Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Цифровая трансформация и трансформация международной торговли

Работа №123854

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы68
Год сдачи2019
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Концептуальные основы цифровой трансформации 5
1.1 Трансформация взаимодействия фирмы с внешней средой 7
1.2 Трансформация внутренней среды фирмы 16
Глава 2. Цифровая трансформация международной торговли 25
2.1. Интенсификация международной торговли 26
2.2. Усиление конкуренции на международных рынках 36
2.3. Регуляторные изменения в международной торговой системе 42
Глава 3. Характеристика процесса цифровой трансформации на примере союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата» 49
3.1. Характеристика деятельности союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата» 49
3.2. Анализ аспектов цифровой трансформации союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата» 54
3.3. Задачи и перспективы цифровой трансформации союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата» 56
Заключение 60
Список использованных источников 64



Научно-техническая революция, начавшаяся в 50-х годах прошлого века, затрагивает все стороны жизни общества. Вместе с тем наиболее значимые перемены наступают в области деятельности как отдельных предприятий, так и их большей совокупности, что приводит к преображению одной из основных форм международных отношений – международной торговли.
Актуальность данного исследования обуславливается возрастающей скоростью изменения внешней экономической среды, в которой находят себе как отдельные физические лица и фирмы, так и государства. Понимание происходящих в международном обществе процессов, связанных с цифровой трансформацией, позволит прогнозировать будущие тенденции развития тех или иных рынков, а также принимать взвешенные потребительские и управленческие решения.
Ввиду того, что цифровая трансформация затрагивает сразу все области современного общества, возникает сложность написания фундаментальной исследовательской работы, характеризующей все стороны данного процесса с достаточной детальностью. Действительно, большая часть исследователей уделяет внимание отдельным её элементам и направлениям её воздействия на происходящие в мире процессы, однако существуют и попытки общего описания цифровой трансформации и её воздействия на современное общество. Данное исследование, в свою очередь, затрагивает сферу цифровой трансформации предприятий, а также её влияние на международную торговлю.
Объектом данного исследования, соответственно, является процесс цифровой трансформации. Предметами исследования являются: основные аспекты процесса цифровой трансформации, стратегии адаптации компаний к изменениям во внешней экономической среде, формы и направления воздействия цифровой трансформации на международную торговлю, а также процесс цифровой трансформации в рамках отдельной компании (союз «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата»).
Цель исследования состоит в формулировании предположений касательно дальнейшего развития процесса цифровой трансформации, а также характера его влияния на систему международной торговли. Задачами исследования являются: выделение и характеристика основных аспектов цифровой трансформации, рассмотрение влияния цифровой трансформации на международную торговлю и анализ отдельных подпроцессов цифровизации на примере конкретного предприятия.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации существующей информации по проблеме исследования и создании лучшего представления о специфике и, в то же время, ширине охвата процесса цифровой трансформации. Практическая значимость заключается в формулировании основных стратегий поведения фирмы в условиях цифровой трансформации, а также в выведении предположений о характере дальнейшего проистечения данного процесса.
Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассматриваются концептуальные основы цифровой трансформации и её основные элементы; во второй главе рассматриваются формы воздействия данного процесса на международную торговлю и возможные способы его регулирования. В третьей главе описывается практический опыт анализа процесса цифровой трансформации союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата», позволивший выделить основные потребности предприятий, возникающие в рамках процесса цифровизации. В заключении делаются выводы по работе, а также формулируются предположения касательно дальнейшего развития процесса цифровой трансформации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выдвигаемые в результате работы предположения касательно дальнейшей перспективы развития данного процесса и его влияния на международную торговлю опираются на следующие выводы, сделанные в процессе исследования:
1. необходимость по адаптации к новой внешней среде цифровой экономики возникает перед предприятиями всех отраслей без исключения и является критическим условием не только для удержания их клиентов и прибыли, но и для экономической целесообразности деятельности данных предприятий в принципе. В условиях цифровой трансформации компаниям приходится преобразовывать свою деловую культуру и оптимизировать свои внутренние процессы не в реактивном, но в проактивном характере, чётко осознавая свои потребности в цифровизации и предсказывая возможные изменения во внешней среде, а также поведение своих конкурентов и потребителей. При этом цифровизация производств и бизнес-операций различными предприятиями оказывает кумулятивный эффект на внешнюю среду, влияя на неё таким образом, которым не может влиять ни одно предприятие в отдельности. Такое изменение, в свою очередь, требует от предприятий дальнейшей адаптаций к новым условиям, что создаёт определённый круговорот инноваций и сдвигов во внешней среде;
2. цифровая трансформация оказывает значительное влияние на процессы международной торговли, в первую очередь расширяя объём предметов её обмена за счёт ИКТ-товаров и услуг. Более того, применение информационных технологий в организации отношений международной торговли приводит к значительному росту как количества, так и разнообразия участвующих в ней субъектов – производителей и потребителей в одинаковой степени. Этому способствует не только использование новых технических решений, но и создание новых бизнес-моделей и способов организации существующих операций, что значительно снижает издержки производства или оказания услуг и упрощает взаимодействие контрагентов из разных стран. Несмотря на недостаток разнообразия статистической информации и её охвата в данной сфере, было выделено существование прямой корреляции между цифровой взаимосвязанностью торгующих стран и объёмов их торговли друг с другом;
3. ввиду постоянной трансформации характеристик цифровой экономики и её недавнего возникновения на данный момент отсутствуют универсально принятые нормы государственного регулирования сферы цифровой торговли. Существующие законы и соглашения действуют либо на территории одного государства, либо в рамках торговли между двумя странами. Это может объясняться различным уровнем цифрового развития стран, выражающимся в различных интересах в сфере цифровой политики. Ряд стран и их объединений (например, Соединённые Штаты Америки и Европейский союз) более лояльны к процессам цифровой торговли, нежели такие страны, как Китайская Народная Республика и Российская Федерация, и поэтому гармонизация цифровой политики на уровне международных организаций может занять длительные сроки;
4. в рамках цифровизации отдельного предприятия наиболее явными являются проблема назначения лица, ответственного за внедрение инноваций в производственный процесс, и проблема взаимодействия различных элементов цифровой инфраструктуры друг с другом – в первую очередь это касается навыков персонала по сбору и анализу информации и применению программ и устройств. Наиболее рациональным решением первой проблемы является аутсорсинг деятельности по внедрению информационных технологий в производство и обучение персонала умениям, необходимых для работы с ними. Несмотря на существование компаний, занимающихся консалтингом в этой сфере (например, Capgemini), потребность в услугах такого типа значительно превышает существующее сейчас предложение, что объясняется специфическими требованиями предприятий каждой отдельной отрасли.
Опираясь на данные выводы, можно сделать следующие предположения касательно развития процесса цифровой трансформации и его влияния на международную торговлю:
1. Потребность в проведении грамотной государственной политики и политики цифровизации предприятий способна вызвать рост массивов статистических данных в сфере цифровой торговли, реализации цифровых решений и их эффективности, а также количества научно-исследовательских работ фундаментального характера в данной сфере. Этому будет способствовать снижение стоимости сбора, анализа и хранения данных, а также принимающее всё большие масштабы воздействие цифровой трансформации на предприятия в частности и на общества – национальные и международное – в целом. Рост предложения такой информации способно повысить информированность субъектов цифровой трансформации касательно происходящих в её рамках процессов, их причинах и возможных последствиях, а также их умение выявлять сложные причинно-следственные связи, через которые она воздействует на общество, для дальнейшего применения сформулированных субъектом принципов и предположений в ведении своей экономической деятельности;
