Правовое регулирование деятельности в морских портах Российской Федерации: соотношение международного и национального права
|
Введение 3
Глава 1. Понятие морского порта как объекта правоотношений и специфика деятельности, осуществляемой в морских портах 10
1.1. Понятие морского порта как объекта правоотношений 10
1.2. Специфика правового регулирования деятельности, осуществляемой в морских портах 29
1.3. Характеристика правового режима доступа к инфраструктуре морских портов. 35
Глава 2. Характеристика международно-правового регулирования деятельности в морских портах 48
2.1. Развитие международно-правового регулирования деятельности в морских портах 48
2.2. Особенности международно-правового регулирования деятельности в морских портах и проблемы имплементации международно-правовых норм в правовую систему Российской Федерации 57
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Глава 1. Понятие морского порта как объекта правоотношений и специфика деятельности, осуществляемой в морских портах 10
1.1. Понятие морского порта как объекта правоотношений 10
1.2. Специфика правового регулирования деятельности, осуществляемой в морских портах 29
1.3. Характеристика правового режима доступа к инфраструктуре морских портов. 35
Глава 2. Характеристика международно-правового регулирования деятельности в морских портах 48
2.1. Развитие международно-правового регулирования деятельности в морских портах 48
2.2. Особенности международно-правового регулирования деятельности в морских портах и проблемы имплементации международно-правовых норм в правовую систему Российской Федерации 57
Заключение 68
Список использованной литературы 70
В условиях расширения процесса глобализации и роста значимости транснациональных экономических процессов транспортная инфраструктура и мобильность приобретают ключевое значение как для развития международной торговли в целом, так и для развития экономик отдельных государств. Исторически портовые комплексы являлись одним из ключевых звеньев в цепочке транспортного и торгового сообщения между государствами, и в настоящее время играют весомую роль в развитии международной торговли, обеспечивая постоянное увеличение объема экспортных и импортных операций. В силу особой важности для экономики на территории некоторых морских портов вводились специальные меры льготного характера (в первую очередь в рамках таможенных и налоговых правоотношений), чтобы облегчить проведение портовых операций и повысить привлекательность национальной портовой инфраструктуры для перевозчиков посредством полного или частичного отсутствия таможенных пошлин и налогов, установления льготного режима ввоза, вывоза и реэкспорта товаров. Подобные механизмы из-за их важности для развития международной торговли упоминаются даже в Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS), согласно статье 128 которой «для удобства транзитного движения могут быть предусмотрены беспошлинные зоны или другие таможенные льготы в портах входа и выхода в государствах транзита по соглашению между этими государствами и государствами, не имеющими выхода к морю».
В настоящее время подобная практика обычно описывается понятием «свободный порт» и применяется достаточно широко: такой статус имеют порты Сингапура, Гданьска, Роттердама. Наконец, в России с 2015 года существует особый инфраструктурный объект «свободный порт Владивосток», в рамках которого объединяются не только портовые, но и другие, непосредственно связанные с ними объекты инфраструктуры на территории Приморского края, – на его территории действует, в частности, особый, упрощенный таможенный и налоговый режимы. В настоящее время ведется разработка проекта по установлению аналогичного правового режима и в отношении территории морского торгового порта Приморск, расположенного в Ленинградской области.
На сегодняшний день доля объема российских морских грузов, ежегодно поставляемых за границу через территорию государств Прибалтики и Украины, приближается к 5% от мирового грузооборота и продолжает расти. В действующий реестр морских портов России включено 69 портов, общий грузооборот которых по итогам 2017 года составил по данным Ассоциации морских торговых портов 786,97 млн. тонн, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 9%. Таким образом, по грузовому потенциалу морской торговли Россия приближается к пятерке ведущих государств мира, включающих в себя КНР, США, Японию, Великобританию и Австралию. Согласно прогнозам, представленным в разделе 3.4 Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, за период с 2013 до 2030 года суммарный объём перевалки грузов в морских портах России возрастёт более чем в 2 раза – с 589,2 млн. т. до 1196,1 млн. т (Inn) грузов.
