Практическая часть работы сделана на примере Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Павловский Посад .
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование основ социализации детей из семей алкоголиков 8
1.1. Социализация несовершеннолетних из семей алкоголезависимых граждан: сущность, особенности 8
1.2. Методы и технологии социальной работы, влияющие на эффективность социализации несовершеннолетних из семей алкоголиков 14
Глава 2. Эмпирическое исследование проблем социализации детей из семей алкоголиков на примере Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Павловский Посад…20
2.1 Характеристика и направления деятельности Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.. 20
2.2. Программа «Здоровое детство» как реабилитационно-профилактическое поле взаимодействия детей из семей алкоголиков25
Заключение….32
Список использованной литературы..35
Актуальность темы исследования обусловлена тенденцией роста в России семей алкоголиков, воспитывающих детей. Такие дети относятся к той категории людей, которые нуждаются в особой заботе и внимании, а также в мероприятиях, способствующих их полноценной социализации.
Общее количество алкоголиков от всех жителей РФ – 3,5%. Ежегодно около 300 тысяч детей изымаются из семей – чаще всего у алкоголезависимых граждан. За прошлый год только 75,7 тысяч алкоголиков встали на учет в наркодиспансер. Большинство зависимых от алкоголя людей не желают посещать врачей – в результате страдают их близкие.
В настоящее время остро осознается общественная необходимость личностной и социальной адаптации детей, родители которых употребляют спиртное, тем самым мешая собственным детям полноценно развиваться, получать образование, жить счастливой жизнью. Поддержка таких детей, помощь в их социализации, успешном эмоциональном и умственном развитии заключается в планомерном внедрении совокупности методик, методов, средств, форм социально-педагогической деятельности.
Разработка технологии адаптации, ведущей к нормальной социализации детей из неблагополучных семей очень актуальна, так как она является совокупностью методов и приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением социального инструмента социальным работником. Создание оптимальных условий для успешного развития ребенка из неблагополучной семьи, а также функционирование самой этой семьи является одной из важнейших социальных задач.
Наметившийся в нашей стране процесс гуманизации общественных отношений должен определить новые направления социальной помощи и поддержки семей, попавших или хронически находящихся в трудном положении, опасном в первую очередь для детей, рожденных или воспитывающихся в столь сложных условиях, а также для самой семьи и для общества.
Эмоционально-поведенческие и личностные отклонения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социализации в целом. В свою очередь социальная дезадаптация является мощным неблагоприятным фактором, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная работа с такими детьми.
Последнее десятилетие отмечено заметными переменами в отношении государства и общества к детям из семей алкоголиков. Им стало уделяться гораздо больше внимания на разных уровнях и в разных сферах жизни. Тем не менее, еще недостаточно всесторонне изучены и разработаны методические формы и приемы социализации детей, имеющих одного или обоих алкоголезависимых родителей.
Очень остро стоит вопрос всестороннего личностного развития детей и их полноценного включения в общество. В связи с этим особую актуальность приобретает социально значимая задача организации социализирующего поля в интересах несовершеннолетних и общества в целом.
Решение данной задачи требует от специалистов, помогающих детям из семей алкоголиков, высокого уровня компетентности, а также грамотных, взвешенных решений и действий в интересах подрастающего поколения.
Научная разработанность. Теоретические основы социализации детей из семей алкоголиков отражены в работах Е.И. Холостовой, Б.Н. Алмазова, И.А. Григорьева . Г.Н. Е.И. Холостова, кроме того, проанализировала технологии социальной работы с дезадаптированными детьми и подростками, акцентируясь на психологических механизмах работы с данной категорией клиентов. Г.Н. Малюченко, И.Ю. Малюченко, Е.В. Пятницкая особое внимание уделяют психологическому подходу к решению семейных кризисов, системной диагностике причин и анализу факторов возникновения кризисных состояний в современных семьях Н. Олифирович, Т. Велента рассмотрели теорию и практику семейной психотерапии, подчеркнув важность подготовки молодежи к семейной жизни. Ими выработан механизм профессиональной помощи различным семейным системам. В.С. Торохтий предложил эффективные технологии социальной работы с различными категориями семей, оказавшимися в сложной жизненной ситуации.
