Введение 2
Глава 1. Мемуарно-автобиографическая проза Аксакова. 6
1. Жанровое своеобразие прозы Аксакова. 6
2. Проблема воспоминания в мемуарно-автобиографической прозе Аксакова. 12
3. Проблема письма в мемуарно-автобиографической прозе Аксакова. 21
Глава 2. «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания» С. Т. Аксакова: особенности поэтики. 38
1. Сопоставительный анализ «Детских годов Багрова-внука» и «Воспоминаний». 38
2. «Воспоминания». 43
3. «Детские годы Багрова-внука». 46
Заключение 54
Библиография 56
С. Т. Аксаков – один из писателей-классиков, творчество которого долгое время оставалось наименее изученным. В дореволюционное время оно привлекало внимание Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, П. В. Анненкова, С. С. Дудышкина, Н. П. Гилярова-Платонова и Л. Н. Толстого. Собственно литературоведческому изучению Аксакова положил начало С. И. Машинский. Он проводит своеобразную реабилитацию писателя, освобождая его от образа крепостника, не заботящегося о судьбе народа. Машинский включает Аксакова в круг чтения советского человека, подготавливает два издания собраний сочинений писателя.
В работах 80-х годов в большей степени рассматривается личность Аксакова, его окружение и отношение к славянофильству. К ним можно отнести следующие исследования: Кулешов В. И. «Славянофилы и русская литература», Э. Л. Войтоловская «С. Т. Аксаков в кругу писателей-классиков». В 80-90-е преобладает биографический аспект изучения Аксакова, предполагающий рассмотрение документальных материалов, как то: письма, дневники. В это же время выходит книга из серии «ЖЗЛ», написанная М. П. Лобановым и посвященная исследованию биографии Аксакова. Ю. В. Манн также рассматривает биографии членов семьи Аксаковых, с этой целью он использует материалы автобиографических произведений С. Т. Аксакова. Манн с опорой на трилогию изучает время, в которое происходило становление будущего писателя. В 1998 г. публикуется монография Е. И. Анненковой, в которой рассматривается все семейство Аксаковых, представляющее собой особый феномен в русской культуре. М. А. Чванов исследует творчество Аксакова в связи с проблемами семьи, темой детства. В его монографии аксаковская проза рассматривается на фоне проблем современного общества – семьи, культуры, экологии, решение которых Чванов ищет у Аксакова.
В год двухсотлетия Аксакова (1991 г.) выходит ряд статей М. П. Лобанова, В. А. Кошелева, В. И. Пыркова.
Сейчас Аксаков изучается довольно активно. Так, ежегодно в Уфе совместными усилиями БГПУ им. М. Акмуллы и мемориального музея С. Т. Аксакова проводятся Международные Аксаковские чтения. Также музеем издаются Аксаковские сборники, на данный момент вышло пять. Основные направления современного аксаковедения: родословная Аксаковых, их идейное наследие, отношение к славянофильству, аксаковское краеведение, изучение Аксакова в школе и вузе, и, наконец, собственно изучение творчества С. Т. Аксакова, притом не только с точки зрения литературоведения. Так, часть статей о С. Т. Аксакове написаны в аспекте педагогики, православия или же психологии.
Моя работа посвящена сопоставительному анализу двух произведений С. Т. Аксакова – «Воспоминаний» и «Детских годов Багрова-внука». «Воспоминания» традиционно относятся к литературе мемуарной, «Детские годы…» - к художественной. Я в какой-то мере объединяю эти два текста под одним понятием – мемуарно-автобиографической прозы. Такой подход объясняется их близостью, сходством содержания и композиции.
В своем исследовании я ориентировалась на работы А. Г. Тартаковского – «Мемуаристика как феномен культуры» и «Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века», в которых рассматривается история становления и развития мемуаров на русской почве, обращается внимание и на саму характеристику жанра. Также важной при анализе текстов для меня стала книга Л. Я. Гинзбург «О психологической прозе», в которой, помимо заявленной в заглавии темы, рассматривается различие между мемуарной и художественной прозой. Отдельно хочется отметить диссертацию Л. А. Симоновой «Французская проза первой половины XIX века и проблема личного письма», в которой автор вводит в российский контекст изучения личного письма таких значительных теоретиков автобиографии, как Филипп Лежен, Жорж Гюсдорф и др. Добавим также, что для описания нарративной структуры текстов использовалась «Нарратология» В. Шмида.
В качестве объекта исследования в моей работе выступает мемуарно-автобиографическая проза С. Т. Аксакова, при этом меня интересует, как мемуарная часть данного понятия, так и автобиографическая. В первой главе проза Аксакова рассматривается в контексте существующей мемуарной традиции. Также в моей работе уделяется внимание автобиографической составляющей текста: я применяю к тексту Аксакова теоретические положения Гюсдорфа о разделении в автобиографической прозе единого авторского начала на Я-субъект и Я-объект, изложенные в диссертации Л. А. Симоновой.
Предметом моего исследования являются сами произведения С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания», в некотором смысле дилогия о детстве и юношестве автора.
Цель работы – выделить и проанализировать наиболее существенные особенности поэтики произведений Аксакова.
В соответствии с целью исследования мною определены следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему жанра произведений Аксакова.
2. Проследить, как реализуется в текстах мотив «воспоминания» и как во время письма совершается отбор воспоминаний.
3. Проанализировать, как в мемуарно-автобиографической прозе Аксакова происходит разделение авторского «я» на субъект и объект письма одновременно.
4. Рассмотреть отдельные особенности поэтики «Детских годов…» и «Воспоминаний».
