации в общественно-политических изданиях России, посвященные теме экстремизма, терроризма, а также этнические стереотипы в этих публикациях.
Предмет исследования – особенности освещения проблем экстремизма в общественно-политических изданиях России.
Цель исследования – выявить тенденции освещения темы экстремизма в общественно-политических изданиях России.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
– выявить факторы, влияющие на рост экстремизма в обществе;
– доказать взаимосвязь этнических стереотипов и социальной напряженности в обществе;
– обозначить роль журналиста в формировании этностереотипов;
– показать различие в подходах журналистов к освещению терроризма на основе сопоставительного анализа текстов СМИ о терактах на Дубровке и в Париже;
– проиллюстрировать спектр нормативно-правовых и этических актов, регулирующих освещение этнической, религиозной и экстремисткой тематики в СМИ.
Были использованы следующие методы исследования: метод сравнительного анализа (сравнение публикаций, связанных с терроризмом за 2002 – 2015 гг.), мониторинг (выделение материалов, связанных с экстремизмом и терроризмом), дискурс-анализ, структурно-функциональный анализ, контекстуальный анализ (выявление значения этностереотипа в публикациях и заголовках СМИ; освещение ислама в СМИ); выборочный анализ по ключевым словам: «мигранты», «ислам», «терроризм», «экстремизм».
Эмпирической базой исследования стали материалы в изданиях в изданиях «Новая газета», «Новая газета Санкт-Петербург», «Комсомольская правда Санкт-Петербург», «Московский комсомолец», информационном агентстве ТАСС, REGNUM, «РИА Новости», сетевом журнале «Спутник и Погром», интернет-газете «Фонтанка.Ру». Также для анализа отношения к исламу и радикальному исламу рассмотрены узкоспециализированные издания «Православие и Мир», «Православное образование Онлайн» и «Интерфакс-Религия». Религиозная тематика также рассмотрена в публикациях «Новой газеты», «Новой газеты Санкт-Петербург».
Выбор изданий обусловлен желанием продемонстрировать освещение темы экстремизма с позиций изданий разной политической направленности. Основной период исследования – январь 2015 г. – апрель 2016 г. Для сравнительного анализа подходов к освещению терроризма также рассматриваются публикации, посвященные теракту на Дубровке за 2002 г. и публикации, связанные с терактом в редакции сатирического журнала «Шарли Эбдо».
Эмпирической базой послужили также международные документы, регулирующие межнациональные и межэтнические отношения («Декларация о расе и расовых предрассудках» (1978); «Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств» (Страсбург, 1995); «Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятая на Всемирной конференции по борьбе против расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости» (Дурбан, Южная Африка, 2001); «Декларация стран ОБСЕ, направленная на укрепление прав человека и фундаментальных свобод каждого борьбу с расизмом, ксенофобией и дискриминацией» (Брюссель, 2004); «Кордобская декларация» (Кордоба, 2005), ориентированная на борьбу с антисемитизмом и другими формами нетерпимости; закон «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге» (2004), антитеррористическая конвенция и др.
В теоретическую базу исследования вошли труды, посвященные теме экстремизма, среди которых работы А.К Алиева, Ю.М. Антоняна, З.С. Арухова, М.Д. Давитадзе, М.Ю. Зеленкова, К.М. Ханбабаева и др. Специально рассмотрен аспект правового регулирования освещения темы экстремизма. Роль журналиста в освещении этнологической, религиозной, террористической тематики рассмотрены с помощью работ И.Н. Блохина, С.М. Виноградовой, Г.С. Мельник. Актуальные проблемы противодействия этническому экстремизму в СМИ рассматриваются в трудах эксперта МБПЧ В. К. Мальковой.
Этические стереотипы определены с помощью работ О.А. Жбиковской, Ю.Е. Прохорова и др. Также в своей работе мы опирались на тексты документов и законов, связанных с экстремисткой тематикой, свободой слова и конвенциями для работников СМИ.
