Введение…………………………………………………………………...……….3
Глава 1 Женское лидерство в рамках социально-философской мысли………..9
1.1 Гендерная проблема в истории социально-философской мысли …….……9
1.2 Развитие гендерной проблемы и ее место в современном мире ………….17
Глава 2 Международные и национальные программы и их влияние на гендерную асимметрию…………………………………………………………………...24
2.1 Программы международных организаций по борьбе с гендерной асимметрией в политической сфере ……………………..………………..……....24
2.1.1 ООН………………………………………………………….……………...24
2.1.2 ОБСЕ………………………………………………………………………...29
2.1.3 АСЕАН…………………………………………………………………...…34
2.2 Национальные программы государств по борьбе с гендерной асимметрией в политической сфере …………………………………………………………...…...........37
2.2.1 Европейский союз………………………………………………………….38
2.2.2 Россия……………………………………………………………………….43
2.2.3 Юго-Восточная Азия……………………………………………………….47
Глава 3 Эффективность международных программ в сфере реализации женского политического лидерства ……………...………………………………………51
3.1 Оценка эффективности международных программ………………..……...51
3.2 Анализ влияния национальной политики на эффективность деятельности международных программ ……….…………………………………….……..…………..56
Заключение………………………………………………………………..………59
Список источников информации………………………………...………….......67
Приложение…………………………………………………………………….....74
Лидерство – всеобъемлющий по своей природе феномен жизни общества. Любой сфере деятельности человека для прогресса необходимо выделение лидеров и их последователей. Безусловно, роль лидерства неоднократно возрастает в политической сфере. Здесь сосредоточены властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров.
Сложились многолетние традиции изучения лидерства в социальной науке, однако эта проблема в каждой эпохе проявляется новыми реалиями социального и политического бытия. В современном мире мы наблюдаем трансформацию общества во всех его сферах. Благодаря глобализации становится возможной постепенная гуманизация и демократизация современного мира. Естественным проявлением изменений выступает стремление к равноправию всех социальных и этнических групп в общественно-политической жизни, в том числе и в сфере управления государством.
Актуальность данного исследования выражается в ряде факторов. Во-первых, как уже было отмечено, лидерство – это всеобъемлющий по своей природе феномен общественной жизни. Безусловно, роль лидера многократно возрастает в политической сфере. В современном быстроразвивающемся и глобализирующемся мире его роль существенно изменилась. Все чаще руководящую должность занимает женщина, а определение ее места в глобализирующемся мире становится одной из актуальных проблем сегодняшнего дня. Во-вторых, эффективность государства и его политики, по объективным причинам, зависит от вовлеченности женщины в политическую жизнь и ее допуск к власти. В XXI веке происходит трансформация женского сознания и самосознания. Большая часть женщин, закончивших высшее учебное заведение, готова к карьере и осознает характер «двойных культурных» и системных трудностей, с которыми им придется столкнуться . Ученые приходят к заключению, что женщина-лидер существенно отличается от мужчины-лидера. Для современной женщины в ее деятельности ключевую роль играет эффективность, а не полоролевые особенности. Это обусловлено следующим: получая допуск к власти, женщина стремится доказать, что она не просто достойна наравне с мужчиной занимать лидирующие позиции, а может составить ему серьезную конкуренцию. От женщины-политика ожидают и требуют большего. В-третьих, в современном мире положение и роль женщины в политической сфере очень различаются в зависимости от страны, ее государственного строя и уровня развития. Если в развитых и цивилизованных странах женщины принимали участие в выборах еще в конце ХIХ - начале ХХ века (к примеру, Новая Зеландия – 1893 год), то страны востока, такие как ОАЭ или Кувейт наделили женщин избирательными правами только в начале ХХI века. Естественно, в последних странах даже не идет речи о распространенной вовлеченности женщины в политику и властную сферу. На Западе, напротив, мы наблюдаем тенденцию к увеличению женщин в политике и на управляющих постах. В-четвертых, несмотря на активную реформистскую деятельность, политическая сфера многих стран все еще требует модернизации. Формальное уравнение в правах не дало фактического результата. Хотя на законодательном уровне женщины и мужчины обладают равными правами и возможностями, гендерная асимметрия до сих пор сохраняется . Реальным преодолением гендерного неравенства может стать ликвидация непропорционального представительства мужчин и женщин в государственной ветви власти. Желание последних принимать участие в процессе руководства государством не стоит воспринимать как способ удовлетворения личных амбиций. Это, прежде всего, показатель прогрессивного развития общественной мысли. Стоит отметить, что ликвидация гендерной асимметрии возможна лишь при комплексном подходе. Необходимо на государственном уровне реализовывать программы, способные разрушить традиционные стереотипы и показать на наглядных примерах преимущества вовлечения женщины в жизнь общества. Представительство обоих полов в политической сфере в равной степени должно восприниматься как социальная необходимость.
