IPO КАК ИНСТРУМЕНТ РАСШИРЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ КОМПАНИИ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования IPO 5
1.1 Понятие IPO в контексте финансирования деятельности предприятия 5
1.2 Экономическая сущность, цели и классификация IPO 8
1.3 Проблемы проведения первичного размещения акций 16
1.4 Альтернативные способы привлечения инвестиций в компанию 19
1.5 Составляющие успешного IPO 22
Выводы к первой главе 26
Глава 2 Специфика IPO как способа финансирования компании 26
2.1 Правовое регулирование деятельности российских эмитентов при выпуске акций 26
2.2 Отечественный и зарубежный опыт проведения IPO: общее и частности 30
2.3 Особенности реализации IPO под влиянием новых вызовов внешней среды 34
Выводы ко второй главе 38
Глава 3 Актуальность IPO в секторе потребительской торговли 38
3.1. Обзор рынка торговли и потребительского сектора 38
3.2. Анализ компании Ozon после проведения IPO 45
3.3. Анализ компании FixPrice после проведения IPO 55
Выводы к третьей главе 61
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложение 68
Глава 1 Теоретические основы исследования IPO 5
1.1 Понятие IPO в контексте финансирования деятельности предприятия 5
1.2 Экономическая сущность, цели и классификация IPO 8
1.3 Проблемы проведения первичного размещения акций 16
1.4 Альтернативные способы привлечения инвестиций в компанию 19
1.5 Составляющие успешного IPO 22
Выводы к первой главе 26
Глава 2 Специфика IPO как способа финансирования компании 26
2.1 Правовое регулирование деятельности российских эмитентов при выпуске акций 26
2.2 Отечественный и зарубежный опыт проведения IPO: общее и частности 30
2.3 Особенности реализации IPO под влиянием новых вызовов внешней среды 34
Выводы ко второй главе 38
Глава 3 Актуальность IPO в секторе потребительской торговли 38
3.1. Обзор рынка торговли и потребительского сектора 38
3.2. Анализ компании Ozon после проведения IPO 45
3.3. Анализ компании FixPrice после проведения IPO 55
Выводы к третьей главе 61
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложение 68
Актуальность исследования обусловлена важностью для компании правильного выбора источника финансирования, одним из которых принято выделять метод привлечения внешних денежных средств –IPO. Популярность данного способа финансирования в современном виде начала проявляться в 1970-е гг. среди американских компаний, а через два десятилетия торговля акциями на фондовом рынке получила широкое распространение по всему миру.
Тенденция распространения IPOне обошла стороной и Россию. Практика размещения национальных компаний характеризуется как взлётами, так и падениями. Ситуация на российском фондовом рынке часто оказывалась под влиянием санкционных запретов и политических конфликтов с Европой и США. Сегодняшний день не исключение.
Общемировая тенденция развития выхода компаний на IPO в последние два года приобрела ещё большую популярность. Вследствие этого автор работы считает необходимостью изучить понятие IPO, а также тех процессов, которые оказывают на него влияние.
Цель исследования состоит в выявлении тенденции развития рынка IPO, а также в раскрытии причин и факторов, по которым российский рынок отстаёт от ведущих мировых рынков.
Для достижения данной цели возникает необходимость решения следующих задач:
1. Исследовать теоретические основы IPOс выделением основных этапов его проведения, особенностей классификации и проблемами процесса размещения акций.
2. Проанализировать примеры компаний, которым удалось провести удачное IPO.
3. Сопоставить сходства и различия в опыте проведения IPO российских и зарубежных компаний.
4. Охарактеризовать влияние внешних факторов на процесс первичного размещения.
5. Проанализировать актуальность IPOв секторе потребительской торговли в мировом масштабе.
6. Выявить как проведение IPO повлияло на финансовые показатели ритейлеровOzon и FixPrice.
Объектом исследования являются компании-эмитенты, проводящие IPO. Предметом исследования является механизм IPO как инструмент финансирования деятельности компании.
Выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав. Первая глава посвящена сущности процесса проведения IPO, где рассматриваются цели, которые преследует компания при первичном размещении, основные участники IPO и их функции, этапы процесса и проблемы, с которыми может столкнуться эмитент в ходе размещения. Помимо этого, изучаются альтернативные источники финансирования компании, приводится их сравнение с IPO на основе преимуществ и недостатков. Также уделяется внимание факторам, влияющим на успешность проведения IPO,и приводятся примеры компаний, установивших рекорды по привлечению финансовых ресурсов. Во второй главе данного исследования рассматривается вопрос законодательного регулирования выпуска акций в Российской Федерации и оптимизация основного закона, контролирующего размещение ценных бумаг. Далее изучается практика проведения IPO компаниями различных стран и то, как на них влияют политические и экономические трения между государствами. Третья глава направлена на исследование тенденции роста рынка торговли и активности выхода компаний из данного сектора на IPO. В этой же главе диплома автором были исследованы наиболее крупные IPO российских ритейлеров – Ozonи FixPrice. В ходе анализа компаний были предложены альтернативные источники финансирования для них, а также оценены ключевые показатели финансовой деятельности после размещения акций.
Теоретическую и методологическую базу данного исследования составили научные работы следующих российских и зарубежных специалистов: Я. Миркин, О. Моисеенко, В. Семененко, П. Гулькин, Р. Геддес, В.Г. Балашов и др. В качестве исходной информации в работе использовались данные «PwC»и «Investing», а также материалы иностранных статей по изучаемой тематике из базы данных «Scopus».
Тенденция распространения IPOне обошла стороной и Россию. Практика размещения национальных компаний характеризуется как взлётами, так и падениями. Ситуация на российском фондовом рынке часто оказывалась под влиянием санкционных запретов и политических конфликтов с Европой и США. Сегодняшний день не исключение.
Общемировая тенденция развития выхода компаний на IPO в последние два года приобрела ещё большую популярность. Вследствие этого автор работы считает необходимостью изучить понятие IPO, а также тех процессов, которые оказывают на него влияние.
Цель исследования состоит в выявлении тенденции развития рынка IPO, а также в раскрытии причин и факторов, по которым российский рынок отстаёт от ведущих мировых рынков.
Для достижения данной цели возникает необходимость решения следующих задач:
1. Исследовать теоретические основы IPOс выделением основных этапов его проведения, особенностей классификации и проблемами процесса размещения акций.
2. Проанализировать примеры компаний, которым удалось провести удачное IPO.
3. Сопоставить сходства и различия в опыте проведения IPO российских и зарубежных компаний.
4. Охарактеризовать влияние внешних факторов на процесс первичного размещения.
5. Проанализировать актуальность IPOв секторе потребительской торговли в мировом масштабе.
6. Выявить как проведение IPO повлияло на финансовые показатели ритейлеровOzon и FixPrice.
Объектом исследования являются компании-эмитенты, проводящие IPO. Предметом исследования является механизм IPO как инструмент финансирования деятельности компании.
Выпускная квалификационная работа состоит из трёх глав. Первая глава посвящена сущности процесса проведения IPO, где рассматриваются цели, которые преследует компания при первичном размещении, основные участники IPO и их функции, этапы процесса и проблемы, с которыми может столкнуться эмитент в ходе размещения. Помимо этого, изучаются альтернативные источники финансирования компании, приводится их сравнение с IPO на основе преимуществ и недостатков. Также уделяется внимание факторам, влияющим на успешность проведения IPO,и приводятся примеры компаний, установивших рекорды по привлечению финансовых ресурсов. Во второй главе данного исследования рассматривается вопрос законодательного регулирования выпуска акций в Российской Федерации и оптимизация основного закона, контролирующего размещение ценных бумаг. Далее изучается практика проведения IPO компаниями различных стран и то, как на них влияют политические и экономические трения между государствами. Третья глава направлена на исследование тенденции роста рынка торговли и активности выхода компаний из данного сектора на IPO. В этой же главе диплома автором были исследованы наиболее крупные IPO российских ритейлеров – Ozonи FixPrice. В ходе анализа компаний были предложены альтернативные источники финансирования для них, а также оценены ключевые показатели финансовой деятельности после размещения акций.
Теоретическую и методологическую базу данного исследования составили научные работы следующих российских и зарубежных специалистов: Я. Миркин, О. Моисеенко, В. Семененко, П. Гулькин, Р. Геддес, В.Г. Балашов и др. В качестве исходной информации в работе использовались данные «PwC»и «Investing», а также материалы иностранных статей по изучаемой тематике из базы данных «Scopus».