Цели и задачи исследования определили его структуру следующим образом: работа состоит из введения, двух глав, заключения. В первой главе рассматривается влияние этнических стереотипов на рост экстремизма, этнический экстремизм как форма социальной напряженности в обществе. Также обозначена роль журналиста в формировании этностереотипов, приведены примеры неосторожного обращениями с этим видом стереотипов. Дано признаки экстремистского текста. Во второй главе рассмотрен террористический акт как крайняя форма проявления экстремизма. Установлены этнорелигиозные корни терроризма, проанализировано освещение ислама в СМИ. На примере террористического акта на Дубровке в Москве и атаки на редакцию журнала «Шарли Эбдо» в Париже продемонстрировано смещение акцентов при освещении темы терроризма. Нормативно-правовая база в вопросе экстремизма, терроризма, свободы слова, этнической и религиозной тематики резюмирует и подытоживает исследование.
В ходе исследования установлено, что уровень экстремистских настроений в обществе можно проанализировать через публикации в средствах массовой информации. Поддерживание этнических стереотипов в массмедиа может способствовать росту социальной напряженности в обществе и как следствие росту экстремизма. Акцентирование внимание на национальности в публикациях, в частности, хронике «Происшествия», закрепляет в сознании читателя негативный ассоциативный ряд, связанный с конкретным народом. В подобных публикациях делается акцент на разнице в представлениях, которые приводят к конфликту. Такие акценты разделяют и разобщают представителей разных культур. Негативное и нетерпимое отношение к представителям других культур и этносов со стороны сотрудников правоохранительных органов свидетельствует о глубоких корнях межэтнического конфликта и низком уровне межкультурного диалога. Стражи порядка, публикуя на своих страницах в социальных сетях материалы экстремистского характера, способствуют росту нетерпимости к мигрантам. Содержащиеся в таких материалах этнические стереотипы и этнофолизмы приводят к агрессии по отношению к мигрантам. Сотрудники полиции демонстрируют нетерпимость к трудовым мигрантам и при общении с ними, что запечатлено в публикациях СМИ. Кроме того, сотрудники полиции, являясь представителями исполнительной власти, своими действиями игнорируют закон и дискриминируют национальные меньшинства. Подобное поведение подает отрицательный пример гражданам, которые могут стать заложниками представлений, что такой вариант межкультурного диалога приемлем. Накал страстей в обществе также демонстрируют публикации о массовых акциях протестов на национальной почве. Подобные акции нередки. Катализатором становятся конфликты на национальной почве. Важным аспектом формирования социальной напряженности в обществе являются публикации, связанные с религией. Терроризм – крайняя форма проявления экстремизма, имеет этнорелигиозные корни. Образ террориста связан с образом «шахида», исповедующего ислам. На примере прессы Татарстана подтверждено преобладание публикаций о православии. При этом Российская Федерация, как закреплено в Конституции, является светским государством. В узконаправленных религиозных изданиях информация об исламе не всегда подается нейтрально. В публикациях прослеживается некоторая доля нетерпимости к исповедующим ислам. При этом такое отношение прослеживается и со стороны представителей церкви. Авторитет официальных лиц церкви воздействует на большой процент верующих, их мнение способно влиять на уровень доверия или нетерпимости к исламистам. При этом даже официальные представители церкви позволяют высказывать негативные оценки в адрес приверженцев ислама. В публикациях делается разделение между радикалами ислама и простыми верующими. В религиозных изданиях звучат призывы сменить ислам на православие, приводятся примеры превосходства одной веры над другой. Исламисты предстают в образе экстремистов, желающих уничтожить христиан. Подобные мнения и призывы разобщают людей на этнорелигиозной почве и усиливают социальную напряженность.
Журналисты оказывают значительное влияние на формирование и закрепление этностереотипов в обществе. Они могут вызвать сочувствие или неприязнь к инокультурным персонажам. На примере публикации «Новой газеты» выявлена способность журналистов расширить ассоциативный ряд положительными образами. В издании «Спутник и Погром» авторы вводят новые этнические стереотипы, создают негативные установки в отношении мигрантов, представляют инородцев в образе бездушных убийц. Кроме того, можно отметить непрямые призывы к убийству мигрантов. Такие публикации говорят о низком уровне этнологической культуры в среде авторов-журналистов. В информационных жанрах журналисты не снижают степень оценочности и прибегают к упоминанию национальности героев материала, что не всегда оправданно. Кроме того, не всегда следуют правилам об употреблении номинаций «преступник» и «убийца», используют их до завершения следствия и вынесения решения судом.