В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме социализации и интеграции детей из семей алкоголиков в общество. Предприняты значительные меры по совершенствованию социально– досуговой, адаптационной и коррекционной деятельности в работе с такими несовершеннолетними и с их семьями, генерирующими проблемное поле. Тем не менее, несмотря на созданную и оформленную научно–теоретическую базу, на практике просветительская, профилактическая работа применяется недостаточно и не всегда полностью соответствует масштабу проблемной ситуации. Это обусловливает основное противоречие между постоянно растущей потребностью названной категории детей в полноценной социализации, адаптации и включении в общество и недостаточной эффективностью и новизной реализуемых методов и программ.
Изложенное противоречие определяет проблему: каковы основные проблемы социализации детей из семей алкоголиков?
Объект исследования – социализация детей как основа развития гармоничной личности.
Предмет исследования – особенности социализации детей из семей алкоголиков.
Цель работы – рассмотреть систему социализации детей из семей алкоголиков.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) рассмотреть социализацию несовершеннолетних из семей алкоголезависимых граждан, ее сущность, проблемы, основные направления работы;
1) вскрыть особенности социализации детей из семей алкоголиков;
2) охарактеризовать деятельность Межмуниципального отдела МВД России «Павлово-Посадский»;
3) рассмотреть подходы к организации работы с детьми из семей алкоголиков на примере Межмуниципального отдела МВД России «Павлово-Посадский».
Теоретико-методологической базой исследования явились философские, психологические и социологические теории и концепции, раскрывающие многоаспектную природу социализации личности: ключевые аспекты социализации в работах Д.В. Зайцева, И.А. Дворянчиковой, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой; концепция системно-аналитического рассмотрения нормативных и ненормативный семейных кризисов Н. Олиферович, Т.Велента; технологии социальной работы Е.И. Холостовой, М.В. Фирсова, Е.Г. Студеновой. В решении задач для достижения поставленной цели использовались следующие методы:
• теоретический анализ материалов отечественных исследований;
• эмпирический анализ документов;
• включенное наблюдение;
• беседы со специалистами.
Эмпирической базой является Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Павловский Посад.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные расширяют представление о роли семьи в социализации детей. Выводы и результаты исследования могут послужить основой для дальнейшей разработки путей повышения эффективности организации работы с семьями алкоголиков, воспитывающих детей, и могут использоваться студентами университетов, преподавателями, социальными работниками.
Алкоголизм сегодня является не только чисто медицинской, но и общесоциальной проблемой современного общества. В значительной степени от злоупотребления взрослыми спиртным страдают дети. Это происходит вследствие того, что ситуация в семье, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, травмирующе влияет на психику ребенка. В таких семьях полноценное воспитание и обучение детей невозможно: постоянные скандалы, негативное отношение к ребенку, включая прямое насилие, отрицательно влияет на его умственное и психофизическое развитие. Но даже если подобных отклонений в развитии удалось избежать, проблемой может стать проецирование ребенком модели семейных отношений его детства на свою будущую семейную жизнь. В частности, около 50 % алкоголиков росли в семьях, где хотя бы один из родителей страдал алкоголизмом. Важным понятием, связанным с социальной работой с такими детьми, является понятие социализации, что означает реализацию их способностей к действиям, поведению, общению в обществе, которое отвечало бы ожиданиям этого общества. Такая деятельность способна вернуть детям алкоголиков социальное достоинство.
1. В современном мире достаточно много детей воспитываются в семьях алкоголиков. Данная проблема чрезвычайно трудоемка. Пагубная зависимость взрослых значительно затрудняет формирование у ребенка готовности к преодолению жизненных трудностей, развитие умений планировать разные аспекты своей жизни, взаимодействовать с людьми.
2. В ходе теоретического исследования нами было определено, что именно комплексная работа, межведомственное сотрудничество могут изменить многое в жизни таких детей. Творческие занятия, оздоровительные и культурно-просветительские мероприятия способны преобразить человека. Ребенок, лишенный возможности нормального общения, испытывающий психологический дискомфорт и нравственные страдания, обретет опору в себе и обществе. Овладевая культурными ценностями, чувствуя себя частью команды, группы, добиваясь успехов, он по-новому осознает себя, собственные возможности и перспективы.