2. Стремительное развитие цифровой трансформации, повышенное внимание к ней вкупе с отсутствием понимания специфики её влияния на общество способно, в свою очередь, привести к дестабилизации деятельности предприятий, которые в процессе цифровизации своего производства могут нарушить те принципы, ранее формировавшие их деловую культуру. Фактически, возможно возникновение нового кризиса, схожего с кризисом доткомов, что может объясняться настоящей свободной предприятий в реализации цифровой трансформации в своих пределах. Тем не менее, возможное наступление такого кризиса не будет нести характер чего-то исключительного, так как масса проводимых предприятиями экспериментов по организации своих бизнес-процессов, созданию новых бизнес-моделей и организации отношений со своими контрагентами не может гарантировать коммерческую успешность каждого такого эксперимента или даже их большинства. В случае возникновения такого кризиса пережившие его компании получат массу информации касательно того, какие технологические и культурные новшества являются эффективными, а какие – нет. Кроме того, при анализе негативного опыта возможно совершенствование используемых ранее технологий и выявление новых принципов ведения экономической и государственной деятельности;
3. Сетевой характер процесса цифровой трансформации, выражающийся в его проистечении за счёт действий отдельных субъектов, с высокой вероятностью не позволит развитию высокого уровня концентрации в коммерческом плане и будет служить препятствием для возникновения бесспорных лидеров рынка в любой сфере деятельности. В условиях необходимости каждого участника рынка предсказывать будущие изменения в поведении всех своих контрагентов и субъектов внешней среды, а также трансформацию внешней среды в её целостности вероятность возникновения компании, физического лица или государства, способного принимать максимально эффективные проактивные решения на постоянной основе крайне маловероятно, что вынудит субъектов цифровой трансформации либо ошибаться в своих предположениях, либо ошибаться в выборе проактивной политики. Такая деполяризация экономической и политической силы воздействия на происходящие процессы способна привести к двум векторам действий: взаимодействие и координирование производимых изменений в области коммерческой и государственной деятельности или же исключение такого взаимодействия с целью ограничения степени, с которой трансформирующаяся внешняя среда влияет на предприятие и государство. Несомненно, именно первый вектор деятельности является наиболее благоприятным, так как в условиях постоянно происходящих изменений во внешней среде ограничение своего развития своей же внутренней политикой приведёт, без сомнения, к экономическому отставанию и потере конкурентоспособности как предприятий, так и государств;
4. Под воздействием процесса цифровой трансформации международная торговля будет развиваться всё динамичнее за счёт перечисленных во втором выводе факторов. Несмотря на возможность возникновения кризиса, описанного во втором предположении, такое развитие способно привести к выходу с рынка некоторых моделей ведения бизнеса, которые основывались на предоставлении посредничества между покупателем и производителем. Помимо этого, возможна более глубокая децентрализация производства и более широкое применение глобальных цепочек добавленной стоимости, а также аутсорсинга различных производственных и управленческих предприятий. В свою очередь, рост объёмов операций внешней торговли, простота обмена электронных денег, выраженных в разной валюте, и рост разнообразия участвующих в таком обмене валют может вызвать дальнейшее развитие систем электронных платежей, онлайн-банкинга и других услуг по реализации платёжных переводов. Высокая ликвидность электронных денег, в свою очередь, способна привести к изменению структуры валют, используемых во всемирном обмене товарами и услугами, обусловив сдвиг от его опосредования через наиболее распространённые валюты (евро, доллар) к прямому обмену валютами двух или нескольких стран, резиденты которых осуществляют такие операции;
5. Как показал анализ цифровой трансформации СПб ТПП, в рамках цифровизации своих бизнес-процессов предприятия испытывают потребность в координировании инновационной политики и обучении сотрудников взаимодействию с наиболее современными элементами цифровой инфраструктуры. Незначительное насыщение таких потребностей в инновационно-цифровом консалтинге может привести к появлению такой отрасли в ближайшем будущем. При этом сегментация данного рынка, скорее всего, будет происходить по отраслям, в информационной оптимизации которых такие компании будут специализироваться. Вероятнее всего, они будут созданы на базе существующих игроков на рынке консалтинговых услуг в качестве отдельных подразделений, что позволит предлагать максимально широкий пакет услуг при работе с клиентами.
