Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Первая книга» Палатинской антологии. Проблема эволюции жанра византийской эпиграммы

Работа №123985

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение. 3
1. История создания Палатинской антологии. 11
1.1. Главный редактор и Index Vetus. 11
1.2. Константин Родосский и состав Палатинской антологии. 20
1.3. Об источниках «Первой книги» Палатинской антологии. 24
2. Проблема эволюции жанра византийской эпиграммы. 27
2.1. Эпиграммы V века и сложение византийской традиции. 27
2.2. Рубеж V-VI веков. 35
2.3. Юлиана Аникия. 39
2.4. Эфесский цикл. 49
2.5. Юстин II и «Цикл» Агафия. 59
2.6. VII век: патриарх Софроний и Георгий Писида. 63
2.7. Послеиконоборческий период и начало Македонского возрождения. 68
Заключение. 73
Библиография. 75
Список иллюстраций: 81
Иллюстрации 82


Прежде чем приступить к исследованию нашей темы, нам кажется важным обозначить основные моменты, связанные с понятием слова «эпиграмма» и ее восприятием в Византии. И в первую очередь, мы предлагаем рассмотреть один случай, который достаточно ярко характеризует это восприятие.
Когда в конце IX века Дионисий , монах знаменитого Студийского монастыря в Константинополе, составлял сборник эпиграмм св.Феодора Студита, он озаглавил одно из стихотворений преподобного таким образом : «Πρὸς τὸ ἐπιμελῶς ἀναγιγνώσκειν τὰ ἐν τοῖς τοίχοις» («На внимательное чтение того, что написано на стенах»). В этом поэтическом произведении св.Феодор увещевает монахов со вниманием относится к надписям:
…θεῖον γὰρ οὐδὲν ῥῆμά σοι παροπτέον
…ибо никакой глагол Божий не должен быть тобой попираем.
Про какой же глагол Божий, расположенный на стенах, идет речь и какие надписи могли привлечь внимание преподобного? Ответ на этот вопрос кроется в самом сборнике эпиграмм св.Феодора Студита, поскольку из заглавий произведений и их литературной формы мы можем понять, что значительная часть его поэтического наследия представляла собой ни что иное, как стихотворные надписи в совершенно различных частях монастыря: в алтаре храма, на престоле, в нартексе и при главном входе в храм (№42-46); на лампадах (№102); на иконах или мозаиках (№30, №35-39); возможно, даже в тех областях, которые были связаны с разными послушаниями братии обители (на кухне, при входе в келью и др. №3-29). В буквальном смысле слова весь монастырь был наполнен поэзией, и это явление было не единичным и уникальным случаем, а вполне традиционным явлением, ведущим свое начало с античных времен.
В то время как для современного читателя жанр «эпиграммы» практически всегда ассоциируется с небольшим сатирическим стихотворением, в период Античности и во времена Византии это слово сохраняло и свое этимологическое значение: «ἐπί-γραμμα» – «на чем-то написанное» или просто «надпись». Такие поэтические эпиграммы можно встретить на многих античных сосудах, среди которых, пожалуй, самые известные – это кубок Нестора и арибалл Пиррия. Эпиграммы, первоначально имевшие тесную связь с вотивными дарами, постепенно стали так же использоваться в погребальных надписях. А небольшое поэтическое произведение, размер которого редко превышал стандартный размер эпиграфической эпиграммы, в дальнейшем приобрело то же наименование. Содержание подобных литературных эпиграмм могло быть не только сатирическим, но именно за первым значением в Новое время закрепилось это название. И таким образом, два вида поэзии (разные по своей функции, но объединенные общим термином) сосуществовали в течение долгого времени вместе.
О том, какое значение имело слово «ἐπίγραμμα» в византийскую эпоху, можно судить по энциклопедии «Суда», где оно объяснялось так: «Надпись на чем-либо, необязательно стихотворного размера». И хотя на практике мы встречаем обычные стихотворения, озаглавленные словом эпиграмма, но не связанные с надписью на предмете, память об изначальном значении слова была сохранена в строгих рамках энциклопедии.