3. Под социализацией следует понимать усвоение индивидом социальных и культурных норм, а также освоение им различных социальных ролей. Процесс социализации протекает всю жизнь — с самого рождения человека и до старости. В ходе социализации человек осваивает множество социальных норм и социальных ролей, учится взаимодействовать с другими, в этом процессе формируется его Я. Человек становится социальным существом.
4. Содействие правильной социализации несовершеннолетних может осуществляться в случае предоставления возможностей удовлетворения потребности рассматриваемых детей в получении информации, социокультурных, физкультурно-оздоровительных услуг и в доступных видах творчества, в реабилитационной деятельности.
5. Когда речь идет о решении личностных проблем детей из семей алкоголиков, досуг как одно из важнейших средств социокультурного развития приобретает первостепенное значение.
6. К различным направлениям работы, связанным с ресоциализацией детей, реализуемых с помощью досуговых средств, относятся: арттерапия, библиотерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, куклотерапия, глинотерапия, гарденотерапия, туротерапия, анималтерапия, фольклоротерапия и т.д.
7. Эмпирической базой выступил Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Павловский Посад, работа которого направлена в том числе на профилактику дезадаптации детей из семей алкоголиков.
8. Нами были изучены цели и задачи, дана характеристика основных направлений деятельности Отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав городского округа Павловский Посад а также выявлены особенности работы: целенаправленность, результативность, оперативность, широкие возможности для воздействия и взаимодействия с различными инстанциями, которые позволяют считать организацию полем, содействующим гармоничному становлению личности несовершеннолетнего.
9. Материалы исследования позволили определить недостатки, которые следует устранять при работе с детьми из семей алкоголиков при создании условий для их творческой самореализации, социализации и ресоциализации. Выяснилась постоянно растущая потребность в доступных досуговых мероприятиях, включенных в целенаправленный процесс содействия социализации.
10. В связи с этим реализуется программа «Здоровое детство», где главная задача – гармоничная социализация ребенка – решается комплексно, с учетом имеющихся интересов и потребностей детей и их родителей, на основе индивидуального подхода и использования социализирующих досуговых, просветительских и иных средств.
11. Результатом реализации программы будет возрастающая активность данного контингента в первичных и вторичных группах, положительная динамика к расширению социальных контактов, творческая самореализация таких детей.
12. Таким образом, реализация программы, направленной на содействие правильной социализации детей из семей алкоголиков, откроет семьям возможность для развития, самосознания и активного включения в социум.
13. В целом, программа была оценена положительно и рекомендована к применению в работе с несовершеннолетними, которые воспитываются в семьях алкоголиков.
1. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации. М.: Владос, 2018, 285 с.
2. Григорьев И.А. Социальная работа с семьей: учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во Юрайт, 2022. - 149 с .
3. Малюченко Г.Н., Малюченко И.Ю., Пятницкая Е.В. Комплексная поддержка кризисных семей: принципы и технологии. Саратов: «Саратовский источник», 2018. 126 с.
4. Олифирович Н., Велента Т. Практика семейной психотерапии: системно-аналитический подход. М.: Академический проект, 2022. 355 с.
5. Олифирович Н., Велента Т. Теория семейной психотерапии: системно-аналитический подход. М.: Академический проект, 2022. 300 с.
6. Попова Т.В., Быстрова Н.В., Власова Е.А. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска в условиях роста семейного неблагополучия//Успехи современной науки. 2017. №3(2). С.105-108.
7. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: КомКнига, 2018 480 с.
8. Семья и семейные ценности в РФ: социально-правовой аспект: материалы Международной научно-практической конференции – М.: РГ Пресс, 2019. – 352 с.
9. Технологии социальной работы. Учебник под общей редакцией проф. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М., 2018. 400 с.
10. Торохтий В.С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. 488 с.
11. Холостова, Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учебное пособие / Е.И. Холостова. - 3-е изд. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 271 с.
12. Яргина, Ю.В. Технологии социальной работы: учебное пособие / Ю.В. Яргина; Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2017. - 184 с.
13. Статистика алкоголизма в России 2022 // Статьи (zapoy.net)
14. Не хотят вставать на учет: как родители-алкоголики губят детей // Главные новости - Газета.Ru (gazeta.ru)
15. http://inpavposad.ru/novosti/obschestvo/policeyskie-pavlovskogo-posada-proveli-reyd-v-ramkah-operativno-profilakticheskogo-meropriyatiya-beznadzornye-deti