Не остаются неизменными и применяемые в сфере морских грузоперевозок правила, регулярно пересматриваемые с целью повышения качества морских грузоперевозок и услуг, оказываемых на территории морских портов, а также с целью повышения конкурентоспособности Российской Федерации в сфере морских перевозок на мировом рынке.
Кроме того, в условиях активного развития региональной интеграции и наращивания торговых связей как внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС), так и с другими государствами-партнерами, значительная доля которых приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, развитие морского сообщения и всей сопутствующей инфраструктуры России приобретает еще большее значение и заслуживает отдельного внимания.
В свете этого, и с учетом весомости доли морских грузоперевозок в общем торговом обороте, качественная работа таких важных транспортных узлов, как морские порты, способствующая активизации торговых потоков и притоку инвестиций становится сегодня особенно значимой, что отражено в разделе 2.1 Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года.
Вместе с тем, определяющее значение для эффективного функционирования того или иного объекта инфраструктуры играет формирование соответствующей системы нормативно-правового регулирования, способствующей стратегическому развитию и оперативному приспособлению к новым экономическим условиям.
При этом эффективное и четкое формирование правового регулирования на национальном уровне невозможно без учета применяемых в соответствующей сфере международно-правовых норм, а также надлежащей имплементации принятых на себя Россией международно-правовых обязательств в ее правовую систему.
Так, стоит в частности учитывать, что соблюдение международно-правовых обязательств является ключевым элементом в создании не только эффективной системы морских перевозок, но и необходимой предпосылкой к общему улучшению инвестиционного и делового климата на национальном уровне.
В этой связи, изучение основной проблематики и тенденций развития правового регулирования морских портов, как на международном уровне, так и на уровне национального законодательства является как никогда актуальным. Безусловно важным при этом представляется как изучение ближайшей исторической перспективы формирования основных источников международно-правового регулирования и их воздействия на национальное законодательство Российской Федерации, относящееся к деятельности в морских портах, так и изучение основных позитивных и негативных тенденций в развитии такого регулирования.
Необходимо учитывать, что в последние годы, в силу нового обострения конфликтов на международной арене, приобретают актуальность исследования, которые позволяют адекватно оценивать силы и средства государств не только при ведении военных действий (как известно, именно с этого начинается развитие современного международного права), но и при ведении так называемых «торговых войн», а в этом случае роль правового регулирования деятельности, осуществляемой в морских портах, невозможно переоценить. В связи с этим нельзя согласиться с позицией С.В. Черниченко, который полагал недопустимым отождествлять противоправное применение силы с принуждением в сфере экономических отношений. В свете последних событий, учитывая последствия, которые имели для экономики Российской Федерации различные формы ограничений в экономической сфере, применяемых рядом зарубежных государств с 2014 года, следует поддержать именно позицию В.И. Менжинского, который на основе анализа положений статьи 41 Устава Организации Объединенных наций пришел к выводу о том, что любые формы экономического принуждения должны рассматриваться как невооруженное вмешательство и, следовательно, должны квалифицироваться как акты агрессии.
Заметным событием в споре о пределах влияния норм международного права на национальный правопорядок стало Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2015 №21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы», в котором впервые было четко обозначено, что даже основанные на признаваемых Российской Федерацией нормах международного права отдельные решения международных органов могут по своим последствиям противоречить конституционному порядку и в связи с этим Российская Федерация вправе отказаться от их исполнения, поскольку никакой международный договор не может противоречить Конституции Российской Федерации или приводить к ее нарушению впоследствии.
Поскольку, как уже указывалось ранее, морские порты являются одним из важнейших элементов мировой транспортной инфраструктуры, то выявление проблем международно-правового регулирования деятельности в морских портах и имплементации норм международного права в правовую систему Российской Федерации приобретают особую актуальность. Также необходимо учитывать, что и российское законодательство, и нормы международного права в соответствующей области показали значительную изменчивость, поэтому исследования по аналогичным вопросам, проведенные в прошлые годы, не всегда актуальны.
