Женские образы в творчестве В.О. Пелевина
|
Введение 3
Глава 1. Внутренняя точка зрения: «Cвященная книга оборотня» 10
Глава 2. Внешняя точка зрения: «S.N.U.F.F.» 22
Глава 3. Совмещение внешней и внутренней точки зрения 33
3.1 «iPhuck 10» 33
3.2 «Ника» 39
3.3 «Акико» 41
Заключение 44
Библиография 47
Глава 1. Внутренняя точка зрения: «Cвященная книга оборотня» 10
Глава 2. Внешняя точка зрения: «S.N.U.F.F.» 22
Глава 3. Совмещение внешней и внутренней точки зрения 33
3.1 «iPhuck 10» 33
3.2 «Ника» 39
3.3 «Акико» 41
Заключение 44
Библиография 47
Творчество В. О. Пелевина всегда находилось под пристальным вниманием исследователей и критиков, особенно, в последние несколько лет, в течение которых писатель выпускает новый роман каждый год.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что В. О. Пелевин занимает важное место в современном литературном процессе, а вопрос функционирования женских персонажей на протяжении многих лет представлял большой интерес для литературоведов. В целом же персонажи в произведениях Пелевина обычно рассматриваются в троице автор-герой-читатель или же внимание уделяется отдельному типу персонажа.
Объектом выпускной квалификационной работы являются прозаические произведения Пелевина, а предметом – женские образы в них.
Материалом исследования послужили романы В. О. Пелевина «Священная книга оборотня» (2004), «S.N.U.F.F.» (2011) и «iPhuck10» (2017), а также рассказы «Ника» (1992) и «Акико» (2003). Данный выбор обусловлен наличием в этих произведениях действующих женских персонажей, являющихся субъектом повествования (как в «Священной книге оборотня» и частично в «iPhuck 10») и/или играющих важную роль в развитии сюжета («S.N.U.F.F.» и рассказы). Помимо этого, критиками неоднократно прослеживались связи (чаще всего в виде автореминисценций) между вышеупомянутыми романами.
Целью данного исследования является анализ женских образов в прозе В. О. Пелевина.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи.
а) проанализировать женских персонажей в произведениях В. О. Пелевина в соответствии со следующими доминантами, организующими единство литературного героя: имя, речевая характеристика, поведение (ценности, конфликты, мотивы, цели);
б) рассмотреть интертекстуальные связи пелевинских текстов с произведениями других писателей и проследить, какое влияние эти связи оказывают на конструирование женских образов у Пелевина;
в) проанализировать систему точек зрения в каждом из выбранных нами произведений Пелевина и выяснить, как меняется образ пелевинской героини в зависимости о того, какая точка зрения преобладает в тексте: внешняя или внутренняя;
г) Рассмотреть женских персонажей в контексте их взаимоотношений с другими персонажами (сюжетные линии, связанные с любовными и сексуальными отношениями).
При работе над данным исследованием использовались следующие методы: структурно-поэтический и интертекстуальный. Помимо этого, мы обращались к анализу точки зрения. Поскольку анализируются все уровни текста и приемы, мы использовали структурно-поэтический анализ. Так как для изучения выбранной нами темы важен набоковский интертекст, а также в силу специфики постмодернистской литературы, которая активно работает с интертекстом, одним из методов стал интертекстуальный. При анализе точки зрения мы будем опираться на принципы анализа, сформулированные Б.А. Успенским в книге «Поэтика композиции».