Подход к освещению террористических актов в СМИ изменился. Сопоставительный анализ публикаций о «трагедии Норд-Оста» и нападении на редакцию сатирического издания «Шарли Эбдо» подтвердил это утверждение. В случае теракта на Дубровке работники СМИ делали акцент на поиске виновных в трагедии, выступали в роли переговорщиков, приводили данные о числе погибших. Журналисты обвиняли спецслужбы и чиновников в недостаточном профессионализме. Подобные установки селят раздор в обществе. Усиливается недоверие к власти. При этом, оценку журналистов нельзя назвать необъективной. Авторы также невольно оправдывали действия террористов, приводя цитаты участников событий. Например, признавали их образованность. В нападении на редакцию «Шарли Эбдо» акцент с теракта сместился на обсуждение профессиональной деятельности журналистов. По мнению общественности, карикатуры работников журнала стали поводом для нападения на редакцию. В профессиональном сообществе обсуждали этичность этих публикаций. Общество разделилось на тех, кто считал, что журналисты сами виноваты в нападении террористов и тех, кто считал, что терроризм оправдывать нельзя. Примечательно и то, как изменилось поведение самих террористов. Если в случае с терактом на Дубровке террористы стремились к освещению их действий в СМИ, то в случае с терактом в «Шарли Эбдо» террористы просто расстреляли людей. Они не вели переговоров и нечего не требовали, они просто казнили тех, кого посчитали виновными.
Спектр нормативно-правовых и этических актов, регулирующих освещение этнической, религиозной и экстремисткой тематики в СМИ достаточно широк. При этом журналисты не всегда следуют рекомендациям, предписанным профессиональным сообществом. Конвенции, по мнению самих же журналистов, разработаны не для ограничения свободы слова, а для того, чтобы обезопасить общество от ложной информации. Терроризм как крайняя форма проявления экстремизма, требует особенного подхода при его освещении. Работники массмедиа должны осознавать, что любая информация, предоставленная в период террористического акта, способна повлиять на участников событий. С учетом того, что протяженность во времени теракта (на примере трагедии на Дубровке и нападения на «Шарли Эбдо») сократилась, журналисты стали нести большую ответственность за оценку события. Расстановка акцентов формирует представление о теракте как таковом. Перенос внимание на вопрос свободы слова в случае с «Шарли Эбдо», отвлекает внимание общественности от глобальной проблемы – терроризма. Освещение религиозной тематики, в частности, ислама, также требует деликатности. Журналисты не должны сравнивать всех исламистов с террористами. При описании разных конфессий должен соблюдаться баланс мнений.
Таким образом, тенденции освещения темы экстремизма в общественно-политических изданиях России выявлены. Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены.
Закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 года был принят Государственной Думой 3 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г.
Закон Российской Федерации «О противодействии терроризму» был принят Государственной Думой 26 февраля 2006 г., одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 г. и подписан Президентом РФ 6 марта 2006 г.
Закон Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности»
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»
Антитеррористическая конвенция (правила поведения СМИ в случаях террористического акта и антитеррористической операции) – принята Индустриальным комитетом СМИ 8 апреля 2003 г.
Декларация «О свободе выражения мнений и информации в СМИ в контексте борьбы с терроризмом» – принята Советом Европы в марте 2005.
Кодекс профессиональной этики российского журналиста // сайт Союз журналистов России URL: http://www.ruj.ru/_about/code_of_professional_ethics_of_the_russian_journalist.php Дата обращения: 01.03.2016.
Конституция Российской Федерации (РФ) (принята всенародным голосованием 12.12.1993), статья 28. URL: http://www.zakonrf.info/konstitucia/28/ Дата обращения: 10.04.2016.