Для нас все эти уточнения важны в той связи, что центральное ядро «Первой книги» Палатинской антологии представляет собой собрание поэтических эпиграмм, созданных для их увековечивания в христианских храмах, на мозаиках и иконах, реликвариях и других священных предметах, пожертвованных в храм. Почти все эпиграммы из этого собрания погибли вместе с теми объектами, на которых они были расположены, поэтому ценность «Первой книги» Палатинской антологии сложно переоценить. Но сохранились и два примера из этой коллекции, позволяющие увидеть их в том пространстве, для которого они создавались, тем самым лучше всего иллюстрируя тему нашего исследования.
Первый из них расположен в одном из самых значительных храмов Византийской империи – в св.Софии в Константинополе (илл.1). После восстановления иконопочитания в центральной апсиде был воссоздан так же и мозаичный образ Богоматери с Богомладенцем, и тогда же по краю конхи была написана эпиграмма с посвящением этому событию. Исследования показали, что она была выполнена одновременно с декоративной мозаичной гирляндой, обрамляющей центральной образ, поэтому является так же источником для датировки мозаик в апсиде. На сегодняшний день от нее сохранились лишь несколько букв, обозначающих начало и конец строки, но благодаря тому, что она оказалась в собрании «Первой книги» Палатинской антологии (AP I, 1) , мы имеем возможность узнать ее первоначальное содержание.
Еще один пример относится к разрушенному храму св.Полиевкта в Константинополе (илл.2) и представляет собой, пожалуй, самую длинную поэтическую надпись среди подобных: она состоит из 76 строф, и неудивительно, что многие исследователи сомневались в ее эпиграфической функции. Но это сомнение развеялось, когда в 1960 году в ходе плановых археологических раскопок был обнаружен фундамент чрезвычайно большой базилики и вместе с ней мраморные фрагменты декорации храма с поэтической надписью на них (в наши дни подобный метод украшения можно увидеть на антаблементе в храме св.Сергия и Вакха в Константинополе, где мраморный интерьер очень хорошо сохранился со времен Юстиниана, илл.3). Фрагменты этой надписи совпали с текстом 10 эпиграммы из «Первой книги» Палатинской антологии (AP I, 10), и именно по этой находке базилика была идентифицирована как храм св.Полиевкта, построенный в VI веке, но пришедший в упадок еще в ΧΙΙ веке.
Таким образом, объектом нашего исследования являются эпиграммы «Первой книги» Палатинской антологии, а целью: рассмотреть проблему эволюции византийской эпиграфической эпиграммы на их примере.
Структура: в первой главе мы рассмотрим историю создания Палатинской антологии, для чего обратимся к этапам формирования самой рукописи и отметим важную роль главного редактора. А во второй главе рассмотрим проблему эволюции жанра византийской эпиграммы на примере «Первой книги».
Следует отметить, что само наименование – «Первая книга» – достаточно условно и не является аутентичным: оно появилось при издании Палатинской Антологии, где собрание христианских эпиграмм было размещено в первом разделе. Впервые рукопись была обнаружена в 1606 г. французским филологом Клодом де Сомез в Палатинской библиотеке Хайдельберга, где и получила свое название. Многие исследователи XVII века проявили большой интерес к найденной Антологии, но «Первая книга» осталось почти незамеченной. Хорошим примером является рукопись Исаака Грутера из фондов Российской Национальной библиотеки (РНБ Ф.906, Греч.148), где среди переписанных эпиграмм есть лишь одна из «Первой книги» .
Публикация Палатинской антологии была предпринята в конце XVIII в. Фридрихом Якобсом , и именно с этого времени собрание христианских эпиграмм получило название «Первой книги». В конце XIX в. было решено совместить «Палатинскую антологию» с другим собранием эпиграмм, который составил Максим Плануд, а общее собрание приобрело второе название, известное как Греческая антология. Эпиграммы, которые были найдены в Антологии Плануда, но не входили в Палатинскую антологию, было решено поместить в дополнительную книгу (AP, XVI), и в таком виде Греческая антология издается до сих пор.
За XX-XXI вв. были выполнены переводы не менее чем на пять языков: английский, французский, немецкий, итальянский, новогреческий, среди которых наиболее ценные переводы и комментарии были выполнены Пьером Вальцом и Германом Бекби. Одной из важнейших работ для изучения истории создания Палатинской антологии стала монография «Греческая Антология от Мелеагра до Плануды», написанная Эланом Кемероном, который так же занимался изучением некотрых отдельных вопросов, связанных с «Первой книгой». Избранные темы, посвященные эпиграммам этого христианского цикла, были рассмотрены и в работах таких ученых, как Ипполит Делеэ, Антонин Салач, Марк Лаукстерманн, Мэри Уайтби и мн.др.
