Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ 8
1.1 Общие понятия и показатели качества продукции 8
1.2 Система управления качеством продукции на предприятии 18
1.3 Методы контроля качества 27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ООО «РУСЭЛПРОМ-СЭЗ» 31
2.1 Общая характеристика предприятия 31
2.2 Анализ системы управления качеством продукции ООО «Русэлпром-СЭЗ» 40
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ООО «РУСЭЛПРОМ-СЭЗ» 59
3.1 Основные направления совершенствования системы управления качеством продукции ООО «Русэлпром-СЭЗ» 59
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Список используемых источников 91
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Качество продукции является главным условием «выживаемости» и ключом к успеху на рынке в условиях жесткой конкуренции. Представление о качестве постоянно изменяется. Качество, удовлетворяющее потребителя год назад, может уже не отвечать его требованиям в этом году. Поэтому каждый руководитель должен отслеживать ситуацию в мире, быть в курсе всех событий, предугадывать вкусы, мнения и требования людей. Быстро изменяющиеся предпочтения и вкусы людей заставляют производителей искать новые пути для создания более совершенного продукта или услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. Управление качеством является одной из ключевых функций как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности любого предприятия.
Ключевой задачей менеджмента компаний является создание, практическая реализация и последующая сертификация системы менеджмента качества и поставляемой продукции в течение определенного периода времени (действия контракта, срока выпуска продукции данного вида и т.д.).
Управление качеством является, по существу, сквозным аспектом системы управления предприятием - аналогичным таким, как время, затраты, управление персоналом. Именно это положение находится в основе основополагающих принципов, находящихся в основе современных систем менеджмента качества:
• качество - неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а не некая самостоятельная функция управления);
• качество - это то, что говорит потребитель о продукции, а не изготовитель о продукции;
• ответственность за качество должна быть адресной;
• для реального повышения системы управления качества продукции нужны новые технологии;
• повысить качество можно только усилиями всех работников;
• контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат.
Политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия. Эти принципы лежат в основе наиболее популярного и методологически сильного направления в управлении качеством - Всеобщего управления качеством.
Повышение качества продукции имеет большое значение для предприятия - производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объемов реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительской стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более полное удовлетворение потребностей.
Национальная экономика от высококачественной продукции имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части платежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета государства в мировом сообществе.
Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование системы управления качеством выпускаемой на предприятии продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие вопросы и задачи:
• дать понятие и определить функции управления качеством выпускаемой продукции;
• изучить современную концепцию менеджмента качества;
• рассмотреть порядок сертификации продукции и систем управления качеством;
• дать общую характеристику предприятия;
• проанализировать опыт управления качеством продукции на рассматриваемом предприятии;
• предложить рекомендации по совершенствованию системы управления качеством выпускаемой продукции.
Объектом исследования является ООО «Русэлпром-СЭЗ».
Предмет исследования - система управления качеством продукции.
В процессе исследования был проведен анализ трудов зарубежных и отечественных специалистов в области менеджмента качества продукции; концепции менеджмента качества продукции; анализ законов и нормативных актов Российской Федерации; местных органов власти; анализ внутренних документов предприятия.
В выпускной квалификационной работе произведена оценка сегодняшней ситуации с управлением качеством выпускаемой продукции на исследуемом предприятии и сделаны конкретные предложения по проведению необходимых мероприятий для улучшения и совершенствования системы управления качества продукции выпускаемой на данном предприятии.
В рамках выпускной квалификационной работы исследована система управления качеством продукции ООО «Русэлпром-СЭЗ», определены ее недостатки и предложены пути ее совершенствования.
В современных условиях технический контроль призван обеспечивать требуемую настроенность процесса производства и поддерживать его стабильность, то есть устойчивую повторяемость каждой операции в предусмотренных технологических режимах, нормах и условиях, Объектами технического контроля на машиностроительном предприятии являются поступающие материалы, полуфабрикаты на разных стадиях изготовления, готовая продукция (детали, мелкие сборочные единицы, узлы, блоки, изделия), средства производства (оборудование, инструмент, приборы, приспособления и др.), технологические процессы и режимы обработки, общая культура производства.
ООО «Русэлпром-СЭЗ» является крупном машиностроительном предприятием. По результатам анализа производственно-хозяйственной деятельности был сделан вывод, что эффективность деятельности ООО «Русэлпром-СЭЗ» в течение 2013-2015г.г. улучшается.
В проекте был проведен анализ системы управления качеством продукции ООО «Русэлпром -СЭЗ» по направлениям объекты контроля, контрольные операции и их последовательность, техническое оснащение, режимы, методы, средства механизации, автоматизации контрольных операций, документация. Анализ позволил предварительно определить недостатки системы управления качеством продукции:
- несоответствие качества поставленной продукции запросу ООО «Русэлпром-СЭЗ», как правило, обнаруживается уже на этапе сборки изделий, когда часть повреждений или недоработок предприятия-поставщика уже не может быть доказана. В результате, многие комплектующие изделия просто списываются на убытки предприятия;
- рекламации поставщикам на качество поставляемой продукции направляются нерегулярно, только при обнаружении серьезных недоработок, недопоставок. Во многих случаях неисправность исправляется силами завода самостоятельно, что дополнительно удлиняет производственный процесс и может потенциально сорвать сроки выполнения заказа. В последнем случае предприятие несет дополнительные убытки по погашению штрафов.