Романы «Священная книга оборотня» и «S.N.U.F.F.», а также рассказ «Ника» неоднократно становились объектами литературоведческого анализа, однако в фокусе исследователей чаще всего оказывались частные аспекты данных произведений (например, изучались тема оборотничества в «Священной книге оборотня», жанровая специфика романа «S.N.U.F.F.» и интертекстуальность рассказа «Ника»), тогда как проблема функционирования персонажей в целом оставалась на периферии. Попытка провести комплексное исследование концепции человека в романах В. Пелевина (среди которых присутствует и анализируемая в данной работе «Священная книга оборотня») была произведена в статье М. В. Безрукавой, однако выводы, к которым в итоге приходит автор, не кажутся нам убедительными: выбор материала (романы «Священная книга оборотня», «Ампир В» и «Т») для анализа ничем не обосновывается (кроме того, что все три романа вышли уже в новом веке), сама статья построена исключительно на пересказе сюжетов произведений, а один из финальных выводов о том, что «пелевинский человек» – это всегда «холодная, циничная сущность», полностью противоречит тому описанию героини, которое дается в романе «Священная книга оборотня».
Роман «iPhuck 10», который вышел в 2017 году и вызвал неоднозначную реакцию критиков, пока не становился объектом всестороннего литературоведческого анализа.
Прежде чем перейти к изучению женских образов и анализу женских персонажей, следует подробнее остановиться на том, какую трактовку имеет понятие «персонаж художественного произведения». Наряду с такими понятиями как «персонаж» и «герой» (героиня, в нашем случае), мы будем также использовать понятие «образ».
Ежи Фарино определяет персонажа как «любое лицо (с антропоморфными существами включительно), которое получает в произведении статус объекта описания (в литературном тексте)». По причине того, что роль и способ изображения персонажей в тексте могут быть различными, Фарино предлагает разделить персонажей на три группы: «персонажи-объекты» (имеют статус объектов данного произведения), «персонажи-изображения» (даются только как изображения, но сами в мире произведения появляются) и «отсутствующие персонажи» (только упоминаются в тексте).
В «Теории литературы» под ред. Н. Д. Тамарченко предлагается разграничивать понятия «образ», «персонаж», «характер» и «тип». Авторы различают также «персонажа» и «героя»: герой значим для развития сюжета, «без его участия не могут состояться основные сюжетные события» (курсив автора – А.А.). Помимо этого, «герой противостоит другим персонажам и как субъект высказываний, доминирующих в речевой структуре произведения». Особенно важным этот критерий является в произведениях эпистолярной, исповедальной или дневниковой формы. Именно к дневниковой форме часто обращается В.О. Пелевин в своих произведениях, однако она имеет свою специфику. Ю. Щербинина называет это «мантией мистификации» – «по-пелевенски завораживающие „тексты в текстах“». Так, например, «Священная книга оборотня» представляет собой найденные в одном из московских парков компьютерные файлы, а «iPhuck 10» – роман, написанный полицейским алгоритмом, место повествователя в котором занимают разные персонажи в различных его частях.
В произведениях Пелевина женщины нечасто выступают в роли повествователя. В данной работе мы постараемся ответить на вопрос, являются ли женские персонажи в прозе В.О.Пелевина героинями, по Тамарченко, не будучи при этом субъектом повествования. Так, например, в романах «S.N.U.F.F.» и (частично) «iPhuck 10» роль повествователя принадлежит мужчине, однако женские персонажи существенно влияют на сюжет произведения.
Во «Введении в литературоведение» под ред. Л.В. Чернец художественный образ определяется как «категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором (художником) какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами, объективированный в форме произведения как целого или его отдельных фрагментов, частей». Персонаж при этом – «вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении». Как отмечают В. А. Скиба и Л. В. Чернец, чаще всего литературный персонаж – это человек, однако в произведениях В. Пелевина главными героинями могут быть древняя лиса-оборотень, биосинтетическая машина, персонаж флеш-игры в стиле японской анимации и другие женские персонажи, которые так или иначе отличаются от среднестатистической женщины.
В работе Л. Я. Гинзбург «О литературном герое» говорится, что единство литературного героя – система, со своими организующими ее доминантами. К этим доминантам относятся, например, имя героя, его речь и поведение (ценности, конфликты, мотивы, цели). Именно эти доминанты будут рассмотрены и проанализированы в данной работе. Остановимся подробнее на каждой из них.