В России Палатинская антология так и не была переведена полностью. Были изданы отдельные тематические сборники, но из «Первой книги» в них попали лишь некоторые случайные эпиграммы. Вероятно, этому обстоятельству способствовало и мнение авторитетного ученого М.Л.Гаспарова, который не раз писал о том, что из всего собрания Палатинской антологии ее «Первая книга» – «одна из самых маленьких и самых неинтересных». Вопреки этому мнению некоторые эпиграммы из этой книги заинтересовали С.С.Аверинцева. В последние годы несколько работ, посвященных ей, были созданы на базе Белгородского Университета, и хотя они нуждаются в значительной доработке, их появление является важным показателем актуальности этой темы для современной науки в России.
Следует так же отметить, что за последнее время интерес к эпиграмме (литературной и эпиграфической) чрезвычайно возрос в связи с публикацией нескольких новых источников. Этому интересу способствовало открытие в 1992 г. Миланского папируса (P.Mil.Vogl. viii 309) с предположительными эпиграммами Посидиппа. Это издание было опубликовано в 2001 г. Вслед за ним в библиотеке Йельского Университета был обнаружен папирусный кодекс (P.CtYBR inv. 4000) с неизвестными эпиграммами Паллада, изданный в 2012 г. В связи с этими двумя открытиями на базе Лондонского Университета прошли две значимые конференции: в 2013 «Greek Literary Epigram: From the Hellenistic to the Early Byzantine Era», а в 2014 г. «Palladas and the New Papyrus».
Параллельно с этими открытиями Андреас Роби в 2009-2014 гг. опубликовал три тома византийской эпиграфической эпиграммы, сохранившейся непосредственно в храмах, на иконах и предметах мелкой пластики. Несколько раньше вышло издание под редакцией Лиз Джеймс, посвященное соотношению текста и искусства в византийской культуре и в том числе эпиграмме. Показательна так же статья О.С.Шашиной, посвященная эпиграммам на предметах декоративно-прикладного искусства из фондов Музеев Московского кремля.
Но, несмотря на то, что на сегодняшний день о «Первой книге» Палатинской антологии и о развитии византийской эпиграфической эпиграммы написано столь много исследований, ни в одном из них так и не была рассмотрена проблема эволюции жанра византийской эпиграммы, хотя эта тема является достаточно востребованной у филологов-классиков.
И так же необходимо упомянуть, что несколько лет назад библиотека Хайдельберга сделала открытым доступ к цифровой коллекции своего рукописного собрания. Это проект предоставил возможность исследователям иметь прямой доступ к важнейшим историческим документам. Среди множества обработанных манускриптов была так же оцифрована рукопись Palatine 23, которая представляет собой бόльшую часть Палатинской антологии. Таким образом, эта рукопись стала доступна для нашего исследования не только в виде многочисленных критических изданий, но и в виде отсканированной копии. И нужно отметить, что качество цветного воспроизведения достаточно высокое, что позволило детально рассмотреть некоторые важные подробности и неучтенные ранее данные относительно «Первой» книги Палатинской антологии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги, нужно отметить следующее. Когда Константин Родосский формировал коллекцию христианских эпиграмм, он расположил их в порядке, подобном жанру экфрасиса: множество посвятительных эпиграмм с элементами энкомия в самом начале собрания, и преимущественно описательные во второй части. В центре композиции он разместил эпиграммы из нартекса базилики ап.Иоанна в Эфесе, зная о том, что этот храм был самым близким аналогом для храма св. Апостолов в Константинополе.
На основе этого собрания мы постарались проследили те изменения, которые произошли с византийской эпиграммой в период между V и IX вв. Многие рассмотренные нами памятники были сконцентрированы в Константинополе и его окрестностях, и это позволило рассмотреть эволюцию посвятительной эпиграммы в храмах столичного региона. Эволюционная линия получилась от самых простых эпиграмм V века через насыщенную в композиции эпиграмму в храме св. Полиевкта к вновь лаконичным в жанровом отношении классическим эпиграммам времени Македонского возрождения. Особым образом мы остановились на эпиграммах, созданных по заказу Юлианы Аникии. Нам было важно показать, что эпиграфическая эпиграмма не только могла включать в себя элементы жанров энкомия и экфрасиса, но она же могла стала основой для создания экфрасиса св. Софии Павла Силенциария, на который в свою очередь ориентировался Константин Родосский. В дальнейшем в посвятительных эпиграммах зачастую еще сохранялись черты энкомия, но никогда более она не выходила настолько за границы своего жанра.
