Введение
Глава 1. Положение военнослужащих и социальная работа в армии
в современных социально-экономических условиях
1.1. Актуальные проблемы и задачи социального развития
Вооруженных Сил РФ
1.2. Правовой статус и система социально-правовой защиты военнослужащих
1.3. Военно-социальная работа: основные направления, задачи, методы
Глава 2. Социальные проблемы военнослужащих и роль военно-социальной работы
в их решении (по результатам эмпирического исследования)
2.1. Методологические и методические основания исследования
2.2. Анализ результатов исследования
2.2.1. Анализ результатов первого этапа исследования
2.2.2. Анализ результатов второго этапа исследования
2.3. Выводы и рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Бланк анкеты
Приложения 2. Гайд экспертного интервью
Приложения 3.Транскрипты интервью
Социальная политика направлена на обеспечение благополучия и всестороннего развития граждан страны и общества в целом. В любом государстве, на любом этапе развития общества нельзя недооценивать ее значимость. Согласно Конституции нашей страны (ст. 7), «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Отдельной группой населения, у которой есть повышенные ожидания к заботе со стороны государства и которая рассматривается в данной работе, являются военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации. Как и любой социальный институт государства, Вооруженные Силы испытывают на себе все катаклизмы общественно-политического и социально-экономического характера, переживаемые Россией в последние десятилетия. В связи с этим существенно обострился и требует оперативного решения ряд социальных проблем.
Актуальность темы обусловлена специфическим видом деятельности данной социальной группы. На военнослужащих Вооруженных Сил РФ лежит серьезная ответственность за безопасность и оборону государства. Штатная численность Вооружённых Сил России на 1 января 2018 года составляет 1 897 694 единиц, из них 1013 628 военнослужащих[ ].
Состояние Вооруженных Сил определяется не только уровнем технической оснащенности, но и морально-психологическим состоянием кадров. В настоящее время, по причине большего внимания к техническому оснащению армии, формирование здорового, морально-психологического климата у состава военнослужащих как действующих, так и уволенных с военной службы, решение их вопросов социально-бытового характера, забота о человеческих ресурсах (в целом) – не являются приоритетными направлениями в вопросах развития, усиления и усовершенствования Вооруженных Сил РФ.
Нельзя не отметить слова В.В. Путина по поводу данной проблемы: «достойное социальное положение военнослужащих – это не менее важный фактор в деле эффективного обеспечения обороны и безопасности, чем программа боевой подготовки или перевооружения армии и флота».[ ]Также, на расширенном заседании Государственного совета 8 февраля 2008 года, говоря о выборе дальнейшего пути России, Президент заявил о необходимости выработки долгосрочной стратегии на период до 2020 года. Основной ее целью является удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, что будет способствовать укреплению обороноспособности страны и развитию человеческого капитала.
Данная стратегия является одним из важнейших документов по строительству Вооруженных Сил. Но ввиду отсутствия у нее статуса федерального закона, она не обладает большой политической и юридической силой. При условии приобретения статуса закона, документ выражал бы волю не только государства, но и учитывал мнение граждан России.
Можно предположить прямую зависимость социального благополучия военнослужащих и членов их семей от их социально-правовой защищенности. Деятельность по обеспечению социальной защиты выступает как одно из средств, гарантирующих военнослужащим реализацию их правового статуса, как необходимое условие действенности социального обеспечения, установленного государством своим защитникам.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», «социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:
*реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
*совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
*охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе».[ ].
Социальный статус военнослужащего может и повышаться и снижаться в обществе. Это влияет на эффективность и качество несения военной службы. Точно так же и материальный уровень жизни военнослужащего, снабжение Вооруженных Сил всем необходимым для выполнения ими своих профессиональных задач по обеспечению безопасности народа и государства оказывают прямое влияние на отношение к воинскому долгу, на процесс воспитания и развития личности военнослужащего.
Особое значение в связи с этим имеет институт военно-социальной работы, на который возлагается реализация социально-правового механизма по разрешению сложившегося противоречия между законодательно определенным статусом военнослужащих и реальным их положением в обществе.