Имена, по Фарино, с одной стороны «помогают построить более или менее правдоподобную картину человеческих отношений, построить человеческий мир. С другой – уже как составные части этого мира, они награждаются моделирующей функцией». Имя также может функционировать на правах своеобразного эпитета. Имена героинь в произведениях Пелевина, с одной стороны, кажутся простыми – ассоциации с ними «лежат на поверхности», но если знать происхождение того или иного имени, или проследить, как оно функционирует в тексте, то можно увидеть «скрытые» смыслы, или, например, авторскую иронию. (например, так происходит в романах «Священная книга оборотня» и «iPhuck 10»)
Одним из главных средств характеристики персонажа выступает его портрет. Как замечает Л. А. Юркина, «в тех произведениях, где портрет присутствует, он становится одним из важных средств создания образа персонажа», несмотря на то, что «главный интерес к человеку в литературе сосредоточен не его внешнем облике, а на особенностях его внутреннего мира». Внешность может рассказать о социальном положении человека, его вкусах, привычках и свойствах характера. Помимо природных черт, другие могут характеризовать героя как члена общества или свидетельствовать о переживаемых эмоциях. Ежи Фарино отмечает: «Внешность человека – одно из самых интенсивных семиотических явлений любой культуры. Ни в каких обстоятельствах она не теряет своего знакового характера, хотя, с другой стороны, чаще всего она не поддается «прочтению», однозначному переводу на вербальные категории». В анализируемых в данной работе романах и рассказах портреты героинь представлены по-разному. Например, в «Священной книге оборотня» этому уделяется большое внимание, поскольку героиня является китайской лисой-оборотнем, отличающейся от обычных людей, и, рассказывая о себе, она описывает и объясняет всё до мельчайших подробностей. В рассказах «Ника» и «Акико», а также в романе «S.N.U.F.F.» внешность женских персонажей дается выборочно, деталями. В романе «iPhuck 10» портрет занимает не самое значительное место в повествовании, однако можно наблюдать, как трансформируется портрет одной и той же героини, когда сменяется точка зрения.
Помимо внешности, «особое место принадлежит внешней и внутренней речи действующих лиц». Именно прямая речь может быть достоверным свидетельством психологических состояний персонажа. Например, в романе «iPhuck 10» речь главной героини в полной мере отражает ее настроения, а отсутствие реплик у Ники в одноименном рассказе позволяет раскрыть задумку автора, желающего поиграть с читательским восприятием, раньше, чем это сделает сам автор.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что В. О. Пелевин занимает важное место в современном литературном процессе, а вопрос функционирования женских персонажей на протяжении многих лет представлял большой интерес для литературоведов. В целом же персонажи в произведениях Пелевина обычно рассматриваются в троице автор-герой-читатель или же внимание уделяется отдельному типу персонажа.
Объектом выпускной квалификационной работы являются прозаические произведения Пелевина, а предметом – женские образы в них.
Материалом исследования послужили романы В. О. Пелевина «Священная книга оборотня» (2004), «S.N.U.F.F.» (2011) и «iPhuck10» (2017), а также рассказы «Ника» (1992) и «Акико» (2003). Данный выбор обусловлен наличием в этих произведениях действующих женских персонажей, являющихся субъектом повествования (как в «Священной книге оборотня» и частично в «iPhuck 10») и/или играющих важную роль в развитии сюжета («S.N.U.F.F.» и рассказы). Помимо этого, критиками неоднократно прослеживались связи (чаще всего в виде автореминисценций) между вышеупомянутыми романами.
Целью данного исследования является анализ женских образов в прозе В. О. Пелевина.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи.
а) проанализировать женских персонажей в произведениях В. О. Пелевина в соответствии со следующими доминантами, организующими единство литературного героя: имя, речевая характеристика, поведение (ценности, конфликты, мотивы, цели);
б) рассмотреть интертекстуальные связи пелевинских текстов с произведениями других писателей и проследить, какое влияние эти связи оказывают на конструирование женских образов у Пелевина;
в) проанализировать систему точек зрения в каждом из выбранных нами произведений Пелевина и выяснить, как меняется образ пелевинской героини в зависимости о того, какая точка зрения преобладает в тексте: внешняя или внутренняя;
г) Рассмотреть женских персонажей в контексте их взаимоотношений с другими персонажами (сюжетные линии, связанные с любовными и сексуальными отношениями).