В свете вышесказанного, целью настоящей работы является анализ международно-правового регулирования деятельности в морских портах и выявление проблем имплементации норм международного права в правовую систему Российской Федерации. Для достижения поставленной цели, представляется необходимым решение следующих задач:
1) исследовать понятие морского порта и специфику хозяйственной и иной деятельности в морских портах;
2) проанализировать основные международно-правовые источники регулирования деятельности в морских портах и выявить особенности их имплементации в национальную правовую систему;
3) определить основные тенденции и направления развития российского и международно-правового регулирования деятельности в морских портах.
В настоящее время подобная практика обычно описывается понятием «свободный порт» и применяется достаточно широко: такой статус имеют порты Сингапура, Гданьска, Роттердама. Наконец, в России с 2015 года существует особый инфраструктурный объект «свободный порт Владивосток», в рамках которого объединяются не только портовые, но и другие, непосредственно связанные с ними объекты инфраструктуры на территории Приморского края, – на его территории действует, в частности, особый, упрощенный таможенный и налоговый режимы. В настоящее время ведется разработка проекта по установлению аналогичного правового режима и в отношении территории морского торгового порта Приморск, расположенного в Ленинградской области.
На сегодняшний день доля объема российских морских грузов, ежегодно поставляемых за границу через территорию государств Прибалтики и Украины, приближается к 5% от мирового грузооборота и продолжает расти. В действующий реестр морских портов России включено 69 портов, общий грузооборот которых по итогам 2017 года составил по данным Ассоциации морских торговых портов 786,97 млн. тонн, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 9%. Таким образом, по грузовому потенциалу морской торговли Россия приближается к пятерке ведущих государств мира, включающих в себя КНР, США, Японию, Великобританию и Австралию. Согласно прогнозам, представленным в разделе 3.4 Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, за период с 2013 до 2030 года суммарный объём перевалки грузов в морских портах России возрастёт более чем в 2 раза – с 589,2 млн. т. до 1196,1 млн. т (Inn) грузов.
Не остаются неизменными и применяемые в сфере морских грузоперевозок правила, регулярно пересматриваемые с целью повышения качества морских грузоперевозок и услуг, оказываемых на территории морских портов, а также с целью повышения конкурентоспособности Российской Федерации в сфере морских перевозок на мировом рынке.
Кроме того, в условиях активного развития региональной интеграции и наращивания торговых связей как внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС), так и с другими государствами-партнерами, значительная доля которых приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион, развитие морского сообщения и всей сопутствующей инфраструктуры России приобретает еще большее значение и заслуживает отдельного внимания.
В свете этого, и с учетом весомости доли морских грузоперевозок в общем торговом обороте, качественная работа таких важных транспортных узлов, как морские порты, способствующая активизации торговых потоков и притоку инвестиций становится сегодня особенно значимой, что отражено в разделе 2.1 Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года.
Вместе с тем, определяющее значение для эффективного функционирования того или иного объекта инфраструктуры играет формирование соответствующей системы нормативно-правового регулирования, способствующей стратегическому развитию и оперативному приспособлению к новым экономическим условиям.
При этом эффективное и четкое формирование правового регулирования на национальном уровне невозможно без учета применяемых в соответствующей сфере международно-правовых норм, а также надлежащей имплементации принятых на себя Россией международно-правовых обязательств в ее правовую систему.
Так, стоит в частности учитывать, что соблюдение международно-правовых обязательств является ключевым элементом в создании не только эффективной системы морских перевозок, но и необходимой предпосылкой к общему улучшению инвестиционного и делового климата на национальном уровне.
В этой связи, изучение основной проблематики и тенденций развития правового регулирования морских портов, как на международном уровне, так и на уровне национального законодательства является как никогда актуальным. Безусловно важным при этом представляется как изучение ближайшей исторической перспективы формирования основных источников международно-правового регулирования и их воздействия на национальное законодательство Российской Федерации, относящееся к деятельности в морских портах, так и изучение основных позитивных и негативных тенденций в развитии такого регулирования.
