Введение
Глава 1. Экологические и правовые аспекты необходимости регулирования выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц 7
1.1. Экологические аспекты необходимости регулирования выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц 7
1.2. Международное регулирование выбросов парниковых газов и торговли квотами на выбросы 11
Глава 2. Правовое регулирование выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в Европейском Союзе, Китайской Народной Республике и Республике Казахстан 19
2.1. Правовое регулирование выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в Европейском Союзе 23
2.2. Правовое регулирование выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в Китайской Народной Республике 28
2.3. Правовое регулирование выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в Республике Казахстан 32
2.4. Сравнительный анализ 37
Глава 3. Отдельные аспекты обращения углеродных единиц по законодательству Российской Федерации 43
3.1. Проблемы применения законодательства, регулирующего обращение углеродных единиц 50
3.2. Правовая природа углеродных единиц 53
3.3. Виды углеродных единиц по законодательству Российской Федерации 57
3.4. Углеродные единицы как предмет залоговых правоотношений 61
Заключение 65
Список использованных источников и информационных материалов 66
Актуальность правового регулирования обращения углеродных единиц продиктована необходимостью поиска путей решения глобальной проблемы изменения климата, которая признана на международном уровне и затрагивает не только экологическую сферу, но негативно сказывается на экономическом и социальном развитии государств.
В последнее время мировая общественность все больше внимания обращает на изменение климата, его причинами в том числе являются выбросы парниковых газов. В 1997 году разработан Киотский протокол, который можно считать отправной точкой зарождения рынка углеродных выбросов, и по которому с 2005 года подписавшие его страны, в том числе и Россия, взяли на себя обязательства по сокращению выбросов СО2 до уровня базового 1990 года. Все количественные обязательства для стран, подписавших Рамочную конвенцию об изменении климата Организации Объединенных наций (РКИК ООН), прописаны в приложении к Киотскому протоколу, где ограничения или сокращения выбросов рассчитаны в процентах от базового года или периода.
Для решения задачи контроля и сокращения газообразных отходов была введена углеродная единица выбросов. Этот показатель отражает потребление энергии – экономический фактор, и в то же время загрязнение среды – экологический и социальный фактор. Были выработаны механизмы снижения выбросов углекислого газа и пяти его эквивалентов. Газы: СО2 – диоксид углерода, CH4 – метан, N2O – двуокись азота, ПФУ – перфторуглероды, ГФУ – гидрофторуглероды, SF6 – гексафторид серы отобраны как наиболее распространенные промышленные выбросы и наиболее опасные с экологической точки зрения. Они оценены по количественной шкале экологического вреда, где за единицу масштаба брался выброс одной тонны углекислого газа .
Парижское соглашение, принятое в декабре 2015 г. и вступившее в силу менее чем через год, является новейшим инструментом климатического режима ООН. Российская Федерация подписала Парижское соглашение 22 апреля 2016. В целях дальнейшей реализации Парижского соглашения подписан Указ Президента РФ «О сокращении выбросов парниковых газов» до 70 процентов относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем. В рамках принятия Российской Федерацией Парижского соглашения и «зеленой политики» Россия должна соответствовать установленным требованиям в соглашении для страны и следовать основным принципам договора, а также подготавливает, сообщает и сохраняет последовательность определяемые на национальном уровне вклады, которых она намерена достичь . В июле 2021 года принят Федеральный закон № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», который вступил в силу в конце 2021 года. Этот закон определяет основы правового регулирования отношений в сфере хозяйственной и иной деятельности в Российской Федерации, которая сопровождается выбросами парниковых газов. Закон ввел несколько принципиальных понятий в российское законодательство, таких как углеродная единица, углеродный след и климатический проект.
Вопросы углеродного регулирования лежат в плоскости экологического права, как науки, изучающей вопросы связанные с охраной окружающей среды, правовыми проблемами реализации государственной экологической политики, исследованиями отношений в сфере рационального использования природных ресурсов.