При работе над данным исследованием использовались следующие методы: структурно-поэтический и интертекстуальный. Помимо этого, мы обращались к анализу точки зрения. Поскольку анализируются все уровни текста и приемы, мы использовали структурно-поэтический анализ. Так как для изучения выбранной нами темы важен набоковский интертекст, а также в силу специфики постмодернистской литературы, которая активно работает с интертекстом, одним из методов стал интертекстуальный. При анализе точки зрения мы будем опираться на принципы анализа, сформулированные Б.А. Успенским в книге «Поэтика композиции».
Романы «Священная книга оборотня» и «S.N.U.F.F.», а также рассказ «Ника» неоднократно становились объектами литературоведческого анализа, однако в фокусе исследователей чаще всего оказывались частные аспекты данных произведений (например, изучались тема оборотничества в «Священной книге оборотня», жанровая специфика романа «S.N.U.F.F.» и интертекстуальность рассказа «Ника»), тогда как проблема функционирования персонажей в целом оставалась на периферии. Попытка провести комплексное исследование концепции человека в романах В. Пелевина (среди которых присутствует и анализируемая в данной работе «Священная книга оборотня») была произведена в статье М. В. Безрукавой, однако выводы, к которым в итоге приходит автор, не кажутся нам убедительными: выбор материала (романы «Священная книга оборотня», «Ампир В» и «Т») для анализа ничем не обосновывается (кроме того, что все три романа вышли уже в новом веке), сама статья построена исключительно на пересказе сюжетов произведений, а один из финальных выводов о том, что «пелевинский человек» – это всегда «холодная, циничная сущность», полностью противоречит тому описанию героини, которое дается в романе «Священная книга оборотня».
Роман «iPhuck 10», который вышел в 2017 году и вызвал неоднозначную реакцию критиков, пока не становился объектом всестороннего литературоведческого анализа.
Прежде чем перейти к изучению женских образов и анализу женских персонажей, следует подробнее остановиться на том, какую трактовку имеет понятие «персонаж художественного произведения». Наряду с такими понятиями как «персонаж» и «герой» (героиня, в нашем случае), мы будем также использовать понятие «образ».
Ежи Фарино определяет персонажа как «любое лицо (с антропоморфными существами включительно), которое получает в произведении статус объекта описания (в литературном тексте)». По причине того, что роль и способ изображения персонажей в тексте могут быть различными, Фарино предлагает разделить персонажей на три группы: «персонажи-объекты» (имеют статус объектов данного произведения), «персонажи-изображения» (даются только как изображения, но сами в мире произведения появляются) и «отсутствующие персонажи» (только упоминаются в тексте).
В «Теории литературы» под ред. Н. Д. Тамарченко предлагается разграничивать понятия «образ», «персонаж», «характер» и «тип». Авторы различают также «персонажа» и «героя»: герой значим для развития сюжета, «без его участия не могут состояться основные сюжетные события» (курсив автора – А.А.). Помимо этого, «герой противостоит другим персонажам и как субъект высказываний, доминирующих в речевой структуре произведения». Особенно важным этот критерий является в произведениях эпистолярной, исповедальной или дневниковой формы. Именно к дневниковой форме часто обращается В.О. Пелевин в своих произведениях, однако она имеет свою специфику. Ю. Щербинина называет это «мантией мистификации» – «по-пелевенски завораживающие „тексты в текстах“». Так, например, «Священная книга оборотня» представляет собой найденные в одном из московских парков компьютерные файлы, а «iPhuck 10» – роман, написанный полицейским алгоритмом, место повествователя в котором занимают разные персонажи в различных его частях.
