Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5-7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Роль и сущность управления финансовой устойчивостью в системе финансового менеджмента предприятия 8-16
1.2 Факторы, влияющие на уровень финансовой устойчивости предприятия, и особенности управления финансовой устойчивостью 16-25
1.3 Показатели и методы оценки финансовой устойчивости предприятия 25-30
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ УФПС РБ - филиал ФГУП "Почта России" 31
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика деятельности УФПС РБ - филиал ФГУП "Почта России" 31-38
2.2 Анализ ликвидности и финансовой устойчивости УФПС РБ - филиал ФГУП "Почта России" 38-44
2.3 Оценка эффективности управления финансовой устойчивостью УФПС РБ - филиал ФГУП "Почта России" 44-49
3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 50
3.1 Предложения по управлению финансовой устойчивостью УФПС РБ - филиал ФГУП "Почта России" 50-62
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий 62-65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66-70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 71-72
ПРИЛОЖЕНИЯ 73-75
Финансовая устойчивость предприятия является одним из главных условий жизнедеятельности, развития и обеспечения высокого уровня конкурентоспособности предприятия. Именно финансовая устойчивость предприятия характеризует эффективность операционного, финансового и инвестиционного развития, содержит необходимую информацию для инвесторов, а также отображает способность предприятия отвечать по своим долговым обязательствам.
Финансовая устойчивость предусматривает способность предприятия сохранять заданный режим функционирования по важнейшим финансово - экономическим показателям. Данная категория характеризует уровень устойчивой работы предприятия, его способность обеспечить стабильные технико-экономические показатели и эффективно адаптироваться к изменениям во внешнем окружении и внутренней среде. Уровень финансовой устойчивости влияет и на возможности предприятия.
Определение уровня финансовой устойчивости принадлежит к наиболее важным экономическим проблемам, потому что недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствия средств для развития производства, а избыточная будет препятствовать развитию, формируя на предприятии лишние запасы и резервы.
Финансовая устойчивость связана с эффективностью производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Однако необходимо отметить, что устойчивость того или другого предприятия не всегда является следствием недостаточной эффективности его деятельности. Так, кризис может быть результатом недостаточно высокого уровня менеджмента, проявления влияния любых неблагоприятных факторов (например, неплатежеспособность покупателей, что трудно или невозможно было предусмотреть).
С позиции краткосрочной и долгосрочной перспективы финансовое состояние предприятия оценивается показателями финансовой устойчивости и платежеспособности, которые позволяют установить насколько рационально предприятие управляет собственными и заемными средствами, а также может ли оно своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам за счет текущих активов перед контрагентами. Поэтому точность анализа финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия является актуальным для избранной темы исследования.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый план успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате невыполнения плана по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и, как следствие, ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.
Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, оно имеет преимущество перед другими предприятиями того же профиля в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Наконец, оно не вступает в конфликты с государством и обществом, так как выплачивает своевременно налоги в бюджет, взносы в социальные фонды, заработную плату - рабочим, а банкам гарантирует возврат кредитов и уплату процентов по ним.
Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия позволяет инвесторам и партнерам по бизнесу определить финансовые возможности предприятия на перспективу, возможности его дальнейшего развития.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка предложений по усовершенствованию управления финансовой устойчивостью предприятия.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе поставлены следующие задачи:
• рассмотреть сущность понятия «финансовая устойчивость» предприятия, ее виды;
• исследовать факторы, которые влияют на уровень финансовой устойчивости предприятия;
• проанализировать показатели финансовой устойчивости предприятия;
• проанализировать ликвидность и платежеспособность предприятия;
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс управления финансовой устойчивостью предприятия.
Предмет выпускной квалификационной работы является финансовая устойчивость предприятия.
В процессе написания выпускной квалификационной работы были применены такие методы исследования, как сравнительный метод, аналитический метод, методы финансового анализа.
В качестве информационной базы выполнения работы выступают труды как отечественных ученых по рассматриваемой тематике, так и зарубежных ученых, периодические издания экономических журналов, различные информационные сайты. Также с целью осуществления аналитической работы была использована информация о финансовой отчетности УФПС РБ - филиал ФГУП "Почта России".