Степень исследованности проблемы такого феномена как лидерство достаточно глубока. Со времен античности великие мыслители отдавали большую роль таким понятиям как «власть» и «лидерство» в управлении государством. В первую очередь, в контексте данного исследования необходимо упомянуть работы авторов, которые изучали теории становления лидера, его борьбу за власть и ее сохранение – Макиавелли , Гоббс , Кант , Блондель , Вебер , Лассуэлл , Парето .
Феномен власти и управления активно изучался исследователями в предшествующих веках. На современном этапе полученные знания представлены следующими концепциями: теологическая – власть происходит от Бога; телеологическая (Б. Рассел ) – власть как способ достижения целей; биологическая (Ф. Ницше ) – власть есть механизм усмирения человеческой агрессии; бихевиористская (Г. Лассуэл ) – в основе человеческих поступков лежит стремление к власти; психоаналитическая (З.Фрейд ) – истоки власти находятся в сфере бессознательного; структурно-функциональная (Т. Парсонс ) – власть как отношения неравноправных субъектов; конфликтологическая (К. Макрс ) – власть выражается в господстве и подчинении; дуалистическая (М. Дюверже ) – власть состоит из двух элементов: 1) инструмент господства и 2) вера подчиняющихся в легитимность власти.
Проблема гендерного равенства исследуется относительно недавно. Значительный вклад в разработку данной темы внесла марксистская литература. Стоит отметить таких авторов как А.Бебель , А.Коллонтай , К.Цеткин , которые в своих работах отстаивали необходимость равного вовлечения всех в процессы общественной жизни независимо от пола. В зарубежной науке также необходимо отметить работы Э. Гидденса , который анализировал феномен социальной стратификации через призму гендерного неравенства. Во второй половине ХХ проблема гендерного равенства развивалась в научной мысли и представлена в работах К. Миллета , С. Де Бовуар , Б. Фридан . В своих исследованиях авторы рассматривали факт различия мужского и женского как ключевую причину для формирования в обществе систем, отражающих неравенство по признаку пола.
Литература, посвященная проблеме неравенства мужчин и женщин, также включает в себя произведения П.Бурдье , М. Фуко . К современным исследованиям гендерной асимметрии также можно отнести работы Ж. Бодрийяр . Исследователь утверждает, что мужчина и женщина интеллектуально равны.
В отечественной литературе феномен гендерной асимметрии в политической сфере анализируется относительно недавно. В работе используются исследования С.Г. Айвазовой , О.А. Ворониной , Т. А. Клименковой и других.
Большое место в работе занимают статистические данные и доклады международных организаций. К ним относятся ежегодные доклады ВЭФ, ОБСЕ, ООН, АСЕАН и других международных организаций. Предоставленные статистические материалы позволяют создать целостную картину относительно доступности политической сферы для женщин.
Важной базой источников для данного исследования являются публикации официальных документов, законодательные акты, выступления глав правительств и министерств и другие нормативные акты.
Тем не менее, проблема гендерной асимметрии в политической сфере на сегодняшний день крайне актуальна. Несмотря на большое количество научных работ, активную деятельность правительств и международных организаций, в современном мире не сформирована универсальная концепция, способная решить данный вопрос.