В произведениях Пелевина женщины нечасто выступают в роли повествователя. В данной работе мы постараемся ответить на вопрос, являются ли женские персонажи в прозе В.О.Пелевина героинями, по Тамарченко, не будучи при этом субъектом повествования. Так, например, в романах «S.N.U.F.F.» и (частично) «iPhuck 10» роль повествователя принадлежит мужчине, однако женские персонажи существенно влияют на сюжет произведения.
Во «Введении в литературоведение» под ред. Л.В. Чернец художественный образ определяется как «категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором (художником) какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами, объективированный в форме произведения как целого или его отдельных фрагментов, частей». Персонаж при этом – «вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении». Как отмечают В. А. Скиба и Л. В. Чернец, чаще всего литературный персонаж – это человек, однако в произведениях В. Пелевина главными героинями могут быть древняя лиса-оборотень, биосинтетическая машина, персонаж флеш-игры в стиле японской анимации и другие женские персонажи, которые так или иначе отличаются от среднестатистической женщины.
В работе Л. Я. Гинзбург «О литературном герое» говорится, что единство литературного героя – система, со своими организующими ее доминантами. К этим доминантам относятся, например, имя героя, его речь и поведение (ценности, конфликты, мотивы, цели). Именно эти доминанты будут рассмотрены и проанализированы в данной работе. Остановимся подробнее на каждой из них.
Имена, по Фарино, с одной стороны «помогают построить более или менее правдоподобную картину человеческих отношений, построить человеческий мир. С другой – уже как составные части этого мира, они награждаются моделирующей функцией». Имя также может функционировать на правах своеобразного эпитета. Имена героинь в произведениях Пелевина, с одной стороны, кажутся простыми – ассоциации с ними «лежат на поверхности», но если знать происхождение того или иного имени, или проследить, как оно функционирует в тексте, то можно увидеть «скрытые» смыслы, или, например, авторскую иронию. (например, так происходит в романах «Священная книга оборотня» и «iPhuck 10»)
Одним из главных средств характеристики персонажа выступает его портрет. Как замечает Л. А. Юркина, «в тех произведениях, где портрет присутствует, он становится одним из важных средств создания образа персонажа», несмотря на то, что «главный интерес к человеку в литературе сосредоточен не его внешнем облике, а на особенностях его внутреннего мира». Внешность может рассказать о социальном положении человека, его вкусах, привычках и свойствах характера. Помимо природных черт, другие могут характеризовать героя как члена общества или свидетельствовать о переживаемых эмоциях. Ежи Фарино отмечает: «Внешность человека – одно из самых интенсивных семиотических явлений любой культуры. Ни в каких обстоятельствах она не теряет своего знакового характера, хотя, с другой стороны, чаще всего она не поддается «прочтению», однозначному переводу на вербальные категории». В анализируемых в данной работе романах и рассказах портреты героинь представлены по-разному. Например, в «Священной книге оборотня» этому уделяется большое внимание, поскольку героиня является китайской лисой-оборотнем, отличающейся от обычных людей, и, рассказывая о себе, она описывает и объясняет всё до мельчайших подробностей. В рассказах «Ника» и «Акико», а также в романе «S.N.U.F.F.» внешность женских персонажей дается выборочно, деталями. В романе «iPhuck 10» портрет занимает не самое значительное место в повествовании, однако можно наблюдать, как трансформируется портрет одной и той же героини, когда сменяется точка зрения.
Помимо внешности, «особое место принадлежит внешней и внутренней речи действующих лиц». Именно прямая речь может быть достоверным свидетельством психологических состояний персонажа. Например, в романе «iPhuck 10» речь главной героини в полной мере отражает ее настроения, а отсутствие реплик у Ники в одноименном рассказе позволяет раскрыть задумку автора, желающего поиграть с читательским восприятием, раньше, чем это сделает сам автор.
Значимые женские образы в творчестве В. О. Пелевина – на первый взгляд, нечастое явление. Во многих произведениях роль повествователя отдана именно мужскому персонажу, чья не всегда объективная (как, например, в романе «iPhuck 10») оценка окрашивает всё повествование. На самом же деле, женщины (в том или ином виде) играют очень важную роль в текстах автора.
