Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социализация детей из семей алкоголиков

Работа №123904

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

социальная работа

Объем работы35
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Практическая часть работы сделана на примере Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Павловский Посад .

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование основ социализации детей из семей алкоголиков 8
1.1. Социализация несовершеннолетних из семей алкоголезависимых граждан: сущность, особенности 8
1.2. Методы и технологии социальной работы, влияющие на эффективность социализации несовершеннолетних из семей алкоголиков 14
Глава 2. Эмпирическое исследование проблем социализации детей из семей алкоголиков на примере Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Павловский Посад…20
2.1 Характеристика и направления деятельности Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.. 20
2.2. Программа «Здоровое детство» как реабилитационно-профилактическое поле взаимодействия детей из семей алкоголиков25
Заключение….32
Список использованной литературы..35

Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией роста в России семей алкоголиков, воспитывающих детей. Такие дети относятся к той категории людей, которые нуждаются в особой заботе и внимании, а также в мероприятиях, способствующих их полноценной социализации.
Общее количество алкоголиков от всех жителей РФ – 3,5%. Ежегодно около 300 тысяч детей изымаются из семей – чаще всего у алкоголезависимых граждан. За прошлый год только 75,7 тысяч алкоголиков встали на учет в наркодиспансер. Большинство зависимых от алкоголя людей не желают посещать врачей – в результате страдают их близкие.
В настоящее время остро осознается общественная необходимость личностной и социальной адаптации детей, родители которых употребляют спиртное, тем самым мешая собственным детям полноценно развиваться, получать образование, жить счастливой жизнью. Поддержка таких детей, помощь в их социализации, успешном эмоциональном и умственном развитии заключается в планомерном внедрении совокупности методик, методов, средств, форм социально-педагогической деятельности.
Разработка технологии адаптации, ведущей к нормальной социализации детей из неблагополучных семей очень актуальна, так как она является совокупностью методов и приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением социального инструмента социальным работником. Создание оптимальных условий для успешного развития ребенка из неблагополучной семьи, а также функционирование самой этой семьи является одной из важнейших социальных задач.
Наметившийся в нашей стране процесс гуманизации общественных отношений должен определить новые направления социальной помощи и поддержки семей, попавших или хронически находящихся в трудном положении, опасном в первую очередь для детей, рожденных или воспитывающихся в столь сложных условиях, а также для самой семьи и для общества.
Эмоционально-поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социализации в целом. В свою очередь социальная дезадаптация является мощным неблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная работа с такими детьми.
Последнее десятилетие отмечено заметными переменами в отношении государства и общества к детям из семей алкоголиков. Им стало уделяться гораздо больше внимания на разных уровнях и в разных сферах жизни. Тем не менее, еще недостаточно всесторонне изучены и разработаны методические формы и приемы социализации детей, имеющих одного или обоих алкоголезависимых родителей.
Очень остро стоит вопрос всестороннего личностного развития детей и их полноценного включения в общество. В связи с этим особую актуальность приобретает социально значимая задача организации социализирующего поля в интересах несовершеннолетних и общества в целом.
Решение данной задачи требует от специалистов, помогающих детям из семей алкоголиков, высокого уровня компетентности, а также грамотных, взвешенных решений и действий в интересах подрастающего поколения.
Научная разработанность. Теоретические основы социализации детей из семей алкоголиков отражены в работах Е.И. Холостовой, Б.Н. Алмазова, И.А. Григорьева . Г.Н. Е.И. Холостова, кроме того, проанализировала технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками, акцентируясь на психологических механизмах работы с данной категорией клиентов. Г.Н. Малюченко, И.Ю. Малюченко, Е.В. Пятницкая особое внимание уделяют психологическому подходу к решению семейных кризисов, системной диагностике причин и анализу факторов возникновения кризисных состояний в современных семьях Н. Олифирович, Т. Велента рассмотрели теорию и практику семейной психотерапии, подчеркнув важность подготовки молодежи к семейной жизни. Ими выработан механизм профессиональной помощи различным семейным системам. В.С. Торохтий предложил эффективные технологии социальной работы с различными категориями семей, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме социализации и интеграции детей из семей алкоголиков в общество. Предприняты значительные меры по совершенствованию социально– досуговой, адаптационной и коррекционной деятельности в работе с такими несовершеннолетними и с их семьями, генерирующими проблемное поле. Тем не менее, несмотря на созданную и оформленную научно–теоретическую базу, на практике просветительская, профилактическая работа применяется недостаточно и не всегда полностью соответствует масштабу проблемной ситуации. Это обусловливает основное противоречие между постоянно растущей потребностью названной категории детей в полноценной социализации, адаптации и включении в общество и недостаточной эффективностью и новизной реализуемых методов и программ.
Изложенное противоречие определяет проблему: каковы основные проблемы социализации детей из семей алкоголиков?
Объект исследования – социализация детей как основа развития гармоничной личности.
Предмет исследования – особенности социализации детей из семей алкоголиков.
Цель работы – рассмотреть систему социализации детей из семей алкоголиков.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть социализацию несовершеннолетних из семей алкоголезависимых граждан, ее сущность, проблемы, основные направления работы;
1) вскрыть особенности социализации детей из семей алкоголиков;
2) охарактеризовать деятельность Межмуниципального отдела МВД России «Павлово-Посадский»;