«Военно-социальная работа - новый вид деятельности в Вооруженных Силах. Она осуществляется профессионально подготовленными специалистами в области социальной работы и профилактики правонарушений».[ ]
Социальная работа в Вооруженных Силах – «система правовых, политических, экономических, воспитательных и других мероприятий, проводимых в интересах гарантированного обеспечения необходимых для жизнедеятельности материально-бытовых условий и установленными законодательством льгот военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членов их семей, гражданскому персоналу ВС; один из важных компонентов морально-психологического обеспечения деятельности войск. В ВС РФ руководство ею осуществляет Министерство Обороны через Главное управление воспитательной работы. В решении социальных проблем военнослужащих участвуют штабы и службы, особенно продовольственного, вещевого снабжения, финансовая служба и служба медицинского обеспечения. Субъектами социальной работы являются также общественные организации, действующие в ВС, органы государственной власти и местного самоуправления, правоохранительные органы, военные комиссариаты с их штатными социальными подразделениями и социальными работниками».[ ]
Необходимость организации военно-социальной работы в Вооруженных Силах обусловлена:
*коренным изменением статусно-ролевого положения военнослужащих, когда контрактные обязательства, все больше наполняясь реальным смыслом, требуют установления ответственности государства перед военнослужащими за обеспечение минимума социальных благ, предусмотренных законом;
*наличием большого количества нерешенных социально-бытовых проблем воинских частей и гарнизонов;
*необходимостью осуществлять более широкие и предметные связи военного командования с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, общественностью по решению социально-бытовых вопросов военнослужащих;
*объективной необходимостью увеличения объема работы с семьями военнослужащих.
Для повышения уровня оказываемой помощи и качества жизни военнослужащих и их семей актуальна работа по оптимизации органов управления социальной работой в отдаленных воинских частях и подразделениях. «Указанные положения составляют основу отечественной системы социального обеспечения и социальной защиты граждан, включая военнослужащих»[ ]. «Названные обстоятельства дают все основания выделять военно-социальную работу в относительно самостоятельное направление деятельности командиров, других должностных лиц, органов военного управления».[ ]
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что, несмотря на большое внимание государства к вопросам развития Вооруженных Сил за последнее время, вместе с тем остаются не до конца решенными проблемы социальной защищенности военнослужащих и членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы.
Основываясь на Федеральных законах, рассматривающих социально-правовое обеспечение, страхование, профессиональную ориентацию и трудоустройство военнослужащих, и членов их семей, можно выявить состояние социально-правовой защиты данной категории населения. Пользуясь различными методами исследования, можно оценить, как на деле реализуются прописанные в документах меры поддержки, степень соответствия между декларируемой и реальной помощью и поддержкой данной категории граждан.
Цель данной выпускной квалификационной работы: анализ состояния социальной работы с военнослужащими, ее роли в решении проблем военнослужащих.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
1. изучение литературы, посвященной положению военнослужащих и их потребностей в социальной поддержке,
2. анализ системы социально-правовой защиты военнослужащих;
3. определение содержания социальной работы с военнослужащими, ее целей, методов, направлений;
4. проведение эмпирического исследования проблем военнослужащих и членов их семей, разработка рекомендаций для руководства воинской части по развитию социальной работы.
Объект: социальная работа с военнослужащими в современных социально-экономических условиях.
Предмет: основные направления, формы и методы социальной работы с военнослужащими и членами их семей, проблемы военнослужащих и их потребности в социальной поддержке.
Методы, использованные в процессе написания работы:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Анализ документов (нормативно-правовых актов, жалоб и обращений военнослужащих).
3. Экспертное интервью.
4. Анкетный опрос.
Исследование проведено в два этапа, в 2013 и в 2018 годах.
Исследование 2013 года было сфокусировано на выявлении материальных проблем военнослужащих. Одной из самых сложных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации на тот период времени была проблема обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей.
Эмпирической базой для исследования, проведенного в августе-сентябре 2013 года, выступила воинская часть 52/46 ВВ МВД РФ, расположенная в Северо-Западном Федеральном округе.
В ходе исследования был проведен анализ используемых в социальной работе с военнослужащими документов и 100 жалоб и обращений военнослужащих и членов их семей. Также было взято два экспертных интервью: с командиром воинской части и с представителем офицерского состава.
