Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
1.1. Основные теоретико-методологические подходы к анализу потребительского поведения. 6
1.2. Факторы потребительского поведения 18
1.3. Особенности потребления в крупном городе 28
ГЛАВА 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 35
2.1. Молодежь как элемент структуры крупного города 35
2.2. Анализ потребительского поведения студенческой молодежи на примере учащихся СПБГУ 37
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложения 57
В современном мире человеческие отношения не могут быть чистым пространством социальной интеракции - в них важную роль играют вещи. Приобретая товары и услуги, индивиды не только удовлетворяют свои базовые потребности, используя вещи по прямому назначению, но и стремятся с помощью потребления удовлетворить потребности более высоких уровней. Потребительское поведение индивида формируется под влиянием этих потребностей, а также внутренних и внешних факторов воздействия. Таким образом, в работе будут рассмотрены составляющие, которые обуславливают поведение потребителей, а именно жителей крупного города. По причине того, что социальная структура города разнородна, крайне сложно качественно проанализировать все ее элементы. Поэтому для более детального изучения будет выбрана такая социально-демографическая группа как молодежь.
Актуальность изучения потребительского поведения молодежи обусловлена статусом данной группы. Молодые люди — самые активные потребители на рынке товаров и услуг, которые более других влияют на его развитие. Изучение потребления молодежи — необходимое условие для улучшения ее как социального, так и экономического положения, для создания и поддержания гарантий для реализации молодыми людьми своих прав, а также проведение эффективной молодежной и экономической политики государства.
Объектом исследования является молодёжь крупного города.
Предметом исследования является потребительское поведение студенческой молодежи крупного города.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей потребительского поведения студенческой молодежи крупного города.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Дать определение понятию «потребление» и рассмотреть основные теоретико-методологические подходы к анализу потребительского поведения.
2. Определить внутренние и внешние факторы, влияющие на потребительское поведение.
3. На основе информации, полученной в результате теоретического обзора темы «потребительское поведение» выявить особенности потребления такой социально-демографической группы как студенческая молодежь (на примере студентов СПБГУ).
Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы потребительского поведения, даются определения ключевым понятиям, рассматриваются основные теоретико-методологические подходы к изучению категории «потребительское поведение», а также предлагается классификация факторов, обуславливающих подведение потребителей. На основе рассмотренных подходов эконом-социологов к различным аспектам темы «потребительское поведение» и составленной классификации факторов, выделяются особенности потребления в крупном городе. Вторая глава носит практический характер и посвящена детальному изучению одного из элементов структуры города - студенческой молодежи на примере студентов СПБГУ.
В ходе работы были использованы методы теоретического и эмпирического уровня познания. Теоретические методы включили в себя метод анализа научной литературы и синтеза (выделения) главной информации из научных источников, метод изучения и обобщения. В эмпирической части работы был применен метод интернет-опроса для сбора данных и произведен их анализ в программах SPSS и Microsoft Excel. Эти методы помогают выполнить логичное исследование собранных фактов, выработать понятия и суждения, сделать выводы.
В настоящей работе был проведен социологический анализ потребительского поведения современной студенческой молодежи как наиболее активного компонента структуры крупного города на примере студентов Санкт-Петербургского государственного Университета.
Остановимся подробнее на результатах поставленных задач:
1. В ходе работы были выделены основные понятия и определения, раскрывающие тему «потребительского поведения», такие как «потребности», «потребление», «потребительское поведение».
2. Рассмотрев ключевые аспекты, связанные с понятием «потребительское поведение» и теоретико-методологические подходы к его анализу, была составлена классификация факторов различного порядка, обуславливающих тот или иной тип поведения потребителей в крупном городе. Данная теоретическая база легла в основу эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей потребительского поведения студенческой молодежи.
3. На основе информации, полученной в результате теоретического обзора темы «потребительское поведение» были выявлены особенности потребления такой социально-демографической группы как студенческая молодежь (на примере студентов СПБГУ).
В результате проведенного исследования выяснилось, что несмотря на то, что социологи и выдвигают значимость культурного и социального факторов потребления на первый план, сегодня факторы экономического характера выступают ключевыми в формировании потребительского поведения студенческой молодежи г. Санкт-Петербурга и во многом обуславливают это поведение. Студенты в своем потребительском поведении нацелены на снижение затрат, руководствуются принципом цены и качества товара, стремятся к накоплению средств, и в силу этих причин наблюдается осуществление потребительских практик, направленных на разумную экономию в сфере продовольствия, одежды, бытовой техники. Организация потребления устроена так, что студенты соотносят свои финансовые возможности и желания, и в случае чего, готовы сузить свое потребительское поле, поступиться привычками и ценностями. Тем не менее, несмотря на ведущую роль экономического фактора, детерминирующего потребительские практики студентов современного крупного города, было отмечено влияние и определенных факторов социально-культурного порядка (мода, склонность к демонстративному потреблению). Это не удивительно, ведь молодежь — это наиболее прогрессивная социально-демографическая группа, поддающаяся веяниям моды и, хоть и в меньшей степени, эффекту Веблена.
В современном информационном обществе невозможно не учесть тот факт, что огромное влияние по потребителя имеет Интернет. А именно Интернет-шоппинг, который трансформировал потребительские практики молодежи. У молодых людей отсутствуют стойкие стереотипы, свойственные старшему поколению, т.е. молодежь является наиболее гибкой и наименее консервативной частью общества, нацелена на перемены и инновационность. В силу своей гибкости, молодежь открыта ко всему новому, в том числе и к новому виду осуществления ежедневных потребительских практик – Интернет-шоппингу. Подавляющее большинство молодежи использует онлайн-магазины по причине того, что это экономит время, силы, и финансовые средства, а также дает возможность приобрести эксклюзивные и зарубежные товары.
Таким образом, в процессе описания результатов были выделены факторы, обуславливавшие потребительское поведение, а также особенности, характерные для потребителей исследуемой социально-демографической группы.
1. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей. СПБ., 2007.
2. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.
3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.
4. Бурдье П. Рынок символической продукции. М., 2002.
5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990.
6. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984..
7. Веселов Ю.В., Кашин А.Л. Экономическая социология: теория и история. СПБ.: Нестор-История, 2012.
8. Виды рекламы в Интернете. URL: https://www.promo-webcom.by/analytics/internet-advert/3944-reklama-v-internete-vidyi-i/ (дата обращения: 06.04.2018)
9. Гальперина В. М. Теория потребительского поведения и спроса. СПб., 1993.
10. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М., 1979.
11. Ельмеев В. Я. Трудовая теория потребительной стоимости – новая парадигма экономической науки. СПб., 1996.
12. Жан Фурастье как основоположник научного изучения услуг. URL: http://pravo.studio/ekonomika/jan-furaste-kak-osnovopolojnik-nauchnogo8795.html (дата обращения: 18.03.2018)
13. Ланкастер К. Приемы и новаторство в технологии потребления. СПб., 1993.
14. Лейбенстайн Х. Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса. М., 2008.
15. Малинина Т. Б. Мера труда и мера потребления. СПб., 2008.
16. Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 1993.
17. Направления информационного менеджмента. URL: https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php?title=Информационный_менеджмент&mobileaction=toggle_view_mobile (дата обращения: 05.04.2018)
... Всего источников – 37.