3) рассмотреть подходы к организации работы с детьми из семей алкоголиков на примере Межмуниципального отдела МВД России «Павлово-Посадский».
Теоретико-методологической базой исследования явились философские, психологические и социологические теории и концепции, раскрывающие многоаспектную природу социализации личности: ключевые аспекты социализации в работах Д.В. Зайцева, И.А. Дворянчиковой, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой; концепция системно-аналитического рассмотрения нормативных и ненормативный семейных кризисов Н. Олиферович, Т.Велента; технологии социальной работы Е.И. Холостовой, М.В. Фирсова, Е.Г. Студеновой. В решении задач для достижения поставленной цели использовались следующие методы:
• теоретический анализ материалов отечественных исследований;
• эмпирический анализ документов;
• включенное наблюдение;
• беседы со специалистами.
Эмпирической базой является Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Павловский Посад.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные расширяют представление о роли семьи в социализации детей. Выводы и результаты исследования могут послужить основой для дальнейшей разработки путей повышения эффективности организации работы с семьями алкоголиков, воспитывающих детей, и могут использоваться студентами университетов, преподавателями, социальными работниками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Алкоголизм сегодня является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени от злоупотребления взрослыми спиртным страдают дети. Это происходит вследствие того, что ситуация в семье, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, травмирующе влияет на психику ребенка. В таких семьях полноценное воспитание и обучение детей невозможно: постоянные скандалы, негативное отношение к ребенку, включая прямое насилие, отрицательно влияет на его умственное и психофизическое развитие. Но даже если подобных отклонений в развитии удалось избежать, проблемой может стать проецирование ребенком модели семейных отношений его детства на свою будущую семейную жизнь. В частности, около 50 % алкоголиков росли в семьях, где хотя бы один из родителей страдал алкоголизмом. Важным понятием, связанным с социальной работой с такими детьми, является понятие социализации, что означает реализацию их способностей к действиям, поведению, общению в обществе, которое отвечало бы ожиданиям этого общества. Такая деятельность способна вернуть детям алкоголиков социальное достоинство.
1. В современном мире достаточно много детей воспитываются в семьях алкоголиков. Данная проблема чрезвычайно трудоемка. Пагубная зависимость взрослых значительно затрудняет формирование у ребенка готовности к преодолению жизненных трудностей, развитие умений планировать разные аспекты своей жизни, взаимодействовать с людьми.
2. В ходе теоретического исследования нами было определено, что именно комплексная работа, межведомственное сотрудничество могут изменить многое в жизни таких детей. Творческие занятия, оздоровительные и культурно-просветительские мероприятия способны преобразить человека. Ребенок, лишенный возможности нормального общения, испытывающий психологический дискомфорт и нравственные страдания, обретет опору в себе и обществе. Овладевая культурными ценностями, чувствуя себя частью команды, группы, добиваясь успехов, он по-новому осознает себя, собственные возможности и перспективы.
3. Под социализацией следует понимать усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей. Процесс социализации протекает всю жизнь — с самого рождения человека и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его Я. Человек становится социальным существом.
4. Содействие правильной социализации несовершеннолетних может осуществляться в случае предоставления возможностей удовлетворения потребности рассматриваемых детей в получении информации, социокультурных, физкультурно-оздоровительных услуг и в доступных видах творчества, в реабилитационной деятельности.
5. Когда речь идет о решении личностных проблем детей из семей алкоголиков, досуг как одно из важнейших средств социокультурного развития приобретает первостепенное значение.
6. К различным направлениям работы, связанным с ресоциализацией детей, реализуемых с помощью досуговых средств, относятся: арттерапия, библиотерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, куклотерапия, глинотерапия, гарденотерапия, туротерапия, анималтерапия, фольклоротерапия и т.д.
7. Эмпирической базой выступил Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Павловский Посад, работа которого направлена в том числе на профилактику дезадаптации детей из семей алкоголиков.
8. Нами были изучены цели и задачи, дана характеристика основных направлений деятельности Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Павловский Посад а также выявлены особенности работы: целенаправленность, результативность, оперативность, широкие возможности для воздействия и взаимодействия с различными инстанциями, которые позволяют считать организацию полем, содействующим гармоничному становлению личности несовершеннолетнего.
9. Материалы исследования позволили определить недостатки, которые следует устранять при работе с детьми из семей алкоголиков при создании условий для их творческой самореализации, социализации и ресоциализации. Выяснилась постоянно растущая потребность в доступных досуговых мероприятиях, включенных в целенаправленный процесс содействия социализации.
10. В связи с этим реализуется программа «Здоровое детство», где главная задача – гармоничная социализация ребенка – решается комплексно, с учетом имеющихся интересов и потребностей детей и их родителей, на основе индивидуального подхода и использования социализирующих досуговых, просветительских и иных средств.
11. Результатом реализации программы будет возрастающая активность данного контингента в первичных и вторичных группах, положительная динамика к расширению социальных контактов, творческая самореализация таких детей.
12. Таким образом, реализация программы, направленной на содействие правильной социализации детей из семей алкоголиков, откроет семьям возможность для развития, самосознания и активного включения в социум.
13. В целом, программа была оценена положительно и рекомендована к применению в работе с несовершеннолетними, которые воспитываются в семьях алкоголиков.



1. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации. М.: Владос, 2018, 285 с.
2. Григорьев И.А. Социальная работа с семьей: учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 149 с .
3. Малюченко Г.Н., Малюченко И.Ю., Пятницкая Е.В. Комплексная поддержка кризисных семей: принципы и технологии. Саратов: «Саратовский источник», 2018. 126 с.
4. Олифирович Н., Велента Т. Практика семейной психотерапии: системно-аналитический подход. М.: Академический проект, 2022. 355 с.
5. Олифирович Н., Велента Т. Теория семейной психотерапии: системно-аналитический подход. М.: Академический проект, 2022. 300 с.
6. Попова Т.В., Быстрова Н.В., Власова Е.А. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска в условиях роста семейного неблагополучия//Успехи современной науки. 2017. №3(2). С.105-108.
7. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: КомКнига, 2018 480 с.
8. Семья и семейные ценности в РФ: социально-правовой аспект: материалы Международной научно-практической конференции – М.: РГ Пресс, 2019. – 352 с.
9. Технологии социальной работы. Учебник под общей редакцией проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М., 2018. 400 с.
10. Торохтий В.С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 488 с.
11. Холостова, Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие / Е.И. Холостова. - 3-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 271 с.
12. Яргина, Ю.В. Технологии социальной работы: учебное пособие / Ю.В. Яргина; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2017. - 184 с.
13. Статистика алкоголизма в России 2022 // Статьи (zapoy.net)
14. Не хотят вставать на учет: как родители-алкоголики губят детей // Главные новости - Газета.Ru (gazeta.ru)
15. http://inpavposad.ru/novosti/obschestvo/policeyskie-pavlovskogo-posada-proveli-reyd-v-ramkah-operativno-profilakticheskogo-meropriyatiya-beznadzornye-deti

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