Международные принципы профессиональной этики в журналистике URL: http://yojo.ru/?page_id=82
Национальный портал противодействия терроризму [Электронный ресурс]. URL:http://www.antiterror.ru/
Резолюция Конференции ЮНЕСКО «Терроризм и средства массовой информации» (Манила, 1 - 2 мая 2002 г.).
Этические принципы профессионального поведения журналистов, освещающих акты терроризма и контртеррористические операции.
Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев К.М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М., Наука, 2007.
Антонян М.Ю. Природа этнорелигиозного терроризма. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 22-25.
Антонян Ю.М., Давитадзе М.Д. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения. М., 2004. С. 75-108.
Арчаков М.К. Политический экстремизм: сущность, проявления, меры противодействия: [Монография] / М.К. Арчаков. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. 296 с.
Баева Л.В. Экстремизм: природа и формы проявления // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2008. № 3 (16). С. 21–26.
Блохин И.Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 274.
Блохин И.Н. Социальные роли журналиста в освещении национальных отношений // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2008. Сер. 9. Вып. 4, ч. 2. С. 304-310.
Блохин И. Н. Толерантность как норма журналистской деятельности (из опыта исследований этнических стереотипов и образов в материалах отечественных СМИ) // Толерантность. Журналистика, политика, культура: материалы межфакультет. теор. семинара, 18 ноября 2002 г. / ред.-сост. С. М. Виноградова, С. Г. Корконосенко. СПб.: СПбГУ, 2003. С. 112–113.
Бочинин А. В. Проблема внутреннего терроризма на страницах печати США // Медиаскоп. 2015. Выпуск №2.
Васильев Л.Е. Проблемы безопасности в Восточной Евразии. Борьба с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. М.: Учреждение Рос. акад. наук; Ин-т Дальнего Востока РАН, 2009. – 172 с.
Воронцов С.А. Понятие экстремизма и его сущностные признаки // Философия права. 2007. №4. С.70.
Гладковская Е.С. Журналистский дискурс терроризма. (Сравнительный анализ публикаций в качественной прессе России и США) : автореф. дис. … канд. филол. наук / Гладковская Е. .; Урал. гос. ун-т им. А.М. Горького. Екатеринбург, 2006. 25 с.
Голиков Л.М. Семиотика экстремистского текста [Электронный ресурс] // Уголовный процесс. Практика успешной защиты и обвинения. 2014. №7 URL: http://e.ugpr.ru/article.aspx?aid=342886 Дата обращения: 10.04.2016.
Голубин Р.В., Грачев С.И. Место средств массовой информации в борьбе с терроризмом // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2007. №3. С.218-223.
Грищенко А.И. Источники возникновения экспрессивных этнонимов (этнофолизмов) в современном русском и английском языках: этимологический, мотивационный и деривационный аспекты // Активные процессы в современной лексике и фразеологии: материалы междунар. конф. 8-9 июня 2007 г. памяти Л.В. Николенко и Ю.П. Солодуба (МПГУ) / гл. ред. Н.А. Николина. М., Ярославль: Ремдер, 2007. С. 40-41
Гуриева С.Д. 1) Межэтнические отношения и конфликт. СПб.: Нестор-История. – 2009; 2) Методологические и теоретические аспекты изучения межэтнических отношений. СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2010. – 180 с.
Девиантное поведение в современной России: алкоголь, наркотики, молодежный экстремизм (концепции и исследования) / Т.А. Хагуров, М.Е. Позднякова, В.Н. Ракачев, Л. Н. Рыбакова и др. М.: Институт социологии РАН. 2014. 200 с.
Дзуцев Х.В. Религиозный экстремизм как угроза стабильности Российской Федерации: этносоциологический анализ. Программа исследования. Монография. М.: ИСПИ РАН, 2014. С. 126-128
Егорова Л.Г. Репрезентация религиозных конфессий и межконфессиональных отношений в региональных печатных СМИ // Ученые записки Казанского университета. Казань, 2010. Том 152, кн. 5. С. 39-49.
Ениколопов С.Н., Мкртчян. Психологические последствия терроризма и роль СМИ в процессе их формирования // Национальный психологический журнал. №1(5). 2011. С. 19-23.
