Правовое регулирование обращения углеродных единиц в Российской Федерации
|
Введение
Глава 1. Экологические и правовые аспекты необходимости регулирования выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц 7
1.1. Экологические аспекты необходимости регулирования выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц 7
1.2. Международное регулирование выбросов парниковых газов и торговли квотами на выбросы 11
Глава 2. Правовое регулирование выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в Европейском Союзе, Китайской Народной Республике и Республике Казахстан 19
2.1. Правовое регулирование выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в Европейском Союзе 23
2.2. Правовое регулирование выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в Китайской Народной Республике 28
2.3. Правовое регулирование выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в Республике Казахстан 32
2.4. Сравнительный анализ 37
Глава 3. Отдельные аспекты обращения углеродных единиц по законодательству Российской Федерации 43
3.1. Проблемы применения законодательства, регулирующего обращение углеродных единиц 50
3.2. Правовая природа углеродных единиц 53
3.3. Виды углеродных единиц по законодательству Российской Федерации 57
3.4. Углеродные единицы как предмет залоговых правоотношений 61
Заключение 65
Список использованных источников и информационных материалов 66
Глава 1. Экологические и правовые аспекты необходимости регулирования выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц 7
1.1. Экологические аспекты необходимости регулирования выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц 7
1.2. Международное регулирование выбросов парниковых газов и торговли квотами на выбросы 11
Глава 2. Правовое регулирование выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в Европейском Союзе, Китайской Народной Республике и Республике Казахстан 19
2.1. Правовое регулирование выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в Европейском Союзе 23
2.2. Правовое регулирование выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в Китайской Народной Республике 28
2.3. Правовое регулирование выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в Республике Казахстан 32
2.4. Сравнительный анализ 37
Глава 3. Отдельные аспекты обращения углеродных единиц по законодательству Российской Федерации 43
3.1. Проблемы применения законодательства, регулирующего обращение углеродных единиц 50
3.2. Правовая природа углеродных единиц 53
3.3. Виды углеродных единиц по законодательству Российской Федерации 57
3.4. Углеродные единицы как предмет залоговых правоотношений 61
Заключение 65
Список использованных источников и информационных материалов 66
Актуальность правового регулирования обращения углеродных единиц продиктована необходимостью поиска путей решения глобальной проблемы изменения климата, которая признана на международном уровне и затрагивает не только экологическую сферу, но негативно сказывается на экономическом и социальном развитии государств.
В последнее время мировая общественность все больше внимания обращает на изменение климата, его причинами в том числе являются выбросы парниковых газов. В 1997 году разработан Киотский протокол, который можно считать отправной точкой зарождения рынка углеродных выбросов, и по которому с 2005 года подписавшие его страны, в том числе и Россия, взяли на себя обязательства по сокращению выбросов СО2 до уровня базового 1990 года. Все количественные обязательства для стран, подписавших Рамочную конвенцию об изменении климата Организации Объединенных наций (РКИК ООН), прописаны в приложении к Киотскому протоколу, где ограничения или сокращения выбросов рассчитаны в процентах от базового года или периода.
Для решения задачи контроля и сокращения газообразных отходов была введена углеродная единица выбросов. Этот показатель отражает потребление энергии – экономический фактор, и в то же время загрязнение среды – экологический и социальный фактор. Были выработаны механизмы снижения выбросов углекислого газа и пяти его эквивалентов. Газы: СО2 – диоксид углерода, CH4 – метан, N2O – двуокись азота, ПФУ – перфторуглероды, ГФУ – гидрофторуглероды, SF6 – гексафторид серы отобраны как наиболее распространенные промышленные выбросы и наиболее опасные с экологической точки зрения. Они оценены по количественной шкале экологического вреда, где за единицу масштаба брался выброс одной тонны углекислого газа .
Парижское соглашение, принятое в декабре 2015 г. и вступившее в силу менее чем через год, является новейшим инструментом климатического режима ООН. Российская Федерация подписала Парижское соглашение 22 апреля 2016. В целях дальнейшей реализации Парижского соглашения подписан Указ Президента РФ «О сокращении выбросов парниковых газов» до 70 процентов относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем. В рамках принятия Российской Федерацией Парижского соглашения и «зеленой политики» Россия должна соответствовать установленным требованиям в соглашении для страны и следовать основным принципам договора, а также подготавливает, сообщает и сохраняет последовательность определяемые на национальном уровне вклады, которых она намерена достичь . В июле 2021 года принят Федеральный закон № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», который вступил в силу в конце 2021 года. Этот закон определяет основы правового регулирования отношений в сфере хозяйственной и иной деятельности в Российской Федерации, которая сопровождается выбросами парниковых газов. Закон ввел несколько принципиальных понятий в российское законодательство, таких как углеродная единица, углеродный след и климатический проект.
Вопросы углеродного регулирования лежат в плоскости экологического права, как науки, изучающей вопросы связанные с охраной окружающей среды, правовыми проблемами реализации государственной экологической политики, исследованиями отношений в сфере рационального использования природных ресурсов.