В описательных эпиграммах так же можно проследить изменения и смещения жанровых границ. Один из ранних примеров – эпиграмма на столпе св. Даниила, созданная Киром Панополитанским, использовавшим отдельные элементы гомерокентонов. Показательна миссионерско-катехизаторская составляющая в Эфесском цикле, созданном в рамках христианской проповеди Иоанна Эфесского. Жанровая основа описательной эпиграммы сохранялась в произведениях, написанных в VI в. для начертания на иконах, но в тексте отразились и некоторые богословские проблемы, связанные с возможностью написания самих икон. Подобным образом во время Георгия Писиды в эпиграммах нашли свое отражение события осады Константинополя аварами, а в IX в. главной темой стала победа на ересью.



1. Jacobs F. Anthologia Graeca sive poetarum Graecorum lusus ex rec. Brunckii, I-V. Lipsiae 1794-1795
2. Epigrammatum anthologia palatina cum Planudeis et appendice nova epigrammatum veterum ex libris et marmoribus ductorum. Ed. Friedrich Dübner. Parisiis: ed.Ambrosio Firmín Didot, 1871.
3. Mackail J. W. Select Epigrams from the Greek Anthology. London, 1890
4. The Greek Anthology. English tr. W.R. Paton, I-V. London-Cambridge, 1916-1918.
5. Anthologie grecque. Première partie : Anthologie palatine, éd. et trad. Pierre Waltz, Paris, Les Belles Lettres. T. I : Livres I-IV, 1929
6. Anthologie grecque. Première partie : Anthologie palatine, éd. et trad. Pierre Waltz, Paris, Les Belles Lettres. T. I : Livres I-IV, 1960
7. Anthologia Graeca. Ed. H. Beckby. Bd I. München, 1957—1958.
8. Antologia Palatina. Ed. F.M. Pontani. I-IV. Torino, 1978-1981.
9. Antologia Palatina. Ed. F. Conca, M. Marzi, G. Zanetto, voll. I-II. Torino, 2005-2009.
10. Ελληνική Παλατινή Ανθολογία. Τα των Χριστιανών επιγράμματα (Τόμος 1). Η μετάφραση του Κώστα Τοπούζη.– Επικαιρότητα, 2011.
11. Greek Anthology, Volume I: Book 1: Christian Epigrams. Translated by W. R. Paton. Revised by Michael A. Tueller. Loeb Classical Library 67. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2014.
12. Синица М.М., ред. Болгов Н.Н. Палатинская антология: Книги I, II, III, VIII. LAMBERT Academic Publishing, 2014.
13. Theodoros Studites. Jamben auf Verschiedene Gegenstande. Enleitung, kritischer Text, Uberzetzung und Kommentar besorgt von Paul Speck. Berlin, 1968
14. Преподобный Феодор Студит. Творения. В 3 т. Том 3. Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова. Москва, 2012.
15. Constantine of Rhodes, on Constantinople and the church of the Holy Apostles. Ed. by Liz James. Ashgate, 2012.
16. Usher M. D. (ed.): Homerocentones Eudociae Augustae. Stuttgart, Leipzig, 1999.
17. Tissoni F. Christodoro, un’introduzione e un commento. Alessandria, 2000. P. 22.
18. Le Typicon de la Grande Eglise. Ms. Sainte-Croix no. 40. Introduction, texte critique, traduction et notes. 2 vols. / Mateos J. (ed.) // OCA № 165–166. Rome, 1962– 63. T. 1. Pp. 216-218.
19. Harrak A. The Chronicle of Zuqnin, parts III and IV. A.D. 488-775 . Tr. from Syriac with notes and introduction. Pontifical Institute of Mediaeval Studies, 1999.
20. Byzantinische Epigramme Auf Fresken Und Mosaiken. Ed. Andreas Rhoby. Austrian Academy of Sciences Press, 2009.
21. Byzantinische Epigramme auf Ikonen und Objekten der Kleinkunst. Ed. Andreas Rhoby. Austrian Academy of Sciences Press, 2010.