В этой связи проведение исследования, способного предоставить информацию относительно результатов применения на практике разработанных в данной сфере теорий и программ, представляется необходимым. Целью работы является оценка эффективности международных программ по реализации концепций гендерного равенства в управлении и политическом лидерстве. Для выполнения поставленной цели, определены следующие задачи:
1. отследить процесс становления теории женского лидерства в концепциях феминизма;
2. проанализировать проблему гендерной асимметрии в современной политике;
3. выявить критерии эффективности программ по ликвидации гендерной асимметрии в политической сфере и дать оценку эффективности этих программ.
Объектом исследования в данной работе выступает феномен женского лидерства, а предметом являются международные программы по вопросам ликвидации гендерной асимметрии в политической сфере.
При изучении данного вопроса целесообразно прибегнуть к методу исторической ретроспективы. Данный подход позволит сформировать представление о месте проблемы гендерного неравенства в истории государств. Еще одним методом исследования выступает структурно-функциональный анализ, благодаря которому возможно более полное изучение процесса разработки и имплементации как международных программ, так и национальных проектов в сфере гендерного неравенства. При изучении программ, предложенных международными организациями, также был использован метод контент-анализа.
Новизна данного исследования обусловлена тем фактом, что исследование женского лидерства и проблем, связанных с вовлеченностью женщин в процесс принятия политических решений, проводится на 2-х уровнях: 1-й - международные организации (ООН, ОБСЕ, АСЕАН); 2-й – на уровне государств (Европейский Союз, Россия, страны Юго-Восточной Азии). Автором также были разработаны таблицы и диаграммы, отражающие основные выводы проведенного анализа.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Актуальность феномена политического лидерства в наши дни неоспорима, ведь в современном мире важнейшим элементом политической элиты является лидер. Он является олицетворением государства на мировой арене, с его именем ассоциируется политика государства, его решения влияют на судьбу страны. Целью данного исследования был анализ эффективности международных программ женского лидерства.
И так, подводя итоги, можно констатировать, что феномен политического лидерства изучается на протяжении многих столетий, а вопрос женского политического лидерства в науке исследуется относительно недавно и на современном этапе активно развивается.
В истории социально-философской мысли на протяжении многих веков было распространено мнение о верховенстве мужчины над женщиной. Неравенство полов является сложной и комплексной проблемой. Данный феномен давно покинул рамки межличностных отношений и на настоящий момент имеет общественное значение. Это в определенной степени послужило поводом для появления термина «гендер » во второй половине ХХ века. Вопрос гендерного неравенства прослеживается с античных времен, но настоящего развития достигает в конце XVIII — начале XIX веков. Учеными выделяется три этапа истории феминизма («волны»). К «первой волне» относят суфражистское движение. «Вторая волна» представляет идеи исследователей с 1960-х годов, которые отражали стремление женщин иметь юридическое и социальное равенство с мужчинами. Во времена «третьей волны» продолжали развиваться идеи «второй», которые не смогли реализоваться в свое время, данный период относят к 1990-м годам. Изначально женщины боролись за предоставление им избирательных прав, но с течением времени требования о политических правах выдвигались наравне с экономическими требованиями и требованиями на право образования.
Результатом движения феминисток стали глубокие сдвиги в общественном сознании Запада. Сложившиеся за столетнюю историю стереотипы о роли женщины изменились. Сформировался новый образ женщины — самостоятельной, раскрепощенной, не зависящей от мужчины. Одной из самых актуальных проблем сегодняшнего дня является вопрос о роли женщины в глобализирующемся мире. В современном обществе женские движения затрагивают более широкий спектр проблем, чем когда-либо. Они отстаивают как политические права (к примеру, изменение законодательства в их пользу), так и экономические (экономическое, трудовое равенство). Продолжается изучение и совершенствование исследований, занимающихся гендерными проблемами. Женщины продолжают интеллектуальное воздействие, оспаривают и опровергают существующие теории, разрушают стереотипы.