Вызовы стоящие перед обществом, международные обязательства, принятые Российской Федерацией требуют формирования правовой модели углеродного регулирования, включающей создание и функционирования рынка углеродных единиц.
Указанные обстоятельства обусловили выбор темы исследования и ее актуальность.
Объект исследования: Объект исследования представляет собой общественные отношения в сфере обращения углеродных единиц.
Предмет исследования: Предметом исследования выступают нормативные правовые акты Российской Федерации, Европейского Союза, Китайской Народной Республики и Республики Казахстана, а также международные соглашения, регулирующие общественные отношения в сфере обращения углеродных единиц.
Цель исследования: На основе комплексного анализа источников экологического права в Российской Федерации, Европейском Союзе, Китайской Народной Республике и Республике Казахстана в сфере обращения углеродных единиц выявить недостатки и достоинства правового регулирования и оценить возможность применения зарубежного опыта при совершенствовании законодательства Российской Федерации.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
1) Исследование предпосылок правового регулирования обращения углеродных единиц.
2) Анализ особенностей правовой регламентации обращения углеродных единиц в Европейском Союзе, Китайской Народной Республике и Республике Казахстан.
3) Изучение и выявление проблем в правовом регулировании обращения углеродных единиц в Российской Федерации.
4) Формулирование собственных выводов и предложений, направленных на совершенствование законодательного регулирования обращения углеродных единиц в Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования обусловлена наличием в работе практических предложений по совершенствованию нормативной базы в области обращения углеродных единиц в Российской Федерации.
При написании ВКР были использованы общенаучные методы исследования: методы анализа, синтеза, обобщения, исторический метод. Наряду с общенаучными методами использовались частнонаучные методы: сравнительно-правовой и формально-юридический, моделирование.
Исходя из поставленных задач выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи и теоретическую, практическую значимость исследования и методологические основы исследования.
В первой главе рассматриваются экологические и правовые аспекты необходимости регулирования выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц.
Во второй главе освещаются подходы к правовому регулированию выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в Европейском Союзе, Китайской Народной Республике, Республике Казахстан и их сравнительный анализ.
В третьей главе рассмотрено действующее законодательство РФ с сфере обращения углеродных единиц, его недостатки и возможные пути развития.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В последнее время мировая общественность все больше внимания обращает на изменение климата, его причинами в том числе являются выбросы парниковых газов. В 1997 году разработан Киотский протокол, который можно считать отправной точкой зарождения рынка углеродных выбросов, и по которому с 2005 года подписавшие его страны, в том числе и Россия, взяли на себя обязательства по сокращению выбросов СО2 до уровня базового 1990 года. Все количественные обязательства для стран, подписавших Рамочную конвенцию об изменении климата Организации Объединенных наций (РКИК ООН), прописаны в приложении к Киотскому протоколу, где ограничения или сокращения выбросов рассчитаны в процентах от базового года или периода.
Для решения задачи контроля и сокращения газообразных отходов была введена углеродная единица выбросов. Этот показатель отражает потребление энергии – экономический фактор, и в то же время загрязнение среды – экологический и социальный фактор. Были выработаны механизмы снижения выбросов углекислого газа и пяти его эквивалентов. Газы: СО2 – диоксид углерода, CH4 – метан, N2O – двуокись азота, ПФУ – перфторуглероды, ГФУ – гидрофторуглероды, SF6 – гексафторид серы отобраны как наиболее распространенные промышленные выбросы и наиболее опасные с экологической точки зрения. Они оценены по количественной шкале экологического вреда, где за единицу масштаба брался выброс одной тонны углекислого газа .
Парижское соглашение, принятое в декабре 2015 г. и вступившее в силу менее чем через год, является новейшим инструментом климатического режима ООН. Российская Федерация подписала Парижское соглашение 22 апреля 2016. В целях дальнейшей реализации Парижского соглашения подписан Указ Президента РФ «О сокращении выбросов парниковых газов» до 70 процентов относительно уровня 1990 года с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем. В рамках принятия Российской Федерацией Парижского соглашения и «зеленой политики» Россия должна соответствовать установленным требованиям в соглашении для страны и следовать основным принципам договора, а также подготавливает, сообщает и сохраняет последовательность определяемые на национальном уровне вклады, которых она намерена достичь . В июле 2021 года принят Федеральный закон № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», который вступил в силу в конце 2021 года. Этот закон определяет основы правового регулирования отношений в сфере хозяйственной и иной деятельности в Российской Федерации, которая сопровождается выбросами парниковых газов. Закон ввел несколько принципиальных понятий в российское законодательство, таких как углеродная единица, углеродный след и климатический проект.
Вопросы углеродного регулирования лежат в плоскости экологического права, как науки, изучающей вопросы связанные с охраной окружающей среды, правовыми проблемами реализации государственной экологической политики, исследованиями отношений в сфере рационального использования природных ресурсов.
Вызовы стоящие перед обществом, международные обязательства, принятые Российской Федерацией требуют формирования правовой модели углеродного регулирования, включающей создание и функционирования рынка углеродных единиц.