22. Byzantinische Epigramme auf Stein nebst Addenda zu den Bänden 1 und 2. Ed. Andreas Rhoby. Austrian Academy of Sciences Press, 2014.

Литература.

23. Agati M.L. Note paleografiche all'Antologia Palatina. // BollClass 5, 1984. Pp.43-59.
24. Avagliano A. The Poet and the Architect: a Consideration on Byzantine Epigrams // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3. СПб, 2013. С. 106–111.
25. Baldwin B.Cyrus of Panopolis: A Remarkable Sermon and an Unremarkable Poem. // VC 36 (1982).
26. Bauer J. Zu den christlichen Gedichten der Anthologia Graeca // JÖBG 9 (1960) 31–40 и 10 (1961) 31–37.
27. Bowie E. Epigram as narration // Archaic and Classical Greek Epigram. Cambridge University Press, 2010. Pp. 313-385.
28. Cameron A. and Cameron Al. The Cycle of Agathias. // JHS 86 (1966). Pp. 6-25.
29. Cameron Al. The Empress and the Poet: Paganism and Politics at the Court of Theodosius. Front Cover // Later Greek Literature. Yale Classical Studies 27 (1982). Pp. 217-290.
30. Cameron Al. The Epigrams of Sophronius // The Classical Quarterly, Vol. 33, No. 1 (1983). Pp. 284-292.
31. Cameron Al. The Greek Anthology from Meleager to Planudes. Oxford, 1993
32. Claudio De Stefani (ed.), Paulus Silentiarus. Descriptio Sanctae Sophiae; Descriptio Ambonis. Bibliotheca Berlin: De Gruyter, 2011
33. Connor C.L. The epigram in the church of Hagios Polyeuktos in Constantinople and its Byzantine response // Byzantion 69 (1999). Pp. 479‒527.
34. Croke B. Justinian, Theodora, and the Church of Saints Sergius and Bacchus // DOP 60 (2006). Pp. 25-63.
35. Day J. W. Rituals in Stone. Early Greek Epigramms and Monuments // JHS 109, (1989). Pp. 16-28.
36. Delehaye H. Les saints Stylites. Bruxelles, Paris, 1923.
37. Delehaye H. Une épigramme de l'Anthologie // REG. 1896. Vol. 9. Pp. 216-224.
38. Diller A. The Age of Some Early Greek Classical Manuscripts. Serta Turyniana, Urbana, 1974.
39. Duffy J. Observations on Sophronius' Miracles of Cyrus and John // JThSt. N. S. 35 (1984). Pp. 71-90.
40. Featherstone M. J. The Chrysotriclinos Seen throught De Cerimoniis // Zwischen Polis, Provinz und Peripherie: Beiträge zur byzantinischen Geschichte und Kultur. 2005. Pp. 845-852.
41. Furley William D. Life in a line. A reading of dedicatory epigrams from the Archaic and Classical periods // Archaic and Classical Greek Epigram. Cambridge University Press, 2010. Pp.151-166.
42. Irigoin J. Rapport sur la conférence de philologie grecque, dans Annuaire de la IVe section de l’Ecole pratique des hautes études, 1975-1976. Pp. 281-297.
43. J.-L. van Dieten. Zur Herstellung des Codex Palat. gr. 23/Paris. Suppl. gr. 384.// BZ 86—87 (1994).
44. Janin R. La Géographie Ecclésiastique de L’empire Byzantin, Vol. 1, Le Siège de Constantinople et Le Patriarcat Oecuménique, Pt. 3, Les Églises et Les Monastères. Paris, 1953.
45. Lauxtermann M. Byzantine Poetry from Pisides to Geometres. Texts and Contexts, vol. I . Vienna, 2003.
46. MacCail R.C. The Cycle of Agathias: new identifications scrutinised // JHS 89 (1969). Pp. 92-93.
47. Maden John A.. Review: Alan Cameron. The Greek Anthology from Meleager to Planudes // The Classical Review, New Series, Vol. 44, No. 2, 1994. P. 398.
48. Mango C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul. Dumbarton Oaks, 1962.
49. Mango C. Η Κωνσταντινούπολη ως Θεοτοκούπολη // Μήτηρ Θεού. Απεικονίσεις της Παναγίας στη βυζαντινή Τέχνη. Benaki Museum. Athens, 2000). Pp. 22-23.