Несмотря на то, что женщины на протяжении столетия активно выступают за расширение своих прав и равноправие с мужчинами во всех сферах общественной жизни, в наши дни дискриминация женского населения остается на довольно высоком уровне, особенно в странах Глобального Юга. Наблюдается привлечение большего внимания общественности к «женским» проблемам. В современном мире проводится достаточное количество митингов, кампаний, встреч и конгрессов, посвященных гендерной проблеме. Мероприятия проводятся как на международном уровне (к примеру, Комиссия ООН по положению женщин), так и в региональном формате (Союз женщин России). Женские организации, как классический метод движения, до сих пор остаются актуальными. В наши дни существует огромное количество таких организаций: неправительственные, общественные, политические, экономические, профессиональные, международные, региональные и т.д. Как пример - Women’s Enviroment and Development Organization (WEDO) - Женская организация по развитию и охране окружающей среды .
Деятельность женского движения в развитых странах за равноправие и равные возможности для мужчин и женщин отразилась в термине «паритетная демократия». Эффективность государства и его политики, по объективным причинам, зависит от вовлеченности женщины в политическую жизнь и ее допуск к власти. Опыт женщины в современном мире способен привнести в политику иной комплекс критериев, открыть другие перспективы политического диалога. Не стоит забывать, что женщина – мать, она в определенной степени формирует сознание будущего поколения, поэтому ее социальное положение, уровень образования и саморазвития напрямую влияет на развитие страны. Желание женщины занимать руководящие посты в государственных структурах не стоит воспринимать как способ удовлетворения личных карьерных амбиций. Это, прежде всего, показатель прогрессивного развития общественной мысли.
Несмотря на тот факт, что на сегодняшний день женское движение эволюционировало и проблема неравенства полов признана актуальной большинством, гендерная асимметрия остается на крайне высоком уровне, особенно в политической сфере. Формально утвержденные законодательные нормы оказывают минимальное влияние на структурирование гендерного баланса в политике. Причину асимметричности политической сферы стоит искать не только в институциональных аспектах (законодательство, квотирование и т.д.), а и в неинституциональных принципах. Стереотипное мышление выступает как легитиматор дискриминации. Стоит отметить, что ликвидация гендерной асимметрии возможна лишь при комплексном подходе.
К наиболее распространенным способам ликвидации относят квотирование органов власти, так называемая «позитивная дискриминация». Данный способ борьбы с асимметрией в политике не является постоянным, а относится к вынужденной краткосрочной мере. Наибольшего успеха в использовании гендерных квот для широкого включения женщин в политику добились страны Скандинавии. Гендерное квотирование затрагивает ряд серьезных проблем, а в некоторых случаях вызывает резкое сопротивление. Противники такого метода утверждают, что в современном демократическом мире, где равноправие полов закреплено законодательно, нет необходимости в такой радикальной мере. По их мнению, гендерная асимметрия в высших эшелонах власти обусловлена лишь тем, что женщины проигрывают мужчинам на профессиональном рынке. В этой связи уместно говорить о более долгосрочном и поступательном методе - равном доступе к образованию и в повышении профессиональной компетентности женщин. Образование – важнейший потенциал для модернизации и трансформации общественного сознания. За счет гендерного образования гражданскому взрослению будет сопутствовать осознание равной ценности гендерных ролей.
В этой связи на базе международных и региональных организаций реализуются программы, способствующие развитию потенциала женщины как лидера в политической сфере. В исследовании рассмотрены проекты 3 организаций: ООН, ОБСЕ, АСЕАН. Необходимо также, что документы, разработанные ООН являются правовой базой для остальных международных организаций. Работа в вопросе гендерного неравенства ведется на основе разработанных организацией критериев. Для анализа национальной политики были выбраны следующие государства: ЕС, Россия, страны Юго-Восточной Азии.
Для оценки эффективности международных программ и национальных проектов, автором был разработан ряд критериев. Первый из них, и наиболее очевидный для оценки эффективности, это количество женщин на посту главы государства. На сегодняшний день в следующих странах Европы женщины занимают пост главы государства: Германия, Литва, Мальта, Хорватия, Польша, Великобритания и Эстония. В истории Российской Федерации женщина никогда не управляла государством. В государствах Юго-Восточной Азии на современном этапе у власти находятся исключительно мужчины. Стоит отметить, что в Индонезии, Таиланде и на Филиппинах были прецеденты, когда женщина становилась главой государства. Но приход к власти был ознаменован распространенной в Азии тенденцией наследования власти.
