Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Этический аспект учения Цицерона о государственном деятеле: нормативность и идеал

Работа №124005

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДЕЯТЕЛЕ В РАБОТАХ ЦИЦЕРОНА 7
1.1 Особенности «римского духа» (гражданской добродетели) в поздней Римской республике 7
1.2. Нормативные положения о государственном деятеле в трактатах «О законах», «О государстве» 12
1.3. Нормативные положения о государственном деятеле в сочинении Цицерона «Об обязанностях» 25
ГЛАВА 2. ИДЕАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ В УЧЕНИИ ЦИЦЕРОНА 34
2.1. Отражение идеала государственного деятеля в речах и письмах Цицерона 34
2.2. Аспекты идеального политика в трактатах «О законах», «О государстве» 47
2.3. Идеал государственного деятеля в сочинении Цицерона «Об обязанностях» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 69


Внушительный объем исследований творческого пути древнеримского мыслителя Цицерона позволяет рассматривать его в качестве первого теоретика этических основ государственной деятельности, практическая важность которых подтверждается спустя столетия.
Актуальность выбранной темы обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, личность в истории может сыграть важную роль, что неоднократно подтверждалось объективными фактами. Моральное формирование личности государственного деятеля во многом обусловлено внешней средой и воспитанием, которые, в свою очередь, включают восприятие исторического наследия и проверенных временем жизненных постулатов, в которые можно включить тезисы античного мыслителя Цицерона, позволяющие выделить нормативные и идеальные качества публичного лица.
Во-вторых, именно в работах Цицерона впервые провозглашена фундаментальная важность критерия социальной справедливости в этике, политике, законодательстве, где справедливость является договором, согласно которому все люди изначальны равны, поскольку связаны от природы снисходительностью и благожелательностью, а также и общностью права (О законах, I, 13, 35) . При этом Цицерон утверждает: «уничтожение, распад и смерть гражданской общины как бы подобны упадку и гибели мироздания» (О государстве. III 34), что отражает всеобщее глобальное значение социальной справедливости в системе публичной власти, в идеальном образе и правовых основах государственной деятельности.
В-третьих, трактат «Об обязанностях» Цицерона воспринимается не только памятником античной мысли, но и действенным «пособием» по прикладной морали, относящейся ко всем гражданам, включая общинных правителей. Античный философ отражает требования к образу идеального гражданина и правителя, синтезируя стоические и римские добродетели с переносом акцента на благодеяние и справедливость, которые в условиях кризиса власти должны играть важнейшее значение. То есть, Цицерон как практикующий политик оставляет после себя «завещание», которое и является тем самым пособием для потомков.
Наконец, в-четвертых, моральные отношения являются наиболее сложной областью человеческого познания и общественной практики, особенно в рамках взаимодействия публичной власти с гражданами, поскольку этическая практика всегда связана со сложнейшими проблемами человеческого бытия. Поэтому Цицерон был в поиске нравственного идеала, качества которого могут стать правовой основой для деятельности экстраординарного магистрата.
В этой связи представляются ценными идеи Цицерона как апологета Римской Республики о правовом содержании (нормативности) и идеальных (лучших для общества) качествах государственного деятеля, что особенно актуально в условиях построения российской демократической власти.
Однако, в России до сих пор нет полноценного этического кодекса государственной службы (равно как и кодекса парламентской этики), а также отсутствует система восприятия культуры и этики управления в публично-властной практике управления. Этот фактор является одним из важных элементов построения демократической власти в стране и увеличения доверия населения к государственным деятелям, поэтому, вполне возможно, требуется включение в современные парадигмы публичной власти античных постулатов Цицерона о гражданской морали.
Таким образом, можно утверждать, что от качества исследований и разработки аспектов актуального восприятия этических норм в учении Цицерона о государственном деятеле в некоторой степени зависит содержание демократичности публичной власти в России и в других странах мира.
Степень разработанности темы. Исследованию идей Цицерона в различных гуманитарных дисциплинах во всем мире и в России посвящено немало работ, среди которых следует указать труды в русле западной традиции Д. Халла, В. Штайля, Е. Фантхама, и пр., а также работы в рамках отечественной традиции В. О. Горенштейна, Г. С. Кнабе С.Л. Утченко, Е.М. Штаермана, В.К. Хрусталёва, А. М. Браговой, Г.М. Лившица, Г.Г. Майорова, Я.В. Мельничук, В. О. Никишина, А.А. Павлова, Е.И. Темнова, И.Н. Титаренко, В.Ю. Перова, А.М. Сморчкова и др.
