Введение
Глава 1. Процесс становления государства Наньчжао (653-739)
Параграф 1. Первый этап возвышения Наньчжао (653-713)
Параграф 2. Второй этап возвышения Наньчжао (713-739)
Глава 2.Взаимоотношение между Китаем и Наньчжао (середина-конец VII века)
1.1. Предпосылки к войне. Первый этап войны Тяньбао (751-753)
2.2. Второй этап войны Тяньбао (751-753). Окончательное формирование антикитайского альянса
Заключение
Список литературы
Приложения
Карта №1. Геополитическая диспозиция шести царств в долине оз. Эрху в VII веке
Карта №2. Западные рубежи империи Тан
Карта №3. Дислокация города Дали XVI века.
Тема взаимоотношения между Наньчжао (653-902) и Тан (618-907) является "темным пятном" в отечественном китаеведении. Государство, которое когда-то располагалось у южных китайских границ обычно упоминается вскользь в отечественных исследованиях по истории танского Китая, когда называют страны, соседствовавшие в то время с Китаем. Поэтому, представление российских синологов об этой стране и его дипломатических контактах, как правило, очень скудное и ограничивается лишь знанием его географического положения. Смелую попытку дать этническое описание в юго-западного региона предпринял Р.Ф. Итс в своей работе "Этническая история юга восточной Азии"(Л., 1972). Но она территориально охватывает внушительный ареал от Центрального Китая до его южных рубежей. Эту монографию можно смело назвать справочным материалом по этнической истории, нежели фундаментальным трудом, поскольку детально эти национальности не рассматриваются. Вторая монография, в которой очень кратко рассказывается о Наньчжао - это работа Е.И. Кычанова "История приграничных с Китаем древних и средневековых государств (от гуннов до маньчжуров)" (СПб, 2010). Она также представляет из себя маленький справочник по основным государствам-соседям Китая. Монография рассчитана на то, чтобы кратко ознакомить читателя с государственным устройством Наньчжао, административным делением и некоторыми особо важными историческими фактами, изложенных на пяти страницах книги.
Наньчжао (653-902) располагалось на территории современной китайской провинции Юньнань с середины VIII до начала X включительно. 653 год - это условная точка отсчета существования данного государства, поскольку в этом году впервые засвидетельствована внешнеполитическая активность на тот момент еще небольшого царства. Мы всегда тщательно обращаем внимание на объекты или явление тогда, когда они сами дают о себе знать и Наньчжао не является исключением. Это было сказано к тому, что к середине VIIвека оно уже существовало, но возникло чуть раньше. 653 год - это общепринятая дата и автор будет отталкиваться от нее, поскольку не может предоставить более альтернативную из-за отсутствия фактов о самом появлении Наньчжао в китайских источниках. Причиной возвышения этого государства послужила грамотная политика его правителей и умение использовать текущие политические процессы в регионе в свою пользу, но об этом поподробнее можно узнать в первой главе. А вот причиной гибели послужило чрезмерное усиление власти первого министра, один из которых Чжэн Майсы (郑买嗣) уничтожил правящий род и создал новое государство Дачанхэ (大长和国 902-928) в 902 году.
Наньчжао территориально занимала всю нынешнюю территорию Юньнани, но впоследствии туда входили земли южной части Гуанси-чжуанского автономного района, северная часть Лаоса и северная часть Бирмы. Но 90% территорий - это нынешняя провинция Юньнань.Юньнань - это весьма сложный регион из-за пестрого этнического состава населения. Здесь всегда проживало много малых народов (например, в наше время здесь соседствуют люди 52 национальностей), каждый из которых сохранял в полной мере или хотя бы частично свои традиции и обычаи. Также весьма непросто понять предпосылки и механизмы объединения этих народов в полиэтническое государство Наньчжао, попытки оспаривания своего суверенитета и территориальных споров с ключевыми "игроками" региона. Основными из этих игроков являются Китай и Тибет. Отношения между Наньчжао и империей Тан были специфическими, а особенно заслуживает внимание точки бифуркации этих отношений и место Тибета в системе этих отношений тоже занимает важное место.