Вторым критерием в оценке эффективности международных программ является представительство женщин в ветвях исполнительной и законодательной властей. Так, в Европе общий процент женщин в обеих палатах Парламента составляет 35,2% . Причем данный показатель разительно отличается в государствах ЕС. Так, например, на Кипре (16,67%), в Венгрии (19,05%) и Литве (18,18%) эта цифра не достигает и 20%, тогда как в Ирландии (54,55%), Хорватии (54,55%), Латвии (50%), Эстонии (50%), Мальте (66,67%), Австрии (50%), Финляндии (61,54%) и Швеции (50,00%) число женщин в Парламенте достигает 50% и более. Необходимо отметить, что тенденция увеличения женщин-депутатов в Парламенте ЕС имеет постоянный характер. Так с момента первых выборов в 1979 году представительство возросло на 21%. В Российской Федерации по результатам выборов в Государственную думу в 2016 году количество женщин-депутатов составило чуть больше 15%. Представительство женщин в Совете Федерации составляет 17%. По сравнению с Европейским парламентом показатели России в вопросе борьбы с гендерной асимметрией значительно ниже. Если говорить о странах Юго-Восточной Азии, то здесь показатели в данной сфере сильно различаются в зависимости от страны. Так, например, в национальных парламентах Вьетнама (37%), Сингапура (31%), Лаоса (38%), Камбоджи (26%) и Индонезии (21%) доля женщин составляет более 20%, что является достаточно высоким показателем для региона. В Малайзии, Таиланде и Брунее эта цифра тем временем составляет 12%, 7% и 6% соответственно.
Следующим критерием является изменение общественного мнения. По результатам исследования можно прийти к заключению, что борьба со стереотипным мышлением достигла относительно позитивных результатов только в Европе. Так, например, осуществляемая там программа гендерной интеграции способствовала относительному осознанию, что какое-либо особое женское политическое лидерство или административное поведение отсутствует. Курс, взятый политиком независимо от пола, определяется институтом, в котором он задействован. Эффективность работы Парламента той или иной страны зависит не от количества женщин, входящих в его состав, а от компетентности политика как специалиста своей сферы (независимо от пола). Европе удалось заставить мыслить своих граждан в данном ключе. Благодаря большому количеству образовательных и государственных программ для женщин-лидеров, последние получают возможность быть конкурентоспособными специалистами. В России вопрос гендерных стереотипов не решен. Несмотря на попытки государственных органов привлечения женщин в политику, в большинстве случаев участие последних останавливается на низших уровнях исполнительной власти. Женщины в виду отсутствия у них необходимых возможностей, знаний и навыков, в большинстве случаев становятся неконкурентоспособными в борьбе за высшие государственные должности. Сохраняется закономерность - чем выше политический пост, тем меньшее представительство женщин мы можем увидеть. Отличительной чертой азиатских стран является наследование поста главы государства. Характерная черта «наследниц» приводит к тому, что в достаточно патриархальной стране, традиционно отличающейся преобладанием мужчин среди правящей элиты, на посту главы государства оказывается дочь, вдова или сестра популярного политика прошлого.