Необходимо учитывать, что в последние годы, в силу нового обострения конфликтов на международной арене, приобретают актуальность исследования, которые позволяют адекватно оценивать силы и средства государств не только при ведении военных действий (как известно, именно с этого начинается развитие современного международного права), но и при ведении так называемых «торговых войн», а в этом случае роль правового регулирования деятельности, осуществляемой в морских портах, невозможно переоценить. В связи с этим нельзя согласиться с позицией С.В. Черниченко, который полагал недопустимым отождествлять противоправное применение силы с принуждением в сфере экономических отношений. В свете последних событий, учитывая последствия, которые имели для экономики Российской Федерации различные формы ограничений в экономической сфере, применяемых рядом зарубежных государств с 2014 года, следует поддержать именно позицию В.И. Менжинского, который на основе анализа положений статьи 41 Устава Организации Объединенных наций пришел к выводу о том, что любые формы экономического принуждения должны рассматриваться как невооруженное вмешательство и, следовательно, должны квалифицироваться как акты агрессии.
Заметным событием в споре о пределах влияния норм международного права на национальный правопорядок стало Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2015 №21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы», в котором впервые было четко обозначено, что даже основанные на признаваемых Российской Федерацией нормах международного права отдельные решения международных органов могут по своим последствиям противоречить конституционному порядку и в связи с этим Российская Федерация вправе отказаться от их исполнения, поскольку никакой международный договор не может противоречить Конституции Российской Федерации или приводить к ее нарушению впоследствии.
Поскольку, как уже указывалось ранее, морские порты являются одним из важнейших элементов мировой транспортной инфраструктуры, то выявление проблем международно-правового регулирования деятельности в морских портах и имплементации норм международного права в правовую систему Российской Федерации приобретают особую актуальность. Также необходимо учитывать, что и российское законодательство, и нормы международного права в соответствующей области показали значительную изменчивость, поэтому исследования по аналогичным вопросам, проведенные в прошлые годы, не всегда актуальны.
В свете вышесказанного, целью настоящей работы является анализ международно-правового регулирования деятельности в морских портах и выявление проблем имплементации норм международного права в правовую систему Российской Федерации. Для достижения поставленной цели, представляется необходимым решение следующих задач:
1) исследовать понятие морского порта и специфику хозяйственной и иной деятельности в морских портах;
2) проанализировать основные международно-правовые источники регулирования деятельности в морских портах и выявить особенности их имплементации в национальную правовую систему;
3) определить основные тенденции и направления развития российского и международно-правового регулирования деятельности в морских портах.
По результатам проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения.
1. Предлагается авторское определение морского порта: «под морским портом понимаются обособленная территория (побережье и прилегающая морская акватория) и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг, связанных с торговым мореплаванием».
2. Анализ международно-правового регулирования основных видов деятельности в морских портах показал, что в отличие от морской перевозки обеспечительная деятельность, осуществляемая в морских портах (погрузочно-разгрузочные работы, портовая буксировка, услуги по обслуживанию судов, обеспечение перевозки пассажиров, швартовые операции), недостаточно урегулирована в международном праве. Это можно объяснить тем, что указанные виды деятельности осуществляются в переделах юрисдикции определенного государства (в границах внутреннего моря или территориальных вод). Исключением является лишь деятельность по лоцманской проводке судов.
3. Система международно-правового регулирования деятельности в морских портах исторически эволюционировала. В начале своего развития международно-правовое регулирование деятельности в морских портах прежде всего отталкивалось от необходимости упрощения торговли между государствами и предоставления более открытого доступа различных государств к территориям рек и портов друг друга. Далее на международном уровне начали развиваться правила регулирования портовой деятельности, направленные на обеспечение комплексной безопасности судоходства и способствующие обеспечению охраны человеческой жизни на море. К числу последних тенденций в области регулирования портовой деятельности относится активная разработка обязательных правил и рекомендаций в области обеспечения экологической безопасности.
4. Особенностью применения международных договоров, затрагивающих деятельность в морских портах, в правовой системе Российской Федерации, является то, что, как правило, они применяются непосредственно. Капитан морского порта руководствуется положениями международных договоров при реализации функций по обеспечению безопасности плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему; руководству мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта с судов отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами; организации спасания людей, судов в акватории морского порта.
5. Специфика международно-правового регулирования портовой деятельности, имеющего долгую историю существования и развития, заключается в том, что в данной области и в настоящее время не утратили своей роли и значения правовые обычаи, включая не только международные обычаи (например, обычай, устанавливающий право вынужденного захода любого корабля в ближайший морской порт в случае аварии или иного бедствия), но и частноправовые обычаи морских портов, периодически обобщаемые в сборниках таких обычаев.