Проанализировав романы В. О. Пелевина «Священная книга оборотня», «S.N.U.F.F.» и «iPhuck 10» и рассказы «Ника» и «Акико», мы пришли к следующим выводам.
Практически все важные для сюжета и повествования женские образы, конструируемые Пелевиным, отличаются от обычных женщин. В анализируемых нами произведениях это древняя китайская лиса-оборотень, биосинтетическая машина (которую почти невозможно отличить от настоящей женщины), «баба с яйцами», компьютерный алгоритм, кошка и компьютерная анимация. Автор прибегает к этому приему по разным причинам. Во-первых, конечно, подобные трансформации выполняют сюжетообразующую функцию. Во-вторых, делая подобных персонажей именно женскими, автор получает возможность «законно» ввести в повествование рассуждения о женщинах, с которыми обычно сравниваются его героини. Интересно отметить, что настоящие женщины в подобных рассуждениях оцениваются повествователями по-разному: сочувствующая женщинам А Хули и считающий их «резиновыми куклами» Дамилола Карпов.
Пелевин в полной мере пользуется «писательским арсеналом» приемов, уделяя внимание каждой мелочи при описании героинь. Важное место в нем занимают имена женских персонажей, которые помогают в полной мере раскрыть характер героинь, а иногда даже являются подсказками к сюжетным поворотам произведения;
Интертекстуальность в произведениях автора (в частности – связь с романом В. В. Набокова «Лолита») помогает, во-первых, в создании образа нимфеток, на которых так похожи почти все (только Мара и Жанна из «iPhuck 10» не выглядят как юные девушки-соблазнительницы) героини романов и рассказов В. О. Пелевина. Во-вторых, подобные связи устанавливают связь с литературой прошлого времени. Помимо этого, обращаясь к прошлому читательскому опыту, автор открывает для себя возможность обвести читателя вокруг пальца, что, например, происходит в рассказе «Ника», где аллюзия на «Легкое дыхание» Бунина сразу создает «неправильный» образ героини.
Важной для описания женских персонажей в произведениях Пелевина становится точка зрения, с которой показана героиня. Именно она формирует у читателя определенный образ, от нее зависит оценка внешности, характера и поступков героини.
Все героини анализируемых романов и рассказов представляют либо любовный интерес для других персонажей (не всегда мужских, как, например, в романе «iPhuck 10») или являются объектом сексуального желания, что в процессе движения сюжета может раскрыть их с других, ранее не открытых читателю, сторон. При этом Пелевин очень по-разному изображает любовь – наряду с чистым, сильным и настоящим чувством лисы А Хули в романе «Священная книга оборотня», автор также показывает и жестокую и хладнокровную Мару, способную отказаться от отношений ради своей выгоды и совершенно безразличную Нику.
Подводя итог работы, можно отметить тенденцию в изображении женских персонажей у Пелевина: не_человек, который, скорее всего, выглядит (или читателю кажется, что выглядит) как прекрасная внешне девушка четырнадцати-шестнадцати лет, хитрая, склонная к манипуляциям, зачастую с властным характером. И только героиня «Священной книги оборотня» А Хули не соответствует этой тенденции. Это могло бы быть связано с ее внутренней точкой зрения на протяжении всего повествования, однако этот же прием не формирует у читателя положительной оценки Мары в «iPhuck 10», когда повествовательницей становится она.
Проанализировав романы В. О. Пелевина «Священная книга оборотня», «S.N.U.F.F.» и «iPhuck 10» и рассказы «Ника» и «Акико», мы пришли к следующим выводам.