Помимо двух монографий перечисленных выше российская синология не может предложить что-то, хоть косвенно касающейся темы работы. Особенно стоит отметить тот факт, что сама древняя и средневековая история провинции Юньнань вообще не изучена представителями отечественной школы и представляет собой "ребус", который ожидает того, чтобы его решили. Сам регион до завоевания монголами не входил в состав Китая и его изучение относится к дисциплине "номадоведение". Что касается этого региона, то его активная и вполне подробная обработка была сделана ФоминойН.И в монографии "Борьба против Цинов на Юго-Востоке Китая в середине XVIIв."(М., 1977) и Лариным В. Л в работе "Повстанческое движение на Юго-Западе Китая в 50-70 гг"(М.,1986). Отечественная синология освятила период середину-конец Цин, поскольку это регион был насыщен повстанческими движениями и выступлениями, что скорее всего и привлекло внимание этих двух авторов.
Актуальность этой темы достаточно высока и правильное применение знаний по данной проблеме может поспособствовать выстраиванию конструктивного диалога между между ханьцами и национальными меньшинствами. В работе наглядно продемонстрированы те случаи, когда представители ханьской верхушки "свысока" поглядывают на своих южных соседей, пренебрегают ими и доводят отношения с ними до кондиций. В региональной политики Китай испытывает немало трудностей в Тибете (акции протеста в форме самосожжения) и южном Синьцзяне (присутствие сепаратистской тенденции ), к тому же территория этих автономных районов обширна и что еще хуже - является окраинными землями, что облегчает задачу иностранным спецслужбам по внедрению своих агентов и эскалации конфликта в регионе. Хотя в Юньнане не наблюдается сепаратистской тенденции, но в регионе с пестрым этническим составом хоть и в мизерных дозах, но присутствовать будет. Китайское правительство предоставляет различные льготы представителям малых народов (льготы при поступлении в вузы, нет ограничения рождаемости и т.д.) и права культурной автономии, что позволяет им сохранять свои традиции, язык и культуру. Возникновение Наньчжао - это горький опыт политики Китая в этом регионе, который привел не только котчуждении этой территории из сферы влияния, но и привел к военной конфронтации. Поэтому это тема актуальна хотя бы только тем, что может послужить учебным пособием для налаживания тесного контакта с представителями национального меньшинства и при этом очень важно учитывать мнение и соблюдать хотя бы минимальные требования противоположной стороны. Наньчжао занимает особое место в исторической памяти тех национальностей, предки которых входили в его состав. Упоминания о великих государствах предков как об эталоне - распространенная тема, присущая многим народам, которая в критические ситуации поднимается все чаще и с новой силой. Автор это может подтвердить на своем опыте общения с представителями разных народов: при одном упоминании об их истории, то они в первую очередь вспоминают "золотую эпоху" своего могущества и государство-эталон, которое было создано усилиями предков. У тибето-бирманской группы - это Наньчжао. Опыт управления многонациональным населением этого государства может послужить на пользу китайскому руководству, которое сильно озабочено решением национальной проблемы и тесным сближением представителей разных национальностей в рамках одного государства.
Цель, которую автор поставил перед собой в процессе исследования: дать оценку особенностям взаимоотношения между Наньчжао и Китаем и обозначить их место в геополитической противостоянии.
Поставленная цель может быть решена путем осуществления следующих задач:
1) выяснить причины и предпосылки формирования и возвышения Наньчжао
2) проанализировать особенности взаимоотношений между Наньчжао и Тан.
В соответствие с поставленными задачами хронологические рамки умещаются во времени с середины VII до конца VIII века. Хотя история взаимоотношений Наньчжао с Китаем насчитывало около 250 лет, но автор ограничился лишь полуторами веками. Причина такого урезания временного промежутка объясняется двумя причинами: во-первых, заданная тема достаточно массивна для дипломной работы и временной диапазон очень велик; во-вторых, для того чтобы достигнуть поставленной цели в работе автору и не нужно охватывать весь период, поскольку установленные автором полтора века более чем наглядно продемонстрируют специфику этих отношений.
Некоторое внимание стоит уделить самой империи Тан - мощному политическому механизму того времени. Первая половина VII века - уникальный период в истории Востока.Это время вымирания "старых" и появления новых империй: 618 год - империя Тан, 629 год - Тибет, 632 год - Арабский халифат, 650 год - Хазарский каганат. В сложившейся новой геополитической обстановке Китаю приходилось налаживать связи с "молодыми" государствами, поэтому танам необходимо было использовать весь свой накопившийся дипломатический багаж, доставшийся от предыдущих династий. Пожалуй, самым сильным соперником, с которым Китаю приходилось сталкиваться в танский период - это Тибет. На фоне этой борьбы и возникло Наньчжао, которому приходилось лавировать между ними обоими.