Исследование 2018 года было посвящено выявлению более широкого круга проблем военнослужащих и роли военно-социальной работы в их решении.
Эмпирической базой для исследования, проведенного с февраля по май 2018 года послужили: воинская часть № 06017 ВМФ ВС РФ Западного округа Балтийского флота и воинская часть № 36017 Северного округа северного Флота ВМФ ВС РФ. В анкетном опросе приняли участие 214 человек.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматривается положение военнослужащих, их правовой статус и система социально-правовой защиты, актуальные проблемы и задачи социального развития Вооруженных Сил РФ, приводятся примеры существующих мер поддержки военнослужащих на федеральном уровне. Определяются основные направления, задачи, методы социальной работы в армии в современных социально-экономических условиях. Во второй главе данной работы представлены результаты проведенного исследования в воинских частях Западного и Северного округов РФ. Завершается работа заключением, списком литературы и приложениями, которые содержат: анкету для военнослужащих, гайд интервью с командиром воинской части, транскрипты интервью.
Подводя итоги проведенного эмпирического исследования проблем военнослужащих и членов их семей, и на основании изученной литературы, посвященной положению военнослужащих и их потребностей в социальной поддержке, можно сделать следующие основные выводы.
Проблемы военнослужащих и их потребности в социальной поддержке, а именно: материального обеспечения, нерешенность вопросов с получением/предоставлением жилья, неудовлетворенность военнослужащих культурно-досуговой, спортивной сферами, недостаточная компетенция кадров правового отдела, неудовлетворенность работой военно-социальных кадров, проблемы в сфере трудоустройства и переподготовки военнослужащих и членов их семей, нуждаются в оперативном решении.
Важной в социальной работе с военнослужащими и членами их семей остается семейно-бытовая сфера. Данная сфера жизнедеятельности военнослужащих связана с удовлетворением их потребностей на семейном и бытовом уровне. Основными предметными факторами данной сферы являются жилищные и бытовые условия жизнедеятельности военнослужащих и членов их семей, обеспеченность всеми видами довольствия и др.
Актуальной является проблема организации и содержания культурно-досуговой сферы жизнедеятельности военнослужащих. Данная сфера связанна с удовлетворением их духовных потребностей и организацией их досуга. Особенности территориального расположения многих частей Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований других силовых ведомств, их удаленность от населенных пунктов создают значительные проблемы в реализации данных потребностей военнослужащего и членов его семьи.
Согласно планам Министерства Обороны РФ, дальнейшее развитие культурно-досуговой деятельности в Вооруженных Силах России предполагает строительство в военных городках многофункциональных культурных центров с библиотеками, актовыми залами и бассейнами; а на военных базах – организацию передвижных культурно-информационных центров, которые будут работать и как кинотеатры, и как виртуальные музеи и электронные библиотеки, и как пункты доступа в Интернет.
Сфера межличностного взаимодействия (социально-психологическая сфера) охватывает взаимодействие на формальном (служебном) и на неформальном уровне, усвоение и исполнение военнослужащими различных социальных ролевых функций, процесс их вхождения в новую социальную среду, в системы социальных связей и отношений между собой, с командным и подчиненным личным составом, с членами семьи и социальным окружением. При исследовании проблем данной сферы, можно сказать, что эти проблемы (особенно, неуставные отношения)привлекли к себе наименьшее внимание опрошенных офицеров. Что говорит о положительной динамике решения данных вопросов в последние годы.
Анализ системы социально-правовой защиты военнослужащих позволил предположить прямую зависимость социального благополучия военнослужащих и членов их семей от их социально-правовой защищенности. Деятельность государства по обеспечению социальной защиты выступает как одно из средств, гарантирующих военнослужащим реализацию их правового статуса, как необходимое условие действенности принимаемых законодательных решений. В настоящее сформирована разветвленная система прав, привилегий, льгот, полагающихся военнослужащим и членам их семей.
