Аннотация 1
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Понятие стратегии, ее сущность 8
1.2. Классификации стратегий 13
1.3. Процесс разработки стратегии, методы и этапы 19
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ДИНАМИКА ИНТЕР ЛАЙН» 28
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия 28
2.2. Анализ внутренней и внешней среды предприятия 34
2.3. Анализ финансово-экономических показателей и перспективы развития предприятия 47
Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ООО «ДИНАМИКА ИНТЕР ЛАЙН» 56
3.1. Формирование плана мероприятий по стратегии развития ООО «Динамика Интер Лайн» 56
3.2. Расчет эффективности основных мероприятий стратегии развития ООО «Динамика Интер Лайн» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность выбранной темы состоит в том, что изменение среды, в которой работает предприятие в условиях рыночной экономики, вынуждает предприятие приспосабливаться к новым условиям, т.е. формировать свою стратегию. Рост интенсивности производства, максимальное использование финансовых, трудовых ресурсов, определяет необходимость разработки стратегии развития предприятия
Практика показывает, что любые навязанные извне наработки стратегии развития предприятия, включая чей-то передовой опыт или предложение какой-либо консультационной фирмы, не приносят желаемых результатов. Это объясняется тем, что направление стратегии и ее детализация должны быть инициированы менеджерами данного предприятия. В процесс разработки стратегии реформирования предприятия включаются все руководители высшего звена и ключевые менеджеры среднего звена управления. Лишь в этом случае каждый менеджер почувствует и оценит свое место в процессе будущих преобразований. Необходимой предпосылкой успеха является определение цели. Цели должны быть реальными, мотивированными и логически построенными. Они безусловно должны соответствовать особенностям, возможностям и опыту предприятия. Основной принцип формирования стратегии развития во внешней среде - максимальное использование сильных сторон предприятия, обеспечивающих преимущества перед конкурентами (активная маркетинговая политика).
Основной принцип формирования стратегии развития внутренней среды - максимальное использование внутренних резервов предприятия и последовательное устранение слабых сторон, являющихся наиболее «узкими местами» на пути достижения целей.
Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчета и выбора альтернатив. Стратегии предприятий должны быть построены по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная - несколько на различных уровнях действия. Стратегический план должен содержать не только цели, но и направление действий для эффективного освоения рынка, завоевания его, стратегию развития спроса на новый товар. Основной этап при разработке стратегического плана - это стратегический анализ развития рынка. Такой анализ дает возможность оценить возможности фирмы, спланировать ресурсы, приспособиться к новым условиям внешней среды. На основе этого анализа и должна происходить разработка стратегического плана.
Стратегический анализ, как важный этап составления плана, изучает внутреннюю и внешнюю среду предприятия. В ходе анализа рассматриваются такие факторы, как конкуренция на новом рынке и общие условия в выбранной отрасли. С другой стороны рассматриваются внутренние факторы такие, как конкурентоспособность, сильные и слабые стороны фирмы. В ходе планирования необходимо выяснить не только ситуацию на рынке на конкретный момент развития, т.е. его текущие состояние, но и будущее его развитие, перспективу отрасли, прогноз на несколько кварталов вперед, однако не более, чем на полтора года.
Актуальность вопросов формирования стратегии развития предприятия обусловлена также значительным интересом и вниманием к теоретическим и практическим аспектам данной проблемы. Особенности стратегии развития и стратегического планирования раскрыты в работах А.В. Андрейчикова, Ю.П. Анисимова, В.П. Бычкова, К.Ю. Курилова, А.В. Курлыковой, С.К. Плисова, А.Б. Савченко, А.Ю. Циркаева и др. Большой вклад в изучение методологии разработки стратегии развития внесли такие авторы, как А.В. Болденков, А. Жемчугов, С.В. Раевскийи и др.
Объектом данной выпускной квалификационной работы является ООО «Динамика Интер Лайн».
Предметом данного исследования является методология разработки стратегия развития предприятия.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка стратегии развития предприятия.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
• раскрыть понятие стратегии, ее сущность;
• рассмотреть классификации стратегий;
• показать процесс разработки стратегии, методы и этапы;
• дать общую характеристику деятельности ООО «Динамика Интер Лайн»;
• проанализировать внутреннюю и внешнюю среду предприятия;
• провести анализ финансово-экономических показателей и перспективы развития предприятия;
• разработать план мероприятий по стратегии развития ООО «Динамика Интер Лайн»;
• рассчитать эффективность основных мероприятий стратегии развития ООО «Динамика Интер Лайн».
В работе использовались следующие методы: анализ сравнительный, системный, структурный; синтез; методы качественной обработки эмпирических данных, такие как классификация, дифференциация, общенаучные методы стратегического и оперативного управления.
В самом общем виде стратегия - это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочное перспективе должно привести ее к цели, обеспечивает выполнение миссии организации. Такое понимание стратегии справедливо только при рассмотрении верхнего уровня организации. Для более низкого уровня иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для высокого уровня она является средством.
Стратегические решения (в широком смысле этого слова) лежат в основе стратегий предприятия. Сама же стратегия предприятия тем самым должна представлять собой как бы каркас, на котором базируются конкретные задания, решения по отдельным вопросам функционирования предприятия. Стратегия предприятия строится на принципах непрерывной адаптации к изменяющимся условиям
Перед выходом на рынок со стратегией развития фирма должна представлять позиции конкурентов, свои возможности и определить сферу, в которой будет происходить борьба с конкурентами.