6. В современных условиях преобладания мультимодальных перевозок вопросы регулирования транспортной инфраструктуры должны решаться комплексно: правила морских перевозок и осуществления деятельности в портах должны согласовываться с правилами осуществления иных видов перевозок на территорию морского порта или из нее. Следует развивать практику, которая реализована в настоящее время в форме создания особого комплексного объекта инфраструктуры «свободный порт Владивосток», и распространить этот подход на Большой порт Санкт-Петербург, Мурманский морской торговый порт и Новороссийский морской торговый порт.
1. Предлагается авторское определение морского порта: «под морским портом понимаются обособленная территория (побережье и прилегающая морская акватория) и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг, связанных с торговым мореплаванием».
2. Анализ международно-правового регулирования основных видов деятельности в морских портах показал, что в отличие от морской перевозки обеспечительная деятельность, осуществляемая в морских портах (погрузочно-разгрузочные работы, портовая буксировка, услуги по обслуживанию судов, обеспечение перевозки пассажиров, швартовые операции), недостаточно урегулирована в международном праве. Это можно объяснить тем, что указанные виды деятельности осуществляются в переделах юрисдикции определенного государства (в границах внутреннего моря или территориальных вод). Исключением является лишь деятельность по лоцманской проводке судов.
3. Система международно-правового регулирования деятельности в морских портах исторически эволюционировала. В начале своего развития международно-правовое регулирование деятельности в морских портах прежде всего отталкивалось от необходимости упрощения торговли между государствами и предоставления более открытого доступа различных государств к территориям рек и портов друг друга. Далее на международном уровне начали развиваться правила регулирования портовой деятельности, направленные на обеспечение комплексной безопасности судоходства и способствующие обеспечению охраны человеческой жизни на море. К числу последних тенденций в области регулирования портовой деятельности относится активная разработка обязательных правил и рекомендаций в области обеспечения экологической безопасности.
4. Особенностью применения международных договоров, затрагивающих деятельность в морских портах, в правовой системе Российской Федерации, является то, что, как правило, они применяются непосредственно. Капитан морского порта руководствуется положениями международных договоров при реализации функций по обеспечению безопасности плавания и стоянки судов в акватории морского порта и на подходах к нему; руководству мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта с судов отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами; организации спасания людей, судов в акватории морского порта.
5. Специфика международно-правового регулирования портовой деятельности, имеющего долгую историю существования и развития, заключается в том, что в данной области и в настоящее время не утратили своей роли и значения правовые обычаи, включая не только международные обычаи (например, обычай, устанавливающий право вынужденного захода любого корабля в ближайший морской порт в случае аварии или иного бедствия), но и частноправовые обычаи морских портов, периодически обобщаемые в сборниках таких обычаев.
6. В современных условиях преобладания мультимодальных перевозок вопросы регулирования транспортной инфраструктуры должны решаться комплексно: правила морских перевозок и осуществления деятельности в портах должны согласовываться с правилами осуществления иных видов перевозок на территорию морского порта или из нее. Следует развивать практику, которая реализована в настоящее время в форме создания особого комплексного объекта инфраструктуры «свободный порт Владивосток», и распространить этот подход на Большой порт Санкт-Петербург, Мурманский морской торговый порт и Новороссийский морской торговый порт.
Подобные работы
- ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2022 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА Г. БАРНАУЛА
Магистерская диссертация, электротехника. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Система и функции таможенных органов Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Общая характеристика источников правового регулирования предпринимательской деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Создание юридического лица (Хабаровский государственный университет экономики и права)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ АВИАЦИОННЫХ ГРУЗОВ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019 - Понятия, принципы и содержание функций в области контроля, надзора и охраны водных и биологических ресурсов и среды их обитания (Государственная и муниципальная служба, Камчатский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2020 - РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО¬
ПРАВОВЫХ НОРМ
ВО ВНУТРЕННЕМ ПРАВЕ
Бакалаврская работа, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018