При определении содержания социальной работы с военнослужащими, были выявлены основные ее цели, методы и направления. Основной целью социальной работы является удовлетворение социальных потребностей военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, что будет способствовать укреплению обороноспособности страны и развитию человеческого капитала. Реализация данной цели возможна при строгом соблюдении законодательства о правах и льготах военнослужащих; при своевременном контроле за полным обеспечением военнослужащих всеми положенными видами и нормами довольствия; при достаточном индивидуальном и коллективном консультировании по социально-правовым вопросам.
Организаторская деятельность офицера по социальной работе и профилактике правонарушений заключается в том, чтобы в определенной ситуации, по отношению к конкретному человеку уметь избрать те методы и методику их использования, которые наиболее целесообразны, основными из них являются: диагностические, прогностические, правозащитные, организационные, предупредительно-профилактические, социально-медицинские, психологические, социально-бытовые, коммуникативные.
Основными направлениями социальной работы с военнослужащими являются следующие направления:
- правовое обучение и правовое воспитание личного состава и оказание ему помощи в разрешении социальных проблем;
- подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы социальной защиты военнослужащих и членов их семей;
- осуществление постоянного действенного контроля за полным доведением до военнослужащих установленных норм довольствия.
При разработке рекомендаций для руководства воинских частей по развитию социальной работы были отмечены проблемы, связанные с недостатками социальной инфраструктуры, и проблемы, имеющие материально-правовой характер.
Результаты исследований, проведенных в 2013 и 2018 годах, говорят о том, что в целом, несмотря на имеющиеся проблемы, видна положительная динамика в решении социальных проблем военнослужащих и членов их семей. Это свидетельствует об эффективном развитии системы социальной защиты военнослужащих, которая требовала решения комплексных задач: приведения денежного довольствия в соответствие с затраченным трудом, эффективного материального обеспечения и удовлетворения духовных потребностей военнослужащих, системы правовых гарантий и других задач.
Военно-социальная работа направлена на защиту законных прав военнослужащих, на удовлетворение их социальных потребностей, обеспечение достойного социально-правового положения и социально-психологического самочувствия. Решение этих задач является важным условием, обеспечивающим психологическую готовность военнослужащих к самоотверженному воинскому труду. И как отмечает президент Российской Федерации В.В.Путин, «достойное социальное положение военнослужащих – это не менее важный фактор в деле эффективного обеспечения обороны и безопасности, чем программа боевой подготовки или перевооружения армии и флота».
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юридическая литература, 1993.
2. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 25.11.2013). М.: КноРус, 2012. 64с. ISBN 978-5-406-02877-3.
3. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 22.07.2010 г.) // Российская газета. – 1998. – июнь – С. 5.
4. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах; уголовно-исполнительной системы, и их семей: федер. закон от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 02.07.2013). М.: Проспект, 2013. 32 с. ISBN 978-5-392-10108-5.
5. О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих : федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. - № 34. - ст. 3532.
6. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 25.12.2009 г.) // Российская газета. – 1999. – 23.07. – С.8.
7. О Военной доктрине Российской Федерации : Указ Президента РФ от 05.02.2010 г. № 146 // Собрание законодательства РФ. – 2010. - № 7. - ст. 724.
8. Об утверждении общевоинских уставов Вооружённых Сил Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007 г. - № 47. ст. 5749.
9. Об утверждении Положения о военных комиссариатах : Указ Президента РФ от 01.09.2007 № 1132 (ред. от 22.06.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 37. - ст. 4433.
10. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год от 17.02.2010 г. // Российская газета. – 2010. - № 115.
11. Комментарий к федеральному закону «О статусе военнослужащих». / Под общ.ред. О.Е. Кутафина. М.: Юрайт, 2003. 851с.
12. Приказ Минобрнауки РФ от 08.12.2009 № 709 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) «бакалавр»)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2010 № 16295).
13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред.от 23.04.2018) ( с изм. и доп., вст. в силу 01.05.2018).
14. Алиева Э.К. Реформирование вооружённых сил РФ: Социальный аспект / Э.К. Алиева // Представительная власть. – 2007. - № 2. – С. 36-39.
15. Антипьева, Н. В. Проблемы реализации законодательства о социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием, в отношении военнослужащих // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2010. - № 2. - С.99–10.