Однако, каждодневное динамичное развитие публично-общественных отношений, безусловно, требует постоянного изучения античных постулатов Цицерона о социальной справедливости.
Необходимость научного мониторинга этических проблем государственной власти в России и во всем мире, особая практическая значимость в этой области изучения тезисов Цицерона способствовали выбору темы и цели дипломной работы.
Цель данной работы – анализ цицероновского наследия в отношении этического содержания государственной деятельности.
Достижению обозначенной цели должна способствовать реализация задач исследования:
1) изучить нормативные положения о государственном деятеле в работах Цицерона;
2) исследовать особенности «римского духа» (гражданской добродетели) в поздней Римской республике;
3) обозначить особенности идеала государственного деятеля в трактатах Цицерона;
4) проанализировать, как отражается идеал государственного деятеля в речах и письмах Цицерона.
Объектом исследования представляется совокупность взглядов Цицерона в их эволюции на этическую сторону государственной деятельности.
Предметом исследования являются наиболее значимые работы Цицерона, в которых отражаются вопросы социальной справедливости и этической стороны представителей публичной власти.
При проведении исследования в качестве методологических основ использованы концептуальные разработки историков, социологов, философов и практиков в отношении трактатов, писем и речей Цицерона.
Кроме того, при составлении работы использовались методы исторического, сравнительно-сопоставительного и проблемно-хронологического анализа. Для выделения нормативных аспектов в работах Цицерона применялись сравнительно-правовой и формально-юридический метод исследования. При обобщении идеальных аспектов государственного деятеля использовались метод критического обдумывания и метод интерпретации трудов Цицерона.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результатом проведенного исследования стал анализ цицероновского наследия в отношении этического содержания государственной деятельности, корневым содержанием которого представляется глобальное значение социальной справедливости в системе публичной власти, в идеальном образе и правовых основах государственной деятельности.
На первом этапе работы изучены нормативные положения о государственном деятеле в работах Цицерона. В частности, исследованы особенности «римского духа» (гражданской добродетели) в поздней Римской республике, что позволило сформулировать исторические факторы «римского духа» (гражданской добродетели) в поздней Римской республике:
эволюционное развитие проверенного веками содержания «морального кодекса» в качестве шкалы системы римских ценностей;
множество военно-политических событий и парламентских драм в римской республике, которые уже слабо отражают признаки гражданской римской добродетели;
утрата сенаторами взаимообусловленных добродетелей virtus (благочестия, верности, серьезности, твердости), на смену которым пришли лицемерие, ложь, корыстолюбие и пр.
При этом акцентировано внимание на том, что изучение эволюции «римского духа» обусловлено различиями исторических подходов исследователей разного времени к пониманию сущности поздней римской республики.
В рамках дальнейшей работы изучены положения о государственном деятеле в трактатах «О законах», «О государстве», что привело к следующим обобщениям в отношении правового наследия Цицерона в этих работах:
оценка соотношения правового статуса римских магистратов с положением платоновских номофилаков формируют нормативную основу публичной деятельности в трактате «О законах»;
Цицерон выдвигает на первый план регламентацию работы цензоров в части учета населения: по возрасту, в имущественном отношении и с точки зрения семейного состояния, а также надзор за казначейскими операциями, за общественными постройками и прочими отношениями;
три основных цензорских сегмента, касающиеся населения, военной сферы и организации работы цензоров определяют нормативную сущность положений о государственном деятеле в трактате «О законах»;
нормативным аспектом государственной деятельности также представлен общий характер должностных полномочий цензоров (магистратов) в части законопослушности и содействия простым гражданам;
вместе с этим отражение Цицероном в работе «О законах» римской традиционной конвергенции, которая обусловлена охраной законов цензором тоже показывает нормативную сущность государственного деятеля
Содержание трактата «О законах» показывает, что к сопутствующим правовым аспектам государственного деятеля можно отнести: идеологические функции и культовые полномочия цензорского сегмента, касающиеся священных ритуалов римлян, строгий характер семейно-детских правовых отношений в должностных полномочиях цензоров, а также малый объем полномочий цензоров (магистратов) в экономической, доходной сфере.
Были аргументированы выводы об историческом характере правовых целеуказаний в сочинении Цицерона «О государстве», которые отражаются:
в его справедливом восприятии на протяжении веков в качестве идеологического памятника римской республики и в целом античного времени;
в относительно хрестоматийном характере в части регламентации общественной жизни и почитания ранними последователями;
в соотношении с трудами античных мыслителей, включающих философское обоснование понятия государства и божественный характер бессмертия его правителей.