Указанные обстоятельства обусловили выбор темы исследования и ее актуальность.
Объект исследования: Объект исследования представляет собой общественные отношения в сфере обращения углеродных единиц.
Предмет исследования: Предметом исследования выступают нормативные правовые акты Российской Федерации, Европейского Союза, Китайской Народной Республики и Республики Казахстана, а также международные соглашения, регулирующие общественные отношения в сфере обращения углеродных единиц.
Цель исследования: На основе комплексного анализа источников экологического права в Российской Федерации, Европейском Союзе, Китайской Народной Республике и Республике Казахстана в сфере обращения углеродных единиц выявить недостатки и достоинства правового регулирования и оценить возможность применения зарубежного опыта при совершенствовании законодательства Российской Федерации.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
1) Исследование предпосылок правового регулирования обращения углеродных единиц.
2) Анализ особенностей правовой регламентации обращения углеродных единиц в Европейском Союзе, Китайской Народной Республике и Республике Казахстан.
3) Изучение и выявление проблем в правовом регулировании обращения углеродных единиц в Российской Федерации.
4) Формулирование собственных выводов и предложений, направленных на совершенствование законодательного регулирования обращения углеродных единиц в Российской Федерации.
Теоретическая и практическая значимость данного исследования обусловлена наличием в работе практических предложений по совершенствованию нормативной базы в области обращения углеродных единиц в Российской Федерации.
При написании ВКР были использованы общенаучные методы исследования: методы анализа, синтеза, обобщения, исторический метод. Наряду с общенаучными методами использовались частнонаучные методы: сравнительно-правовой и формально-юридический, моделирование.
Исходя из поставленных задач выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру:
Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи и теоретическую, практическую значимость исследования и методологические основы исследования.
В первой главе рассматриваются экологические и правовые аспекты необходимости регулирования выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц.
Во второй главе освещаются подходы к правовому регулированию выбросов парниковых газов и обращения углеродных единиц в Европейском Союзе, Китайской Народной Республике, Республике Казахстан и их сравнительный анализ.
В третьей главе рассмотрено действующее законодательство РФ с сфере обращения углеродных единиц, его недостатки и возможные пути развития.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.
В работе представлен авторский подход к разработке модели правового регулирования рынка углеродных единиц на основе сравнительного законодательства Российской Федерации, Европейского Союза и международных актов.
Общественные отношения связанные с регулированием эмиссии углекислого газа, включая формирования рынка углеродных единиц, главным образом входят предмет экологического права, поскольку имеют непосредственное отношение к охране окружающей среды и природопользованию, взаимодействию общества с природой.
В процессе исследования сделан вывод, что углеродная единица абстрактная правовая категория, которая появилась в ходе развития общественных экологических отношений. В этой связи углеродную единицу можно рассматривать как искусственный объект права, созданный законодателем для определенных юридических целей.
В ходе исследования делается вывод, что обращение углеродных единиц является одним из инструментов государственного регулирования выбросов парниковых газов, которое рассматривается как механизм реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.
На основании анализа существующего законодательства видно, что Российская Федерация находится на начальном этапе становления правовой базы, регулирующей оборот углеродных единиц. Принятый Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» заложил основу для формирования рынка углеродных единиц.
В работе проанализированы основные принципы построения и функционирования системы торговли выбросами в Европейском Союзе, Китайской Народной Республике и Республике Казахстан. Отмечается, что благодаря функционирующей системы торговли выбросами Европейский Союз стал глобальным лидером в области климатической политики.
Общественные отношения связанные с регулированием эмиссии углекислого газа, включая формирования рынка углеродных единиц, главным образом входят предмет экологического права, поскольку имеют непосредственное отношение к охране окружающей среды и природопользованию, взаимодействию общества с природой.
В процессе исследования сделан вывод, что углеродная единица абстрактная правовая категория, которая появилась в ходе развития общественных экологических отношений. В этой связи углеродную единицу можно рассматривать как искусственный объект права, созданный законодателем для определенных юридических целей.
В ходе исследования делается вывод, что обращение углеродных единиц является одним из инструментов государственного регулирования выбросов парниковых газов, которое рассматривается как механизм реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.
На основании анализа существующего законодательства видно, что Российская Федерация находится на начальном этапе становления правовой базы, регулирующей оборот углеродных единиц. Принятый Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» заложил основу для формирования рынка углеродных единиц.
В работе проанализированы основные принципы построения и функционирования системы торговли выбросами в Европейском Союзе, Китайской Народной Республике и Республике Казахстан. Отмечается, что благодаря функционирующей системы торговли выбросами Европейский Союз стал глобальным лидером в области климатической политики.
Подобные работы
- Финансовые механизмы углеродного регулирования
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2023 - Расчет экологического ущерба от хозяйственной деятельности предприятия
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Повышение эффективности системы энергоснабжения автосервисного предприятия. Разработка газогенераторной установки
Бакалаврская работа, автомобили и автомобильное хозяйство. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Управление затратами и их влияние на финансовые результаты деятельности
предприятия (на примере ООО «ЭНГС»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4580 р. Год сдачи: 2021



