ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 5
1.1. Сущность, основные цели, задачи и функции управления социальными процессами 5
1.2. Подходы к управлению социальными процессами в рамках организации 8
1.3. Показатели оценки эффективности управления социальными процессами в организации 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ ООО «ПТИЦЕФАБРИКА УССУРИЙСКАЯ» 19
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «Птицефабрика Уссурийская» 19
2.2. Анализ основных показателей деятельности ООО «Птицефабрика Уссурийская» 23
2.3. Анализ организации и оценка эффективности управления социальными процессами предприятия ООО «Птицефабрика Уссурийская» 26
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ПЛАНА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ООО «ПТИЦЕФАБРИКА УССУРИЙСКАЯ» 42
3.1. Рекомендации по совершенствованию социальной политики ООО «Птицефабрика Уссурийская» 42
3.2. Проект плана социального развития ООО «Птицефабрика Уссурийская» 45
3.3. Экономическое обоснование плана социального развития ООО «Птицефабрика Уссурийская» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
В настоящее время происходит быстрая смена ценностных ориентиров, так человек в организации рассматривается не только как фактор труда, но и как особая социальная среда, которая является совокупность постоянных изменений элементов и взаимодействий между ними. Социальные отношения между людьми становятся ключевыми и определяют социальную структуру организации, ее качественную характеристику, а также конкурентоспособность.
Современные условия диктуют динамичное изменение сред, в которых протекает социальное взаимодействие, из-за чего требуется усовершенствование системы управления социальными процессами, сопровождающей управление трудовыми ресурсами. Однако управленческое мышление и общественное сознание в данной области перестраивается крайне медленно.
На основании выбранной стратегии организационного развития, предприятие составляет социальный план и приступает к внедрению социальных технологий управления человеческими ресурсами в управленческую систему, позволяющие снизить социальные риски и разрешить социальные конфликты при активном взаимодействии с внешней социальной средой.
Для повышения эффективности деятельности любой организации необходим поиск путей активизации человеческого фактора внутри организации и учет социально-психологических особенностей всех членов трудового коллектива. Необходимо кардинально изменить отношение к социальной сфере управления организацией, выработать новые социальные технологии управления соцпроцессами, организовать широкомасштабное обучение навыкам их использования на практике, что невозможно в условиях прежней системы управления кадрами. В связи с этим необходимость разработки технологий управления социальными процессами в условиях инновационного развития является новой и актуальной проблемой современного этапа развития менеджмента предприятия.
Целью дипломного проекта является изучение социальных процессов в организации и разработка путей их совершенствования, а актуальность данной темы заключается в том, что без умелого управления социальными процессами будет невозможно полноценное функционирование какой-либо организации.
В связи с поставленной целью в работе будет решён ряд задач:
1) определение понятия и классификация социальных процессов;
2) выявление подходов к управлению социальными процессами в организации;
3) рассмотрение методов оценки эффективности управления социальными процессами;
4) краткая характеристика предприятия, выступающего в качестве объекта исследования;
5) анализ основных показателей деятельности предприятия;
6) оценка эффективности управления социальными процессами предприятия;
7) определение основных направлений совершенствования управления социальными процессами на предприятии.
Объектом исследования является ООО «Птицефабрика Уссурийская». Предмет исследования - социальные процессы, происходящие в исследуемой организации.
В настоящем дипломном проекте цель исследования заключалась в разработке плана социального развития ООО «Птицефабрика Уссурийская».
Социальное развитие организации означает все изменения в ее социальной среде - в тех материальных, общественных и духовно-нравственных условиях, в которых работники организации трудятся и в которых происходят распределение и потребление благ, складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности.
Управление социальным развитием организации есть совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов, которые невозможны без осуществления такой функции управления, как планирование.
Основной задачей плана социального развития коллектива является разработка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения качества жизни персонала предприятия в быту и качества условий трудовой деятельности.
Социальное планирование предполагает комплексное решение проблем и участие в процессе реализации плана не только действующего коллектива организации, но и членов семьи сотрудников; пенсионеров, ушедших на пенсию из данной организации; молодых сотрудников, служащих в армии; женщин, находящихся в отпуске по беременности или по уходу за ребенком.
ООО «Птицефабрика Уссурийская», на базе которого проводилось исследование, было создано 27 января 2003 г. с целью получения прибыли, осуществляя производство и сбыт такой продукции, как пищевые яйца, яичный порошок и мясо птицы.
Социальная политика ООО «Птицефабрика Уссурийская» основана на положениях коллективного договора. Коллективным договором регулируются производственные и трудовые отношения, вопросы охраны труда, социального развития коллектива, охраны здоровья его членов и т.п. Анализ положений коллективного договора ООО «Птицефабрика Уссурийская» выявил, что социальная политика предприятия включает в себя программы и мероприятия, направленные на решение наиболее актуальных задач социального развития коллектива, улучшение условий труда, обеспечения социальной защиты работников, организацию их отдыха и медицинского обслуживания. В организации развита система охраны и безопасности труда. В тоже время, опрос сотрудников выявил случаи несоблюдения положений коллективного договора в 2015 г.