Нормативы государственной деятельности в содержании сочинения Цицерона «О государстве» определяются рассуждениями об организационно-правовой форме государственного устройства: тезисами Полибия о самом лучшем государственном устройстве римской республики, органично объединившем все простые формы, а также мыслями Сципиона о несовершенстве монархии, аристократии, демократии и о наличии четвертой утопической формы будущего, которая не может существовать в настоящем времени.
Наряду с этим, акцентировано внимание на предпочтении Цицероном царской власти, который аргументировал ее преимущества в построении монархического государства посредством отражения лучших обязательных качеств монарха, что представляется императивным правовым аспектом в сочинении Цицерона «О государстве».
Дальнейшее исследование включало изучение нормативных положений о государственном деятеле в сочинении Цицерона «Об обязанностях», что позволило сформулировать следующие тезисы об основных элементах нормативного содержания в этой работе:
использование этого трактата последователями Цицерона при формировании христианских норм и создании фундамента нравственной философии;
объективное сущностное свойство человека, что совместное проживание с другими людьми требует наличия нормативов, правил сосуществования;
сущность справедливых задач (обязанностей) для каждого мужа, обусловлена запретом нанесения вреда другому кроме случаев самозащиты от противозакония;
приоритет общественных интересов над личными, примат полезных действий для общества требуют ограничения прав индивидуальных.
В свою очередь, дополнительными элементами нормативного содержания в сочинении Цицерона «Об обязанностях» обозначены:
правовой аспект основных принципов оборота частной и общественной собственности (использования собственности не только в собственных интересах);
нормативные положения об установлении двух категорий несправедливости, которые можно соотнести с правонарушениями: активной (умышленные правонарушения) и пассивной несправедливости (неумышленные правонарушения);
оформление Цицероном начал военного (международного гуманитарного) права, применяемого в рамках военных конфликтов в отношении их участников.
Подытоживая, можно сделать вывод о том, что нормативная концепция Цицерона относительно государственного деятеля (persona) обладает утопическими особенностями без возможности практического применения.
Вторая глава проведенного исследования посвящена особенностям идеала государственного деятеля в учении Цицерона. В частности, проведен анализ отражения идеала государственного деятеля в речах и письмах Цицерона, что привело к следующим умозаключениям:
историческая утрата сенаторами нравственных начал добродетели virtus представляется основной особенностью отражения идеала государственного правителя в деятельности Цицерона;
идеал государственного деятеля у Цицерона отличается: обязательной связью гражданской добродетели с властными полномочиями представителя публичной власти; соотношением с тремя уровнями гражданских (идеологических) приоритетов римлянина; исполнением в рамках гражданской доблести (virtus) обязательств не только перед государством, но и перед конкретными лицами (друзьями, родственниками, патронами) с совмещением требований повседневного естественного бытия.
При этом было обращено внимание на публичные особенности отражения Цицероном идеала государственного деятеля: своими речами Цицерон расширяет и обогащает сферу практической деятельности за счет деятельности духовной, создает утопический образ убежденного, готового на жертву и служение, истинно общественно-воспитанного и гуманного человека, в котором римляне видели свое лучшее будущее.
Также, исходя из содержания писем и речей Цицерона, отмечено, что отражение идеала государственного деятеля Цицерона имеет место в этической стороне публичных дел, которая позволяет оратору апеллировать к морали сенаторов, доказывая, что, например, стремление к захвату Египта не согласуется с требованиями чести и справедливости. Наряду с этим, резюмирован тезис о том, что основная особенность формирования идеала государственного деятеля Цицероном отличается безусловным правилом, постулатом указания на лучшего правителя, если он обладает четырьмя качествами, включающих знание военного дела, репутацию, удачу и мораль добродетели.
В последующей работе изучены аспекты идеального политика в трактатах «О законах», «О государстве», что привело к выводам:
основным аспектом идеального политика в трактатах Цицерона следует отметить отражение взаимообусловленности права и божественной идеологии государства с его главными правителями;
доблесть и человеколюбие гражданина-правителя, активно взаимодействующего с народом, воспетая в трактатах и других работах Цицерона, также представляется основным качеством идеального политика;
аристократическое гражданское и нравственное достоинство идеала государственного деятеля, который необходим для процветания Рима, определяет этическое содержание деятельности политика в трактатах Цицерона.
Вместе с этим обращено внимание на компромиссные качества идеального политика: в трактате «О государстве» Цицерон говорит о возможном отходе от государственных полномочий, если это требует мудрость и другие достоинства правителя.
Ключевые аспекты идеального политика по Цицерону обусловлены моральной нормой объективного человеческого закона, равного для всех, которая должна быть мерилом права и бесправия, в также религиозным качеством идеального политика в необходимости восприятия божественной сущности законов, определяющей мир единой общностью людей и богов.