В заключение проделанной работы хотелось бы отметить, что всеобъемлющее влияние цифровой трансформации на общество несомненно требует адаптации со стороны физических лиц, предприятий и государств. Несмотря на возникающие в данном процессе сложности и затруднения, в конечном итоге интеграция цифровой сферы общественной жизни и её гармонизация с обществом в целом приведёт к повышению уровня жизни, производительности труда и общего благосостояния, и именно информированность субъектов процесса цифровой трансформации о его характере в настоящее время является критическим фактором их благополучного развития.



1. Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 года, 2017 // Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://government.ru/docs/28653/; дата обращения – 03.05.2019;
2. Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 года, 2017 // Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: http://government.ru/docs/28653/; дата обращения – 03.05.2019;
3. Федеральный закон от 21.07.2012 №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях». Доступ из справ.-правовой системы Консультант;
4. European Union-United States Trade Principles for Information and Communication Technology Services, 2011 // Office of the United States Trade Representative. URL: https://ustr.gov/callout/united-states-european-union-trade-principles-information-and-communication-technology-serv-0; дата обращения – 03.05.2019;
5. Regulation (EU) 2016/679 oftheEuropeanParliamentandoftheCouncil of 27 April 2016on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and repealing Directive 95/46/EC (General Data Protection Regulation) // EUR-LEX. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A32016R0679; дата обращения – 03.05.2019;
6. Work Programme on Electronic Commerce: adopted by the General Council on 25 September 1998 // Ministerial Conferences. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/minist_e/mc11_e/briefing_notes_e/bfecom_e.htm; дата обращения – 03.05.2019;
7. Международный бизнес. Теория и практика : учебник для бакалавров / под ред. А. И. Погорлецкого, С.Ф. Сутырина. – М.: Издательство Юрайт, 2019 – 733 с.;
8. Международный маркетинг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. И. В. Воробьёвой, К. Пецольдт, С. Ф. Сутырина. – М. : Издательство Юрайт, 2018 – 398 с.;
9. Rogers, D. L.The Digital Transformation Playbook – Columbia University Press, 2016 – 278 с.;
10. Алиев, М. Д. Влияние цифровой экономики на мировой рынок труда / М. Д. Алиев // Международная экономика. – 2018. – №3 – С. 39-43;
11. Аренков И. А., Бичун Ю. А. Трансформация маркетинга в цифровой экономике: современные вызовы и проблемы // И. А. Аренков, Ю. А. Бичун // Цифровая экономика: человек, технологии, институты: сборник тезисов выступлений (16-23 апреля 2018, Москва) / МГУ имени М. В. Ломоносова, Экономический факультет. Москва: Московский государственный университет, 2018, С. 282-284;
12. Зябриков В. В. Трансформация организационной культуры в рамках перехода к цифровой экономике // В. В. Зябриков // Цифровая экономика: человек, технологии, институты: сборник тезисов выступлений (16-23 апреля 2018, Москва) / МГУ имени М. В. Ломоносова, Экономический факультет. Москва: Московский государственный университет, 2018, С. 303-306;
13. Капкаев Ю. Ш., Лешинина В. В. Перспективные бизнес-модели на основе цифровых платформ // Ю. Ш. Капкаев, В. В. Лешинина // Управление бизнесом в цифровой экономике: сборник тезисов выступлений (22-23 марта 2018, Санкт-Петербург) / СПбГУ, Экономический факультет. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2018, С. 293-297;
14. Крылова Ю. В.. Трансформация бизнес-моделей и коммуникаций в условиях цифровой экономики // Ю. В. Крылова // Цифровая экономика: человек, технологии, институты: сборник тезисов выступлений (16-23 апреля 2018, Москва) / МГУ имени М. В. Ломоносова, Экономический факультет. Москва: Московский государственный университет, 2018, С. 159-162;
15. Лезина Т. А., Юркова А. Д. Анализ требований к цифровым компетенциям персонала // Т. А. Лезина, А. Д. Юркова // Управление бизнесом в цифровой экономике: сборник тезисов выступлений (22-23 марта 2018, Санкт-Петербург) / СПбГУ, Экономический факультет. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет, 2018, С. 49-51;
16. Майорова, Е. Социальные аспекты цифровой торговли / Е. Майорова, А. Никишин, Т. Панкина // Мосты. – 2016 – №4 – с. 15-19;
17. Мелтцер, Д. П. Максимизация возможностей интернета для международной торговли / Д. П. Мелтцер // Мосты. – 2016 – №4 – с. 9-15 ;
18. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России. Экспертно-аналитический доклад / Г. И. Идрисов [и др.] // Центр стратегических разработок. – 2017 – 136 с.;
19. Перспективы развития мировой экономики: циклический подъем, структурные изменения // Международный Валютный Фонд – 2018. – 322 с.
