Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Виды инвестиций в процессе инвестиционной деятельности предприятия 8
1.2. Этапы формирования инвестиционной политики предприятия 13
1.3. Разработка инвестиционных стратегических целей и задач 21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ООО «СВЕТЛОЗАР» 26
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 26
2.2. Анализ управления инвестиционными процессами на предприятии ООО «Светлозар» 36
2.3. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов на предприятии ООО «Светлозар» 42
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ В ООО «СВЕТЛОЗАР» 48
3.1. Этапы реализации инвестиционной стратегии предприятия ООО «Светлозар» 48
3.2. Оценка эффективности инвестиционной стратегии предприятия ООО «Светлозар» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Роль инвестиционной стратегии предприятия значительна, так как именно инвестиционная деятельность, сочетающая в себе тактические и стратегические элементы финансового обеспечения деятельности предприятия, позволяет управлять денежными потоками и находить оптимальные инвестиционные ресурсы для реализации стратегии фирмы. В современных условиях актуальность проблемы инвестиционной стратегии предприятия как одного из важнейших элементов антикризисного управления не требует особой аргументации. От того, как руководство предприятия будет принимать инвестиционные решения в управлении, будет зависеть эффективность функционирования этого предприятия в будущем, и определяется рядом условий. Важнейшим из таких условий является интенсивность изменений факторов внешней инвестиционной среды.
Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с инвестиционной деятельностью предприятий, темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры инвестиционного рынка, непостоянство государственной экономической политики и форм регулирования инвестиционной деятельности не позволяют эффективно управлять инвестициями предприятия на основе лишь ранее накопленного опыта и традиционных методов инвестиционного менеджмента. В этих условиях отсутствие разработанной инвестиционной стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней среды, может привести к тому, что инвестиционные решения отдельных структурных подразделений предприятия будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности инвестиционной деятельности в целом. В этой связи разработка инвестиционной стратегии является одним из ключевых этапов в формировании стратегического выбора развития предприятия. Высокая актуальность и значимость темы исследования, посвященная теоретическим и практическим вопросам разработки инвестиционной стратегии на предприятии, определила цели, задачи, предмет и объект исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка инвестиционной стратегии предприятия для повышения конкурентоспособности организации.
Достижение цели исследования обусловило постановку и решение следующих задач:
• осветить теоретические основы разработки стратегических направлений инвестиционной деятельности предприятия;
• провести анализ привлекательности инвестиционной деятельности предприятия;
• предложить ряд мер по разработке инвестиционной стратегии, направленной на инновационное развитие предприятия.
Предметом исследования данной работы является формирование инвестиционной стратегии предприятия.
Объектом исследования является предприятие ООО «Светлозар».
Теоретической и методологической основой проведенного исследования являются базовые положения теории предпринимательства, теории и практики инвестиций и инвестирования, научные труды зарубежных и отечественных ученых, посвященные вопросам развития предпринимательства, стратегического и инвестиционного планирования, а также теории и практике стратегического менеджмента и его использования для повышения эффективности инвестиционной деятельности предприятия в современных условиях, данные статистической и управленческой отчетности ООО «Светлозар».
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная инвестиционная стратегия для ООО «Светлозар», направлена на расширение деятельности предприятия, создания лучших условий в конкурентной борьбе, в рамках эффективного инвестиционного и инновационного развития, направленных на совершенствование деятельности компании на основе реинжиниринга бизнес-процессов.
Проведенное исследование на тему «Разработка инвестиционной стратегии предприятия для повышения конкурентоспособности организации (на примере ООО «Светлозар»)», позволило сформулировать следующие выводы и предложения.
Инвестиционная стратегия - это концепция долговременных целей инвестиционной деятельности организации, которые характеризуется всеобщими проблемами ее формирования, а кроме того подбор более перспективных и эффективных путей их осуществления. Инвестиционную стратегию можно представить как генеральное направление (программу, проект) инвестиционной работы организации, следование которому в долговременной перспективе обязано привести к достижению инвестиционных целей и получению прогнозируемого инвестиционного результата.
Разработка инвестиционной стратегии позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с развитием компании, в условиях изменения внешних и внутренних факторов, определяющих это развитие.
ООО «Светлозар» работает на рынке производства лакокрасочных материалов с 2013 года, и является динамично развивающимся предприятием, которое специализируется на производстве лакокрасочных и воднодисперсионных отделочных материалов. Декоративно-защитные системы лакокрасочных материалов для фасадных и внутренних работ, отделки деревянных, волокнисто-минеральных (в т.ч. асбестоцементных) поверхностей и краски по металлу приобрели широкого потребителя.
Выручка ООО «Светлозар» за 2013-2015 гг. выросла на 11%, чистая прибыль снизилась на 14%, при росте себестоимости на 18,6%, рост цен на сырье в 2015 году наблюдался, как и в предыдущие годы. В среднем цены выросли на 5-13%. Например: лаки ПФ - 5%, ортоксилол - 13%, толуол - 6%, эпоксидная смола - 6% и т.д. Жесткая конкуренция на рынке в 2015 году не позволили нарастить объемы производства лакокрасочных материалов по сравнению с 2014 г.