Вызовы стоящие перед обществом, международные обязательства, принятые Российской Федерацией требуют формирования правовой модели углеродного регулирования, включающей создание и функционирования рынка углеродных единиц.
Указанные обстоятельства обусловили выбор темы исследования и ее актуальность.
Объект исследования: Объект исследования представляет собой общественные отношения в сфере обращения углеродных единиц.
Предмет исследования: Предметом исследования выступают нормативные правовые акты Российской Федерации, Европейского Союза, Китайской Народной Республики и Республики Казахстана, а также международные соглашения, регулирующие общественные отношения в сфере обращения углеродных единиц.
Цель исследования: На основе комплексного анализа источников экологического права в Российской Федерации, Европейском Союзе, Китайской Народной Республике и Республике Казахстана в сфере обращения углеродных единиц выявить недостатки и достоинства правового регулирования и оценить возможность применения зарубежного опыта при совершенствовании законодательства Российской Федерации.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
1) Исследование предпосылок правового регулирования обращения углеродных единиц.
2) Анализ особенностей правовой регламентации обращения углеродных единиц в Европейском Союзе, Китайской Народной Республике и Республике Казахстан.
3) Изучение и выявление проблем в правовом регулировании обращения углеродных единиц в Российской Федерации.
4) Формулирование собственных выводов и предложений, направленных на совершенствование законодательного регулирования обращения углеродных единиц в Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования обусловлена наличием в работе практических предложений по совершенствованию нормативной базы в области обращения углеродных единиц в Российской Федерации.
При написании ВКР были использованы общенаучные методы исследования: методы анализа, синтеза, обобщения, исторический метод. Наряду с общенаучными методами использовались частнонаучные методы: сравнительно-правовой и формально-юридический, моделирование.
Исходя из поставленных задач выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи и теоретическую, практическую значимость исследования и методологические основы исследования.
В первой главе рассматриваются экологические и правовые аспекты необходимости регулирования выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц.
Во второй главе освещаются подходы к правовому регулированию выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в Европейском Союзе, Китайской Народной Республике, Республике Казахстан и их сравнительный анализ.
В третьей главе рассмотрено действующее законодательство РФ с сфере обращения углеродных единиц, его недостатки и возможные пути развития.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В работе представлен авторский подход к разработке модели правового регулирования рынка углеродных единиц на основе сравнительного законодательства Российской Федерации, Европейского Союза и международных актов.
Общественные отношения связанные с регулированием эмиссии углекислого газа, включая формирования рынка углеродных единиц, главным образом входят предмет экологического права, поскольку имеют непосредственное отношение к охране окружающей среды и природопользованию, взаимодействию общества с природой.
В процессе исследования сделан вывод, что углеродная единица абстрактная правовая категория, которая появилась в ходе развития общественных экологических отношений. В этой связи углеродную единицу можно рассматривать как искусственный объект права, созданный законодателем для определенных юридических целей.
В ходе исследования делается вывод, что обращение углеродных единиц является одним из инструментов государственного регулирования выбросов парниковых газов, которое рассматривается как механизм реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.
На основании анализа существующего законодательства видно, что Российская Федерация находится на начальном этапе становления правовой базы, регулирующей оборот углеродных единиц. Принятый Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» заложил основу для формирования рынка углеродных единиц.
В работе проанализированы основные принципы построения и функционирования системы торговли выбросами в Европейском Союзе, Китайской Народной Республике и Республике Казахстан. Отмечается, что благодаря функционирующей системы торговли выбросами Европейский Союз стал глобальным лидером в области климатической политики.
1. Рамочная конвенция ООН об изменении климата, 1992. URL: http://www.un.org/russi-an/documen/convents/climate.pdf.
2. Парижское соглашение по климату, 2015 г. URL: https://unfccc.int/sites/default/files/russian_paris_agreement.pdf (дата обращения 02.07.2021).
3. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, 1998. http://unfccc.int/resource/docs/convkp/kprus.pdf.