В выпускной квалификационной работе была проведена оценка финансовой устойчивости в условиях рынка дана характеристика структура и виды оказываемых услуг, представлен полный экономический анализ хозяйственной деятельности Управления Федеральной почтовой связи РБ, который включает в себя анализ показателей финансовой устойчивости предприятия, анализ ликвидности баланса, анализ эффективности использования ресурсов, анализ деловой активности.
Как показал анализ, проведенный во второй главе ВКР, УФПС РБ испытывает те же трудности, что и многие предприятия страны. Снизилась потребность в почтовых услугах, растут цены - все это развертывается на фоне снижения платежеспособности населения. И поэтому УФПС ведет поиск новых видов услуг, используя имеющийся производственный потенциал, что привело к необходимости создания: коммерческой службы, рекламного агентства, электронной почты, отдела по приему отправлений по системе EMS-Гарантпост (на Почтамте), нетрадиционных видов услуг, а также развитию торговли на почте и открытию магазинов, что позволит увеличить прибыльность и сохранить рабочие места. В целом Управление находится в зависимости от кредиторской задолженности и имеет большие трудности с погашением обязательств.
Можно отметить, что, несмотря на усилия, предпринимаемые УФПС РБ, и весьма ограниченную поддержку из федерального бюджета, общее финансовое состояние Управления Федеральной почтовой связи РБ является неустойчивым.
Выжить в таких условиях тяжело. На строгий учет взята каждая штатная единица. Объединяются рабочие места, работники переводятся на почасовую оплату труда. И не случайно перед УФПС РБ со всей остротой встала проблема снижения затрат и изыскания дополнительных доходов за счет развития нетрадиционных услуг, улучшения качества обслуживания населения.
В качестве мер по обеспечению прибыльности предприятия можно предложить совершенствование тарифной политики на услуги почтовой связи, активизацию работы по развитию таких нетрадиционных услуг, как: прием платы за электроэнергию и коммунальные услуги, перевозка грузов, реализация товаров народного потребления, развитие рекламной деятельности, а также расширение форм и методов распространения печати и сокращение основных непроизводственных расходов.
На поиск новых выгодных клиентов, сохранение «старых» крупных корпоративных клиентов, разработку и внедрение новых перспективных услуг должны быть направлены силы работников маркетинговых подразделений организаций почтовой связи как в УФПС так и в РУПС и почтамте. Также считаю, что нужно разумно подойти к развитию посылочной торговли (по предоплате, по системе наложенного платежа, по системе продаж по TV и т.д.), что позволит почте выполнять свойственные ей функции.
Пока еще слабо развита услуга по распространению рекламы, особенно адресной. Здесь - широкое поле деятельности, связанное с поиском клиентов, разработкой и изготовлением рекламы, изучения различных сегментов рынка для того, чтобы сделать рекламу более действенной и адресной. В этом деле особенно важно правильно подобрать базу данных, используя в полной мере имеющуюся в каждом регионе адресную информацию о предприятиях, организациях и жителях.
Реализация данных направлений позволит эффективно использовать существующую почтовую сеть, повысить экономические показатели работы УФПС РБ, такие как: прибыль, рентабельность, себестоимость.
В современных условиях управления предприятием необходимо быстро и своевременно реагировать на изменения происходящие, как внутри предприятия так и извне. Поскольку данная проблема неразрешима обычными мерами экономического и организационного воздействия, то на предприятии возникла необходимость использования АСУ.
По результатам проведенного анализа можно признать организацию работы в области функционирования АСУ на предприятие удовлетворительной. Так как на предприятии на 80% рабочие места обеспечены ПЭВМ, создана локальная вычислительная сеть (ЛВС) - 1 файл сервер и 10 рабочих станций (РС). Введен в действие абонентский узел сети «Релком» и внедрены АРМ «Документ», «Юрист», «Отдел инвестиций», «Бухгалтерия», «Плановый отдел».
Нужно также отметить, что в России создана законодательная база для деятельности в области почтовой связи. Были приняты законы о связи и фельдъегерской связи. В законе о связи сказано, что государственные учреждения почтовой связи, специальной связи и федеральной фельдъегерской связи образуют единую почтовую территорию для взаимного обмена почтовыми отправлениями.
Имея статус государственной службы с правом ведения хозяйственной деятельности, государственная почта России имеет возможность зарабатывать денежные средства на дополнительных услугах, коммерческой деятельности, что нам крайне необходимо в сложных сегодняшних экономических условиях, сопровождающихся падением объемов почты.