16. Арбатов А. В защиту прав человека в погонах / А. Арбатов. – М.: ЭПИцентр, Интеграл-Информ, 2003. – 111 с.
17. Байков Е.Е. Социально-правовая защита подчиненных - важнейшая забота командира // Закон и армия. – 2005. - № 5. – С. 13-15.
18. Балашов И. Народный контроль возвращается? // Красная звезда. - 2006.- № 2.-С.14-17.
19. Белов В.К. Судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, военной службе, статусе военнослужащих и об участии военных организаций в гражданских правоотношениях / В.К. Белов, К.В. Фатеев. - М.: За права военнослужащих, 2004. – 208 с.
20. Борисенко В. Судебная защита прав военнослужащих // Российская юстиция. - 2000. - № 5. - С. 26-58.
21. Большая психологическая энциклопедия. / Под ред. Н. Дубенюк. М.: ЭКСМО, 2007. 544 с.
22. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2007. 672 с. ISBN 978-5-93878-232-7.
23. Военно-историческая антропология: ежегодник / ред. Е.С. Синявская. - М.: РОССПЭН, 2008. – 463 с.
24. Гаврилов Ю. За квартирой - становись! // Российская газета. - 2005. - № 3732. – С.2.
25. Гаврилов Ю. Льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы / В.О. Гаврилов. – СПб.: Питер, 2004. - 464 с.
26. Гацко М.Ф. Проблемы реализации прав и социальных гарантий военнослужащих // Право в вооружённых силах. – 2006. - № 10. – С. 8-32.
27. Гацко М.Ф. Социально-правовые проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих // Стратегическая стабильность. - 2005. - № 2 (31). - С. 39 - 44.
28. Горелов А.А. Социология / А.А. Горелов. – М.: Эксмо, 2006. –496 с.
29. Герасимов А.В., Лоза Г.Г. Социальная защищенность военнослужащих. — М.: Норма 2006.
30. Даниленко И.С. Мирно-военная флуктуация общественных отношений. / И.С. Даниленко. // Военно-философский вестник. 2011. № 5. С. 55-62.
31. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга / О.В. Евтихов. – М.: Речь, 2005.-94с.
32. Жовнерчук И.Ю., Еремицкий И.В., Жовнерчук Е.В Особенности психического здоровья военнослужащих, несущих боевое дежурство. // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2014. № 1. С. 90-97.
33. Завражнов В.В., Железнова Е..Д. Возможности социальной работы с военнослужащими // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 748-751.
34. Зароченцев К.Д. Экспериментальная психология / К.Д. Зароченцев, А.И. Худяков – М.: Проспект, 2005. – 318 с.
35. Землин А.И. Порядок индексации пенсий за выслугу лет, назначаемых гражданам, уволенным с военной службы // Право в Вооружённых Силах. - 2005. - № 12. – С. 24.
36. Зубков Р. Минфин против военных пенсионеров // Военно-промышленный курьер. - 2005. - № 6 (73). С. 167-215.
37. Корякин В.М. Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей / В.М. Корякин. – М. : За право военнослужащих, 2005. – 92 с.
38. Корякин В.М. Военно-социальная работа в Вооружённых Силах Российской Федерации: вопросы теории и практики. / В.М. Корякин. М., 2004. 136 с.
39. Курбанов А.Х., Карлова Е.Н., Ворушилин Л.В. Идентификация характеристик военно-научного комплекса как социального института и особенности кадрового потенциала военной науки // Национальная безопасность / Nota bene. 2014. № 5. С. 670-675.
40. Клейберг Ю.А. «Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов/ Ю. А. Клейберг». — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М» 2001.
41. Липский И.А. Военно-социальная работа на уровне человека // Армия и общество. – 1998. № 1. – С. 195-223.
42. Митюрич Николаев А.Ю. Незакрытая рана России. // Красная звезда. 2003. 20 декабря. С. 4.
43. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. Учеб Пособие Никитин. — М.: 2002. — 236 с.
44. Озеров В.А. Проблемы законодательного регулирования формирования нового облика Вооруженных Сил России // Сибирский научный вестник. 2010. № 2. С. 100-105.