4. Кодекс Республики Казахстан от 2 января 2021 года № 400-VI «Экологический кодекс Республики Казахстан»
5. Указ Президента РФ № 666 от 04.11.2020 «О сокращении выбросов парниковых газов». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202011040008 (дата обращения 02.07.2021).
6. Распоряжение Президента РФ от 17.12.2009 № 861-рп «О климатической доктрине Российской федерации» // Собрание законодательства РФ. 21.12.2009. № 51. Ст.6305.
7. Распоряжение Правительства РФ от 01.03.2022 № 367-р «Об определении уполномоченного юридического лица, осуществляющего функции оператора реестра углеродных единиц»
8. Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 455 «Об утверждении Правил верификации результатов реализации климатических проектов»
9. Проект Распоряжения Правительства РФ "Концепция системы учета, регистрации, выпуска в обращение, передачи и зачета результатов климатических проектов, осуществляемых на территории Российской Федерации». URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/c9bc041a79280702939e7c28c4862f15 /proekt_koncepcii.pdf
10. Алферов А.М., Блинов В.Г., Гитарский М.Л. Мониторинг потоков парниковых газов в природных экосистемах. Саратов: Амирит, 2017. 279 с.
11. Багиров А.Т., Сафонов Г.В. Энергобезопасность и климат: глобальные вызовы для России. М.: ТЕИС, 2010.
12. Белов, В. А. Гражданское право в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для вузов / В. А. Белов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 451 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00327-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512563 (дата обращения: 13.01.2023).
13. Бевзенко, Р. С. Публичность вещного обеспечения и его противопоставимость третьим лицам / Р. С. Бевзенко. — Текст : непосредственный // // Вестник гражданского права. — 2019. — № 4. — С. 51-81.
14. Бездудная Анна Герольдовна, Кадырова Ольга Васильевна, Трейман Марина Геннадьевна Углеродный след и развитие зеленой экономики (на примере Китайской Народной Республики) // Известия СПбГЭУ. 2022. №2 (134). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uglerodnyy-sled-i-razvitie-zelenoy-ekonomiki-na-primere-kitayskoy-narodnoy-respubliki (дата обращения: 03.01.2023).
15. Боголюбов С.А. Реализация экологической политики посредством права: монография. – М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2015.
16. Валеев М.М. Вещи как объекты гражданских правоотношений. автореф. диссер. на соиск. канд. юрид. наук, Екатеринбург, 2003 // Научная электронная библиотека диссертаций «disserCat» URL:http://www.dissercat.com/content/veshchi-kak-obekty-grazhdanskikh-pravootnoshenii
17. Винтер Г. Климат не товар: промежуточные результаты системы торговли квотами на выбросы // Экологическое право. 2010. № 2. С. 27.33.
18. Глобальные институты регулирования : учебник / под ред. проф. В. Н. Зуева. – М. : Магистр :Инфра-М, 2019.
19. Данилов-Данильян В. И. Киотский протокол: критика критики. URL: http://www.rusrec.ru/kyoto/articles/art_climate_critics.htm.
20. Дергачев В. А. Долговременная солнечная активность – контролирующий
фактор глобального потепления 20 века / В. А. Дергачев, О. М. Распопов // Солнечно-земная физика : сб. науч. тр. / РАН, Сиб. отд-ние, Ин-т солнечно-земной физики. – Новосибирск : СО РАН, 2008. – Вып. 12 (125). – Т. 2. – С. 272–275.
21. Дорошенко Светлана Викторовна, Мингалева Анна Дмитриевна Углеродные биржи: европейский опыт развития механизма торговли разрешениями на выбросы // Финансовый журнал. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uglerodnye-birzhi-evropeyskiy-opyt-razvitiya-mehanizma-torgovli-razresheniyami-na-vybrosy (дата обращения: 03.01.2023).