Еще одним критерием можно считать достижение заданных целевых индикаторов (при их наличии). Под данным высказыванием понимается представительство женщин в количественных и качественных показателях. Такая информация представлена в программах ООН и ОБСЕ. Так, по результатам программы ООН The Empowerment of Women Strategic Plan 2014-2017 на 2015 год законодательные изменения произошли в 68 странах, что составило 115% от количества, намеченного на 2017 год. Учитывая изменяющийся характер электоральных циклов, число стран с гендерным балансом в совете избирательных органов увеличилось только на 4 страны с начала реализации стратегического плана. Это составило лишь 15% от намеченного количества. Цель до 2017 года была пересмотрена, чтобы соответствовать более реалистичным тенденциям. На сегодняшний момент планируется добиться гендерного баланса в исполнительных ветвях власти в 30 странах, что на 10 меньше, чем планировалось изначально. На 2015 год в парламентах 68 стран был сформирован Комитет по вопросам гендерного равенства. Это составляет 56% от итоговой цели 2017 года. В 2015 году в 42-х странах вопросы гендерной асимметрии отражаются в политической деятельности представителей государственной власти и общественности, что составляет 74% от числа, намеченного на 2017 год. Согласно данным ОБСЕ, с 1996 года до сегодняшнего дня представительство женщин на выборных должностях в нижних палатах парламентов увеличилось с 13,8% до 24,8%, что практически составляет четверть от общего числа мест . Также необходимо отметить, что в последние десятилетия женщинам удавалось обойти мужчин в конкурсе на пост главы правительства и государств. Тем не менее, представительство женщин в политических кругах отстает от рекомендованных ЭКОСОСом ООН 30% и значительно далеко от гендерного паритета. На сегодняшний день в странах ОБСЕ в парламентах в среднем представлено 25,7% женщин. В различных государствах-участниках эта цифра варьируется от 10% до 50%. Такая статистка говорит о том, что предложенные меры по решению проблемы гендерного неравенства в политической сфере эффективны далеко не для каждого государства. К сожалению, работа АСЕАН в сфере гендерной асимметрии в политике находится сейчас на начальном этапе. Странами выдвигаются лишь общие рекомендации, отмечается необходимость кооперации в данной сфере и приверженность политики гендерного равенства во всех сферах общественной жизни.
Следующим критерием, разработанным для анализа эффективности международных программ по борьбе с гендерной асимметрией в политической сфере, является участие женщин в выборах. В данной сфере до сих пор не достигнуты значительные результаты. Так при освещении кандидатов в СМИ во время предвыборной кампании женщины сталкиваются с серьезной дискриминацией. Например, сферы, в которых женщина-кандидат предстаёт как компетентный эксперт касаются, как правило, образования, здравоохранения, вопросов семье и материнства, то есть предстают в традиционных ролях (жена и мать).
Последним критерием выступает фактор культурно-исторических условий. Развитие гендерной проблемы неразрывно связано с прошлым того или иного государства. Как известно, одной из основных причин асимметрии в политической сфере выступают гендерные стереотипы, которые формируются на протяжении исторического развития страны. Вопрос равноправия между женщинами и мужчинами появляется в Европе во времена Великой французской революции в 1789 году, возникают первые революционные клубы. Проведя исторический анализ, автор приходит к выводу, что в Европе довольно рано начали формироваться течения, отстаивающие равное положение мужчины и женщины в обществе. Такие культурно-исторические условия благоприятствуют развитию гендерного вопроса, делают его значимым для общественности. В России появление первого женского общества приходится на 1812 год – «Женское патриотическое общество», в основании которого стоят сестры и жены «декабристов». Активное женское движение в России начинает со второй половины ХIХ века. Культурно-исторические обстоятельства в России демонстрируют, что хоть осознание значимости вопросу гендерного неравенства в стране и произошло позже, чем в Европе, но имело место быть значительно раньше, чем в других странах мира. Для азиатского общества не характерно феминистское движение. Оно по большей части консервативно и патриархально. В основном женщины в юго-восточном регионе Азии получили право участвовать в выборах только ко второй половине ХХ века. Такая тенденция свидетельствует о том, что вопрос гендерного неравенства в политической сфере для азиатской общественности не являлся значимым.
Проведённый анализ показал, что национальная политика и государственный проекты способствуют продвижению женщин в политической карьере. Международные программы носят, как правило, рекомендательный характер. На основе проведённого мониторинга формируются статистические данные, на базе которых формулируют стратегическую политику. Продвижение проблемы гендерной асимметрии в политической сфере способно функционировать реально эффективно только в условиях взаимодействия международных организаций с национальными правительствами. Женское движение и появление соответствующего законодательства в государствах способствует развитию таких взаимозависимых процессов как институциализация политики равноправия за счёт появления государственных и негосударственных органов. Так, например, в Европейском Союзе наличие комитетов и комиссий по проблемам гендерного неравенства способствует выполнению международных обязательств. Для достижения равенства между мужчинами и женщинами были созданы нормативы представительства женщин в процентном соотношении от общего количества работников.