45. Пономарев Р.Ю. Организация военно-социальной работы среди военнослужащих и их семей в современной России // Экономика и социум: современные модели развития. 2011. № 1. С. 122-125
46. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. – М.: Речь, 2006. – 153 с.
47. Рыбчинский А.И. Законность и правопорядок в условиях военной реформы // Право в Вооруженных Силах. - 2004. № 6.
48. Семянищева П.А. Психологические ресурсы преодоления стресса в ситуации отраслевых организационных изменений (на контингенте военнослужащих) // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 1. С. 135-139.
49. Словарь-справочник по социальной работе / под ред. Е.И. Холостовой. М.:. Юристъ, 1997. 419 с. ISBN 5797500299.
50. Социальная работа: Теория и организация. Учебное пособие / ред. П.П. Украинец. – М.: ТетраСистемс, 2007. – 288 с.
51. Степанов В.Е. Психология / В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий – М.: Издательский дом Дашков и К, 2004. – 236 с.
52. Сурков Р.В. Социальная работа с военнослужащими: учебное пособие. / Р.В. Сурков, О.В. Шабанова, Т.А. Чертушкина. Ульяновск: УлГУ, 2011. 96 с.
53. Сыкеева И.Н. Особенности формирования партнерских отношений в ходе общественной деятельности специалиста по социальной работе с семьями военнослужащих // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 11 (111). С. 23-26.
54. Теория социальной работы: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Социальная работа». М.: Юрайт, 2012. 345 с. ISBN 978-5-9916-1492-4: 1500.
55. Тетерский С.В. Введение в социальную работу / С.В. Тетерский. – М.: Академический проект, 2006. – 494 с.
56. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учеб.пособие. / Под ред. проф. П.Д. Павленка. М.: ИНФРА-М, 2009. 379 с.
57. Фирсов М.В. История социальной работы / М.В. Фирсов. – М.: Академический проект, Константа, 2007. – 608 с.
58. Фирсов М.В. Технология социальной работы / М.В. Фирсов. – М.: Академический проект, 2007. – 428 с.
59. Холостова Е.И. Социальная работа / Е.И. Холостова – М.: Дашков и К, 2007. – 860 с.
60. Чертушкина Т.А. Проблема социальной адаптации военнослужащих, уволенных в запас, в профессиональной подготовке социальных работников. / Т.А. Чертушкина // Казанский педагогический журнал. Казань, 2013. № 1(96). С. 81-85. ISSN 1726-846.
61. Чертушкина Т.А. Теоретические и практические аспекты социальной работы с военнослужащими [Электронный ресурс] / Чертушкина Т.А., Шабанова О.В. Электрон.дан. Ульяновск: УлГУ, 2015.
62. Чихачёв М.В. Психологическая адаптация в исследованиях военных психологов // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 3. С. 268-272.
63. Шишканов А.Л. Проблемы социальной защиты военнослужащих. - М., 2005.
64. Шеенков О.А. Защита прав человека в погонах – одна из важнейших функций уполномоченного по правам человека. // Право в вооруженных силах. 2001. № 2. С. 26-29.
65. Шубина. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 1. С. 75-79.
Электронные ресурсы:
66. Сайт Министерства обороны РФ, военный электронный словарь URLhttp://sc.mil.ru/social/strategy.htm (дата обращения: 12.04.2018).
67. Сайт Министерства обороны Российская армия: социальные проблемы и способы их решения URLhttp://ens.mil.ru/science/sociological.htm (Дата обращения: 25.05.2018).
68. Статья 10 Федерального Закона от 27.05.1998 №76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) « О статусе военнослужащих» Интернет-издание КонсультантПлюс URLhttp://www.consultant.ru.htm( дата обращения: 12.04.2018).
69. Сайт Молодой ученый Завражнов В. В., Железнова Е. Д. Возможности социальной работы с военнослужащими // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 748-751. — URL https://moluch.ru/archive.htm (дата обращения: 12.04.2018).
70. Сайт информационной поддержки военнослужащих: Военсервис. РФ. Информационное обеспечение военнослужащих URL http://voenservice.ru/boevaya_podgotovka.htm( дата обращения: 12.04.2018).