В результате разделения почты и электросвязи, получив полную хозяйственную самостоятельность, УФПС РБ может реально оценивать свое экономическое состояние и принимать соответствующие меры для выправления положения. Пройдя в течение последних пяти лет тяжелейшую “обкатку” рынком, сложнейшими процессами разделения почты и электросвязи и становления государственной почтовой службы, руководители всех уровней и рядовые почтовые работники приобрели опыт самостоятельного хозяйствования, опыт поиска и внедрения новых услуг, опыт выживания в новых рыночных условиях.
Дальнейшее развитие и расширение службы почтовой безопасности, деятельность которой должна распространиться на все регионы России и охватить как международную так и внутреннюю почту, позволит значительно поднять уровень сохранности почтовых отправлений, а значит и качество предоставляемых почтовых услуг.
Успешное решение стоящих перед Российской почтой задач и проблем возможно лишь при жесткой управляющей, технологической и производственной дисциплине, улучшении работы с клиентурой, создании маркетинговых служб на местах. Необходимо изменить сознание всех почтовых работников, чтобы каждый ясно понимал, что заработную плату не получают, а зарабатывают, и что есть только две альтернативы: или работник благодаря собственным усилиям и усилиям коллектива сохранит свое рабочее место, или его заменит представитель частной структуры, который умеет лучше работать с клиентом и готов предоставить ему более доступную и качественную услугу. В условиях цивилизованного свободного рынка, окончательное право выбора производителя товара или услуги, всегда остается за клиентом для которого мы и существуем, и за которого должны бороться.
Несмотря на серьезные препятствия в виде конкуренции на сегодняшнем рынке почтовых услуг и государственной регуляции, Почта продолжает предоставлять универсальные услуги, доступные всем без исключения, ни одна другая компания или корпорация, специализирующаяся на доставке сообщений не может сравниться с Почтовой Службой по количеству пунктов приема и доставки сообщений.
В условия возрастающей конкуренции необходимо разработать, утвердить и реализовать комплексную программу подготовки и переподготовки кадров почтовой связи. Следует активизировать работу по оснащению подразделений Службы безопасности почты техническими и транспортными средствами, а также по организации прямой связи между центром и региональными подразделениями Службы безопасности почты.
Необходимо продолжить активно внедрять новые информационные технологии почтовой связи, приступить к планомерной замене устаревших контрольно-кассовых машин почтовыми терминалами нового поколения. Я уверена, что почта может отвечать требованиям, предъявляемым к ней, и что она за рубежом нашего тысячелетия будет вносить важный вклад в развитие Российской экономики.
1. Федеральный Закон от 09.08.95 г. № 129-ФЗ «О почтовой связи» (принят Государственной Думой РФ 05.07.97 г.).
2. Постановление правительства РФ от 27.01.96 г. № 75 «Вопросы Федеральной Службы почтовой связи РФ».
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 22.11.96 г.. № 129-ФЗ (с изменениями).
4. Указ Президента РФ от 17.10.95 г. № 1043 (ред. от 09.07.97 г.). «О Федеральной Службе почтовой связи РФ».
5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утвержден Приказом Минфина РФ от 31.10.2015 г., № 94н. - Экономика и жизнь. 2015 г., № 46.
6. Положение о ГУ УФПС РБ. Утверждено Государственным Комитетом Удмуртской Республики по управлению государственным имуществом 21.05.93 г. решением № 96-Об и согласованным с Федеральным управлением почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации 28.04.93 г.
7. Почтовые правила. Москва. Радио и связи. 2014 г.
8. Бадаш Х.З. Экономика предприятия. М, 2014. 235 с.
9. Балаш Х.З. Организация производства на предприятии. 2014. 386 с.
10. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа. М: Инфра-М. 2011. 395 с.
11. Баканов М.И.Теория экономического анализа. М: Финансы и статистика, 2013. 274 с.
12. Ревентлоу, П. Экономика фирмы. М: Высшая школа, 2014. 348 с.
13. Микрюков, В.А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях. М: Инфра-М, 2015. 286 с.
14. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М: Новое издание, 2014. 374 с.
15. Основы рыночной экономики. Учеб. пособие /Под ред. Войтовского Н.В. и Клебанера В.Я. СПб. СЗПИ. 2012 г.
...