Актуальность моего исследования обусловлена малым количеством работ на выше заявленные темы. Научная новизна моей работы заключается в рассмотрении проблемы письма в прозе Аксакова и применении к ней теоретических положений французских исследователей автобиографии.
В первой главе моей работы я занимаюсь рассмотрением вопроса о жанре произведений Аксакова и прихожу к выводу, что однозначно определить его невозможно, в прозе Аксакова есть как мемуарная, так и художественная составляющая. Также я рассматриваю мотив «воспоминания» в «Детских годах-Багрова внука» и «Воспоминаниях», образ главного героя, который формируется в результате взаимодействия Я-субъекта и Я-объекта, так или иначе представляющий видение себя автором в детстве. Во второй главе я выделяю отдельные особенности поэтики произведений, которые, на мой взгляд, являются наиболее существенными.
Итак, моя работа была посвящена мемуарно-автобиографической прозе Аксакова, а именно двум его произведениям – «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания», которые по своему сюжету и особенностям поэтики, составляют дилогию. «Воспоминания», хотя и были написаны раньше «Детских годов…» явно прочитываются как их продолжение. Определение жанра произведений Аксакова – сегодня один из наиболее насущных вопросов аксаковедения. Думается, что окончательно решить этот вопрос не представляется возможным, поэтому мы используем в качестве основного понятия – понятие мемуарно-автобиографической прозы.
Важным также представляется рассмотрение вопроса о построении текста «Воспоминаний» и «Детских годов…», а именно – как автором совершается отбор собственных воспоминаний, что включается в конечное произведение, что нет. Писатель как бессознательно, так и вполне осознанно из всей совокупности событий собственной жизни формирует определенное, конечное «поле» своей биографии, из которого затем вырастает автобиографическое сочинение.
Часть моей работы посвящена рассмотрению проблемы письма в мемуарно-автобиографической прозе Аксакова. В основном я ориентируюсь на теоретические положения Жоржа Гюсдорфа, который пишет о разделении единого авторского начала на Я-субъект и Я-объект. Я-субъект, мыслящий и анализирующий, – это авторская инстанция, которая организует текст, создает сюжет, выстраивает образы персонажей, в том числе образ себя в качестве персонажа, в котором находит свое отражение Я-объект, подвергшийся мыслительной операции.
Во второй главе я выделяю отдельные особенности поэтики этих двух произведений Аксакова, например, пишу о хронотопе готического романа, который возникает в «Воспоминаниях» и идиллическом хронотопе, присутствующем в «Детских годах…» и почти отсутствующим в «Воспоминаниях».
Таким образом, моя работа состоит как из теоретической части (труды Ж. Гюсдорфа, Ф. Лежена, Л. Я. Гинзбург, М. М. Бахтина), которая представляется необходимой для рассмотрения выше перечисленных вопросов, так и из практической части, то есть, собственно, из исследования поэтики «Детских годов…» и «Воспоминаний».
1. Тексты С. Т. Аксакова.
1. Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 5 т. / Под общ. ред., и примеч. С. И. Машинского. М.: Правда, 1966.
2. Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 3 т. / Вст. статья Е.А. Анненковой; Коммент. Л. Н. Сухановской и В. А. Фатеева. М.: Худож. лит., 1986.
3. Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 4 т. / Вст. статья, подготовка текста и примеч. С. И. Машинского. М.: Гослитиздат, 1955.
4. Аксаков С. Т. Воспоминания // Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 5 т. Т. 2. М.: Правда, 1966 (библиотека «Огонек»). C. 5 – 157.
5. Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука// Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1. М.: Правда, 1966 (библиотека «Огонек»). C. 263 – 255.
2. Критика и письма.
6. Белинский В. Г. Руководство к всеобщей истории // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений.: В 13 т. Т. 6. Статьи и рецензии (1842-1843). М., 1955. С. 90-92.
7. Гиляров-Платонов Н. П. Семейная хроника и Воспоминания. С. Аксакова. Москва. 1856 // Русская Беседа. 1856. Кн. 1. Отд. III: Критика. С. 1-45. Подпись: Н. Г-в.
8. Гиляров-Платонов Н.П. Лица и жизнь с художественным тактом воспроизведенные в «Детских годах Багрова-внука» // C. Т. Аксаков. Его жизнь и сочинения. Сб. ист.-лит. ст. / Сост. В. И. Покровский. изд. 2-е, доп. М., 1912. С. 207-210.
9. Добролюбов И. А. Деревенская жизнь помещика в старые годы // Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. Т.2. М., Л., 1962. С. 290-326.
10. Дудышкин С. С. «Семейная хроника» и «Воспоминания» С.Т. Аксакова // Отечественные записки. 1856. Т. 35. № 4. Отд. 3. С. 69-90.
11. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т.3. Письма (1855-1858). М., 1987. 704 с.
12. Хомяков А.С. С.Т. Аксаков. Русская беседа. 1859. № 3. С. 1-8. Шевырев С. П. «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением «Семейной хроники» С. Т. Аксакова // Русская беседа. 1858. № 10. Отд. 3. С. 63-92.
13. Шевырев С. П. «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением «Семейной хроники» С.Т. Аксакова // Русская беседа. 1858. № 10. Отд. 3. С. 63-92.
3. Исследования.
14. Аверин Б. В. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. СПб., 2003. 399 с.
15. Аксаковские чтения (1996—1997 гг.) / Ред. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова, 1997. 162 с.
16. Аксаковские чтения: (материалы ХI Всерос. науч. конф. Уфа, 2 окт. 2009 г.) / редкол.: В. В. Борисова (отв. ред.), С. А. Салова, Г. Н. Кузина, О. С. Тарасенко, П. И. Федоров; Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы
...
Всего источников – 58.