Оценка реального состояния социального развития коллектива ООО «Птицефабрика Уссурийская» была проведена по семи группам показателей: 1) условия, характер и содержание труда; 2) структура коллектива; 3) стимулы к труду; 4) удовлетворение социально-бытовых потребностей; 5) удовлетворение физических и духовных потребностей; 6) морально- психологический климат в коллективе; 7) социальная активность. В качестве способов получения информации были выбраны документированный и расчетный.
Анализ демографической и образовательной структуры коллектива ООО «Птицефабрика Уссурийская» показал, что в организации существуют предпосылки для возникновения социальной напряженности, конфликтов, неудовлетворенности работой и материальным вознаграждением. Наибольшая вероятность увольнения исходит от сотрудников в возрасте 1827 лет, имеющих высшее и неполное высшее образование. Коэффициент текучести в организации невысокий, и к тому же наблюдается тенденция к улучшению ситуации. Снижение коэффициента текучести кадров в динамике связано с боязнью потерять работу во время кризиса и остаться без средств к существованию. Уровень стабильности кадров в 2016 г. выше нормативного социального ориентира, что положительно влияет на уровень социального развития коллектива, но, в условиях кризиса и с учётом особенности развития региона, коэффициент текучесть кадров должен стремиться к нулю.
Были разработаны некоторые рекомендации по повышению уровня социального развития ООО «Птицефабрика Уссурийская». К ним относятся: выбор приоритетных направлений, не требующих значительных финансовых вложений, но достаточно значимые для коллектива; пересмотр структуры социального пакета ООО «Птицефабрика Уссурийская». Необходимо усилить работу в направлении осуществления негосударственного пенсионного обеспечения, так как возраст основной части сотрудников - более 40 лет - это увеличит мотивацию сотрудника и снизит текучесть кадров. Компенсационная система оплаты труда и премирования должна быть оформлена в виде локального нормативного акта и доведена до сведения каждого сотрудника организации. Необходимо оставить попытки развивать свою социальную инфраструктуру, а купить некоторые социальные услуги на рынке. Необходимо предусмотреть в своей организационной структуре единую централизованную систему учета, анализа и мониторинга социальных затрат.
При планирование социального развития предприятия разработать мероприятия по снижению напряженности в коллективе. Например, выработать определенные требования к существующим и прогнозируемым вакансиям в зависимости от подразделения, в которых они требуются: социально-демографические требования - пол, возраст; профессиональные знания, умения, навыки, опыт работы; личностные качества и особенности характера в зависимости от занимаемой должности.
В социальном плане предоставлены только наиболее значимые для повышения уровня социального развития коллектива показатели в сфере трудовых отношений; оплаты труда, нормирования труда, рабочего времени и отдыха; в сфере развитии кадрового потенциала; проведения массовых мероприятий; социальных гарантий.
Для финансирования социальной сферы рекомендуется создать социальный фонд организации, в который производить отчисления из прибыли в размере 20% от ФОТ. Данная сумма по расчетам бухгалтерии составит 20211 тыс. руб. При этом мы предлагаем взносы по некоторым пунктам плана выплачивать на паритетных началах работодателем и работником.
В случае неиспользования средств, отведенных на социальную сферу, остаток остается в социальном фонде организации.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 21.12.2001 (часть первая) от 31.12.2017 № 502-ФЗ
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 877 (с изменениями на 4.09.2012 №882) «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901835081
3. Устав ООО «Птицефабрика Уссурийская» от 27.01.2003 (с изменениями на 20.11.2014)
4. Аблязова Н.О., Аверкин М.Г., Гуськова И.В., Захарова С.Г., Золотова А.В., Егоршин А.П.. Управление социальным развитием организации: Учебник. М.:ИНФРА - 2013. - С.416.
5. Александрова А.В., Курашова С.А.. Стратегический менеджмент. М.: Инфра-М. - 2013. - С. 320.
6. Башмаков В.И., Тихонова Е.В.. Управление социальным развитием персонала. Учебник. М.: Академия. - 2014. - С. 240.
7. Ветрова Е.А.. Социальное предпринимательство как фактор социально-экономического развития общества. / Вестник Тамбовского Университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина. - 2015. - С. 20-24.
8. Генкин Б.М.. Экономика и социология труда. / Учебник для вузов. М.: Норма-Инфра-М. - 2014. - С. 464.
9. Жижерина Ю.. Разработка систем мотивации для рабочих. / Справочник по управлению персоналом № 12. - 2013. - С. 46-52.
10. Жижерина Ю.. Законы философии для философии управления персоналом. / Справочник по управлению персоналом № 2. - 2014. - С. 58-64.
11. Иванычев П.С., Фатеева И.. Социальные стратегии в системе управления организацией. / Международный студенческий научный вестник. - 2014.
12. Ильин А.И.. Планирование на предприятии. / Учебное пособие
13. Калюгина С.Н.. Концептуальные основы разработки и реализации социальной стратегии промышленного предприятия. М.: Директ-Медиа. - 2014. - С. 267.
14. Кузнецова Е.М.. Социальный контроль: сущность и методы реализации. / Книга о механизмах социального управления обществом. LAP LAMBERT Academic Publishing. - 2013. - С. 185.
15. Кулагин О.. Метод 5D-матриц: определяем функции руководителей и сотрудников. / Справочник по управлению персоналом №1. - 2014. - С. 50-56.
...