При работе над дипломной работой автор стремился использовать все доступные материалы, а именно средневековые источники на среднекитайском, литература на китайском английском и русском по исследуемой теме. Дело в том, что Наньчжао оставило очень мало свидетельств о своем существовании, поэтому исследователям этого государства приходится обращаться к косвенным источникам, преимущественно китайского происхождения. Так как тема ранее не изучалась в отечественной синологии, то и все основные используемые ресурсы представлены в виде источников разной эпохи и литературы на китайском языке. Некоторые из источников оцифрованы и хранятся в электронных архивах: "Путевые заметки Наньчжао" Го Сунняня (郭松年. 南诏纪行, 中华书局出版, 1985), "Всеобщее зерцало, управлению помогающее"Сыма Гуана (司马光.资治通鉴. 中华书局出版社, 1956), "Свод сведений о важнейших событиях при династии Тан" (唐会要. 中华书局, 1955),а некоторые доступны только в печатном варианте: "Различные записи о Юньнани " Доу Паня (窦滂. 云南别录), "Древний летописный свод о бай". Бай гу тун цзи (白古通纪), "Каменная стела в память о добродетельных правителях Наньчжао" Ван Маньшэна (王蛮盛. 蒙国大诏德政碑).
Пожалуй, самыми фундаментальным трудом, без которого написание данной работы не представлялось возможным - это "Книга о южных варварах"(蛮书), "Новая история Тан" (新唐书), "Старая история Тан "(旧唐书).Все династийные истории доступны на любом китайском электронном портале.
"Книга о южных варварах" представляет особую ценность, поскольку мало того, что она написана танским сановником Фань Чо (樊绰)во второй половине IX века как справочник по истории, географии, хозяйственного устройства Наньчжао, так она сохранилась полностью и дошла до наших дней и самое главное: доступна для интересующихся субъектов. Эта книга, объемом всего в 10 цзюаней дает полное представление о том регионе, где располагалось Наньчжао, о том, что на этих территориях было до его образования и конечно же, связь с Китаем, что полностью соответствует тематическим рамкам.
Не менее маловажную роль автор отвел двум династийным историям по одному и тому же периоду. В "Новой истории Тан" (新唐书) автор часто прибегал к помощи двух разделов: анналов (本纪) и биографии (列传). Наиболее информативным оказался раздел биографии в обоих историях "Наньчжао" (99 и 222 цзюань南诏传). Здесь повествуется о его возникновении, его месте в диалоге двух государств в системе международных отношений в регионе в заданный период, его внутреннем устройстве.
Что касается литературы на китайском языке, то тут стоит выделить особое место монографии Лян Сяоцяна "История Наньчжао", которая вышла в свет в 2013 году. В своей монографии он обобщил весь собранный материал, посвященный теме Наньчжао, многосторонне подойдя к изучению разных аспектов: международные отношения, внутренняя политика, культура этнические вопросы и т.д. Особо примечателен тот факт, что автор, по совместительству являющимся профессором Цзинцюйского педагогического университета (靖曲师范大学), сам является представителем малой народности ицзу, которая является прямым наследником Наньчжао. Поэтому эту деталь необходимо учитывать, поскольку он придерживается "проварварской" позиции и через эту призму трактует причинно-следственную связь бифуркации этих отношений, что в некоторых случаях препятствует объективной оценки данных событий. Он полностью перекладывает вину за порчу дипломатических отношений между Наньчжао и Китаем на китайскую элиту.
Более узкую тему своих научных изысканий отразил Ч. Баккус в своей монографии "Юго-восточная граница Наньчжао и танского Китая" (TheNan-chaoKingdomandTangChinasSouthwesternFrontier.CambridgeUniversityPress, 1981). Эта работа имеет свою ценность благодаря лаконично выстроенной хронологической последовательности событий. Она сопровождается таблицами и картами, нарисованными от руки, необходимыми для свободного географического ориентирования на местности, где происходили важнейшие события. Это очень важное достоинство этой работы, поскольку очень тяжело обращаться за помощью к географическим и административно-территориальным единицам того времени, изложенных в географическом описании Юньнани и их накладыванию на современную карту для полного понимания происходящего в отдельных частях региона. Поэтому монография Баккуса не вынуждает автора проделывать лишнюю работу по проецированию древних названий на современную карту.