Завершая исследование глубокой темы – механизм IPO как способ финансирования российской компании, следует сделать определённые выводы, полученные в ходе работы. В первую очередь, необходимо обозначить, что единое определение IPO в мире экономики отсутствует. Аналогичная ситуация наблюдается и в законодательстве РФ. Поэтому в ходе ознакомления с определениями IPO, выдвинутыми представителями из разных стран, автором было заключено, что IPO — это публичный и первичный процесс размещения акций, предлагаемых широкому кругу инвесторов.
Во-вторых, в ходе изучения теоретического аспекта автор ознакомилась с основными фазами проведение IPO, после чего было выдвинуто предложение отделения этапа установления цены от маркетинговой фазы. Классификация этапов проведения IPO, в виде, представленном автором, а именно: подготовка, проверка финансово-хозяйственной деятельности, маркетинг и установление цены, будет выглядеть более структурировано с точки зрения общего процесса размещения.
В-третьих, автор рассмотрела компании-лидеры по привлечению денежных средств через IPOкак в мировом масштабе, так и на уровне России. Ознакомившись с ними, был сделан вывод, что на удачное размещение влияют качественная работа андеррайтеров, разумное время размещения, характеризующееся благоприятной внешнеполитической и внешнеэкономической обстановкой, и качественная законодательная база, обеспечивающая инструменты регулирования рынка IPO.
В-четвертых, изучив базу нормативно-правового регулирования процесса IPO для российских эмитентов, а именно Гражданский кодекс, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг» и внесенные в них изменения, было выяснено, что периодически законодательные акты претерпевают изменения, которые вводятся с целью оптимизации выхода компаний на IPO. В ходе ознакомления с ними, автор пришла к выводу, что российское государство заинтересовано в увеличении числа первичных размещений, поскольку это благоприятно сказывается на экономике страны и увеличивает активность на национальном фондовом рынке.
В-пятых, автор привела сравнение российского и зарубежного опыта проведения IPO. В ходе чего, обнаружено больше различий, нежели сходств в размещении акций между ведущими странами по IPO – США, Великобританией, Китаем, и внутренним рынком нашей страны. Это объясняется изначальным отличием установившихся в странах финансовых моделей. Вследствие этого, на фондовый рынок оказывают влияние разные сектора, а экономическое поведение граждан характеризуется нетипичностью.
В-шестых, автором был внесён вклад по поводу того, что не все отрицательные события, которые способны на потрясение экономической сферы, оказывают аналогичное влияние на рынок ценных бумаг, в т.ч. на первичное размещение акций эмитента. Такой вывод был заключен после анализа динамики выхода компаний на IPO как в мировом масштабе, так и в пределах России во времена пандемии в 2020 и 2021 годах.
В-седьмых, в ходе исследования была раскрыта роль рынка торговли, а именно показан рост объёма мировой торговли, изучена динамика вклада торговли в ВВП. Последние два года компании из сектора потребительской торговли занимаются второе место по численности проведения IPOв мировом масштабе. Статистику дополняют два эмитента из России, относящиеся к торговой отрасли – FixPriceи Ozon.
В-восьмых, автором был проанализирован маркетплейс Ozon с финансовой точки зрения. Во время обзора был приведен более выгодный вариант финансирования, при котором минимизировался показатель wacc. Также были рассчитаны коэффициенты рентабельности, ликвидности и показатели финансовой устойчивости компании Ozon, проанализировав которые, можно прийти к выводу, что проведение IPO положительно повлияло на них в краткосрочном отрезке времени.
В-девятых, изучив финансовую политику ритейлера FixPrice, автор сделала вывод, что для компании проведение IPO было оптимальным источником привлечения средств. Далее были посчитаны основные показатели, характеризующие финансовое состояниеFixPrice, по ним автор пришла к выводу, что положение ритейлера незначительно улучшилось, но не во всех аспектах анализа. Денежные средства, привлеченные в ходе эмиссии, были незамедлительно инвестированы в расширение бизнеса компании.