50. Mango C., Hawkins E. J. W . The Apse Mosaics of St Sophia at Istanbul. Report on Work carried out in 1964 // DOP (19) 1965.
51. Mango C., Ševčenko I. Remains of the church of St. Polyeuktos at Constantinople. // DOP 15 (1961).
52. Martindale J. R. Fl. Theodorus Philoxenus Sotericus Philoxenus 8 //Prosopography of the Later Roman Empire. Vol. II : A.D. 395–527. Cambridge University Press, 1980. Pp. 879-880.
53. Mercati S.G. Sulle iscrizioni di Santa Sophia. Bessarione, 1922, XXVI.
54. Montserrat D. Pilgrimage to the Shrine of SS Cyrus and John at Menouthis in Late Antiquity // Pilgrimage and Holy Space in Late Antique Egypt / Ed. D. Frankfurter. Leiden, 1998. Pp. 257-279.
55. Morpurgo Davies A. Article and Demonstrative: a note // Glotta 46 (1968). S. 77-85.
56. Pentcheva B.V. Epigrams on icons // Art and Text in Byzantium. Ed. Liz James. Cambridge University Press, 2007.
57. Pentcheva B.V. The supernatural protector of Constantinople: the Virgin and her icons in the tradition of the Avar siege // Byzantine and Modern Greek Studies 26 (2002). Pp. 5-12.
58. Plommer H. St. John's Church, Ephesus // Anatolian Studies 12 (1962). Pp. 119-129.
59. Rosenmeyer Patricia A. The Poetics of Imitation: Anacreon and the anacreontic tradition. Cambridge University Press, 1992
60. Salač A. Quelques épigrammes de l’Anthologie Palatine et l’iconographie byzantine // BSl 12 (1951). Pp. 1-9.
61. Speck P. Zufälliges zum Bellum Avaricum. Münch, 1980.
62. Usher M. D. Homeric Stitchings: The Homeric Centos of the Empress Eudocia. Lanham, MD, 1998.
63. Wachter R.The origin of epigrams on ,speaking objects'. // Archaic and Classical Greek Epigram. Cambridge University Press, 2010. Pp. 250-260.
64. Whitby M. The St. Polyeuktos Epigram (AP 1.10): a literary Perspective // Greek Literature in Late Antiquity. Dynamism, Didacticism, Classicism / ed. by S.F. Johnson. Aldershot, 2006. Pp. 159‒187.
65. Αντωνιάδης Ευγένιος Μ. ΄Εκφρασις της Αγίας Σοφίας. Leipzig; Athens, 1909.
66. Βέης Ν.Α, ¨Εφεσον καί τον καλούμενον Θεολόγον // ¨Αρχαιολογικής 'Εφημερίδος, 1953- 1954. 'Αθήναι, 1957. Σσ. 263 -283
67. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. Москва, 1997.
68. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. Москва, 1996.
69. Акентьев К.К. Некоторые итоги исследований мозаик константинопольской Св. Софии и вопросы методологии историко-художественных реконструкций // ВВ 44 (69), (1989).
70. Греческая эпиграмма. Москва, 1960
71. Дьяконов А.П. Иоанн Ефесский и хроника известная под именем Дионисия Тель-Махрского // Христианское чтение. 1903. № 11. Сс. 599-614.
72. Иванов С.А. Византийское миссионерство. Можно ли сделать из «варвара» христианина? Москва, 2003.
73. Курышева М.А. «Подделка письма» в политической интриге Патрикия Самоны и проблемы идентификации почерков в первой половине X века. // Античная древность и средние века. Вып. 41. Екатеринбург, 2013
74. Синица М.М. Византийские эпиграммы AG I. 19-36 // Новый век: история глазами молодых: Межвуз. сб. на- уч. тр. молодых ученых, аспирантов и студентов. 12. Саратов, 2013.
75. Чистякова Н.А. Греческая эпиграмма VIII-III вв. до н.э. Ленинград, 1983.
76. Шангин М. А. Византийские политические деятели первой половины X века // Византийский сборник. — Москва-Ленинград, 1945. C. 228-248.
77. Шашина О. С. Греческие стихотворные эпиграммы на произведениях византийского декоративного искусства в контексте византийского экфрасиса. Музеи Московского кремля. Материалы и исследования. Выпуск 25. Москва, 2014.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