Все выше перечисленные работы являются основным костяком исследовательской работы автора и являются самыми насыщенными и незаменимыми материалами по данной теме, богатыми всеми имеющимися на сегодняшний момент, фактическим материалом, которые оказали незаменимую услугу при написании дипломной работы по теме взаимоотношения между Наньчжао и Китаем в танское время.
Структура дипломной работы представлена в виде оглавления, введения двух глав,разделенных на четыре параграфа:
В первой главе "Процесс становления государства Наньчжао (653-739)" автор повествует о пути становления Наньчжао и его месте в противостоянии Тибета и Китая. Глава делится на два параграфа.
В первом параграфе "Первый этап возвышения Наньчжао" (653-713) освещается период возвышение Наньчжао от падения государства Байцзы (白子国) в 653 году до восстания Мэнси (蒙嶲) в 713 году. В дополнение к этому автор кратко освещает проблему этногенеза в регионе.
Во втором параграфе "Второй этап возвышения Наньчжао (713-739)" автор рассказывает о процессе объединения региона.
Во второй главе "Взаимоотношение между Китаем и Наньчжао (середина - конецVII века )" пойдет речь об особенностях цикличных взаимоотношений между обеими сторонами.
В первом параграфе "Предпосылки к войне. Первый этап войны Тяньбао (751-753)" освящаются причины разрыва "дружественных уз", которые привели к войне.
Во втором параграфе "Второй этап войны Тяньбао (751-753). Окончательное "оформление" антикитайского альянса" пойдет речь о смене геополитического фона: создание антикитайского блока.
Далее в дипломной работе представлены заключение, приложения, состоящего из карт разных масштабов и списка литературы.
Целью данной дипломной работы была попытка дать оценку особенностям взаимоотношения между Наньчжао и Китаем и обозначить их место в геополитической противостоянии.
Эти взаимоотношения ковались очень долго и кропотливо и хотя каждая из сторон преследовала свою цель, но противники все равно были общие и они оба нуждалась друг в друге. Китай и Наньчжао на протяжении 100 лет сохраняли теплые и доверительные отношения на государственном уровне. Это достаточно долго для государств-соседей у которых, как показывает историческая практика, довольно часто возникают какие-нибудь геополитические претензии. Но даже зачастую самые крепкие отношения могут подвергаться эрозии. Ярким примером резкого перехода от симпатий к лютой ненависти может послужить союз Рима с Карфагеном, который не одно столетие помогал противостоять друг другу в борьбе против эллинов и за считанные годы превратил заклятых союзников в заклятых врагов. Самым интересным является то, что сокрушительный удар по дружественным отношениям Наньчжао и Китая был нанесен не извне, а внутри. Получилось так, что приход к власти одного человека (Ян Гочжун) смог разрушить то, что созидалось столетие. Со временем Наньчжао бы все равно вступило в противостояние с Тан и бросило ему вызов и это, конечно, во многом зависело бы от многих внешне и внутриполитической ситуации, но история не терпит сослагательного наклонения и распоряжается всегда по-своему. Дипломатические взаимоотношения между ними оставили очень заметный след в культуре обеих стран. В большей степени Китай оказал влияние на политическую структуру, материальную и духовную культуру Наньчжао. Немало ханьцев выступили в качестве стимуляторов развития местной культуры и внедрения ханьской. В данной работе автор почти и не касался этой темы, но соседство с Китаем сыграло важную роль в развитии этого региона. Однакоэто "движение" не было односторонним. Звучные музыкальные инструменты и красивые пейзажи вдохновляли танских художников и поэтов, оказывали влияние на их творчество, тем самым проявляя интерес не только к культуре стран Западного края, но и культуре стран Южного края (Пью, Тямпа, Наньчжао).
Несмотря на все сложности двусторонних отношений между Наньчжао и Китаем, в целом, за первые 150 лет совместного существования эти две страны враждовали лишь 25. Наньчжао было сложнее выбирать себе союзника, поскольку по совокупной мощи Тибет и Китай превосходили его в разы. Если взглянуть на проблематику взаимоотношений со стороны Наньчжао, то можно убедиться в том, что тяжело существовать и развиваться между "молотом и наковальней". Поэтому специфику этих взаимоотношений: переход с одной стороны на другую, в первую очередь, определяла диспозиция Наньчжао по отношению к сверхдержавам того времени.