Заключительная стадия работы включала изучение идеала государственного деятеля в сочинении Цицерона «Об обязанностях», что позволило сформулировать следующие умозаключения.
Основные факторы отражения идеала государственного правителя в сочинении Цицерона заключаются в обосновании взаимодействия и правовой поддержки божественной идеологии государства и его главных правителей, а также в хрестоматийном отражении идеала государственного правителя с приоритетными принципами публичной морали и ответственности такого деятеля за судьбы других людей и судьбу отечества.
Составными элементами формирования идеала правителя в трактате «Об обязанностях» указаны: активное проведение досуга с общественной пользой исполнения дел; нравственное должное добродетели каждого доблестного гражданина и государственного деятеля в познании истины, справедливости, щедрости, величия духа, умеренности; нравственная задача и обязанность достойных граждан Рима сохранять и преумножать свое государство.
То есть, можно говорить, что идеальной стороной своей правовой персональной концепции (persona) Цицерон противостоял развитию теории упадка нравов того времени .
С учетом вышеизложенного, стоит указать на актуальность исторического наследия и проверенных временем жизненных постулатов античного мыслителя Цицерона, которые позволяют сформировать с определенной степенью адаптации нормативные и идеальные качества публичного лица в контексте глобального значения социальной справедливости и гражданской морали.



1. Абрамзон М.Г. Римское владычество на Востоке: Рим и Киликия (II до н.э. — 74 г. н.э.). - СПб., 2005. – 249 с.
2. Аппиан. Римские войны. Изд-во «Алетейя». - СПб, 1994. – 374 с.
3. Асмус В.Ф. Государство/Сборник сочинений Платон, т. 3. - М., 1994. – 248 с.
4. Бибарсова Ю.А. Вифиния в письмах Цицерона: экономические и политические интересы сенатора в провинции//Проблемы истории, филологии, культуры. 2008.№21. - С. 271-275.
5. Брагова А. М. Марк Туллий Цицерон об идеальном гражданине и государстве. Автореф. дисс…канд. истор. наук. Нижний Новгород, 2005. –24с.
6. Всемирная история. Эллинистический и Римский периоды / под ред. А.Н. Бадак. – М.: Наука, 1999. – 230 с.
7. Грималь П. Цицерон / П. Грималь ; вст. ст. Г. С. Кнабе ; пер. с фр. Г. С. Кнабе, Р. Б. Сашиной. – М.: Молодая гвардия, 1991. – 806 с.
8. Держивицкий Е. В. Личность и политика в философии Цицерона. Автореф. дисс… канд. филос. наук, Санкт-Петербург, 1998.
9. Держивицкий Е.В. Проблема нравственной деградации в римской республиканской традиции//Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2011. № 2. С. 16-24.
10. Егоров А.Б. Античная демократия и римская политическая система (античные и современные политические теории)// Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. 2013. № 13. С. 207-226.
11. Записки Юлия Цезаря. Гай Саллюстий Крисп. Сочинения/пер. и комментарии В. О. Горенштейна. - М., Издательство АСТ, 1999. – 306 с.
12. Кнабе Г.С. Цицерон, античная классика и рождение классицизма // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. - М.: Искусство, 1994. - 539 с.
13. Кучеренко Л.П. Cura morum римских цензоров // Проблемы социально-политической истории зарубежных стран. - Сыктывкар, 1996. -214с.
14. Марк Туллий Цицерон. Диалоги / пер. и комментарии В. О. Горенштейна. - М.: Наука, 1994. - 398 с.
15. Марк Туллий Цицерон. Диалоги. М., Научно-издательский центр «Ладомир» — «Наука», 1994. - С. 153—174.
16. Марк Туллий Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях/ под ред. В. О. Горенштейна, М. Е. Грабарь-Пассека, С. Л. Утченко. - М., «Наука», 1993. - 412 с.
17. Марк Туллий Цицерон. Речи в двух томах. Том I/ пер. и комментарии В. О. Горенштейна, М.Е. Грабарь-Пассек. М.: Наука, 1962. - 365с.
18. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России//Государство и право. 1996. №5. С. 12-19.
19. Махлаюк А.В. Модель идеального полководца в речи Цицерона "О предоставлении империя Гн. Помпею" // Сборник научных трудов / отв. ред. А.В. Махлаюк. Нижний Новгород, Акра. 2002. С.96-109.
20. Маяк И.Л. Ранняя республика в Риме // История Европы. Т. 1. -М., 1988. – с. 34-44.