Проанализировав международные программы женского лидерства и национальную политику в данной сфере, автор пришел к выводу, что для решения проблемы гендерной асимметрии в политической сфере необходимо прибегнуть к комплексному подходу. Разрабатываемые проекты не являются универсальными, так как положение женщины в обществе зависит от множества факторов. В этой связи наиболее эффективная имплементация программ возможна при условии тесного сотрудничества с национальными правительствами.
Подводя итог, необходимо отметить, что эффективность международных программ по большей степени зависит от национальной политики. Ещё одним важным фактором является экономическое развитие государства. Экономическая защищенность женщины предоставляет ей возможность принимать участие в политике и процессе принятия решений. Социально-экономический фактор, обеспечивающий женщине наличие финансово-экономических ресурсов, необходимых ей при осуществлении политической деятельности, играет значительную роль для карьерного роста.
Документы:
1. Восьмой периодический доклад РФ о выполнении Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 27.10.2015. URL: https://www..rosmintrud.ru%2Fdocs%2Fothers%2F011%2FDoklad_Gendernoe_ravenstvo.doc&usg=AFQjCNEfhteDu5Tg4Bx7uM3Txz9i_vTZMw (дата обращения: 21.03.2017)
2. Договор о Европейском союзе от 07.02.1992. URL: http://base.garant.ru/2566557 (дата обращения: 20.03.2017)
3. Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 03.05.1996. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807 (дата обращения: 18.03.2017)
4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18.12.1979. URL:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cedaw.shtml (дата обращения: 12.02.17)
5. Национальный обзор хода осуществления Пекинской декларации и Пекинской платформы действий от 2015. URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/Gender/publication/Russia_report_Beijing_20_review.pdf (дата обращения: 24.03.2017)
6. План действий ОБСЕ 2004 года по поддержке гендерного равенства от 02.12.2004. URL: http://www.osce.org/ru/pc/14717?download=true (дата обращения: 25.02.2017)
7. Поддержка участия женщин в деятельности политических партий. Руководство ОБСЕ от 2015. URl: http://www.osce.org/ru/odihr/146301?download=true (дата обращения: 02.03.2017)
8. Продвижение участия женщин в политике в регионе ОБСЕ: сборник передовых практик от 2016. URL: http://www.osce.org/ru/odihr/230151?download=true (дата обращения: 09.03.2017)
9. Распоряжение №410-р об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы от 8.03.2017. URL: http://government.ru/media/files/njlkIvH7WCvOIYRmcucV4jdNihEmTOUe.pdf (дата обращения: 20.03.2017)
10. ASEAN Committee on Women (ACW) work plan (2011-2015). 10.2012 URL: http://www.asean.org/wp-content/uploads/images/2012/publications/ACW%20Work%20Plan%202011-2015.pdf (дата обращения: 16.03.2017)
11. ASEAN Community in Figures (ACIF) – 2016. 12.2016. URL: http://www.aseanstats.org/wp-content/uploads/2017/01/25Content-ACIF.pdf (дата обращения: 18.03.2017)
12. Midterm Review of the Strategic Plan, 2014-2017. 05.2016. URL: http://www.unwomen.org/ru/executive-board/strategic-plan-review/related-links (дата обращения: 20.02.2017)
13. Review of European and National Election Results. 20.01.2017 URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2017/599242/EPRS_STU(2017)599242_EN.pdf (дата обращения: 23.03.2017)
14. Treaty of Amsterdam 2.10.1997. URL: http://www.europarl.europa.eu/topics/treaty/pdf/amst-en.pdf (дата обращения: 22.03.2017)
15. Women in National Parliaments: Situation as of 1 March 2017 Inter-Parliamentary Union 01.05.2017. URL: http://www.ipu.org/wmn-e/classif.htm (дата обращения: 01.03.2017)
Список литературы
Монографии и научные статьи:
16. Айвазова С.Г. Гендерный ракурс массовой политики/ С.Г. Айвазова. // Женщина в российском обществе. - 2016. №1. С. 24-34.
... Всего источников – 76.