В настоящее время малые народности на территории Юньнани, предки которых создали это государство, прекрасно уживаются друг с другом и с ханьцами во многом благодаря гибкой национальной политики, которую вынуждены проводить власти во имя сохранения целостности страны.
1. Бай гу тун цзи (白古通纪. 云南民族出版社, 1989 ). Древний летописный свод о бай. Юньнань миньцзу чубаньшэ, 1989.
2. Бо гу тун цзи цянь шу (僰古通纪浅述. 云南人民出版社, 1989). Простое изложение древнего летописного свода о Бо. Юньнань жэньминь чубаньшэ, 1989.
3. Вань Ли. Юньнань тунчжи (万历.云南通志. 中国文联出版社, 2013). Географическое описание Юньнани.Чжунго вэньлянь чубаньшэ, 2013.
4. Ван Маньшэн. Мэнго дачжао дэчжэньбэй (王蛮盛. 蒙国大诏德政碑. 云南民族出版社, 1969). Каменная стела в память о добродетельных правителях Наньчжао. Юньнань миньцзу чубаньшэ, 1969.
5. Ван Тан. Тан юй линь (王谠. 唐语林. 古典文学出版, 1956). Лес речей Тан. Гудянь вэньсюэ чубаньшэ, 1956.
6. Го Суннянь. Наньчжао цзисин (郭松年. 南诏纪行. 中华书局出版, 1985). Путевые заметки Наньчжао. Чжунхуа шуцзюй, 1985.
7. Гу Цзуюй. Ду ши фанъюй цзияо (顾祖禹. 读史方舆纪要. 上海书店出版社, 1998). Важнейшие сведения по изучению истории земли. Шанхай шудянь чубаньшэ, 1998.
8. Доу Пан. Юньнань белу (窦滂. 云南别录. 云南人民出版社, 1984). Различные записи о Юньнани. Юньнань жэньминь чубаньшэ, 1984.
9. Ли Цзин. Юньнань чжилюэ (李京. 云南志略. 云南民族出版社, 1986) . Очерки о Юньнани. Юньнань миньцзу чубаньшэ, 1986.
10. Ни Лу. Наньчжао еши (倪辂. 南诏野史. 云南人民出版社, 1990). Неофициальная история Наньчжао. Юньнань жэньминь чубаньшэ, 1990.
11. Синь Таншу (新唐书.中华书局出版社, 1975 ). Новая история династии Тан. Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ, 1975.
12. Сыма Гуан. Цзы чжи тун цзянь (司马光.资治通鉴. 中华书局出版社, 1956).Всеобщее зерцало, управлению помогающее. Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ, 1956.
13. Тан хуэйяо (唐会要. 中华书局出版社, 1955).Свод сведений о важнейших событиях при династии Тан. . Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ , 1955.
14. Тун Дянь. (通典. 中华书局出版社, 1984). Энциклопедия. Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ, 1984.
15. Фань Чо. Маньшу (樊綽.蛮书校注. 中华书局出版社,1962). Книга о южных варварах с комментариями.Чжунхуашуцзюй чубаньшэ, 1962
16. Цзин Тай. Юньнань туцзин чжишу (景泰. 云南图经志书. 云南民族出版社,2002 ). Историко-географическое описание Юньнани с приложением карт. Юньнань миньцзу чубаньшэ, 2002.
17. Цзю Таншу (旧唐书. 中华书局出版社, 1975). Старая история династии Тан. Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ, 1975.
18. Цзян Бин. Наньчжао юаньлю цзияо (蒋彬. 南诏源流纪要). Краткие сведения о происхождении и развитии Наньчжао.
19. Чжан Даоцзун. Цзи гу Дянь шо юань цзи (张道宗. 纪古滇说原集. 台联国风出版社, 1969) .Собрание летописей древней Дянь. Тайлянь гофэн чубаньшэ, 1969.
20. Чжан Цзюлин. Цюй цзян цзи (张九龄. 曲江集. 广东人民出版社, 1986). Сборник Цюйцзян. Гуандун жэньминь чубаньшэ, 1986.
21. Чжугэ Юаньшэн. Дянь ши (诸葛元声.滇史. 德宏民族出版社, 1994). История Дянь. Дэхун миньцзу чубаньшэ, 1994.
22. Ян Най. Наньчжао тун цзи (杨鼐. 南诏通纪云). Летописный свод Наньчжао.
Литература
На русском языке:
23. История Китая с древнейших времен до начала XXI века. 4. Том III: Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220–907). - М.: Наука, 2014.