22. Задорожный, М. Россия впервые реализовала «киотские квоты» [Электронный ресурс] / М. Задорожный // портал BFM.ru. - 2011. – 8 января. - Режим доступа: http://www.bfm.ru/articles/2011/01/08/rossija-vpervye-realizovala-kiotskie-kvoty.html#text, свободный
23. Заплати углеродный налог и дыши спокойно!. — Текст : электронный // acra-ratings.ru : [сайт]. — URL: https://www.acra-ratings.ru/research/1736/ (дата обращения: 02.04.2023).
24. Зибарев А.Г., Саксонов С.В., Розенберг Г.С. Институт экологии Волжского бассейна РАН и город Тольятти. Экологические инновации для устойчивого развития города: аналитический доклад. Тольятти: Кассандра, 2012.
25. Кавешников Н.Ю. Создание системы торговли выбросами парниковых газов ЕС: кто определил дизайн // Современная Европа. 2017. №6 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-sistemy-torgovli-vybrosami-parnikovyh-gazov-es-kto-opredelil-dizayn (дата обращения: 18.03.2022).
26. Как устроены углеродные рынки. — Текст : электронный // SBS Consulting : [сайт]. — URL: https://www.sbs-consulting.ru › upload › iblock (дата обращения: 21.12.2022).
27. Липина С.А., Агапова Е.В., Липина А.В. Зелёная экономика. Глобальное развитие. М.: Проспект, 2016.
28. Макаров И.А. Глобальное изменение климата как вызов мировой экономике и экономической науке // Экономический журнал ВШЭ. 2013. № 3. С.479-494.
29. Макаров И.А. Степанов И.А. Углеродное регулирование: варианты и вызовы для России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2017. № 6. С. 3-21.
30. Международные подходы к углеродному ценообразованию, Департамент многостороннего экономического сотрудничества Минэкономразвития России, январь 2021, [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://www.economy.gov.ru/material/file/c13068c695b51eb60ba8cb2006dd81c1/13777562.pdf
31. Михайлова Н. С. Система объектов гражданских прав и место вещей в этой системе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №33. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-obektov-grazhdanskihprav-i-mesto-veschey-v-etoy-sisteme
32. 42 Молдагазыева, Ж. Ы. Углеродное регулирование в Казахстане / Ж. Ы. Молдагазыева, М. Ш. Сулейменова, Ш. Джапарова // Известия Национальной Академии наук Кыргызской Республики. – 2022. – № S5. – С. 189-196.
33. Национальный энергетический доклад. — Текст : электронный // kazenergy : [сайт]. — URL: https://www.kazenergy.com/ru/operation/ned/2117/ (дата обращения: 03.04.2022).
34. Никонов, Р. В. Развитие правового регулирования в сфере предупреждения изменения климата в России, Германии и Франции : специальность «12.00.06» : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Никонов Родион Валентинович ; Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. — Москва, 2011. — 207 c. — Текст : непосредственный.
35. Никишин В.В. Предмет экологического права и развитие российского законодательства о природных ресурсах // Российский юридический журнал. 2017. № 1 (112). С.62-68.
36. Октябрьский В. П. Новый взгляд на парниковый эффект // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Физико-математические науки.2016. № 2 (242). С. 82–86.
37. От Парижа до Глазго и далее: На пути к обеспечению углеродной нейтральности Казахстана к 2060 году. — Текст : электронный // Блоги Всемирного банка : [сайт]. — URL: https://blogs.worldbank.org/ru/europeandcentralasia/paris-glasgow-and-beyond-towards-kazakhstans-carbon-neutrality-2060 (дата обращения: 02.04.2022).
38. Путилина М.И. Этапы Международно-правового регулирования в области сохранения климата // Вестник БГУ. 2021. №2 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-mezhdunarodno-pravovogo-regulirovaniya-v-oblasti-sohraneniya-klimata (дата обращения: 06.04.2022).
39. Риски при торговле квотами на выбросы парниковых газов . — Текст : электронный // online.zakon.kz : [сайт]. — URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32300854 (дата обращения: 02.04.2022).
40. Семенов С. М. Парниковый эффект: открытие, развитие концепции, роль в формировании глобального климата и его антропогенных изменений // Фундаментальная и прикладная климатология. 2015. Т. 2. С. 103–126.