20. Ревенко, Н. С. Европейский союз на пути к единому цифровому рынку / Н. С. Ревенко // Мир новой экономики – №2 – 2016, С. 6-15;
21. Спартак, А. Н. Последствия цифровой трансформации для международной торговли / А. Н. Спартак // Российский внешнеэкономический вестник – 2018 – №5 – С. 7-23;
22. Халин, В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и её влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски / В. Г. Халин, Г. В. Чернова // Управленческое консультирование. 2018.№10 (118) – с. 46-64;
23. AtrosticB. K., Gates J., Jarmin R. Measuring the Electronic Economy at the U.S. Census Bureau // B.K. Atrostic, J. Gates, and R.Jarmin// Proceedings of Statistics Canada Symposium 2001, 8 с.;
24. Berman, S.J.Digital Transformation. Creating New Business Models Where Digital Meets Physical / S. J. Berman, R. Bell // IBM Institute for Business Value. 2011 – 18 с.;
25. Ciuriak, D. The Digital Transformation and the Transformation of International Trade // D. Ciuriak, M. Ptashkina // International Centre for Trade and Sustainable Development, Inter-American Development Bank. 2018. – 39 с.;
26. Cocalia (Crâciun), M. A. Knowledge and Information – New Factors of Production in the Context of Globalization / M. A. Cocalia (Crâcium) // Ecoforum. – 2015 – Volume 4, Issue 1 (6). – С. 119-124;
27. González, J. L. Digital Trade and Market Openness / J. L. González, J. Ferencz // OECD Trade Policy Papers. 2018. No. 217 – 61 с.;
28. MeasuringtheDigitalEconomy//International Monetary Fund – 2018. – 47 с.;
29. Saravanan, B. Digital Transformation Network. A Step-by-step Primer To Accelerate Your Digital Journey / B. Saravanan / 2016 – 11 с.;
30. Wade, M. Digital Business Transformation: a Conceptual Framework / M. Wade // Global Center For Digital Business Transformation – 2015 – 16 с.;
31. WorldTradeReport 2018 The Future of world trade: How digital technologies are transforming global commerce // WTO Publications – 2018 – 231 с.*
32. Zhang, X. China’s cybersecurity law / X. Zhang, A. Y. Goodell, M. Chin, C. Liu // Reed Smith. 2017 – 5 с.;
33. Внешняя торговля Российской Федерации (по методологии платёжного баланса) / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М. 2019 URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/#, дата обращения – 03.05.2019;
34. Индикаторы цифровой экономики: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, М. А. Кевеш и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 320 с.;
35. Справочно-информационный портал союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата», URL: http://spbtpp.ru, дата обращения – 16.03.2019;
36. Statisa, URL: https://www.statista.com/statistics/271411/number-of-internet-users-in-selected-countries/, дата обращения – 03.05.2019;
37. International Monetary Fund, URL: https://www.imf.org/ru/News/Articles/2018/05/14/sp-lagarde-creating-a-better-global-trade-system, дата обращения – 26.04.2019;
38. McKinsey, URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/employment-and-growth/technology-jobs-and-the-future-of-work#section%201, дата обращения – 03.05.2019;
39. I-Scoop, URL: https://www.i-scoop.eu/digital-transformation/; дата обращения – 17.12.2018.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