24. Итс Р. Ф. Этническая история юга восточной Азии. Л., 1972.
25. Кычанов Е.И. История приграничных с Китаем древних и средневековых государств (от гуннов до маньчжуров). СПб., 2010.
26. Ларин В. Л. Повстанческая борьба народов Юго-Западного Китая в 50-70-х годах XIX века. М.,1986.
27. Фомина Н.И. Борьба против Цинов на Юго-Востоке Китая. М., 1977.
На английском языке:
28. EdwardLewisMark. China’s Cosmopolitan Empire. The Tang Dynasty.Cambridge University Press, 2009.
29. Charles Backus. The Nan-chao Kingdom and Tang China s Southwestern Frontier. Cambridge University Press , 1981.
30. The Cambridge History of China. Sui and T'ang China, 589–906 AD, Part 1. Cambridge University Press, 1979.
Накитайскомязыке:
31. ВанЦзилинь. ТандайНаньчжаоюйЛиТангуаньсичжияньцзю(王吉林. 唐代南诏与李唐关系之研究. 台北,1992). ИсследованияповзаимоотношенияммеждуНаньчжаоиКитаемвтанскийпериод. Тайбэй, 1992.
32. ЛиньЧаоминь. ЛиньЧаоминьвэньцзи (林超民. 林超民文集. 云南人民出版社, 2010). СобраниесочиненийЛиньЧаоминя. Юньнаньжэньминьчубаньшэ, 2010.
33. ЛиньЧаоминь. Байцзыгокао (林超民. 白子国考. 南诏文化论,云南人民出版社,1991). ИсследованиегосударстваБайцзы. Юньнаньжэньминьчубаньшэ, 1991.
34. ЛюЯохань. НаньчжаотунчжичжэМэншэцзяцзушуюйицзучжисиньчжэн (南诏统治者蒙氏家族属于彝族之新证. "研究",1954).НовыеданныеопринадлежностиправителейНаньчжаоизродаМэнкнародуицзу . "Историческиеиссдедования", 1954.
35. ЛянСяоцян. Наньчжаоши.(梁晓强.南诏史.北京:中国社会科学出版社,2013). ИсторияНаньчжао. Пекин: Чжунгошэхуэйкэсюэчубаньшэ, 2013)
36. ЛянСяоцян. Наньчжаошэхуэйсинчжифэнси ( 梁晓强.南诏社会性质分析. 南人民出版社, 2000 ) АнализособенностиобществавНаньчжао .Юньнаньжэньминьчубаньшэ, 2000.
37. ЛянСяоцян. Наньчжаолидайгованшэнчэньдинчжэн (梁晓强.南诏历代生辰订正. "曲靖师专学报" ,1999) СвидетельствохронологическогопоявленияправителейНаньчжао. "ВестникЦюйцзинскогопидагогогическогоуниверситета", 1999.
38. Ляо Дэгуан. Наньчжаого ши таньцзю. (廖德广. 南诏国史探究.昆明:云南民族出版社) Исследование по истории Наньчжао. Куньмин: Юньнаньминьцзучубаньшэ, 2006.
39. Ма Чаншоу. Наньчжаогонэй дэ буцзуцзучэнхэ нули чжиду (马长寿.南诏国内的部族组成和奴隶制度.上海: 人民出版社,1961). Племенной состав и рабовладельческий строй в Наньчжао. Шанхай: Жэньминь чубаньшэ, 1961.
40. Ма Чаншоу. Чжунго си нань миньцзу фэнлэй (马长寿. 中国西南民族分类. "民族学研究集刊" 第一期, 1936). Классификация народов юго-западного Китая. "Сборник исследований по этнографии" №1, 1936.
41. Фан Гоюй. Чжунго синань лиши дили каоши (方国瑜. 中国西南历史地理考释. 中华书局出版社, 1987 ). Исследование по исторической географии юго-западного Китая. Чжунхуа шуцзюй чубаньшэ, 1987.
42. Фан Гоюй. Фан Гоюй вэньцзи (方国瑜. 方国瑜文集. 云南教育出版社, 2003). Собрание сочинений Фан Гоюя. Юньнань цзяоюй чубаньшэ, 2003.
43. Юньнаньцзяньши. (云南简史.昆明:云南人民出版社,1982). Очерки истории Юньнани. Куньмин: Юньнаньжэньминьчубаньшэ, 1982.