21. Мельничук Я.В. Всеобщее очищение римского народа // В поисках древности: история древности и археология. -М., 2006. - 314 с.
22. Мельничук Я.В. Цицероновы «Законы» и платоновская политическая традиция//Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2010. № 2. С. 9-20.
23. Моммзен Т. История Рима. М.-Л., 1937. Т. 2. С. 419-422.
24. Нерсесянц В.С. Право и закон : из истории правовых учений / В.С. Нерсесянц. – М.: Наука, 1983. – 366 с.
25. Омельченко, Н. А. Этика государственной и муниципальной службы. -М.: Издательство Юрайт, 2014. - 204 с.
26. Перов В.Ю., Держивицкий Е.В. Политическое знание в системе этических добродетелей Платона//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 2 (64). С. 143-146.
27. Перфилова Т.Б., Сидло О.А. Место образованности в аксиологической шкале римлян эпохи принципата (по произведениям сатириков I – II вв.)//Ярославский педагогический вестник. 2004. № 1-2 (38-29). С. 114-126.
28. Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту / пер. и комментарий В. О. Горенштейна. - М.,: АН СССР, 1949. - Т. I. - 381 с.
29. Рижский М.И. Цицерон Марк Тулий. Философские Трактаты. –М.,Наука, 1985. – 329 с.
30. Сабаев Е. Г. Общественный идеал и механизмы его реализации в социальной теории и практике русской православной церкви. Автореф. дисс. … канд. социол. наук. - Саратов. 2014 г. – 24 с.
31. Санцевич А.В. Методика исторического исследования. - Киев, 1984. - 206 с.
32. Сборник. Быт и история в античности/ отв. ред . Г.С. Кнабе .- М.. Наука. 1988. – 364 с.
33. Тит Ливий / История римской литературы. — Под ред. С. И. Соболевского, М. Е. Грабарь-Пассек, Ф. А. Петровского. — Т. 1. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. – 308 с.
34. Титаренко И.Н. Гражданственность и идеальный гражданин в учении Цицерона//Научная мысль Кавказа. 2009. № 1 (57). - С. 26-33.
35. Титаренко И.Н. Этические идеи трактата Цицерона «Об обязанностях»//Научная мысль Кавказа. 2004. № 3. С. 100-105.
36. Утченко С.Л. Древний Рим. События. Люди. Идеи. - М.: Наука, 1969. – 364 с.
37. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. - М., 1965. – 228 с.
38. Утченко С.Л. Трактат Цицерона «Об обязанностях» и образ идеального гражданина/ М.Т.Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. - M., 1975. – 380 с.
39. Утченко С.Л. Политико-философские трактаты Цицерона // Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. - М., 1966. – 368 с.
40. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. - М., 1977. –346 с.
41. Хрусталёв В.К. Марк Туллий Цицерон. Речь «Об Александрийском царе» (фрагменты)//Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира. 2015. № 15. С. 501-509.
42. Цицерон. О пределах блага и зла, V, 21, 58 // Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков. - М.: Изд-во РГГУ, 2000. – 364 с.
43. Цицерон. Об обязанностях, I, 4, 20 // Древнеримская философия: От Эпиктета до Марка Аврелия. Сочинения. Харьков. - М., 1999. - 245 с.
44. Цицерон. Об ораторе, II, 347 // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. - М.: Искусство, 1994. - 539 с.
45. Цицерон. Первая речь против Луция Сергия Катилины// Цицерон. Речи: В 2 т. Т. 1. - М.: Наука, 1993. – 464 с.
46. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государство и право. 2002. № 2. С. 6-10.
47. Шкода В. Комментарий к трактату Цицерона «Об обязанностях» // Древнеримская философия: От Эпиктета до Марка Аврелия. Сочинения. - Харьков, М., 1999. – 268 с.
48. Hall J. Politeness and Politics in Cicero’s Letters. - Oxford university press, 2009. – 288 p.
49. Last M. The Servian Reforms. // Journal of Roman Studies. - 1945. - № 35 - P. 18-31.
50. Millar F. Rome, the Greek World, and the East. V. I. The Roman Republic and the Augustan Revolution / Ed. H. M. Cotton, G. M. Rogers. Chapel Hill — London, 2002 (Studies in the History of Greece and Rome). – 416 p.
51. Millar F. The Crowd in Rome in the Late Republic. - Ann Arbor, 1998 (Jerome Lectures, 22). – 256 p.
52. Wood N. Cicero's Social and Political Thought. - University of California Press, 1988. – 301 p.
53. Steel C. E. W. Cicero, Rhetoric, and Empire. - Oxford university press, 2002. – 264 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