Во-вторых, в ходе изучения теоретического аспекта автор ознакомилась с основными фазами проведение IPO, после чего было выдвинуто предложение отделения этапа установления цены от маркетинговой фазы. Классификация этапов проведения IPO, в виде, представленном автором, а именно: подготовка, проверка финансово-хозяйственной деятельности, маркетинг и установление цены, будет выглядеть более структурировано с точки зрения общего процесса размещения.
В-третьих, автор рассмотрела компании-лидеры по привлечению денежных средств через IPOкак в мировом масштабе, так и на уровне России. Ознакомившись с ними, был сделан вывод, что на удачное размещение влияют качественная работа андеррайтеров, разумное время размещения, характеризующееся благоприятной внешнеполитической и внешнеэкономической обстановкой, и качественная законодательная база, обеспечивающая инструменты регулирования рынка IPO.
В-четвертых, изучив базу нормативно-правового регулирования процесса IPO для российских эмитентов, а именно Гражданский кодекс, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг» и внесенные в них изменения, было выяснено, что периодически законодательные акты претерпевают изменения, которые вводятся с целью оптимизации выхода компаний на IPO. В ходе ознакомления с ними, автор пришла к выводу, что российское государство заинтересовано в увеличении числа первичных размещений, поскольку это благоприятно сказывается на экономике страны и увеличивает активность на национальном фондовом рынке.
В-пятых, автор привела сравнение российского и зарубежного опыта проведения IPO. В ходе чего, обнаружено больше различий, нежели сходств в размещении акций между ведущими странами по IPO – США, Великобританией, Китаем, и внутренним рынком нашей страны. Это объясняется изначальным отличием установившихся в странах финансовых моделей. Вследствие этого, на фондовый рынок оказывают влияние разные сектора, а экономическое поведение граждан характеризуется нетипичностью.
В-шестых, автором был внесён вклад по поводу того, что не все отрицательные события, которые способны на потрясение экономической сферы, оказывают аналогичное влияние на рынок ценных бумаг, в т.ч. на первичное размещение акций эмитента. Такой вывод был заключен после анализа динамики выхода компаний на IPO как в мировом масштабе, так и в пределах России во времена пандемии в 2020 и 2021 годах.
В-седьмых, в ходе исследования была раскрыта роль рынка торговли, а именно показан рост объёма мировой торговли, изучена динамика вклада торговли в ВВП. Последние два года компании из сектора потребительской торговли занимаются второе место по численности проведения IPOв мировом масштабе. Статистику дополняют два эмитента из России, относящиеся к торговой отрасли – FixPriceи Ozon.
В-восьмых, автором был проанализирован маркетплейс Ozon с финансовой точки зрения. Во время обзора был приведен более выгодный вариант финансирования, при котором минимизировался показатель wacc. Также были рассчитаны коэффициенты рентабельности, ликвидности и показатели финансовой устойчивости компании Ozon, проанализировав которые, можно прийти к выводу, что проведение IPO положительно повлияло на них в краткосрочном отрезке времени.
В-девятых, изучив финансовую политику ритейлера FixPrice, автор сделала вывод, что для компании проведение IPO было оптимальным источником привлечения средств. Далее были посчитаны основные показатели, характеризующие финансовое состояниеFixPrice, по ним автор пришла к выводу, что положение ритейлера незначительно улучшилось, но не во всех аспектах анализа. Денежные средства, привлеченные в ходе эмиссии, были незамедлительно инвестированы в расширение бизнеса компании.
Подобные работы
- IPO КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ НА РОССИЙСКОМ И
ЗАРУБЕЖНОМ РЫНКЕ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЦЕДУРА ПЕРВИЧНОГО ПУБЛИЧНОГО РАЗМЕЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ (IPO) НА РОССИЙСКОМ ФОНДОВОМ РЫНКЕ
Дипломные работы, ВКР, ценные бумаги. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГОСРОЧНЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ В ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - Управление долгосрочным финансированием в организации
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ
Бакалаврская работа, биржевое дело и рынок ценных бумаг. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - КРАУДФАНДИНГ КАК НОВЫЙ ИСТОЧНИК ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - Проведение первичных публичных размещений акций Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы
Дипломные работы, ВКР, ценные бумаги. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023