Инвестиционная политика ООО «Светлозар» представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия. Она заключается в выборе и реализации наиболее эффективных форм реальных и финансовых его инвестиций с целью обеспечения высоких темпов его развития и постоянного возрастания его рыночной стоимости. Реализация имеющихся внутрипроизводственных резервов ООО «Светлозар» идёт по важнейшим направлениям и конкретным факторам развития, определяющим эффективность хозяйственной деятельности.
На сегодняшний день руководство ООО «Светлозар» решает множество непростых задач - в условиях современной рыночной конкуренции и интенсивного развития технологий, необходимо выбрать правильную стратегию, которая позволит сохранить доверие клиентов и предложить им действительно привлекательные и актуальные возможности. Добиться этого можно, внимательно анализируя рынок и последовательно выстраивая стратегию развития, направленную на:
• повышение конкурентоспособности продукции, путем снижения себестоимости и повышения производительности труда (внедрения передовых технологий производства и организации управления);
• разработка и продвижение на рынок новых перспективных продуктов, имеющих высокие показатели рентабельности;
• снятие с производства убыточной продукции;
• совершенствование деятельности по закупкам и логистике;
• активизация деятельности по участию в конкурсных торгах.
Одно из главных условия функционирования ООО «Светлозар», является наличие инвестиций для развития высококонкурентного бизнеса с полным спектром ассортимента, что связано с объективными экономическо-финансовыми условиями данного рынка. Именно реинжиниринг становится в современном мире именно тем звеном в длинной цепи системы управления, которое является важной целью любого предприятия, стремящегося выжить и успешно функционировать в долгосрочном периоде.
Реинжиниринг бизнес-процессов дает четкое понимание стратегии и функций для ООО «Светлозар», и позволяет выработать оптимальные пути реализации основной стратегии компании с учетом растущей конкуренции и развивающихся технологий, повысить качество взаимодействия между сотрудниками и подразделениями компании, обеспечить контроль финансовых и временных затрат и оценить их долевое участие в конечной цене продукта.
При этом, приоритетным направлением развития ООО «Светлозар» является заметное усиление парадигм и подходов, ориентированных на инновационное развитие применяемых управленческих технологий. Необходимо сформировать такую научную концепцию, которая позволяла бы проектировать и реализовывать крупномасштабные реформаторские проекты. Это позволит не только повысить эффективность их деятельности, но и внедрять принципиально новую модель бизнеса. В этой связи в качестве инновационного управленческого подхода ООО «Светлозар» необходимо шире внедрять процессный подход в управлении, в том числе на основе методов реинжиниринга бизнес-процессов.
Предложенный проект реинжиниринга бизнес-процессов «Создание многопрофильного бизнеса», является привлекательным и превышает действующие ставки банковских кредитов. Внутренняя норма рентабельности говорит о том, что проект будет приемлем, то есть за период расчета, проект полностью себя окупает. Положительная динамика денежного потока свидетельствует о достаточности денежных средств, генерируемых проектом, для его самофинансирования.
Проведенный анализ чувствительности и безубыточности проекта, показал высокую устойчивость к изменению критических факторов. При прочих равных условиях, прогнозируемая рентабельность данного вида деятельности ООО «Светлозар» по проекту, предполагает сжатые сроки накопления чистого дохода, достаточного для погашения заемных средств и сохранения при этом запаса финансовой устойчивости.
1. Конституция Российской Федерации: от 12 декабря 1993 года (в ред. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 145.
2. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (в ред. 03.07.2016 № 272- ФЗ) «Об обществах с ограниченной ответственностью»
3. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ (в ред. от 28.12.2013 № 396-ФЗ) Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений
4. Абыкаев Н. Инвестиционный потенциал и экономический рост / Н. Абыкаев // Экономист. - 2015. - №6.
5. Астапов К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост К. Астапов // Экономист. - 2015. - №6.
6. Бендиков М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий / М.А. Бендиков // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. - № 5.
7. Баскакова О. В. Экономика организации (предприятия): учебно - методическое пособие / О.В. Баскаков. - М.: Дашков и К, 2013.
8. Белых Л.П. Финансовый анализ в оценке инвестиционной привлекательности предприятий / Л.П. Белых // Бухгалтерский учет. - 2014. - №10.
9. Бендиков М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий / М.А. Бендиков // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 5.
10. Бутакова М. М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетов: учебное пособие / М. М. Булакова. - М.: Кнорус, 2014.
11. Горелик О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений: учебное пособие / О.М. Горелик. - М.: КНОРУС, 2013.
12. Дасковский В. Б. Совершенствование оценки эффективности инвестиций / В. Б. Дасковский, В. Б. Киселев // Экономист. - 2015 - № 1.
13. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов / А. Дамодаран. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2013.
14. Долинская М.Г. Менеджмент: стратегия и тактика / М.Г. Долинская. • СПб.: Питер, 2015.
15. Зимин А.И. Инвестиции: вопросы и ответы / А.И. Зимин. - М.: Юриспруденция, 2015.
...