Дополнительно был проведен анализ результатов технического контроля, а именно - уровень соответствия готовой продукции требованиям норм, стандартов и технических условий, уровень и причины брака и поступление рекламаций на готовую продукцию. В качестве общей тенденции было выявлено, что предприятие не ведет систематизированной работы по повышению и стабилизации качества продукции, предпринимаемые предупреждающие действия, в том числе для обеспечения стабильности технологических показателей, носят скорее эпизодический и относительный характер. Информация о продукции с несоответствующим качеством в большинстве случаев должным образом не учитывалась и не анализировалась, что вело к искажению характера и распределения затрат на обеспечение качества. В некоторых случаях такие услуги, выявленные до завершения технологического процесса, не фиксировалась ни в каких отчетах. Анализ характера несоответствий и причин их возникновения в большинстве случаев сводился к уличению и материальному наказанию виновных. Это в свою очередь не только не стимулировало предупреждения возникновения несоответствий путем выявления их на ранних стадиях процесса, но и подталкивало персонал к сокрытию самого факта выпуска продукции несоответствующего качества. В процессе формирования заказов и реализации продукции были случаи, когда заведомо известные неявные несоответствия не устранялись, а утаивались во избежание наложения штрафов и снижения премий.
Были обозначены главные выявленные недостатки в системе управления качеством продукции ООО «Русэлпром-СЭЗ»:
• формальный подход к проведению технического контроля;
• отсутствие контроля по технологическим переделам;
• отсутствие система учета затрат на технический контроль, учета затрат на исправление и потерь от брака;
• работа отдела внутреннего аудита направлена на устранение недостатков, а не их предотвращение;
• пассивное отношение к поступающим на предприятие рекламациям;
• отсутствие систематизированной работы по повышению и стабилизации качества продукции;
• рост затрат на продукцию несоответствующего качества;
• демотивирующая система материальных наказаний виновных;
• обнаружение многих дефектов изделий лишь конечными потребителями.
Основными мероприятиями, призванными устранить выявленные недостатки, были определены:
• разработка и внедрение в повседневную практику Политики в области качества;
• система мер в рамках технического профилактического контроля;
• внедрение системы ротации персонала, оптимизация контрольных функций исполнителей, разработка эффективной системы материального стимулирования;
• внедрение постоянно пополняемых реестров причин и последствий возникновения брака;
• внедрение анализа критических точек и разработка маршрутных карт технического контроля;
• оптимизация работы с поставщиками;
• ведение анализа затрат на обеспечение качества и технический контроль.
Был разработан ряд конкретизирующих предложений, в частности:
• в рамках совершенствования системы премирования - шкала размеров начисления премии в зависимости от процента сдачи продукции с первого предъявления;
• в рамках анализа критических точек - разработка маршрутной карты технического контроля поступающих материальных ресурсов.
Был проведен анализ возможных потерь (упущенной выгоды) из -за низкого качества продукции, оценка повышения эффективности работы предприятия вследствие сокращения потерь от брака.
В результате внедрения предлагаемых мероприятий прогнозируется решение таких проблем, как:
• снижение потерь от брака, как следствие, снижение себестоимости продукции и рост показателей прибыльности;
• приближение качественных характеристик продукции к требованиям клиента. Следствием данного улучшения станут оптимизация товарного ассортимента с точки зрения потребностей рынка; появление возможности оптимизации ассортимента с позиции рентабельности отдельных позиций; увеличение объемов производства и реализации продукции; повышение репутации производителя.
1. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ О техническом регулировании.
2. Государственный стандарт Союза ССР Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения ГОСТ 16504-81.
3. Стандарт ИСО 10006:1997 (Е). Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектами.
4. Стандарт ИСО 10014. Руководящие принципы управления экономикой качества.
5. Устав ООО «Русэлпром-СЭЗ»
6. Адамчук А.М. Экономика предприятия: учебник / А.М. Адамчук. - Старый оскол: тнт, 2013. - 456с.
7. Актуальные вопросы управления качеством в современных условиях деятельности хозяйствующих субъектов Российской Федерации: Сборник научных статей выпускников и преподавателей. Май 2013 г. / Институт экономики, управления и права (г. Казань) ; отв. ред. Джано Джомаа, Л.В. Фролова. - Казань : Познание, 2013. - Вып. 1. - 260 с.
8. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2014 - 212с.
9. Веснин В.Р. - Менеджмент: учебник. - 4-е изд. Перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012 - 616с.
10. Волочков О.И. Экономика предприятия: курса лекция / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - М.: Инфра - М, 2011. - 280с.
11. Воробьев А.Л. Планирование и организация эксперимента в управлении качеством : учебное пособие / А.Л. Воробьев, И.И. Любимов, Д.А. Косых ; Министерство образования и науки Российской Федерации. - Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2014. - 344 с.
12. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 511с.
13. Глухов В,В. Производственный менеджмент Анатомия резервов Lean production: учеб Бухалков М.И. Управление персоналом: Развитие трудового потенциала: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013 - 192с.
14. Горелик О.М. Производственный менеджмент: принятие и реализация управленческих решений: учебное пособие / О.М. Горелик. - М.: КНОРУС, 2013 - 272с.
15. Горфинкель В.Я., Куприянова Е.М. Экономика предприятия. - М: Инфра-М, 2011. -367 с.
...