41. Солнцев А.М, Изменение климата: международно-правовое измерение // Международное экологическое право. 2018. № 1. С.60-78.
42. Сорохтин О. Г. Эволюция и прогноз изменений глобального климата Земли / Сорохтин О. Г. – М. ; Ижевск : Ин-т компьютерных исследований, ИНЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2006.
43. Трансграничное углеродное регулирование в ЕС: как обернуть его в пользу России?. — Текст : электронный // Petromarket : [сайт]. — URL: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjqsozwt4T3AhUHR_EDHbNUAOEQFnoECAMQAQ&url=http%3A%2F%2Fwww.petromarket.ru%2Fupload%2Fiblock%2F306%2FCBAM_Petromarket_08_2021.pdf&usg=AOvVaw17s_6flvRwlc4V8yXNYSf4 (дата обращения: 28.03.2022).
44. Умнов В.А., Коробова О.С., Скрябина А.А. Углеродный след как индикатор воздействия экономики на климатическую систему // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uglerodnyy-sled-kak-indikator-vozdeystviya-ekonomiki-na-klimaticheskuyu-sistemu (дата обращения: 21.12.2022).
45. Язев Сергей Арктурович, Леви Кирилл Георгиевич, Задонина Наталья Витальевна Глобальное потепление и вопросы научной методологии // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Науки о Земле. 2009. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnoe-poteplenie-i-voprosy-nauchnoy-metodologii (дата обращения: 22.12.2022).
46. Agricultural Bank of China Makes First Loan Collateralised with Carbon Credits. — Текст : электронный // chinabankingnews : [сайт]. — URL: https://www.chinabankingnews.com/2021/09/03/agricultural-bank-of-china-makes-first-loan-collateralised-with-carbon-credits/ (дата обращения: 03.04.2022).
47. China National ETS. — Текст : электронный // International Carbon Action Partnership : [сайт]. — URL: https://icapcarbonaction.com/en/?option=com_etsmap&task=export&format=pdf&layout=list&systems%5B%5D=55 (дата обращения: 02.04.2022).
48. Climate Changes 2007: the Fourth Assessment Report of the United Nations Inergovernmental Panel on Climate Change (IPCC). – Paris, 2007. – 2 Febr. – 18 p.
49. Directive 2003/87/EC of the European Parliament and of the Council of 13 October 2003 establishing a scheme for greenhouse gas emission allowance trading within the Community and amending Council Directive 96/61/EC (Text with EEA relevance). — Текст : электронный // eur-lex : [сайт]. — URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32003L0087 (дата обращения: 18.03.2022).
50. EU Carbon Permits . — Текст : электронный // Tradingeconomic : [сайт]. — URL: https://tradingeconomics.com/commodity/carbon (дата обращения: 20.03.2022).
51. EU Emissions Trading System (EU ETS). — Текст : электронный // ec.europa.eu : [сайт]. — URL: https://ec.europa.eu/clima/eu-action/eu-emissions-trading-system-eu-ets_en (дата обращения: 02.04.2022).
52. Revealed: the 20 firms behind a third of all carbon emissions. URL: https://www.theguardian.com/environment/2019/oct/09/revealed-20-firms-third-carbon-emissions (дата обращения 03.07.2021).
53. Tracking the growth of carbon credits in Singapore and beyond. — Текст : электронный // iflr : [сайт]. — URL: https://www.iflr.com/article/b1sgq6xkx904zk/tracking-the-growth-of-carbon-credits-in-singapore-and-beyond (дата обращения: 02.04.2022).
54. Padis, G. M. Carbon Credits as Collateral / G. M. Padis. — Текст : непосредственный // Journal of Technology Law & Policy. — 2011. — № 16. — С. 343-366.
55. Using emissions units as security. — Текст : электронный // cleanenergyregulator : [сайт]. — URL: http://www.cleanenergyregulator.gov.au/OSR/ANREU/Using-emissions-units-as-security (дата обращения: 02.04.2022).