При формировании стратегии важно учитывать четыре направления.
1. Перспективы развития спроса и внешней маркетинговой среды (спрос, запросы потребителя, товародвижение и т.д.).
2. Основные конкуренты, особенности конкурентной борьбы, стратегическое направление их деятельности.
3. Ресурсы и возможности организации, ее сильные стороны, помогающие в конкурентной борьбе.
4. Концепция развития компании, ее цели и задачи в рамках стратегии и планов.
Анализ хозяйственно-экономических показателей ООО «Динамика Интер Лайн» выявил рост оборотных средств у предприятия. Это говорит об увеличении производственного потенциала предприятия, его деятельности. В ООО «Динамика Интер Лайн» произошло уменьшение собственных оборотных средств, наблюдается нарушение пропорционального долевого участия собственных и заемных источников их формирования в абсолютном изменении имущества. В результате предприятие не обеспечено собственными оборотными средствами. Анализ показал, что оно не имеет абсолютной ликвидности.
На рынке таможенных представителей существует серьезная конкуренция. Рынок поделен между очень крупными компаниями, оказывающих комплекс услуг и между мелкими предприятиями, специализирующихся на отдельных таможенных услугах малым предприятиям. ООО «Динамика Интер Лайн» относится ко второму типу предприятий.
На основании проведенного анализа были сделаны выводы о том, что предприятие столкнулось со следующими основными проблемами.
1. Слабая известность фирмы.
2. Низкая прибыльность, необеспеченность собственным капиталом.
3. Узкий ассортимент предлагаемых услуг.
4. Отсутствие маркетинговой деятельности.
5. Недостаточное качество услуг.
6. Высокая текучесть кадров.
7. Отсутствие социальных гарантий.
В настоящее время назрела необходимость для предприятия выбрать стратегию развитию на ближайший год в сложных условиях кризиса. Такой период обусловлен тем, что в условиях кризиса важно быстро реагировать на вновь появляющиеся угрозы и вновь возникающие возможности, для долгосрочного же планирования необходим более глубокий анализ ситуации и состояния рынка, что в данных условиях нецелесообразно. Поэтому основное внимание уделено оперативной оценке рыночной ситуации и текущего состояния компании, детальной оценке продуктового портфеля и планированию усилий по укреплению основного капитала компании - квалифицированного персонала.
В целом, ООО «Динамика Интер Лайн» имеет очень хорошие шансы не только сохранить бизнес, но и значительно его расширить. Поэтому для ООО «Динамика Интер Лайн» предпочтительна не стратегия выживания и сокращения затрат, а стратегия развития и захвата рынка за счет расширения каталога услуг, предоставления услуг более высокого качества и с максимальной прозрачностью.
Стратегию ООО «Динамика Интер Лайн» в настоящее время можно сформулировать как активное развитие путем укрепления положения компании на рынке за счет совершенствования деятельности и совершенствования процесса работы с клиентами.
Основными направлениями деятельности для предприятия определены следующие.
1. Развитие маркетинговой деятельности.
2. Развитие и внедрение дополнительных видов таможенных услуг.
3. Совершенствование работы с клиентами.
4. Обучение и развитие персонала, совершенствование системы мотивации персонала
Годовой экономический эффект от предложенных мероприятий составит 1839 тыс. руб. Эффективность рекомендаций составит 1,76 рубля на каждый вложенный рубль.
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // СПС Консультант Бизнес: Версия Проф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС Консультант Бизнес: Версия Проф. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. Андрейчиков А.В. Стратегический менеджмент в инновационных организациях: Учебник. М.: Инфра-М, 2016. - 396 с.
4. Анисимов Ю.П., Бычков В.П., Куксова И.В. Менеджмент инноваций: Учебное пособие. М. Инфра-М, 2015. - 148 с.
5. Болденков А.В. Анализ методов управления конкурентоспособностью на предприятиях // Регулирование инновационных и интеграционных процессов в российской экономике: проблемы, механизмы, перспективы: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза, МНИЦ ПГСХА. - 2015. - С. 11-14.
6. Грибов В.Д. Менеджмент: Учебное пособие. М.: КноРус, 2016. - 280 с.
7. Жемчугов А. Цель предприятия и стратегия ее достижения: концептуальные основы // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 5. - С. 75-80.
8. Карпов А.А. Проблемы развития инновационно активных предприятий в современных условиях // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №11. - С.34-37.
9. Курилов К.Ю. Финансовая стратегия предприятия, содержание и основные компоненты // Аудит и финансовый анализ. - 2014. - № 2. - С. 265-271.
10. Курлыкова А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: РИОР, 2016. - 176 с.
11. Лутовинов П.П. Управление стратегией экономической устойчивости предприятия // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 4 (289). - С. 13 - 22.
12. Менеджмент Учебное пособие / под ред. М. Разу. М.: КноРус 2016. - 320 с.
13. Ноговицына О.С. Системы оценки инновационной активности промышленных предприятий // Вопросы новой экономики. - 2015. - № 2 (34). - С. 66-71
14. Плисов С.К. Основные стратегии поведения организаций в условиях отраслевой конкурентной среды // Российское предпринимательство. - 2014. - № 10 (256). - С. 71-77.
15. Раевский С.В. Выработка управленческих решений в процессе формирования стратегии развития промышленных предприятий // Инновации и инвестиции. - 2015. - № 6. - С. 99-101.
...