Практически все важные для сюжета и повествования женские образы, конструируемые Пелевиным, отличаются от обычных женщин. В анализируемых нами произведениях это древняя китайская лиса-оборотень, биосинтетическая машина (которую почти невозможно отличить от настоящей женщины), «баба с яйцами», компьютерный алгоритм, кошка и компьютерная анимация. Автор прибегает к этому приему по разным причинам. Во-первых, конечно, подобные трансформации выполняют сюжетообразующую функцию. Во-вторых, делая подобных персонажей именно женскими, автор получает возможность «законно» ввести в повествование рассуждения о женщинах, с которыми обычно сравниваются его героини. Интересно отметить, что настоящие женщины в подобных рассуждениях оцениваются повествователями по-разному: сочувствующая женщинам А Хули и считающий их «резиновыми куклами» Дамилола Карпов.
Пелевин в полной мере пользуется «писательским арсеналом» приемов, уделяя внимание каждой мелочи при описании героинь. Важное место в нем занимают имена женских персонажей, которые помогают в полной мере раскрыть характер героинь, а иногда даже являются подсказками к сюжетным поворотам произведения;
Интертекстуальность в произведениях автора (в частности – связь с романом В. В. Набокова «Лолита») помогает, во-первых, в создании образа нимфеток, на которых так похожи почти все (только Мара и Жанна из «iPhuck 10» не выглядят как юные девушки-соблазнительницы) героини романов и рассказов В. О. Пелевина. Во-вторых, подобные связи устанавливают связь с литературой прошлого времени. Помимо этого, обращаясь к прошлому читательскому опыту, автор открывает для себя возможность обвести читателя вокруг пальца, что, например, происходит в рассказе «Ника», где аллюзия на «Легкое дыхание» Бунина сразу создает «неправильный» образ героини.
Важной для описания женских персонажей в произведениях Пелевина становится точка зрения, с которой показана героиня. Именно она формирует у читателя определенный образ, от нее зависит оценка внешности, характера и поступков героини.
Все героини анализируемых романов и рассказов представляют либо любовный интерес для других персонажей (не всегда мужских, как, например, в романе «iPhuck 10») или являются объектом сексуального желания, что в процессе движения сюжета может раскрыть их с других, ранее не открытых читателю, сторон. При этом Пелевин очень по-разному изображает любовь – наряду с чистым, сильным и настоящим чувством лисы А Хули в романе «Священная книга оборотня», автор также показывает и жестокую и хладнокровную Мару, способную отказаться от отношений ради своей выгоды и совершенно безразличную Нику.
Подводя итог работы, можно отметить тенденцию в изображении женских персонажей у Пелевина: не_человек, который, скорее всего, выглядит (или читателю кажется, что выглядит) как прекрасная внешне девушка четырнадцати-шестнадцати лет, хитрая, склонная к манипуляциям, зачастую с властным характером. И только героиня «Священной книги оборотня» А Хули не соответствует этой тенденции. Это могло бы быть связано с ее внутренней точкой зрения на протяжении всего повествования, однако этот же прием не формирует у читателя положительной оценки Мары в «iPhuck 10», когда повествовательницей становится она.
Подобные работы
- Индийские мотивы в русской литературе XX века
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - Индийские мотивы в русской литературе XX века
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РЕЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В КИТАЙСКОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2017 - СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВЕКА)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РЕЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСТВА Н.В. ГОГОЛЯ В ИТАЛЬЯНСКОМ НЕОРЕАЛИСТИЧЕСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ: «IL САРРОТТО» («ШИНЕЛЬ») А. ЛАТТУАДЫ И «GLI ANNI RUGGENTI» («РЕВУЩИЕ ГОДЫ») Л. ДЗАМПЫ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2020 - Тип героя-маргинала в поэме В. Ерофеева «Москва-Петушки» и повести С. Довлатова «Заповедник»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2016 - Жаргонная лексика в творчестве В. Шаламова
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО В РОМАНЕ В.С. МАКАНИНА «АНДЕГРАУНД, ИЛИ ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2016 - АНТИЧНЫЕ АЛЛЮЗИИ И РЕМИНИСЦЕНЦИИ В РОМАНЕ Ю. БУЙДЫ «САДЫ ВИВЕРНЫ»
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2025