Жбиковская О.А. Стереотипы поведения и образ жизни русских и французов // Омский научный вестник №4 (58). Июль-август 2007. С. 207-209.
Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2007. С.118-184.
Кон И. Психология предрассудка (О социально-психологических корнях этических предубеждений.) // Психология национальной нетерпимости: хрестоматия / сост. Ю. В. Чернявская. Минск: Харвест, 1998. С. 10-11.
Марков Е. А. Первая Чеченская война в материалах российских СМИ. // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2; Краснодар: ХОРС, 2011. С. 182.
Мельник Г.С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты. СПб., 1996. С. 81-82.
Мельник Г.С., Виноградова С.М. Конструирование этничности в российских СМИ: факторы конфликтогенности и толерантности // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Серия 9. Филология, востоковедение. журналистика. Вып. 2. 2008.
Мельник Г. С., Виноградова С.М. Психология массовой коммуникации: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 512 с.
Мельник Г.С., Б.Я. Мисонжников. Социолингвистические маркёры экстремистского текста // Гуманитарный вектор. 2015. №4 (44). С. 107-119.
Мельник Г. С. Влияние СМИ на социальные эпидемии: конструктивные и деструктивные последствия. // Ученые записки ИВЭСЭП: Современные социальные коммуникации в системе цивилизации и культуры (Modern soсial communication in the system of civilization and culture): материалы междунар. науч.-практ. конференции 18-19 ноября 2013 г. СПб.: ИВЭСЭП, Знание 2014.
Мельник Г. С. Тактические медиа в деструктивных технологиях протеста // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер 16. Вып. 3. Психология и педагогика. 2015. С. 83-91.
Морозов А. Вера в мире коммуникаций // Акценты: Новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2003. Вып. 1-2. С. 52-53.
Петрищев В.Е. Роль СМИ в профилактике терроризма // Материалы четвертой международной научной конференции по проблемам безопасности и противодействия терроризму. МГУ им. М.В. Ломоносова 30-31 октября 2008. Том 1. М., 2009. С. 140.
Писаренко О.Н. Терроризм как крайняя форма выражения экстремизма // Научные проблемы гуманитарных исследований №10/2010 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/terrorizm-kak-kraynyaya-forma-vyrazheniya-ekstremizma
Прикладное религиоведение для журналистов / сост. М. Григорян М.: Права человека, 2009. С.20-22.
Прохоров Ю.Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. 5-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 224 с.
Психолого-лингвистическая экспертиза материалов экстремистской направленности: учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / сост. Л. З. Подберезкина, Е. Ю. Федоренко. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. URL: http://ipps2.sfu-kras.ru/sites/ipps.institute.sfu- Дата обращения: 18.08.2015.
Семенова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / под ред. В.А. Мансурова. М.: Ин-т социологии РАН, 2010. С.143-152.
Сеславинский М. В. Система подготовки представителей СМИ к работе в условиях кризисных ситуаций (учебно-практические курсы БАСТИОН) // Вестник Национального антитеррористического комитета. 2014. № 1 (10); Граница, ФСБ России, Москва, 2014. С. 64.
Сидорова С.В. Место и роль средств массовой информации в антитеррористическом образовании молодежи // Человек. Общество. Управление. №4. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2009. С.89-95.
Смирнов А. А. Европейские стандарты правового регулирования освещения темы терроризма а СМИ // Административное право и процесс. 2014. N 1.
Солдатов А. Журналисты и терроризм. Российское законодательство о терроризме и свобода слова / Бороган И., Латышева М., Ставицкая А. URL:http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=802&c_id=10929
Сухарников П.В. Социальная ответственность тележурналиста при освещении чрезвычайных ситуаций // Вестн. Волжск. ун-та им. В.Н. Татищева. 2014. Выпуск № 4[17]. С. 276-282. То же [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-otvetstvennost-telezhurnalista-pri-osveschenii-chrezvychaynyh-situatsiy... Дата обращения 21.12.2015).
Центральная Азия и Кавказ. 2005. Выпуск № 6 (42).
Цыганов В. Медиа-терроризм. Терроризм и средства массовой информации. Киев: Ника центр, 2004. С. 54-55.